Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы вступления Эфиопии в вто'

Проблемы и перспективы вступления Эфиопии в вто Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1641
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЭФИОПИЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / DEVELOPING COUNTRIES / ETHIOPIA / WORLD TRADE ORGANIZATION / INDUSTRIAL POLICY / GLOBALIZATION OF WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эндале Абебе Хабте

Статья посвящена анализу проблем и перспектив присоединения Эфиопии к ВТО. Рассматриваются преимущества и трудности этого процесса, затраты и выгоды. Автор учитывает то обстоятельство, что страна находится на начальном этапе своего индустриального развития. Наименее развитые страны должны делать упор на индустриализацию экономики. Общий вывод состоит в том, что для наименее развитых стран, включая Эфиопию, членство в ВТО может иметь отрицательные последствия для их экономического развития в краткосрочной и среднесрочной перспективе и положительные в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospective for Ethiopia's Joining WTO

The article is devoted to the analysis of problems and prospective of Ethiopia's joining WTO. The advantages and disadvantages of the process, its costs and benefits are considered. The author takes into account that the country is in the stage of infant industrialization of its economic development. One of the paper's conclusions is that the industrialization of their economy is of vital necessity for least developed countries, which should be taken into account in their aspiration to become WTO members. The general conclusion is that WTO membership of least developed countries including Ethiopia may have a negative consequence in the short and medium term and positive consequence in the long-term development.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы вступления Эфиопии в вто»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ ЭФИОПИИ В ВТО

Эндале Абебе Хабте

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу проблем и перспектив присоединения Эфиопии к ВТО. Рассматриваются преимущества и трудности этого процесса, затраты и выгоды. Автор учитывает то обстоятельство, что страна находится на начальном этапе своего индустриального развития. Наименее развитые страны должны делать упор на индустриализацию экономики. Общий вывод состоит в том, что для наименее развитых стран, включая Эфиопию, членство в ВТО может иметь отрицательные последствия для их экономического развития в краткосрочной и среднесрочной перспективе и положительные в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: развивающиеся страны, Эфиопия, Всемирная торговая организация, промышленная политика, глобализация мировой экономики.

В современном мире центр тяжести в международных экономических отношениях сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, важнейшую роль в этом процессе играет ВТО. Подавляющее большинство стран мира входит в универсальную систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО.

Начиная с 1992 г. в экономике Эфиопии осуществлялись кардинальные системные преобразования, позволяющие говорить о формировании рыночной экономики. Переход к рыночному экономическому механизму, либерализация внешнеэкономической деятельности создали новый механизм внешней торговли, совместимый с принципами и правилами ВТО. В конце 1990-х гг. Эфиопия подала заявку на вступление в ВТО.

Участие Эфиопии в региональных интеграционных группировках. В настоящее время страна является членом региональных ассоциаций, таких как Общий рынок Восточной и Южной Африки (ОРВЮА) и недавно сформированная международная организация «Новое Партнерство для Развития Африки» (НПРА). Внешнеэкономические связи Эфиопии регулируются также различными двусторонними и многосторонними международными соглашениями. Например, экономические отношения с США развиваются в рамках действующего с 2000 г. американского «Закона об экономическом росте и возможностях для Африки» (ЗЭРВА) [1]. Внешнеэкономическое сотрудничество с Европейском Союзом (ЕС) регулируется Договором об экономическом партнерстве, заключаемым ЕС со странами Африки, Карибского и Тихоокеанского региона в рамках Ломейской конвенции. Самое важное из них — соглашение о членстве в (ОРВЮА) [2].

Эфиопия — член Общего рынка Восточной и Южной Африки, но полностью еще не включена в его систему. Для этого требуется дальнейшая реализация стратегии постепенной либерализации внешней торговли. В соглашении о развитии

ОРВЮА первым этапом является введение свободной торговли, учреждение Ассоциации свободной торговли. При этом предполагается устранение тарифов и нетарифных барьеров в торговле товарами, произведенными в пределах государств — членах ОРВЮА. Развитие свободной торговли, как ожидается, создаст возможности перехода к Таможенному союзу. В рамках этой договоренности общие тарифы и нетарифные меры по отношению к импортируемым товарам из стран, не являющихся членом ОРВЮА, вводятся во всех государствах — членах интеграционной группировки. В дальнейшем Таможенный союз развивается в направлении к Общему рынку, где существует не только свободная торговля товарами, но и свободная торговля услугами, а также свободное движение таких факторов производства, как рабочая сила и капитал.

Развитие внешнеэкономических связей восточно- и южноафриканских стран в рамках региональной интеграционной группировки ОРВЮА не только обеспечивает относительно равные условия развития, но и дает лучшие возможности вести переговоры о более справедливых условиях внешней торговли развивающихся стран. Дальнейшее развитие ОРВЮА и других интеграционных объединений Африки в перспективе делает возможным формирование экономического союза в рамках всего континента.

Условия присоединения к ВТО и проблема индустриализации развивающихся стран. Вместе с тем африканские страны стремятся также стать и членами ВТО. Эта международная организация является глобальной по своему характеру, влияет на внешнеэкономическую политику каждой из стран — членов ВТО, а также на развитие региональных международных объединений. ВТО имеет возможность оказывать давление на развивающиеся страны, воздействовать на экономическое развитие в сторону формирования их узкой специализации, что не способствует гармоничному и равностороннему развитию этих стран.

Условия вступления в ВТО сформированы под решающим воздействием экономически более развитых стран. Поэтому многие из этих условий, на наш взгляд, трудновыполнимы. Они являются своего рода нетарифными барьерами, препятствующими экспорту развивающихся стран в развитые страны. В частности, это санитарные стандарты, стандарты фитосанитарии для продуктов питания, стандарты в области трудовых отношений, в сфере охраны окружающей среды, правила прохождения таможни и т.д.

Важной проблемой при обсуждении плюсов и минусов вступления развивающихся стран в ВТО является проблема их индустриального развития. Присоединение к ВТО облегчает доступ к глобальным рынкам, но не способствует гармоничному экономическому развитию этих стран. Возникает противоречие между условиями вступления в ВТО и промышленной стратегией развивающихся стран. Именно эта стратегия является движущей силой их индустриализации.

О неблагоприятных для развивающихся стран аспектах присоединения к ВТО пишут многие известные экономисты. Например, Д. Родрик отмечает: «Что является поразительным — то, что система ГАТТ была намного более благоприятна для развития, чем система ВТО, в значительной степени потому, что развивающиеся страны были свободны сделать то, что они хотели в системе ГАТТ. Если

вы посмотрите на все успешные страны, в то время, когда были достигнуты их основные успехи, они были сделаны или под системой ГАТТ или, во всяком случае, те страны не были членами ВТО как Китай и Вьетнам, или те страны в основном играли по правилам ГАТТ, а не правилам ВТО» [3].

При вступлении в ВТО развивающиеся страны требуют большего простора для осуществления политики индустриализации, в том числе и в тех случаях, когда эта политика вступает в противоречие с правилами ВТО. Реализация промышленной политики должна быть предпосылкой для их присоединения к этой организации. Другими словами, программы индустриализации развивающихся стран являются для них приоритетными.

В настоящее время правила ВТО не являются устоявшимися. Дохийская декларация подтвердила, что соглашения, существовавшие до Сиэтла, подлежат пересмотру и что условия вступления в ВТО для развивающихся стран также должны быть пересмотрены [4]. Это необходимо сделать для того, чтобы их присоединение к ВТО было более эффективным и не создавало тех проблем, с которыми они столкнулись в прошлом. В этом случае существует вероятность того, что развивающиеся страны смогут осуществлять свою промышленную политику в собственных интересах и в рамках ВТО. Сегодня же реализация такой политики сталкивается с огромными трудностями как экономического, так и технического характера, требует огромных затрат.

Преимущества и трудности присоединения Эфиопии к ВТО. Проблема выбора между реализацией промышленной стратегии и присоединением к ВТО встает и перед Эфиопией. Решение подать заявление о намерении вступить в ВТО было принято, в частности и под воздействием неэкономических факторов. После этого по рекомендации Мирового банка и МВФ правительство осуществило ряд мер, направленных на выполнение ряда условий ВТО, включая существенное сокращение тарифов и отмену нетарифных барьеров. Импортные тарифы в среднем были сокращены до 17,5% (минимум) и 35% (максимум) [5]. В докладе Мирового банка отмечается, что Эфиопия «уже начала реформы, которые являются совместимыми с правилами ВТО» [6].

Ожидается, что выгоды от присоединения Эфиопии к ВТО возникнут в результате открывшегося доступа эфиопских товаров на рынки развитых стран. Однако есть проблемы, которые порождают сомнения в реальности этих возможных выгод. Во-первых, Эфиопия является поставщиком сельскохозяйственного сырья и вынуждена будет конкурировать с другими поставщиками. Во-вторых, либерализация внешней торговли коснется и сельскохозяйственной продукции из развитых стран, поставляемой на эфиопский рынок. Кроме этого в условиях Эфиопии существует вероятность того, что страна не сможет регулярно поставлять требуемые объемы сельскохозяйственной продукции на экспортные рынки в связи с часто повторяющейся засухой. Необходимо также иметь в виду, что поступления от сельскохозяйственного экспорта подвержены существенным колебаниям из-за колебаний мировых цен на сельскохозяйственное сырье. Таким образом, возможные выгоды от либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией выглядят преувеличенными.

Краткосрочные выгоды от предполагаемого поспешного союза Эфиопии с ВТО выглядят незначительными по сравнению с возможным исчезновением некоторых отраслей национальной промышленности в результате либерализации внешней торговли и усиления конкуренции на внутреннем рынке. Возможная деиндустриализация страны тесно связана с углублением проблемы бедности в Эфиопии.

Выгодой от участия в ВТО в долгосрочной перспективе представляется повышение открытости торговой политики государств — членов ВТО. ВТО предусматривает различные механизмы, которые обеспечивают транспарентность, открытость национального законодательства, регулирующего торговлю. В частности, предусмотрены регулярные доклады о торговых режимах, которые страны предоставляют в ВТО. Стороны уведомляют всех участников данной организации о тех мерах, которые затрагивают ее торговлю, публикуют различные нормативные акты, отвечают на запросы других участников в отношении торгового режима. Эфиопия, становясь участницей ВТО, также может делать подобные запросы.

Членство Эфиопии в ВТО в долгосрочной перспективе имеет ряд преимуществ:

— на Эфиопию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате страна сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами в торговле с другими странами;

— эфиопская продукция не будет подпадать под дискриминационный режим в международной торговле;

— Эфиопия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран в рамках процедуры разрешения споров внутри ВТО;

— вступление в ВТО поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу Эфиопии;

— повышение роли стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для эфиопских производителей;

— получение таможенных льгот, облегчение доступа к кредитам, привлечение иностранных инвесторов, получение передовых технологий;

— ускорение экономического развития Эфиопии, дальнейшее закрепление реформаторских процессов и, в конечном счете повышение жизненного уровня эфиопиян.

В то же время членство в ВТО накладывает на ее участника очень серьезные обязательства. Один из ключевых моментов процесса присоединения — это переговоры между Эфиопией и странами-участницами о так называемых тарифных уступках. Эти обязательства являются своего рода входным билетом, поскольку, принимая их, новый член организации получает право на те же права, которые имеют страны, уже участвовавшие в переговорах о снижении тарифов.

В феврале 1998 г. правительство Эфиопии приняло постановление «О принципах реализации импортного таможенного тарифа» [7]. Основные его положения сводятся к устранению ставок выше 30%, за исключением определенного круга товаров, сокращению списка товаров, ввоз которых осуществляется беспошлинно, и установлению минимальной ставки для облагаемых товаров на уровне 5% [8].

Особенно трудный для Эфиопии вопрос — организация защиты сельскохозяйственных производителей. Как отмечают исследователи проблем внешнеэкономической безопасности, «в мире нет ни одной страны, где государство в той или иной мере не помогало бы развитию сельскохозяйственного производства, особенно производства продуктов питания» [9]. Поэтому представители министерства сельского хозяйства Эфиопии настаивают на том, что принципы мировой торговли должны быть действительно справедливыми и что Эфиопия вправе обеспечить аграрному сектору своей экономики уровень тарифной защиты, сопоставимый с тем, который применяют зарубежные партнеры. Таким образом, в целом можно говорить о долгосрочном положительном интегральном эффекте вступления Эфиопии в ВТО и негативном влиянии в кратко- и среднесрочной перспективе, связанным с либерализацией таможенно-тарифной политики. Задача же в рамках переговоров с ВТО — обеспечение снижения действия второго влияния и усиление первого.

Реализация национальной промышленной политики как необходимая предпосылка вступления в ВТО. Для того чтобы сделать процесс присоединения Эфиопии к ВТО наименее болезненным, необходимо безотлагательно начать процесс структурной перестройки экономики страны. В первую очередь необходимо формирование соответствующей промышленной политики. При этом корректировка тарифной политики должна происходить в соответствии с требованиями этой промышленной политики, влияющей на определенные отрасли национальной экономики. Подобная корректировка, возможно, потребует и увеличения импортных тарифов для защиты каких-то отраслей промышленности. Изменение тарифов будет происходить в переходный период, подготавливающий страну к полноправному членству в ВТО. Это переходный период должен быть максимально длительным, позволяющим экономике Эфиопии в большей степени адаптироваться в вступлению в ВТО.

Процесс вступления также должен быть достаточно продолжительным. Правила ВТО — это не только формулировка условий внешней торговли, по существу, они в значительной степени затрагивают также все направления внутренней экономической политики, весь процесс социально-экономического развития. Требуется также детальное исследование возможного долгосрочного воздействия членства в ВТО на экономику. Такое исследование помогло бы в дальнейшем адаптировать и корректировать действующую индустриальную политику и делать ее более совместимой, насколько это возможно, существенно не изменяя цели, с правилами и требованиями режима ВТО [10].

Очевидно, что даже при действии хорошо спланированной промышленной политике и достаточно успешной индустриализации страны Эфиопия в течение продолжительного времени, возможно, в течение десяти и более лет, останется в группе наименее развитых стран. И страна должна использовать любые возможности, имеющиеся в распоряжении наименее развитых стран, для продвижения своей программы индустриализации. Таким образом, в целом можно говорить о том, что для таких наименее развитых стран, как Эфиопия, реализация национальной промышленной политики должно быть необходимой предпосылкой вступления в ВТО.

Членство в ВТО и препятствия для внутренней политики индустриализации. Выравнивание баланса интересов Эфиопии со странами — членами ВТО требуется в сфере торговли услугами. Если для товаров доступ на рынок регулируется таможенным тарифом, то в отношении услуг основное значение имеют условия внутреннего законодательства, потому что в услугах доступ на рынок регулируется не на таможенной границе. Например, затрагиваются такие вопросы, как порядок учреждения компаний, наличие ограничений в отношении деятельности иностранных компаний с иностранным участием, в отношении деятельности в данном секторе, ограничений на занятость иностранцев в каких-либо сферах, квота на участие иностранного капитала в отдельных отраслях экономики. При этом одна из ключевых задач состоит в том, чтобы обеспечить необходимую защиту не только зарождающихся секторов в тех или иных сферах экономики, но относительно развитых (банки, страхование, туризм, связь и др.), которые сразу будут не в состоянии выдержать конкуренцию крупных международных компаний.

В связи с этим следует исходить из того, что фиксация текущего режима доступа для иностранных услуг вряд ли может быть приемлема: действующее законодательство в этой сфере разработано недостаточно и не содержит всех необходимых и возможных ограничений, в результате чего текущий режим доступа не позволяет в полной мере защитить внутренний рынок.

Таким образом, вступив в ВТО, Эфиопия в еще большей степени должна либерализовать свой внешнеторговый режим, что может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Кроме того, Эфиопия может стать еще более зависимой от импорта продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с эфиопского продовольственного рынка будет очень сложно.

Наконец, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и росту безработицы. Необходимо отметить, что Эфиопия в настоящее время имеет на двусторонней основе режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ВТО.

В целом правила ВТО создают существенные препятствия для внутренней политики индустриализации этих стран. Несмотря на это, есть пути и средства для того, чтобы принять индустриальную политику, соответствующую интересам данной развивающейся экономики.

Во-первых, правила ВТО предполагают некоторые особенности политики по отношению к развивающимся странам, особенно к наименее развитым странам, в частности, более длительное время для урегулирования возникающих проблем и освобождение от определенных обязательств, хотя такие периоды перехода, как отмечают представители этих стран, являются неадекватными.

Во-вторых, в соответствии с дохийской декларацией все соглашения подлежат дальнейшим уточнениям и пересмотрам. Для развивающихся стран внешняя

торговля — это средство, целью является индустриализация. Правила ВТО должны считаться с потребностями этих стран. Кроме этого, режим ВТО — это система поэтапного развития. Развитие любой правовой системы определяется массой накопленных прецедентов. Принципы системы определены в самом общем виде, и интерпретация этих принципов также меняется.

В-третьих, существование правил ВТО не должно быть аргументом против использования соответствующей индустриальной политики. Эти правила должны быть пересмотрены и изменены, чтобы стремиться к достижению системы добросовестной конкуренции, в которой особенности положения стран, находящихся на различных стадиях развития должны быть учтены в большей степени. Опыт Международного валютного фонда и Мирового банка показывает, что созданная и внедряемая программа структурной адаптации — единая для всех стран стратегию развития — не уменьшила бедность и не ускорила индустриализацию развивающихся стран.

Таким образом, большое значение для внешней торговли Эфиопии имеет решение вопроса о ее присоединении к ВТО. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что Эфиопия должна вступить в ВТО в долгосрочной перспективе. Это, на наш взгляд, позволит улучшить торговый режим, так как страна сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран.

Однако надо иметь в виду, что вступление в ВТО не должно быть безусловным. Наибольшие выгоды Эфиопия получит, имея статус наименее развитой страны. В этом случае она будет иметь право не форсировать изменение своей системы тарифного и нетарифного регулирования. Значит, у нее будет время на развитие конкурентоспособности на основе создания условий для изменения сравнительных преимуществ в нужном направлении. Только тогда можно говорить о положительном долгосрочном интегральном эффекте вступления в ВТО. В противном случае нельзя выпускать из виду, что вступление в ВТО еще больше откроет эфиопский рынок для зарубежной продукции, что может принести непоправимый ущерб ее экономике.

ЛИТЕРАТУРА

[1] A Proclamation to provide for the Export of Textile and Apparel products to the United States of America under African Growth and Opportunity Act (AGOA) No. 261/2001. — Addis Ababa.

[2] Habitamu T. The nature of the WTO, Ethiopia’s membership efforts and prospects for development. Economic Focus // Bulletin of the Ethiopian Economic Association. — May 2008. — Vol. 10. — No 4.

[3] RodrikDani. A Market Gimmick // South Bulletin. — February 2004. — No. 73.

[4] World Trade Organization (2003) // www.wto.org/english/docs_e/legal_e

[5] World Bank. World development indicators. — Washington D.C., 2003.

[6] World Bank. World development report. — Washington D.C., 2003.

[7] A Proclamation to amend the Re-establishment and Modernization of the Customs Authority Proclamation No. 125/1998. — Addis Ababa.

[8] Council of Ministers Regulations to amend the Customs Tariffs Regulation No. 2/1996. — Addis Ababa.

[9] Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. — М., 1998.

[10] Amdetsion G. Globalization — its promises and perils to the Ethiopian economy // Ethiopian economic association. Proceedings of the 2nd international conference on the Ethiopian economy. Volume II. May 2005. — Addis Ababa.

PROBLEMS AND PROSPECTIVE FOR ETHIOPIA’S JOINING WTO

Abebe Habte Endale

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the analysis of problems and prospective of Ethiopia’s joining WTO. The advantages and disadvantages of the process, its costs and benefits are considered. The author takes into account that the country is in the stage of infant industrialization of its economic development. One of the paper’s conclusions is that the industrialization of their economy is of vital necessity for least developed countries, which should be taken into account in their aspiration to become WTO members. The general conclusion is that WTO membership of least developed countries including Ethiopia may have a negative consequence in the short and medium term and positive consequence in the long-term development.

Key words: developing countries, Ethiopia, World trade organization, industrial policy, globalization of world economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.