Научная статья на тему 'Перспективы интеграции Армении в еаэс'

Перспективы интеграции Армении в еаэс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / EAEC / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / CUSTOMS TARIFF / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / FOREIGN TRADE TURNOVER / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ОБМЕННЫЙ КУРС / EXCHANGE RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтунян Армен Грантович, Согомонян Хачик Татулович

После распада СССР страны уже бывшего Союза начали поиски новых форматов экономической интеграции. Первым шагом этого стало создание СНГ, страны-участницы которого в 1993 г. подписали Договор о создании Экономического союза, создавая основы для формирования нынешнего Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С начала 2000-х годов начался новый этап интеграции. Образовалось Евразийское экономическое сообщество для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое в дальнейшем преобразовалось в ЕАЭС. Членом ЕАЭС является и Армения. Цель. Центром исследования являются вопросы интеграции Армении в Евразийский экономический союз. В этой связи в исследовании ставится такая задача, как анализ положительных и отрицательных сторон ЕАЭС для Армении. Результаты. В статье проанализированы перспективы Армении в рамках ЕАЭС. В частности, рассматривается влияние изменения таможенных тарифов на доходы госбюджета, внешнеэкономической деятельности, оцениваются эффекты интеграции с ЕАЭС на динамику экономического роста. В результате вступления в ЕАЭС для Армении снижается цена на газ, который имеет важное значение для экономики. Поскольку Россия является основным экономическим партнером Армении, последние события, происходящие в России, отражались и на экономике Армении, в частности колебание обменного курса национальной валюты. Предлагаются некоторые варианты решения этой проблемы. С помощью анализа выявлены основные положительные стороны, а также возможные риски и негативные последствия для Армении в рамках ЕАЭС. Отмечены основные препятствия, снижающие эффективность интеграции Армении с ЕАЭС, и предложены решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration into the Eurasian Economic Union (EAEC): Prospects for Armenia

After the collapse of the Soviet Union, the resulting newly established countries began exploring new forms of economic integration. The first step was the creation of the Commonwealth of Independent States (CIS). Member states signed a Treaty establishing an Economic Union in 1993. This created the basis for the formation of the Eurasian Economic Union (EAEC). In the early 2000s, a new phase of integration has begun. The Eurasian Economic Community was organized for the effective promotion of creating the Customs Union and Common Economic Space, which was later converted into the EAEC. Armenia is a member of the EAEC. Aim. This study focuses on the integration of Armenia into the Eurasian Economic Union. In this regard, the study analyzes positive and negative features of the EAEC for Armenia. Results. This study analyzes Armenia's prospects as a member of the EAEC. In particular, the study focuses on the impact of tariff changes on budget revenues and foreign economic activity and assesses the effects of integration into the EAEC upon the dynamics of economic growth. As a result of joining the EAEC, the price of gas is declining in Armenia, which is beneficial for the economy. As Russia is one of Armenia's major economic partners, the recent events occurring in Russia, particularly fluctuations in the national currency exchange rate, have impacted the Armenian economy. The author offers some solutions to this problem. The analysis identified the main positive aspects, as well as the possible risks and negative consequences for Armenia within the EAEC. The author describes the major obstacles that reduce the effectiveness of Armenia's integration into the EAEC and proposes solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «Перспективы интеграции Армении в еаэс»

J

<

о

Перспективы интеграции Армении в ЕАЭС

Integration into the Eurasian Economic Union (EAEC): Prospects for Armenia

УДК 339.924

Алтунян Армен Грантович

профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, Д. 62

Altunyan Armen Grantovich

St. Petersburg State University Chaykovskogo Str. 62, St. Petersburg, Russian Federation, 191123

Согомонян Хачик Татулович

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62

Sogomonyan Khachik Tatulovich

St. Petersburg State University Chaykovskogo Str. 62, St. Petersburg, Russian Federation, 191123

После распада СССР страны уже бывшего Союза начали поиски новых форматов экономической интеграции. Первым шагом этого стало создание СНГ, страны-участницы которого в 1993 г. подписали Договор о создании Экономического союза, создавая основы для формирования нынешнего Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С начала 2000-х годов начался новый этап интеграции. Образовалось Евразийское экономическое сообщество для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое в дальнейшем преобразовалось в ЕАЭС. Членом ЕАЭС является и Армения.

Цель. Центром исследования являются вопросы интеграции Армении в Евразийский экономический союз. В этой связи в исследовании ставится такая задача, как анализ положительных и отрицательных сторон ЕАЭС для Армении.

Результаты. В статье проанализированы перспективы Армении в рамках ЕАЭС. В частности, рассматривается влияние изменения таможенных тарифов на доходы госбюджета, внешнеэкономической деятельности, оцениваются эффекты интеграции с ЕАЭС на динамику экономического роста. В результате вступления в ЕАЭС для Армении снижается цена на газ, который имеет важное значение для экономики. Поскольку Россия является основным экономическим партнером Армении, последние события, происходящие в России, отражались и на экономике Армении, в частности колебание обменного курса национальной валюты. Предлагаются некоторые варианты решения этой проблемы. С помощью анализа выявлены основные положительные стороны, а также возможные риски и негативные последствия для Армении в рамках ЕАЭС. Отмечены основные препятствия, снижающие эффективность интеграции Армении с ЕАЭС, и предложены решения этих проблем.

Ключевые слова: ЕАЭС, Таможенный союз, таможенный тариф, внешнеторговый оборот, экономический рост, конкурентоспособность, обменный курс

After the collapse of the Soviet Union, the resulting newly established countries began exploring new forms of economic integration. The first step was the creation of the Commonwealth of Independent States (CIS). Member states signed a Treaty establishing an Economic Union in 1993. This created the basis for the formation of the Eurasian Economic Union (EAEC). In the early 2000s, a new phase of integration has begun. The Eurasian Economic Community was organized for the effective promotion of creating the Customs Union and Common Economic Space, which was later converted into the EAEC. Armenia is a member of the EAEC.

Aim. This study focuses on the integration of Armenia into the Eurasian Economic Union. In this regard, the study analyzes positive and negative features of the EAEC for Armenia.

Results. This study analyzes Armenia's prospects as a member of the EAEC. In particular, the study focuses on the impact of tariff changes on budget revenues and foreign economic activity and assesses the effects of integration into the EAEC upon the dynamics of economic growth. As a result of joining the EAEC, the price of gas is declining in Armenia, which is beneficial for the economy. As Russia is one of Armenia's major economic partners, the recent events occurring in Russia, particularly fluctuations in the national currency exchange rate, have impacted the Armenian economy. The author offers some solutions to this problem. The analysis identified the main positive aspects, as well as the possible risks and negative consequences for Armenia within the EAEC. The author describes the major obstacles that reduce the effectiveness of Armenia's integration into the EAEC and proposes solutions to these problems.

Keywords: EAEC, customs union, customs tariff, foreign trade turnover, economic growth, competitiveness, exchange rate

После распада СССР Армения оказалась в сложной экономической ситуации. Для создания условий стабильного развития экономики, как и другие страны с малой открытой экономикой, Армения нуждалась в экономической интеграции. Исходя из этого, начиная с первых лет независимости Армения начала поиски новых форматов интеграции. Этим путем шли и остальные страны бывшего Советского Союза. В результате первым шагом стало создание СНГ (Содружество Независимых Государств), члены которого подтвердили приверженность к формированию и развитию единого экономического пространства. В 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, суть которого заключалась в формировании зоны свободной торговли в СНГ, т. е. истоки нынешнего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стоит искать еще там.

С начала 2000-х гг. на постсоветском пространстве началась новая волна интеграции — формирование Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое в дальнейшем должно было преобразоваться в ЕАЭС. ЕврАзЭС было создано в основном с целью эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Конечной целью ЕЭП являлось

Средние тарифы Армении и Единый таможенный тариф ЕАЭС по товарным группам, %

Категории ТС РА Категории ТС РА

Животные 12,20 6,7 Химикаты 7,70 0

Рыба и рыбные продукты 9,99 10,0 Пластмассы 9,80 0

Молочная продукция 15,64 10,0 Кожа, обувь 9,00 6,7

Фрукты, овощи, растения 10,80 10,0 Дерево, бумага 13,90 0

Чай, кофе 5,63 10,0 Хлопок 10,70 0

Злаки 7,15 0 Текстиль 11,00 2,0

Иные продукты растительного происхождения 7,00 3,3 Одежда 13,10 10,0

Жиры, оливковое масло 10,30 10,0 Изделия из камня, керамики и стекла 14,90 6,7

Готовые продукты 13,10 6,0 Жемчуг 17,80 0

Сахар, кондитерские товары 6,30 10,0 Металлы 9,80 2,5

Напитки, табак 22,40 5,0 Электрическое машинное оборудование 5,40 5,0

Минеральные продукты (в том числе топливо) 4,70 0 Транспорт 9,70 10,0

Фармацевтическая продукция 7,00 0 Приборы 5,00 0

Примечание: РА — Республика Армения. Источник: [1, р. 19].

создание ЕАЭС, который стал последним этапом экономической интеграции. 29 мая 2014 г был подписан Договор о создании ЕАЭС, согласно которому он начал свое существование. ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики [2, ст. 1]. С 1 января 2015 г. членом ЕАЭС является и Армения [3].

3 сентября 2013 г. в Москве президент С. Сарг-сян заявил о намерении Армении вступить в ТС. В декабре 2013 г. Высший Евразийский экономический совет утвердил «дорожную карту» мероприятий по присоединению Армении к ТС. Уже 29 марта 2014 г. президент заявил, что Армения на 70% выполнила обязательства по вступлению в ТС. 29 мая 2014 г. по решению Высшего Евразийского экономического совета Армении был дан срок до 1 июля 2014 г. Договор о присоединении Армении к ЕАЭС был подписан 10 октября 2014 г. В этой связи экономическое положение Армении должно существенно измениться.

ЕАЭС предполагает беспошлинную торговлю между странами-участницами и применение единых таможенных тарифов при торговле с третьими странами.

Внешнеторговый режим Армении состоит из простых двухтарифных ставок на импорт, беспошлинного экспорта и отсутствия торговых квот. При импорте товаров в Армении действует адвалорная таможенная пошлина в размере 0% или 10%. 0%-ная ставка установлена в основном для товаров, не являющихся товарами конечного потребления. 10%-ная ставка импортного тарифа взимается в основном с потребительских товаров и предметов роскоши. Анализ внешнеторговых режимов государств — членов ВТО показывает, что во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим Армении более либерален, чем зафиксировано в обязательствах перед ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из самых низких среди членов ВТО и составляет по ставке РНБ

(режим наибольшего благоприятствования) 3,55%, в то время как в ТС этот тариф составляет 6,9%, а в 2015 г. составит 6%. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5%, в то время как у России — 10% [4]. Чтобы увидеть разницу таможенных тарифов Армении и ТС, сопоставим средние тарифы Армении и единые таможенные тарифы ЕАЭС (табл. 1).

Как видно из табл. 1, по всем категориям, кроме «Чай, кофе», средние таможенные тарифы Армении ниже, чем единые тарифы ТС. По некоторым категориям тарифы Армении даже ниже в несколько раз, а по некоторым тарифы вообще отсутствуют. Следовательно, вступление Армении в ЕАЭС прежде всего произойдет с повышением таможенных тарифов, что для Армении может иметь последствия, указанные на рис. 1.

Повышение таможенных тарифов приведет к увеличению поступлений государственного бюджета. Таможенные пошлины обеспечивают примерно 4% от общих доходов госбюджета, в 2013 г. составляя 4,3 и 4,8% от налоговых доходов [5]. По отношению ВВП их доля не высока — примерно 1% (табл. 2). Из-за увеличения поступлений госбюджета непосредственно сократится его дефицит.

Более того, в госбюджет Армении перечисляются средства в зависимости от сумм ввозных таможенных пошлин. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена установлены в следующих размерах: Республика Армения — 1,13%, Республика Беларусь — 4,65%, Республика Казахстан — 7,25%, Российская Федерация — 86,97 [6]. Для оценки влияния изменений таможенных пошлин на текущий счет платежного баланса надо изучить структуру внешней торговли Армении, определить удельный вес стран — участниц ЕАЭС и третьих стран во внешнеторговом обороте, а также объем трансфертов из этих стран (табл. 3)

Объем экспорта из Армении в страны ТС в 2013 г. составил 350,4 млн долл. США, или 23,7% от общего объема экспорта, в том числе в Россию — 334,5 млн долл., или 22,6% от общего объема. Объем экспорта в Беларусь и Казахстан хотя не так высок, в 2013 г. составляя соответственно 8,6 млн и 7,3 млн долл. США [7], но

Таблица 2

Таможенные пошлины Армении, млрд драмов

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Таможенная пошлина 25,1 29,4 36,3 43,0 46,3

Налоговые доходы бюджета 503,3 574,1 631,6 725,5 956,0

Доходы бюджета 690,0 780,4 880,9 946,2 1071,4

Таможенная пошлина / Налоговые доходы бюджета, % 5,0 5,1 5,7 5,9 4,8

Таможенная пошлина / Доходы бюджета, % 3,6 3,8 4,1 4,5 4,3

Таможенная пошлина / ВВП, % 0,8 0,8 1,0 1,1 1,1

Составлено: по данным НСС РА.

Таблица 3

Объем экспорта из Армении в страны ТС в 2009-2013 гг.

Страны Объем экспорта, млн долл. США Рост, %

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012м 2013 г. 2010 г. 2011м 2012 г. 2013 г.

РФ 107,4 160,5 222,3 279,1 334,5 49,4 38,5 25,6 19,8

Беларусь 4,6 4,6 6,0 6,7 8,6 — 29,9 12,8 27,6

Казахстан 2,4 3,1 4,4 4,0 7,3 28,2 42,7 -9,9 84,0

Всего ТС 114,5 168,2 232,6 289,8 350,4 46,9 38,3 24,6 20,9

Страны СНГ 138,3 198,8 268,1 336,6 400,9 43,7 34,9 25,6 19,1

Третьи страны 595,7 872,9 1101,7 1090,4 1129,7 46,5 26,2 -1,0 3,6

Всего 710,2 1041,1 1334,3 1380,2 1480,0 46,6 28,2 3,4 7,2

С о с т а в л е н о: по данным НСС РА.

Таблица 4

Удельный вес стран ТС в экспорте Армении в 2009-2013 гг.

Страны Удельный вес, % Ранг, место

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

РФ 15,1 15,4 16,7 20,2 22,6 2 1 1 1 1

Беларусь 0,7 0,4 0,4 0,5 0,6 20 22 20 23 17

Казахстан 0,3 0,3 0,3 0,3 0,5 25 26 24 26 19

Всего ТС 16,1 16,2 17,4 21,0 23,7 — — — — —

Страны СНГ 19,5 19,1 20,1 24,4 27,1 — — — — —

Третьи страны 83,9 83,8 82,6 79,0 76,3 — — — — —

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 — — — — —

Составлено: по данным НСС РА.

имеет тенденцию к увеличению. В 2013 г. экспорт в эти страны увеличился соответственно на 27,6 и 84,0%.

В период 2009-2013 гг. в экспорте повышается удельный вес стран ТС — от 16,1% в 2009 г. до 23,7% в 2013 г. (табл. 4). По объему в экспорте Россия

занимает 1-е место (более 20%). Удельный вес как Беларуси, так и Казахстана в экспорте тоже растет, в 2013 г. составляя соответственно 0,6 и 0,5%.

Так как удельный вес третьих стран в экспорте высок, то в результате повышения экспортных пошлин

Объем импорта Армении из стран ТС в 2009-2013 гг.

Страны Объем импорта, млн долл. США Рост, %

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

РФ 792,2 835,3 890,9 1057,4 1110,9 5,4 6,7 18,7 5,1

Беларусь 24,6 31,9 29,6 33,6 40,9 29,7 -7,3 13,6 21,7

Казахстан 3,2 11,9 25,3 8,9 0,7 269,8 113,0 -64,9 -91,7

Всего ТС 820,1 879,1 945,8 1099,9 1152,5 7,2 7,6 16,3 4,8

Страны СНГ 1041,8 1142,2 1208,8 1334,5 1385,8 9,6 5,8 10,4 3,8

Третьи страны 2501,1 2869,9 3199,5 3161,3 3324,3 14,7 11,5 -1,2 5,2

Всего 3321,1 3749,0 4145,3 4261,2 4476,8 12,9 10,6 2,8 5,1

Составлено: по данным НСС РА.

Удельный вес стран ТС в импорте Армении в 2009-2013 гг.

о

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны Удельный вес, % Ранг, место

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

РФ 23,9 22,3 21,5 24,8 24,8 1 1 1 1 1

Беларусь 0,7 0,9 0,7 0,8 0,9 28 24 28 26 24

Казахстан 0,1 0,3 0,6 0,2 0,0 50 37 31 43 37

Всего ТС 24,7 23,4 22,8 25,8 25,7 — — — — —

Страны СНГ 31,4 30,5 29,2 31,3 31,0 — — — — —

Третьи страны 75,3 76,6 77,2 74,2 74,3 — — — — —

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 — — — — —

Составлено: по данным НСС РА.

Таблица 7

Внешнеторговый оборот Армении со странами ТС в 2009-2013 гг.

Страны Внешнеторговый оборот, млн долл. США Рост, %

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

РФ 899,7 995,8 1113,1 1336,5 1445,4 10,7 11,8 20,1 8,1

Беларусь 29,2 36,5 35,5 40,3 49,4 24,8 -2,6 13,4 22,7

Казахстан 5,6 15,0 29,7 12,9 8,0 166,5 98,5 -56,7 -37,5

Всего ТС 934,5 1047,2 1178,4 1389,7 1502,9 12,1 12,5 17,9 8,1

Страны СНГ 1180,1 1340,9 1476,9 1671,1 1786,7 13,6 10,1 13,2 6,9

Третьи страны 3096,8 3742,8 4301,3 4251,7 4454,0 20,9 14,9 -1,2 4,8

Всего 4031,3 4790,0 5479,7 5641,4 5956,8 18,8 14,4 3,0 5,6

Составлено: по данным НСС РА.

возникает риск снижения конкурентоспособности армянских товаров в этих странах. В 2013 г. импорт из стран — участниц ТС составил 1152,5 млн долл. США и вырос на 8,1% по сравнению с 2012 г. Из России импорт составил 1110,9 млн долл. Последние 2 года значительно (на 56,7% в 2012 г. и на 37,5% в 2013 г.) снизился объем импорта из Казахстана, в 2013 г. составляя 0,7 млн долл. Импорт из Беларуси растет (на 21,7% в 2013 г.) и составил 40,9 млн долл. (табл. 5).

В импорте Армении удельный вес Казахстана тоже незначителен и последние 2 года снижался, в 2013 г. составил 0,02%. Очень высока доля России — почти 1/4 импорта последние 2 года. В импорте Россия тоже занимает 1-е место. Удельный вес Беларуси увеличивался, в 2013 г. составив 0,9% (табл. 6).

Сравнительная оценка ставок импортных таможенных пошлин ТС и Армении по четырем знакам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности показала совпадение ставок по 128 позициям, т. е. 10% от общего количества номенклатуры [1, р. 19]. В среднем уровень ставок импортных пошлин Армении

несколько ниже уровня ставок, применяемого в ЕАЭС. Следовательно, из-за повышения импортных таможенных тарифов непосредственно повышаются цены на импортируемые товары, что вызывает инфляцию. По разным оценкам, инфляционное давление составит примерно 1,5%. Для сравнения необходимо отметить, что целевой ориентир денежно-кредитной политики является 4% с ±1,5% коридором допустимых колебаний. При этом повышается риск, что инфляция может превысить целевой ориентир и будет находиться в районе верхней границы целевого показателя. Это может стать проблемой для ЦБ и привести к потере доверия, что повредит его репутации, поскольку получатся, что ЦБ не справляется со своей задачей.

Таким образом, товарооборот между Арменией и странами ТС в 2013 г. составил 1502,9 млн долл. США, в том числе с Россией — 1145,4 млн долл., с Беларусью — 49,4 млн долл., с Казахстаном — 8,0 млн долл. В тот же год товарооборот с третьими странами составил 4454,0 млн долл. В период 2009-2013 гг. товарооборот с Россией и Беларусью вырос, а с Казах-

о о

о о со

<

о

Удельный вес стран ТС во внешнеторговом обороте Армении в 2009-2013 гг., %

Страны 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

РФ 22,3 20,8 20,3 23,7 24,3

Беларусь 0,7 0,8 0,6 0,7 0,8

Казахстан 0,1 0,3 0,5 0,2 0,1

Всего ТС 23,2 21,9 21,5 24,6 25,2

Страны СНГ 29,3 28,0 27,0 29,6 30,0

Третьи страны 76,8 78,1 78,5 75,4 74,8

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Составлено: по данным НСС РА.

%

100 80 60 40 20 0

23,2

76,8

21,9

78,1

21,5

78,5

24,6

75,4

25,2

74,8

2009 2010 2011 2012 □ — третьи страны; □ - страны ТС

2013

Рис. 2. Структура внешнеторгового оборота Армения по группам стран, %

С о с т а в л е н о: по данным НСС РА.

станом — снизился. В 2013 г. товарооборот между Арменией и странами ТС вырос на 8,1% (табл. 7-8).

Российская Федерация занимает 1-е место в структуре внешней торговли Армении по объему товарооборота. В 2013 г. удельный вес России во внешнеторговом обороте составил 24,3%. Однако удельный вес Беларуси и Казахстана не так высок, составляя соответственно 0,8 и 0,1% в это же время. Последние годы отмечается повышение удельного веса Беларуси (от 0,6 до 0,8%), чего нельзя сказать про Казахстан, поскольку его доля имеет обратную тенденцию (от 0,5 до 0,1%).

Во внешней торговле Армении достаточно высока доля третьих стран — около 75%. В 2013 г. удельный вес стран ТС в товарообороте составил 25,2%. При этом основная часть товарооборота между Арменией и странами ТС приходится с Россией — примерно 95% от общего объема товарооборота со странами ТС [8-11]. По сравнению со странами ТС в товарообороте Армении высок удельный вес стран ЕС, составляя около 30%. Однако с 2011 г. наблюдаются тенденция увеличения удельного веса стран ТС и снижение веса третьих стран, что хорошо видно из рис. 2.

Поскольку основная часть внешнеторгового оборота Армении приходится на третьи страны, при повышении экспортных пошлин Армения может потерять рынки сбыта в этих странах, особенно в странах ЕС, следовательно, появится необходимость переориентации внешней торговли.

Как показывает рис. 3, отрицательное сальдо текущего счета сокращается. Такую же тенденция со-

храняет и сальдо торгового баланса. Однако, какое влияние будет иметь повышение таможенных пошлин на динамику текущего счета платежного баланса, трудно оценить. При вступлении в ЕАЭС у Армении появится возможность развития экспортного потенциала, новых рынков сбыта, привлечения еще большего объема инвестиций, что непосредственно будет влиять на развитие экономики. Центром интеграционных исследований (ЦИИ) ЕАБР была построена эконометрическая модель для оценки интеграционных эффектов Армении с ТС. С помощью полученных на основе этой модели результатов можно оценить эффект вступления в ТС на динамику экономического роста Армении.

Таким образом, при росте фактора экономически активного населения на 1% через 4 квартала темп экономического роста возрастает на 0,17%. При росте капитала на 1% темп экономического роста в том же квартале увеличивается на 0,2%. При росте трансфертов на 1% с лагом 3 квартала темп экономического роста увеличится на 1,23%. Рост темпа товарооборота на 1% в том же квартале увеличивает темп экономического роста на 1,1%. Больший эффект на экономический рост имеет уровень интеграции. При росте этого фактора на 1% темп экономического роста возрастает на 5% через 2 квартала (табл. 9).

По исследованиям ЦИИ ЕАБР, повышение уровня интеграции через инвестиции и экспорт даст примерно 20% увеличения темпа экономического роста. Дополнительный рост ВВП составит примерно 1%. Предполагается, что трансферты в Армению при ин-

о

-4 -8 -12 -16 -20 -24 -28 -32

2009

-15,8

-30,2

2010

-14,8

-29,2

2011 -10,9

-27,7

2012 -11,2

-29,0

2013 Годы -9,1

-28,8

<

о

— текущий счет/ВВП;

■ торговый баланс/ВВП

Рис. 3. Текущий счет и торговый баланс Армении по отношению к ВВП, %

Составлено: по данным НСС РА.

Таблица 9

Дополнительный экономический рост Армении при вступлении в ТС

Факторы экономического роста Дополнительный экономический рост при росте фактора на 1%, % Лаг воздействия, квартал

Экономически активное население 0,17 4

Капитал 0,20 Тот же

Трансферты 1,23 3

Товарооборот 1,10 Тот же

Уровень интеграции 5,00 2

Источник: [1, с. 27].

теграции могут возрасти на 3% в год, это увеличит примерный темп роста ВВП на 4% (0,2% дополнительного роста ВВП) [1, р. 27]. Однако международные финансовые организации, какие МВФ, ОЭСР, в конце января 2015 г. снизили свои прогнозы. Более того, во многих странах, в том числе и в России, прогнозировали экономический спад, а в Армении ожидается рост реального ВВП 0%. Это означает, что дополнительного экономического роста от интеграции с ЕАЭС для Армении в 2015 и 2016 гг. не будет.

2 декабря 2013 г. в Ереване было подписано соглашение между правительствами России и Армении о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Армению. Соглашением предусматривались беспошлинные поставки из России этих товаров в объемах внутреннего потребления Армении до присоединения ее к ЕАЭС. В результате цена на газ снизилась на 30%, составив 189 долл. США за 1000 м3 вместо 270 долл. предыдущей стоимости, а также Россия отменила 35%-ную экспортную пошлину на нефтепродукты. По оценкам ЦИИ ЕАБР, экономический эффект для Армении от отмены пошлины на газ составит 140 млн долл. США в год. Однако надо отметить, что данным соглашением запрещается реэкспорт поставленных товаров из Армении в третьи страны.

В связи с девальвацией армянского драма в конце 2014 г. возникает проблема пересмотра тарифа на газ в стране. По Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке формирования цен при поставке природного газа в Республику Армения цена на газ для Армении определяется в долларах США. В себе-

стоимости газа России нет долларового компонента, хотя для Армении рассчитается в долларах, а в стране продается в драмах с учетам обменного курса.

Таким образом, в случае сохранения нынешней ситуации из-за обесценения драма повышается вероятность, что «Газпром» повысит цену на газ в Армении, поскольку компания несет убытки. Как правило, повышение тарифа на газ имеет двустороннее влияние на инфляцию — во-первых, повышается сам тариф, а во-вторых, из-за повышения тарифа повышается себестоимость других товаров. Решением этой проблемы может стать формирование цены на газ для Армении в рублях, а не в долларах США, что позволит избежать влияния колебаний курса доллара на национальные валюты двух стран и предотвратит возможное повышение цены на газ в стране в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде повышение цены на газ будет обусловлено только изменением его себестоимости.

С другой стороны, Армения и Россия уже находятся в едином экономическом пространстве. Кроме этого, из России поступает большой объем трансфертов в Армении, т. е. в стране образуется достаточное количество рублевой массы, которое можно использовать для оплаты импорта газа. В этом случае большой приток рублевой массы будет иметь нейтральное влияние на экономику Армении. Следует отметить, что изменение объема товарооборота и трансфертов более предсказуемо, чем курс доллара.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако при вступлении Армении в ЕАЭС существуют ряд препятствий: отсутствие общей границы со странами ЕАЭС, нерешенность Нагорно-Карабахского конфликта, небольшой внутренний рынок, членство Армении в ВТО еще с 2003 г. Основная проблема за-

Рис. 5. Отрицательные последствия для Армении при вступлении в ЕАЭС

ключается в том, что Армения не имеет общей границы со странами ЕАЭС. Из-за сложного географического положения и экономической блокады транспортная ситуация в стране неблагоприятна, основная часть грузоперевозок осуществляются через территории Грузии и Ирана. Более того, 27 июня 2014 г. Грузия и Украина подписали соглашение об ассоциации с ЕС, что непосредственно отразится на экономических отношениях с Арменией при ее вступлении в ЕАЭС, поскольку удельный вес этих стран довольно высок во внешнеторговом обороте. В 2013 г. товарооборот между Арменией и Грузией составил 151,0 млн долл. США, или 2,5% от общего объема товарооборота, с Украиной — 241,7 млн долл., или 4,1% от общего товарооборота.

Обобщая возможные макроэкономические последствия при вступлении Армении в ЕАЭС, можно сделать вывод, что имеются возможные положительные последствия от интеграции с ЕАЭС (рис. 4).

Одним из преимуществ интеграции с ЕАЭС являются развитие экспортного потенциала и появление новых рынков сбыта в других странах-участницах, и в первую очередь в России. Однако в случае с Россией у армянских экспортеров появляются сложности, которые обусловлены несколькими факторами. Первым фактором является девальвация российской валюты. В условиях обесценения рубля происходит укрепление драма по отношению к рублю. Это означает, что армянские товары становятся более дорогими на российском рынке, из-за чего они могут потерять свою конкурентоспособность. Следующим фактором является протекционистская политика России. Во-первых, сложившаяся ситуация в России более благоприятна для экспорта из страны, чем для импорта.

Во-вторых, как уже объявили российские власти, будут проводить политику импортозамещения. С этой точки зрения для России выгодно, чтобы происходило обесценение рубля или держать курс заниженным. Данная проблема должна облегчить использование рубля при расчетах общего товарооборота вместо доллара США, так как часть внешнеторгового оборота осуществляется в долларах. Это даст возможность избежать колебаний курса доллара.

Отрицательные последствия ЕАЭС для Армении можно представить в форме рис. 5.

Кроме того, последствием вступления в ЕАЭС может стать потеря суверенитета проведения независимой макроэкономической политики. Для снижения негативных последствий и повышения положительного эффекта присоединения к ЕАЭС надо решать проблемы транспорта, железнодорожного экспорта и импорта через Грузию, а также повышения инвестиционной привлекательности страны и переориентация внешней торговли. Без решения этих проблем интеграция с ЕАЭС не даст максимального положительного эффекта ни для Армении, ни для стран ЕАЭС.

В настоящее время экономика Армении находится в процессе перехода к новому макроэкономическому равновесию. Причинами перехода стали в основном внешние факторы. Одним из них является восстановление экономики США, в результате чего доллар укрепился и продолжает укрепляться. Следующим и основным фактором были происходящие процессы в России, особенно обесценение рубля по отношению к доллару США. При таких обстоятельствах происходила корректировка обменного курса армянского драма, и он приспосабливался к новым условиям. Однако нельзя сказать, что нынешний курс драма является

равновесным, поскольку санкционная политика против России и обесценение рубля еще продолжаются. Учитывая тот факт, что в I квартале наша экономика имеет небольшой приток иностранной валюты, повышается вероятность колебания обменного курса. Армянский драм, скорее всего, обесценится.

Так как Армения является импортирующей страной и значительную часть потребительской корзины составляют импортные товары, обесценение курса национальной валюты для страны имеет дополнительные инфляционные давления, что в первую очередь негативно влияет на население с низким уровнем доходов. Кроме того, экономика Армении сильно зависит от доллара. Являясь малой и открытой экономикой, которая находится в сложной геополитической обстановке, Армения подвергается разным потрясениям. В этом случае важной задачей выступает обеспечение стабильности валютного курса. Следовательно, при шоковых явлениях на валютном рынке, какие наблюдались в декабре 2014 г., ЦБ должен часто вмешиваться и проводить активное регулирование. В этом плане стабильность валютного курса становится более важным фактором, нежели достижение целевого показателя инфляции. ЦБ Армении следует в краткосрочном периоде переориентировать стратегию таргетирования инфляции на стабильность обменного курса, т. е. проводить политику временного таргети-рования валютного курса.

В краткосрочном плане ЦБ должен управлять обменным курсом, чтобы закрепить ожидания и не допустить шоковые явления в финансовом секторе. ЦБ Армении должен проводить валютное регулирование исходя из целей и принципов согласованной валютной политики в рамках ЕАЭС, согласно которой государства-члены разрабатывают и проводят валютную политику в целях углубления экономической интеграции, обеспечения свободного движения товаров, услуг и капитала на территориях государств-членов, повышения роли национальных валют государств-членов во внешнеторговых и инвестиционных операциях, а также обеспечения взаимной конвертируемости указанных валют [1, ст. 64].

Решением вышеуказанных проблем с товарооборотом и ценой на газ может быть и введение единой валюты. Оно еще оправдается тем, что последние события в экономиках стран — участниц ЕАЭС в конце 2014 г. показали, что эти страны подвергаются тем же самым потрясениям, в частности, сильному и резкому колебанию валютного курса и обесценению национальной валюты. Единая валюта сделает цены товаров разных стран-участниц стабильными по отношению к валютному курсу, т. е. колебание курсов национальных валют не будет влиять на цены товаров, произведенные в едином экономическом пространстве. Если валюта одной страны начинает обесцениваться, то товары этой страны становятся дешевыми и данная страна приобретает сравнительное преимущество.

Однако в данный момент вопрос о введении единой валюты остается открытым. Этой валютой не может служить российский рубль, поскольку он сильно зависит от мировой цены на нефть, следовательно, при колебании цены на нефть тем же самым рискам будут подвергаться и остальные страны ЕАЭС. Если в дальнейшем будет принято решение о создании единой валюты, то Армения, как и другие страны-участницы, теряет свой суверенитет проведения независимой монетарной политики. В рамках «невозможной троицы» страны ЕАЭС передвигаются в сторону свобод-

ного движения капитала и устойчивого обменного g курса, жертвуя независимостью денежно-кредитной =п политики. х

Литература

X

1. International Trade and Market Access Data. World Trade ^ Organization: [Электронный ресурс]. Режим доступа: =с http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e.htm. 2

2. Договор о Евразийском экономическом союзе: [Элек- ® тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion. ^

org. <

3. Договор о присоединении Республики Армения к догово- « ру о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. щ Прилож. 2: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ш www.mineconomy.am/uploades/20142811182417625.pdf. ^

4. База данных ВТО: [Электронный ресурс]. Режим досту- 5 па: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e. htm.

5. Винокуров Е. Ю., Курманалиева Э. С. Валютная политика в странах Таможенного союза: возможны ли валютные войны? // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 1 (10). С. 55-67.

6. Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции. ЦИИ ЕАБР, 2013. 44 с.

7. Демиденко М. В. Интеграция Армении в ТС и ЕЭП: исходная позиция и существенные условия // ЕЭИ. 2013. № 4 (21). С. 62-76.

8. Оглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке формирования цен при поставке природного газа в Республику Армения: [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www. mid.ru/bdomp/graf_site.nsf/webrus/20130162/$FILE/13_162. pdf.

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/graf_site.nsf/ webrus/20130166/$FILE/13_166.pdf.

10. Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства. ЕАБР — Санкт-Петербург, 2013. 80 с.

11. Задорин И. В., Мойсов В. В., Перебоев В. С. Интеграционные настроения населения в странах региона СНГ в 2013 г.: состояние и динамика // ЕЭИ. 2013. № 4 (21). С. 21-49.

References

1. International Trade and Market Access Data. World Trade Organization. Available at: http://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/statis_bis_e.htm.

2. Treaty on the Eurasian Economic Union. Available at: http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/depSNG/agreement-eurasian-economic-union. (in Russ.).

3. Treaty of Accession of the Republic of Armenia to the Treaty on the Eurasian Economic Union of May 29, 2014. Suppl. 2. Available at: http://www.mineconomy.am/ uploades/20142811182417625.pdf. (in Russ.).

4. The database of the World Trade Organization. Available at: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e. htm.

5. Vinokurov E. Yu., Kurmanalieva E. S. Valyutnaya politika v stranakh Tamozhennogo soyuza: vozmozhny li valyutnye voyny? [Monetary policy in the countries of the Customs Union: Are currency wars possible?]. Evraziyskaya ekono-micheskaya integratsiya, 2011, no. 1 (10), pp. 55-67.

6. Armeniya i Tamozhennyy soyuz: otsenka ekonomicheskogo effekta integratsii [Armenia and Customs Union: Evaluation of the economic effects of integration]. Eurasian Development Bank Publ., 2013. 44 p.

7. Demidenko M. V. Integratsiya Armenii v T S i EEP: iskhodnaya pozitsiya i sushchestvennye usloviya [Armenia's integration into the CU and EEA: The initial position and the essential condi-

m tions]. Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya, 2013, no.

° 4 (21), pp. 62-76.

° 8. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Armenia

cl on the formation of prices for supply of natural gas to the Republic of Armenia. Available at: http://www.mid.ru/ bdomp/graf_site.nsf/webrus/20130162/$FILE/13_162.pdf. (in

| Russ.).

1 9. Agreement between the Government of the Russian

2 Fe deration and the Government of the Republic of Armenia on cooperation in the supply of natural gas, pe-

^ troleum products and natural rough diamonds to the Republic of Armenia. Available at: http://www.mid.ru/

bdomp/graf_site.nsf/webrus/20130166/$FILE/13_166.pdf. (in Russ.).

10. Tamozhennyy soyuz i sosednie strany: modeli i instrumenty vzaimovygodnogo partnerstva [Customs Union and neighboring countries: Models and tools of mutually beneficial partnership]. St. Petersburg, Eurasian Development Bank Publ., 2013. 80 p.

11. Zadorin I. V., Moysov V. V., Pereboev V. S. Integratsionnye nastroeniya naseleniya v stranakh regiona SNG v 2013 g.: sostoyanie i dinamika [Integration mood of the population in the countries of the CIS region in 2013: Current state and dynamics]. Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya, 2013, no. 4 (21), pp. 21-49.

Организационно-экономические механизмы в обеспечении региональной системы всеобщего управления качеством

Organizational and Economic Mechanisms for the Development of a Regional System of Total Quality Management

УДК 332.14:005.6

Антонова Ирина Ильгизовна

директор Института бизнес-образования Института экономики, управления и права (г. Казань), кандидат физико-математических наук, доцент 420111, Республика Татарстан, г. Казань, Московская ул., д. 42

Antonova Irina Il'gizovna

Institute of Business and Education

of the Institute of Economics, Management

and Law (Kazan')

Moskovskaya Str. 42, Kazan', Republic of Tatarstan, 420111

Цель. Рассмотреть вопросы формирования региональной системы всеобщего управления качеством (РС ВУК) и разработать комплекс мер по ее структурному совершенствованию на примере Республики Татарстан.

Результаты. Разработана основа нормативно-методического обеспечения функционирования и совершенствования региональной системы всеобщего управления качеством. Определены пути повышения информированности населения по вопросам технического регулирования, качества, ресурсосбережения, защиты потребительского рынка от недоброкачественной, фальсифицированной продукции. На основе научно-методических рекомендаций и на базе учебных структур всех уровней сформирована система непрерывного образования в области качества и бережливого производства. В результате предложены методические основы создания системы непрерывного образования в области качества и бережливого производства, обоснованы инновационные структуры управления знаниями в этой области деятельности на примере Республики Татарстан. Предложена реализация комплекса мер организационного и экономического воздействия на состояние рынка с целью управления процессами обеспечения качества и конкурентоспособности, адаптации РС ВУК к реальным условиям внешней среды.

Ключевые слова: региональная система всеобщего управления качеством, кадровое обеспечение, производственная функция Кобба — Дугласа

Aim. This study analyzes the development of a regional system of total quality management (RS TQM), and develops a set of measures for its structural improvement in the case of the Republic of Tatarstan.

Results. The author developed a framework of normative and methodological support and improvement of the functioning of a regional system of total quality management; determined ways to raise public awareness of issues concerning technical regulation, quality, resource conservation, and consumer protection from substandard, counterfeit products. A system of continuing education in the field of quality and lean manufacturing, based on scientific and methodological recommendations and involving participation from educational institutions of all levels, has been established. The author proposes a methodological base for creating a system of continuing education in the field of quality and lean manufacturing; and offers a rationale for a knowledge-grounded, innovative management structure in this area of activity in the Republic of Tatarstan. In addition, the author proposes a set of organizational and economic measures that can impact the market in terms of the quality, competitiveness, and adaptation of RS TQM to local environmental conditions.

Keywords: regional system of total quality management, human resources, Cobb-Douglas production function

Новые условия функционирования регионов, связанные с процессами глобализации экономики, осуществлением научно-технического прогресса, диктуют необходимость совершенствования управления региональными системами на основе философии и принципов всеобщего управления качеством. Построение современной региональной системы все-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.