ЭКОНОМИКА_
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНОСТРАННЫХ ТНК НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ
РОССИИ
Щиголев А.В., аспирант Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Проведен анализ перспективных направлений деятельности лидирующих иностранных ТНК на российском автомобильном рынке. Ключевые слова: иностранные ТНК; перспективы развития; автомобильный рынок России.
PROSPECTS OF FOREIGN TNCS IN THE AUTOMOTIVE MARKET IN RUSSIA
Schigolev A., the post-graduate student of the Russian economic University G.B. Plekhanov The analysis of the perspective directions of the leading foreign TNCs in the Russian automotive market. Keywords: foreign TNCs; prospects of development; automotive market of Russia.
Российский авторынок на сегодняшний день относится к наиболее перспективным и динамически развивающимся авторынкам мира, несмотря на некоторое текущее падение продаж. Это и становится основной причиной притока капитала из-за рубежа. Для многих зарубежных автопроизводителей экономически целесообразно организовать производство своих автомобилей в нашей стране, даже несмотря на вступление России в ВТО. Как следствие, снижение пошлин на ввоз автомобилей и комплектующих, могут опровергнуть целесообразность организации такого производства в России.
Цель данной работы - провести анализ перспективных направлений деятельности пяти лидирующих иностранных ТНК по продажам на российском рынке за первое полугодие 2013 года и их перспективы в России.
Для более наглядного представления ситуации нами представлены сводные данные продаж пяти ведущих иностранных ТНК на российском автомобильном рынке за первое полугодие 2013 года и изменения, произошедшие по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (Таблица №1).
Renault стали самым крупным инвестором в российскую автомобильную промышленность. Общие вложения составили более 1,4 млрд. евро. Почти треть средств - 480 млн. евро - Renault вложила в завод «Автофрамос». Сейчас здесь выпускается шесть моделей: в режиме полного цикла - Logan, Sandero, Duster, Fluence; крупноузловым способом - Latitude и Koleos. В 2012 г. мощности предприятия выросли на 17% до 188 000 легковых автомобилей в год. Дальнейшее расширение завода сдерживают размеры занимаемого им участка, но это не главная причина. Renault инвестировала почти 1 млрд. евро в «АвтоВАЗ» и будет увеличивать объемы производства, прежде всего на его площадках в гг. Тольятти и Ижевске. Выпуск автомобилей Renault на «АвтоВАЗе» начнется во втором полугодии 2013 года (две модели), а в Ижевске на мощностях ОАГ («дочка» «АвтоВАЗа») - в 2014 г. В вазовскую линию, где будут выпускаться автомобили Renault, французская компания инвестировала 240 млн. евро при общей стоимости проекта 400 млн. евро. Перенос производства в Тольятти и Ижевск позволит высвободить мощности под наращивание производства одного из бестселлеров российского рынка - кроссовера Duster. Его выпуск стартовал на «Автофрамосе» в конце 2011 г.
В 2012 г. «Автофрамос» начал закупать шасси, выпускаемые по лицензии на «АвтоВАЗе». В 2013 году объем поставок запланирован на уровне 150 000 шт. Себестоимость производства шасси в России и Румынии (откуда они завозились ранее) сравнима, но сроки поставки сокращаются с 5 до 1,5 дня. Еще один совместный проект «АвтоВАЗа» и альянса - организация выпуска 1,6-литровых бензиновых двигателей двух моделей по лицензии альянса RenaultNissan. Их производство начнется в Тольятти в 2015 году, мощность - около 500 000 единиц в год. Инвестиции могут составить 378 млн. евро. Моторами будут комплектоваться выпускаемые в России автомобили Renault и Nissan, а также Lada. [2]
В Москве кроме модернизации и постановки новых моделей на «Автофрамосе» компания планирует выпускать по контрактной схеме легкие коммерческие автомобили на мощностях ЗиЛа. Во втором полугодии 2013 года в Тольятти начнется предсерийное производство двух моделей Renault, а в будущем - и на мощностях ижевского завода. Общая стоимость модернизации этого предприятия - около 10 млрд. руб.
По соглашению о работе в режиме промсборки Renault собирается производить в России 350 000 автомобилей в год, но инвестп-ланы связаны прежде всего с перспективами местного рынка, который имеет хороший потенциал роста в ближайшее десятилетие. В 2012 г. продажи группы Renault снизились на 6,3% до 2,55 млн. машин, а продажи в России выросли на 23% до 189 852 шт. По плану компании, до 2016 г. доля на российском рынке должна достигнуть 8% (по итогам 2012 г. - 6,5%). [3]
Уже являясь самым крупным инвестором в России, компания и дальше продолжает инвестировать (до 2020 г. вложит в российские автомобильные проекты до 21 млрд. руб.). А по оценке главы альянса господина Гона, к 2016 году автомобили Renault-Nissan-«Ав-тоВАЗ в общей сложности будут занимать 40% российского рынка. Таким образом, учитывая планы компании относительно России, большой модельный ряд и относительно доступная цена автомобилей Renault, возможно предположить, что Renault может стать реальным лидером по продажам иностранных автомобилей в России на долгие годы.
Являясь частью одной из крупнейших промышленных групп Hyundai-KIA, компания Kia входит в число лидеров мировой авто-
Табл. №1. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей ведущих
иностранных ТНК на автомобильном рынке России1
Марка Январь-Июнь 2013 Январь-Июнь 2012 Динамика продаж %
Renault 104633 95579 9%
Kia 94870 90997 4%
Hyundai 89466 98243 0%
Chevrolet 80200 95534 -16%
VW 77280 81050 -5%
1 Составлено автором по материалам Комитета автопроизводителей АЕБ
мобильной промышленности. Российское представительство компании - KIA Motors RUS - уже третий год признается лучшим дистрибьютором KIA в мире. В российском представительстве компании Kia подтвердили, что южнокорейский автопроизводитель намерен реализовать в 2013 году в России 190-200 тысяч автомобилей. Объем продаж в прошлом году составил порядка 187 тысяч единиц, поэтому увеличение этой цифры на несколько процентов -это задача вполне выполнимая. Все предпосылки для этого есть: высокий потребительский спрос, развитая дилерская сеть, широкий выбор моделей и комплектаций, а также налаженные поставки автомобилей с пробегом. В 2013 году компания Kia начнет поставлять в Россию модель Cerato нового поколения, хэтчбек Pro cee'd, а также бизнес-седан Quoris. В России производится только модель Kia Rio. О перспективах начала сборки других моделей пока речь не идет. У автопроизводителя полагают, что ставить автомобиль на российский конвейер целесообразно только в том случае, если объем ее продаж составляет не менее 60 тысяч единиц в год. [7]. Чтобы сохранить сильные позиции в России, Kia активно развивает модельный ряд и очень много инвестирует в маркетинг. Кроме того, компания много вкладывает в развитие дилерской сети. В бюджетном массовом сегменте продукции классов В и С на данный момент представлена только одна модель - Rio. Компания будет расширять предложения в этом ценовом сегменте. Kia создаст еще одну модель, ориентированную на массового российского покупателя в классе В или С. [5]
Таким образом, можно предположить планомерный рост компании на российском рынке. Компания уже занимает одно из лидирующих мест на рынке, а с учетом планируемых инвестиций и выпуска новых моделей, имеющегося опыта о пожеланиях российских потребителей, а также разветвленной дилерской сети, возможно, сможет укрепить свои позиции еще больше.
В 2001 году ТагАЗ начал сотрудничество с компанией Hyundai и в настоящее время завод выпускает Accent, Elantra XD и Sonata, популярный вседорожник Hyundai Santa Fe Classic, а так же автомобили коммерческого назначения. Строительство завода Hyundai, который расположился в Санкт-Петербурге, началось в июне 2008 года. В сентябре 2010 года завод начал свою работу и объём инвестиций составил более $400 млн. Проектная мощность предприятия составляет 200 тысяч легковых автомобилей в год и она поделена между Hyundai Motor и родственной ей Kia Motors пополам. Вместе с автозаводом в Петербурге был запущен завод по производству автокомплектующих Hyundai Mobis, а позднее, в декабре 2010 года - ещё семь предприятий традиционных поставщиков комплектующих Hyundai. Такая структура объясняется стратегией компании Hyundai, которая постаралась решить проблему локализации производства автокомпонентов параллельно со строительством сборочного завода. Концепция локализации позволит Hyundai контролировать стоимость деталей, а значит и итоговую цену продукции. Это даст дополнительное преимущество корейскому автоконцерну по сравнению с другими иностранными производителями на территории России.
«Автотор» в 2013 году начал производство модели Hyundai i40 и в этом же году состоялась церемония запуска производства автомобиля Hyundai Equus. Ранее «Автотор» выпускал только грузовые и коммерческие автомобили Hyundai. Всего до конца 2013 года «Автотор» планирует выпустить более 5300 коммерческих автомобилей. Hyundai и «Автотор» инвестировали в проект порядка 23 млн. долларов приблизительно в равных пропорциях с каждой стороны. Создаваемые мощности производства на первом этапе (до 2015 года) составят 10 тысяч автомобилей в год от трех до семи моделей и к 2018 году могут быть увеличены до 25 тысяч автомобилей в год с возможностью производства всего модельного ряда Hyundai. Уже в настоящее время началась разработка программы локализации производства. Изготовление всех надстроек на производимые шасси автомобилей преимущественно предусмотрено на предприятиях Калининградской области. В перспективе планируется постановка на производство всего модельного ряда грузовых автомобилей с широкой гаммой универсальных и специфичных надстроек, а также автобусной техники. [1]
В апреле 2011 года Hyundai Motor объявила о начале экспорта седанов С-сегмента, произведенных на заводе «Хендэ Мотор Ма-нуфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге. Экспортируемые в страны СНГ автомобили Hyundai не будут облагаться таможенной пошлиной, поскольку добавленная стоимость их производства в России превышает 50 %. Завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» пла-
нирует увеличивать число стран - экспортеров автомобилей Hyundai. В 2012 году петербургский завод Hyundai поставил в страны СНГ порядка 21 тыс. автомобилей.
Что касается предполагаемых новинок - то это новый кроссовер Hyundai. Не исключено, что эта модель будет не только продаваться, но и собираться на территории России. Возможно именно этот автомобиль имел в виду глава российского представительства корейской марки г-н Ку Йон-Ги, когда говорил о перспективах расширения производства автомобилей Hyundai в России. У Hyundai есть запас по мощности завода под Санкт-Петербургом. Сейчас она составляет 200 000 машин в год, но возможно расширение и до 300 000 автомобилей. Создание кроссоверов, в частности, компактных, является первоочередной задачей компании. Такую модель было бы логично увидеть на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. [8]
Таким образом, можно предположить, наличие своего собственного завода не только по производству автомобилей, а так же по производству автокомплектующих, может и в будущем давать компании преимущества перед конкурентами. А с учетом лидирующих позиций и ориентацию на экспорт автомобилей, произведенных в России, вполне возможен рост производства.
Автоконцерну GM принадлежит GM Auto - автосборочный завод в Санкт-Петербурге. Производственная мощность составляет 60 тыс. автомобилей. Завод выпускает модели Chevrolet Captiva и Chevrolet Cruze. В первой половине 2013 года продажи Chevrolet в России составили порядка 80 200 автомобилей, что на 16.1% ниже результатов 2012 года.
В последнее время в России наблюдается тенденция организации производства бюджетных, то есть качественных и доступных автомобилей. К этому классу относится и очередная разработка компании Chevrolet в виде компактного семейного седана Cobalt. По мнению GM, купить Cobalt в России захотят многие из-за доступности цены. Не последнюю роль в продвижении новой модели сыграет отлично налаженная дилерская сеть, обратившись в которую каждый владелец автомобилей концерна GM получит квалифицированную помощь. В общем же, в ближайшие годы GM запланировала инвестировать в российское производство автомобилей на совместных предприятиях около 1 миллиарда долларов. Пойти на такой шаг американцев заставляет перспектива российского авторынка, который будет обновляться с каждым годом все больше и больше. Ведь на сегодня в России располагается старый во всех отношениях автопарк, который необходимо обновлять новыми, пусть даже и бюджетными автомобилями. Именно поэтому GM собирается к 2015 году увеличить объем собираемых в РФ автомобилей в больше чем в два раза. Первыми автомобилями концерна, которым предстояло стать ласточками в данном проекте, являются Chevrolet Cruze 2012 года в кузове хэтчбек, Opel Zafira, а также новинки Chevrolet Aveo и Chevrolet Camaro. Планируется, что субкомпактные Aveo будут производиться по методу крупноузловой сборки на российском автозаводе «Автотор». К концу 2013 года запланировано производство данной модели и на заводе, принадлежащем «Группе ГАЗ». Кроме этого, в 2014 году в России станут доступны и бюджетные седаны Chevrolet Cobalt. По имеющимся данным, эта модель будет ввозиться в Россию из Узбекистана. Вместе с этим, пока нет подтверждения планам о том, что новый седан не будет производиться на заводах компании GM на территории России. [9]
Также стоит отметить усилия Chevrolet по расширению своих торговых сетей в Китае, России и Таиланде. В России Chevrolet планирует открывать примерно по 15 дилеров ежегодно в плюс к тем 165, что сейчас работают в стране.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, компания GM планирует укреплять свои позиции на российском автомобильном рынке. Развивать не только производство, но и дилерскую сеть. Стоит отдельно отметить модель Chevrolet Cobalt, которая по нашему мнению может стать флагманом по продажам бюджетных иномарок в России за счет соотношения цены и качества, или, как минимум, быть в лидерах.
В ноябре 2007 года в технопарке «Грабцево» (Калуга) открылся автозавод компании Volkswagen. Завод производит автомобили марок Volkswagen, Skoda. На данный момент общая доля брендов VW на российском рынке - 11 %. Четыре года назад у VW было шесть процентов. Цель VW - 15 %, до 2018 года. Планируется продавать в России более полумиллиона автомобилей. В 2012 г. концерн VW произвел в России более 180 000 автомобилей, включая контрактное производство на ГАЗе. План на 2013 г., который ранее
озвучивала VW, около 200 000 автомобилей, но из-за снижения рынка выпуск может быть сокращен. VW в ближайшие три года инвестирует в России 840 млн. евро, из которых 250 млн. евро будет выделено на строительство завода двигателей в Калуге, остальное - в автосборочные производства в Калуге и Нижнем Новгороде. [4] Двигателями российского производства VW, скорее всего, будет оснащать самые массовые модели - Polo седан и Tiguan. Запуск собственных мощностей по производству двигателей для автомобилей снизит себестоимость производства автомобилей Volkswagen. Касается новых моделей VW, которые могут начать производится в России, то теоретически это могут быть Golf седьмого поколения и Up. Однако произойдет это только в том случае, если VW увидит, что появятся некоторые конкурентные преимущества, связанные со сборкой этих моделей в России. В 2013 году в России VW запускает Beetle. [6]
Таким образом, можно предположить о планомерном росте VW в России. Уже сейчас ясно, что российский рынок для компании очень важен, а объем инвестиций и озвученные планы наращивать производство эту тенденцию только подкрепляют. Так же не стоит забывать о глобальном плане VW - стать мировым лидером автомобилестроения, и Россия в этом плане, можно предположить, играет не последнюю роль.
Заключение
Таким образом, Россия рассматривается как один из основных перспективных центров развития мирового автомобилестроения.
Значимость рынка стран БРИК такова, что по мнению экспертов, если в развитых странах продажи к 2016 году вырастут не более чем на 10%, то в этих странах объемы рынка увеличатся в несколько раз. И Россия в этом рынке будет играть важную роль. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что почти все автомобильные компании мира имеют планы касательно России, очень многие расширяют производство, открывают заводы, организуют СП.
Одни из основных причин своего интереса к России компании называют недостаточную автомобилизацию и значительную изношенность отечественного автопарка. Исходя из этого можно прогнозировать рост автомобильного рынка России в долгосрочной перспективе.
Прогонозируем и рост производства комплектующих в России, что значительно сократит цены и уменьшит сроки поставки.
Литература:
1. Автостат 27.03.2013
2. Ведомости 18.04.2013
3. Ведомости 22.04.2013
4. Ведомости 21.06.2013
5. РБК daily 04.04.2013
6. http://www.auto.mail.ru/ 11.02.2013
7. http://www.avtonovostidnya.ru 11.02.2013
8. http://www.directpress.ru 02.08.2013
9. http://www.mordovmedia.ru 03.04.2013
656.6.08
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МОРСКОГО ВОЛНЕНИЯ НА СКОРОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО ПАРУСНОГО СУДНА
Акмайкин Д.А., к.ф.-м.н., доцент кафедры ТСС, МГУ им. адм. Г.И. Невельского Ярощук В.В., аспирант МГУ им. адм. Г.И. Невельского Русанов М.М., аспирант ИАПУ ДВО РАН лаборатория нелинейной динамики деформирования, ассистент кафедры ИСПИ ВГУЭС
Федореев В.А., аспирант МГУ им. адм. Г.И. Невельского
В статье рассматривается влияние морских волн на характеристики движения спортивных парусных судов. Приведены основные причины уменьшения скорости парусного судна из-за волнения. Приведена методика расчета падения скорости парусного судна в зависимости от скорости и направления морского волнения. Учитывается как влияние регулярного, так и не регулярного волнения. В статье приводятся формулы позволяющие рассчитать угол рыскания парусного судна в зависимости от высоты и направления распространения морских волн.
Ключевые слова: скорость, движение, сопротивление, волна.
ASSESSMENT OF SEA WAVES ON SPEED AND DIRECTION OF MOVEMENT OF
SPORT SAILING VESSEL
Akmaikin D., Ph.D., assistant professor, TSS chair, Maritime State University named after Admiral G.N. Nevelskoy Yaroschyk V., the post-graduate student, Maritime State University named after Admiral G.N. Nevelskoy Rusanov M., the post-graduate student, IAPUDVO RAN Laboratory of Nonlinear dynamics of deformation, chair ISPI assistant, VGUES Fedoreev V., the post-graduate student, Maritime State University named after Admiral G.N. Nevelskoy
The article examines the impact of the waves on the motion characteristics of sports sailing ships. The main reasons for reducing the speed of a sailing vessel because of the excitement. The design procedure of the fall of the rate of sailing ship, depending on the speed and direction of sea waves. Considered as the effect of regular and non-regular waves. The article presents the formulas allowing to calculate the yaw angle sailing vessel, depending on the height and direction ofpropagation of the waves.
Keywords: speed, movement, resistance, wave.
Для определения скорости движения спортивного парусного судна (СПС) [1] при различной скорости ветра, принято использовать полярную диаграмму скоростей. Рулевой парусного судна, планирует маршрут, основываясь на ее параметрах. Однако полярная диаграмма не учитывает высоту и направление волнения на акватории, которое в свою очередь не всегда совпадает с направлением ветра.
Для помощи рулевому, в управлении СПС, авторами разрабатывается программный комплекс «СПАРУС», который выдает рекомендации экипажу по управлению яхтой в процессе мореплавания. В программе «СПАРУС» скорость движения СПС при различной силе ветра, рассчитывается с учетом влияния полей волн окружающих судно. Исходя из полученных результатов, программа выдает рекомендации по управлению яхтой в соответствии с заданным направлением движения.
Следует заметить, что при в движении СПС в полях волн, появляются следующие особенности:
1. Увеличивается сопротивление движению, вследствие воздействия на корпус давления ветра, волн и качки;
2. Уменьшается эффективность управления рулем, по причине изменения обтекания руля волнами;
3. Увеличиваются динамические нагрузки на стоячий и бегучий такелаж парусного судна, что в свою очередь требует уменьшения площади парусов;
4. Возникает необходимость снижения скорости парусного судна судоводителем, из-за опасных ударов корпуса о набегающие волны и при спуске с попутных волн.
Для наглядности процессы влияния ветра и волнения на скорость парусного судна представлены на рисунке 1.