Научная статья на тему 'Анализ организационных форм международного сотрудничества на промышленном рынке, на примере России и Германии'

Анализ организационных форм международного сотрудничества на промышленном рынке, на примере России и Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омельченко И. Н., Циммер Л. Ю.

В научной дискуссии о формах развития международного сотрудничества, а в частности о способах проникновения предприятий на зарубежные рынки, одной из базовых моделей является концепция Мейсснера и Гербера. В данной модели процесс интернационализации рассматривается в двух направлениях: доля капиталовложения и интенсивность менеджмента на внутреннем и внешнем рынках. При помощи этих двух измерений авторы изображают идеальный подход к проникновению на зарубежный рынок, мотивируя степень интернационализации уровнем знаний / наличием опыта на зарубежном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ организационных форм международного сотрудничества на промышленном рынке, на примере России и Германии»

электронное научно-техническое иэдание

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

_Эл Н&ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421000025.155Н 1994-0408_

Анализ организационных форм международного сотрудничества на промышленном рынке, на примере России и Германии # 12, декабрь 2010

авторы: Омельченко И. Н., Циммер Л. Ю.

В научной дискуссии о формах развития международного сотрудничества, а в частности о способах проникновения предприятий на зарубежные рынки, одной из базовых моделей является концепция Мейсснера и Гербера. В данной модели процесс интернационализации рассматривается в двух направлениях: доля капиталовложения и интенсивность менеджмента на внутреннем и внешнем рынках. При помощи этих двух измерений авторы изображают идеальный подход к проникновению на зарубежный рынок, мотивируя степень интернационализации уровнем знаний / наличием опыта на зарубежном рынке. Согласно теории Мейсснера и Гербера при начальном отсутствии опыта предприятия выбирают наиболее «безопасную» форму сотрудничества - экспорт. В процессе международной деятельности приобретенный опыт позволяет перейти к формам сотрудничества, связанным с большим риском, растущей инвестиционной деятельностью и более интенсивным менеджментом на зарубежном рынке [16].

Рис. 1: Процесс интернационализации Мейсснера / Гербера

к

к

о

§

о §

а к

к

Л

I

к к

!

3 в

к

Экспорт

Лицензирование

Франчайзинг

СП

Филиал

Производство

Дочернее предприятие

Капиталовложение и менеджмент на зарубежном рынке

Одним из вариантов стратегии международного сотрудничества является образование стратегических альянсов между предприятиями или их отдельными стратегическими хозяйственными подразделеними. Последние представляют собой группу направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия с четко выраженной специализацией или целью функтионирования [6], также называемые бизнес-единицами [1]. Образование стратегических альянсов в международном сотрудничестве способствуют как и преобретению конкурентных преимуществ, экономии ресурсов, снижению риска, так и ускоренному продвижению на новые рынки, повышению инновационного потенциала организации. Создание международных стратегических альянсов возможно как в рамках диверсификации производственно-хозяйственной деятельности, так и при образовании или модернизации снабженческо-производственно-сбытового цикла [6]. На рисунке 2 представлена классификация форм интеграции хозяйствующих субъектов в ПКС [6].

Рис.2: Классификация форм интеграции хозяйствующих субъектов в ПКС.

Формы интеграции

Интеграция промышленных предприятий

Интеграция промышленных и торговых организаций

На основе промышленного предприятия

На основе коммерческого банка

На основе территориальн о обособленного капитала

На основе торгового капитала

По механизму возникновения

Путем слияния

Путем поглощения

Путем организации совместных предприятий

Путем разукрупнения предприятий

По степени интеграции

Прямое административное подчинение

Прямое владение контрольным пакетом

Перекрестное

владение контрольным пакетом

Кооперация на договорной основе

Стратегически е альянсы на

основе соглашений

По топологической структуре

Горизонтальные

Вертикальные

Перекрестное

владение контрольным пакетом

По типу хозяйственных связей

Материальные

Производственно-технологические

Финансово-экономические

Информационные

Управленческие

Причины создания стратегических альянсом могут быть разнообразными, при этом влияние на их формирование оказывают как технологические, так и рыночные факторы [18] [4]. Соответственно цели создания международного стратегического альянса могут иметь как рыночный, так и технологический характер (рис. 3).

Рис. 3: Классификация факторов организации стратегических альянсов.

Одной из наиболее динамично развивающихся промышленных отраслей, с интенсивным участием международных компаний и наиболее широко представленными формами международного сотрудничества на российском рынке является автомобильная промышленность.

Опыт представителей ассоциаций Немецких машиностроителей и станкостроителей (VDMA/VDW) показывает, что при развитии производственной деятельности зарубежом наблюдается следущая тенденция: сначала начинают обосновываться автомобилестроители, за ними следуют их постащики, далее машиностроители и завершают ряд станкостроители (рис. 4).

Рис. 4: Порядок активизации международной деятельности (наблюдаемая тенденция) на международном промышленном рынке.

1 \ 1 \ Станкостроители ^ 1 1 / 1 / 1 / 1 / 1 1 ^— 1 \ \Машиностроители / 1 1 У 1 / 1 / 1 / 1 \ Производители\ / компонентов ' 1 ____ 1 у— 1 / 1 / Автомобилей^ строители

и и и

Российский автомобильный рынок на протяжении нескольких лет развивался столь динамично, что еще в начале 2008г. эксперты прогнозировали, что Россия в 2009г. станет самым главным по объему и значению рынком Европы. В 2006г. общая прибыль от продажи автомобилей на российском рынке составила около 29 миллиардов долларов США. В общей сложности с 2006г. на территории РФ было зарегистрировано 1.941.278 автомобилей. Российский автомобильный рынок можно разделить на четыре основные раздела, представленных на рисунке 5: производство на территории РФ

отечественных и иностранных производителей и импорт новых и бывших в употреблении автомобилей [14].

Рис. 5: Структура автомобильного рынка в РФ в 2006г.

В период мирового финансового кризиса 2008-2009гг. общий объем продаж уменьшился более чем в два раза. Таким образом российский рынок автомобилей вопреки прогнозам оказался пятым в европейском рейтинге (табл.1) [14].

Таблица 1

Объем продаж автомобилей на российском рынке 2008/2009гг.

Объем продаж в 2008г. (тыс. ед.) Объем продаж в 2009г. (тыс. ед.) Изменение 2008/2009гг. в%

Легковые автомобили российских производителей 662 390 -41.1

Легковые автомобили иностранных производителей, произведенные в России 612 360 -41.2

Импорт новых легковых автомобилей 1.469 640 -56.4

Импорт легковых автомобилей б/у 531 12 -97.8

Общий объем продаж легковых автомобилей в РФ: 3.274 1.402 -57.2

Грузовые автомобили 186 60 -67.8

Автобусы 64 30 -53.1

Источники: Камаз, Ernst&Young; Adam Smith Conferences; Autostat; AEB Russian Automotive Market Research; Автосельхозмаш Холдинг; PricewaterhouseCoopers.

Рис.6: Объем продаж десятки ведущих на российском рынке производителей в 2008/2009гг.[14]

Многочисленные индикаторы показывают, что российские производители из года в год уступают свою долю рынка зарубежным автомобилестроителям. Например, в 2008 г. в то время как иностранные производители (GM, Volkswagen, Toyota и др.) увеличили объем продаж на более чем 26%, объем продаж российских автомобилестроителей снизился с 750.000 до 690.000 единиц (-8%) [12].

Таблица 2

Производство автомобилей в РФ в 2007-2009гг.

2007 2008 2009 Изменение 2008/2009гг. в %

Легковые автомобили российских производителей 835 878 317 --63.9

Легковые автомобили иностранных 454 591 279 -52,8

производителен

Общее производство легковых автомобилей в РФ 1.289 1.469 596 -59,4

Грузовые автомобили российских производителей 272 238 84 -64.7

Грузовые автомобили иностранных 16 19 7 -63.2

производителей

Общее производство грузовых автомобилей в РФ 288 257 91 -64.6

Автобусы российских производителей 62.7 30.5 -51.4

Автобусы иностранных производителей 4.3 4.5 4.7

Общее производство автобусов в РФ 89 67 35 -47.8

Источник: Аналитическое агентство Автостат.

Автомобильная промышленность в России сосредоточена в восьми региональных центрах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Москва (RENAULT, HYUNDAI)

• Санкт-Петербург (GM, Nissan, Ford, Toyota, Suzuki)

• Калининград (GM, BMW, KIA, Автотор)

• Калуга (Volkswagen)

• Нижний Новгород (GAZ)

• Ижевск (KIA, HYUNDAI)

• Тольятти (GM-AVTOVAZ)

• Таганрог (HYUNDAI, ТАГАЗ)

Одним из первых российских предприятий, начавших производство легковых автомобилей из узлов и агрегатов иностранного производства, является группа компаний «Автотор» в г. Калининграде, с 1997г. выпускающая легковые автомобили для компаний BMW (Германия), KIA (Южная Корея), GM (США) и NAC (Китай). При этом была выбрана форма промышленного сотрудничества «зарубежная сборка» (foreign assembly), представляющая собой «...операции, в рамках которых фирма производит все или большую часть компонентов в своей стране и доставляет их на зарубежное предприятие для окончательной сборки и последующей реализации» [5].

Так в 1996г. было запущено сборочное производство моделей KIA Carnival, Magentis, Opirus, Cee'd, Sportage, Carens и Mohave. В 1999г. на линиях завода Автотор началось производство автомобилей BMW 3-й серии, 5-й серии и моделей X3, X5, X6. В 2004г. стартовало производство GM моделей Hummer 3, Hummer 2, Chevrolet Trailblazer, Chevrolet Tahoe, Cadillac STS, Cadillac BLS, Cadillac SRX, Cadillac Escalade и моделей DAEWOO Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Epica. А в 2005г. список иностранных партнеров калининградского завода пополнил китайский производитель Chery. Кроме того с июня 2005 г. ведется сотрудничество с Нанкинской автомобильной http://technomag.edu.ru/doc/164351.html

корпорацией (Nanjing Automobile Corporation, NAC) по производству низкорамных развозных грузовиков (модельный ряд Yuejin). На сегодняшний день вся продукция Автотора собирается в режиме SKD (Semi Knocked Down). При использовании метода SKD (технология крупноузловой сборки) в некоторых случаях уже готовый автомобиль разделяют на несколько групп компонентов - узлов и агрегатов, поставляют их в страну сборки, где и происходит конечный монтаж.

Напротив, метод CKD (Completely Knocked Down) подразумевает экспорт отдельных компонентов на предприятия, где происходит их - как правило - мануальная сборка (рис. 7). Этот метод на российском автомобилестроительном рынке используется на таких предприятиях как Автофрамос, Ford, ТАГАЗ (Hyundai), Sollers (SsangYong) и Toyota.

Рис. 7: Формы производства SKD и CKD

SKD

\

CKD

Возвращаясь к классификации форм интеграции хозяйствующих

субъектов в ПКС, представленную выше (рис. 2), то по роду деятельности и по

происхождению форм в большинстве случаев происходит интеграция

промышленных предприятий, даже если в качестве партнеров, заключающих

договор о создании совместного предприятия выступают финансовые

организации или правительственные органы. Так в 1998г. на паритетных

началах создано ОАО «Автофрамос», как совместное предприятие компании

Renault и Правительства Москвы. В 2002г. компания Дженерал Моторс (41,61%

- 99,1 милл. долл. США денежными средствами и оборудованием), АВТОВАЗ

(41,61% - 99,1 миллиона интеллектуальной собственностью (патенты,

свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121),

инженерными системами, зданиями и сооружениями) и Европейский Банк

Реконструкции и Развития (ЕБРР) (16,78% - 40 миллионов долларов

денежными средствами и кредит на 100 миллионов долларов) заключили

договор о создании совместного предприятия. А в 2007г. Renault преобрел 25%

акций компании Автоваз с целью с целью создания совместного предприятия и

организации управляющей компании с паритетным участием Renault и

российского государства в лице «Рособронэкспорта». http://technomag.edu.ru/doc/164351.html

По механизму возникновения наиболее распространенной формой является образование совместных предприятий. Здесь примером могут служить уже упомянутые компании «Автофрамос» как и СП Renault-Автоваз. Подробный список совместных предприятий автомобилестроения представлен в Таблице 3.

Таблица 3

Примеры международных совместных предприятий в области автомобилестроения на территории РФ

Название предприятия История и цели создания / Партнеры

«Fiat-Sollers» Совместное предприятие группы компаний Fiat и ООО Sollers (ранее «Северсталь-Авто». В 2006г. запуск на территории ОАО «ЗМА» в г. Набережные Челны республики Татарстан производства (сборки) седана FIAT Albea. В 2008г. соглашение о создании 2-х совместных предприятий - по производству и дистрибуции автомобилей, а также по производству дизельного двигателя FIAT Powertrain Technologies F1A на базе ЗМЗ в г. Заволжье (Нижегородская обл.) на паритетной основе.1

ОАО «Автофрамос» 2 июля 1998 года на паритетных началах создано ОАО «Автофрамос», как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы.

1 http://www.sollers-auto.com/ru/about/structure_sollers/Sollers_Fiat/

2 http://www.renault.ru/about-renault/renault-in-russia-and-the-world/in-russia/

ООО "Автомобильный завод "Алтай" Совместное предприятие "Первая автомобильная группа, экспортно-импортная корпорация Китая"- "FAW" на базе ОАО "Бийский котельный завод" - сборочное производство полноприводных внедорожников под техническим руководством ООО "Уралюжмаш" (г.Миасс); производство самосвалов на базе шасси "ЦЗЕФАН" (Китай).3

GM/Avtovaz Совместное предприятие между компанией Дженерал Моторс -(41,61%), внесшей 99,1 миллиона долларов США денежными средствами и оборудованием, АВТОВАЗ (41,61%), внесшего 99,1 миллиона миллиона долларов США интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121), инженерными системами, зданиями и сооружениями и Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) (16,78% ) , инвестировавшего 40 миллионов долларов США денежными средствами и предоставившего кредит на общую сумму в 100 миллионов долларов США.4

Isuzu/Sollers В 2007г. было создано совместное предприятие для производства и продаж коммерческой техники Isuzu «Северстальавто-ИСУЗУ». В 2008г. запущено производство японских грузовиков грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн на территории ОЭЗ «Алабуга».5

Iveco и «Самотлор-НН» В 2007г. Iveco и промышленная группа «Самотлор-НН» учредили в Нижнем Новгороде совместное предприятие «Савеко» с целью производства в России легких коммерческих автомобилей Iveco Daily - грузовиков, микроавтобусов и автомобилей скорой помощи. Доля Iveco в новом СП составляет 51%. Кроме того, образована дочерняя компания Iveco S.p.A. - ООО «Ивеко Руссия», несущая функцию официального представительства. В октябре 2010 года партнерская сеть ООО «Ивеко Руссия» насчитывала 36 центров продаж, из которых 26 - авторизованные дилерские центры, и 24 центра сервисного обслуживания.6

Iveco и УралАЗ В 1994г.на базе российского завода «УралАЗ» (г. Миасс, Челябинская область) было основано предприятие Ивеко-Уралаз (в последствие - Ивеко-АМТ).7

3 http://www.azatrade.ru/history.php

4 http://www.gm-avtovaz.ru/new_ru/inside.php?page=contents/company&model=it13

5 http://wwwisuzutrucks.ru/about/about/

6 http://www.iveco.com/Russia/

7 http://www.iveco-uralaz.ru/company/

Peugeot Citroën Mitsubishi В июне 2008г. - начало строительства завода компаний Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Co. Доля французкого концерна PSA Peugeot Citroen в совместном предприятии - 70%, доля японской компании Mitsubishi Motors - 30%.8

Renault и Автоваз В 2007г. французкая компания Renault приобрала 25% акций Автоваз. Планируется организация управляющей компании с паритетным участием Renault и российского государства в лице «Рособронэкспорта».9

По степени интеграции на российском промышленном рынке наблюдаются различные формы международного сотрудничества: это и владение контрольным пакетом акций, примером тому могут служить стратегические альянсы Peugeot Citroën Mitsubishi, Renault /Автоваз и Iveco/ «Самотлор-НН», кооперация на договорной основе и на основе соглашений. Последние предствавлены довольно распространенной формой производства на основе лицензирования, определяемой как «разрешение лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом или организацией, приобретающими технологию или соответствующие права) изобретения, технического новшества, знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой и иной информации, необходимой для организации производства, а также торговой марки в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение» [5].

Подробный список примеров международных стратегических альянсов в форме производства на основе лицензирования на российском автомобилестроительном рынке представлен в нижеследущей таблице 4.

Таблица 4

8 http://www.mitsubishi-motors.ru/news/99/

9 http://www.renault.com/en/Groupe/cooperations-strategiques/Pages/partenariat-strategique- avtovaz.aspx Электронный журнал, №12 декабрь 2010г. http://technomag.edu.ru

Примеры производства на основе лицензирования на российском рынке

автомобилестроения

Названия предприятий-партнеров История создания

FIAT/Северсталь/ Sollers В 2006г. запуск на территории ОАО «ЗМА» в г. Набережные Челны республики Татарстан производства (сборки) седана FIAT Albea. В 2008г. соглашение о создании 2-х совместных предприятий - по производству и дистрибуции автомобилей, а также по производству дизельного двигателя FIAT Powertrain Technologies F1A на базе ЗМЗ в г. Заволжье (Нижегородская обл.) на паритетной основе.10

SsangYong/ Sollers 29 декабря 2009г. запуск производства СОЛЛЕРС-Дальний Восток. Серийная сборка SsangYong Kyron, внедорожника Actyon, пикапа Actyon Sports, внедорожника Rexton. СОЛЛЕРС одновременно является официальным дистрибьютером автомобилей марки SsangYong на российском рынке.11

Volvo BUS и Сибирско- Скандинавская автобусная компания В 2006г. подписание меморандума о сотрудничестве.Организация производства автобусов на основе лицензионного соглашения в г.Омске по сборочной технологии до 150 автобусов в год с возможностью расширения выпуска до 300-500 автобусов в год, используя в последующем отдельные комплектующие, выпускаемые в соответствии с требованиями стандартов АВ VOLVO в Омске.12

Рассматривая примеры форм интеграции в ПКС согласно топологической структуре, можно сделать следущие наблюдения: на российском рынке автомобилестроения представлены как горизонтальные (в отдельных случаях с центральной компанией) формы интеграции хозяйствующих субъектов в ПКС (производство автомобилей в «новой» для предприятия стране), как и вертикальные (сотрудничество с партнером, владеющим помимо производственными площадями еще и дистрибьюрерской сетью, как например,

10 http://www.fiat.ru/about/news/news/?id=52

11 http://www.symotor.ru/

12 http://www.volvo.com/group/russia/ru-ru/volvo_splash.htm

в случае сотрудничества дочернего предприятия итальянской группы компаний FIAT Iveco S.p.A. и «Самотлор-НН» (табл. 3).

В зависимости от глубины интеграции партнеров в той или иной степени наблюдаются все типы хозяйственных связей: материальные (поставка комплектующих), производственно-технологические (разработка,

планирование и поставка оборудования), финансово-экономические (общее бюджетирование, консолидированное билансирование, прогнозирование сбыта), информационные (частичное или полное подключение к информационной системе, напр. SAP), управленческие связи (например, организация общей управляющей компании).

Начиная с 2002г. зарубежные автомобилестроители создают и собственные производства на территории Российской Федерации (табл.5).

Таблица 5

Примеры создания собственного производства зарубежных автомобилестроительных компаний на территории РФ

Название предприятия История создания

Ford Официальное открытие производства 9 июля 2002 года. Производственный цикл включает в себя сварку кузова, окраску и окончательную сборку. Завод выпускает автомобили Focus и Mondeo.13

Nissan Запуск производства в 2009г. в Санкт-Петербурге. Модели Teana и X-Trail.14

13 http://www.ford.ru/AboutFord/FordCompany

14 http://www.nissan.ru/RU/ru/inside-nissan/corporate/in-the-uk.html

Toyota ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (Шушары под Санкт-Петербургом) - первый завод Toyota в России, открылся 21 декабря 2007 г. Завод выпускает седан Е класса Camry российской сборки.15

Volkswagen Запуск производства на территории технопарка "Грабцево", г. Калуга в ноябре 2007 г. Модели Volkswagen (Passat, Polo, Jetta, Tiguan, Touareg, Passat CC) и Skoda (Octavia, Octavia Tour, Fabia, Superb). С июля 2009 г. выпуск моделей Caddy и Transporter. По соглашению с Минэкономразвития РФ, с сентября 2010 г. переход на полный цикл производства, включающий сварку и окраску. Проектная мощность - до 150 тысяч автомобилей в год. Общий объем инвестиций - 750 млн. евро.16

Volvo Trucks Открытие завода по сборке грузовых автомобилей Volvo в Зеленограде (ВТС-ЗЕЛЕНОГРАД ЗАО). В 2007 году подписание инвестиционного соглашения о строительстве завода Volvo в промышленной зоне «Калуга-Юг» на участке площадью 55 га. Инвестиции в проект - более 100 млн. евро. В январе 2009 г. запуск производства на заводе Volvo Group в Калуге мощностью 15000 грузовых автомобилей в год.17

Следом за иностранными автомобилестроителями постепенно расширяют свою деятельность на российском рынке и их поставщики. Здесь также наблюдаются различные формы ПКС - как собственное производство, так и совместные предприятия и производство на основе лицензирования. В таблице 6 представлены некоторые примеры производственной деятельности зарубежных производителей компонентов для автомобилестроения на территории РФ.

Таблица 6

15 http://www.toyota. ru/about/index. aspx

16 http://www.volkswagen.ru/ru/ru/company/about.html

17 http://www.volvotrucks.com/trucks/russia-market/ru-ru/kaluga_factory/Pages/firstpage.aspx

Примеры создания собственного производства зарубежных производителей компонентов для автомобилестроения на территории РФ

Название предприятия История создания

Johnson Controls Американский производитель систем салонов для автомобилей и крупнейший в мире производитель и разработчик свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов Johnson Controls производит под Санкт-Петербургом и в Тольятти).18

ZF Zahnradfabrik Friedrichshafen Немецкий производитель ZF Zahnradfabrik Friedrichshafen заключил договор о создании СП с группой КАМАЗ - ООО ZF KAMA (совместное производство коробок переключения в г. Набережные Челны)19.

Magna International Inc. Американская компания Magna International Inc., открыла производство кузовных деталей для ходовой части и металлических элементов систем пассивной безопасности в п. Шушары и внешних и внутренних деталей в п. Колпино под Санкт-Петербургом. При этом двумя производственными цехами руководит СП Cosym (совместное предприятие дочерней компании MAGNA Cosma International и корейского производителя Shin Young). Кроме того MAGNA имеет 20 производственные площади в Калуге и Нижнем Новгороде.

Siemens Наиболее разнообразные формы сотрудничества: Производство сверхмощных приводов в Санкт-Петербурге (СП «Сименс-Электровоз», турбин на базе завода «Силовые машины» (владение 25% акций, лицензирование), строительство с нулевого цикла трансформаторного завода под Воронежем и др.21

Несмотря на то, что производство компонентов на территории РФ зарубежными компаниями и соответсвенно локализация производства в автомобилестроении постоянно расширяется, доля деталей, произведенных в России сравнительно невелика (рис. 8). Причиной тому является в первую

18 http://www.johnsoncontrols.ru/publish/ru/ru/locations.html от 26.11.2010.

19 http://www.zf.com/ru от 26.11.2010.

20 http://www.magnasteyr.com/xchg/interior_systems/XSL/standard.xsl/-

content/news_news.htm?rdeLocaleAttr=en&action=show&EnReleaseID=01_1491&DeReleaseID=02_1491&JaRelease ID= от 21.09.2010.

21 http://www.rbcdaily.ru/2010/11/18/industry/528789 от 04.12.2010. Электронный журнал, №12 декабрь 2010г. http://technomag.edu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очередь несоосветсвие уровня производства - так Российское министерство промышленности исходит из того, что лишь 5% отечественных производителей компонентов работают в соответствии с международными стандартами [12].

Рис. 8: Доля компонентов из России в комплектации иностранных автомобилей, производимых в России.

■ Компоненты из России ■ Импорт компонентов

Л

Awtoframos (Renault Logan)

SOLLERS (Fiat Ducato)

Ford

ИжАвто (Kia Spectra)

Ssang Yong

40%

60%

32%

68%

30%

70%

20%

80%

14%

86%

V

V

Из немецких машиностроителей в настоящий момент собственное производство под Нижним Новгородом разрабатывает группа компаний Либхерр (один из трех цехов как совместное предприятие, два

производственных цеха - собственное производство) (табл. 7).

22

Таблица 7

Производство компании Либхерр в России

Название Основание Программа Количество Административное

организации производства сотрудников подчинение

22 http://www.liebherr.com/ru-RU/114696.wfw от 04.12.2010.

http://technomag.edu.ru/doc/164351.html

ООО 24.08.2007 - Комплектующие 100 Liebherr Aerospace

«Либхерр- совместное для авиационной Lindenberg GmbH,

Аэроспейс предприятие промышленности г.Линденберг, ФРГ

Нижний Litbherr

Новгород» Aerospace

(Цех 1) Lindenberg GmbH и ОАО Гидромаш

ООО 2006г. - 100% Башенные 500 Liebherr-

«Либхерр дочернее краны, Hydraulikbagger

Нижний предприятие землеройные GmbH, г.

Новгород» группы машины, Кирхдорф/Иллер,

(Цеха 3 и 4) компаний компоненты ФРГ

Liebherr- гидравлики, Liebherr France SAS,

International рудукторы и г.Кольмар, Франция

AG, г. Булле, стальные Liebherr-Werk

Швейцария конструкции Bischofshofen GmbH, Бишофсгофен / Liebherr-Werk Telfs GmbH, Тельфс, Австрия

Успех международного сотрудничества (достижение целей стратегического альянса) зависит от множества факторов. Это и социально-экологические факторы (напр. демографическая ситуация), и рыночные факторы (напр. конкуренция), наличие наобходимых ресурсов (напр., квалифицировынных кадров), политическая ситуация и факторы государственного регулирования (напр. таможенная политика) как и природно-климатические факторы (см. рис. 8) [4].

Рис. 8: Схема влияния групп внешних факторов на производственно-

корпоративные системы (ПКС)

Социально-экологические факторы

Демографическая ситуация, социальная напряженность, занятость, здоровье, покупательная способность, эколог. безопасность производства продукции и ее утилизации

Электронный журнаЛ\№12 декабрь 2010г. http://technomagedu.ru

Ресурсные факторы

Кадровые, сырьевые и

энергетические,

финансовые

Политические факторы

Геополитическая обстановка, стабильность, межнациональные отношения, уровень бандитизма и терроризма

Рыночные факторы

сегментация,

конъюнктура,

конкуренция

Природно-

климатические

факторы

Климатические, сезонные, геофизические, географические, экологические,

риродные ресурсы

Факторы гос. регулирования

Курс национальной валюты, ставка рефинансирования, уровень обязательных резервов, налоговая, антимонопольная и таможенная политика, меры поддержки важных отраслей, обеспечение гос. безопасности, лицензирование

Несмотря на то, что согласно опросу, проведенному среди торгово-промышленных палат ФРГ в августе 2010г. немецкие предпрениматели жалуются на дополнительные расходы, возникающие при растомаживании их продукции в Российской Федерации [8], именно в России каждый второй из них ожидает наибольшие улучшения экономической ситуации в ближайшие 5 лет [9].

Рис. 9: Результаты опроса немецких предпренимателей, проведенного в 2009г. Общегерманской Торгово-Промышленной Палатой (ОШК), по вопросу улучшения экономической ситуации в ближайшие 5 лет

Прогноз ожидаемых изменений в развитии бизнеса в ближайшие 5 лет.

Страны центральной Азии США Мексика Страны юго-вост. Азии Объед. Арабские Эмираты Россия Сауд. Арабия КНР Бразилия Индия

лучше без изменений хуже

Е

39,9%

51,8%

44,3%

44,4%

3,4%

11,3%

41,1% 51,1% 6,8%

40,5% 54,9% 4,7%

44,1% 48,4% 7,5%

51,4% 34,1% 14,5%

43,2% 51,0% 5,8%

48,8% 41,4% 9,8%

45,9% 49,3% 4,9%

50,8% 42,9% 6,3%

Источник: DIHK.

Стратегический альянс имеет смысл только в случае достижения целей, ради которых он создается. Степень достижения цели можно выразить показателем эффективности Е - отношение эффекта к затратам, произведенным или необходимым для получения данного эффекта, напр. увеличение доли рынка по отношению к затратам на рекламу. Изменение эффективности характеризует изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъекта до и после интеграции в ПКС, напр. до и после образования совместного предприятия [6] [ 5].

Показатели эффективности можно условно разделить на следущие группы (рис.10):

Рис.10: Классификация показателей эффективности ПКС

Показатели эффективности Е

Производст венно- Финансово- Социально- Информационно-

технологическая экономическая экологическая организационная

эффективность Еп эффективность Еф эффективность Ес эффективность Еи

Производственно-технологическая эффективность Еп достигается путем качественного изменения показателей производства, напр. улучшение качества выпускаемой продукции, повышение ритмичности и т.п.

Финансово-экономическая эффективность Еф является результатом качественного изменения финансово-экономических показателей, таких как рентабельность ивестиций, стоимость акций, уровень конкуренсноспособности и др.

Социально-экономическая эффективность Ес получается засчет качественного изменения показателей, важных для общества, как например, сохранение и / или уселичение количества рабочих мест, уровня квалификации сотрудников, уровня социальной защиты сотрудников и членов их семей и т.д.

Информационно-организационная эффективность Еи обуславливается изменением информационных и организационных показателей, таких как степень информированности об изменениях внешних факторов (близость к рынку сбыта, возможность более гибкой реакции на изменения спроса и пожеления клиентов), уровень инновационного мышления на производстве и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели эффективности могут иметь разную степень важности для предприятий, вступающих в стратегический альянс, кроме того, отдельные показатели могут коррелировать между собой. Общая эффективность хозяйствующего субъекта является функцией Еп, Еф, Ес, Еи , формула которой представлена ниже:

Е = Еф, Еа Еи).

Допустим, что Еi - эффективность ьного (1 = 1, ..., К) хозяйствующего субъекта до интеграции (предприятия до вступления в стратегический альянс, основание совместного предприятия), тогда:

N

Е = £ Е

i=1

является общей эффективностью вступающих в стратегический альянс предприятий до интеграции, а

N

ее = х е:

i=1

их общую эффективность после интеграции по форме s. Авторы [6] указывают на то, что необходимым условием интеграции является общий положительный эффект:

Е > Е.

Полученная в результате интеграции (напр. создания совместного предприятия) общая эффективность складывается из долей Д Е8общ каждого участника стратегического альянса

N

ЛЕ = ^ЛЕ/.

г=1

Очевидно, что вступление в стратегический альянс имеет смысл только в том случае, если после интеграции происходит увеличение не только общей эффективности ее участников, но и эффективности каждого хозяйствующего субъекта в отдельности. Соблюдение последнего условия, является центральным при принятии решения о вступлении в стратегический альянс.

Авторы [6] подчеркивают, что эффективная форма сотрудничества СП возможна лишь при эффективном совмещении ресурсов, вносимыми предприятиями-партнерами.

Рис. 11: Формирование ресурсной базы для ьного вида продукции СП

Для выражения условий целесообразности существования СП в данном случае использован аппарат теории множеств. Отдельные обозначения предстаслены в нижеследущей таблице 8.

Таблица 8

Условные обозначения к схеме образования ресурсной базы для ьного вида продукции СП

Условное обозначение

Значение

ИА = И2, • • •, Rk, Иг+1, • • Rк} совокупность ресурсов предприятия А

Ив = {Rl, И2, • • •, Rn, Ип+1, • • •, RN} совокупность ресурсов предприятия В

ИА множество всех ресурсов предприятия А

Ив множество всех ресурсов предприятия В

Ик, к=1, К ресурс к-го назначения

К общее количество видов ресурсов предприятия А

Ип ресурс п-го назначения

ИА множество ресурсов, вносимых в СП предприятием А

Ив множество ресурсов, вносимых в СП предприятием В

Исп множество ресурсов, принадлежащих СП

Ив, в=1, 5 ресурсы, полезные для работы СП с точки зрения обоих участников соглашения

5 общее количество ресурсов, необходимых для работы над >ным изделием

Взаимоприемлемость ресурсов СП является одним из его центральных факторов успеха, при этом смысл существования СП имеется только в случае выполнения следущих условий [6]:

RA ^ Rcп Rв ^ Rcп

Следуя вышеизложенной логике и учитывая, что начиная с 50-х годов доля интеллектуального труда в общей себестоимости продукции неуклонно растет (см. рис. 12), совместимость трудовых ресурсов приобретает центральное значение для достижения целей стратегических альянсов. Кроме того, согласно «эндогенным» теориям экономического роста, вложения в трудовые ресурсы (включая знания, квалификацию, опыт) являются центральными факторами для развития экономики в целом [17][13] [6].

Рис. 12: Доля интеллектуального труда в общей себестоимости продукции

Уровень квалификации является важнейшей характеристикой кадровых ресурсов. Как правило, ПКС имеют две возможности: использование квалификации, предлагаемой на рынке труда, или создание собственной системы образования и повышения квалификации сотрудников [4]. Перед предприятиями, планирующими производство в другой стране, дополнительно встает вопрос о возможности экспатриации собственных сотрудников с целью передачи знаний, навыков и обеспечения необходимого уровня качества на производстве [5]. Ответить на данные вопросы, выбрать оптимальную стратегию невозможно без учета актуальных тенденций развития демографической ситуации стран предприятий, планирующих международный стратегический альянс.

Согласно опросу, проведенному Общегерманской Торгово-Промышленной Палатой (ОШК) в 2010г. нехватка квалифицированного персонала становится все более остро ощутима [10]. Результаты опроса показали, что уже сейчас 20% немецких предприятий в общем и каждое второе предприятие частично имеют проблемы с закрытием открытых вакансий. Это

означает, что 70% предприятий хотя бы частично имеют трудности найти кадры с подходящей квалификацией.

Рис. 13: Ситуация с вакансиями на предприятиях ФРГ в 2010 г.

■ У нас нет проблем с закрытием вакансий

У нас есть частичные проблемы с закрытием вакансий

■ У нас есть проблемы с закрытием вакансий

Источник: DIHK.

Нехватка квалифицированных кадров касается не только позиций, где требуются выпускники высших учебных заведений с дипломами бакалавра (13%/39%) или магистра (15%/35%), но и в первую очередь на уровне мастера (16%/41%). При этом особо острую нехватку в специалистах испытывают предприятия промышленного и строительного секторов. Здесь более 70% предприятий сетуют на нехватку соответствующих специалистов [11].

Рис. 14: Ситуация с вакансиями на предприятиях ФРГ в 2010 г. по уровню

образования требуемых специалистов

Магистр, диплом университета

Бакалавр, диплом университета прикладных наук

Мастер, др. специалист

Без образования

15%% 35% 51%

13% 39% 48%

16% 41% 44%

13% 38% 49%

14% 11% 74%

Мы не можем закрыть вакансии

Мы частично не можем закрыть вакансии

Нет сложностей с закрытием вакансий

Источник: DIHK.

В Российской Федерации вопрос о демографических изменениях стоит не менее остро. Согласно статистической информации Федеральной Службы Государственной Статистики общая численность населения в РФ уже на протяжении нескольких лет из года в год сокращается (табл. 9). За последние девять лет процентуальное изменение составило -3%, а по сравнению с 1991 годом - - 4.3% [19].

Таблица 9

Демографическое изменение населения РФ

Год 1991 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Общая численность населения в милн. чел. 148.3 146.3 145.2 145.0 144.2 143.5 142.8 142.2 142.0 141.9

Изменения в % -1.3 -2.8 -0.1 -0.5 -0.4 -0.5 -0.4 -0.1 -0.07

Источник: Федеральная Служба Государственной Статистики РФ.

Согласно прогнозам экспертов в 2010г. общая численность населения России составит 137.0 милл. человек (-3.5% по сравнению с 2009г.), при этом

естественный прирост составит -783.2 тыс. человек, а прирост населения засчет миграции 211.3 тыс. человек.23

Свойственная для российской экономики гетерогенность (в 2007г. валовый региональный продукт в г. Москве и Московской области составил

24

28.4% от всего ВВП РФ) , переизбыток предложений в сфере высшего образования (в г. Москве на одного абитуриента приходятся два места в вузах), низкий имидж начального и среднего профобразования у абитуриентов в совокупности с тенденциями демографического развития приводят к острой нехватке молодых квалифицированных рабочих и соответственно чрезмерному «старению» кадров (средний возраст рабочих в 2008г. составил 53-54 лет). [2] [4][15]

Исходя из выше изложенных фактов, можно сделать следущие выводы: Во-первых, в ситуации нехватки квалифицированных кадров в собственной стране экспатриация не может быть основным решением проблемы обеспечения стратегического альянса кадрами соответсвующего уровня профподготовки. Во-вторых, ключевое значение для достижения целей стратегических альянсов приобретает количество и качество (уровень квалификации) трудовых ресурсов. От своевременного решения именно задач квалификации и переквалификации кадров зависит не только успех международного сотрудничества на промышленном рынке, но и развитие экономики стран участников в целом.

Список литературы

23 http://www.gks.ru/ от 03.04.2010.

24 http://www.gks.ru/ от 03.04.2010.

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. С англ. / Под. Ред. Кантураевского. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

2. Анализ обеспечения потребностей региональной экономики за счет кадров с различным уровнем профессионального образования/ В.Н. Васильев [и др.] // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (26 - 27 октября 2005 г.). Книга 1. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - с. 63- 75.

3. Гуртов В.А., Серова Л.М. Избыток инженеров, дефицит рабочих.- М.: Мировая энергетика, 2008. - № 4. - С. 82-85.

4. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированые производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. С.30.

5. Медведев А.Г. Международный менеджмент. - СПб.: ИМСП, 2002. -С. 250-283.

6. Омельченко И.Н. Методология, методы и модели системы управления организационно-экономической устойчивостью наукоемкого производства интегрированных структур. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. - с.27-28.

7. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур/ С.Н. Анисимов [и др.] Под ред. Колобова А.А., Орлова А.И. -М.: МГТУ им. Баумана, 2006. - С. 19-136.

8. Deutscher Industrie- und Handelskammertag e.V. Außenwirtschaftsreport 2010 / Ergebnisse einer Umfrage bei den deutschen Industrie- und Handelskammern, Berlin, 2010.

9. Deutscher Industrie- und Handelskammertag e.V. Going International / Erfahrungen und Perspektiven der deutschen Wirtschaft im Auslandsgeschäft /

Ergebnisse der IHK Unternehmensumfrage 2009 / Bundesweite Auswertung. -Berlin, 2009.

10. Deutscher Industrie- und Handelskammertag (DIHK), Kluge Köpfe -vergeblich gesucht! Fachkräftemangel in der deutschen Wirtschaft, Berlin, 2007.

11. Deutscher Industrie- und Handelskammertag e. V. Mitarbeiter dringend gesucht! Fachkräftesicherung - Herausforderung der Zukunft., Berlin, 2010.

12. Germany Trade & Invest Russische Föderation - Kraftfahrzeugindustrie, bfai, 2009.

13. Grundlach E. Humankapital als Motor der Entwicklung. Ein neuer Ansatz der neoklassischen Wachstumstheorie. // Thiel R.E. (Hrsg.) Neue Ansätze zur Entwicklungstheorie.-Bonn: Deutsche Stiftung für internationale Entwicklung (DSE), S. 173-185.

14. Hones B. Branche kompakt: Russland - Kfz-Industrie und Kfz-Teile (März 2010), Germany Trade and Invest Gesellschaft für Außenwirtschaft und Standortmarketing mbH, Köln, 2010.

15. Lainer C. Berufsbildung in den russischen Regionen: Ausbildung für die Zukunft // Die Berufsbildungssysteme Russlands und Deutschlands -Perspektiven der bilateralen Berufsbildungskooperation // Deutsche Botschaft Moskau // Abteilung für Wirtschaft und Wissenschaft, 2009.

16. Meissner H., Gerber S. Die Auslandsinvestition als Entscheidungsproblem. -Forschung und Praxis, 32. Jg., Nr. 3, 1980. - 217 - 228 c.

17. Romer P.M. Increasing Returns and Long-run Growth // Journal of Political Economy.- 1986. Vol. 98. - P.1002-1036.

18. Vias N.M., Shelburn W.L., Rogers D.C. An analysis of strategic alliances: forms, functions and framework // Jourmal of business & industrial marketing.-1995.- Vol. 10; Issue 3. - P.35-44.

19. Федеральная служба государственной статистики // gks.ru. URL http://www. gks.ru/bgd/free/b 10_00/IssWWW.exe/Stg/d09/8-0.htm (дата обращения: 10.11.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.