Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
инновации / музыкальное мировоззрение / музыкальный интерес / социализация / современное образование

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Л А. Султанова

В статье говорится об использовании и внедрении инновационных технологий, отвечающих всем современным требованиям образования, за счёт которых уроки музыки становятся интересными, яркими, познавательными и позволяют формировать универсальные учебные действия, которые в свою очередь помогают сформировать метапредметные результаты, отвечающие принципам работы по федеральному государственному образовательному стандарту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА»

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЗБЕКИСТАНА

Л.А.Султанова

Государственная академия хореографии Узбекистана

Аннотация: В статье говорится об использовании и внедрении инновационных технологий, отвечающих всем современным требованиям образования, за счёт которых уроки музыки становятся интересными, яркими, познавательными и позволяют формировать универсальные учебные действия, которые в свою очередь помогают сформировать метапредметные результаты, отвечающие принципам работы по федеральному государственному образовательному стандарту.

Ключевые слова: инновации, музыкальное мировоззрение, музыкальный интерес, социализация, современное образование

PROSPECTS FOR INNOVATION PROCESSES IN MUSIC EDUCATION IN

UZBEKISTAN

L.A.Sultanova

State Academy of Choreography of Uzbekistan

Abstract: The article talks about the use and implementation of innovative technologies that meet all modern educational requirements, due to which music lessons become interesting, vibrant, educational and allow the formation of universal educational activities, which in turn help to form meta-subject results that meet the principles of work on the federal state educational standard.

Keywords: innovation, musical worldview, musical interest, socialization, modern education

«Целью внедрения инноваций не всегда бывает первенство и лидерство в своей сфере, главное - быть лучшими.» Ричард Брэнсон

Инновации - это определенная система упорядоченных элементов, действий и отношений, направленных на обеспечение высокого прогрессивного результата, который находит широкое применение и способен привести к значительным изменениям в жизни общества и государства.

Инновационные процессы в области музыкального образования - это всегда творчество, это всегда открытие, рождение нового. Именно на уроках музыки возможно создание наиболее благоприятной обстановки для всестороннего

развития ребенка, раскрытия потенциала его творческих способностей и перспектив направления его будущей деятельности.

Для совершенствования инновационной деятельности в Узбекистане проделана масштабная работа. Говоря об инновационных процессах в области музыкального образования обратим внимание на то, что музыка - это всегда творчество, это всегда открытие, рождение нового.

Основной целью современного музыкального образования является становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Без сомнения, обновления в музыкальном мире происходят за счет появления новых музыкальных направлений, стилей, нового музыкального языка. Знакомство с новейшими достижениями музыкальной педагогики, с современными программами приводят к осознанию того, что обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики музыкального образования.

Сегодня чрезвычайно актуально воспитать в современном учащемся потребность общения с искусством, помочь ему научиться ориентироваться как в музыкальном, так и в жизненном информационном пространстве в целом. Поэтому музыкальное образование нуждается в переоценке целей, содержания, методов, форм обучения и воспитания. Очевидна актуальность поиска инновационных технологий в области музыкального образования учащихся, обеспечивающих развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновационное обучение - новый подход к обучению, включающий в себя личностное направление, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм.

К числу инновационных методов, применяемых при обучении музыке, можно отнести следующие:

а) Метод образной визуализации - это способ зрительного исследования объекта, результатом которого является перцептивный образ; его учащиеся могут вербализировать, нарисовать, показать и т. п. Например, звучание какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ;-

б) Метод наводящих вопросов. Цель вопроса - натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания.

в) Метод сравнения и обобщения. Этот метод продолжает путь словесных определений. Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления.

в) Метод рецензий - это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия.

г) Метод рефрейминга (Кипнис, 2004) - это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью креативного мышления. Методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр - переосмысление какого-либо качества объекта или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса - в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество.

д) Методы практического освоения музыкальной информации. Метод основан на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом;

а также

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод сравнительного анализа;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод перспективы и ретроспективы;

- проблемно поисковый метод.

Таким образом, применение инновационных методов требует саморазвития и повышения квалификации преподавателей. Вышеперечисленные методы возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, ссуз, вуз), в соответствии с типом учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях). Применение их будет эффективным при условии учета конкретных условий: создание необходимой творческой атмосферы урока, учет уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.

Цель управления инновационными процессами в образовательных учреждениях заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную цель - общение, а педагогам

следует изучать и накапливать свой опыт для дальнейшего развития гармоничной личности учащегося.

Инновационная деятельность изменяет традиционную систему и во главу угла ставит педагога и учащихся, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития музыкального образования становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Инновационные технологии в музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть возможности учителя и способности обучающегося, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. Использование и внедрение инновационных технологий, так как они отвечают всем современным требованиям образования, музыкальное образование становятся интересным, ярким, познавательным и позволяют формировать универсальные учебные действия, которые в свою очередь помогают сформировать метапредметные результаты, отвечающие принципам работы по федеральному государственному образовательному стандарту.

Использованная литература

1. Сергеева Г. П., Е.Д. Критская. Уроки музыки. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. «Просвещение» 2011г.

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.; Издательство Академии наук РСФСР; Ленинград;1947. 336с.)

4. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.

5. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа : проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. - М. : Советский композитор, 1988. - 384 с.

6. Зиновьева Н.Б. О задачах внедрения информационных технологий в музыкальном образовании. Материалы научно-методической конференции; Краснодар, 2002.

7. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения : пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. - М. : Интерпракс, 1994. - 374 с.

8. К.Б. Холиков. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1052-1059.

9. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ.- М.: Детство-Пресс,2011. - 112 с.

10. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т.Х.Дебердеева// Инновации в образовании. -2010. - №3. - с.79.

11. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.