Научная статья на тему 'Особенности использования современных компьютерных программ в организации профильных предметов детских музыкальных и художественных школ'

Особенности использования современных компьютерных программ в организации профильных предметов детских музыкальных и художественных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
информационные технологии / музыкально компьютерные технологии / музыкально-компьютерные игры / музыкальные энциклопедии / музыкально-компьютерные тренажеры / музыкальные конструкторы / автоаранжировщик / музыкальные редакторы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вазира Рахмоновна Рахмонова, Фаррух Гайбуллоевич Нуруллаев

В статье рассматривается вопрос о оптимизации учебного процесса на музыкальных занятиях в ДМШ и ДШИ при помощи музыкально компьютерных технологий, а также рассматриваются их возможности. Информационные технологии и новые социально-экономические условия позволили внедрить в учебный процесс музыкально-компьютерные технологии, которые помогают в решении педагогических проблем. При выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования современных компьютерных программ в организации профильных предметов детских музыкальных и художественных школ»

Особенности использования современных компьютерных программ в организации профильных предметов детских музыкальных и художественных школ

Вазира Рахмоновна Рахмонова Научный руководитель: Фаррух Гайбуллоевич Нуруллаев Туркестанский университет новых инноваций

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о оптимизации учебного процесса на музыкальных занятиях в ДМШ и ДШИ при помощи музыкально компьютерных технологий, а также рассматриваются их возможности. Информационные технологии и новые социально-экономические условия позволили внедрить в учебный процесс музыкально-компьютерные технологии, которые помогают в решении педагогических проблем. При выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.

Ключевые слова: информационные технологии, музыкально компьютерные технологии, музыкально-компьютерные игры, музыкальные энциклопедии, музыкально-компьютерные тренажеры, музыкальные конструкторы, автоаранжировщик, музыкальные редакторы

Features of the use of modern computer programs in the organization of specialized subjects in children's music and

art schools

Vazira Rakhmonovna Rakhmonova Scientific supervisor: Farrukh Gaibulloevich Nurullaev Turkestan University of New Innovations

Abstract: The article deals with the issue of optimizing the educational process in music classes in children's music schools and children's art schools with the help of music and computer technologies, as well as their capabilities. Information technologies and new socio-economic conditions have made it possible to introduce musical and computer technologies into the educational process, which help in solving

pedagogical problems. With the outstanding creative achievements of individual musicians, the possibilities of music education in mass pedagogy are not fully used, and teaching methods in the system of general music education have not undergone significant changes, as a result of which its level does not meet the requirements of modernity.

Keywords: information technologies, musical computer technologies, musical computer games, musical encyclopedias, musical computer simulators, musical constructors, auto-arranger, musical editors

Программное обеспечение - это совокупность всех программ на персональном компьютере. Наряду с аппаратным обеспечением и информационными ресурсами, Программное обеспечение является одной из составляющих частей компьютера.

Современное программное обеспечение регулярно обновляется и дополняется разработчиками, чтобы соответствовать новейшим технологиям и радовать пользователей более совершенным функционалом.

При разработке компьютерных музыкальных обучающих систем решается комплекс педагогических, психологических и технических проблем, основными задачами которых являются:

- поддержка учебно-музыкальной деятельности путем создания автоматизированных рабочих мест;

- поддержка исследовательской музыкальной деятельности путем организации информационного взаимодействия с внешней научной средой.

Компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика. Необходимо совершенствовать обучение, создавать комплексы программ, в которых компьютерные технологии будут выполнять свои вспомогательные и организующие функции. Для успешной реализации учебного процесса педагог должен разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять свою потребность к самореализации.

Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где главная роль наглядности -картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.

Музыкально компьютерные программы предоставляют много возможностей для музыкального обучение школьников, их применение разрешает сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.

В музыкальном образовании компьютер используется как для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана).

Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, можно выделить направления его применения:

- прослушивание и анализ музыкальных произведений;

- изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудио и видеоизображение;

- создание собственных музыкальных программ.

Существующие музыкально компьютерные программы, которые можно использовать для уроков музыки в ДМШ и ДШИ, можно поделить на группы:

1. Развивающие музыкально-компьютерные игры.

2. Музыкальные энциклопедии.

3. Музыкально—компьютерные тренажеры.

4. Музыкальные конструкторы.

5. Программы музыкальный автоаранжировщик.

6. Музыкальные редакторы.

7. Программы-тесты и викторины.

Каждая из представленных музыкальных программ помогает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель на уроке музыки. Соответственно приведенным группам рассмотрим компьютерные программы.

1. Развивающие музыкально-компьютерные игры. Одна из популярных программ такова типа «Музыкальный класс», ее можно использовать на начальном этапе обучения, программа отлично познакомит детей с инструментами, музыкальной грамотой, музыкальным конструктором. Начинающие пианисты, с огромным интересом изучают, получают, закрепляют знания в красочной игровой форме, полученные на уроках фортепиано, сольфеджио, слушании музыки, хоре. Конечно, такая форма работы не заменит общение с педагогом, его живые рассказы о музыке, инструментах, ключах, длительностях нот, но это тоже одна из новых форм обучения, современные дети любят ее и готовы к получению и проверке знаний и таким способом.

Использованная литература

1. Белов Г.Г. Композитор и компьютер: некоторые практические и педагогические аспекты // Материалы междунар. науч. сессии, посвященной 140-летию Консерватории «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002». - СПб., 2002.

2. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: уч. пособ. - СПб., 2003.

3. Живайкин П.Л. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам. - М., 2009.

4. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе.

- М.: Экон-Информ, 2009.

5. Кунгуров А.А. Персональный компьютер и электронные музыкальные инструменты в ДМШ // Интернет-сайт Анатолия Кунгурова.

6. Романовский А. Компьютер и синтезатор в специальном классе ДМШ/ДШИ // Музыка и электроника. Образовательный журнал. - 2010. -№ 3.

7. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2002». - СПб., 2002.

8. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Стратегии и методики. Классика - XI. - М., 2007.

9. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007.

- 128 с.

10. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 1.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини анщлашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.