Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
393
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНДИТЕРСКАЯ ОТРАСЛЬ / КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ГОСТ / ШОКОЛАД / IMPORT SUBSTITUTION OF GOODS / FOOD INDUSTRY / CONFECTIONERY INDUSTRY / CONFECTIONERY / GOST / CHOCOLATE

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Козловская Анна Михайловна

В статье рассматриваются существующие государственные стратегии и программы, направленные на увеличение экспорта сахаристых и мучных изделий, даётся их краткое описание, анализируются основные направления замены импортных компонентов и оборудования, необходимых для производства кондитерских изделий, а также изучается практика их применения. В результате проведённого исследования автором был сделан вывод о перспективах реализации политики импортозамещения на российском рынке кондитерских изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Козловская Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ»

правовую базу по таможенным платежам, можно сделать вывод о том, что применение таможенных платежей, по большей части, зависит от национальной правовой составляющей того или иного вида платежа, поэтому очень важно гармонизировать законодательство стран-участниц для более эффективного таможенного регулирования и взаимодействия в рамках Союза.

Библиографический список

1.Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.customs.ru/.

2.Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (по состоянию на 16.12.2020) [Электронный ресурс]: Юрист. Режим доступа: https ://online.zakon.kz/document/?doc_id=36148637.

3.Налоговый кодекс Республики Армении от 01.11.2016 [Электронный ресурс]:Парламент Армении. Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show& ID=5600&lang=rus.

4.Налоговый кодекс Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ. Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/.

5.Налоговый кодекс Кыргызской республики (по состоянию на 22.08.2020). [Электронный ресурс] :Юрист. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30355506.

6.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (ред. от 13.07.2015) // [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 1 9671/.

7.Официальный сайт ЕЭК- [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/.

8.Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 "О ставках и базе для исчисления

УДК 338

ГРНТИ 65.35.01

таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров"// [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 48846/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b

/

9.Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13430-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait-ru.ezproxy.ranepa.ru:2443/bcode/459094 (дата обращения: 22.12.2020).

10.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 15315/ (дата обращения: 22.12.2020).

11.Федеральный закон от 03.08.2018 № 289 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 304093.

12.Финансовая статистика Евразийского экономического союза. Оперативные данные за 2018 год. Статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2020. - Режим доступа:

http://www. eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_m akroec/dep_stat/fin_stat/statistical_publications/Docu ments/finstat/finstat_2019.pdf

ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ

Козловская Анна Михайловна

магистрант кафедры проектного менеджмента ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»

г. Москва, ул. Стромынка, 20

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются существующие государственные стратегии и программы, направленные на увеличение экспорта сахаристых и мучных изделий, даётся их краткое описание, анализируются основные направления замены импортных компонентов и оборудования, необходимых для производства кондитерских изделий, а также изучается практика их применения. В результате проведённого исследования автором был сделан вывод о перспективах реализации политики импортозамещения на российском рынке кондитерских изделий.

ANNOTATION

In this article reviewed the existing government strategies and programs that are aimed at increasing the export of sugar and flour products. It briefly describes and analyzes the main directions of replacement of imported components and equipment required for the production of confectionery. The article also examines the practice of using Russian confectionery equipment. As a result of the study the author made a conclusion about the prospects

for implementing the import substitution policy on the Russian confectionery market.

Ключевые слова: импортозамещение товаров, пищевая промышленность, кондитерская отрасль, кондитерские изделия, ГОСТ, шоколад

Keywords: import substitution of goods, food industry, confectionery industry, confectionery, GOST, chocolate

На сегодняшний день одним из основных направлений развития российской экономики в условиях борьбы с западными санкциями является реализация политики импортозамещения. До 2014 года сокращение импорта в различных секторах экономики осуществлялось достаточно стихийно, но более или менее успешно. Однако после ответных мер Правительства Российской Федерации на санкции западных стран, стратегия импортозамещения приобрела статус

приоритетного направления деятельности.

Кондитерская промышленность является прямым потребителем ряда сельскохозяйственной продукции, что коррелирует её с другими отраслями агропромышленного комплекса России. Поэтому в первую очередь стоит рассмотреть государственную программу развития сельского хозяйства. Данный документ направлен на обеспечение развития агропромышленного производства страны. Основные цели программы и их назначение по годам реализации представлены на рисунке 1.

Цели Государственной программы

I

I этап (2013 - 2017годы)

Обесн еч язи е продоволь cíe енн он н езави -симости России

Ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота),молока, овощей открытого н закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-5годной продукции

Повышение конкура! то способности российской с ель скохозяйстваш он продукции н а вну тр енн ем н вн ешн ал рынках

II этап (2018 - 2025 годы)

Обеспечите продовольствен ой безопасности Российской Федерации с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса (индекс пронзводствапродукцин сельского хозяйствав хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 г. составит L 15,1% к уровню 2017 г.

Достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве в 2025 г. в объяле5774,3 млрд,руб_

Достижение темпаростаэкспортапродукцпн агр опр омышленн ого комплекса в 2025 году в разыере210,б %по отношшию к уровню 2017 года

Достижение индасса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2025 году в размере 121,8% по от-н ош ению к ур овню 2017 г

Рисунок 1 - Цели государственной программы [1]

Стоит отметить, что реализация программы, изначально планируемая до 2020 года, была продлена до 2025 года и разделена на два этапа: программный (2013-2017 годы) и проектный (действует с 2018 года). Согласно представленным целям, инвестиции в основной капитал сельского хозяйства с каждым годом будут только увеличиваться, что в свою очередь должно способствовать увеличению показателей экспорта продукции агропромышленного комплекса и росту её добавленной стоимости. В совокупности

продовольственная безопасность Российской Федерации к 2025 году должна достигнуть 115,1% к уровню 2017 года.

Для достижения вышеуказанных целей были разработаны и утверждены локальные отраслевые программы по увеличению объемов экспорта отдельных видов продукции АПК. Кондитерская отрасль не исключение. В программе поддержки экспортеров кондитерской продукции внутри страны до 2020 года установлены следующие мероприятия (см. рисунок 2).

± ± ± ♦ ♦

Ожидаемый результат

¥

Сохранение нулевых ввозных таможенных пошлин на какао-продукты

±

Мероприятия по развитию экспорта кондитерских изделий

Рисунок 2 - Мероприятия по развитию экспорта кондитерских изделий [2]

В рамках, описанных выше мероприятий, рассмотрим внесение изменений в Технический регламент таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», ориентированных на защиту внутреннего рынка и развитие экспорта. В первую очередь стоит сравнить данный нормативный документ с зарубежным регламентом, в качестве которого был выбран Регламент Европейской Комиссии о микробиологических критериях для пищевых продуктов [3]. Сравнительный анализ показал, что в российском техническом регламенте в Приложении 1 для мучных, сахаристых кондитерских изделий, какао-продуктов, шоколада и шоколадных изделий устанавливаются микробиологические нормативы безопасности, не

допускающие содержание в 25 г. продукта патогенных микроорганизмов в том числе и сальмонеллы. В регламенте Европейской Комиссии регулярное тестирование на содержание микроорганизмов в данных видах продукции не требуется. Отсюда следует, что в нашей стране установлены более жёсткие критерии безопасности кондитерской продукции. Если же обратиться к стандартам, регламентирующим качество шоколада, то в данной сфере отечественный ГОСТ 31721-2012 всё же уступает европейской директиве 2000/36/ЕС. Рассмотрим требования к разным видам шоколада, установленные в странах Европейского союза (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Химические показатели шоколада (Директива 2000/36/ЕС) [4]

Химические показатели, установленные в зарубежной директиве для продукции «шоколад», «молочный шоколад» и «белый шоколад» совпадают с нормами ГОСТ 31721-2012 за исключением небольшой разницы в минимально допустимом содержании массовой доли сухого обезжиренного остатка молока и молочного жира для молочного шоколада. В России данные показатели равны 12% и 2,5%, а в странах Европейского союза - 14% и 3,5 соответственно. Однако в директиве 2000/36/ЕС существует пункт, который гласит, что наименования товара «шоколад», «молочный шоколад», могут быть дополнены информацией или описанием, касающимися критериев качества, при условии, что продукты содержат:

- для шоколада - не менее 43% общего сухого остатка какао, в том числе не менее 26% какао-масла;

- для молочного шоколада - не менее 30% общего содержания сухого остатка какао и не менее 18% твердых частиц сухого молока с содержанием молочного жира не менее 4,5%

1) Данная поправка мотивирует производителей изготавливать шоколад с более высокими критериями качества. Например, если рассмотреть популярные в Германии или Швейцарии марки молочного шоколада среднего ценового сегмента, то можно заметить, что минимальное содержание сухого остатка какао составляет в них 30% и выше. Российские производители в большинстве своём не стремятся пересекать предел 27% за исключением некоторых марок. Молочный шоколад популярного брэнда «Milka», принадлежащий швейцарской компании Mondelez International, в странах ЕС содержит 30%

какао, в то время как на территории Российской Федерации данная продукция производится с показателем 27%.

2) Анализируя данные факты, можно заключить, что в России предприятия всё же придерживаются более низких стандартов качества в области производства шоколада. Однако, если рассматривать целесообразность внесения альтернативных поправок в ГОСТ 31721-2012 с целью повышения норм химических показателей (по сравнению с европейской директивой 2000/36/ЕС), то можно прийти к выводу, что подобные изменения приведут к увеличению себестоимости продукции и впоследствии к потере одного из основных критериев

конкурентоспособности российских кондитерских изделий - ценовой доступности для населения нашей страны [5]. Поэтому касательно сахаристых кондитерских изделий внесение подобных альтернатив может только усугубить ситуацию.

Одним из ожидаемых результатов от реализации программы поддержки экспортеров кондитерской продукции является увеличение объемов экспорта кондитерских изделий, который будет достигнут за счет снижения себестоимости продукции. В рамках данного направления стоит рассмотреть возможность замены дорогостоящих импортных компонентов, входящих в состав кондитерских изделий, на отечественные аналоги. Нельзя не учесть тот факт, что некоторые из них не могут быть произведены в нашей стране. Например, какао-бобы импортируются из стран Африки, а основными поставщиками орехов в денежном выражении являются Вьетнам, Азербайджан и Иран (см. рисунок 3).

Рисунок 3 - Импорт продуктов в денежном выражении, доли стран-поставщиков, 1 квартал 2019 года, млн. долларов [6]

Следует отметить, что российские обеспечить замену части компонент в составе как производители вполне готовы к тому, чтобы сахаристых изделий, так и мучных (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Иностранные составляющие рецептуры изделий кондитерской промышленности, подлежащие замене на российские аналоги [7]

Важно отметить, что в настоящий момент времени ни технология, ни сам состав компонент кондитерских изделий зарубежных производителей не подлежат детальному и всеобъемлющему контролю, поэтому применение аналогов будет способствовать как снижению себестоимости продукции, так и повышению уровня продовольственной безопасности России.

На данный момент одним из актуальных направлений в кондитерской отрасли стало -импортозамещение машин и оборудования для кондитерской промышленности. В основном поставки оборудования происходят из крупных европейских стран, таких как Германия, Италия, также в последнее время растет импорт из Китая. Поэтому в 2017 году Правительством РФ была

принята стратегия развития машиностроения для перерабатывающей и пищевой промышленности до 2030 года, основные задачи которой заключаются в обеспечении [8]:

1. поддержки внутреннего спроса на отечественную продукцию;

2. выхода отечественной продукции на экспортные рынки;

3. расширения номенклатуры выпускаемых машин и оборудования в данных отраслях.

В результате проводимых мероприятий, к 2030 году планируется увеличить объем реализации отечественной продукции отрасли

машиностроения для перерабатывающей и пищевой промышленности в 3 раза, а объём

экспорта - в 3,7 раз по сравнению с уровнем 2016 года.

Важно отметить, что государственная поддержка будет предоставляться не только предприятиям, производящим оборудование, но и непосредственно кондитерским фабрикам. Согласно существующим механизмам

субсидирования, реализуемых Минпромторгом РФ, предприятиям предлагает возможность приобретения оборудования по весьма выгодным условиям, например, с дисконтированием первоначальной цены оборудования в размере 15% или благодаря применению льготной схемы кредитования, что выражается в низкой ставке (не более 5,7% годовых) и приемлемом сроке (кредит выдаётся на срок до 5 лет).

Ряд кондитерских предприятий уже начало осуществлять постепенный переход от импортного оборудования к отечественному. В июле 2019 года ОАО «Рот Фронт» представил свой новых цех по обработке какао-бобов, оснащённый российским оборудованием. По словам представителя компании, перерабатывающая линия ничем не уступает в работе импортным аналогам, а наоборот даже превосходит.

Продукция отрасли машиностроения для перерабатывающей и пищевой промышленности была оценена не только российскими предприятиями, но и зарубежными кондитерами. Начиная с 2014 года, Машиностроительный завод «СЭМЗ» поставляет в Королевство Испания оборудование, необходимое для изготовления кондитерских и хлебопекарных изделий. Продукция «СЭМЗ» зарекомендовала себя, как стабильное и надёжное оборудование, соответствующее заявленной производительности, к тому же стоимость которого на 35% ниже мировых аналогов.

Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день утверждены различные государственные программы, направленные в-первую очередь на развитие агропромышленного комплекса России и предполагающие увеличение с каждым годом инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, а также разработана непосредственно программа поддержки экспортеров кондитерской продукции внутри страны.

В рамках данного исследования были рассмотрены отечественные и зарубежные нормативные документы, регламентирующие требования безопасности пищевой продукции и производства шоколада. Сравнительный анализ показал, что в Российской Федерации установлены более жёсткие критерии безопасности кондитерской продукции, тем не менее, качество шоколада ниже, чем в странах ЕС. Однако внесение альтернативных поправок в ГОСТ 31721-2012 с целью повышения норм химических показателей является нецелесообразным.

Одним из приоритетных направлений импортозамещения в кондитерской отрасли

следует рассматривать переход фабрик на применение отечественного оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности. Практика показывает, что российская техника превосходит по своим показателям мировые аналоги и пользуется спросом у зарубежных кондитеров. Государство в свою очередь стремится стимулировать данную тенденцию с помощью субсидирования не только производителей оборудования, но и изготовителей кондитерской продукции. Основываясь на данной информации, можно заключить, что импортозамещение в кондитерской отрасли является перспективным направлением деятельности.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

2. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19 октября 2017 г. N 524 «Об утверждении программ продвижения и увеличения объемов экспорта отдельных видов продукции агропромышленного комплекса, в том числе продукции микро-, малых и средних предприятий АПК».

3. Регламент Европейской Комиссии 2073/2005/ЕС от 15 ноября 2005 г. о микробиологических критериях для пищевых продуктов.

4. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2000/36/ЕС от 23 июня 2000 г. о продуктах, содержащих какао, и шоколадных изделиях, предназначенных для потребления людьми.

5. ГОСТ 31721-2012 Шоколад. Общие технические условия.

6. Информационно-аналитическое агентство SeaNews. URL: https://seanews.ru.

7. Вершинина, В. Д. Проблемы функционирования и развития кондитерского рынка / В. Д. Вершинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42628/ (дата обращения: 25.06.2020).

8. Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 г. № 1931-р «Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года».

9. Официальный сайт информационно-правового портала Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru.

10. Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru.

11. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://minpromtorg.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.