Научная статья на тему 'Основные направления развития экспорта кондитерской продукции в России'

Основные направления развития экспорта кондитерской продукции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1941
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНДИТЕРСКАЯ ОТРАСЛЬ / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЭКСПОРТ / РОССИЯ / КИТАЙ / МОНГОЛИЯ / СТРАНЫ СНГ / CONFECTIONARY INDUSTRY / CONFECTIONERY PRODUCTS / EXPORT / RUSSIA / CHINA / MONGOLIA / CIS COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Ольга Владимировна, Рожкова Лилия Валерьевна

Актуальность и цели. Кондитерская отрасль сегодня выступает одним из локомотивов российского экспорта. В условиях антироссийских санкций проблема развития этой отрасли является ключевой, что определяется потребностями расширения рынков сбыта кондитерской продукции. Цель исследования состоит в анализе состояния, основных направлений и тенденций развития экспорта кондитерской продукции. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения статистических данных по динамике экспорта кондитерских изделий, материалов исследований Центра исследований кондитерского рынка. Методология исследования базируется на системном подходе. Результаты. Проведен анализ современного состояния кондитерской отрасли, рынков сбыта кондитерской продукции, в том числе и новых рынков Китай, Монголия, предложены направления развития российских предприятий кондитерской промышленности. Выводы. В последние годы динамично увеличивается экспорт кондитерских изделий. Основными покупателями сладостей российского производства остаются страны ближнего зарубежья. Наиболее широкая география поставок у шоколадных изделий. Среди новых рынков для российских игроков кондитерского рынка Китай, Монголия. Выделены основные проблемы, снижающие привлекательность продукции кондитерской промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CONFECTIONARY PRODUCTS EXPORT IN RUSSIA

Background. The confectionery industry today is one of the locomotives of Russian exports. In the conditions of anti-Russian sanctions, the development of this industry is a key issue, which is determined by needs of expanding the sales markets for confectionery products. The purpose of the study is to analyze state, main directions and trends in development of exports of confectionery products. Materials and methods. The implementation of research goals was achieved on the basis of study of statistical data on dynamics of confectionery products export, research materials of the Confectionery Market Research Center. The research methodology is based on system approach. Results. Analysis of the current state of confectionery industry and markets for confectionery products, including new markets China, Mongolia was conducted. Directions for the development of Russian confectionary industry enterprises are suggested. Conclusions. In recent years, export of confectionery products has been growing dynamically. The main buyers of Russian-made sweets are countries of the near abroad. The widest geography of supplies was noted for chocolate products. Among the new markets for Russian players in the confectionery market are China, Mongolia. The main problems that reduce the attractiveness of confectionery industry products are singled out.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития экспорта кондитерской продукции в России»

УДК 339

DOI 10.21685/2309-2874-2018-1-7

О. В. Сальникова, Л. В. Рожкова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Кондитерская отрасль сегодня выступает одним из локомотивов российского экспорта. В условиях антироссийских санкций проблема развития этой отрасли является ключевой, что определяется потребностями расширения рынков сбыта кондитерской продукции. Цель исследования состоит в анализе состояния, основных направлений и тенденций развития экспорта кондитерской продукции.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения статистических данных по динамике экспорта кондитерских изделий, материалов исследований Центра исследований кондитерского рынка. Методология исследования базируется на системном подходе.

Результаты. Проведен анализ современного состояния кондитерской отрасли, рынков сбыта кондитерской продукции, в том числе и новых рынков -Китай, Монголия, предложены направления развития российских предприятий кондитерской промышленности.

Выводы. В последние годы динамично увеличивается экспорт кондитерских изделий. Основными покупателями сладостей российского производства остаются страны ближнего зарубежья. Наиболее широкая география поставок у шоколадных изделий. Среди новых рынков для российских игроков кондитерского рынка - Китай, Монголия. Выделены основные проблемы, снижающие привлекательность продукции кондитерской промышленности.

Ключевые слова: кондитерская отрасль, кондитерская продукция, экспорт, Россия, Китай, Монголия, страны СНГ.

O. V. Sal'nikova, L. V. Rozhkova

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CONFECTIONARY PRODUCTS EXPORT IN RUSSIA

Abstract.

Background. The confectionery industry today is one of the locomotives of Russian exports. In the conditions of anti-Russian sanctions, the development of this industry is a key issue, which is determined by needs of expanding the sales markets for confectionery products. The purpose of the study is to analyze state, main directions and trends in development of exports of confectionery products.

Materials and methods. The implementation of research goals was achieved on the basis of study of statistical data on dynamics of confectionery products export, research materials of the Confectionery Market Research Center. The research methodology is based on system approach.

Results. Analysis of the current state of confectionery industry and markets for confectionery products, including new markets - China, Mongolia was conducted.

© 2018 Сальникова О. В., Рожкова Л. В. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

Directions for the development of Russian confectionary industry enterprises are suggested.

Conclusions. In recent years, export of confectionery products has been growing dynamically. The main buyers of Russian-made sweets are countries of the near abroad. The widest geography of supplies was noted for chocolate products. Among the new markets for Russian players in the confectionery market are China, Mongolia. The main problems that reduce the attractiveness of confectionery industry products are singled out.

Key words: confectionary industry, confectionery products, export, Russia, China, Mongolia, CIS countries.

Кондитерская отрасль - один из локомотивов российского экспорта: в минувшем году внешняя торговля кондитерскими изделиями вплотную приблизилась к 1 млрд долл. Экспорт кондитерских изделий российского производства начал быстро расти с 2016 г. В ноябре 2017 г. поставки всех видов кондитерских изделий на экспорт оказались самыми высокими для этого месяца за последние десять лет - 51 тыс. т на сумму 122 млн долл. Также в этом месяце своего максимума достигли поставки шоколадных кондитерских изделий на внешние рынки - 24,3 тыс. т на сумму 74,4 млн долл. По планам Правительства РФ в 2020 г. объемы экспорта кондитерских изделий российского производства вырастут на треть, но, чтобы добиться желаемого, нужны заметные шаги навстречу со стороны государства, тогда как текущие экспортные возможности российских кондитеров обладают куда более скромным потенциалом.

В последние годы динамично увеличивается экспорт кондитерских изделий. Отчасти этот тренд задан сокращением импорта в 2015 и 2016 гг. При этом вывоз сладостей растет с 2014 г.: если тогда за рубеж было поставлено 398 тыс. т кондитерской продукции, то в 2017 г. - почти 456 тыс. т. Доля отрасли в общем экспорте агропродовольственной продукции в денежном выражении составляет около 5,7 %. Сладости занимают четвертое место в структуре всего вывоза товаров АПК. По его данным, в 2017 г. стоимостной объем поставок кондитерских изделий за рубеж составил около 1,2 млрд долл. Суммарный же рынок стран ЕАЭС в натуральном выражении оценивается в 4 млн т [1]. Причем в других странах-членах союза объемы импорта превышают экспорт. Россия - единственная, кто вывозит сладостей больше, чем ввозит (рис. 1).

Внутреннее потребление Экспорт Импорт

3220

Тыс, т

Рис. 1. Кондитерский баланс 2017 г. [1]

295

456

Во втором полугодии 2017 г. для российских кондитеров сформировались достаточно благоприятные условия с начала последнего кризиса. Цены на основное кондитерское сырье были на минимальных уровнях, потребительская активность существенно оживилась, и продажи кондитерских изделий росли. В частности, среднедушевое потребление сладостей в конце 2017 г. увеличилось до 24,5 кг на человека в год. Этому способствовали в основном стабилизация розничных цен на кондитерские изделия и улучшение потребительских настроений в целом. С февраля-марта 2018 г. началось повышение цен на многие виды сырья, используемого в кондитерской промышленности. Весьма вероятно, что начавшаяся в прошлом году коррекция розничных цен на сладости остановится, и цены могут снова начать увеличиваться.

По данным ФТС, в 2017 г. экспортные поставки всех кондитерских изделий российского производства выросли на 5,9 % по сравнению с 2016 г. и составили 430,4 тыс. т на сумму 982 млн долл. Основная доля принадлежит шоколаду и другим продуктам с какао. С 2013 г. вывоз этих продуктов увеличился в натуральном выражении со 168 до 184 тыс. т [2] (рис. 2). А вот в стоимостном шоколад потерял: если пять лет назад объем экспорта составлял 671 млн долл., то в прошлом году, несмотря на прибавку в весе, в деньгах продажи снизились до 541 млн долл.

Из основных кондитерских изделий именно шоколад, а затем шоколадные изделия типа конфет или батончиков отличает наиболее высокая добавленная стоимость. Также этот сегмент больше других консолидирован и демонстрирует хорошую динамику роста экспорта (+16 % по итогам 2017 г.). Кроме того, именно у шоколадных изделий самая широкая география продаж.

2013 2017

Сладкое сухое печенье Прочие хлеб я мучные кондитерские изделия

Рис. 2. Динамика экспорта сладостей, млн долл. [2]

Сейчас Россия экспортирует достаточно широкий спектр кондитерской продукции, но больше всего шоколадных и мучных продуктов с длительными сроками хранения. В то же время сахаристые изделия не отличаются высокими показателями как по экспорту, так и по импорту, хотя это достаточно крупный и очень разноплановый сегмент. Некоторые виды сахаристых сладостей могут получаться неоправданно дорогими в контексте экспорта и с точки зрения логистики (большой вес/малые сроки хранения), что не позволяет найти широкую аудиторию для того, чтобы начинать массовые поставки. С другой стороны, культура потребления такого рода сладостей может

400 350 300 250

Шоколад и продукты. кондитерские изделия из Вафли и кафельные содержащие какао сахара облатки

очень сильно отличаться от рынка к рынку. Опять же, вести стабильные, централизованные поставки, выстраивать долгосрочные отношения с местной розницей могут достаточно крупные игроки, а они в основном присутствуют в сегментах шоколадных и мучных кондитерских изделий.

Новый рынок для российских игроков кондитерского рынка - Китай. Хотя российские сладости туда поставлялись давно, но это было скорее уделом «челноков» и предприятий из соседних со страной регионов. На новый уровень экспортные поставки вышли в 2016 г. благодаря активности крупных компаний. Однако китайский рынок хоть и большой, но специфический и непростой, как с точки зрения понимания местных пристрастий, так и культуры ведения бизнеса. Закрепиться на этом рынке, расширять поставки - задачи весьма непростые [3].

Из новых направлений также хорошо развивается Монголия. В целом же с 2016 г. до конца 2017 г. география продаж российских кондитерских изделий выросла с 50 до 70 стран. Так, на карте экспортных поставок появились экзотические направления, например, Бангладеш (240 кг шоколадных сладостей в 2017 г.) или Коста-Рика (1,3 т). Однако практически неохваченными остаются страны Латинской Америки или Индия. Тем не менее, несмотря на широту географии продаж, основными рынками сбыта для российских сладостей остаются бывшие республики СССР [2].

По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), экспортные поставки кондитерских изделий российского производства в 2017 г. выросли на 5,9 % по сравнению с 2016 г. и составили 430,4 тыс. т на сумму 982 млн долл. Несмотря на увеличение вывоза, побить исторический рекорд 2013 г., когда за рубеж было отправлено сладостей на 1,18 млрд долл., не удалось.

В натуральном выражении больше всего на внешние рынки было продано мучных кондитерских изделий 199 тыс. т на 341 млн долл. Однако самым значимым по стоимости стал сегмент шоколадных сладостей. Объем их вывоза в прошлом году составил 179,1 тыс. т (+16,1 %) на сумму 531,3 млн долл. Сегмент сахаристых кондитерских изделий показал отрицательную динамику: за 2017 г. их экспорт снизился на 10,4 % до 52,2 тыс. т по сравнению с показателем 2016 г. Высокую динамику экспортных продаж определили несколько факторов: увеличение активности российских производителей и экспортеров, а также относительно слабый рубль, так как на внешние рынки продавались преимущественно дешевые виды кондитерских изделий.

Многие годы основными покупателями сладостей российского производства остаются страны ближнего зарубежья: в первую очередь это Казахстан, Белоруссия, Азербайджан и государства Центральной Азии. С 2016 г. российские компании активно осваивают и новые направления, из которых наиболее высокие результаты показали китайский и монгольский рынки. В прошлом году Китай вновь был вторым по величине покупателем российских шоколадных кондитерских изделий, но снизил позиции в Топ-5 основных покупателей мучных сладостей с третьего места на четвертое (рис. 3) [4]. В 2017 г. на страну приходилось 12,5 % из общих поставок российского шоколада на экспорт и 6,7 % - мучных кондитерских изделий.

Столь высокую динамику экспортных продаж определили несколько факторов. В первую очередь, повлияло увеличение продаж на относительно

новых для российских игроков рынках, например, в Китай, который стал играть заметную роль среди покупателей российских сладостей с 2016 г., а уже в январе-феврале 2018 г. стал № 1 покупателем шоколадных кондитерских изделий российского производства. Сейчас на эту страну приходится 17,5 % всех экспортных поставок российского шоколада (в 2017 г. на Китай приходилось 12,5 % из общих поставок российского шоколада на экспорт и он был вторым по величине покупателем этого вида сладостей из России после Казахстана).

Рис. 3. Топ-5 покупателей российских кондитерских изделий в 2017 г.

Тем не менее в категориях мучных и сахаристых кондитерских изделий такого прорыва не случилось, в течение описываемого периода Китай находился в конце Топ-10 основных стран покупателей этих видов сладостей. Отчасти это выглядит довольно закономерно - по экспертным оценкам, на шоколадные кондитерских изделия приходится около 70 % всех потребляемых в Китае сладостей. Также росту экспортных продаж способствовал слабый рубль, так как большая часть продаваемых на экспорт кондитерских изделий относятся к низким ценовым сегментам и в таких условиях растет их конкурентоспособность на внешних рынках.

Россия экспортирует сладости и в другие страны. Наиболее широкая география поставок у шоколадных изделий. Всего около 70 направлений: от стран ближнего зарубежья до Сингапура, Новой Зеландии и Чили. Шоколад не только занимает половину экспорта по стоимости. На продаваемые за пределы страны шоколадные кондитерские изделия приходится около четверти от всего объема производства этого вида сладостей в России. Российские шоколад и конфеты привлекают все большее количество потребителей в мире благодаря оптимальному соотношению цены и качества, а также расширению ассортиментного предложения. Шоколадные кондитерские изделия россий-

ского производства оказались в 2017 г. наиболее продаваемым видом сладостей на экспорт [5].

Основными регионами-экспортерами кондитерских изделий в России остаются Московская область и Москва, Кемеровская, Белгородская, Курская области. Поставки сладостей на экспорт уже занимают довольно заметную долю от всего объема производства кондитерских изделий в России. Экспорт заметно улучшает экономику российских производителей, особенно это касается кризисных периодов, когда потребление внутри страны может снижаться. На экспортные продажи в 2017 г. приходилось около 12 % от всех объемов сладостей, произведенных в России. Причем наиболее высокая доля приходится на сегмент шоколадных кондитерских изделий - около 25 % от всего, что было произведено внутри страны, поставляется на экспорт.

Девальвационные процессы, с одной стороны, влияют на себестоимость производства продукции внутри страны, а с другой - повышают конкурентоспособность российской продукции за пределами российского рынка. И при текущей конъюнктуре вполне вероятно дальнейшее усиление экспортной активности российских игроков.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации принята Программа развития экспорта продукции кондитерской промышленности до 2020 г., которая формулирует основные государственные меры поддержки предприятий-экспортеров кондитерской продукции, направленные на снижение рисков осуществления внешнеэкономической деятельности.

Среди основных направлений экспорта кондитерских изделий выделены Китай, страны СНГ, Монголия, Германия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, Швеция и другие страны [6].

Сегодня практика льготного кредитования и компенсации расходов на модернизацию производственных мощностей для определенных видов продукции в Российской Федерации есть и успешно реализуется в рамках программ Минпромторга России. Такая практика должна быть распространена и на предприятия АПК. Кроме того, подобная мера позволит реализовывать инвестиционные проекты, направленные на ввод специализированных мощностей по производству продукции, адаптированной для рынков КНР и Юго-Восточной Азии, со сроками окупаемости от 8 лет и более, в том числе на Дальнем Востоке. В соответствии с указанной поддержкой прогнозируются следующие объемы поставок кондитерской продукции в Китай (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые показатели эффективности экспорта в Китай [7]

Наименование ключевого показателя Ед. изм. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Стоимостной потенциал экспорта млн долл. 227 249 270

Товарный потенциал экспорта тыс. т 75,6 83 90

Ожидаемый результат программы поддержки экспорта в Китай: увеличение объемов экспорта кондитерских изделий, продвижение российских товаров и стимулирование спроса в КНР, снижение нагрузки на бизнес при реализации экспортных программ.

Кондитерские изделия выделяются среди готовых продуктов, экспортируемых Россией. В таких масштабах Россия не экспортирует ни икры, ни

водки, ни колбас, ни молочной продукции. Просто удивительно, как целая отрасль без какой-либо дополнительной государственной поддержки, без заградительных пошлин, без дотаций и субсидируемых кредитов сумела настолько развиться, что не только почти полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка, но еще и является одним из крупнейших экспортеров готовой продукции в стране. Причем не сырья, а продукции с высокой добавленной стоимостью.

Высокую динамику экспортных продаж определили несколько факторов: увеличение активности российских производителей и экспортеров, а также относительно слабый рубль, так как на внешние рынки продавались преимущественно дешевые виды кондитерских изделий. Кондитерские изделия по итогам 2017 г. заняли 4-е место в российском агропродовольственном экспорте.

Многие годы основными покупателями сладостей российского производства остаются страны ближнего зарубежья: в первую очередь это Казахстан, Беларусь, Азербайджан и страны Центральной Азии, Монголия и Китай. В частности, в прошлом году в Китай было отправлено 67,5 тыс. т российских сладостей, что на 19,2 % больше, чем годом ранее.

Предприятия ориентированы на развитие экспорта не только на традиционные рынки, которыми являются страны СНГ, но и на рынки дальнего зарубежья. Это, прежде всего, страны Азиатско-тихоокеанского региона, Иран, Индия, страны Аравийского полуострова, Африка. Эти рынки являются высококонкурентными, с повышенными требованиями к продукции, их требования превышают позиции российских технических условий и отраслевых стандартов, что создает определенные проблемы для наших экспортеров.

С 2016 г. российские экспортеры активно осваивают и новые направления, из которых наиболее впечатляющие результаты показали китайский и монгольский рынки. В 2017 г. Китай вновь был вторым по величине покупателем российских шоколадных кондитерских изделий, но снизил позиции в Топ-5 основных покупателей мучных кондитерских изделий с третьего места на четвертое. В 2017 г. на Китай приходилось 12,5 % из общих поставок российского шоколада на экспорт и 6,7 % - мучных кондитерских изделий. Заметным покупателем сахаристых кондитерских изделий российского производства Китай в прошлом году не был.

Заключение

Россия экспортирует сладости в очень многие страны. На продаваемые за пределы страны шоколадные кондитерские изделия приходится около четверти от всего объема производства этого вида сладостей в России. Российские шоколад и конфеты привлекают все большее количество потребителей в мире благодаря оптимальному соотношению цены и качества, а также расширению ассортиментного предложения. При сохранении текущего состояния российской экономики, мировых цен на основное сырье, а также ожидаемом увеличении потребления шоколада в мире 2018 г. может оказаться для российских производителей шоколада не менее удачным, чем предыдущий.

Требуется решение некоторых проблем предприятий кондитерской промышленности России. Первая проблема - зависимость от импортных по-

ставок сырья и негибкая ассортиментная политика. Разрабатывается качественная продукция со сложными начинками, таким образом, снижается процентное содержание импортных какао-продуктов в продукте. Например, в шоколадку «Аленка» добавили кусочки конфет, напоминающие M&M's. Вторая проблема - продажа большей части продукции в развесном виде, тогда как иностранные компании предлагают фасованную продукцию. Например, АО «Красный Октябрь» уделяет особое внимание выделяющейся упаковке. Упаковку делают запоминающейся, яркой, более заметной. Третья проблема -отсутствие сильной рекламы. Рекламная деятельность способствует продвижению продукции на международные рынки, при этом используются различные формы, от консервативной рекламы по телевидению до проведения конкурсов и выставок.

Библиографический список

1. Ганенко, И. В ближайшие два года рост кондитерской отрасли замедлится / И. Ганенко // Агроинвестор. - 2018, 16 марта. - URL: http://www.agroinvestor.ru/ markets/news/29499-rost-konditerskoy-otrasli-zamedlitsya/ (дата обращения: 12.05.2018).

2. Ганенко, И. Экспорт сладостей из России в 2017 году приблизился к 1 млрд долл. / И. Ганенко // Агроинвестор. - 2018, 28 февраля. - URL: http://www. agroinvestor.ru/markets/news/29438-eksport-sladostey-iz-rossii-priblizilsya-k-1-mlrd/ (дата обращения: 12.05.2018).

3. Андреева, О. Д. Цифровой маркетинг при экспорте шоколада в Китай / О. Д. Андреева, И. Р. Гилилов // Российский внешнеэкономический вестник. -2017. - № 4. - С. 41-54.

4. Медведева, А. Топ экспортеров российских сладостей / А. Медведева // Агроинвестор. - 2018, 14 апреля. - URL: https://www.agroxxi.ru/analiz-rynka-selskoh-ozjaistvennyh-tovarov/top-yeksporterov-rossiiskih-sladostei.html (дата обращения: 18.05.2018).

5. Гончаров, В. Д. Экспорт кондитерских изделий из РФ / В. Д. Гончаров, М. В. Ковалькова // Инвестиции в России. - 2017. - № 4 (267). - С. 24-27.

6. Программа развития экспорта продукции кондитерской промышленности до 2020 года - URL: http://sudact.ru/law/prikaz-minselkhoza-rossii-ot-19102017-n-524/prilozhenie-n-7/ (дата обращения: 18.05.2018).

7. Программа развития экспорта продукции кондитерской промышленности. Ключевые показатели. - URL: http://sudact.ru/law/prikaz-minselkhoza-rossii-ot-19102017-n-524/prilozhenie-n-7/lokalnaia-otraslevaia-programma-kon2/tablitsa-3_6/ (дата обращения: 18.05.2018).

References

1. Ganenko I. Agroinvestor [Agroinvestor]. 2018, 16 Mar. Available at: http://www.agroinvestor.ru/ markets/news/29499-rost-konditerskoy-otrasli-zamedlitsya/ (accessed May 12, 2018).

2. Ganenko I. Agroinvestor [Agroinvestor]. 2018, 28 Febr. Available at: http://www.agroinvestor.ru/markets/news/29438-eksport-sladostey-iz-rossii-priblizilsya-k-1-mlrd/ (accessed May 12, 2018).

3. Andreeva O. D., Gililov I. R. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic bulletin]. 2017, no. 4, pp. 41-54.

4. Medvedeva A. Agroinvestor [Agroinvestor]. 2018, 14 Apr. Available at: https://www.agroxxi.ru/analiz-rynka-selskoh-ozjaistvennyh-tovarov/top-yeksporterov-rossiiskih-sladostei.html (accessed May 18, 2018).

5. Goncharov V. D., Koval'kova M. V. Investitsii v Rossii [Investments in Russia]. 2017, no. 4 (267), pp. 24-27.

6. Programma razvitiya eksporta produktsii konditerskoy promyshlennosti do 2020 goda [Program for the development of exports of products of the confectionery industry until 2020]. Available at: http://sudact.ru/law/prikaz-minselkhoza-rossii-ot-19102017-n-524/prilozhenie-n-7/ (accessed May18, 2018).

7. Programma razvitiya eksporta produktsii konditerskoy promyshlennosti. Klyuchevye pokazateli [Program for the development of exports of products of the confectionery industry. Key indicators]. Available at: http://sudact.ru/law/prikaz-minselkhoza-rossii-ot-19102017-n-524/prilozhenie-n-7/lokalnaia-otraslevaia-programma-kon2/tablitsa-3_6/ (accessed May18, 2018).

Сальникова Ольга Владимировна Sal'nikova Ol'ga Vladimirovna

старший преподаватель, кафедра Senior lecturer, sub-department

экономической теории и международных of economic theory and international

отношений, Пензенский relations, Penza State University

государственный университет (Россия, (40 Krasnaya street, Penza, Russia) г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: sova_newm@mail.ru

Рожкова Лилия Валерьевна доктор социологических наук, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: mamaeva_lv@mail.ru

Rozhkova Liliya Valer'evna Doctor of sociological sciences, head of the sub-department of economic theory and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 339 Сальникова, О. В.

Основные направления развития экспорта кондитерской продукции в России / О. В. Сальникова, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2018. - № 1 (7). -С. 56-64. - БОТ 10.21685/2309-2874-2018-1-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.