Научная статья на тему 'Состояние рынка кондитерских изделий в Сибирском регионе'

Состояние рынка кондитерских изделий в Сибирском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2006
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ / ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА / СТРУКТУРА РЫНКА В РАЗРЕЗЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситникова Я. В., Разомазов В. В.

В статье рассматривается состояние рынка кондитерских изделий в СФО, основные параметры и тенденции его развития. Представлены результаты маркетингового анализа основных конкурентов, цен, ассортимента и потребительских предпочтений на рынке кондитерских изделий СФО и г. Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситникова Я. В., Разомазов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние рынка кондитерских изделий в Сибирском регионе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

но и убедиться в целесообразности работы с этим клиентом, сохранив время и ресурсы организации. Список использованной литературы:

1. Международные стандарты аудита и контроля качества. В 3 т. Т. 1 / Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2012. 528 с.

2. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (в ред. от 19.11.2008 № 863) / Официальный сайт «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.10.2016).

3. Письмо Банка России от 30.06.2005 N 92-Т (с изм. от 12.10.2016) "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах" / Официальный сайт «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.10.2016).

4. Алтухова Н.В., Пигарева В.С. Некоторые аспекты повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации / Н.В. Алтухова, В.С. Пигарева // Инновационная наука. 2016 - № 3-1. - С. 17-22.

5. Алтухова Н.В. Унификация процесса сбора аудиторских доказательств во время аудита разных участков бухгалтерского учета // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. №3 (14). С. 3.

6. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. Предварительное планирование аудита. - уч. - 2001 [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: http://bizbook.online/audit_directora/predvaritelnoe-planirovanie-audita.html (дата обращения: 14.10.2016)

7. Гуров В., Милгунова И. Improving of assessment methodology of the audited organizations performance at the stage of audit planning / В. Гуров, И. Милгунова // Економiчний часопис-XXI. - Т. 157, № 3-4. - 2016»

8. Елова И.С., Федорова Е.И. Предварительное планирование аудита в современных условиях. / И.С. Елова, Е.И. Федорова // Вестник Чувашского университета. 2014. - № 3. С. 147-150.

9. Мялкина А.Ф. К вопросу об аудиторских процедурах и оценке системы внутреннего контроля основных средств коммерческого предприятия /А.Ф. Мялкина // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 12. С. 44-51.

10.Собецкий И. Изучение деловой репутации клиента [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://bis-expert.ru/blog/6245/44410 (дата обращения :14.10.2016).

11.Фролова Т.А. Аудит: конспект лекций //Организация аудиторской деятельности. Подготовка аудиторской проверки и планирование аудита / Т.А Фролова / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m201/3_1.html. дата обращения: 15.10.2016)

12.Яруллина Л.И. Понимание деятельности экономического субъекта на предварительном этапе планирования аудита / Л. И. Яруллина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. - № 4- 1 (76). - С. 228-230.

© Расулов Э. Р., Сикорская О. И., 2016

УДК 338.1

Я. В. Ситникова

к. э. н, доцент, НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

В. В. Разомазов

Студент 4 курса,

факультет корпоративной экономики и предпринимательства,

НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация

В статье рассматривается состояние рынка кондитерских изделий в СФО, основные параметры и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

тенденции его развития. Представлены результаты маркетингового анализа основных конкурентов, цен, ассортимента и потребительских предпочтений на рынке кондитерских изделий СФО и г. Новосибирска.

Ключевые слова Рынок кондитерских изделий, динамика показателей рынка, структура рынка в разрезе потребительских предпочтений.

Кондитерский рынок в Сибирском федеральном округе до 2015 года был одним из наиболее динамично развивающихся сегментов потребительского сектора экономики. Однако значительное ослабление курса национальной валюты, резкое сокращение доходов и покупательной способности населения привели к тому, что потребление сладостей стало резко падать. В наибольшей степени сократилось потребление импортированных кондитерских изделий, в первую очередь, шоколадных и мучных.

По данным Центра исследований кондитерского рынка [3], анализ последних тенденций на российском кондитерском рынке показал, что при снижении объема их производства в России в 2015 г. на 1%, в отрасли в целом произошли значительные качественные изменения. За 2015 год значительно сократилось производство шоколада без добавок и различных тортов и пирожных, при этом заметно выросло производство различного рода мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, а также карамели и шоколадных конфет. В основном, на производственные показатели повлиял растущий экспорт мучных кондитерских изделий и частично сахаристых кондитерских изделий и карамели. Внутри страны рынки сахаристых кондитерских изделий (зефира, пастилы, мармелада), карамели, а также мучных кондитерских изделий (печенья, вафель, кексов, рулетов, пряников) находились в более выгодном положении, по сравнению с шоколадом, так как потребительский спрос смещался в сторону более дешевой кондитерской продукции.

Почти в два раза сократился импорт в Россию всех видов кондитерских изделий (импорт шоколада и шоколадных конфет, импорт печенья, вафель, рулетов и кексов), что в первую очередь обусловлено девальвацией рубля и сокращением покупательной способности населения.

Крупнейшими производителями кондитерских изделий в СФО являются: Кемеровская область — 138 тыс. тонн в 2015 году, Омская — 88 тыс. тонн за тот же период и Новосибирская область — 40 тыс. тонн (рис. 1).

Кемеровская Омская область Новосибирская область область

Рисунок 1 -Крупнейшие производители кондитерских изделий в СФО в 2015 г., тыс. тонн

В Новосибирске крупные производители - «Новосибирская шоколадная фабрика» (входит в состав холдинга «Объединенные кондитеры»), «Конфаэль», «Шоколадный мир» и «Шоколадная страна». В 2017 г. планируется запуск производства «Мондэлис Русь». Этот завод займет 36,9 га, а его мощность составит 50

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

тыс. тонн продукции в год.

Значительно выросли в 2015 году в СФО потребительские цены на все виды кондитерских изделий — в среднем на 24% в течение года. Причем наибольший прирост цен в 2015 году отмечался в сегменте сахаристых кондитерских изделий, в частности, самый значительный рост цен произошел на рынках шоколада (+38%) и карамели (+33-35%). В этой связи последовало значительное изменение потребительского спроса на кондитерские изделия. Более дорогим шоколаду и тортам сибирские потребители предпочитали более дешевую выпечку длительных сроков хранения и карамель.

Анализ рынка кондитерских изделий также показал, что для 2015 года характерны замена более дорогих какао-продуктов (какао-масло в первую очередь или покупка более дешевого сырья на внешних рынках) в готовой продукции в пользу более дешевых компонентов, переход на более дешевые рецептуры, увеличение производства изделий с начинками и шоколадной глазурью и сокращением производства непосредственно самого шоколада, поскольку рост цен на какао-сырье в 2015 году сделал производство шоколада менее рентабельным.

По прогнозу Центра исследований кондитерского рынка [3], на рынках тортов и пирожных (мучных кондитерских изделий недлительных сроков хранения) а также в отдельных сегментах рынков зефира, мармелада и пастилы (сахаристые кондитерские изделия) и ряде позиций на рынках печенья, вафель, кексов и прочих мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения последует усугубление кризисных явлений, тогда как рынок шоколадных изделий, шоколада и конфет ждет восстановление потребительского спроса. В целом же, в 2016-2017 гг. рынок кондитерских изделий ждет рост конкуренции и сокращение рентабельности производства многих видов сладостей.

Среднедушевое потребление кондитерских изделий в СФО в 2015 году снизилось на 3,3% с 23,9 кг до 23,1 кг (рис. 2). При этом наиболее сильно «пострадал» сегмент шоколада. Потребление шоколадных изделий в СФО в 2015 году снизилось на 8,4% и составило 3,99 кг шоколада и шоколадных изделий на человека в год. Этот сегмент и еще производство кондитерских изделий с недлительными сроками хранения претерпели наиболее негативные изменения в потребительском поведении.

24 23,8 23,6 23,4 23,2 23 22,8 22,6

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рисунок 2 - Среднедушевое потребление кондитерских изделий в СФО, кг

Если в 2014 году среднестатистический житель СФО съедал около 2,5 кг тортов или пирожных в год, то в 2015 году этот показатель составил уже 2,1 кг на человека (в пересчете на год). Высокая стоимость изделия с одной стороны, к примеру 1 кг торта в СФО в декабре 2015 года в среднем стоил 397,13 руб., шоколада - 741,36 руб., а шоколадных конфет 566,9 руб., а с другой - высокие темпы роста цен на шоколадные изделия привели к тому, что потребительский спрос сместился в сторону более дешевых категорий кондитерского рынка. К примеру, 1 кг пряников стоил в среднем в СФО в декабре 2015 года 115,69 руб., кексов или рулетов - 223,93 руб.

q

23,3

23,1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

По расчетам Центра исследований кондитерского рынка, потребление мучных кондитерских изделий (с длительными сроками хранения) в СФО не изменилось в 2015 году по сравнению с прошлогодними показателями и составило 8,8 кг в год на человека. На 6% выросло потребление карамели до 1,36 кг в год на человека. Потребление остальных сахаристых кондитерских изделий снизилось, но не драматично — на 2,4% с 7,02 до 6,85 кг на человека в год. Основное снижение спроса пришлось на более дорогую импортированную продукцию, в частности, более всего это затронуло сегменты шоколада и шоколадных изделий, карамели и мучных кондитерских изделий с длительными сроками хранения. В зависимости от категории падение импорта составило за 2015 год около 50%.

Российские производители выпечки и карамели отчасти сумели компенсировать выпавшие объемы импорта. В частности, это произошло в сегменте карамели за счет того, что сократились объемы ее экспорта. А вот в категории различной выпечки с длительными сроками хранения российские производители не только сумели частично заместить снизившиеся объемы импорта, но и увеличить экспортные продажи.

Таким образом, среди всех категорий кондитерских изделий наиболее востребованы потребителями в СФО мучные кондитерские изделия, как длительных, так и недлительных сроков хранения. На них приходится 51% от общего объема производства. Вторую половину делят между собой шоколадные и сахаристые кондитерские изделия. В силу того, что кондитерские изделия не являются основными продуктами питания, в кризисный период потребители чаще всего сокращают или отказываются от покупки сладостей. Также характерен переход от более дорогих в пользу более дешевых видов сладостей. Список использованной литературы:

1. Ю. В. Гусев, Л. Б. Нюренбергер, В. И. Мамонов, Я. В. Ситникова Я. В., А. Е. Архипов. Управление рисками в торговле: Учебное пособие/Под общ. ред. Ю. В. Гусева. - Новосибирск, 2011.

2. Ситникова Я. В. Концептуальный подход к управлению рисками субъектов хозяйственной деятельности в современных условиях развития / Вестник НГУЭУ. 2012. Т. 2. № 4. С. 154-161.

3. Сайт Центра исследований кондитерского рынка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cikr.ru

© Ситникова Я. В. Разомазов В. В., 2016

УДК 334.012.6(07)

Смирнова Ирина Юрьевна

преподаватель кафедры «Коммерция и туризм» АНО «ООВО» «Университет экономики и Управления»,

г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье предлагается методика сравнительной оценки уровня качества товаров предприятий, выпускающих однородную продукцию, относящаяся к расчетному методу определения значений показателя качества, который основан на использовании эмпирических зависимостей показателя качества товаров от их параметров.

Ключевые слова

Уровень качества товаров, методика компенсационной оценки, показатели качества товара, единичные

параметрические индексы, функция полезности товара

В условиях перехода России к открытой рыночной экономике качество выступает как главный фактор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.