Научная статья на тему 'Проблемы развития малого предпринимательствав современной системе кондитерского производства в России'

Проблемы развития малого предпринимательствав современной системе кондитерского производства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ / РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрикосов Дмитрий Петрович, Скульская Людмила Владимировна, Широкова Тамара Константиновна

Рассмотрены основные проблемы развития кондитерской отрасли в России. Представлено размещение кондитерских предприятий по регионам. Анализируются экспорт и прямой импорт кондитерской продукции, финансовая деятельность крупных компаний, рентабельность производства основных кондитерских изделий и предприятий. Сделан вывод о том, что действующая система не допускает в свою среду малые предприятия, выпускающие высокорентабельную и качественную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR DEVELOPING A SMALL BUSINESS IN THE MODERN SYSTEM OF CONFECTIONERY MANUFACTURING IN RUSSIA

The article considers major problems of deve]opjng confectjonery manufacturjng jn Russja and shows the locations of confectjonery enterprjses by regjon. The authors ana]yze the export and djrect jmport of confectjonery goods, financia] operations of large companies, and profitability of production for maior confectionery goods and enterprises. They conclude that the current system does hampers the progress of small enterprises that manufacture cost effective and high - quality goods.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого предпринимательствав современной системе кондитерского производства в России»

Д. П. Абрикосов1, Л. В. Скулъская2, Т. К. Широкова3

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ КОНДИТЕРСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Рассмотрены основные проблемы развития кондитерской отрасли в России. Представлено размещение кондитерских предприятий по регионам. Анализируются экспорт и прямой импорт кондитерской продукции, финансовая деятельность крупных компаний, рентабельность производства основных кондитерских изделий и предприятий. Сделан вывод о том, что действующая система не допускает в свою среду малые предприятия, выпускающие высокорентабельную и качественную продукцию.

Ключевые слова: проблемы кондитерской отрасли, развитие малого предпринимательства, рентабельность производства.

Б01: 10.37930/1990-9780-2020-3-65-122-131 УДК 330.352

По налоговым поступлениям кондитерская отрасль занимает 4-е место в пищевой отрасли после рыбной, хлебопекарной и молочной. Около 10 % всех занятых в пищевой промышленности работают на кондитерских предприятиях. У кондитерской промышленности России имеются не только широкие перспективы, обусловленные численностью населения, наличием сырьевой базы и экономическим укреплением страны, но и масса проблем как технологического и сырьевого порядка, так и социального (трудности развития среднего и малого предпринимательства, монополизирование отрасли крупными компаниями с разделом сфер влияния между ними). Кроме того, на российском рынке работают крупные западные компании, которые начинают контролировать отечественный кондитерский рынок, производя дешевые и некачественные изделия. Широкий ассортимент кондитерских изделий позволяет удовлетворить вкусы потребителей разных доходных и возрастных групп, разных национальностей. Подчеркнем прямую зависимость между объемом потребления кондитерских товаров и платежеспособностью населения.

1 Дмитрий Петрович Абрикосов, генеральный директор возрождённого «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей».

2 Людмила Владимировна Скулъская, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (117418, РФ, Москва, Нахимовский проспект, д. 47), канд. экон. наук, e-mail: contact@ecfor.ru.

3 Тамара Константиновна Широкова, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (117418, РФ, Москва, Нахимовский проспект, д. 47), канд. экон. наук, e-mail: contact@ecfor.ru.

В последние годы кондитерская промышленность наращивает экспорт продукции, ее доля в общем экспорте сопоставима с экспортом алкогольной и табачной продукции (табл. 1).

Таблица 1

Экспорт Российской Федерации по отдельным товарным группам в торговле со всеми странами за 2012-2018 гг., млн долл.*

Продукция 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Сахар и кондитерские изделия из него 280,3 274,8 261,7 176,2 250,7 499,6 420,2

Какао и продукты из него 560,6 669,2 653,0 444,3 484,3 563,3 640,0

Готовые продукты из зерна злаков, муки,

крахмала или молока; мучные кондитерские 442,6 577,1 624,1 512,9 519,5 560,8 577,2

изделия

Итого кондитерские изделия 1283,5 1521,1 1538,8 1133,4 1254,5 1623,7 1637,4

Алкогольные, безалкогольные напитки и уксус 533,2 584,6 552,3 424,8 453,2 499,1 555,7

Табак и его промышленные заменители 674,0 735,2 816,2 780,4 685,8 616,2 519,1

* Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой сборник за соответствующий период / Государственный таможенный комитет РФ. Режим доступа: Ийрв:// customs.ru

Данные таможенной статистики по продуктам сгруппированы таким образом, что сахар и изделия из него попадают в одну группу, а это несколько искажает результаты по экспорту кондитерских изделий. Тем не менее, за 2012-2018 гг. наблюдается неровный рост экспорта кондитерских изделий отечественного производства. Минимальный экспорт пришелся на 2015 г. - 1133,4 млн долл., он мало отличался от совокупного экспорта алкогольных и безалкогольных напитков, табака и табачных изделий (1205,2 млн долл.). За 7 лет экспорт кондитерских изделий составил 9992,4 млн долл.; алкогольных, безалкогольных напитков и уксуса - 3602,9 млн долл., табака и табачных изделий - 4826,9 млн долл. (всё вместе - 8429,8 млн долл.). Таким образом, кондитерская отрасль за семилетний период реализовала на внешних рынках на 1562,6 млн долл. больше продукции, чем такие высокодоходные и акцизные отрасли, как алкогольная и табачная. Тем не менее в этой области еще предстоит большая работа государственных и коммерческих структур.

В 2019 г., по данным «Асконд» (Ассоциация предприятий кондитерской промышленности, объединяющая крупнейших производителей, доля которых в производстве российского шоколада составляет почти 85 % и около 65 % от всего объема кондитерских изделий, произведенных в России), экспорт кондитерских изделий составил 632,5 тыс. т, что на 22 % больше, чем в2018 г. (518 тыс. т).4

Данные табл. 2 свидетельствуют о неблагоприятном внешнеторговом сальдо при экспорте и импорте кондитерских изделий, но с положительной тенденцией сокращения отрицательного баланса. При этом сахар и кондитерские изделия из сахара в 20172018 гг. имеют положительный баланс, так как стоимость продукции по экспорту стала выше стоимости импорта. В сравнении с сальдо внешнеторгового баланса по алкогольным и безалкогольным напиткам и уксусу, а также по табаку и его промышленным

4 Режимдоступа: http://www.finmarket.ru/news/5180604

заменителям кондитерская отрасль показывает более высокую эффективность. Конечно, девальвация рубля оказывает сильное влияние на внешнеторговый баланс. Как правило, экспортируют продукцию в страны СНГ, а импортируют из стран дальнего зарубежья, где цены на аналогичные товары выше. Так, в 2018 г. по позиции изделия из сахара (включая белый шоколад), не содержащие какао, было экспортировано 76,7 тыс. т, а импорт составил 71,7 тыс. т, т. е. примерно равное количество. В то же время доля экспорта в страны дальнего зарубежья составила 24,4 %, а доля импорта из них -66,5%. При этом из стран дальнего зарубежья превалирует импорт по какао-бобам (100 %), какао-пасте (81,9 %), какао-порошку (99,5 %). Экспорт шоколада и других продуктов, содержащих какао, в страны дальнего зарубежья составляет 40,8 %, или 94,4 тыс. т, а завозится из этих стран 81,7 тыс. т по ценам, почти в два раза превышающим цены на экспортную продукцию. Мучные кондитерские изделия (81 %) экспортируются в страны СНГ по ценам почти в два раза ниже цен на изделия, закупаемые по импорту. Основными потребителями кондитерских изделий из сахара и муки в 2018 г. были Казахстан, Беларусь, Азербайджан, а шоколад и прочие продукты, содержащие какао, в дополнение к предыдущим странам приобретали Кыргызстан, Грузия, Армения, Узбекистан, Украина, а также Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Монголия.

Таблица 2

Сальдо торгового баланса по отдельным товарным группам в торговле со всеми странами за 2012-2018 гг., млн долл. (+ экспорт, - импорт)

Продукция 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Сахар и кондитерские изделия из него -390,2 -381,9 -550,6 -422,3 -236,1 +96,7 +13,5

Какао и продукты из него -835,4 -735,1 -715,9 -547,9 -488,6 -486,7 -541,4

Готовые продукты из зерна злаков, -562,2 -651,2 -660,4 -226,3 -156,6 -265,7 -383,2

муки, крахмала или молока; мучные

кондитерские изделия

Итого кондитерские изделия -1787,8 -1768,2 -1926,9 -1196,5 -881,3 -655,7 -911,1

Алкогольные и безалкогольные напитки -2564,4 -2822,8 -2516,2 -1367,4 -1381,8 -1999,4 -2128,8

и уксус

Табак и его промышленные заменители -621,2 -594,9 -397,7 -338,5 -472,6 -322,0 -456,5

Источник: см. сноску ктабл. 1.

В 2019 г. в стране потребили 25,2 кг кондитерских изделий на душу населения, хотя, по данным «Асконд», этот показатель в России ниже, чем в Германии (43 кг в год) и Великобритании (27 кг в год). Потребление шоколада в России - 3,5 кг на душу населения, в США -5,3 кг, в Бельгии -до9 кг, в Германии и Швейцарии -10.. ,12 кг5.

В отдельных регионах России производство и потребление кондитерских изделий превышает эти показатели в промышленно развитых странах, а в некоторых других из-за очень низкого производства потребление удовлетворяется за счет импорта6.

5 В этом году в России будет произведено более 4 млн тонн кондитерских изделий - прогноз «Асконд» Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5180541

6 Анализ кондитерских изделий в России. Режим доступа: https://ssnab.ru/ru/analytics/ analiz-konditerskih-izdelij-v-rossii

Доля производства кондитерских изделий в 2018 г. по регионам (%) и на душу населения (кг): Центральный ФО - 42 % (41,6 кг); Приволжский ФО - 20 % (26,5 кг); Сибирский ФО - 10 % (22,6 кг); Северо-Западный ФО - 10 % (28,0 кг); Южный ФО -8 % (19,0 кг); Уральский ФО - 7 % (22,2 кг); Северо-Кавказский ФО - 2 % (7,9 кг); Дальневосточный ФО -1% (4,7 кг).

Более 50 % кондитерских изделий выпускается в 10 регионах страны: Московской области (10,85 %), Воронежской (7,5 %), в Санкт-Петербурге (6,4 %), Москве (6,0 %), Владимирской области (5,1 %), Пензенской (4,2 %), Ростовской (4,0 %), Кемеровской (3,2 %), Самарской (3,2 %) и Краснодарском крае (2,0 %). При этом в ЦФО производится 41,6 кг кондитерских изделий на душу населения, так как здесь в основном сосредоточены крупные отечественные кондитерские фабрики с большой историей и фабрики с иностранным капиталом.

После реформирования экономики и резкого снижения производства кондитерской продукции российский кондитерский рынок стали осваивать транснациональные компании. В 1991 г. появилась ТНЦ США «Марс», в 1992 г. - швейцарская ТНК «Нестле».

По объему выручки за 2015 г. лидирует ООО «Нестле Россия» - 120,5 млрд рублей, у которой такие же показатели в 2018 г., затем ООО «Марс» - 94 млрд рублей, ООО «Монделис Русь» - 58,6 млрд рублей (в 2018 г. объем выручки - 48,9 млрд рублей, а чистая прибыль - 4,1 миллиарда). Эта американская компания в 2018 г. занимала 3-е место по объему выручки. ЗАО «Ферреро Руссия» - 33,6 млрд рублей. В ТОП-Ю входит также закрытое акционерное общество «КОНТИ-РУС», образованное в 2004 г., когда украинская группа компаний «Конти» вышла на рынок Российской Федерации за счет покупки Курской кондитерской фабрики. В 2015 г. она занимала 6-е место с объемом выручки 11,9 млрд рублей, а в 2017 г. выручка составила 10,4 млрд рублей, прибыль -1,4 миллиарда. ЗАО «КОНТИ-РУС» занимается также импортом кондитерских изделий в Российскую Федерацию из Украины. ООО «Фацер» - финская частная компания, производитель продуктов питания.

Объем выручки отечественных компаний значительно скромнее, в 2015 г. он составлял у ПАО «Красный Октябрь» 12,2 млрд рублей, ОАО «Рот Фронт» - 11,7 млрд рублей, ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» - 9,9 млрд рублей. В сумме по холдингу «Объединенные кондитеры» - 33,6 млрд рублей, что значительно уступает по объемам выручки иностранным компаниям. В 2018 г. выручка холдинга составила 55,2 млрд рублей7 (контролируется группой ГУТА). Отечественной компанией является также ОАО «Хлебпром», а ее акционером - ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).

Международные кондитерские гиганты «Нестле», «Марс» и «Штольверк», создав в России собственное производство, начали массированную рекламу своей продукции. Так, затраты на рекламу в 2018 г. составили: «Нестле» - 5298 р., «Марс» - 3073 р., «Ферреро» - 3026 р. При этом большая часть рекламы приходится на телевидение (соответственно, 4782, 2801 и 2697 рублей). Конкурентное преимущество крупнейших компаний, имеющих солидный капитал, отлаженное массовое производство стандартных товаров и их продажу по доступной для большинства потребителей цене, а также гарантированный сбыт, привело к быстрому росту и увеличению доли на рынке кондитерских изделий.

7 Финансовое состояние ООО «Объединенные кондитеры». Режим доступа: https://www. testfirm.ru/result/7705475711_ооо-оЬе^пеппуе-коМйегум

Для продвижения своей продукции иностранные компании приобретают бренды на кондитерские изделия отечественного производства, к которым привык российский покупатель, постепенно вытесняя наших производителей. Компания «Нестле» (лидирующее положение на кондитерском рынке России) представляет на российском рынке локальные бренды «Россия» - щедрая душа!», «Комильфо», мороженое «48 копеек», которые были разработаны с учетом предпочтений местных покупателей. В то же время в России представлены в большом количестве популярные международные бренды, адаптированные под вкусы местного потребителя, поэтому формула продуктов Maggi или кофе NESCAFE отличается по странам. По итогам работы 2018 г., структура рынка кондитерских изделий в России была следующей: шоколад и сахаристая продукция -48,5 %; вафли, печенье, пряники и другие продукты длительного хранения - 42 %; пирожные, торты и другие скоропортящиеся десерты - 8,4 %8. Таким образом на шоколад и сахаристые изделия приходится почти 50 % рынка, что обусловлено не только предпочтениями покупателей, но и высокой рентабельностью производства (минимальная рентабельность одной плитки - 200 %)9. Такой размер рентабельности косвенно подтверждается следующими данными. У производителей средняя цена шоколада в упакованном виде в 2020 г. составила 307,2 р./кг, а средняя розничная цена была 865,6 р./кг, т. е. торговая наценка - 182 %, а в средней цене производителя также заложена определенная прибыль. По данным [1], в 2017 г. цена производителя шоколада составляла 399,9 р./кг, розничная цена - 830,5 р./кг, торговая наценка - 430,6 р./кг (107,7 %); в 2018 г. торговая наценка на шоколад была 127 %. Торговая наценка на глазированные конфеты, соответственно за 2017 и 2018 гг. - 65,5 и 97,5 %, а на печенье - 45,5 и 43,4 %.

Таким образом, производство шоколада самое высокорентабельное в кондитерской промышленности, несмотря на высокую стоимость импортного сырья - какао-бобов. Около 67 % рынка занимают пять компаний, четыре из которых - с участием иностранного капитала и принадлежат западным компаниям.

Усиление конкурентной борьбы на отечественном кондитерском рынке привело к объединению крупнейших российских производителей в холдинг «Объединенные кондитеры». В 2002 г. в него вошли ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и ОАО «Рот Фронт», в 2003 г. - концерн «Бабаевский». На долю холдинга приходилось 20 % рынка кондитерских изделий10. В 2017 г. доля холдинга составляла 14 %, в 2018 г. уменьшилась до13%.11

Московские фабрики зарегистрировали 70 % брендов советских кондитерских изделий, существовавших до 1917 г., ограничив доступ многим региональным фабрикам на отечественный рынок. Так, «Объединенные кондитеры» потребовали от компании «Приморский кондитер» прекратить выпуск сразу 45 наименований популярных конфет, в частности, «Мишка на Севере», «Кара-Кум», «Буревестник», «Ромашка», «Птичье молоко». В 2009 г. столичная фабрика «Красный Октябрь» подала иск в Ар-

8 Анализ кондитерских изделий в России. Режим доступа: https://ssnab.ru/ru/analytics/ analiz-konditerskih-izdelij-v-rossii

9 Производство шоколада как бизнес. Режим доступа: https://biznesideas.ru/biznes-plany/ proizvodstvo-shokolada-kak-biznes.

10 Финансовое состояние ООО «Объединенные кондитеры». Режим доступа: https://www. testfirm.ru/result/770547571 l_ooo-obedinennye-konditeryм

11 Рейтинговые действия, 05.06.2019. Режим доступа: https://raexpert.ru/releases/2019/jun05e

битражный суд Белгородской области о взыскании 313,5 млн рублей с фабрики «Славянка». Ряд региональных кондитерских фабрик, входящих в «Асконд», требуют национализации советских брендов, чтобы их могли использовать не только столичные фабрики12.

Разработка рецептуры нового изделия непростой и затратный путь, малодоступный для малого и среднего бизнеса, что тормозит его развитие. При выводе новой торговой марки на рынок инвестиции в ее развитие начинаются с 5 млрд рублей.13

Государственные структуры не заинтересованы в развитии среднего и мелкого бизнеса. Налоговые поступления от этих предприятий небольшие, тогда как современное развитие кондитерской отрасли с высокой долей крупных компаний-монополистов позволяет населению покупать товар, удовлетворяющий его по качеству и цене, а государству - получать высокие налоги. Как правило, малые предприятия допускаются в низкорентабельное производство с высокой долей ручного труда и трудоемкостью, высокой долей риска и незащищенностью от властных и криминогенных структур.14

Крупные предприятия кондитерской промышленности в последние годы укрепили свое положение на отечественном рынке и нарастили производство, при этом несколько снизилась рентабельность продаж и собственного капитала. Согласно данным ФНС за 2019 г., рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) для производства пищевых продуктов должна быть не менее 8,2 % [2]. Практически все предприятия, входящие в ТОП-10, имеют рентабельность не ниже 8,2 %, за исключением «Объединенных кондитеров». Однако ряд фабрик, входящих в состав «Объединенных кондитеров», также увеличили не только продажу кондитерских изделий, но и прибыль15, например Тамбовское ОАО «Кондитерская фирма «Такф» (выручка в 2019 г. была 2,08 млрд рублей, чистая прибыль возросла почти в семь раз - до 150,56 млн рублей). На рынке известна брендами «Тамбовский волк», «Ладушки», «Сочная долька» и др. Фабрика имеет фирменную торговую сеть в области, реализует свою продукцию и в других регионах (более 30 % объемов продаж приходится на Московскую область), осуществляет экспортные поставки в Азербайджан. Воронежская кондитерская фабрика, входящая в состав холдинга, в 2019 г. работала с прибылью в 25,57 млн рублей (в2018 г. ее убытки составляли 25 млн рублей).

В то же время региональные и небольшие кондитерские предприятия, у которых нет возможности осуществлять экспортные поставки и реализовать продукцию из-за недостаточно развитой логистики в регионы со слабо развитым производством кондитерских изделий из-за сокращения платежеспособного спроса населения, имеют низкую рентабельность продаж и даже терпят убытки. В 2019 г. в Алтайском крае закрылся Заринский комбинат по производству кондитерских изделий «Шоколенд» (не работает с середины января 2020 г.). На ООО «КФ Мишкино» арбитражный суд ведет процедуру наблюдения; на калининградской «Фабрике шоколадных масс» - процедура банкротства; в апреле 2019 г. ООО «Сибирский кондитер» уведомил арбитраж Омска о намерении обратиться с иском о банкротстве, а кондитерская фабрика «Лаком» была продана после признания её банкротом [3].

12 Вторая конфетная. Режим доступа: https://vz.rU/economy/2011/8/23/516900.html

13 Россияне вновь переходят к кризисной модели потребления кондитерских изделий. Режим доступа: https://sweetinfo.ru/news/rossiyane-vnov-perehodyat-k-krizisnoy-modeli-402555

14 Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Mondel%C4%93ZInternational

15 «Объединенные кондитеры» в 2019 году нарастили прибыль «черноземных» фабрик. Режим доступа: https://abireg.ru/newsitem/80874/

По соотношению производства кондитерских изделий в крупных и мелких предприятиях существующая модель противодействует реализации закона от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации», майских указов Президента РФ (2018 г.), согласно которым к 2025 г. вклад малого бизнеса в ВВП страны должен приблизиться к 40 %, а число занятых в нем вырасти более чем на30%и достигнуть 25 миллионов человек.

Исследования ВЦИОМ показали, что 76 % россиян хотели бы иметь свое дело, но боятся налогов и новых законов. Большинство (71 %) предпринимателей не считают условия для бизнеса в России благоприятными, только 15 % верят, что государство принимает активные меры для развития бизнеса. В 2019 г. был проведен опрос субъектов МСП относительно реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в котором приняли участие 82660 предпринимателей из 83 регионов страны. Согласно полученным данным, из 67 % знающих о проекте половина не знает о его целях, 56 % считают, что в сравнении с 2018 г. ничего не изменилось или стало хуже. Участники назвали пять самых острых проблем, требующих решения: уменьшение форм и видов отчетности - 76 %, защита бизнеса от блокировки счетов - 83 %; снижение налогового бремени - 87 %; получение субсидии на покрытие расходов инициатив государства (ККТ, маркировка, СОУТ) - 91 %. Про льготный кредит по ставке 8,5 % ничего не знают, не верят в возможность его получения 62 % респондентов; 27 % обращались и лишь 5 % его получили [4].

Фактически лоббировать и защищать интересы МСП в стране некому. Некоммерческие отраслевые объединения, например «Асконд» в кондитерской промышленности, действуют в интересах предприятий, входящих в объединение. При этом для вступления в объединение необходимо решение членов общего собрания, вступительный и членские взносы, размер которых определяется исходя из объемов производства, так что малый бизнес объединению не интересен.

Успех транснациональных корпораций обусловлен также тем, что на протяжении десятилетий они развивались из семейного бизнеса. Например, компания «Марс» была основана в 1911 г. Фрэнком Марсом в США (штат Вашингтон), «Нестле» - в 1866 г. Анри Нестле в Швейцарии. В Российской империи кондитерское производство также успешно развивалось как семейный бизнес. Базой «Объединенных кондитеров» стали фабрики, расположенные в центре Москвы, основанные до событий 1917 г. и их национализации. «Бабаевской» фабрика стала именоваться в 1922 г. по имени председателя Сокольнического райисполкома П. А. Бабаева. Истоки фабрики относятся к 1804 г., когда бывшим крепостным была открыта семейная мастерская по изготовлению варенья и пастилы из абрикосов. В 1847 г. велось производство «Товариществом А. И. Абрикосова Сыновей». Фабрика «Красный Октябрь» получила название в 1922 г. - так была переименована фирма «Эйнем Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений», годом основания которой считается 1849 г. Здание фабрики было построено на Берсеневской набережной в 1889 г. В 2007 г. производство перенесено в новый корпус на территорию Бабаевской фабрики. Фабрика «Рот Фронт» названа так в 1931 г (бывшая фабрика-мастерская, основанная в 1826 г купцами Леновыми, с 1900 г -«Торговый дом Г. и Е. Ленов»),

Кондитерскому бизнесу в России был нанесен непоправимый урон как в 1917 г., так ив 1991 г. (после приватизации), когда владельцами стали не патриоты семейного бизнеса, заботящиеся о репутации компании и качестве продукции, а наемные работ-

ники и расчетливые бизнесмены, выросшие из властных партийных или криминальных структур [5].

Покажем на примере, что легально войти в действующую систему рентабельного кондитерского бизнеса российскому гражданину без поддержки государственных структур практически невозможно [6 и др.]. В 1991 г. при смене власти и экономического курса в России появилась надежда вернуть фабрику «шоколадных королей» Абрикосовых, национализированную в 1917 г. Один из праправнуков основателей фабрики «Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей» Д. П. Абрикосов намеревался продолжить успешное кондитерское дело. Он зарегистрировал бренд «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей». Первоначальный капитал был получен за счет продажи доли в собственной квартире. В 1993 г. было образовано ООО «Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей», и потомок основателей стал его генеральным директором. Однако к участию в приватизации он допущен не был. Общенародная собственность стала государственной, и приватизировал Бабаевскую фабрику первый секретарь Красносельского райкома КПСС. Он стал собственником контрольного пакета, через 8 месяцев продал фабрику «Инком-банку» и уехал в США. «Инком-банк» впоследствии закрылся, его активы перешли «Гута-банку», который в настоящее время владеет фабрикой.

В 1996 г. брендом «Товарищества А. П. Абрикосова Сыновей» заинтересовалась иностранная пресса, а затем и зарубежные инвесторы. Они готовы были вкладывать в фабрику деньги, но с одним условием - в состав руководства должен войти потомок Абрикосовых. Инвесторы были необходимы - оборудование на фабрике не менялось с 1972 г., тогда как прежние владельцы, Абрикосовы, меняли его каждые 10 лет. Однако их потомок был не нужен тогдашнему руководству предприятия...

В 2018 г., 13 августа ООО «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» ликвидировано в России [7].

Сегодня потомком основателей семейной компании Абрикосовых, Дмитрием Петровичем Абрикосовым, создана компания «Абрикосов» на территории Великобритании при поддержке западных банков. Ее продукция скоро будет представлена на европейском кондитерском рынке и в Российской Федерации.

Выводы

1. С марта 2020 г. во время пандемии коронавируса существование предприятий малого и среднего бизнеса стало более проблематичным. Эти предприятия следует рассматривать не как бизнес налогоплательщиков, а как часть социального сектора и социальной системы. Этот бизнес в настоящее время является низкорентабельным и очень рискованным, в то же время он отчисляет государству налог на прибыль и часть своего необходимого продукта другим структурам [7].

2. Для исполнения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» необходимы защита и лоббирование интересов МСП в государственных структурах, надзорных и контролирующих органах.

3. В ряде случаев малому бизнесу необходимы помощь и консультации по финансовым, бухгалтерским, экономическим и юридическим вопросам. Считаем целесообразным создание на безвозмездной основе при государственных вузах консультационных пунктов для МСП под руководством преподавателей разных специальностей.

Список литературы

1. Пономарева, Е. Обзор российского рынка кондитерских изделий / Е. Пономарева. Режим доступа: https://t-laboratory.ru/2019/05/14/obzor- rossijskogo-rynka-konditerskih-izdelij/

2. Джаарбеков, С. Налоговая нагрузка и рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) в 2020 году (за 2019 год) Режим доступа: https://taxslov.ru/st/stll9.htm

3. Жуков, А. Обзор рынка кондитерских изделий/А. Жуков. Режим доступа: https://www. alt-invest.ru/lib/obzor-rynka-konditerskix-izdelij

4. Хандриков, П. Итоги 2019 года для малого и среднего предпринимательства / И. Хан-дриков. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5bd7430532cal533928ee0ad/itogi-2019-goda-dlia-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-5el42d600be00a00afbcb332

5. Румянцева, Е. Е. Социальное неравенство в свете теории классовой борьбы и новейшей теории коррупции / Е. Е. Румянцева II Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2019. - Т. 1.-№8.-С. 93-99.

6. Важдаева, Н. Бизнесмены первой гильдии. Режим доступа: https://life.ru/p/413363

7. Румянцева, Е. Е. Парадоксы современного этапа развития экономики России / Е. Е. Румянцева II Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2018. -№2,- С. 46-56.

References

1. Ponomareva, Е. Obzor rossiyskogo rynka konditerskikh izdeliy [Review of the Russian confectionery market]. Access mode: https://t-laboratory.ru/2019/05/14/obzor- rossijskogo-ryn-ka-konditerskih-izdelij/

2. Dzhaarbekov, S. Nalogovaya nagruzka i rentabel'nost' po vidam ekonomicheskoy deya-tel'nosti (po otraslyam) v 2020 godu (za 2019 god) [Tax burden and profitability by type of economic activity (by industry) in 2020 (for 2019)]. Access mode: https://taxslov.ru/st/stll9.htm

3. Zhukov, A. Obzor rynka konditerskikh izdeliy [Review of the confectionery market]. Access mode: https://www.alt-invest.ru/lib/obzor-rynka-konditerskix-izdelij

4. Khandrikov, I. Itogi 2019 goda dlyamalogo i srednego predprinimatel'stva [Results of 2019 for small and medium-sized businesses]. Access mode: https://zen.yandex.ru/media/id/5bd-7430532cal533928ee0ad/itogi-2019-goda-dlia-malogo-i-srednego-predprinimatelst-va-5el42d600be00a00afbcb332

5. Rumyantseva, E. E. (2019) Sotsial'noye neravenstvo v svete teorii klassovoy bor'by i nov-eyshey teorii korruptsii [Social inequality in the light of the theory of class struggle and the latest theory of corruption]. Social integration and development of ethnocultures in the Eurasian space, Т. 1, № 8, pp. 93-99.

6. Vazhdaeva, .MBiznesmeny pervoy gil'dii [Businessmen of the first guild]. Access mode: https://life.ru/p/413363

7. Rumyantseva, E. E. (2018) Paradoksy sovremennogo etapa razvitiya ekonomiki Rossii [Paradoxes of the current stage of development of the Russian economy]. Scientific journal of NRU ITMO. Series: Economics and Environmental Management, No. 2, pp. 46-56.

D. P. Abrikosov16, L.V. Skul'skaya17, T.K. Shirokova18. Opportunities for developing a small business in the modern system of confectionery manufacturing in Russia. The article considers major problems of developing confectionery manufacturing in Russia and shows the locations of confectionery enterprises by region. The authors analyze the export and direct import of confectionery goods, financial operations of large companies, and profitability of production for major confectionery goods and enterprises. They conclude that the current system does hampers the progress of small enterprises that manufacture cost effective and high-quality goods.

Keywords: problems of confectionery manufacturing, development of small business, profitability of production.

16 Dmitry Abrikosov, Director General, restored A. I. Abrikosov & Sons Partnership.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Lyudmila Skul 'skaya, Senior Research Associate, Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences (47 Nakhimovsky Prospect, Moscow, 117418, Russia), PhD in Economics, e-mail: contact@ecfor.ru.

18 Tamara Shirokova, Senior Research Associate, Institute of Economic Forecasting of the RAS (47 Nakhimovsky Prospect, Moscow, 117418, Russia), PhD in Economics, e-mail: contact@ecfor.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.