Научная статья на тему 'Перспективы и проблемы развития предприятий быстрого питания Южного региона'

Перспективы и проблемы развития предприятий быстрого питания Южного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАСТФУД / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / FAST FOOD / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTHY NUTRITION HABITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жидков Владимир Евдокимович, Чимонина Ирина Викторовна, Горлова Татьяна Владимировна

В статье нашли отражение вопросы развития заведений быстрого питания, их классификация. Авторами обоснована возможность вытеснения имеющихся предприятий быстрого питания с рынка путем создания альтернативного фастфуда с принципами здорового питания и вовлечения в производство продуктов питания местных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects and problems of development of fast food enterprises of the southern region

The article deals with the development of fast food outlets andtheir classification.The authors propose the possibility of replacement of existing fast food establishments by creating alternative fast food outlets with healthy nutrition habits and involvement of local producers into food production.

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы развития предприятий быстрого питания Южного региона»

- Проведение стратегического аудита должно учитывать иерархичность и согласованность стратегических, оперативных и тактических целей.

- Национальные стратегии формируются высшим политическим руководством страны, включая президентскую и парламентскую власть. Оценка хода и результатов реализации стратегических целей с точки зрения ресурсного обеспечения осуществляется Счетной палатой государства.

- Стоит учитывать специфические методы стратегического аудита, которые принципиально отличаются от иных методов государственном аудита, а именно: SWOT-анализ, сценарный метод, метод прогнозирования и другие.

- Стратегический аудит актуален в период экономического кризиса, так как помогает избежать определенных рисков и возможных неблагоприятных ситуаций, контролируя планирование и расходование средств бюджета государства и другое.

Примечания:

1. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N41-Ф3.(ст. 14) URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1 44621/bb7d141840aaa6f2

0а0981f9821 877794d5c4465/ (Дата обращениям 6.02.2017)

2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 25.12. 2016).

3. Кеворкова Ж.А., Нелидов В.А. Зарубежный опыт организации эффективного финансового контроля // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 727730.

4. Кеворкава Ж.А. Экономическая экспертиза как инструмент контрольной деятельности учреждений государственного сектора // Экономика. Бизнес. Банки.-2016,- №4(17).- С. 121-131.

5. Богатая И.Н.,Алексеева И.В. Стратегический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - Вып. 6. - URL: http:/ /www.auditfin.com/fin/2013/6/2013_VI_04_02.pdf (Дата обращениям6.02.2017).

6. Ангелина И.А. Стратегический аудит в системе государственного финансового контроля // Теория и практика общественного развития. - 2013. - Вып. 3. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ strategicheskiy-a udit-v-sisteme-gosudarst vennogo-finansovogo-kontrolya (Дата обращениям 6.02.2017).

7. Бурмистров A.C. Контроль государственной стратегии обществом и органами власти ЕврА-зЮж//Право и политика. - 2012.- № 10(53). - URL: https://www.eu rasialaw.ru/index.php?option = com_content&view=article&id=3565&ltemid=562 (Дата обращения: 16.02.2017).

PROSPECTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FAST FOOD ENTERPRISES OF THE SOUTHERN REGION Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc of Engineering Sciences, Professor E-mail: [email protected]

Chimonina Irina Viktorovna, PhD of Biology, Associate Professor E-mail: [email protected]

Gorlova Tatiana Vladimirovna, Undergraduate student, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol, Russia E-mail: [email protected]

The article deals with the development of fast food outlets andtheir classification. The authors propose the possibility of replacement of existing fast food establishments by creating alternative fast food outlets with healthy nutrition habits and involvement of local producers into food production.

Keywords: fast food; healthy lifestyle; healthy nutrition habits.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ ЮЖНОГО РЕГИОНА

В статье нашли отражение вопросы развития заведений быстрого питания, их классификация. Авторами обоснована возможность вытеснения имеющихся предприятий быстрого питания с рынка путем создания альтернативного фаст-фуда с принципами здорового питания и вовлечения в производство продуктов питания местных производителей.

Ключевые слова: фастфуд; здоровый образ жизни; здоровое питание.

УДК338.439.5 ВАК РФ 08.00.05

© Жидков В.Е, 2017 © Чимонина И.В., 217 ©Горлова Т.В., 2017

Созданная изначально для удовлетворения нужд потребителей система предприятий питания отражает степень экономического

развития страны, уровень доходов населения и желание потребителей потратить часть своих доходов на услуги.

Анализ тенденций социально-экономического развития страны показывает, что в настоящее время более половины ВВП России производится в сфере услуг и большая его часть приходится на предприятия питания (рис. 1). При этом сфера услуг оказывает все более значимое влияние на экономику страны, характер и структуру потребления населения. Оборот предприятий питания в России в 2016 году превысил 130,5 млрд рублей. Стоит отметить, что основной рост оборота приходится на сегмент "быстрого питания" - наиболее доступный по цене.

Одним из наиболее стремительно развивающихся секторов рынка услуг является ресторанный бизнес, динамика которого опережает рост многих отраслей экономики страны. Именно развитие предприятий потребительского рынка в период становления рыночных отношений позволили хотя бы частично решить проблемы занятости и самозанятости населения.

В последние несколько лет предприятия питания активно усилили борьбу за потенциальных потребителей, став активными участниками социокультурной жизни на территории, осуществляемой в рамках хозяйственной деятельности, выступая дополнительным элементом структуры крупных развлекательных комплексов. Предприятия питания в городах Юга России не стали исключением в борьбе за своего потребителя (табл. 1).

Таблица 1 - Количество ресторанов на одного человека в крупных городах

Юга России

Наименование города Количество ресторанов на одного человека

Ростов-на-Дону 2,516 тысяч

Краснодар 1,730 тысяч

Ставрополь 2,497 тысяч

Как следует из таблицы 2, конкуренция среди предприятий питания в данных городах высокая, в связи с этим возникает необходимость следовать тенденциям для удержания и привлечения потребителей. Одной из наиболее выраженных в последнее время является пропаганда и распространение здорового питания. При этом наметившаяся в последнее десятилетие тенденция идет по пути активного нарастания, затрагивая такие "нездоровые" сегменты, как фаст-

фуд-

В последнее десятилетие отношение людей, особенно социально активных слоев населения к собственному здоровью значительно изменилось. Стремление вести здоровый образ жизни формирует интерес потребителей к правильному сбалансированному питанию, что повышает спрос на продукты с природными натуральными компонентами и диктует отказ от искусственных добавок, в

О си

-О X

9

со Си

си

Ё

137

ЖИДКОВ Владимир Евдокимович, доктор технических наук, профессор [email protected]

ЧИМОНИНА Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, доцент

сЫтоп/па-ь у@уапс!ех. г и

ГОРЛОВА Татьяна Владимировна, магистрант [email protected]

Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь, Россия

свою очередь, позволяя повысить спрос на продукты, производимые на территории страны или региона. Однако даже пропаганда здорового питания не сможет в ближайшие годы препятствовать развитию ресторанов быстрого питания.

Анализируя роль и место общественного питания как элемента социальной инфраструктуры региона, необходимо отметить, что именно предпринимательская деятельность в сфере ресторанного бизнеса может служить целям и задачам регионального развития в контексте решения как социальных, так и экономических проблем.

Региональная специфика развития ресторанного бизнеса определяется, в первую очередь, общим уровнем жизни населения. Кроме того, важную роль играет рекреационная направленность, плотность и общая численность населения,региональный инвестиционный климат, особенности потребительских предпочтений, институциональные ограничения деятельности. По нашему мнению, Южный регион отвечает всем критериям успешного ведения ресторанного бизнеса. Принимая во внимание все принципы и особенности регионального бизнеса, нами был проведен анализ соотношения ресторанов быстрого питания к общему количеству предприятий питания в региональных столицах с целью выявления рентабельности открытия заведений в сегменте фаст-фуд с принципами здорового питания на данной территории (рис. 2).

Рисунок 2 - Соотношение ресторанов фаст-фуд к общей численности ресторанов

Исходя из этих цифр, можно говорить о том, что в г. Ставрополе предприятия ресторанов

в сегменте фаст-фуд открываются чаще, чем в других краевых столицах.

На рынке ресторанов быстрого питания представлены как одиночные предприятия сегмента фаст-фуд: пиццерии, блинные, так и известные мировые гиганты,такие как "Subway". Данная сеть представлена в городе десятью заведениями питания, что позволило компании "Subway" занять лидирующее место среди сетевых pecT0paH0B"McD0nald's", "KFS" "ИПатио".

Из результатов вышеприведенного исследования, можно сделать вывод, что в Ростове-на-Дону количество фаст-фудов к общему числу ресторанов составляет 40,5%, в Краснодаре это 47,5%, в Ставрополе это соотношение составляет 64%.

Таким образом, исходя из того, что на данный момент сегмент сетевых фаст-фудов сложился, а колоссальный потенциал спроса на здоровое и легкое питание не реализован, имеется необходимость создания иновацион-но нового предприятия - здорового фаст-фуда, что позволит заполнить пустующую, но востребованную нишу. В данном предприятии могут быть успешно переплетены все принципы ведения бизнеса, которые актуальны для ресторанов фаст-фуд, что является значительным источником дохода. Но при этом будут учтены и реализованы все преимущества здорового и сбалансированного питания.

Как правило, фаст-фуды работают с использованием замороженных полуфабрикатов длительного срока хранения, окончательная

обработка или разогрев которых производятся непосредственно перед выдачей посетителю. Сама заготовка полуфабрикатов высокой степени готовности происходит не на кухне предприятия. Срок годности у таких продуктов согласно требованиям транспортировки достаточно большой, поэтому в таких продуктах не остается полезных микро и макроэлементов, витаминов и т.д.

Как известно, одним из главных факторов популярности фаст-фуда являются его демок-

ратичные цены и минимальное время на приготовление блюда. В связи с этим данный сегмент предприятий особенно востребован у студентов и офисных служащих, т.к. данные слои населения ограничены во времени для употребления пищи. Создание нового предприятия здорового питания в сегменте фаст-фуд на территории города Ставрополь, которое предлагает здоровое питание из ингредиентов, имеющих минимальный цикл от производства до прилавка, то есть произведенных на предприятиях Ставропольского края и других Южных регионах, имеет перспективы активизации и вовлечения в здоровый образ жизни.

За основу при разработке меню для ресторана фаст-фуд с принципами здорового питания были взяты одни из самых востребованных позиций и разработаны аналоги данных блюд (табл. 2). Далее проведен сравнительный анализ ценовой политики между сетевым популярным рестораном фаст-фуд и создаваемым предприятием.

Таблица 2 - Ценовая политика в ресторанах быстрого питания

McDonald's Предприятие здорового фаст-фуда

Наименование Цена Наименование Цена

Салат «Цезарь» 250.00 руб. Салат «Цезарь» 240.00 руб.

Сэндвич с куриной котлетой 124.00 руб. Сэндвич с куриной котлетой 110.00 руб.

Сэндвич с семгой 192.00 руб. Сэндвич с семгой 170.00 руб.

Анализируя таблицу 2, можно увидеть,что блюда находятся в одном ценовом сегменте .Это было достигнуто за счет использования продуктов производимых на территории региона, что исключает расходы на их заморозку и транспортировку. Для приготовления блюд на предприятии здорового фаст-фуда использовались натуральные и охлажденные продукты с минимальным сроком хранения. Мы считаем, что идея быстрого питания не так и плоха, имеет больше преимуществ, чем недо-статков.При этом еда может быть органической, в которой собраны все продукты, отвечающие принципам здорового питания. Прибыль данных предприятий приносит значительный вклад в экономику региона и страны в целом за счет своей востребованности на рынке ресторанных услуг.

Таким образом, Южный федеральный округ и Ставропольский край, будучи аграрно развитыми регионами России, имеют целый ряд предпосылок для формирования на их территории предприятий здорового питания в сегменте фаст-фуд. Поскольку регионы Юга Рос-

сии, Ставропольский край в частности, являются одними из основных производителей сельскохозяйственной продукции, они практически полностью обеспечивают своих жителей необходимыми продуктами питания, при этом недостаток производства тех или иных продуктов в одних регионах с успехом покрывается поставками в него из соседних регионов. Как следствие, это позволит решить проблему использования сырья длительного срока хранения, что, в свою очередь, положительно скажется на качестве приготовленных блюд.

Таким образом, создание нового предприятия здорового питания на территории города Ставрополь из ингредиентов, имеющих минимальный цикл от производства до прилавка, то есть произведенных на предприятиях Ставропольского края и других предприятиях Южного региона, имеет перспективы активизации : и вовлечения в здоровый образ жизни, что, в свою очередь, положительно скажется на экономике и развитии Ставропольского края.

Примечания:

1. Чимонина И.В. Тенденции развития предприятий быстрого питания г. Ставрополя / / Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : сборник статей : в 2-х частях. - Ставрополь, 2016. - С. 8-12.

2. Жидков В.Е., Чимонина И.В., Горностаева Ж.В.А-нализ спроса на экологически чистые продукты питания в мире // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : сб. ст. Научно-практической конференции. - Ставрополь, 2015. - С. 17-22.

3. Жидков В.Е., Воропаева Л.В., Чимонина И.В. Анализ и перспективы развития придорожного сервиса в России // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : сб. ст. Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2014. -С. 21-25.

4. Чимонина И.В., Петросян С.А.Экологическая безопасность продуктов питания // Проблемы организации товароснабжения населения: товароведение, экспертиза, технологии производства и продвижения : сб. ст. I Международной научно-практической конференции. - Центр развития научного сотрудничества, СИБПРИНТ, 2013 - С. 8489.

5. Жидков В.Е., Садовой В.В., Трубина И.А.Разработка композиций пищевых продуктов профилактической направленности, оптимизированных по компонентному составу // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2009. - № 1. - С. 54-57.

О си

-О X

9

со

CU

си

S

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.