2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 228.
3. Dashkova E.V., Ivushkina Е.В., Ershova S.I., Miroshnichenko P.N., Shevtsova T.V. Development of the competence building model of the guide's educational training // Middle East Journal Of Scientific Research.- 2014.-№ 8(20)/- C. 910-912
4. Горностаева Ж.В., Блатман С.Г. Методологические особенности применения внутриорганиза-ционного маркетинга // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2010. - №4. -С. 213-216.
5. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов) / Алехина Е.С., Баклакова В.В., Бирюков А.Н., Буряков С.А., Вилисова М.Л., Воронина Е.В., Гладкова Е.П., Глущенко О.И., Горностаева Ж.В., Дуван-ская Е.В., Крыгина A.M., Крыгина М.Н., Кушнарева И.В., Литягина Е.В., Панасенко С.В., Пахомова А.И.,
Сафонов A.A., Свинарева Ю.А., Сорокина Ю.В., Фи-сенко Ю.И. и др. - Воронеж-М., 2016. - Т. 41.
6. Леденева Е.А. Роль непрерывного образования в системе факторов инновационного роста экономики / Е.А. Леденева // Современные политэ-кономические проблемы экономического роста : материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. - Воронеж, 2010. - С. 34-36.
7. Колодин А. Моделирование процесса обучения персонала организации и формирование стратегий управления обучением персонала / А. Колодин, В. Федянин, Л. Брянцева, Г. Квашнина, М. Спичкин // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 апреля 2013 года. - Воронеж, 2013. - С. 322-325.
LOCATION THE STRATEGIC AUDIT OF STATE FINANCIAL CONTROL Davydova Ruta Sergeevna, Undergraduate student, Faculty of Accounting and Audit E-mail: [email protected]
Kevorkova Janna Arakelovna, DSc of Economics, Professor, Department of Audit and control, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
in this article the author reflects the comparative characteristics of strategic state audit with other types of public 132 audit, as weii as a comparative analysis of the strategic objectives of the state audit, methods, subjects, objects, legal regulation, reporting and functionality to financial audits and performance audits. The author proposed a comparative analysis and revealed that the strategic audit is completely different and uses very different methods for strategic audit and pursue quite different goals is the study of the strategic plan of state structures and the comparison of the current goals and to achieve the most effective results at the lowest cost. Strategic audit may include a performance audit and financial audit, but its ultimate goal is the strategic audit of state planning and performance audit and financial audit, they can serve as tools to achieve the ultimate purpose of the inspection.
Keywords: strategic state audit; performance audit; financial audit; strategic audit stages; strategic audit techniques.
УДК 657.6 ВАК РФ 08.00.10
МЕСТО СТРА ТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ
©Давыдова P.C., 2017 © Кеворкова Ж.А., 2017
ДАВЫДОВА Рута Сергеевна, магистрант, факультет Учета и аудита Ruta, da vydo va@maii. ru
КЕВОРКОВА Жанна Аракеловна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Аудита и контроля
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
В предлагаемой статье авторами отражены сравнительные характеристики стратегического государственного аудита с другими видами государственного аудита, а также проведен сравнительный анализ стратегического государственного аудита по целям, методам, предметам, объектам, правовому регулированию, отчетности и функциям с финансовым аудитом и аудитом эффективности. В результате проведенного исследования, а также предложенном сравнительном анализе автором было выявлено, что стратегический аудит в корне отличается и использует совсем иные методы для проведения стратегического аудита, а также преследует совсем иные цели - это изучение стратегического плана государственных структур и его соизмерение с текущими и будущими целями, а также достижение наиболее эффективного результата при наименьших затратах. Стратегический аудит может включать в себя аудит эффективности и финансовый аудит, однако его конечной целью является аудит стратегического планирования государства, а аудит эффективности и финансовый аудит могут служить инструментами достижения конечной цели проверки.
Ключевые слова: стратегический государственный аудит; аудит эффективности; финансовый аудит; этапы стратегического аудита; методы стратегического аудита.
В настоящее время государственный финансовый стратегический аудит выступает как особый вид контроля, направленный как на выявление соответствия затраченных финансовых ресурсов степени достижения определенных стратегических целей, так и на оценку эффективности и корректировку принятых стратегических решений.
Принципиальное отличие стратегического государственного аудита от прочих видов аудита, в первую очередь, можно заметить на уровне его объектов. Аудированию в государственном секторе могут быть подвергнуты: различные типы стратегии, цели и задачи, реализуемые в их рамках, например, направления социальной и экономической политики государства (денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, внешнеэкономическая, социальная и проч.); принятые, принимаемые либо планируемые к реализации стратегические решения на уровне государства и регионов; оценка стратегии государственных органов, что помогает определить целесообразность и эффективность деятельности государственных структур. [1,2]
Поскольку предметом исследования является стратегический аудит организаций государственного сектора, то необходимо сравнить категорию стратегического аудита с
другими видами государственного аудита, которые упоминаются в статье 14 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации":
1. Финансовый аудит включает в себя проверку достоверности финансовых операций, ведение бухгалтерского учета и отчетности, а также аудит целевого использования государственных средств. [2]
2. Аудит эффективности используется для определения эффективности использования государственных средств. [2]
3. Стратегический аудит имеет совсем иные цели и отличается от аудита эффективности и финансового аудита тем, в стратегическом аудите оценке подлежат конечные и достигнутые стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации, а также тем, что аудит проводится в целях оценки реализуемости данных целей, их рисков и : последствий результатов реализации данных рисков. [2]
Результаты проведенного исследования позволили обозначить области сравнения и раскрыть сущность стратегического аудита в сравнении с аудитом эффективности и финансовым аудитом в разрезе выделенных авторами областей сравнения (табл. 1).
О си
-О X
9
со Си
си
Ё
133
Таблица 1 - Сравнение стратегического аудита с другими видами государственного аудита [5, б, 7]
Область сравнения Стратегический аудит Аудит эффективности Финансовый аудит
1 2 3 4
Определение систематическая оценка и анализ текущего и будущего состояния стратегической ситуации экономики (в том числе стратегического планирования и достижения стратегических целей) государства определение эффективности использования бюджетных средств и оценка степени достижения запланированных результатов комплексная проверка экономического состояния организации, независимая проверка бухгалтерской отчетности организации
Цели - оценка стратегического планирования государственного учреледения; - оценка степени достижения стратегических целей; - контроль выполненной стратегии - оценка эффективности используемых ресурсов; - проведение расчетов, показывающих эффективность используемых государственных средств; - контроль за эффективностью использования государственных ресурсов - проверка финансовой отчетности; - рекомендации по устранению нарушений ведения бухгалтерской отчетности; - контроль за своевременным исправлением ошибок в бухгалтерской отчетности государственного учреледения
Объект стратегии, цели и задачи государственных учреледений, реализуемые в целях повышения качества и уровня жизни страны показатели эффективности государственного учреждения и их сравнение с общепринятыми стандартами экономности, производительности и результативности расходования государственных средств финансовые документы и бюджетная отчетность государственного учреледения
Методы стратегический анализ (например, ЭУУОТ-анализ) социально-экономического развития субъекта РФ. Сценарный метод прогнозирования траекторий достижения стратегических целей и проч. анализ методов организации и результатов работы объектов проверки на основе критериев эффективности документальная и фактическая проверка операций с бюджетными средствами, совершенных объектом проверки, их отражения в учете и отчетности
Правовое регулирование ФЗ -41 О Счетной палате РФ ФЗ -41 О Счетной палате РФ ФЗ -41 О Счетной палате РФ
Функции - определение текущих и будущих стратегии государства; - контрольная (проверка деятельности); - выявление отклонений от плановых смет, нормативов и
Продолжение табл. 7
Область сравнения Стратегический аудит Аудит эффективности Финансовый аудит
1 2 3 4
- анализ расхоледений меледу запланированной и реальной стратегией; - выявление недостатков в реализации стратегии; - формулировка проблем в реализуемой стратегии; - выработка рекомендаций и контроль по результатам стратегического аудита - аналитическая (проведение расчетов, доказывающие эффективность работы государственного учреледения и сравнение полученных результатов с нормативными показателями); - синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля) бюджетов, анализ их причин и установление виновных лиц; - обеспечение руководителей организации необходимой информацией; - рекомендации и контроль по устранению выявленных ошибок
Предмет деятельность участников государственных структур по проведению стратегического планирования и последующая реализации стратегии деятельность государственных структур по эффективному использованию бюджетных средств деятельность участников бюджетного процесса по проведению и ведению финансовой отчетности организации
Отчетность отчет включает в себя: - анализ стратегического положения получателя бюджетных средств; - степень достижения стратегических целей и реализации госпрограмм; - рекомендации отчет включает в себя: - обоснование эффективности или не эффективности использования государственных средств с помощью аналитических методов; - выводы на основе совокупности различных аргументов и доказательств; - рекомендации отчет включает в себя: - мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности; - выявленные нарушения и доказательства данных нарушений, выводы; - рекомендации
Анализ информации, представленной в таблице 1, показывает роль и место стратегического аудита в государственном секторе, его ха ра ктер ныеособенностии отл и ч ител ь н ы е характеристики от прочих видов аудита.
Стратегический аудит, в отличие от аудита эффективности и финансового аудита, проводит комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, позволяющих оценить эффективность использования национальных ресурсов для достижения стратегических целей, формулируемых политическим руководством страны на определенный период времени, однако инструментами для проведения стратегического аудита могут служить как аудит эффективности, так и финансовый аудит.
Как можно заметить по таблице 1, стратегический аудит преследует особые цели и задачи, чем он и уникален. Проведение стратегического аудита должно учитывать не только степень достижения стратегических целей государства, но также и их иерархичность и согласованность с оперативными и тактическими целями, а также обеспечение текущего и последующего контроля их реализации.
Результаты проведенного исследования и обзор экономической литературы [1] позволили также выделить процесс проведения проверки в области стратегического аудита и разделить его на несколько этапов:
1 этап: Подготовительная стадия, включающая:
- стратегическое планирование аудита;
- определение объекта и предмета стратегического аудита;
- выбор способа проведения стратегического аудита;
2 этап: Оценочная стадия, включающая:
-оценкуэффективности использования государственных ресурсов;
- оценку достижения запланированных целей государственных программ;
3 этап: Заключительная, включающая:
- получение достаточных доказательств;
- обоснование целевых индикаторов;
- формирование рабочих документов аудитора, фиксирующих выявленные нарушения и замечания;
- подготовка выводов и составление заключения.
Последовательность проведения стратегического аудита можно представить в виде схемы (рис. 1). [5,6,7].
Стратегическое планирование на начальном этапе проведения аудита может быть полезным инструментом в установлении приоритетов и выборе потенциальных сфер для проведения оценки. Оно способно служить в качестве механизма отбора будущей схемы проведения аудита, являться основой для более детального планирования, стать инструментом по выбору методов и методик аудита, принятия стратегических решений по дальнейшему проведению аудита.
Считаем необходимым выделить наиболее важные моменты при разработке плана про-
ведения стратегического аудита организации государственного (муниципального) сектора (первый этап):
- определение специфических вопросов, которые должны быть изучены в связи с проведением аудита данной сферы;
- определение целей стратегического аудита;
- разработка масштабов и формата проведения аудита;
- определение сроков, ресурсов и качественных характеристик проведения стратегического аудита организаций государственного (муниципального) сектора.
А
Стратегическое
планирование;
оценка
обоснованности стратегических планов и программ, целесообразности их реализации, опред еле ние объекта и предмета аудита,выбор способа проведения аудита
Рисунок 1 - Этапы стратегического аудита в государственном секторе
Оценка
эффективности формирования и использования государственных ресурсов с точки зрения
реализуемости в установленные сроки, стратегических целей и приоритетов государственной политики
Получение
доказательств уровня достижения ключевых показателей, целевых индикаторов и подготовка на их основе комплексных выводов
Экспертиза перспективности и ресурсной обеспеченности планируемых стратегических проектов Стратегический ЭУ\ЮТ- анализ социально-экономического развития государства и его субъектов Сценарный метод прогнозирования траекторий достижения стратегических целей
Программирование, бюджетирование Содержание отчета оценки степени и динамики достижения стратегических целей государственных программ, заданий, проектов Повышение эффективности использования государственных ресурсов с помощью корректировки стратегических целей и государственых программ
Рисунок 2 - Методы стратегического государственного аудита
Следующий (второй) этап - оценочный, при проведении которого осуществляется оценка эффективности реализации тех или иных программ, заданий, использования государственных ресурсов, в исследованиях рассмотрен с двух сторон: как аналитический, и как коммуникационный. Аналитический процесс включает в себя сбор данных, их трактовку и анализ. Коммуникационный процесс начинается с момента представления аудитора проверяе-
мому лицу (руководителю) и продолжается в течение всего периода осуществления аудита по мере сбора данных, решения спорных вопросов и обсуждения окончательного отчета.
На третьем этапе - заключительном- аудиторами осуществляется сбор и получение достаточных доказательств и подведение итогов, подтверждающих правильность и достоверность результатов стратегического аудита. Данный этап является ключевым, так как именно на основе доказательств аудитор принимает ключевое решение и готовит аудиторское заключение, которое может быть не только положительным, но и модифи-
-1 цированным. [3, 4]
При проведении стратегического аудита на каждом этапе аудитор для сбора доказательств применяет соответству-: ющие методы, отражающие специфическую особенность данного вида проверки и его отличие от других видов государственного аудита в России. (см.: рис. 2) [5,6, 7]
В заключение можно сделать следующие выводы:
- Стратегический аудит выступает в государственном секторе в качестве контроля за достижением запланированных целей, государственных программ и проектов, чем и отличается от других видов государственного аудита.
- Стратегическое управление социально-экономическим развитием страны направлено на создание условий долгосрочного развития, поиск новых возможностей, прогнозирования и своевременно внесенных корректив в стратегические планы и программы.
- Объектами стратегического аудита являются стратегические планы на государственном уровне, например, государственный бюджет на этапах его предварительного обоснования и утверждения, текущего и последующего контроля его реализации.
О си
-О X
9
со Си
си
Ё
135
- Проведение стратегического аудита должно учитывать иерархичность и согласованность стратегических, оперативных и тактических целей.
- Национальные стратегии формируются высшим политическим руководством страны, включая президентскую и парламентскую власть. Оценка хода и результатов реализации стратегических целей с точки зрения ресурсного обеспечения осуществляется Счетной палатой государства.
- Стоит учитывать специфические методы стратегического аудита, которые принципиально отличаются от иных методов государственном аудита, а именно: SWOT-анализ, сценарный метод, метод прогнозирования и другие.
- Стратегический аудит актуален в период экономического кризиса, так как помогает избежать определенных рисков и возможных неблагоприятных ситуаций, контролируя планирование и расходование средств бюджета государства и другое.
Примечания:
1. Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N41-Ф3.(ст. 14) URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1 44621/bb7d141840aaa6f2
0а0981f9821 877794d5c4465/ (Дата обращения:! 6.02.2017)
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 25.12. 2016).
3. Кеворкова Ж.А., Нелидов В.А. Зарубежный опыт организации эффективного финансового контроля // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 727730.
4. Кеворкава Ж.А. Экономическая экспертиза как инструмент контрольной деятельности учреждений государственного сектора // Экономика. Бизнес. Банки.-2016,- №4(17).- С. 121-131.
5. Богатая И.Н.,Алексеева И.В. Стратегический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - Вып. 6. - URL: http:/ /www.auditfin.com/fin/2013/6/2013_VI_04_02.pdf (Дата обращениям 6.02.2017).
6. Ангелина И.А. Стратегический аудит в системе государственного финансового контроля // Теория и практика общественного развития. - 2013. - Вып. 3. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ strategicheskiy-a udit-v-sisteme-gosudarst vennogo-finansovogo-kontrolya (Дата обращения:! 6.02.2017).
7. Бурмистров A.C. Контроль государственной стратегии обществом и органами власти ЕврА-зЮж//Право и политика. - 2012.- № 10(53). - URL: https://www.eu rasialaw.ru/index.php?option = com_content&view=article&id=3565<emid=562 (Дата обращения: 16.02.2017).
PROSPECTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FAST FOOD ENTERPRISES OF THE SOUTHERN REGION Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc of Engineering Sciences, Professor E-mail: [email protected]
Chimonina Irina Viktorovna, PhD of Biology, Associate Professor E-mail: [email protected]
Gorlova Tatiana Vladimirovna, Undergraduate student, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the development of fast food outlets andtheir classification. The authors propose the possibility of replacement of existing fast food establishments by creating alternative fast food outlets with healthy nutrition habits and involvement of local producers into food production.
Keywords: fast food; healthy lifestyle; healthy nutrition habits.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ ЮЖНОГО РЕГИОНА
В статье нашли отражение вопросы развития заведений быстрого питания, их классификация. Авторами обоснована возможность вытеснения имеющихся предприятий быстрого питания с рынка путем создания альтернативного фаст-фуда с принципами здорового питания и вовлечения в производство продуктов питания местных производителей.
Ключевые слова: фастфуд; здоровый образ жизни; здоровое питание.
УДК338.439.5 ВАК РФ 08.00.05
© Жидков В.Е, 2017 © Чимонина И.В., 217 ©Горлова Т.В., 2017
Созданная изначально для удовлетворения нужд потребителей система предприятий питания отражает степень экономического