Научная статья на тему 'Перспективы и направления совершенствования правового регулирования в области государственной охраны'

Перспективы и направления совершенствования правового регулирования в области государственной охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / государственная безопасность / органы государственной охраны / взаимодействие / функция государственного органа / административно-правовое регулирование. / national security / state security / bodies of state protection / interaction / function of the state body / administrative and legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Александрович Герасимов

В статье на основе анализа правовой основы осуществления государственной охраны в Российской Федерации выделены особенности правового положения органов государственной охраны в системе обеспечения национальной безопасности. Сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects and directions for improving legal regulation in the field of state protection

In the article on the basis of the analysis of the legal basis for the implementation of state protection in the Russian Federation, the features of the legal status of state security in the national security system are outlined, and proposals are also formulated to improve the legal regulation of the security of state security and protection facilities.

Текст научной работы на тему «Перспективы и направления совершенствования правового регулирования в области государственной охраны»

Административное право; административный процесс

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10038

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Алексей Александрович ГЕРАСИМОВ,

юрист

E- mail: ok..alexey782503@mail.ru Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье на основе анализа правовой основы осуществления государственной охраны в Российской Федерации выделены особенности правового положения органов государственной охраны в системе обеспечения национальной безопасности. Сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, органы государственной охраны, взаимодействие, функция государственного органа, административно-правовое регулирование.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of the legal basis for the implementation of state protection in the Russian Federation, the features of the legal status of state security in the national security system are outlined, and proposals are also formulated to improve the legal regulation of the security of state security and protection facilities.

Keywords: national security, state security, bodies of state protection, interaction, function of the state body, administrative and legal regulation.

Возрастающее значение в правовом обеспечении национальной безопасности играет правовое регулирование организации и деятельности органов государственной охраны. Вопросы правового регулирования организации и деятельности органов государственной охраны рассматривали в своих работах С.В. Блатин, P.M. Козлов, С.В. Никифоров, О.Я. Прохоренко, В.М. Редкоус, А.Г. Синцов и ряд других ученых1, однако необходимость повышения эффективности деятельности органов государственной охраны требует продолжения научных исследований.

Анализ правовой основы организации и деятельности органов государственной охраны позволяет выделить особенности их правового положения в системе обеспечения национальной безопасности. Ими являются:

■ специфика предназначения и деятельности — осуществление государственной охраны как установленной Федеральным законом «О государственной охране» деятельности в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

■ наличие объектов государственной охраны — лиц с особым статусом, безопасность которых обеспечивается, прежде всего, органами государственной охраны;

■ органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;

■ в органах государственной охраны предус-

матривается военная служба и федеральная государственная гражданская служба;

■ руководство органами государственной охраны осуществляют Президент Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий;

■ создание, реорганизацию и упразднение федеральных органов государственной охраны осуществляет Президент Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

■ положения об органах государственной ох-

раны утверждает Президент Российской Федерации, и ряд других.

Взаимодействие должно осуществляться на основе определенных принципов, поскольку в основе любой деятельности должны лежать основополагающие идеи, которыми руководствуются соответствующие участники правоохранительной деятельности. Среди таких принципов следует выделить принципы законности, самостоятельности и распределения компетенции.

Принцип законности государственной охраны — это принцип, обязательное требование, метод, режим и состояние неукоснительного соблюдения, исполнения и применения законов и иных нормативных правовых актов органами и должностными лицами, осуществляющими функцию государственной охраны. Проявление законности в конкретном поведении, деятельности соответствующих субъектов государственной охраны становится методом и режимом их деятельности.

Принцип самостоятельности субъектов взаимодействия означает, что такие субъекты не находятся в административной взаимоподчиненности и решают возложенные на них задачи, не утрачивая при этом независимости, самостоятельности.

Принцип распределения компетенции означает, что субъект взаимодействия не должен осуществлять не свойственные ему функции. Это предохранит соответствующий субъект от дубли-

рования задач, повысит эффективность совместной деятельности

Анализ правовой основы организации и деятельности органов государственной охраны, прежде всего Федерального закона «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ2, позволяет определить перспективы и направления совершенствования правового регулирования в данной области обеспечения национальной безопасности:

■ деятельность органов государственной ох-

раны направлена, прежде всего, на обеспечение государственной безопасности, что следует из определения государственной охраны, закрепленной в ст. 1 Федерального закона «О государственной охране», а также сложившихся научных взглядов на содержание государственной безопасности как вида национальной безопасности3 и концептуального закрепления этого факта в документах стратегической планирования4, что следует учитывать в правотворческой деятельности;

■ государственная охрана как деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов является относительно самостоятельным комплексным видом деятельности в области обеспечения государственной безопасности, осуществляемым не только органами государственной охраны, но и иными уполномоченными органами. В связи с этим необходимо органы государственной охраны рассматривать как органы, наделенные компетенцией по осуществлению государственной охраны, а иные органы — как органы, участвующие в осуществлении государственной охраны, вследствие чего важнейшую роль приобретает практическая реализация принципа взаимодействия органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и иных государственных органов обеспечения безопасности. Можно говорить о государственной охране как о важнейшей функции уполномоченных государственных органов любого современного государства, реализация которой непосредственно связана с обеспечением государственной безопасности;

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

■ важность и значимость государственной охраны для обеспечения национальной и государственной безопасности должна найти отражение как в самостоятельных документах концептуального характера, так и в документах стратегического планирования более высокого уровня, например, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. Прежде всего, в названных документах следует отразить важнейшие угрозы объектам государственной охраны и охраняемым объектам, а также вопросы правового, организационного, информационного и иного обеспечения деятельности по осуществлению государственной охраны;

■ наиболее значительную часть правовых норм, составляющих правовую основу деятельности органов государственной охраны, составляют нормы административного права, что накладывает определенный отпечаток на формы и методы деятельности органов государственной охраны, применяемые ими средства для обеспечения безопасности объектов государственной охраны, защиты охраняемых объектов, а также решения иных задач;

■ перспективным направлением совершенствования правового положения органов

государственной охраны является конкретизация их административных полномочий и их возможное расширение, вызванное возрастанием угроз безопасности объектам государственной охраны и охраняемым объектам, что требует более полного использования всего арсенала правовых, организационных, охранных, режимных, информационных и иных мер для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов.

1 См.: Никифоров С.В., Кулишов Д.Н. Понятие и классификация угроз безопасности объектов государственной охраны // Закон и право. 2013. № 7. С. 116—117; Редкоус В.М. Правовое регулирование государственной охраны в государствах — участниках СНГ // Право и государство: теория и практика. 2008. № 10 (46). С. 70— 73; и др.

2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

3 См., напр.: Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопас-ности в государствах — участниках Содружества Независимых Го-су-дарств: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. С. 63—67.

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»), п. 6 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.