Научная статья на тему 'Взаимодействие органов, имеющих подразделения государственной авиации, в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. Понятие и принципы'

Взаимодействие органов, имеющих подразделения государственной авиации, в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. Понятие и принципы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
авиация / государственная авиация / государственная авиация специального назначения / взаимодействие / безопасность / национальная безопасность / государственная безопасность / общественная безопасность / государственная охрана / массовые мероприятия / авиационная безопасность / правовое регулирование / авиационная безопасность / принципы взаимодействия / aviation / state aviation / special state aviation / interaction / security / national security / state security / public safety / state security / public events / aviation security / legal regulation / aviation security / principles of interaction.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Игоревич Меренцов

В статье предложено определение понятия «взаимодействие органов, имеющих подразделения государственной авиации, в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации», выделены его принципы, определены направления совершенствования правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Игоревич Меренцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and principles of interaction of bodies with state aviation units in order to ensure the state security of the Russian Federation

The article proposed a definition of the concept of interaction between bodies with state aviation units in order to ensure the state security of the Russian Federation, highlighted its principles and identified areas for improving legal regulation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов, имеющих подразделения государственной авиации, в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. Понятие и принципы»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10134

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ, ИМЕЮЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ, В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

V V _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие и принципы

Александр Игоревич МЕРЕНЦОВ, заместитель руководителя юридического отдела E-mail: AI_Merentzov@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье предложено определение понятия «взаимодействие органов, имеющих подразделения государственной авиации, в целях обеспечения государственной безопасности Российской Федерации», выделены его принципы, определены направления совершенствования правового регулирования.

Ключевые слова: авиация, государственная авиация, государственная авиация специального назначения, взаимодействие, безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность, общественная безопасность, государственная охрана, массовые мероприятия, авиационная безопасность, правовое регулирование, авиационная безопасность, принципы взаимодействия.

Annotation. The article proposed a definition of the concept of interaction between bodies with state aviation units in order to ensure the state security of the Russian Federation, highlighted its principles and identified areas for improving legal regulation.

Keywords: aviation, state aviation, special state aviation, interaction, security, national security, state security, public safety, state security, public events, aviation security, legal regulation, aviation security, principles of interaction.

Все возрастающее значение в обеспечении безопасности Российской Федерации играет государственная авиация, деятельность которой направлена на решение задач в области обороны, позволяющая при помощи использования специфических средств выявлять, предупреждать и пресекать различные угрозы безопасности Российской Федерации, бороться с преступлениями и иными правонарушениями, в том числе террористического характера, обеспечивать охрану и защиту Государственной границы Российской Федерации, обеспечивать безопасность лиц, подлежащих государственной охране, безопасность организации

и проведения массовых мероприятий, а также решение иных задач в целях обеспечения безопасности нашей страны.

Резко возросла роль государственной авиации в обеспечении национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации1. Все это обусловливает необходимость организации четкого взаимодействия всех субъектов в области деятельности государственной авиации.

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ2 в статьях 22, 24 устанавливает, что авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных выше задач, относится к государственной авиации.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

Государственная авиация, в свою очередь, делится на государственную военную авиацию и государственную авиацию специального назначения.

Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны. Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 1998 г. № 938 «О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации»3 функции по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

С учетом предложенного В.М. Редкоусом определения государственной безопасности4 взаимодействие органов, имеющих подразделения государственной авиации, в целях обеспечения государственной безопасности можно определить как урегулированную нормами права согласованную и, как правило, совместную деятельность органов, имеющих подразделения государственной авиации, их должностных лиц с иными субъектами, реализующими свои полномочия в области государственной авиации, в целях защиты и охраны государственного суверенитета, конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, информационной сферы и государственной тайны от внешних и внутренних угроз, разведывательных, террористических и иных противоправных посягательств специальных служб иностранных государств, а также организаций, отдельных групп и лиц, достигаемую применением системы мер организационного, правового, военного и иного характера, адекватных угрозам безопасности Российской Федерации.

Применительно к деятельности государственной авиации взаимодействие следует рассматривать в двух основных аспектах:

1) как один из основных принципов деятельности государственной авиации;

2) как этап организации деятельности государственной авиации, т.е. относительно самостоятельный блок управленческих действий, имеющих свою цель и содержание.

Обязательным элементом процесса взаимодействия органов и подразделений государственной авиации являются принципы. Само взаимодействие признается принципом деятельности органов государственной авиации. При определении принципов взаимодействия органов и подразделений государственной авиации целесообразно говорить о таком их качестве, как системность, которая проявляется в том, что принципы взаимосвязаны друг с другом, являются основополагающими, базовыми началами, обусловливающими организацию и функционирование государственной авиации.

Анализ нормативных правовых актов, а также научной литературы позволяет к основным принципам взаимодействия органов и подразделений государственной авиации отнести:

■ законность — осуществление взаимодействия в точном соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами;

■ разграничение полномочий государственной авиации и иных взаимодействующих субъектов — определение взаимных обязанностей и прав взаимодействующих сторон как в государственной авиации специального назначения, государственной авиации, так и в авиации страны в целом, а также в системе отношений названных видов авиации с иными субъектами;

■ целесообразность взаимодействия, сосредоточение усилий на важнейших направлениях (объектах) — направленность на достижение конкретной, как правило, важнейшей цели, стоящей перед органами государственной авиации или перед иными субъектами, деятельность которых обеспечивает государственная авиация;

■ эффективность взаимодействия,рациональ-

ное применение сил и средств — результат взаимодействия должен быть социально полезным, оправдывать затраченные на его достижение ресурсы;

■ ресурсная обеспеченность — взаимодействие

должно осуществляться на основе комплексного использования предоставляемых сторонами взаимодействия материальных, информационных, кадровых и финансовых ресурсов;

■ согласованность действий — четкое следование субъектов взаимодействия намеченным планам, соглашениям и иным документам, определяющим порядок, сро-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

ки, последовательность совершения обусловленных действий, направленных на решение совместных задач;

■ постоянная готовность к действиям, оперативность и непрерывность взаимодействия — важнейшие требования процесса взаимодействия, без соблюдения которых взаимодействие не достигнет необходимого результата;

■ обеспечение контроля за процессом взаи--модействия — необходимое требование достижения результатов взаимодействия, проявляется в постоянном получении информации о процессе взаимодействия с целью выявления отклонений от заданного процесса и принятия мер по их предотвращению;

■ ответственность субъектов взаимодействия — предусмотренная законодательством ответственность за недостижение целей взаимодействия, а также совершение в ходе его осуществления правонарушений, влекущих юридическую ответственность по законодательству Российской Федерации;

■ интеграция в международные системы безопасности — проявляется в процессе согласованных действий с авиационными и иными подразделениями уполномоченных органов иностранных государств, требующих учета норм международного права и национальных законодательств зарубежных государств в целях решения общих задач обеспечения безопасности.

Следует также выделять различные уровни взаимодействия органов, имеющих подразделения государственной авиации, которые могут быть международными, межведомственными и ведомственными.

Классифицировать виды взаимодействия органов, имеющих подразделения государственной авиации, можно по различным основаниям. Важнейшими основаниями классификации, по нашему мнению, является классификация взаимодействия по субъектам взаимодействия; по областям деятельности органов, имеющих подразделения государственной авиации; по способам решения поставленных задач.

Так, взаимодействие может осуществляться как между уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации (например, ФСБ России, МВД России, ФСВНГ России и т.д.), так и между подразделениями го-

сударственной авиации названных органов. Взаимодействие может осуществляться в области обороны Российской Федерации, в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, а также в иных установленных законодательством областях.

Ярким примером межведомственного правового акта в области функционирования государственной авиации специального назначения является приказ Министра обороны РФ, МЧС России, ФСБ России, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы охраны РФ, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» от 18 декабря 2017 г. № 787/578/726/530/2003/744/436/172 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации»5, который устанавливает организацию взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности полетов государственных воздушных судов в Российской Федерации.

Анализ нормативных правовых актов позволяет выделить основные формы взаимодействия субъектов в области функционирования государственной авиации, к которым относятся: обмен информацией; проведение совместных мероприятий; издание совместных нормативных правовых актов; подготовка кадров; обмен опытом и др.

Направления взаимодействия могут быть самыми разными: разработка правовых актов и иных документов по производству, обеспечению полетов, управлению полетами и безопасному их выполнению; расследование авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации; разработка и проведение мероп-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

риятий по подготовке и повышению квалификации специалистов органов безопасности полетов; согласование вопросов и оказание взаимопомощи при подготовке и проведении проверок состояния безопасности полетов в федеральных органах исполнительной власти, Госкорпорации «Роскосмос» и организациях; использование воздушного пространства, аэропортов, аэродромов и обеспечение полетов; использование беспилотных летательных аппаратов государственной авиации и др.

Основными направлениями совершенствования правового регулирования взаимодействия в области функционирования государственной авиации являются: уточнение правового положения органов управления авиацией и авиационных подразделений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти6; расширение методологических подходов исследования проблем функционирования государственной авиации путем использования в научных исследованиях методологии исследования проблем транспортной безопасности, авиацион-

ной безопасности, положительного зарубежного опыта, прежде всего государств СНГ; уточнение направлений и форм взаимодействия субъектов в области функционирования государственной авиации и др.

1 Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2207.

2 СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.

3 Там же. 1998. № 33. Ст. 3960.

4 Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. С. 66.

5 Текст приказа опубликован на офиц. интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru 25 января 2018 г.

6 Редкоус В.М, Мартынюк С.Б. К вопросу об определении административно-правового положения авиационных подразделений органов безопасности // Закон и право. 2010. № 9. С. 111—113.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

# Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

История государства и права России: Киевская и Удельная Русь (IXXV вв.): хрестоматия / [А.Н. Волчанская и др.]; под ред. A.M. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 215 с.

История

государства и права России

Киевская и Удельная Русь (IX—XV вв.)

Хрестоматия охватывает период развития Древнерусского государства от его возникновения до XV в. включительно. Представлены важнейшие документы, а также относящиеся к этому периоду извлечения из книг известных ученых (историков, юристов) по истории русской государственности и праву.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется историей возникновения и развития отечественного государства и права.

Подбор документов осуществлен в соответствии с программой по истории государства и права России для юридических факультетов вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.