Научная статья на тему 'Перспективы функционирования следственных изоляторов'

Перспективы функционирования следственных изоляторов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / следственные изоляторы / подозреваемые / обвиняемые / осужденные / the penal enforcement system / pre-trial detention centers / suspects / accused / convicted persons

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Петрович Осипов

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации раздела VIII «Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы» Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Петрович Осипов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the functioning of pre-trial detention centers

The article discusses some aspects of the implementation of Section VIII «Features of the detention of suspects and accused in pre-trial detention facilities of the penal enforcement system» of the Concept of the development of the penal enforcement system until 2030.

Текст научной работы на тему «Перспективы функционирования следственных изоляторов»

Закон и право. 2022. № 1. С. 191-193. Law and legislation. 2022;(1):191-193.

Научная статья УДК 343.81

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-191-193

NIION: 1997-0063-1/22-045 MOSURED: 77/27-001-2022-1-245

Перспективы функционирования следственных изоляторов

Алексей Петрович Осипов

Псковский филиал Академии ФСИН России, Псковская область,

Псков, Россия, you-th@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации раздела VIII «Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы» Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, следственные изоляторы, подозреваемые, обвиняемые, осужденные.

Для цитирования: Осипов А.П. Перспективы функционирования следственных изоляторов // Закон и право. 2022. № 1. С. 191—193. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-191-193.

Original article

Prospects for the functioning of pre-trial detention centers

Alexey P. Osipov

Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov Region, Pskov, Russia, you-th@yandex.ru

Abstract. The article discusses some aspects of the implementation of Section VIII «Features of the detention of suspects and accused in pre-trial detention facilities of the penal enforcement system» of the Concept of the development of the penal enforcement system until 2030.

Keywords: the penal enforcement system, pre-trial detention centers, suspects, accused, convicted persons. For citation: Osipov A.P. Prospects for the functioning of pre-trial detention centers // Law and legislation. 2022; (1): 191 — 193. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-191-193.

На сегодняшний день в структуре ФСИН России остаются действующими206 следственных изоляторов и 75 помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (далее — СИЗО), где содержится около 109 тыс. подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Кстати, количество их не уменьшается [1].

Законодатель указывает, что, согласно ст. 3 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 [4] содержание под стражей осуществляется в следующих целях: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных и их изоля-

© Осипов А.П. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 01-2022

ция с тем, чтобы они не скрылись от следствия и суда, не занимались преступной деятельностью и не воспрепятствовали производству по уголовному делу; обеспечение исполнения приговора, реализация неотвратимости ответственности, объективности и полноты предварительного следствия.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 [5] также выделяет, что в уголовно-исполнительную систему помимо учреждений, исполняющих уголовные наказания, входят и СИЗО.

В связи с этим представляет особый интерес раздел VIII «Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изолято-

pax уголовно-исполнительной системы» Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года (далее — Концепция).

Концепция предусматривает: изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в СИЗО с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда [6]. Это предполагает: расширение перечня предоставления платных услуг; перечня предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать по безналичному расчету; совершенствование системы мер поощрения и взыскания; расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; совершенствование оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым; создание лицам, содержащимся под стражей, условий для занятия спортом вне камер.

При реализации проекта создания учреждений объединенного типа будут предусмотрены и помещения, функционирующие в режиме современных СИЗО.

Проект (раздел VII Концепции) предполагает «...создание учреждения объединенного типа, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора...».

На первый взгляд это хорошо: снизятся финансовые издержки ведомства, даже с учетом построения новых коммуникаций и транспортной логистики; как заявлено в Концепции, вполне возможно и улучшение условий содержания заключенных, в проекте учреждений предусмотрены рабочие места для судей, следователей, адвокатов. Однако будут ли учтены потенциальные трудности у малоимущих граждан, желающих воспользоваться правом, например, на свидание с заключенными?

Декларируется «клиентоцентричный подход» к условиям содержания заключенных, где «клиент» (по-видимому, подозреваемый, обвиняемый, осужденный) — это ключевой ориентир, которому будут предоставляться «услуги».

Но «клиент» — термин из сферы бизнеса [8, с. 8], тогда как перед исправительными учреждениями поставлена совершенно иная цель — исправление, перевоспитание, но не извлече-

ние выгоды. Педагогический термин «личнос-тно-ориентированный подход» [7] был бы более уместен.

Однако вернемся к главному вопросу: задачи содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых существенно отличаются от целей и задач, поставленных перед исправительными учреждениями. И поэтому объединять исправительные учреждения и СИЗО в учреждения объединенного типа неприемлемо.

Между тем и в самой Концепции четко указано, что: «целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание, влекущее применение ограничений и лишений» [6].

Следует учитывать различающийся правовой статус подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, от правового статуса осужденных, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях.

Подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО, суд может признать невиновными и немедленно освободить из-под стражи.

Безусловно и то, что они могут пользоваться всеми правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, лишь с некоторыми ограничениями.

Однако условия содержания в СИЗО — близки к тюремным. А тюрьмы предназначены для содержания особо опасных преступников. Недаром время содержания лица под стражей зас-читывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима (см.: ст. 72 УК РФ)?

Думается, что необходимо разработать и применять несколько иной подход к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с учетом действующего отечественного и международного законодательства.

Список источников

1. Офиц. сайт ФСИН России. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. По сост. на 01.09.2021 // URL: http:// 'да^»^а.фсин.рф/8й-иМ:иге^ай8йс8 (Дата обращения: 30.09.2021)

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ // https://base.garant.ru/1306500/

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // https://base.garant.ru/ 1306500/

4. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-Ф3 https://base.garant.ru/1306500/

5. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 // https:// base.garant.ru/1306500/

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» // https:// base.garant.ru/1306500/

7. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11—17.

8. Клиентоцентричный подход в государственном управлении: Навигатор цифровой трансформации / Под ред. О.В. Линник, А.В. Ожаровского, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. 180 с.

References

1. Ofits. website of the Federal Penitentiary Service of Russia. Brief description of the penal

system. According to comp. on 01.09.2021 // URL: http://www.pda.^cHH.p$/strukture/statistics (Accessed: 30.09.2021)

2. The Criminal Executive Code of the Russian Federation: Federal Law № 1-FZ of 08.01.1997 // https://base.garant.ru/1306500/

3. Criminal Procedure Code of the Russian Federation № 174-FZ dated 18.12.2001 // https:// base .garant.ru/1306500/

4. Federal Law «On the Detention of suspects and accused of committing crimes» dated 15.07.1995 № 103-FZ https://base.garant.ru/1306500/

5. On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment: Law of the Russian Federation № 5473-1 of21.07.1993 // https:/ /base .garant.ru/1306500/

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 № 1138-r «On approval of the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030» // https://base.garant.ru/ 1306500/

7. Bondarevskaya E. V. Humanistic paradigm of personality-oriented education // Pedagogy. 1997. № 4. Pp. 11-17.

8. Client-centric approach in public administration: Navigator of digital transformation / Edited by O.V. Linnik, A.V. Ozharovsky, M.S. Shklyaruk. M.: RANEPA under the President of the Russian Federation, 2020. 180 p.

Информация об авторе

Осипов А.П. — кандидат юридических наук

Information about the author

Osipov A.P. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 08.10.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

The article was submitted 08.10.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

LAW & LEGISLATION • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.