Закон и право. 2022. № 1. С. 191-193. Law and legislation. 2022;(1):191-193.
Научная статья УДК 343.81
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-191-193
NIION: 1997-0063-1/22-045 MOSURED: 77/27-001-2022-1-245
Перспективы функционирования следственных изоляторов
Алексей Петрович Осипов
Псковский филиал Академии ФСИН России, Псковская область,
Псков, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации раздела VIII «Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы» Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, следственные изоляторы, подозреваемые, обвиняемые, осужденные.
Для цитирования: Осипов А.П. Перспективы функционирования следственных изоляторов // Закон и право. 2022. № 1. С. 191—193. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-191-193.
Original article
Prospects for the functioning of pre-trial detention centers
Alexey P. Osipov
Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov Region, Pskov, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses some aspects of the implementation of Section VIII «Features of the detention of suspects and accused in pre-trial detention facilities of the penal enforcement system» of the Concept of the development of the penal enforcement system until 2030.
Keywords: the penal enforcement system, pre-trial detention centers, suspects, accused, convicted persons. For citation: Osipov A.P. Prospects for the functioning of pre-trial detention centers // Law and legislation. 2022; (1): 191 — 193. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-191-193.
На сегодняшний день в структуре ФСИН России остаются действующими206 следственных изоляторов и 75 помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора (далее — СИЗО), где содержится около 109 тыс. подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Кстати, количество их не уменьшается [1].
Законодатель указывает, что, согласно ст. 3 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 [4] содержание под стражей осуществляется в следующих целях: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных и их изоля-
© Осипов А.П. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 01-2022
ция с тем, чтобы они не скрылись от следствия и суда, не занимались преступной деятельностью и не воспрепятствовали производству по уголовному делу; обеспечение исполнения приговора, реализация неотвратимости ответственности, объективности и полноты предварительного следствия.
Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 [5] также выделяет, что в уголовно-исполнительную систему помимо учреждений, исполняющих уголовные наказания, входят и СИЗО.
В связи с этим представляет особый интерес раздел VIII «Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изолято-
pax уголовно-исполнительной системы» Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года (далее — Концепция).
Концепция предусматривает: изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в СИЗО с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда [6]. Это предполагает: расширение перечня предоставления платных услуг; перечня предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать по безналичному расчету; совершенствование системы мер поощрения и взыскания; расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; совершенствование оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым; создание лицам, содержащимся под стражей, условий для занятия спортом вне камер.
При реализации проекта создания учреждений объединенного типа будут предусмотрены и помещения, функционирующие в режиме современных СИЗО.
Проект (раздел VII Концепции) предполагает «...создание учреждения объединенного типа, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора...».
На первый взгляд это хорошо: снизятся финансовые издержки ведомства, даже с учетом построения новых коммуникаций и транспортной логистики; как заявлено в Концепции, вполне возможно и улучшение условий содержания заключенных, в проекте учреждений предусмотрены рабочие места для судей, следователей, адвокатов. Однако будут ли учтены потенциальные трудности у малоимущих граждан, желающих воспользоваться правом, например, на свидание с заключенными?
Декларируется «клиентоцентричный подход» к условиям содержания заключенных, где «клиент» (по-видимому, подозреваемый, обвиняемый, осужденный) — это ключевой ориентир, которому будут предоставляться «услуги».
Но «клиент» — термин из сферы бизнеса [8, с. 8], тогда как перед исправительными учреждениями поставлена совершенно иная цель — исправление, перевоспитание, но не извлече-
ние выгоды. Педагогический термин «личнос-тно-ориентированный подход» [7] был бы более уместен.
Однако вернемся к главному вопросу: задачи содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых существенно отличаются от целей и задач, поставленных перед исправительными учреждениями. И поэтому объединять исправительные учреждения и СИЗО в учреждения объединенного типа неприемлемо.
Между тем и в самой Концепции четко указано, что: «целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание, влекущее применение ограничений и лишений» [6].
Следует учитывать различающийся правовой статус подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, от правового статуса осужденных, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях.
Подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО, суд может признать невиновными и немедленно освободить из-под стражи.
Безусловно и то, что они могут пользоваться всеми правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, лишь с некоторыми ограничениями.
Однако условия содержания в СИЗО — близки к тюремным. А тюрьмы предназначены для содержания особо опасных преступников. Недаром время содержания лица под стражей зас-читывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима (см.: ст. 72 УК РФ)?
Думается, что необходимо разработать и применять несколько иной подход к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с учетом действующего отечественного и международного законодательства.
Список источников
1. Офиц. сайт ФСИН России. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. По сост. на 01.09.2021 // URL: http:// 'да^»^а.фсин.рф/8й-иМ:иге^ай8йс8 (Дата обращения: 30.09.2021)
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ // https://base.garant.ru/1306500/
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // https://base.garant.ru/ 1306500/
4. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-Ф3 https://base.garant.ru/1306500/
5. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 // https:// base.garant.ru/1306500/
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» // https:// base.garant.ru/1306500/
7. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11—17.
8. Клиентоцентричный подход в государственном управлении: Навигатор цифровой трансформации / Под ред. О.В. Линник, А.В. Ожаровского, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. 180 с.
References
1. Ofits. website of the Federal Penitentiary Service of Russia. Brief description of the penal
system. According to comp. on 01.09.2021 // URL: http://www.pda.^cHH.p$/strukture/statistics (Accessed: 30.09.2021)
2. The Criminal Executive Code of the Russian Federation: Federal Law № 1-FZ of 08.01.1997 // https://base.garant.ru/1306500/
3. Criminal Procedure Code of the Russian Federation № 174-FZ dated 18.12.2001 // https:// base .garant.ru/1306500/
4. Federal Law «On the Detention of suspects and accused of committing crimes» dated 15.07.1995 № 103-FZ https://base.garant.ru/1306500/
5. On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment: Law of the Russian Federation № 5473-1 of21.07.1993 // https:/ /base .garant.ru/1306500/
6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 № 1138-r «On approval of the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030» // https://base.garant.ru/ 1306500/
7. Bondarevskaya E. V. Humanistic paradigm of personality-oriented education // Pedagogy. 1997. № 4. Pp. 11-17.
8. Client-centric approach in public administration: Navigator of digital transformation / Edited by O.V. Linnik, A.V. Ozharovsky, M.S. Shklyaruk. M.: RANEPA under the President of the Russian Federation, 2020. 180 p.
Информация об авторе
Осипов А.П. — кандидат юридических наук
Information about the author
Osipov A.P. — candidate of law
Статья поступила в редакцию 08.10.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.
The article was submitted 08.10.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.
LAW & LEGISLATION • 01-2022