обеспечение достойного уровня их существования в российском обществе: в частности, проводится активная государственная политика недопущения дискриминации при трудовом устройстве рассматриваемой категории лиц. В дальнейшем, с ростом правового сознания российского общества, по мере понимания необходимости предоставления «второго шанса» однажды оступившимся лицам, данная проблема найдет своё решение в фактически складывающихся общественных отношениях, и нормативных правовых актах, направленных на их регулирование.
Литература:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.06.2009) // Российская газета. - 1997. - № 9. - 16 января.
2. Вырастайкин В. Порядок погашения судимости следует изменить.// Российская юстиция. - 1999. - № 4. - С. 27.
3. Зельдов С. И. О понятии судимости // Правоведение. - 1974. - № 9. - С. 66.
4. Грамматчиков М. В. Амнистия. Помилование. Судимость : учебное пособие. -Красноярск, 2005. - С. 29-35.
5. Ткачевский Ю. Судимость // Уголовное право. - 2000. - № 3. - С. 35-42.
6. Официальный сайт ФСИН России - фсин.рф.
УДК 343.102; 343.821
А. П. Осипов
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРА ТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
A. P. Osipov
SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS OF PENAL SYSTEM
В статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Сделана попытка дополнить федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ статьёй, где будут закреплены задачи осуществления оперативно-розыскной деятельности в этих учреждениях.
In article some aspects of legal regulation of operational search activity in pre-trial detention centers of Penal System are considered. Attempt to add the Federal law of Russian Federation "About detention of suspects and crimes accused of commission" article where problems of implementation of operational search activity will be fixed in these establishments is made.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения ФСИН России, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
Key words: operational search activity, operational divisions of FPS of Russia, pre-trial detention centers of Penal System.
Оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах является объективно необходимой и присущей компонентой сущности и функций исполнения меры пресечения - содержания под стражей1.
Вопросы организации деятельности оперативных подразделений следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы находят своё отражение в Положении о ФСИН России , Положении о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации , федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»4, федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»5, а также иных ведомственных и межведомственных нормативно-правовых актах.
Исходя из смысла ст. 13 федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»6 осуществление оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах возложено на оперативные подразделения ФСИН России.
В определении полномочий оперативных аппаратов следственных изоляторов необходимо брать за основу предписания федерального законодательства. Однако если рассматривать Закон РФ от 21 июля 1993 г . № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», то он определяет, что в уголовно-исполнительную систему помимо учреждений, исполняющих уголовные наказания, входят и следственные изоляторы. При этом в регламентированном этим законом перечне обязанностей учреждений содержания под стражей и исполнения уголовных наказаний, а также их права указаны лишь в общем виде. Например, согласно ст. 13, 14 указанного Закона учреждения обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории, в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность. Таким же образом сформулированы
1 См.: Горяинов К. К. Правовые вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах // Актуальные проблемы и перспективы развития следственных изоляторов в России : материалы международной научно-практической конференции. - М., 2007. - С. 52.
2 См.: Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№ 42. - Ст. 4109.
3 См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 января 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. - 18 марта. - № 51.
4 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.
6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
7 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.
полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и в Положении о ФСИН России.
Более детально задачи оперативно-розыскной деятельности определены в УИК РФ. В силу ст. 84 УИК РФ1 в соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осуждённых, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осуждённых, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осуждённых, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершённых осуждёнными до прибытия в исправительное учреждение. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Задачи же содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых существенно отличаются от целей и задач, поставленных перед исправительными учреждениями. И поэтому применение данной нормы в следственных изоляторах, на наш взгляд, неприемлемо.
Кроме того, следует учитывать и различающийся правовой статус подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах от осуждённых, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях. Различно и целевое назначение уголовного наказания и меры пресечения - содержания под стражей.
Согласно ст. 3 федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в целях, предусмотренных УПК РФ : быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных и их изоляция с тем, чтобы они не скрылись от следствия и суда, не занимались преступной деятельностью и не воспрепятствовали производству по уголовному делу; обеспечение исполнения приговора, реализация неотвратимости ответственности, объективности и полноты предварительного следствия. Основными задачами, возложенными на следственные изоляторы, являются3: создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осуждённым к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания; осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.
3 См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 января 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. - 18 марта. - № 51.
обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.
В ст. 34 федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закреплено, что в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законом. Однако указанная выше статья посвящена урегулированию вопросов охраны подозреваемых и обвиняемых и надзора за ними. Непосредственно вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах в законе не отражены, что, несомненно, является правовым пробелом.
По мнению К. К. Горяинова, в интересах уточнения задач оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах и последующей более детальной правовой регламентации необходимо эти задачи разделить на две группы1.
Первая группа - это задачи и соответственно оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся в интересах достижения целей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (поиск данных об источниках доказательств виновности или невиновности, раскрытие ранее совершённых преступлений, склонение к сотрудничеству с уголовным правосудием, обнаружение сведений о фактах противодействия криминальных связей уголовному правосудию и др.).
Вторая группа - это задачи, решаемые в интересах обеспечения режима и надзора содержащихся под стражей, обнаружения фактов их злостного нарушения, обеспечения безопасности лиц, содержащихся в следственных изоляторах, персонала учреждений, а также лиц, временно находящихся на их территории.
Поэтому представляется целесообразным дополнить федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» статьёй, где будут закреплены задачи осуществления оперативно-розыскной деятельности в этих учреждениях, изложив её в следующей редакции:
«Статья 34.1 Оперативно-розыскная деятельность.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение безопасности подозреваемых, обвиняемых, осуждённых, содержащихся в учреждениях, сотрудников следственных изоляторов, а также иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся, совершаемых или совершенных в учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка режима содержания; содействие или иное участие в выявлении, раскрытии преступлений, совершённых подозреваемыми,
1 См.: Горяинов К. К. Указ. соч. - С. 54-55.
обвиняемыми или осуждёнными до помещения в следственные изоляторы, а также в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, подготавливаемых, совершаемых или совершённых другими лицами».
Литература
1. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 22 декабря.
6. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 42. - Ст. 4109.
7. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 января 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. - 18 марта. - № 51.
8. Горяинов К. К. Правовые вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах // Актуальные проблемы и перспективы развития следственных изоляторов в России : материалы международной научно-практической конференции. - М., 2007. - С. 52-55.
УДК 347.1
Д. В. Хильман ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ
D. V. Hilman
LEGAL FEATURES OF WORK OF THE CONDEMNED
В статье выявляются проблемы и особенности правового режима труда осуждённых в сфере освобождения от исполнения ими трудовых функций. Делается вывод о необходимости более детального нормативного правового регулирования труда осуждённых в местах лишения свободы.
In article problems and features of a legal regime of work condemned in the sphere of release from execution of labor functions by them come to light. The conclusion about need of more detailed standard legal regulation of work condemned in imprisonment places is drawn.