Научная статья на тему 'Перспективы функционирования фондов развития регионов в современных условиях'

Перспективы функционирования фондов развития регионов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
внебюджетные фонды / инвестиции / налоговые механизмы / инфраструктурные проекты / доходность фонда / extra-budgetary funds / investments / tax mechanisms / infrastructure projects / fund profitability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Владимирович Андреев, Валерий Яковлевич Жарницкий, Павел Владимирович Соколовский, Глеб Вадимович Латыш

Россия – одно из самых обеспеченных природными ресурсами государств мира. Однако, несмотря на столь колоссальный природно-ресурсный потенциал, существует ряд острых социальных проблем, некоторые из которых могут в будущем оказать негативное влияние на развитие ключевых государственных институтов, а также определенных секторов экономики. Во многом развитие или влияние тех или иных процессов в экономике и социальной сфере обусловлено политической конъюнктурой. На данном этапе многие аспекты региональной и социальной политики вынуждены адаптироваться к грядущим масштабным изменениям, спровоцированным внешнеполитической нестабильностью. В таких условиях остро встает вопрос поддержки населения, в частности, представляется интересным рассмотрение деятельности инвестиционных фондов, сформированных за счет природной ренты (в большинстве случаев речь идет об углеводородах). В статье анализируется деятельность пенсионного фонда Норвегии («Global»), который сформировался на базе природных ресурсов, вел активную инвестиционную деятельность по всему миру и достиг более чем успешных результатов как в инвестиционной сфере (1,5 % мировых акций), так и в сфере пенсионного обеспечения. Деятельность фонда также влияет на функционирование компаний в экологическом секторе – они способствуют более мягкому переходу к низкоуглеродной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for regional development funds functioning in current conditions

Russia is one of the most resource-rich countries in the world. Despite having an enormous potential for natural resources, several significant social issues might have an adverse effect on the development of key state institutions and particular sectors of the economy in the future. Development or influence of particular processes in the economy and social sphere is mainly conditioned by the political situation in the country. Today, various elements of regional and social policy are forced to adapt to the upcoming large-scale transformations provoked by instability in foreign policy. Given such conditions, the issue of support for the population is acute; in particular, activities of investment funds formed at the expense of natural rent (in most cases, it is related to hydrocarbons). This article examines the activities of the Norwegian Pension Fund (Global), which was formed based on natural resources, was active in investment activities worldwide and achieved excellent results both in the investment sphere (1.5% of world shares) and in the sphere of pension provision. The Fund's activities are influencing the work of companies in the environmental sector as they contribute to a softer transition to a low-carbon economy.

Текст научной работы на тему «Перспективы функционирования фондов развития регионов в современных условиях»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2023 ТОМ 25 № 5 • PUBLIC ADMINISTRATION 2023 VOL.25 No. 5 31

Ритм экономики

| ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ ■

Перспективы функционирования фондов развития регионов в современных условиях

Евгений Владимирович Андреев9 DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-5-31-38

Валерий Яковлевич Жарницкийа Павел Владимирович Соколовский9 Глеб Вадимович Латыша

а Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: Россия - одно из самых обеспеченных природными ресурсами государств мира. Однако, несмотря на столь колоссальный природно-ресурсный потенциал, существует ряд острых социальных проблем, некоторые из которых могут в будущем оказать негативное влияние на развитие ключевых государственных институтов, а также определенных секторов экономики. Во многом развитие или влияние тех или иных процессов в экономике и социальной сфере обусловлено политической конъюнктурой. На данном этапе многие аспекты региональной и социальной политики вынуждены адаптироваться к грядущим масштабным изменениям, спровоцированным внешнеполитической нестабильностью. В таких условиях остро встает вопрос поддержки населения, в частности, представляется интересным рассмотрение деятельности инвестиционных фондов, сформированных за счет природной ренты (в большинстве случаев речь идет об углеводородах). В статье анализируется деятельность пенсионного фонда Норвегии («Global»), который сформировался на базе природных ресурсов, вел активную инвестиционную деятельность по всему миру и достиг более чем успешных результатов как в инвестиционной сфере (1,5 % мировых акций), так и в сфере пенсионного обеспечения. Деятельность фонда также влияет на функционирование компаний в экологическом секторе - они способствуют более мягкому переходу к низкоуглеродной экономике. Ключевые слова: внебюджетные фонды, инвестиции, налоговые механизмы, инфраструктурные проекты, доходность фонда

Дата поступления статьи в редакцию: 5 сентября 2023 года.

Prospects for regional development funds functioning in current conditions

Evgeniy Vladimirovich Andree^ RESEARCH ARTICLE

Valery Yakovlevich Zharnitsky3 Pavel Vladimirovich Sokolovsky5 Gleb Vadimovich Latysh5

а Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract: Russia is one of the most resource-rich countries in the world. Despite having an enormous potential for natural resources, several significant social issues might have an adverse effect on the development of key state institutions and particular sectors of the economy in the future. Development or influence of particular processes in the economy and social sphere is mainly conditioned by the political situation in the country. Today, various elements of regional and social policy are forced to adapt to the upcoming large-scale transformations provoked by instability in foreign policy. Given such conditions, the issue of support for the population is acute; in particular, activities of investment funds formed at the expense of natural rent (in most cases, it is related to hydrocarbons). This article examines the activities of the Norwegian Pension Fund (Global), which was formed based on natural resources, was active in investment activities worldwide and achieved excellent results both in the investment sphere (1.5% of world shares) and in the sphere of pension provision. The Fund's activities are influencing the work of companies in the environmental sector as they contribute to a softer transition to a low-carbon economy. Keywords: extra-budgetary funds, investments, tax mechanisms, infrastructure projects, fund profitability Received: September 5, 2023.

Введение

Развитие внебюджетных фондов является неотъемлемой частью системы публичного финансирования и характерно для развитых стран с эффективными моделями экономики [Глазова, Степанова, 2018. С. 48-64]. Такое развитие необходимо в условиях возрастающей социальной ответственности государства. Для повышения эффективности деятельности Социального фонда России целесообразно проанализировать работу аналогичных зарубежных организаций, доказавших свою эффективность [Меховова, Ишна-заров, 2019. С. 156-160. Шедько, Елкин, Чепелева, 2020. С. 179188; Edvinsson, 2013. P. 11011126; Grytten, 2018. P. 72-88; Magda, Shugaipova, 2018. P. 64-71; Sandvik, 2018].

Норвежский государственный пенсионный фонд «Global», а также его функционирование во многом содействует целям достижения социальной справедливости. Этот фонд осуществляет долгосрочное управление доходами, полученными в ходе эксплуатации углеводородных ресурсов. Представители фонда считают, что соответствующие ресурсы и их последующее рациональное распределение отвечает целям улучшения и сохранения высокого уровня благосостояния граждан [Глазова, Степанова, 2017. С. 46-64; Краева, 2021]. Фонд был сформирован после обнаружения нефти в Северном море. На момент создания одна из ключевых целей его работы заключалась в обеспечении безопасности функционирования экономической системы в связи с биржевыми колебаниями цены на углеводородные ресурсы (прежде всего цены на нефть).

Становление норвежского инвестиционного фонда

В конце 1960-х годов на побережье Норвегии обнаружили крупнейшие запасы углеводородов, что придало толчок развитию экономики государства. Норвегия отнеслась с осторожностью к полученным в ходе эксплуатации природных ресурсов благам - риски дисбаланса в экономике могли приве-

Рисунок 1. Суверенные фонды благосостояния и государственные пенсионные фонды на душу населения в разбивке по странам, в долл. США по состоянию на 2020 год

Figure 1. Sovereign wealth funds and public pension funds per capita by countries, in U.S. dollars as of 2020

Суверенные фонды благосостояния - Активы под управлением на душу населения ($) Государственные пенсионные фонды - Активы под управлением на душу населения ($) Источник: Global SWF, Worldometer. https://www.worldometers.info Source: Global SWF, Worldometer. https://www.worldometers.info

сти к крайне негативным в экономическом и даже политическом плане процессам регионального и государственного развития. В 1990 году был принят закон о создании данного фонда в том виде, котором мы его знаем теперь, а в дальнейшем, в 1996 году, были внесены первые средства, обеспечивающие функционирование этого фонда.

Безусловно, для Норвегии, как и любой другой страны, обладающей большим количеством не-возобновляемых природных ресурсов, доходы от нефти крайне важны, однако к правительству страны пришло понимание, что рано или поздно они закончатся, в связи с чем необходимо выстраивать долгосрочную экономическую политику, учитывающую риски снижения получаемой за счет экспорта природных ресурсов выручки.

На данный момент доходы фонда от нефти составляют чуть менее половины, что во многом обу-

Таблица 1. Направления инвестирования фонда «Global» (GPFG)

Table 1. Investment areas of the Global (GPFG) fund

Компания Страна Объем инвестиций, млрд долл. США

Microsoft Corp. США 9,3

Apple Inc. США 8,7

Amazon.com Inc. США 7,6

Nestle SA Швейцария 7,55

Alphabet Inc. США 6,6

Royal Dutch Shell Plc Великобритания 6

Roche Holding AG Швейцария Б

Novartis AG Швейцария 4,7

Facebook Inc. США 4,7

Berkshire Hathaway США 4

Источник: Составлено авторами по данным Norges bank investment management. https://www.nbim.no

Source: Compiled by the authors according to Norges bank investment management. https://www.nbim.no

словлено его инвестиционной деятельностью. Вторая часть, включающая в себя не нефтегазовые доходы, формируется исходя из инвестиций в акции, недвижимость и инфраструктуру возобновляемых источников энергии, а также постоянного дохода. Фонд владеет активами приблизительно 9 153 компаний по всему миру, а также является владельцем акций 1,5 % компаний, котирующихся на мировых биржах (таблица 1). Также фонд получает доходы от кредитования и сдачи в аренду зданий (так как владеет сотнями зданий в ведущих городах мира), что позволяет ему быть первым в мире по объему накопленных средств на душу населения (рисунок 1). По последним оценкам, которые производились в 2020 году из расчета на каждого норвежца, в фонде находится 190 тыс. долларов.

Переходя к рассмотрению реализации средств фонда «Global», важно отметить, что правительство государства может тратить сравнительно небольшую часть средств фонда, однако она составляет приблизительно 20 % ее бюджета. Крайне прагматичным подходом руководствуется правительство Норвегии при работе с фондом: размер годовых трат определяется профицитом или же дефицитом бюджета. Иными словами, если образуется бюджетный дефицит, то правительство взымает часть средств из этого фонда, а если бюджет про-фицитый, то, наоборот, наполняет. Таким образом формируется система, регулирующая стабильность экономического развития государства.

Таким образом, видно, что направления инвестирования фонда в достаточной степени диверсифицированы по различным секторам, а именно - вложения осуществляются в финансовый сектор, технологический и промышленный секторы, так-

же к основным секторам инвестирования можно отнести секторы здравоохранения, потребительских товаров и потребительских услуг, сырьевые товары, нефтегазовый сектор, телекоммуникации и коммунальные услуги.

Руководители фонда оценивают свою роль в его функционировании как получение максимально возможного дохода при умеренном риске. Также, поскольку деятельность фонда является международной, то у него появляются политические рычаги давления через влияние на компании, акционерами которых является фонд «Global». Главы фонда лоббируют соответствующие государственным интересам ценности в области культурных и социальных отношений, а также они влияют на отношение к экологическим проблемам.

Управление инвестиционным фондом

Анализируя систему управления данным фондом, важно отметить, что модель его управления основана на четком делегировании обязанностей и эффективных системах контроля и надзора. Так, Стортингет (норвежский парламент) установил формальные рамки для фонда в законе о государственном пенсионном фонде. Министерство финансов Норвегии несет полную ответственность за управление фондом и сформировало ключевые принципы для его осуществления. В то же время совет директоров Норвежского банка делегировал Управлению инвестициями Норвежского банка возможность осуществлять оперативное управление фондом.

Генеральный директор Норвежского банка несет полную ответственность за выполнение требований, определенных Исполнительным советом. Также генеральный директор устанавливает политику и делегирует полномочия и должностные инструкции «группе лидеров» отделу инвестиционной политики Норвежского банка. Управление данного отдела устанавливает руководящие принципы и делегирует рабочие задачи, а также инвестиционные мандаты в рамках распределения между ними сфер ответственности. В состав «группы лидеров» входят: главный исполнительный директор, руководитель аппарата / заместитель главного исполнительного директора, директор по технологиям и операционной деятельности, директор по недвижимости, директор по рискам, главный специалист по управлению и соблюдению требований, директор по стратегиям управления активами и содиректор по акциям.

Согласно открытым источникам фонда «Global», функционирование этого фонда во многом определяется «целью ответственного инвестирования». Долгосрочная доходность фонда тесно связана с устойчивым ростом и интенсивным развитием

рынков, а также эффективным корпоративным управлением. Фонд, согласно официальной позиции первых лиц, совершенствует долгосрочные экономические показатели инвестиций и снижает финансовые риски, непосредственно связанные с экологическими и социальными происшествиями у компаний в портфеле фонда. Меры предупреждения опасных ситуаций и рисков тесно связаны с анализом вопросов управления и устойчивости, способных повлиять в будущем на результаты деятельности фонда.

Такие риски уже долгое время анализируются в рамках профессиональной деятельности по установлению принципов в отношении долгосрочной собственности и инвестиционной политики фонда. При этом необходимо отметить, что в 2022 году были зафиксированы самые большие убытки фонда с периода кризиса 2008 года из-за конфликта на Украине, которые составили 164 млрд долларов; потери фонда составили 15 % при работе с акциями и 12 % - с облигациями (см. рисунок 2).

Название фонда «Global» в полной мере соответствует его сфере деятельности: активы распространены более чем в 70 странах, и тем самым они формируют основу для снижения рисков, а также осуществления глобального роста. Фонд извлекает выгоду из свободных и открытых рынков, которые позволяют создавать глобальную стоимость и эффективно распределять ресурсы. Хорошо функционирующие рынки обеспечивают эффективное направление капитала от инвесторов к компаниям. Руководство фонда не раз выражало заинтересованность по отношению к регулированию аналитических и информационных процессов, которые приводят к улучшению информации о рынках и компаниях, что положительно сказывается на формировании более стабильных рынков. Прежде всего это связано с тем, что рынки, с меньшей вероятностью подверженные потрясению, способствуют устойчивому росту, что также важно для долгосрочного эффекта повышения доходности фонда.

Деятельность фонда: подходы к осуществлению корпоративного управления

Деятельность фонда буквально охватывает все секторы компаний, активами которых владеет. Однако доля фонда в этих компаниях невелика, в связи с чем руководство фонда часто принимает решение, согласно которому происходит делегирование ответ-

Рисунок 2. Уровень убытков после финансового кризиса 2008 года, в % Figure 2. Loss rates since the financial crisis of 2008, in %

Источник: Norges bank investment management. https://www.nbim.no Source: Norges bank investment management. https://www.nbim.no

ственности соответствующим советам директоров. Фонд рассчитывает на то, что советы директоров будут определять стратегию компании, контролировать управление и быть подотчетными акционерам.

Ответственный подход к осуществлению корпоративного управления напрямую влияет на прозрачность и отвечает требованиям фонда, выступающим в данном случае в качестве полноценного инвестора. Хорошее управление также укрепляет доверие к рынкам и способствует развитию долгосрочной стратегии ведения инвестиционной политики. Руководители государственного пенсионного фонда «Global» считают, что существует прямая зависимость стоимости фонда от стоимости, созданной компаниями, в которые фонд осуществляет инвестиции.

В процессе управления рисками и при принятии решений фонд руководствуется данными, полученными в ходе анализа устойчивости той или иной компании. В любой компании помимо презентаций большое значение имеют данные о ее функционировании, выражающиеся в цифрах, и именно на эти данные обращает внимание руководство фонда при принятии того или иного решения, связанного с инвестиционной деятельностью. В целях получения полноценного анализа фонд уделяет большое внимание управлению компании и ее устойчивому развитию.

В процессе своего функционирования фонд обращает внимание на проблемы изменения климата, особенно на рекомендации Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD), созданной Советом по финансовой стабильности G20. Деятельность фонда также влияет на функционирование компаний в экологическом секторе - они способствуют более «мягкому» процессу перехода к низкоуглеродной экономике. Возможно, таким образом норвежский

Таблица 2. Объемы инвестирования фонда «Global» (GPFG) Table 2. Global (GPFG) fund investment volumes

Период Стоимость фонда на отчетный период Доля фонда в акциях Доля фонда в инструментах с фиксированным доходом Доля фонда в недвижимости

В норвежских кронах в % В норвежских кронах в % В норвежских кронах в %

FY2016 870,19 млрд 4,69 трлн 62,5 2,58 трлн 34,3 242 млрд 3,2

FY2017 1,058,19 трлн 5,65 трлн 66,6 2,62 трлн 30,8 219 млрд 2,6

6 м 2018 1,023,15 трлн 5,56 трлн 66,8 2,56 трлн 30,6 221 млрд 2,6

FY2018 947,636 млрд 5,47 трлн 66,3 2,53 трлн 30,7 246 млрд 3,0

6 м 2019 1,075,78 трлн 6,34 трлн 69,3 2,57 трлн 28,0 247 млрд 2,8

FY2019 1,145,06 трлн 7,14 трлн 70,8 2,67 трлн 26,5 273 млрд 2,7

6 м 2020 1,072,77 трлн 7,23 трлн 69,6 2,87 трлн 27,6 291 млрд 2,8

FY 2020 1,272,43 трлн 7,95 трлн 72,8 2,69 трлн 24,7 273 млрд 2,5

6 м 2021 1,361,85 трлн 8,45 трлн 72,4 2,93 трлн 25,1 281 млрд 2,4

FY 2021 1,999,51 трлн 8,88 трлн 72,0 3,14 трлн 25,4 312 млрд 2,5

1 кв. 2022 1,347,66 трлн 8,26 трлн 70,9 3,07 трлн 26,3 315 млрд 2,7

6 м 2022 1,189,40 трлн 7,97 трлн 68,5 3,30 трлн 28,3 354 млрд 3,0

9 м 2022 1,137,45 трлн 8,34 трлн 68,3 3,48 трлн 28,5 373 млрд 3,1

FY 2022 1,263,64 трлн 8,67 трлн 69,8 3,42 трлн 27,5 335 млрд 2,7

Источник: Составлено авторами по данным Norges bank investment management. https:// www.nbim.no/

Source: Compiled by the authors according to Norges bank investment management. https:// www.nbim.no/

фонд оберегает свои инвестиции - с помощью введения трансграничного углеродного налога и снижения возможных трат на его последствия.

Фонд отдает приоритет при ведении совместной инвестиционной деятельности компаниям, уделяющим большее внимание экологической экономической деятельности. Эти инвестиции могут оказать положительное влияние на другие компании в портфеле. Данные внешние эффекты могут включать снижение загрязнения, затрат на электроэнергию и более эффективное использование ресурсов. Компании, производящие такие технологии, в свою очередь, могут извлечь выгоду из изменений в спросе и регулировании. Фонд осуществляет свою инвестиционную деятельность в такие компании благодаря специальным мандатам, связанным с окружающей средой.

Исходя из отмеченного ранее положения, связанного с рисками, фонд воздерживается от инвестиций в определенные компании, что благотворно сказывается на избегании неприемлемых рисков. Министерство финансов разработало этически мотивированные принципы осуществления руководства для наблюдения и исключения компаний из фонда. Фонд воздерживается от осуществления инвестиций в компании, которые производят определенные виды оружия, основывают свою деятельность на угле (что также косвенно связано с трансграничным углеродным налогом) или производят табак.

Фонд не должен инвестироваться в компании, которые своим поведением способствуют нарушению основополагающих этических норм, что тесно связано с возможностями осуществлять политическое влияние на компании, акциями которых он владеет. Министерство финансов учредило независимый совет по этике для проведения этических оценок компаний. Также сам фонд может принять решение о выходе из компаний, которые налагают значительные расходы на другие компании и общество в целом и поэтому не считаются устойчивыми в долгосрочной перспективе. В этой связи после выхода отчетности за 2022 финансовый год инструменты инвестирования были диверсифицированы, чтобы не допускать резких падений доходности (таблица 2).

Инвестиции в инфраструктурные проекты

Большое значение инвестиционный фонд уделяет инвестициям в инфраструктурные проекты. Наиболее рентабельными, по мнению фонда, считаются проекты солнечных и ветряных электростанций в Европе и Северной Америке. Руководство фонда отмечает, что одним из определяющих факторов является концентрация на проектах с пониженным риском изменения цен на электроэнергию, стабильным денежным потоком и ограниченным риском для основных инвестиций. Однако важно отметить, что возобновляемые источники энергии, за исключением определенных видов, не всегда позволяют добиться стабильного получения электроэнергии.

При осуществлении инвестиционной деятельности фонд уделяет большое внимание прозрачности структуры собственности внутри компаний, интересных для инвестиций. Если данный показатель не соответствует требованиям фонда, то в связи с тем, что это может поставить под угрозу фундаментальный финансовый анализ инвесторов, вероятность принятия решения о ведении инвестиционной деятельности с такой компанией становится маловероятным. Принципы корпоративного управления G20 / ОЭСР подчеркивают, что советы директоров должны контролировать стратегии финансового и налогового планирования и

препятствовать стремлению к агрессивному уклонению от уплаты налогов, не отвечающему долгосрочным интересам акционеров. В руководящих принципах ОЭСР для предприятий подчеркивается роль функций внутреннего налогового контроля и то, что советы директоров должны быть проинформированы о существенных налоговых рисках. Агрессивное налоговое поведение также может создавать дополнительные инвестиционные риски, которые инвесторам трудно контролировать или отслеживать.

Ожидания инвестиционного фонда «Global» в сфере налогов и прозрачности основаны на трех основных принципах:

1) налоги должны уплачиваться там, где ведется экономическая деятельность;

2) налоговые механизмы компании являются обязанностью и ответственностью совета директоров;

3) публичная отчетность в странах, в которых фонд осуществляет инвестиционную деятельность, является ключевым элементом прозрачного раскрытия корпоративной налоговой информации.

В целях проведения целесообразной и разумной налоговой политики фонд применяет следующие принципы инвестиционной деятельности:

1. Советам директоров следует тщательно управлять местными и международными налоговыми делами, чтобы избежать необоснованных налоговых и других расходов из-за неполучения соответствующих льгот или неточной налоговой документации. Максимизация долгосрочной выгоды не требует агрессивного налогового поведения.

2. Советы директоров должны принимать решения, отвечающие требованиям долгосрочных стратегических интересов. Они берут на себя инициативу в определении приоритетов корпоративного налогообложения и раскрывают свою налоговую политику. Действия, а также принципы осуществления руководства ОЭСР для международных предприятий и принципы корпоративного управления G20 являются полезными рекомендациями для осуществления деятельности советов директоров в данном секторе.

3. Советам директоров следует интегрировать и согласовывать выбранную ими налоговую политику в соответствии со своими основными интересами ведения бизнеса и убедиться, что обязанности, вытекающие из политики совета директоров, четко определены и реализуются внутри организации.

4. Советы директоров должны убедиться, что они получают отчетность, достаточную для подтверждения того, что осуществление налоговой политики компании происходит последовательно и в соответствии с выбранной ими стратегией. В связи с этим

международным предприятиям следует регулярно оценивать свою приверженность налоговому риску.

5. Корпоративная культура должна стимулировать рациональное налоговое поведение во всей организации. Это следует учитывать при разработке программ обучения сотрудников компании и методов, используемых для расчета заработной платы. Консультанты должны быть осведомлены о содержании налоговой политики руководства.

Противодействие коррупции

Борьба с коррупцией является одним из ключевых механизмов столь сложной и многогранной системы, как фонд, осуществляющий международную инвестиционную деятельность, с одной стороны, и пенсионные обязательства - с другой. Коррупция подрывает эффективность экономической деятельности, ставит в невыгодное положение компании и наносит ущерб акционерной стоимости. Будучи глобально диверсифицированным инвестором, данный фонд подвержен риску коррупции как на целых рынках, так и в отдельных компаниях, в которых он осуществляет инвестиционную деятельность. Борьба с коррупцией является ключевым компонентом корпоративной ответственности. Зачастую фонд делегирует полномочия в области борьбы с коррупцией в таком формате, что компании сами должны выявлять коррупционные риски и предупреждать их, а также публично сообщать о своих усилиях по борьбе с коррупцией.

Коррупция остается серьезной проблемой для компаний в большинстве стран мира и во всех отраслях. Коррупция подвергает их юридическому и финансовому риску из-за штрафов и внесения в черный список. Кроме того, коррупция подвергает компании, их инвесторов и деловых партнеров значительному репутационному риску. В долгосрочной перспективе инвесторы с широкой диверсификацией, вероятно, столкнутся с уменьшением доходности из-за отвлечения капитала от его наиболее эффективного распределения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коррупция, а также отсутствие верховенства закона в отдельно взятых государствах являются препятствиями на пути эффективного участия стран в глобальной экономике. Коррупция и финансовое мошенничество (например, отмывание денег) неразрывно связаны.

Многие страны недавно усилили свое антикоррупционное законодательство и правоприменительные действия. Принцип 10 Глобального договора ООН призывает компании не только избегать взяточничества, вымогательства и других форм коррупции, но и разрабатывать политику и конкретные программы для борьбы с ними. Компании должны

соблюдать все применимые антикоррупционные законы, и фонд разделяет позицию, согласно которой антикоррупционная политика является обязанностью совета директоров.

Как инвестор, этот фонд анализирует возможности и риски для наших инвестиций. Для выбранных компаний фонд «Global» использует предоставленную ими информацию для оценки возможного влияния на них коррупционных рисков, а также подверженности рискам, связанным с управлением и понижением эффективности деятельности организации. В связи с этим фонд предоставляет следующие рекомендации:

1. Советам директоров следует обеспечивать деятельность компаний таким образом, чтобы они устанавливали антикоррупционную политику и соответствующие процедурные моменты для предотвращения, выявления и устранения коррупции в организации. Антикоррупционная политика должна основываться на всесторонней оценке рисков, связанных с потенциальной коррупцией во всех аспектах предпринимательской деятельности.

2. Компании должны обеспечить доведение основных аспектов коррупционной политики и соответствующих протоколов до сведения сотрудников и деловых партнеров таким образом, чтобы демонстрировать явную и активную приверженность высшего руководства борьбе с коррупцией.

Заключение

В настоящей статье было проанализировано функционирование инвестиционного фонда «Global». В ходе анализа деятельности этого фонда через

Литература

Глазова Е.С., Степанова М.П. Суверенные фонды национального богатства - новый тип инвесторов на мировом финансовом рынке. Финансовый менеджмент. 2018. № 3. С. 48-64. EDN UQUOCW Глазова Е.С., Степанова М.П. Суверенный фонд Норвегии -крупнейший инвестор мирового финансового рынка. Финансовый менеджмент. 2017. № 4. С. 46-64. EDN ZFDTPH

Краева С.А. Реализация принципов экономики замкнутого цикла и измерения циркулярности при обращении с отходами: опыт Норвегии. Вектор экономики. 2021. № 7 (61). DOI: 10.51691/2500-3666_2021_7_1. EDN LXXDPO Меховова А.П., Ишназаров Д.У. Проблема государственной поддержки экономики России и анализ государственного участия в экономике Норвегии // Актуальные проблемы формирования правового государства в Российской Федерации: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Нефтекамск, 15 ноября 2019 года. Нефтекамск: Башкирский государственный университет, 2019. С. 156-160. EDN CCQNHG Шедько Ю.Н., Елкин А.С., Чепелева Н.А. Скандинавская модель государственного сектора экономики (опыт Норвегии) //

историческую ретроспективу мы можем наблюдать такое интересное явление, как переход в финансировании от преимущественно природных ресурсов к средствам, преимущественно полученным в ходе инвестиционной деятельности. Также важно отметить, что доля полученных от природных ресурсов средств в процентном соотношении со временем падает, что, возможно, позволит в будущем полностью отказаться от них в этой сфере и организовать другой фонд, направленный на решение социальных / инфраструктурных проблем государства.

Подобный опыт поддержки населения возможно реализовать и в нашей стране, однако на данный момент необходимо определиться с ключевыми приоритетами социальной поддержки в этой сфере. Вероятно, учитывая особенности международной конъюнктуры, на текущем этапе при ведении аналогичной деятельности для нашей страны может возникнуть ряд сложностей, затормаживающих достижение аналогичных результатов. Однако, если в России сформируется аналогичный фонд, внимание которого будет преимущественно ориентировано на инвестиции внутри страны, особенно в инвестиции Дальневосточного региона и возвращенных республик, это поможет решить ряд социальных и экономических проблем в условиях радикальной переориентации торговых отношений от Европейского в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Инвестиции в инфраструктурные проекты позволят ускорить и улучшить качество функционирования внешнеэкономической политики в АТР.

Экономическая безопасность: современные вызовы и поиск эффективных решений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 19 ноября 2020 года. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. С. 179-188. EDN OZEUTU Edvinsson R. New annual estimates of Swedish GDP, 1800-2010. Economic History Review. 2013. Vol. 66 (4). P. 1101-1126. In English

Grytten O.H. Historisk blikk pa eiendomsmarkedet: prisdrivere for bolig // Ringen 0.K., R0snes A.E. (Eds.) Eiendom og eier-skap. Universitetsforlaget. 2018. P. 72-88. Magda R., Shugaipova Zh. Foreign experience of natural resources management on the example of the development Norway economy. Bulletin of Karaganda University. Economy Series. 2018. Vol. 91. No. 3. P. 64-71. EDN NXBBOM. In English Sandvik P.T. Nasjonens velstand: Norges 0konomiske historie

1800-1940. Fagbokforlaget. 2018. United Nations Development Programme. Human development report 2019. UNDP. In English

References

Glazova E.S., Stepanova M.P. Sovereign wealth funds - a new investor type at the world financial market. Finansovyy menedzhment. 2018. No. 3. P. 48-64. EDN UQUOCW. In Russian Glazova E.S., Stepanova M.P. The sovereign investment fund of Norway as the largest investor in the global financial market. Finansovyy menedzhment. 2017. No. 4. P. 46-64. EDN ZFDTPH. In Russian

Grytten O.H. Historical view of the property market: price drivers for housing // Edited by Ringen 0.K., R0snes A.E. Eiendom og eierskap. Universitetsforlaget. 2018. P. 72-88. In Norwegian Kraeva S.A. Implementing the principles of the closed-cycle economy and measuring the circularity in waste management: the experience of Norway. Vektorekonomiki. 2021. No. 7 (61). DOI: 10.51691/2500-3666_2021_7_1. EDN LXXDPO. In Russian Mekhovova A.P., Ishnazarov D.U. The problem of state support for the Russian economy and the analysis of state participation in

the Norwegian economy // Current problems of the formation of the rule of law in the Russian Federation: Materials of the IX All-Russian scientific and practical conference with international participation, Neftekamsk, November 15, 2019. Neftekamsk: Bashkirskiy gosudarstvennyy universitet, 2019. P. 156-160. EDN CCQNHG. In Russian Sandvik P.T. The nation's prosperity: Norway's economic history

1800-1940. Fagbokforlaget. 2018. In Norwegian Shedko Yu.N., Elkin A.S., Chepeleva N.A. Scandinavian model of the public sector of the economy (the experience of Norway) // Economic security: modern challenges and the search for effective solutions: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow. November 19, 2020. Moscow: Moskovskiy universitet im. S.YU. Vitte, 2020. P. 179-188. EDN OZEUTU. In Russian

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Евгений Владимирович Андреев, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: ev.andreev@igsu.ru

Валерий Яковлевич Жарницкий, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры государственного регулирования экономики

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: zharnitskiy@mail.ru Павел Владимирович Соколовский, ассистент кафедры государственного регулирования экономики Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: pv.sokolovskiy@igsu.ru Глеб Вадимович Латыш, ассистент кафедры государственного регулирования экономики

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: gleblatish@yandex.ru

Для цитирования: Андреев Е.В., Жарницкий В.Я., Соколовский П.В., Латыш Г.В. Перспективы функционирования фондов развития регионов в современных условиях. Государственная служба. 2023. № 5. С. 31-38.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Evgeniy Vladimirovich Andreev, Candidate of Sci. (Technical Sciences), Associate Professor, Associate Professor at the Department of State Regulation of Economy

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: ev.andreev@igsu.ru

Valery Yakovlevich Zharnitsky, Doctor of Sci. (Technical Sciences), Associate Professor, Professor at the Department of State Regulation of Economy

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: zharnitskiy@mail.ru

Pavel Vladimirovich Sokolovsky, Assistant at the Department of State Regulation of Economy

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571,

Russian Federation). E-mail: pv.sokolovskiy@igsu.ru

Gleb Vadimovich Latysh, Assistant at the Department of State Regulation of EconomyRussian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (82, Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: gleblatish@yandex.ru

For citation: Andreev E.V., Zharnitsky V.Ya., Sokolovsky P.V., Latysh G.V. Prospects for regional development funds functioning in current conditions. Gosudarstvennaya sluzhba. 2023. No. 5. P. 31-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.