Научная статья на тему 'Актуальные проблемы управления средствами фонда национального благосостояния РФ и пути их решения'

Актуальные проблемы управления средствами фонда национального благосостояния РФ и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2257
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CУВЕРЕННЫЙ ФОНД / ИНВЕСТИЦИИ / ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / SOVEREIGN WEALTH FUNDS / INVESTMENTS / NATIONAL WELFARE FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорофеев М.Л.

Суверенные фонды существуют во многих странах вне зависимости от уровня их экономического развития. Возникновение и формирование фондов произошло до отказа от золотовалютного стандарта примерно в 1950-е годы и получило ускорение в развитии после запуска системы свободного курсообразования на мировом валютном рынке в период значительных темпов роста мировой экономики. Фонд национального благосостояния в настоящее время накопил достаточно ресурсов, чтобы перейти от решения проблемы пополнения фонда к обсуждению того, куда и каким образом инвестировать его излишки. Дебаты между представителями органов государственной власти РФ уже активно ведутся и наметились первые предварительные решения в этой области. Методами исследования выступают обзор научной литературы, статистических данных с официальных сайтов и актуального законодательства по вопросам управления суверенными фондами; синтез и анализ полученной информации, а также сравнение, формализация и конкретизация полученных результатов. В данной работе проведен обзор истории образования и зарубежного опыта функционирования крупнейших суверенных фондов в мире, проанализирована текущая государственная финансовая политика в области принципов формирования и направлений расходования средств ФНБ. В результате сформулированы рекомендации по использованию контрциклической инвестиционной политики, нацеленной на вложения как излишков, так и основной части ФНБ в зарубежные инструменты долевого рынка с высокой дивидендной доходностью. Использование более агрессивной контрциклической инвестиционной политики для управления неснижаемым остатком в размере 1,5-4 % ВВП (при размере ФНБ до 7 % ВВП) и расширение лимитов средств на инвестирование в инструменты с более высоким уровнем риска в периоды превышении размера ФНБ отметки 7 % ВВП позволит более результативно наращивать объемы суверенного фонда страны, увеличивая капитализацию суверенных резервов и создавая фундамент для роста благосостояния населения РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорофеев М.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL FINANCIAL STRATEGIES FOR MANAGEMENT OF RUSSIAN NATIONAL WELFARE FUND

Sovereign funds exist in many countries regardless of their level of economic development. The creation and formation of funds occurred after the renunciation of the gold and foreign exchange standard in favor of free exchange rate reform in the global currency market during the period of significant growth of the world economy. Russia's sovereign wealth fund has accumulated enough resources to move on from solving the problem of collecting cashflows from export of natural recourses to discussing where and how to invest its surplus. Debates between key public authorities are already actively under way and the first preliminary decisions in this area have emerged. We overviewed all available sources, including scientific literature, statistics from official sites and current legislation on the management of sovereign funds; synthesized and analyzed the information. This paper reviewed best practices of financial management of sovereign funds in the world. We analyzed the current state financial policy of Sovereign Wealth Fund of Russia (SWF) management, principles of formation and spending of its resources. We made the list of recommendations concerning the use of countercyclical investment policy aimed at investing both surplus and the main part of the SWF in foreign financial instruments, basically via the equity market in stocks with high dividend yield. Using more aggressive countercyclical investment policy to manage a permanent balance of 1.5% 4% of GDP (within the amount of SWF up to 7% of GDP) and the expansion of the investment limits of funds for investing in instruments during periods when NBF exceeds the size of 7% of GDP will allow Russia increase the capitalization of the SWF and create the foundation for the growth of Russian Federation population well-being.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы управления средствами фонда национального благосостояния РФ и пути их решения»

УДК 336.02

DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-4-652-668

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ACTUAL FINANCIAL STRATEGIES FOR MANAGEMENT OF RUSSIAN NATIONAL

WELFARE FUND

М.Л. Дорофеев M.L. Dorofeev

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Российская Федерация, 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49

Financial University under the Government of the Russian Federation, 49 Leningradsky Prospekt,

Moscow, Russia, 125993, GSP-3.

E-mail: dorofeevml@yandex.ru

Аннотация

Суверенные фонды существуют во многих странах вне зависимости от уровня их экономического развития. Возникновение и формирование фондов произошло до отказа от золотовалютного стандарта примерно в 1950-е годы и получило ускорение в развитии после запуска системы свободного курсообразования на мировом валютном рынке в период значительных темпов роста мировой экономики. Фонд национального благосостояния в настоящее время накопил достаточно ресурсов, чтобы перейти от решения проблемы пополнения фонда к обсуждению того, куда и каким образом инвестировать его излишки. Дебаты между представителями органов государственной власти РФ уже активно ведутся и наметились первые предварительные решения в этой области. Методами исследования выступают обзор научной литературы, статистических данных с официальных сайтов и актуального законодательства по вопросам управления суверенными фондами; синтез и анализ полученной информации, а также сравнение, формализация и конкретизация полученных результатов. В данной работе проведен обзор истории образования и зарубежного опыта функционирования крупнейших суверенных фондов в мире, проанализирована текущая государственная финансовая политика в области принципов формирования и направлений расходования средств ФНБ. В результате сформулированы рекомендации по использованию контрциклической инвестиционной политики, нацеленной на вложения как излишков, так и основной части ФНБ в зарубежные инструменты долевого рынка с высокой дивидендной доходностью. Использование более агрессивной контрциклической инвестиционной политики для управления неснижаемым остатком в размере 1,5-4 % ВВП (при размере ФНБ до 7 % ВВП) и расширение лимитов средств на инвестирование в инструменты с более высоким уровнем риска в периоды превышении размера ФНБ отметки 7 % ВВП позволит более результативно наращивать объемы суверенного фонда страны, увеличивая капитализацию суверенных резервов и создавая фундамент для роста благосостояния населения РФ.

Abstract

Sovereign funds exist in many countries regardless of their level of economic development. The creation and formation of funds occurred after the renunciation of the gold and foreign exchange standard in favor of free exchange rate reform in the global currency market during the period of significant growth of the world economy. Russia's sovereign wealth fund has accumulated enough

resources to move on from solving the problem of collecting cashflows from export of natural recourses to discussing where and how to invest its surplus. Debates between key public authorities are already actively under way and the first preliminary decisions in this area have emerged. We overviewed all available sources, including scientific literature, statistics from official sites and current legislation on the management of sovereign funds; synthesized and analyzed the information. This paper reviewed best practices of financial management of sovereign funds in the world. We analyzed the current state financial policy of Sovereign Wealth Fund of Russia (SWF) management, principles of formation and spending of its resources. We made the list of recommendations concerning the use of countercyclical investment policy aimed at investing both surplus and the main part of the SWF in foreign financial instruments, basically via the equity market in stocks with high dividend yield. Using more aggressive countercyclical investment policy to manage a permanent balance of 1.5% - 4% of GDP (within the amount of SWF up to 7% of GDP) and the expansion of the investment limits of funds for investing in instruments during periods when NBF exceeds the size of 7% of GDP will allow Russia increase the capitalization of the SWF and create the foundation for the growth of Russian Federation population well-being.

Ключевые слова: суверенный фонд, инвестиции, Фонд национального благосостояния, инвестиции.

Keywords: Sovereign Wealth Funds, investments, National welfare fund, investments.

Введение

Первые суверенные фонды появились почти 70 лет тому назад, в 1950-х годах прошлого столетия [Чалова О.В., 2014]. Государства - экспортеры нефти и газа, получая доходы от экспорта, со временем накапливают избыточные ресурсы. Так, многие страны создали суверенные фонды для инвестирования этих средств за пределами своих внутренних рынков, чтобы предотвратить инфляцию, диверсифицировать свои резервы, накапливать средства для будущих поколений, когда доходы от сырьевых товаров закончатся. Другими словами, страны-экспортеры природных ресурсов стремились накопить средства для будущих поколений. Средства стали инвестироваться для получения максимально возможного дохода, в результате чего к началу XXI в. их объем стал соизмерим с международными резервами центральных банков.

Примерно с 2007 г. суверенные фонды были признаны мировым сообществом, как важные участники международной валютно-финансовой системы [Зайцев С.В., Сармин А.И., 2016]. В настоящее время они безусловно играют большую роль в развитии мировой экономики. По данным Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) на середину 2019 г. в мире насчитывается почти 80 суверенных фондов [Sovereign Wealth Funds Institute, 22.09.2019]. В настоящий момент в первой десятке стран, имеющих крупнейшие суверенные фонды мира, мы видим в основном азиатские и ближневосточные государства (табл. 1).

Успешные суверенные фонды мира всегда ищут новые возможности для повышения эффективности своих инвестиций, выбирая не только традиционные, но и новые инвестиционные продукты, которые обладают высоким уровнем доходности и риска, а также низкой ликвидностью. Согласно отчету International Forum of Sovereign Wealth Fund, за последние несколько лет уменьшилась доля инвестиций средств суверенных фондов в безопасные активы в пользу более рискованных. В основном капитал перетекает в финансовый и технологические сектора. Например, в 2016 г. инвестиции в высокотехнологичные компании составили 19 % от числа сделок и 33 % объема инвестированных средств [International Forum of Sovereign Wealth Funds (IFSWF), 23.08.2019]. По абсолютным значениям и динамике капитализации сегодня мировой технологический сектор является наиболее крупным и капитализированным сектором мировой экономики.

Таблица 1 Table 1

Список десяти крупнейших по величине активов суверенных фондов мира The list of ten world's largest sovereign wealth fund according to the amount of assets

Размер ВВП (по

Ранг Наименование фонда (оригинал) активов фонда, млрд долл. США данным за 2018 г.), млрд долл. США Активы фонда к ВВП, % Страна Регион

1. Norway Government Pension Fund Global 1 108,2 435 254,75 % Норвегия Европа

2. China Investment Corporation 940,6 13608 6,91 % Китай Азия

3. Abu Dhabi Investment Authority 696,7 414 168,28 % ОАЭ Ближний Восток

4. Kuwait Investment Authority 592,0 142 416,90 % Кувейт Ближний Восток

5. Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio 509,4 363 140,32 % Гонконг Азия

6. GIC Private Limited 440,0 364 120,88 % Сингапур Азия

7. National Council for Social Security Fund 437,9 13608 3,22 % Китай Азия

8. SAFE Investment Company 417,8 13608 3,07 % Китай Азия

9. Temasek Holdings 375,4 364 103,13 % Сингапур Азия

10. Qatar Investment Authority 328,0 192 170,83 % Катар Ближний Восток

сточник: составлено автором на основе [Sovereign Wealth Func s Instituten tradingeconomics.com,

28.09.2019]

Особенности инвестирования средств суверенных фондов в современных условиях

Еще одной тенденцией является концентрация средств в активах развитых стран. Так, на примере суверенного фонда Норвегии как управляющие постепенно выводят средства из активов развивающихся экономик и фокусируются на рынках акций, преимущественно инвестируя в активы, номинированные в мировых резервных валютах (доллар США, евро, фунт) [Годовая отчетность суверенного фонда Норвегии, 2018].

Весьма интересна тенденция дезинвестиций фондов из нефтегазового сектора на фоне обострения проблемы глобального потепления и всеобщего желания мирового сообщества решать накопленные климатические проблемы. Эта тенденция из сферы «зеленых инвестиций» сопровождается одновременным переходом на новые уклады в сфере энергетики, что создает целый ряд рисков для России и является вызовом для нашей страны, поскольку по разным прогнозам через 10-15 лет энергетическая парадигма в мире может кардинально измениться и нефть как таковая будет пользоваться гораздо меньшим спросом, чем сегодня. Следовательно, это дополнительный стимул использовать средства Фонда Национального благосостояния РФ (ФНБ) на проекты развития ненефтегазовых секторов экономики.

Страны, эффективно управляющие средствами своих суверенных фондов, демонстрируют относительно стабильный рост экономики и повышение благосостояния населения. Но интересно то, что некоторые страны, имеющие существенные запасы природных ресурсов и соответствующий тип суверенного фонда, отстают в экономическом развитии от стран, у которых подобных ресурсов мало или вообще нет. Среди причин подобного положения - неэффективное управление ресурсами суверенных фондов, а также низкая конкурентоспособность других секторов экономики.

Объекты и методы исследования

По источнику формирования Фонд национального благосостояния относится к сырьевым суверенным фондам и предназначен быть частью механизма пенсионного обеспечения граждан РФ. Схема распределения нефтегазовых доходов фонда приведена на рис. 1.

Рис. 1. Формирование средств ФНБ Fig. 1. Formation of NWF funds

Источник: составлено автором на основе [Официальный сайт Минфина РФ и Бюджетного кодекса РФ, 28.10.2019]

Динамика поступлений, объемы использования средств ФНБ и структура его активов сегодня зависят от многих факторов, обусловленных экономической ситуацией в стране и в мире в целом. В их числе можно выделить: цены на нефть и газ, курс рубля, спрос на российские активы, действующее бюджетное правило, сбалансированность бюджетов -федерального и ПФР и пр. Из перечисленных факторов бюджетное правило является административным (нерыночным) фактором и настраивается в рамках действующей государственной экономической политики, оказывая большое влияние на объем и динамику ФНБ.

До определенного времени перечень активов, в которые инвестировались средства ФНБ, был достаточно узким и соответствовал принципам консервативной стратегии инвестирования [Официальный сайт Минфина. Принципы управления ФНБ, 29.11.2019]. Структура активов ФНБ стала расширяться с 2014 г. Часть средств фонда, помимо ВЭБ, была размещена на депозитах в Газпромбанке и Банке ВТБ. Общая сумма депозитов в российских банках на начало 2019 г составляла 745,63 млрд рублей. В числе активов появились привилегированные акции российских кредитных организаций. Это акции Банка ВТБ (214,04 млрд рублей), Газпромбанка (25,00 млрд рублей) и Россельхозбанка (39,95 млрд рублей), приобретенные в 2014 г. Общая сумма инвестиций составила 278,99 млрд рублей.

В 2015 г. к ним добавились привилегированные акции ОАО «РЖД» (50,00 млрд рублей) и АО «АЭК» (57,50 млрд рублей). В декабре 2018 г. вложения в привилегированные акции ОАО «РЖД» были увеличены на сумму 20,00 млрд рублей. Актуальный состав инвестиционного портфеля ФНБ, часть средств, размещенных в ВЭБ.РФ, представлен в табл. 3.

По данным табл. 2 видно, что в настоящее время на депозитах ВЭБ.РФ размещено около 60 % максимально допустимой суммы размещения. Основные вложения сделаны в обеспечение достаточности собственных средств (капитала) ВЭБ.РФ (5-я строка),

приобретение корпорацией ВЭБ.РФ акций ПАО «Газпромбанк» и предоставление субординированных кредитов российским кредитным организациям (первые две строки табл. 3).

Таблица 2 Table 2

Сведения о размещении средств ФНБ на депозитах в ВЭБ.РФ по состоянию

на 1 сентября 2019 г.

Information on placement of NBF funds on deposits in VEB.RF as of September 1, 2019

№ Направление использования ВЭБ.РФ, размещенных на Максимально допустимая совокупная сумма размещения Фактически размещено Валюта в % к ИТОГО

депозиты средств

1 Предоставление 47,83 млрд рублей 8,14 %

субординированных кредитов (займов) российским кредитным организациям 410,00 млрд рублей в т.ч.

18,65 млрд рублей 3,17 %

29,18 млрд рублей 4,97 %

2 Не регламентировано 175,00 млрд рублей 50,00 млрд рублей 8,51 %

15,98 млрд рублей 2,72 %

3 Кредитование

субъектов малого и среднего 30,00 млрд рублей 30,00 млрд рублей 5,11 %

предпринимательства

4 Кредитование АО «ДОМ.РФ» 40,00 млрд рублей 40,00 млрд рублей 6,81 %

5 Обеспечение достаточности 5,966 млрд долл. 2,462 млрд долл. США Х

США (7% общего объема средств Фонда по состоянию на 6 сентября 2014 г.) 138,83 млрд рублей 23,63 %

собственных средств (капитала) ВЭБ.РФ 3,504 млрд долл. США Х

197,58 млрд рублей 33,63 %

6 Не регламентировано Х 0,288 млрд долл. США Х

16,24 млрд рублей 2,76 %

7 Финансирование 23,02 млрд рублей 3,92 %

проектов ВЭБ.РФ, реализуемых 300,00 млрд рублей 4,77 млрд рублей 0,81 %

организациями

реального сектора экономики 23,22 млрд рублей 3,95 %

8 ИТОГО: 955,00 млрд рублей 587,47 млрд рублей 100,00 %

Источник: Составлено автором на основе [официального сайта Минфина России, раздел ФНБ, 17.09.2019]

Таким образом, объектом исследования данной статьи является Фонд Национального благосостояния РФ (далее ФНБ) в контексте проблемы использования ликвидных излишков фонда, накопившихся более нормативной величины (7 % ВВП) [Статья 96.11 БК РФ].

Методами исследования выступают обзор всех доступных источников, в т. ч. и научной литературы по данной проблематике, синтез и анализ полученной информации, а также сравнение, формализация и конкретизация полученных результатов.

Результаты и их обсуждение

Краткий обзор дискуссий в области управления излишками ФНБ

В настоящее время продолжаются дискуссии на тему того, как следует распоряжаться средствами ФНБ при превышении его размера отметки 7 % ВВП. Предметом дискуссии является то, что на текущий момент капитализация ФНБ достигла исторических максимумов и его ликвидная часть приближается к отметке 7 % ВВП, следовательно, появилась возможность использовать излишки фонда в соответствии с возможностями финансовых рынков и требованиями российской экономики. К главным действующим лицам в этом процессе относятся Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, ЦБ РФ, Счетная Палата РФ, комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам и ряд ученых и экономистов.

Позиция Минфина заключается в том, что, по их мнению, пришло подходящее время для расширения консервативного списка активов инвестиционного портфеля ФНБ, а также следует рассматривать возможность инвестирования средств за пределами России. Предлагается инвестировать часть средств в иностранные акции, в государственные облигации и в облигации высококачественных корпоративных заемщиков. Также рассматривалась опция инвестирования части средств внутри страны, при этом главное опасение Минфина в том, что доходность средств от таких инвестиций будет сравнительно невысокой, поэтому доля внутренних инвестиций должна быть закреплена на уровне 1520 % от суммы трат излишка ФНБ, а сами инвестиции должны приносить доходность, лучше если инвестиции будут происходить на принципах ГЧП.

Минэкономразвития предлагали идею направлять средства ФНБ на экспортные кредиты другим государствам, льготное создание производств российских компаний за рубежом и льготное создание сервисных центров для российской продукции [Официальный сайт Интерфакс, 18.10.2019]. Другими словами, речь идет в основном про различные формы поддержки экспортеров через стимулирование продаж российских несырьевых товаров и услуг экспортными кредитами. Например, государственный кредит Египту на 3 млрд долл. на строительство АЭС или инвестиции в строительство промышленных парков в других странах, где будет установлено российское оборудование.

ЦБ РФ поддерживает вариант инвестирования средств ФНБ по норвежской модели, руководствуясь рядом причин [Официальный сайт РБК, 17.10.2019]. Проанализировав различные сценарии инвестирования средств ФНБ, выбран вариант инвестиций в активы за пределами РФ, поскольку очевидно, что только такой вариант лучше всего обеспечивает стабильность макропараметров российской экономики и, скорее всего, не окажет влияния на инфляцию и курс рубля, за которые отвечает ЦБ РФ.

Счетная палата, как национальный аудитор, делает акцент на слабости экономического роста в РФ и рекомендует быстрее инвестировать средства ФНБ в ценные бумаги чтобы поддержать рост. Также представители Счетной палаты отмечают ряд проблем и признаков неэффективности инвестирования средств суверенных фондов в российские инфраструктурные проекты.

Есть и более радикальные мнения, заключающиеся в том, чтобы не инвестировать средства ФНБ, а тратить их на борьбу с бедностью, падающим потребительским спросом и улучшением благосостояния населения страны в целях ускорения текущего экономического роста. Так некоторые экономисты [Официальный сайт РБК, 17.10.2019] предлагают, что излишки ФНБ следует направлять на финансирование социальных расходов, снижение налоговой нагрузки на корпоративный сектор через компенсацию страховых взносов, а также расходование процентных доходов ФНБ на повышение пенсий нынешним пенсионерам.

Анализ финансовой политики Минфина по управлению финансовыми ресурсами ФНБ

Рассмотрим новейшие тенденции в изменениях финансовой политики государства в области управления средствами ФНБ. В середине 2019 г. представители министерства финансов РФ предложили использовать средства ФНБ для инвестирования в более широкий спектр активов после того, как объем российского суверенного фонда превысит 7 % ВВП [Официальный сайт РБК, 25.09.2019]. Первая часть плана Минфина -заимствовать лучшие мировые практики и брать пример с Норвежского суверенного фонда. Вторая часть плана - инвестировать за пределы страны, чтобы не влиять на макроэкономические условия развития страны и получать более высокую доходность чем просто резервные активы, в которые вкладываются первые 7 % ВВП.

В конце сентября 2019 г. Минфин РФ принял решение о начале инвестирования излишков средств ФНБ уже в 2020 г. [Официальный сайт РБК, 24.09.2019]. На первых порах предлагается использовать только часть средств, примерно 15-20 % от «излишка» ликвидной части ФНБ. По предварительным оценкам доступные к инвестированию средства ФНБ на начало 2020 г. составят около 1,5-1,7 трлн руб. [Официальный сайт Томсон Рейтер, 04.10.2019], а начиная с 2021 г. (при среднегодовой цене на нефть сорта Brent на уровне 60-65 долл./барр.) - около 2,5 трлн руб./год. Таким образом, управляющим ФНБ будет доступно для инвестирования в следующем году около 225-340 млрд руб. Какой эффект это может дать экономике?

Инвестиции ФНБ внутри страны, к примеру, на инфраструктурные проекты теоретически позитивны для ускорения роста российской экономики. При этом, скорее всего, они будут сопровождаться некоторым ослаблением курса рубля и ускорением темпов инфляции. Также возможна реализация дополнительных рисков, связанных с неэффективностью расходования средств несмотря на то, что Минфин РФ декларирует важность экономической эффективности этих инвестиций, подчеркивая важность привлечения 3-5 рублей на каждый вложенный рубль частных инвестиций.

Сумма порядка 250 млрд руб. - это сравнительно небольшая сумма, составляющая около 0,07 % объемов торгов на валютной секции Московской биржи за весь 2018 г. [Официальный сайт Московской Биржи, 17.10.2019], поэтому, на наш взгляд, траты в таких объемах не окажут какого-либо существенного воздействия на макропараметры российской экономики. Это хорошая новость, поскольку именно этого больше всего опасаются органы денежно-кредитного и финансового регулирования в лице ЦБ РФ. При прочих равных условиях, если будут потрачены данные средства, ВВП РФ может ускориться на величину порядка 0,1-0,3 пп., курс рубля к доллару США ослабнет на 0,51,5 %, а уровень инфляции останется неизменным.

Эффект от трат ФНБ может быть гораздо более заметен для российской экономики, если ежегодно направлять весь излишек ФНБ в размере 2,5 трлн руб. на внутренние проекты. Каждый год это будет добавлять к инфляции по 0,4-0,6 пп. и ослаблять курс рубля примерно на 4-6 %.

Как и раньше главным оппонентом Минфина РФ в обсуждении вопросов использования излишков ФНБ выступает ЦБ РФ. Исходя из материалов различных конференций и финансовых форумов, на которых в течение 2019 г. неоднократно встречались руководители Минфина и ЦБ РФ, главное беспокойство ЦБ РФ вызывает не столько сам факт трат излишков ФНБ, сколько отсутствие определенности в принципах использования средств фонда. Кроме этого, ЦБ РФ считает необходимым фиксировать ежегодные суммы трат средств из ФНБ в рублевом эквиваленте с целью сглаживания проциклического эффекта этих расходов на развитие экономики в будущем, что тоже выглядит разумным с учетом текущей стадии экономического цикла в мировой экономике.

Все предложения ЦБ, на наш взгляд, выглядят целесообразными, поскольку при такой финансовой политике, вероятно, получится добиться определенного ускорения российской экономики без восстановления зависимости макропараметров от цен на нефть,

что очень важно для стабильности курса рубля и более комфортных условий для прогнозирования в корпоративном секторе экономики. Однако с фиксацией определенной суммы ежегодных трат теряется гибкость бюджетной политики: в случае, если в определенный год потребуется больше средств, механизм не позволит их использовать, а если реальные потребности в инвестициях окажутся меньше доступного излишка, риски неэффективного использования этих средств достаточно высокие. Более того, необходимо учитывать общемировой дефляционный тренд, который на наш взгляд способен оказать нашей стране хорошую услугу и значительно сгладить инфляционное давление на российскую экономику в ближайшие 2-4 года.

Кроме этого, отметим, что вероятное негативное влияние трат излишком ФНБ внутри РФ, которого так опасается ЦБ РФ, может быть полностью сглажено продолжающейся политикой интервенций на валютном рынке, связанных с закупкой валюты для пополнения того же самого ФНБ. По данным Минфина, в 2021 г. ожидается пополнение ФНБ на сумму в районе 2,8-3 трлн руб.

По уточненным бюджетным оценкам [портал budget.gov.ru, 18.10.2019] ВВП РФ (112,8 трлн руб. за 2020 г.), ликвидная часть ФНБ на конец следующего года (9,6 трлн руб.) составит 8,5 % ВВП, а доступный для инвестиций объем средств ФНБ (сверх порога в 7 % ВВП) - 1,67 трлн руб. В последующие годы этот показатель будет возрастать на объем дополнительных нефтегазовых доходов с поправкой на курсовую переоценку из-за ослабления курса рубя (по прогнозу Минфина). Таким образом, в 2021 г. доступный для инвестиций объем ФНБ будет также увеличиваться. Тем не менее значения предельных объемов трат из ФНБ при условии, что среднегодовые цены на нефть будут соответствовать данным в проекте бюджета Минфина (60 долл./барр.) еще 2-3 года будут меньше фактических покупок валюты Минфином (из-за присутствия отложенных в 2018 г. покупок валюты в размере 686 млрд руб./год). Следовательно, даже если Минфин решит все средства направлять на стимулирование экспорта, негативный фактор интервенций будет перевешивать и не давать значительно укрепляться рублю и существенно влиять на инфляцию.

Целесообразность инвестирования излишков ФНБ в активы, номинированные в мировых резервных валютах

На момент подготовки данной статьи мы заметили, что после реформы ВЭБ, в середине 2019 г. с официального сайта Минфина РФ пропала подробная информация о результатах управления ФНБ. По сохранившимся на начало 2019 г. данным, полученным на сайте Минфина, доходность от управления ФНБ в иностранной валюте выглядит, как показано в табл. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 Table 3

Доходность от размещения средств ФНБ в иностранной валюте (в %) Yield from placement of NBF funds in foreign currency (in %)

С момента создания фонда По годам

2018 2017 2016 2015 2014

В долларах США 1,10 1,76 0,57 0,84 0,41 0,67

В евро 1,11 - 0,47 - 0,76 0,05 0,3 0,41

Источник: Составлено автором на основе данных Минфина РФ, которые в настоящее время стали недоступны на официальном сайте министерства.

Сравнивая эти результаты с результатами, полученными от управления средствами суверенного фонда Норвегии, можно увидеть огромное отставание в динамике

капитализации ФНБ и проблему сравнительно невысокой эффективности управления его средствами (табл. 4).

Таблица 4 Table 4

Результаты управления суверенным фондом Норвегии. Всего по фонду и в разбивке по классам активов за период 2 кв. 2018 - 2 кв. 2019 гг. и 2016 - 2018 гг. (в %) Results of the management of Norway 's sovereign wealth fund. In total on fund and by classes of assets during 2 quarter 2018 - 2 sq. 2019 and 2016 - 2018. (in %)

С 01.01.1998 За последние 15 лет За последние 10 лет За последние 5 лет За последние 12 месяцев

Доходность фонда 5,91 6,41 8,83 6,17 5,16

Среднегодовая инфляция 1,79 1,87 1,73 1,35 1,58

Годовые расходы на управление 0,08 0,08 0,07 0,05 0,05

Чистая доходность фонда 3,97 4,38 6,91 4,69 3,48

Стандартное отклонение доходности фонда 7,47 8,09 7,46 7,11 11,08

Продолжение табл. 4

Класс активов 2 кв. 2019 1 кв. 2019 4 кв. 2018 3 кв. 2018 2 кв. 2018

Совокупная доходность 2,95 9,10 -8,26 2,05 1,83

Акции 2,99 12,22 -12,63 3,15 2,70

Инструменты с фиксированным доходом 3,07 2,87 1,28 -0,33 -0,02

Недвижимость 0,80 1,72 1,08 1,89 1,85

Окончание табл. 4

Класс активов 2018 2017 2016

Совокупная доходность -6,12 13,70 6,90

Акции -9,50 19,40 8,70

Инструменты с фиксированным доходом 0,40 3,30 4,30

Недвижимость 7,50 7,50 7,30

Источник: [Официальный сайт суверенного фонда Норвегии, 25.09.2019]

Отметим, что рублевая доходность ФНБ за 2018 г. за счет девальвации рубля составила около 20 % годовых в рублях. Вместе с тем валютная доходность фонда неоднократно была отрицательной за последние 5 лет. [Бюллетень Счетной палаты № 11 (ноябрь) 2018 г.]

Общее состояние мировой экономики, сохраняющийся спрос на рискованные активы и сравнительно высокие процентные ставки ЦБ РФ в 2019 г. поддержали спрос на российские активы, привлекая в страну иностранных портфельных инвесторов. Кроме этого, в 2019 г. валюты стран с развивающимися экономиками оставались относительно стабильными. Все перечисленные факторы позволили существенно нарастить объем средств ФНБ до 7,5 % ВВП (табл. 5).

Таблица 5 Table 5

Динамика объема ФНБ по состоянию на 01 сентября с 2008 г. по 2019 г. Dynamics of NBF volume as of September 01 from 2008 to 2019

Объем ФНБ /Дата 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

в млрд долл. США 32 91 87 93 86 87 85 74 73 75 76 123

в млрд рублей 785 2863 2672 2673 2772 2885 3151 4904 4719 4426 5160 8170

в процентах к ВВП** 1,9% 7,4% 5,8% 4,4% 4,1% 3,9% 4,0% 5,9% 5,5% 4,8% 5,0% 7,5%

Источник: [Официальный сайт Минфина России, 17.09.2019]

Политика управления средствами Фонда национального благосостояния, действующая на текущий момент, предусматривает получение невысоких доходов. Активы фонда представляют собой вложения с высоким уровнем ликвидности и низким уровнем риска. Подобная инвестиционная политика является оптимальной для сохранности средств фонда и обеспечения достаточного уровня их ликвидности. Тем самым в долгосрочной перспективе ожидается достижение главной цели управления средствами ФНБ - получение стабильного дохода и возможность использования средств фонда для реализации эффективной контрциклической финансовой политики. Из табл. 4 мы видим, что государство успешно использует накопленные резервы в периоды экономических кризисов.

В условиях нестабильной экономической ситуации в мировой экономике консервативный портфель, скорее всего, покажет околонулевые или отрицательные доходности в долларах США. Кроме этого, объем фонда будет естественным образом сокращаться за счет использования резервов на покрытие бюджетных дефицитов и оказания финансовой поддержки реальному сектору экономики. Таким образом, при такой политике управления средствами ФНБ нарастить его капитализацию до размеров норвежского фонда (по показателю размер фонда к ВВП) не представляется возможным.

Учитывая то, что средства ФНБ преимущественно используются для реализации контрциклической финансовой политики в периоды экономических рецессий, необходимо адаптировать политику инвестирования излишков ФНБ под данные условия. При инвестировании в рискованные активы следует учитывать цикличность мировой экономики и связанные с этим сложности для управления средствами такого крупного фонда, как ФНБ. Как правило, после достижения запланированных объемов размера суверенного фонда, которому поспособствовали благоприятные восходящие тенденции на финансовых рынках, в мировой экономике наступает очередной финансово-экономический кризис. Это несложно заметить, если взглянуть на динамику суверенных фондов РФ за долгосрочный временной интервал. Наступление кризиса по цепочке приводит к тому, что Правительству РФ приходится тратить накопленные средства для поддержания экономики и финансирования бюджетных дефицитов. Само собой, ради этой контрциклической политики данный фонд и создавался. Однако в результате того, что инвестирование средств планируется проводить на ценовых пиках мирового рынка акций, наступающих в период, когда средства ФНБ достигают наиболее высокой капитализации, данные инвестиции становятся нецелесообразными по параметрам «максимальный риск - ожидаемая доходность».

Таким образом, на наш взгляд, Правительству РФ для управления средствами ФНБ также следует использовать контрциклическую инвестиционную политику. Постепенно усиливать объемы вложений в рискованные активы на 5 % в год через год после наступления кризиса и падения рынка акций на 50 %. Плавно наращивать вложения как новых поступлений в ФНБ, так и остатков средств после реализации антикризисной контрциклической политики в акции иностранных эмитентов с высокой дивидендной доходностью. Логичным дополнением к этому действию является такое же плавное сокращение вложений в рисковые активы на 5-10% в год через 6-7 лет после того, как состоялся очередной финансовый кризис, перекладываясь в инструменты фиксированной доходности. С нашей точки зрения, можно более смело инвестировать средства из излишков ФНБ как минимум не опасаясь ускорения инфляции, поскольку в мире очень остро стоит проблема дефляции и ведущие центробанки мира снова возвращаются к ультрамягкой денежно-кредитной политике, что в свою очередь поддержит курс рубля и сгладит негативные инфляционные последствия от трат средств ФНБ внутри страны.

Целеполагание контрциклической инвестиционной стратегии управления средствами ФНБ - максимизация капитализации его долгосрочной части или исторически неснижаемого остатка, который колеблется в разные периоды в размере от 1,5 % до 4 % ВВП. Предлагается проводить инвестирование средств ФНБ в различные классы активов, в соответствии со стадиями цикла на финансовом рынке. На рис. 3 показан концептуальный (идеализированный) подход к контрциклической инвестиционной стратегии ФНБ на различных стадиях 6-ти летнего бизнес цикла, где кривой линией обозначена динамика ВВП. Каждой из шести стадий соответствует определенное направление трендов на основных сегментах финансового рынка (валютный, рынок облигаций, рынок акций, рынок сырья).

0 0 0 i 0 0

л» чЛ.

О

^ Ф „

х/

Разворот цен на рынках облигаций вверх Разворот цен на рынках акций вверх Разворот цен на сырьевых рынках вверх Разворот цен на рынках облигаций вниз Разворот цен на рынках акций вниз Разворот сырьевых рынков вниз

1 -ый этап: Покупка и наращивание доли облигаций в портфеле.

2-ой этап: Добавление и наращивание доли акций в портфеле.

3-ий этап: Инвестирование в инфраструктурные и сырьевые проекты. |

Рис. 2. Концептуальный подход к финансовой стратегии ФНБ на различных стадиях бизнес цикла Fig. 2. Conceptual approach to the financial strategy of the NBF at different stages of the business cycle Источник: Составлено автором на основе [John Murphy, 2004]

На условной первой стадии экономика сокращается и, как правило, с этим в современных условиях борются методами и инструментами монетарного стимулирования, по этой причине на данной стадии актуальна покупка облигаций, как инструмента защиты от инфляции.

На второй стадии экономический спад достигает своего самого существенного уровня, и ситуация начинает меняться под действием мер денежно-кредитного и финансового стимулирования. На этой стадии разворачиваются рынки акций и весь фондовый рынок (акции и облигации) начинает расти.

На третьей стадии органы денежно-кредитного регулирования понимают, что экономика начинает выходить из рецессии, быстро восстанавливаясь. К росту фондового рынка подключается и сырьевой.

Далее, на четвертой стадии становится очевидным, что экономика растет очень уверенными темпами и начинается процесс нормализации финансовой политики государства. При этом процентные ставки поднимаются достаточно высоко, чтобы приостановить рост на рынке облигаций и развернуть его вниз.

На пятой стадии процентные ставки и финансовые условия функционирования экономики становятся настолько жесткими, чтобы повлиять на финансовые результаты корпораций и ожидания их дальнейшего роста, что влечет за собой остановку и разворот трендов на рынке акций.

На заключительном этапе за фондовым рынком начинает снижаться рынок сырья как естественная реакция на сильное замедление корпоративного сектора экономики.

Таким образом, на первых трех этапах управляющим ФНБ целесообразно удерживать консервативный портфель, состоящий из иностранной валюты и облигаций, на втором этапе надо постепенно наращивать долю акций с дивидендной доходностью выше среднего, на третьем этапе начинать агрессивнее наращивать долю акций, сокращая объем средств, инвестированных в облигации и особенно объем валюты. На четвертом этапе следует агрессивнее сокращать долю облигаций и начинать инвестировать в инфраструктурные проекты и сырьевые компании внутри страны, либо покупать драгоценные металлы и прочие сырьевые активы. На пятом этапе надо агрессивно сокращать долю акций и начинать сокращать сырьевые активы, увеличивая долю иностранной валюты и краткосрочных облигаций в иностранной валюте, что в принципе одно и то же. Далее наступит шестая фаза цикла, когда более предпочтительным классом активов станет валюта и в это же время начинается кризис и рецессия. Поэтому на этой стадии можно использовать накопленные прибыли для поддержки экономики и готовиться к наступлению нового цикла. Каждая стадия длится примерно 1-2 года, после чего данный цикл повторяется.

Использование умеренно агрессивной контрциклической инвестиционной политики для управления неснижаемым остатком в размере 1,5-4 % ВВП (при размере ФНБ до 7 % ВВП) и расширение лимитов средств на инвестирование в инструменты с более высоким уровнем риска в периоды превышении размера ФНБ отметки 7 % ВВП позволит более результативно наращивать объемы суверенного фонда страны, увеличивая капитализацию суверенных резервов и создавая фундамент для роста благосостояния населения РФ. Сегодня, на наш взгляд, управляющим излишками ФНБ следует учитывать серьезные глобальные риски и, как это ни странно, держать основные активы не в рискованных инструментах, а в наиболее безрисковых краткосрочных активах.

Анализ глобальных рисков инвестирования средств ФНБ в современных условиях

На наш взгляд при формировании финансовых стратегий инвестирования средств ФНБ в текущих условиях необходимо учитывать глобальные риски, которые характерны для современной мировой экономики: замедление темпов роста мировой экономики, переоцененность финансовых активов, ловушка ликвидности и неэффективность мер мировых центральных банков в борьбе с дефляцией. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Первое. Мировая экономика замедляется, находясь на завершающем этапе бизнес-цикла, функционируя в условиях исторических минимумов уровня безработицы и при наличии огромного объема долгов, превышающих предкризисные уровни 2000 и 2008 гг.

Огромные размеры совокупного долга (государственного, корпоративного и долга домохозяйств) в странах G-7 крайне негативно сказываются на перспективах роста мировой экономики [Официальный сайт рейтингового агентства SnP500, 18.10.2019]. Отметим, что в условиях кризиса, когда цены на активы начинают резко снижаться, на долговых рынках возникают большие проблемы. Проблему роста мировой экономики усугубляет глобальная тенденция протекционизма, а также торговых, тарифных и валютных войн, активная фаза которых началась два года назад. С тех пор ситуация принципиально лучше не стала. Кроме этого, до сих пор проблема выхода Великобритании из ЕС оказывает негативное влияние на рынки и перспективы роста мировой экономики.

Второе. На финансовых рынках сложились неблагоприятные условия инвестирования по параметрам риск-доходность. В настоящее время цены финансовых активов находятся на экстремально высоких уровнях. По ряду фундаментальных показателей видно, что на рынках сформированы ценовые пузыри и ожидаемая доходность долгового и долевого рынков находится на очень низких отметках. При этом риск того, что ценовые пузыри начнут сдуваться на горизонте 1 года, очень высок. Так, значение мультипликатора Шиллера Price-Earnings Ratio (CAPE, P/E10) уже второй год держится на уровне «предкризисной дороговизны» 28,95Х - 30Х при пограничном значении 16Х [Официальный сайт Йельского университета, 17.10.2019]. Кроме этого, ряд суверенных облигаций стран-членов ЕС, а также Японии находятся на околонулевых значениях, а у некоторых стран, таких как Германия или Швейцария, даже в отрицательной зоне почти по всей кривой доходности [Информационно-аналитический портал Инвестинг.ком, 17.10.2019]. Суверенные облигации США тоже торгуются на исторически минимальных уровнях. Это беспрецедентные значения индикаторов финансового рынка за последние 20 лет, что указывает на близость к точке глобального разворота цен на финансовых рынках, а также отсутствие источников адекватной доходности на мировых финансовых рынках.

Третье. Ультрамягкая денежно-кредитная политика завела мировые центральные банки в ловушку ликвидности и неспособность противостоять дефляционному коллапсу монетарными инструментами. Для решения проблем замедляющегося экономического роста и дефляции мировые центробанки активно используют программы количественного смягчения. При этом они понимают, что, с одной стороны, простора для снижения процентных ставок уже практически нет, а с другой - постоянно действующие программы количественного смягчения могут рано или поздно привести к неконтролируемому резкому росту цен и инфляционному шоку, в результате чего придется так же резко повышать процентные ставки, что неизбежно обрушит рынки и приведет к «сдутию» ценовых пузырей и запустит волну банкротств на долговом рынке.

Заключение

Рекомендации по совершенствованию политики управления средствами ФНБ

Основываясь на результатах нашего исследования, отметим, что совершенствование управлением финансовыми ресурсами ФНБ следует проводить в следующих направлениях:

Во-первых, следует разрабатывать долгосрочную прозрачную и публичную инвестиционную стратегию, базируясь на лучших мировых практиках, в частности норвежского суверенного фонда. В этом направлении работа активно ведется, причем публично, что, как нам кажется, очень важно для участников финансового рынка и для граждан РФ. На данный момент не хватает закрепления финансовой стратегии для излишков и подробного описания механизмов ее реализации в письменной форме с учетом российской специфики бизнес-процессов и с подключением расширенного круга специалистов в т. ч.

Во-вторых, необходимо искать возможности для расширения диверсификации активов по классам и уровням риска, аккуратно смещая акценты в сторону более рискованных активов, номинированных в мировых резервных валютах. Размещать излишки ФНБ следует не только в валюту или в долговые обязательства иностранных

государств, но и в акции надежных иностранных корпораций со стабильным дивидендным потоком (важно).

В-третьих, часть средств ФНБ можно направлять на инвестиции в развитие наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики, например, на проекты по цифровизации экономики, инфраструктурные проекты, сельское хозяйство и прочее. Но здесь следует подчеркнуть не только проблемы негативного воздействия на макропараметры российской экономики (инфляция, ослабление рубля и пр.), но также и ряд системных рисков, характерных нашей стране. По фактам, описанным в отчетах Счетной палаты и других негосударственных проверяющих структур следует, что вложения во внутренние проекты на территории РФ нередко оказываются крайне неэффективными. Кроме этого, встречаются нарушения законодательных норм при расходовании средств ФНБ, что в целом не только не позволяет получать отдачу на сопоставимых с зарубежными суверенными фондами уровнях, но также по своей сути не дает диверсифицировать источники доходов ФНБ как по классам активов, так и по валюте доходности. Инвестируя средства ФНБ в рублевые активы, мы с одной стороны проводим целевое стимулирование различных секторов российской экономики (в основном через механизм банковского мультипликатора), а с другой - мы лишаемся возможности девальвировать рубль без ущерба для финансовых результатов управления средствами ФНБ или сталкиваемся с неэффективным управлением валютными рисками ФНБ. Как мы отмечали ранее в этой статье, в 2018 г. результат управления средствами ФНБ в рублях был близок к 20 %-ной доходности в основном за счет девальвации рубля, в то время как валютная доходность фонда была немногим выше нуля.

И последнее, на наш взгляд, что вопросы повышения эффективности контроля над реализацией инфраструктурных проектов в части качественного и целевого использования средств лежат в политической (не экономической и не финансовой) плоскости и сильно связаны с проблемами коррупции в РФ, с которыми активно борются зарубежные страны. Мы полагаем, что в современных российских условиях все усилия по решению данного вопроса без проведения масштабных реформ в области политической, судебной и законодательной систем не приведут к достижению достаточного уровня прозрачности и экономической эффективности процесса управления средствами ФНБ.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ (ред. от 27.12.2018), ст. 96.6, 96.10., 96.11

2. Бюллетень Счетной палаты № 11 (ноябрь) 2018 г. - URL: http://www.ach.gov.ru/activities/ bulleten/ 933/35241/ (дата обращения 25.09.2019).

3. Васин Е.А. 2014. Оценка эффективности инвестирования средств российских суверенных фондов. Финансы: Теория и Практика. № 1. С. 153-166.

4. Жиркова А.С. 2018. Основные тенденции функционирования зарубежных суверенных фондов благосостояния. Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. М., Изд. «МЦНО». № 4(16). С. 9-17.

5. Зайцев С.В., Сармин А.И. 2016. Сравнительный анализ структуры и принципов управления суверенными фондами. Дайджест-Финансы. № 1. С. 27-38.

6. Институт суверенных фондов. Официальный сайт. Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) - URL:https://www.swfinstitute.org/ (дата обращения 22.09.2019).

7. Информационно-аналитический портал https://tradingeconomics.com (дата обращения 28.09.2019)

8. Информационный портал о бюджетной системе РФ. Источник - URL: http://budget. gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Закон%20о%20бюджете?DocumentId=758&message=eyJFUEJTXzEwN V8wMDFfcGVyaW9kRmlsdGVyIjp7Im5hbWUiOiJFUEJTXzEwNV8wMDFfcGVyaW9kRmlsdGVyIi widmFsdWUiOjIwMjB9LCJ0ZXJyaXRvcnkiOnsibmFtZSI6InRlcnJpdG9yeSIsInZhbHVlIjoiNDUwMD AwMDAifX0=&_adf.ctrl-state=lvqwsfds2_65&regionId=45 (дата обращения 18.10.2019).

9. Информационно-аналитический портал Инвестинг.ком. Источник - URL: https://ru.investing. com/rates-bonds/world-government-bonds (дата обращения 17.10.2019).

10.Мастеров А.И. 2016. Повышение эффективности управления суверенными фондами как источник обеспечения развития российской экономики. Финансы и кредит. № 33. С. 21-38.

11.Мелых А.Я. 2016. Анализ эффективности формирования и использования средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния. Научные записки молодых исследователей. № 3. С. 52-58.

12.Полиевктова С.О. 2014. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Молодой ученый. № 8.2. С. 47-48.

13. Официальный сайт суверенного фонда Норвегии. Годовая отчетность фонда - URL: https://www.nbim.no/en/publications/ (дата обращения 28.09.2019)

14. Официальный сайт Минфина РФ - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ nationalwealthfund/mission/ (дата обращения 28.10.2019)

15. Официальный сайт Минфина. Принципы управления ФНБ - URL: https://www.minfin. ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/management/ (дата обращения 29.11.2019)

16. Официальный сайт Минфина России, раздел ФНБ. URL: https://www.minfin. ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/ (дата обращения 17.09.2019).

17. Официальный сайт Интерфакс: https://www.interfax.ru/business/629692 (дата обращения 18.10.2019).

18. Официальный сайт РБК - URL: https://www.rbc.ru/finances/09/09/2019/5d7697169a794 756f9a37572 (дата обращения 17.10.2019).

19. Официальный сайт РБК - URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/22/08/2019/ 5d5d2d4d9a79471d5b90bae3 (дата обращения 17.10.2019).

20. Официальный сайт РБК - URL: https://www.rbc.ru/economics/01/04/2019/5ca202f99a 794773af5974dd (дата обращения 25.09.2019).

21. Официальный сайт РБК - URL: https://www.rbc.ru/finances/08/06/2019/5cfacd7b9a7 947fc0af4eb27 (дата обращения 24.09.2019).

22. Официальный сайт Томсон Рейтер - URL: https://ru.reuters.com/article/businessNews/ idRUKBN 1WJ104-0RUBS (дата обращения 04.10.2019).

23. Официальный сайт Московской Биржи. - URL: https://www.moex.com/ru/ir/interactive-analysis.aspx# (дата обращения 17.10.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Официальный сайт Минфина РФ. Раздел ФНБ. Новости - URL: https://www.minfin.ru/ ru/perfomance/ nationalwealthfund/news/ (дата обращения 17.09.2019).

25. Официальный сайт суверенного фонда Норвегии - URL: https://www.nbim.no/en/ publications/ (дата обращения 25.09.2019).

26. Официальный сайт Минфина РФ. Раздел ФНБ. Статистика - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/# (дата обращения 17.09.2019).

27. Официальный сайт рейтингового агентства SnP500. Источник - URL: https://www.spglobal.com/_assets/documents/corporate/global-debt_will-liquidity-hold-v11mar2019.pdf (дата обращения 18.10.2019).

28. Официальный сайт Йельского университета. Источник - URL: http://www.econ.yale. edu/~shiller/data.htm (дата обращения 17.10.2019).

29.Тимощенко М.А. 2015. Пути повышения эффективности использования средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и резервных фондов Субъектов Российской Федерации. Международный научный журнал «Символ науки». № 10. С. 92-93.

30.Цвирко С.Э. 2013. Суверенные фонды как источник ресурсов для инвестирования в экономику России. Экономика. Налоги. Право. № 5. С. 63-66.

31.Чалова О.В. 2014. Анализ международной практики функционирования суверенных фондов благосостояния. Молодой ученый. № 3. С. 590-594.

32.Шмиголь Н.С., Шульгина М.В. 2015. Использование фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против. Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 4 (238). С. 36-45.

33.Элякова И.Д. 2014. Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства. Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 20. С. 4501-4505.

34.John Murphy. 2004. Intermarket Analysis. Profiting from Global Market Relationships. John Wiley & Sons, Inc., 290 P.

John Murphy. 2004. Intermarket Analysis. Profiting from Global Market Relationships. John Wiley & Sons, Inc., 290 P.

References

1. Byudzhetnyj kodeks RF [Budget code of Russian federation] (red. ot 27.12.2018), st. 96.6, 96.10., 96.11

2. Byulleten' Schetnoj palaty [Bulleten of The Accounts Chamber of Russia] № 11 (November) 2018 g. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/ bulleten/ 933/35241/ (accessed 25.09.2019).

3. Vasin Y.A. Ocenka effektivnosti investirovaniya sredstv rossijskih suverennyh fondov. Finansy: Teoriya i Praktika. [The assessment of the investment efficiency of Russian sovereign wealth funds. Finance: Theory and Practice.] 2014;(1):153-166. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2587-5671-2014-0-1-153-166

4. ZHirkova A.S. 2018. Osnovnye tendencii funkcionirovaniya zarubezhnyh suverennyh fondov blagosostoyaniya. Nauchnyj forum: Ekonomika i menedzhment: sb. st. po materialam XVI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., Izd. «MCNO». [Main trends in the functioning of the foreign sovereign wealth funds, Scientific forum: economy and management. XVI international scientific and practical conference M., Publ. «MCNO».] № 4(16). S. 9-17.

5. Zajcev S.V., Sarmin A.I. 2016. Sravnitel'nyj analiz struktury i principov upravleniya suverennymi fondami. Dajdzhest-Finansy. [A comparative analysis of the structure and principles of sovereign wealth fund management.] Dajdzhest-Finansy. № 1. S. 27-38.

6. Official site of Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) - URL: https://www.swfinstitute.org/ (accessed 22.09.2019).

7. Web-site https://tradingeconomics.com (accessed 28.09.2019)

8. Web-site "Budgetary system of Russian Federation" - URL: http://budget.gov.ru /epbs/faces/p/Byudzhet/Zakon%20o%20byudzhete?DocumentId=758&message=eyJFUEJTXzEwNV8wMD FfcGVyaW9kRmlsdGVyIjp7Im5hbWUiOiJFUEJTXzEwNV8wMDFfcGVyaW9kRmlsdGVyIiwidmFsdWU iOjIwMjB9LCJ0ZXJyaXRvcnkiOnsibmFtZSI6InRlcnJpdG9yeSIsInZhbHVlIjoiNDUwMDAwMDAifX0=& _adf.ctrl-state=lvqwsfds2_65®ionId=45 (accessed 18.10.2019).

9. Web-site investing.com - URL: https://ru.investing.com/rates-bonds/world-government-bonds (accessed 17.10.2019).

10. Masterov A.I. 2016. Povyshenie effektivnosti upravleniya suverennymi fondami kak istochnik obespecheniya razvitiya rossijskoj ekonomiki. Finansy i kredit. [Enhancing the management of sovereign funds as a source of the russian economy's development. Finance and credit.] № 33. S. 21-38.

11. Melyh A.YA. 2016. Analiz effektivnosti formirovaniya i ispol'zovaniya sredstv Rezervnogo fonda i fonda nacional'nogo blagosostoyaniya. Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. [Analysis of the effectiveness of the financial management of the Reserve Fund and the National Welfare Fund of Russia. Scientific notes by young researchers.] № 3. S. 52-58.

12. Polievktova S.O. 2014. Povyshenie effektivnosti upravleniya sredstvami Rezervnogo fonda i Fonda nacional'nogo blagosostoyaniya. Molodoj uchenyj. [Improving of financial management of the Reserve Fund and the National Welfare Fund of Russia. Young scientist.] № 8.2. S. 47-48.

13.Web-site of sovereign wealth fund of Norway - URL: https://www.nbim.no/en/ publications/ (accessed 28.09.2019)

14.Web-site Ministry of Finance of Russia - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ nationalwealthfund/ mission/ (accessed 28.10.2019)

15.Web-site of Ministry of Finance of Russia. Financial management of NWF - URL: https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/ nationalwealthfund/management/ (accessed 29.11.2019)

16.Web-site of Ministry of Finance of Russia URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ nationalwealthfund/statistics/ (accessed 17.09.2019).

17. Web-site of Interfaks: https://www.interfax.ru/business/629692 (accessed 18.10.2019).

18.Web-site of RBC - URL: https://www.rbc.ru/finances/09/09/2019/5d7697169a794756f9a 37572 (accessed 17.10.2019).

19.Web-site of RBC - URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/22/08/2019/5d5d2d4 d9a79471d5b90bae3 (accessed 17.10.2019).

20. Web-site of RBC - URL: https://www.rbc.ru/economics/01/04/2019/5ca202f99a79 4773af5974dd (accessed 25.09.2019).

21.Web-site of RBC - URL: https://www.rbc.ru/finances/08/06/2019/5cfacd7b9a79 47fc0af4eb27 (accessed 24.09.2019).

22.Web-site of Tomson Reuters - URL: https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUK BN1WJ104-ORUBS (accessed 04.10.2019).

23.Web-site of Moscow exchange. - URL: https://www.moex.com/ru/ir/interactive-analysis. aspx# (accessed 17.10.2019).

24. Web-site of Ministry of Finance of Russia. News - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ nationalwealthfund/news/ (accessed 17.09.2019).

25.Web-site of sovereign wealth fund of Norway - URL: https://www.nbim.no/en/publications/ (accessed 25.09.2019).

26.Web-site of Ministry of Finance of Russia. Statistics - URL: https://www.minfin.ru/ ru/perfomance/nationalwealthfund/ statistics/# (accessed 17.09.2019).

27.Web-site of SnP500 - URL: https://www.spglobal.com/ _assets/documents/corporate/global-debt_will-liquidity-hold-v 11mar2019.pdf (accessed 18.10.2019).

28.Web-site of Yale University- URL: http://www.econ.yale.edu/~shiller/ data.htm (accessed 17.10.2019).

29.Timoshchenko M.A. 2015. Puti povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya sredstv Rezervnogo fonda, Fonda nacional'nogo blagosostoyaniya i rezervnyh fondov Sub"ektov Rossijskoj Federacii. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhumal «Simvol nauki». [Ways to increase the efficiency of the use of the Reserve Fund, the National Welfare Fund and reserve funds of the regions of the Russian Federation. International scientific magazine «Symbol of science».] № 10. S. 92-93.

30. Cvirko S. E. 2013. Suverennye fondy kak istochnik resursov dlya investirovaniya v ekonomiku Rossii. Ekonomika. Nalogi. Pravo. [Sovereign Funds as a Source of Resources for Investing in Russia 's Economy. «Economy. Taxes. Law».] № 5. S. 63-66.

31. CHalova O.V. 2014. Analiz mezhdunarodnoj praktiki funkcionirovaniya suverennyh fondov blagosostoyaniya. Molodoj uchenyj. [Analysis of international practices in sovereign wealth funds. Young scientist.] № 3. S. 590-594.

32. SHmigol' N.S., SHul'gina M.V. 2015. Ispol'zovanie fonda nacional'nogo blagosostoyaniya dlya stimulirovaniya investicionnogo potenciala ekonomiki Rossijskoj Federacii: za i protiv. Finansovaya analitika: problemy i resheniya. [Using the national WEALFARE fund to stimulate investment potential of the Russian economy: pros and cons INANCIAL ANALYTICS science and experience.] № 4 (238). S. 36-45.

33.Elyakova I.D. 2014. Effektivnost' uvelicheniya i ispol'zovaniya fonda nacional'nogo blagosostoyaniya gosudarstva. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». [Increase efficiency and use of the Fund of national welfare States. Scientific and methodological electronic journal "Concept".] T. 20. S. 4501-4505.

34. John Murphy. 2004. Intermarket Analysis. Profiting from Global Market Relationships. John Wiley & Sons, Inc., 290 P.

John Murphy. 2004. Intermarket Analysis. Profiting from Global Market Relationships. John Wiley & Sons, Inc., 290 P.

Ссылка для цитирования статьи For citation

Дорофеев М.Л. 2019. Актуальные проблемы управления средствами фонда национального благосостояния РФ и пути их решения. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 46 (4): 652-668. DOI 10.18413/2411-3808-2019-464-652-668

Dorofeev M.L. 2019. Actual financial strategies for management of Russian national welfare fund. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 46 (4): 652-668 (in Russian). DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-4-652-668

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.