Научная статья на тему 'Перспективы энергетического взаимодействия в контексте сотрудничества «Россия-китай-атр» в условиях мировой финансовой нестабильности'

Перспективы энергетического взаимодействия в контексте сотрудничества «Россия-китай-атр» в условиях мировой финансовой нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы энергетического взаимодействия в контексте сотрудничества «Россия-китай-атр» в условиях мировой финансовой нестабильности»

В. Л. Андрианов'

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА «РОССИЯ—КИТАЙ—АТР» В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Нынешний мировой экономический кризис знаменует собой конец современной системы мировых финансовых рынков, одним из сегментов которых является рынок «бумажной» нефти в его современном виде с многочисленными производными финансовыми инструментами. Поэтому необходимо обеспечить возможность устойчивой работы тех финансовых институтов, которые осуществляют инвестиции в ориентированный в будущее реальный сектор.

Россия объективно заинтересована в стабилизации топливно-сырьевого сектора мирового хозяйства, географической и товарной диверсификации своих поставок на внешний рынок. Заметим, что на сегодняшний день топливно-энергетический комплекс России находится в очень сложном положении, которое сказывается на возможностях реализации его экспортного потенциала. Внутреннее состояние этого стратегического сектора национальной экономики определяется следующим.

* Андрианов Виктор Львович, к. и. н., с. н. с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

Нефтегазодобывающий комплекс России по своему технологическому уровню существенно устарел. Практически уже не дают отдачи крупные капиталовложения, сделанные еще в советские времена. Для поддержания добычи нефти на уровне 300 млн т в год России необходимо задействовать примерно 100 тыс. скважин, в то время как в странах Ближнего Востока для этого достаточно эксплуатировать лишь 2 тыс. В нефтекомплексе РФ ежегодно выбывает из эксплуатации значительно больше скважин, чем вводится. Российские производители добывающего оборудования не в состоянии осуществлять его регулярные поставки, а импортные закупки слишком дороги. Приватизация в энергетическом комплексе кардинально изменила соотношение между государственным и частным секторами, что существенно ослабило потенциал добычи и экспорта энергоресурсов.

Если суммировать упомянутые факты, можно констатировать, что резервы производства и экспорта при нынешнем состоянии топливно-энергетического комплекса уже исчерпаны. Перед российским ТЭК стоят чрезвычайно трудные проблемы: поиск инвестиционных ресурсов для технологического обновления производства, укрупнение производственных объединений в условиях раздробленности нефтекомплекса. Кроме того, российский ТЭК, испытывающий внутренние трудности, столкнулся с еще одним негативным обстоятельством — ухудшением внешней конкурентной среды. Речь идет о появлении новых производителей из числа государств СНГ: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркмения. Эти страны с их значительными запасами нефти и газа выпали из единого топливно-энергетического комплекса бывшего Советского Союза. Проводя независимую политику в области производства и экспорта, они объективно становятся (и уже стали) конкурентами России. Зачастую их действия затрагивают национальные экономические интересы российского нефтегазового комплекса. Говоря об иностранных инвестициях в нефтегазовый комплекс в страны бывшего СССР, можно отметить явное смещение интересов западного капитала, и прежде всего в пользу Азербайджана и Казахстана. При сохранении подобной тенденции данные государства будут, несомненно, опережать Россию в технологическом

обновлении добывающих отраслей. Говоря о конкурентной среде, следует упомянуть еще один негативный для России фактор — коммуникационный. В этой области наша страна сталкивается с проблемой реализации своего экспортного потенциала. В результате геополитических изменений был утерян контроль над 5 из 8 морских экспортных терминалов.

Анализ проблем российского ТЭК предполагает не только их пристальное изучение, но и разработку способов их решения: определение национальных экономических интересов на мировом рынке энергоносителей и постановка задач государственным и коммерческим структурам по обеспечению национальной экономической безопасности.

При формулировании стратегических интересов России на мировом рынке энергоресурсов целесообразно исходить из анализа глубинных процессов и тенденций развития рынка. К национальным интересам можно отнести сохранение позиций отечественных экспортеров, контроль над коммуникационными системами, завоевание новых ниш на рынке энергоресурсов и некоторые другие стратегические задачи. Без проработки этих проблем на самом высоком государственном уровне перспективная энергетическая политика страны может, как это бывало ранее, стать декларативной.

У России весьма ограниченные возможности наращивания экспорта в западноевропейские страны из-за низкого прироста в них энергопотребления. К тому же эти страны достаточно результативно проводят политику диверсификации источников ресурсов. Все это значительно обостряет конкурентную борьбу. Таким образом, для сохранения позиций российского нефтегазового комплекса в мире необходимо изучение возможностей энергетического экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Как справедливо отмечают эксперты, растущая конкурентоспособность Китая и Индии в сфере услуг и в промышленности уже предоставляет относительно некрупным странам, последовательно или вынужденно следующим принципам свободы торговли, дополнительные варианты выбора своего места в мировой экономике. Все более интенсивное сотрудничество между Востоком и Югом позволяет укреплять коллективные и индивидуаль-

ные переговорные позиции сторон. «Ресурсное проклятье России» в таком контексте смотрится как фактор взаимодополнения в продолжающейся индустриализации и модернизации Азии1.

В региональном плане наиболее быстро спрос на нефть и газ растет в странах АТР, главным образом в Китае, Индии, Индонезии, на Филиппинах. Вместе с тем в глобальном масштабе остается лишь несколько крупных сырьевых баз углеводородов, за счет которых возможно удовлетворение в будущем мировых энергетических потребностей. Это политически нестабильные Ближний Восток и Африка, экономически и технологически труднодоступные и геологически слабо изученные шельфы арктических морей, а также север Западной Сибири (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) и территория Сибирской платформы (Иркутская область, объединенный Красноярский край, Республика Саха). Существуют также возможности значительного увеличения добычи нефти и газа на шельфе дальневосточных морей, в частности о-ва Сахалин. Из перспективных источников энергетического сырья к самым быстрорастущим и емким рынкам АТР, прежде всего к Китаю, наиболее приближены Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

При анализе возможностей энергетического экспорта из России в страны АТР следует учитывать три фактора: экономический потенциал стран — предполагаемых импортеров, наличие политических, экономических и военных союзов, энергетические потребности на региональном и даже глобальном уровнях. Специалисты считают, что в ближайшие десятилетия АТР будет вновь демонстрировать высокие темпы экономического роста, предпосылки которого определены ходом предыдущего развития региона. К тому же в АТР создана необходимая экономическая и организационная инфраструктура в форме экономических объединений.

Интересно, что до недавно разразившегося финансового кризиса в СМИ и специализированных изданиях часто можно было прочитать, что высокие цены на нефть и природный газ оказывают негативное воздействие на общее развитие экономик, особенно в развивающихся странах. После начала финан-

сового кризиса стали говорить, что дефицит ликвидности и сужение сферы кредитования замедлят экономический рост. Соответственно уменьшится спрос на энергию, в результате чего начнут падать цены на нефть и газ, и это приведет к свертыванию крупных инвестиционных проектов. Но посмотрим на статистические данные за 1990—2008 гг. Они недвусмысленно свидетельствуют, что в отличие от развитых индустриальных стран Запада и Японии рост ВВП в развивающихся странах существенно не снизился.

Таблица 1. Крупнейшие мировые обладатели валютных резервов по состоянию на 2008 г., млрд долл.

Страна Резервы Страна Резервы

Китай 1244 Бразилия 123

Япония 740 Алжир 108

Россия 433 Республика Корея 107

Тайвань 275 Ливия 90

Кувейт 175 Норвегия 82

Индия 152 Сингапур 67

Источник. Business Week. October 13. 2008.

Из таблицы видно, что главные суммы резервов сосредоточены вовсе не в нефтеэкспортирующих странах: из 12 перечисленных государств в 7 либо нет нефти и природного газа вообще (Япония, Тайвань, Республика Корея и Сингапур), либо есть, но недостаточно, чтобы обойтись без их импорта (Китай, Индия, Бразилия). На всю эту семерку приходится львиная доля валютных резервов — более 2,5 трлн долл.

В целом многие из азиатских стран прошли через опыт азиатского финансового кризиса 1997—1998 гг. и извлекли из него уроки. У них уже нет иллюзий относительно намерений стран Запада и международных финансовых организаций. Руководство и крупные корпорации азиатских стран проводят осто-

рожную консервативную политику в отношении финансовых заимствований, избегая накапливания больших долгов. Для крупных государств АТР характерна более слабая зависимость от экспорта в США и ЕС (в отличие от небольших стран с экспортно ориентированной экономикой) и больший акцент на внутреннее потребление. Поэтому-то многие эксперты сегодня сходятся во мнении, что большие страны, особенно государства БРИК, легче перенесут последствия мирового финансового кризиса, охватившего прежде всего США и ЕС. Многим из них грозит не рецессия, а лишь некоторое замедление экономического роста. Отсюда следует главное: в АТР существуют и будут существовать довольно значительные потребности в энергоносителях, прежде всего у таких стран, как Китай, Япония, Республика Корея, Тайвань.

Страны АТР ведут поиск альтернативных углеводородам источников энергетического сырья. Одним из поставщиков такого сырья может стать Россия. Налицо совпадение интересов стран-потребителей региона и российского ТЭК. Важной статьей экспорта РФ на восточном направлении может стать сжиженный природный газ. В ближайшей перспективе российский дальневосточный газовый рынок будет оперировать в основном со сжиженным газом. Так что для российско-азиатских проектов не потребуется создавать дорогостоящую инфраструктуру экспорта топлива.

В июне 2002 г. Правительство РФ утвердило Стратегию экономического развития Сибири. В документе подчеркнута «необходимость создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири». Особое внимание уделено развитию транспортных коммуникаций: «Сооружение магистральных нефте- и газопроводов «Запад—Восток» экспортного направления будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанско-2

го региона» .

В августе 2003 г. Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию России до 2020 г., предусматривающую повы-

шение роли восточных районов в нефтяной и газовой промышленности России, диверсификацию экспорта с выходом на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что основой формирования новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на востоке страны для обеспечения внутренних потребностей этих регионов и организации долгосрочных поставок нефти и газа в АТР, в частности в Китай, будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). На базе месторождений шельфа о. Сахалин будет сформирована еще одна крупная система неф-тегазообеспечения, в основном экспортной ориентации. В перспективе крупнейшим источником экспорта нефти из России в Китай и другие страны АТР станут Восточная Сибирь и Дальний Восток. Нефть рассматриваемых регионов — преимущественно легких и низкосернистых сортов, с плотностью менее 0,87 г/см3 и содержанием серы менее 0,5 % — отличается высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals3.

Ориентация на рынок АТР и главным образом Китая позволит России решить ряд насущных задач: обеспечить газификацию восточных районов страны и использовать внутреннюю систему газопроводов для экспорта энергоносителей. Выигрышным моментом является желание и возможность азиатских потребителей вложить крупные средства в нефтегазовую инфраструктуру: в геологические исследования, освоение месторождений, промышленную добычу, транспортировку и создание терминалов по сжижению газа. Существует даже мнение, что освоение ресурсного потенциала российского шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока может сыграть такую же роль в обеспечении научно-технического и технологического рывка и в повышении конкурентоспособности страны по многим сопряженным направлениям, которую в свое время сыграли в США программы автомобилизации (1920— 1930-е годы), строительство дорог (новый курс Рузвельта 1930-х годов), Манхэттенский (1940-е годы) и Лунный (1960-е годы) проекты, и стать примером производительного использования финансово-инвестиционных ресурсов по перспективным инновационным направле-

ниям российского ТЭК4. Эту задачу легче начинать решать, когда цены на нефть высоки. Но необходимо ее решать и тогда, когда (и если) нефтяные цены колеблются вблизи сегодняшних своих значений.

На ближайшую перспективу актуальна интенсификация сотрудничества России, Китая и Индии не только в области энергетики, но и в финансовой сфере. Стабилизационные соглашения между центральными банками трех стран могут позволить уменьшить необходимый объем резервов в «твердой» валюте, задействовать имеющиеся излишки на нужды реальной экономики, инфраструктуры и на антиинфляционные схемы.

Россия принимает непосредственное участие в дискуссиях и подготовке решений по реформированию международной валютно-финансовой архитектуры. До последнего времени ее предложения в международных финансовых институтах, включая МВФ и ВБ, сводились в основном к тому, чтобы обеспечить совместные действия ООН и Бреттон-Вудских организаций путем разработки общей антикризисной программы действий; преобразования существующих финансовых институтов в более эффективный инструмент с целью консолидации глобальной финансовой системы; регулирования финансовых потоков; реализации превентивных антикризисных мер посредством введения международных правил и стандартов поведения «игроков» на финансовых рынках и др.

Вместе с тем, исходя из стратегических интересов России, ее представителям, по нашему мнению, следовало бы расширить диапазон влияния на процесс реформирования. При этом необходимо учитывать, что национальные интересы России при формировании рыночной экономики и развитии финансово-хозяйственных связей с зарубежными странами не всегда совпадают с рекомендациями МВФ, более того, рекомендации, как показала практика, во многом ограничивают возможности независимого хозяйственного развития страны, гибких маневров, корректировки ее внутренней и внешней политики в процессе осуществления экономических реформ, а подчас и приводят к негативным результатам, как это было, например, во время финансового кризиса августа 1998 г.

В связи с этим немаловажное значение имеет поддержка Россией формирования и развития региональных валютных систем в целом и активизация усилий по снижению роли доллара в мировой валютной системе. Это диктуется политическими и экономическими интересами России и тем, что в настоящее время и в обозримой перспективе единая мировая наднациональная валюта вряд ли появится.

Премьер-министр России В.Путин предложил китайским партнерам отказаться от доллара во взаимной торговле. «Сейчас весь мир, и мы это хорошо знаем, основанный на долларе, переживает серьезные проблемы, серьезный сбой. Считаю, что в этих условиях нам следует подумать о совершенствовании системы платежей во взаимной торговле. В том числе за счет согласованного движения к более широкому использованию национальных валют», — подчеркнул Владимир Путин на встрече с главой правительства Китая Вэнь Цзябао в октябре 2008 г.5 Предложение о создании мультивалютной системы звучит вполне убедительно, если учесть, что Россия и Китай входят в тройку стран с самыми большими золотовалютными резервами. Предполагается, что товарооборот между нашими странами к 2010 г. достигнет 60 млрд долл. Кроме того, при расчетах в одной валюте можно сразу увидеть доходность своей сделки вплоть до копейки, а не по факту, как при расчетах в долларах. Для участников экспорно-импортной операции налицо экономия на конверсии и в результате — удешевление конечной стоимости контракта. Также появляется возможность минимизировать курсовые риски. Например, если контракт на длительные поставки заключен в долларах США, то российский импортер может потерять значительную часть дохода в связи с резким падением курса этой валюты.

Заметим, что для России и Китая, двух крупнейших акторов международных отношений, идея расчетов в одной валюте не нова и давно уже переведена в практическую плоскость, пусть и на трансграничном уровне. Это стало возможным после вступления в силу 1 января 2005 г. соглашения между Центральным банком РФ и Народным банком Китая о межбанковских расчетах в торговле на приграничных территориях. Согласно этому

документу расчеты в рублях и юанях с начала 2005 г. могут осуществляться кредитными организациями и их подразделениями, находящимися на территории приграничных районов РФ и КНР. С российской стороны, помимо Приморского края, действие соглашения распространяется на Хабаровский край, Амурскую, Читинскую и Еврейскую автономную области, а также Республику Алтай. В Китае — на крайне популярную среди российских предпринимателей провинцию Хэйлунцзян, Автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинцию Цзилинь.

Во время российско-китайских переговоров в октябре 2008 г. все же был назван один из возможных механизмов перевода двусторонней торговли на рубли. Так, заместитель начальника правового управления Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Ф. Малышев на российско-китайском экономическом форуме предложил «ввести двойной листинг, что позволит определенным компаниям торговаться как в Москве, так и на Шанхайской фондовой бирже»6. Теоретически это позволит использовать рубль в качестве расчетной валюты при игре на бирже. Кроме того, он предложил рассмотреть варианты партнерства между товарно-сырьевыми биржами России и Китая, прежде всего с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей, где уже прошли первые пробные торги нефтепродуктами за рубли.

По-нашему мнению, введение конвертируемого рубля возможно только за счет перевода российского экспорта сырья, в частности энергоносителей, в страны АТР, на оплату в рублях, и важным шагом на пути к этому является создание биржи по продаже нефти.

Примечания

1 Салицкий А. И., Фесюков В. ЖГеоэкономические параметры энергетических рынков Северо-Восточной Азии // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / под ред. А. В. Торкунова и А. Д. Воскресенского. М., 2007. С. 151.

2 Цит. по: иЯЬ: http://www.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?12+416+1

3 http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=416&id=12

4 Конопляник А. Кто определяет цену нефти // Нефть России. 2009. № 4. С. 11.

5 Цит. по: ИЯЬ: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=831857& ct=news

6 Коммерсантъ. 29.10.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.