ких металлических конструкций (ЛМК) окупаемых за 0.5-1 года, с целью получения сертифицированного семенного материала потребителями всех форм собственности и хозяйствования Российской Федерации и стран - членов ЕврАзЭС.
Предусмотрены также крупнотоварные поставки продовольственных мытых клубней, полуфабрикатов, готовых картофелеродуктов и картофельного крахмала в торговую сеть страны, другие государства ЕврАзЭС, СНГ, БРИКС и т. д. На основе остальных 7% посевных площадей, занятых средними и крупными СХО, должны быть созданы агропромышленные предприятия (АПП) и объединения (АПО) холдингового типа с замкнутым циклом производства, хранения (безотходной переработки) и реализации картофеля и продуктов его переработки на внутреннем и мировом рынках.
Таким образом, создание и функционирование селекционно-семеноводческих и
продовольственных инновационных аг-ротехнопарков и агрохолдингов в ЕврАзЭС является важнейшим направлением импорто-замещения до 20% рыночного оборота продовольственного картофеля, до 50% и более семенного картофеля и картофелепродуктов, и до 80% и более картофельного крахмала. С созданием в России единого рыночного селекционно-семеноводческого комплекса, напрямую связанного с работой всего картофелепродук-тового подкомплекса АПК Российской Федерации будут параллельно решаться аналогичные проблемы на всём пространстве ЕврАзЭС.
Реализация программы «Интеграционное развитие производства картофеля и топинамбура на базе инновационных технологий и аг-ротехнопарков на 2018-2021 г.» позволит
обеспечить население Российской Федерации, Казахстана, Республики Беларусь, Армении и Киргизии продуктами здорового питания высокого качества из картофеля и топинамбура, обеспечить продовольственную безопасность, повысить эффективность и конкурентоспособность картофелеводства.
Источники
1. Жевора, С.В. Проблемы и перспективы производства картофеля и топинамбура для продуктов оздоравливающего питания / С.В. Жевора, В.И. Старовойтов // Сб. науч. тр. Мичуринск. - 2015. - С. 100-105.
2. Звягинцев, П.С. Проблемы оценки эффективности инвестиций и инноваций / П.С. Звягинцев // РАН ИЭ. - 2010. - 366 с.
3. Старовойтов, В.И. Внедрение инноваций в агропромышленный сектор - ключ к развитию экономики России / В.И.Старовойтов, О.А. Старовойтова, П.С. Звягинцев, А.А. Манохина, Т.В. Жовниренко, В.П. Леденев // Пищевая промышленность. - 2015. - № 8. - С. 36-40.
4. Старовойтов, В.И. Результаты и проблемы промышленного освоения производства и переработки топинамбура / В.И. Старовойтов, О.А. Старовойтова, А.А. Манохина, П.С. Звягинцев // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (Абакан). - 2016. - № 17. -С. 48-52.
5. Старовойтов, В.И. Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура - Вектор развития новых продуктов питания / В.И. Старовойтов, О.А. Старовойтова, А.А. Манохина // Современные аспекты производства и переработки сельскохозяйственной продукции: сб. ст. по материалам III науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, посвящ. 95-летию Кубанского ГАУ/ отв. за вып. А. А. Нестеренко. -Краснодар: КубГАУ, 2017. - С. 606-614.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТАМЯСА И ПИЩЕВЫХ СУБПРОДУКТОВ ПТИЦЫ СТРАН ЕАЭС
Сенотрусова С.В., д.б.н., проф. МГУ имени М.В. Ломоносова, Свинухов В.Г., д.г.н., проф.
РЭУ имени Г.В. Плеханова, ст.науч.сотр. ВНИИЭСХ
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в рамках реализации согласованной агропромышленной политики государств-членов ЕАЭС предусмотрена подготовка совместных прогнозов развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия (подпункт 2 п. 7 Ст. 95 Договора).
В настоящее время у стран ЕАЭС уже складывается свой экспортный потенциал. Российские овощи и фрукты явно не востребованы за рубежом, зато зерновые, масличные,
свинина и птица сегодня имеют неплохую экспортную перспективу. Особый интерес представляет мясная продукция, а именно мясо и пищевые субпродукты птицы. В табл. 1 приведены данные экспорта мяса и пищевых субпродукты птицы (товарная позиция 0207 ТН ВЭД) стран ЕАЭС.
Из представленных данных следует, что наиболее активными экспортерами стран ЕАЭС являются такие страны как Белоруссия и Россия. Согласно прогнозу (инерционный прогноз) к 2020 г. ожидается незначительный рост экспорта мяса птицы из Армении на уровень в
0,07-0,1 тыс. т и Киргизии на уровень - 0,02-0,1 тыс. тонн. Основным экспортером мяса птицы стран ЕАЭС является Белоруссия. Экспорт мяса птицы из Белоруссии быстро нарастает. Если в 2014 г. экспорт составлял 114,3 тыс. т, то в 2015 г. он достиг 136,3 тыс. тонн. При этом отметим, что из этих 136,3 тыс. т - 121,0 тыс. т - поставки в Россию. К 2020 г. можно ожидать увеличение экспорта из Белоруссии на уровень 160,0 тыс. тонн. Экспорт мяса птицы из Казахстана меньше по сравнению с другими странами ЕАЭС (кроме Киргизии и Армении) на протяжении последних пяти лет, однако оптимистич-
ный прогноз показывает, что вывоз в третьи страны быстро нарастает и к 2020 г. можно ожидать экспорт порядка 14,0 тыс. тонн. Россия экспортирует значительное количество мяса птицы. Объемы растут. Если в 2012 г. экспорт составлял всего 24,9 тыс. т, то в 2015 г. уже -71,3 тыс. т. Учитывая такую динамику, можно прогнозировать в 2020 г. экспорт на уровне 110120 тыс. тонн. Учитывая полученные результаты, можно ожидать, что совокупный экспорт мяса птицы странами ЕАЭС к 2020 г. может достичь уровня 294,1 тыс. тонн.
Таблица 1- Страны экспортеры, экспорт мяса, товарная позиция 0207 ТН ВЭД ЕАЭС, тонн
Страна 2012 2013 2014 2015 2020 (прогноз)
Армения 16,3 46,5 45,4 55,8 100,0
Беларусь 105639,8 106102,6 114325,9 136338,8 160000,0
Казахстан 1429,4 2639,1 5465,2 7896,7 14000,0
Киргизия 1,8 0,0 0,0 24,0 10,0
Россия 24998,4 53765,3 61578,9 71388,6 120000,0
ЕАЭС 132085,7 162553,5 181415 215703,9 294110,0
Источник: Данные таможенной статистики ФТС.
Таким образом, государства-члены ЕА-ЭС все более являются экспортно-ориентированными на рынки третьих стран, и все меньше ввозят мясо птицытоварной позиции 0207 ТН ВЭД. Это подтверждают данные таможенной статистики внешней торговли. Если
в 2012 г. импорт в Россию составлял около 529,9 тыс. т, то в 2015 г. уже - 253,4 тыс. т, т.е. уменьшился вдвое [1]. Учитывая такую динамику, можно прогнозировать к 2020 г. импорт на уровне 100 тыс. т (табл. 2).
Таблица 2 - Страны импортеры, импорт мяса,товарная позиция 0207 ТН ВЭД ЕАЭС, тыс. тонн
Страна 2012 2013 2014 2015 2020 (прогноз)
Армения 33,6 31,8 31,9 32,4 31,0
Беларусь 22,3 14,0 31,7 19,2 25,0
Казахстан н/д 175,0 159,6 161,7 140,0
Киргизия 67,5 55,3 0,0 30,4 20,0
Россия 529,9 527,0 454,5 253,4 100,0
Итого 653,3 803,1 677,7 497,1 316,0
Источник: Данные таможенной статистики ФТС.
Анализ показывает, что сегмент мяса птицы является менее зависимым от импортной продукции, чем иные сегменты мясного рынка. В 2013 г. доля импорта превышала объем тарифных квот на 44,7%, а уже в 2015 г. импорт составлял только 70% от тарифной квоты (табл. 3).
Прежде всего отметим, что импорт домашней птицы позиции 0207 ТН ВЭД в Россию - одна из крупных статей российского импорта продовольствия. По объёму импорта мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы позиции 0207 ТН ВЭД Россия занимала 7-е место среди стран мира.
Таблица 3 - Основные индикаторы рынка по итогам 2013-2015 гг. тыс. тонн [2].
Годы Объем производства в убойном весе, тыс. тонн Объем импорта, тыс. тонн Объем тарифных квот, тыс. тонн Доля импорта в объеме производства, %
2013 3790 527,0 364 13,9
2014 4424 452,5 364 10,2
2015 4535 255,1 364 5,6
При этом крупнейшими импортёрами товаров этой группы в 2014-15 гг. были Германия (8,14% мирового импорта), Великобритания (8,09%), Гонконг (7,75%), Япония (6,59%), Мексика (6,21%) и другие страны. Крупнейшими экспортёрами товаров этой группы в 2014-15 гг. были Бразилия (25% мирового экспорта), США (17,6%), Нидерланды (10,5%), Польша (6,38%), Франция (4,66%) (табл. 4) [3].
Таблица 4 - Стоимость импорта и экспорта товара позиции 0207 ТН ВЭД ЕАЭС в разрезе ведущих стран мира по итогам 2014-15 гг.
Таким образом на сегодняшний день объемы производства мяса птицы не только почти полностью покрывают потребности внутреннего рынка ЕАЭС, но и открывают перспективы роста экспортных потоков, в частности, сейчас активно развивается экспорт продукции российского АПК в Китай. Экспорт мяса птицы из России в 2016 г. вырос по отношению к 2015 г. в 1,8 раза, с 25 до 40 увеличилось число стран-импортеров. Примерно вдвое расширился список российских компаний - поставщиков мяса птицы за рубеж.
Источники
1. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Макарова И.Г.Обеспечение продовольственной безопасности: результаты российского продовольственного эмбарго на мясо птицы// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 3. С.50-54.
2. Информационный портал о мясе [Интернет ресурс] Режим доступа: http://meatinfo.ru/ data/ photostorage/496_1_org.jpg
3. http://data.trendeconomy.ru/commodities/Export/040 1?period=2009,2012,2014
Импорт, млн долл. США Экспорт, млн долл. США
Германия 1753 США 4939
Великобритания 1744 Нидерланды 2939
Япония 1420 Польша 1794
Франция 1286 Франция 1308
Нидерланды 969 Германия 1306
Китай 878 Бельгия 1021
РФ 801 Венгрия 652
ОАЭ 751 Турция 651
Бельгия 590 Китай 576
Австрия 388 Беларусь 262
7.2. Азербайджан
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В РЕФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА
Салахов С. В. , дир., д.э.н., проф. Научно-исследовательский института экономики
сельского хозяйства Азербайджана
«Как Президент я уже определил государственную политику в экономике Азербайджана. Это - путь реформ, развитие производства посредством реформ, приватизации собственности, поощрение развития частного сектора, рыночная экономика, предоставление людям самостоятельности, создание условий для предпринимательства, инициативности. Это - основные принципы нашей государственной политики»
Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев
Вступление нашей страны в качественно новый этап развития создает благоприятные условия для реформирования экономики на новой экономической модели. Продолжая дела и политику общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева - его достойный преемник - Президент Азербайджана Ильхам Алиев определил долгосрочную стратегию развития республики, её уровень, масштабы и темпы. По сути, новая экономическая модель, разработанная под руководством Ильхама Алиева явилась тем ключом, с помощью которого удалось пережить падение цен на нефть и девальвацию маната и в короткий срок обеспечить развитие ненефтяного сектора страны в том числе и в сельском хозяйстве.
В ответ на вызовы и экономические процессы, происходящие в мире правительство страны ещё более углубило экономические реформы, нацеленные на создание благоприятных условий для развития экономики страны, дальнейшего улучшения инвестиционной и бизнес-среды, усиления государственной поддержки местных предпринимателей, замещения импорта и увеличения экспортного потенциала ненефтянного сектора экономики.
Как отмечается в Стратегической дорожной карте на перспективу развития национальной экономики Азербайджанской Республики - «структура экономики, фокусируясь на новые, «авангардные» секторы экономики, обеспечивающие устойчивое развитие, будет зано-