Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ENVIRONMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PSYCHOLOGICAL REPRESENTATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ENVIRONMENT / FORMAL FEATURES OF REPRESENTATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ENVIRONMENT / INFORMATIVE FEATURES OF REPRESENTATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ENVIRONMENT / ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ / ФОРМАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюков А. И., Панюкова Ю. Г., Корнилова И. М., Понизовкина И. Ф.

Цель исследования - анализ психологически релевантных показателей репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений. Методика и организация исследования: изучение литературы по проблеме, теоретический анализ информации, выделение составляющих исследуемой проблемы, систематизация выделенных фактов, определение общих и различных черт исследуемого феномена. Результаты исследования и выводы. Проведен анализ теоретических подходов и методических инструментов, позволяющих реализовать возможность экопсихологического исследования физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений. Методологической парадигмой, в рамках которой предлагается реализация исследования, является экопсихологический подход - сложившееся в отечественной психологии самостоятельное направление, акцентирующее внимание на интерпретации особенностей субъект-средовых взаимодействий как психологически релевантных показателях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for ecopsychological studies of physical education and sports environment of educational institutions

Objective of the study was to analyze psychologically acceptable indicators of representation of the physical education and sports environment of educational institutions. Methods and structure of the study. The methods included study of the related literature, theoretical analysis of information, allocation of components of the investigated problem, systematization of selected facts, definition of general and various features of the phenomenon under study. Results of the study. The authors analyzed the theoretical approaches to and methodological tools for the realization of the opportunity to conduct an eco-psychological study of the physical culture and sports environment of educational institutions. The methodological paradigm, within which it was suggested that the research should be conducted, rests on the eco-psychological approach - a separate direction that has developed in Russian psychology and is focused on the interpretation of the characteristics of subject-environment interactions as psychologically acceptable indicators. Conclusions. The article outlines the main provisions of the eco-psychological approach to the physical education and sports environment of educational institutions, and presents the analysis of the methodological tools making it possible to perform the empirical validation of the considered theoretical provisions. It is assumed that the data obtained during the study of the features of representation of the physical culture and sports environment of educational institutions conducted by the students and teachers will help determine the "resource"- and "deficit"-related directions of optimization of the sports and physical education environment.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

перспективы ЭкопсихологичЕских исследовании физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 18.10.2019 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор философских наук, профессор А.И. Панюков1 Доктор психологических наук, профессор Ю.Г. Панюкова2 Доктор исторических наук, профессор И.М. Корнилова1 Кандидат философских наук, доцент И.Ф. Понизовкина1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Психологический институт Российской академии образования, Москва

PROSPECTS FOR ECOPSYCHOLOGICAL STUDIES OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Dr.Phil., Professor A.I. Panyukov1 Dr.Sc.Psych., Professor Yu.G. Panyukova2 Dr.Sc.Hist., Professor I.M. Kornilova1 PhD, Associate Professor I.F. Ponizovkina1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow

Аннотация

Цель исследования - анализ психологически релевантных показателей репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений.

Методика и организация исследования: изучение литературы по проблеме, теоретический анализ информации, выделение составляющих исследуемой проблемы, систематизация выделенных фактов, определение общих и различных черт исследуемого феномена.

Результаты исследования и выводы. Проведен анализ теоретических подходов и методических инструментов, позволяющих реализовать возможность экопсихологического исследования физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений. Методологической парадигмой, в рамках которой предлагается реализация исследования, является экопсихологический подход - сложившееся в отечественной психологии самостоятельное направление, акцентирующее внимание на интерпретации особенностей субъект-средовых взаимодействий как психологически релевантных показателях.

Ключевые слова: экопсихологический подход, физкультурно-спортивная среда, образовательные учреждения, психологическая репрезентация физкультурно-спортивной среды, формальные особенности репрезентации физкультурно-спортивной среды, содержательные особенности репрезентации физкультурно-спортивной среды.

Annotation

Objective of the study was to analyze psychologically acceptable indicators of representation of the physical education and sports environment of educational institutions. Methods and structure of the study. The methods included study of the related literature, theoretical analysis of information, allocation of components of the investigated problem, systematization of selected facts, definition of general and various features of the phenomenon under study,

Results of the study. The authors analyzed the theoretical approaches to and methodological tools for the realization of the opportunity to conduct an eco-psychological study of the physical culture and sports environment of educational institutions, The methodological paradigm, within which it was suggested that the research should be conducted, rests on the eco-psychological approach - a separate direction that has developed in Russian psychology and is focused on the interpretation of the characteristics of subject-environment interactions as psychologically acceptable indicators,

Conclusions. The article outlines the main provisions of the eco-psychological approach to the physical education and sports environment of educational institutions, and presents the analysis of the methodological tools making it possible to perform the empirical validation of the considered theoretical provisions, It is assumed that the data obtained during the study of the features of representation of the physical culture and sports environment of educational institutions conducted by the students and teachers will help determine the "resource"- and "deficit'-related directions of optimization of the sports and physical education environment,

Keywords: ecopsychological approach, physical education and sports environment, educational institutions, psychological representation of physical education and sports environment, formal features of representation of physical education and sports environment, informative features of representation of physical education and sports environment.

Введение. Поиск путей и способов оптимизации организации деятельности образовательных учреждений

включает и усовершенствование функционирования физкультурно-спортивной среды образовательных учреж-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

дений. В современной образовательной среде кластер, отражающий физкультурно-спортивное содержание, весьма дифференцирован и «сопровождает» субъектов образовательного процесса на протяжении всей образовательной траектории. Достаточно привести пример о том, что в структуру современных учебных планов подготовки бакалавров по разным направлениям и направ-ленностям включены такие учебные дисциплины, как «Физическая культура и спорт» - в базовую часть учебного плана и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» - в вариативную часть учебного плана. Анализ формальных и содержательных особенностей формирования физкультурных компетентностей бакалавров, обучающихся по стандартам третьего поколения (ФГОС ВО), предпринят в работах Л. Б. Андрющенко, И. В. Манжелей, С. Н. Черняковой [6, 17, 18]. Результирующим эффектом освоения этих дисциплин, по мнению организаторов образовательной практики, должно стать развитие способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Для того чтобы указанная способность была «включена» в систему психической саморегуляции взаимодействия субъекта со средой, необходима ее «представленность» на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях психической деятельности субъекта. Изучение особенностей указанной «представленности» возможно с помощью обращения к теоретическим и методическим ресурсам экопсихологического подхода.

Цель исследования - анализ психологически релевантных показателей репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений.

Методика и организация исследования: изучение литературы по проблеме, теоретический анализ информации, выделение составляющих исследуемой проблемы, систематизация выделенных фактов, определение общих и различных черт исследуемого феномена.

Результаты исследования и их обсуждение. В современной психологии давно оформилось самостоятельное направление - экопсихология, базовые методологические положения которого были сформулированы в зарубежной психологии [16], в отечественной психологии первоначально предложены к анализу Г. А. Ковалевым [5], а в дальнейшем дифференцированы и методологически систематизированы В. И. Пановым [11]. Фундаментальным допущением экопсихологических исследований является тезис о том, что развитие и функционирование психики реализуется в среде, а особенности этого развития и функционирования детерминированы спецификой взаимодействия в системе «субъект - окружающая среда». Важную роль в обеспечении психологически благополучного взаимодействия играют, с одной стороны, индивидуальные/личностные ресурсы субъекта, а с другой - ресурсы среды, которые субъект «субъектифици-рует», «антропоморфизирует», «превращая» окружающий мир/пространство в жизненную среду.

В рамках экопсихологии реализуются и многие исследования в области поиска эффективных путей оптимизации образовательной среды. В качестве примеров таких исследований можно привести теорию векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина [15], психодидактику В. И. Панова [10] и др. Сравнительно недавно к ресурсам экопсихологических и экопедагогических исследований обратились специалисты в области организации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений, определяющие «... физкультурно-спортивную среду как совокупность различных условий и возможностей физического и духовно-

го формирования и саморазвития личности, содержащихся в природном и социокультурном окружении» [7, с. 132].

Одним из теоретически обоснованных и методически оснащенных вариантов анализа физкультурно-спортивной среды с позиций экопсихологического подхода является апелляция к исследованиям психологической репрезентации жизненной среды субъекта. Обоснованность ориентации на изучение особенностей психологической репрезентации физкультурно-спортивной среды вуза связана с несколькими положениями.

Во-первых, феномен психологической (ментальной) репрезентации является универсальным, классическим для исследований, ориентированных на выявление системно-структурной организации важных для субъекта «элементов» жизненной среды, определение субъективной значимости этих «элементов», специфику «дескриптизации», то есть наделения определенными характеристиками значимых для субъекта «элементов» среды [9]. Можно выделить несколько современных подходов к интерпретации конструкта ментальной репрезентации, в частности толкование ментальной репрезентации в контексте когнитивной психологии, психологии интеллекта как «субъективной формы видения происходящего» (по М. А. Холодной); как «модели психического» (по Е. А. Сергиенко); как «социально-психологического пространства» (по А. Л. Журавлеву, И. А. Купрейченко) и др.

Во-вторых, разработана и эмпирически валидизирована теоретическая модель психологической репрезентации пространства жизненной среды, которая включает уровни, компоненты и параметры и дает возможность получить информацию о типах репрезентации [8]. Данная модель успешно используется с целью определения значимых для субъекта характеристик пространства образовательной среды [3, 12]. Согласно результатам исследований, формальные и содержательные особенности репрезентации образовательной среды, в частности такие, как количество репрезентируемых «элементов» и «субъектификация» (как «отраженная субъект-ность» по С. Д. Дерябо) среды [2], могут рассматриваться как психологически релевантные показатели взаимодействия субъектов с образовательной средой: что в этой среде значимо для студентов, с чем они идентифицируются, а что в их жизненный мир не включено.

В-третьих, в экопсихологии и смежных областях используется дифференцированный набор методических инструментов, адаптированных для исследования репрезентации образовательной среды и позволяющих получить информацию о различных аспектах взаимодействия субъекта и образовательной среды, которые могут рассматриваться как основание для оптимизации среды [1, 4, 14 и др.]. В качестве психологически значимых показателей репрезентации исследователи предлагают рассматривать: субъективную оценку реализуемости базисных ценностей в образовательной среде [1]; тип субъект-средовых взаимодействий с пространственным, социальным и психодидактическим компонентами образовательной среды [4]; особенности социально-психологического пространства молодых специалистов [14] и др. Все выделенные позиции могут быть учтены при организации исследовательских проектов, посвященных анализу психологической репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений. Необходимо отметить, что, несмотря на теоретическую разработанность проблемы создания психолого-педагогических основ эффективной физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений или «пространства физической культуры и спорта вуза» [13], эмпирических исследований, посвященных данной проблеме, нет. В связи с этим мы считаем целесообразным

58

http://www.teoriya.ru

№ 2 • 2020 Февраль | February

планировать широкии спектр эмпирических исследовании, направленных на изучение психологически релевантных показателей эффективности физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений. Возможными направлениями таких исследований могут быть следующие: анализ универсальных особенностей психологической репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений и типологизация этих особенностей; анализ средовых факторов, влияющих на особенности психологической репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений; анализ индивидуально-психологических факторов, влияющих на особенности психологической репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений.

Выводы. В статье проведен анализ перспектив исследования физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений с позиций экопсихологического подхода. Предполагается, что данные, полученные в результате организации исследования особенностей репрезентации физкультурно-спортивной среды образовательных учреждений студентами и преподавателями, позволят определить «ресурные» и «дефицитарные» направления оптимизации данной среды. Принимая во внимание важность и актуальность организации физкультурно-спортивной среды вузов с учетом как стратегических задач обеспечения условий для здорового образа жизни и психологического благополучия, так и тактических задач развития способности, использовать потенциал спорта и физической культуры для успешного решения профессиональных задач, мы считаем обращение к ресурсам экопсихологии теоретически обоснованным и практически целесообразным.

Литература

1. Богомаз С.А. Оценка восприятия городской и университетской среды через измерение ценностей / С.А. Богомаз, И.В. Атамано-ва // Фундаментальные и прикладные исследования в современной психологии. - М.: ИП РАН, 2017. - С. 646-651.

2. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: ав-тореф. дис. ... докт. психол. наук / С.Д. Дерябо. - М., 2002. - 39 с.

3. Доронина Т.В. Возрастные особенности восприятия пространственно-предметного компонента образовательной среды / Т.В. Доронина // Психологическая наука и образование.

- 2012. - № 1. - С. 1-17.

4. Капцов А.В. Методика оценки образовательной среды учреждения с позиций экопсихологического подхода / А.В. Капцов, Е.И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: «Психология». - 2015. - № 2 (18). - С. 34-45.

5. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда/ Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - C. 13-23.

6. Манжелей И.В. Формирование физкультурной компетентности бакалавров // И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. - № 1. - С. 270-282. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-1-270-282.

7. Манжелей И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта: монография / И.В. Манжелей, В.Н. Потапов. - М.: АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2010.

- 192 с.

8. Марютина Т.М. Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды /Т.М. Марютина, Ю.Г. Панюкова // Системные исследования в психологии. - М.: ИП РАН, 2005.

9. Ментальная репрезентация: динамика и структура / под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. - М.: ИП РАН, 1998. - 320 с.

10. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: ПИ РАО, Нестор-История. - 2007. - 352 с.

11. Панов В.И. Экопсихология. Парадигмальный поиск / В.И. Панов.

- М., СПб.: ПИ РАО, 2014. - 296 с.

12. Панюкова Ю.Г. Особенности психологической репрезентации студентами образовательной среды вуза / Ю.Г. Панюкова, Е.Н. Панина, В.А. Алябьева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 12. https: //doi.org /10.24158/ spp.2018.12.20

13. Филимонова С.И. Пространство физической культуры и спорта вуза /С.И. Филимонова, Л.Б. Андрющенко, Ю.Б. Филимонова // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 4 (64). - С. 13-16.

14. Шукова Г.В.Особенностисоциально-психологическогопростран-ства молодых специалистов - практических психологов / Г.В. Шукова [Эл. ресурс] //URL: http//psystudy.ru/num/2014v7n33/938-shukova33.html

15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

References

1. Bogomaz S.A., Atamanova I.V. Otsenka vospriyatiya gorodskoy i universitetskoy sredy cherez izmerenie tsennostey [Assessment of perception of urban and university environment in context of values]. Fundamentalnye i prikladnye issledovaniya v sovremennoy psihologii. M.: IP RAN, 2017. pp. 646-651.

2. Deryabo S.D. Fenomen sub'ektifikatsii prirodnyih ob'ektov [Phenomenon of subjectification of natural objects]. Doct. diss. abstr.. M., 2002. 39 p.

3. Doronina T.V. Vozrastnye osobennosti vospriyatiya prostranstvenno-predmetnogo komponenta obrazovatelnoy sredy [Age-related features of perception of spatial-subject component of educational environment]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. no. 1. pp. 1-17.

4. Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Metodika otsenki obrazovatelnoy sredy uchrezhdeniya s pozitsiy ekopsikhologicheskogo podhoda [Methodology to assess institution educational environment in view of ecological psychological approach]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Ser.: «Psikhologiya». 2015. no, 2 (18). pp. 34-45.

5. Kovalev G.A. Psikhicheskoe razvitie rebenka i zhiznennaya sredy [Mental development of child and living environment]. Voprosy psikhologii. 1993. no.1. pp. 13-23.

6. Manzheley I.V., Chernyakova S.N. Formirovanie fizkulturnoy kompetentnosti bakalavrov [Formation of bachelors' physical education competency]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016. v 2. no, 1. pp. 270-282. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-1-270-282.

7. Manzheley I.V., Potapov V.N. Sub'ektyi i sreda fizicheskogo vospitaniya i sporta [Subjects and environment of physical education and sports]. M.: Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury i sporta publ.. 2010. 192 p.

8. Maryutina T.M., Panyukova Yu.G. Psihologicheskaya reprezentatsiya prostranstvenno-predmetnoy sredy [Psychological representation of spatial-subject environment]. Sistemnyie issledovaniya v psikhologii. M.: IP RAN publ., 2005.

9. Brushlinsky A.V., Sergienko E.A. [ed.] Mentalnaya reprezentatsiya: dinamika i struktura [Mental representation: dynamics and structure]. M.: IP RAS publ., 1998. 320 p.

10. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatelnykh sistem: teoriya i praktika [Psychodidactics of educational systems: theory and practice]. St. Petersburg: PI RAO, Nestor-Istoriya. 2007. 352 p.

11. Panov V.I. Ekopsihologiya. Paradigmalny poisk [Ecopsychology. Paradigm search]. M., St. Petersburg: PI RAS publ., 2014. 296 p.

12. Panyukova Yu.G., Panina E.N., Alyabeva V.A. Osobennosti psihologicheskoy reprezentatsii studentami obrazovatelnoy sredyi vuza [Features of psychological representation of academic educational environment by students]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2018. no. 12. https: //doi.org /10.24158/ spp.2018.12.20

13. Filimonova S.I. , Andryuschenko L.B , Filimonova Yu.B. Prostranstvo fizicheskoy kulturyi i sporta vuza [Academic physical education and sports environment]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2017. no.4 (64). pp. 13-16.

14. Shukova G.V. Osobennosti sotsialno-psihologicheskogo prostranstva molodyih spetsialistov - prakticheskih psihologov [Features of socio-psychological environment of young professionals - practical psychologists] [El. resource] Available at: http//psystudy.ru/ num/2014v7n33/938-shukova33.html

15. Yasvin V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. M.: Smysl publ., 2001. 365 p.

16. Bechtel B., Churchman A. [ed.] Handbook of Environmental Psychology, N.Y., 2002, 732 p.

17. Andryushchenko L.B., Kondrakov G.B., Rostevanov A.G., Vnukova E.Y., Burov A. Physical education department of university of economics: current situation and development prospects.Theory and Practice of Physical Culture. 2017. no. 9. p. 1.

18. Andryushchenko L.B., Beletsky S.V., Vnukova E.Y., Tochigin M.Y. physical education and sports disciplines implementation within higher education institutions. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. no. 9. p. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.