Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрипниченко В. А., Белов С. В.

В статье рассматриваются возможности связей морехозяйственных систем с развитием минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны и механизмы формализации и обеспечения устойчивости этих связей. Обобщены условия развития Северного морского пути. Основная проблема развития морехозяйственных систем и минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны, по мнению авторов, заключается в том, что неразвитость морехозяйственных систем не позволяет обеспечить эффективное развитие минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны. Это обусловлено отсутствием необходимой инфраструктуры, включающей в себя объекты морокой техники необходимые для обустройства месторождений углеводородов и полезных ископаемых, причалов и портов, отсутствием необходимого количества флота для вывоза продукции, специализированного портового флота и ледоколов, а также низкой конкурентоспособностью российских судостроительных и судоремонтных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONAL MARINE MANAGEMENT SYSTEMS FOR THE MINERAL RESOURCE COMPLEX OF THE ARCTIC ZONE

The article examines the possibilities of links between marine economic systems and the development of the mineral resource complex of the Arctic zone and the mechanisms of formalization and ensuring the stability of these links. The authors summarize the conditions for the development of the Northern Sea Route. The article establishes that the main problem of the development of marine economic systems and the mineral resource complex of the Arctic zone is that the underdeveloped state of marine economic systems does not allow for the effective development of the mineral resource complex of the Arctic zone. This is due to the lack of the necessary infrastructure, including the facilities of high-tech equipment necessary for the development of hydrocarbon and mineral deposits, berths, and ports, the lack of the necessary number of fleets for the export of products, specialized port fleet and icebreakers, as well as the low competitiveness of Russian shipbuilding and ship repair enterprises.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ»

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2021.9.111.067

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Научная статья

Скрипниченко В.А.1, Белов С.В.2' *

1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия; 2 Федеральный исследовательский центр комплексного изучения арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского

отделения Российской Академии Наук, Архангельск, Россия

* Корреспондирующий автор (belov.sergeiy[at]gmail.com)

Аннотация

В статье рассматриваются возможности связей морехозяйственных систем с развитием минерально -сырьевого комплекса Арктической зоны и механизмы формализации и обеспечения устойчивости этих связей. Обобщены условия развития Северного морского пути.

Основная проблема развития морехозяйственных систем и минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны, по мнению авторов, заключается в том, что неразвитость морехозяйственных систем не позволяет обеспечить эффективное развитие минерально -сырьевого комплекса Арктической зоны. Это обусловлено отсутствием необходимой инфраструктуры, включающей в себя объекты морокой техники необходимые для обустройства месторождений углеводородов и полезных ископаемых, причалов и портов, отсутствием необходимого количества флота для вывоза продукции, специализированного портового флота и ледоколов, а также низкой конкурентоспособностью российских судостроительных и судоремонтных предприятий.

Ключевые слова: региональные морехозяйственные системы; минерально -сырьевой комплекс; проблемы; перспективы; эффективность; Арктическая зона; Северный морской путь.

ON THE PROSPECTS FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONAL MARINE MANAGEMENT SYSTEMS FOR THE MINERAL RESOURCE COMPLEX OF THE ARCTIC ZONE

Research article

Skripnichenko V.A.1, Belov S.V.2' *

1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk, Russia;

2 N. Laverov Federal Center for Integrated Arctic Research of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Arkhangelsk, Russia

* Corresponding author (belov.sergeiy[at]gmail.com)

Abstract

The article examines the possibilities of links between marine economic systems and the development of the mineral resource complex of the Arctic zone and the mechanisms of formalization and ensuring the stability of these links. The authors summarize the conditions for the development of the Northern Sea Route.

The article establishes that the main problem of the development of marine economic systems and the mineral resource complex of the Arctic zone is that the underdeveloped state of marine economic systems does not allow for the effective development of the mineral resource complex of the Arctic zone. This is due to the lack of the necessary infrastructure, including the facilities of high-tech equipment necessary for the development of hydrocarbon and mineral deposits, berths, and ports, the lack of the necessary number of fleets for the export of products, specialized port fleet and icebreakers, as well as the low competitiveness of Russian shipbuilding and ship repair enterprises.

Keywords: regional marine management systems; mineral resource complex; problems; prospects; efficiency; Arctic zone; Northern Sea Route.

Введение

В настоящее время в сложившихся условиях актуальными являются вопросы экономического развития региональных морехозяйственных систем для целей минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны. Развитие Арктической зоны Российской Федерации связано с добычей нефти, газа и твердых полезных ископаемых, которые необходимо транспортировать с места разработки месторождений к потребителю.

Проблема: наблюдается наличие проблем, связанных с неразвитостью региональных морехозяйственных систем (судостроения, судоремонта, портов), а также состоянием геологоразведочных работ на различные виды полезных ископаемых, состоянием добычи нефти и газа на шельфе, а также разработки твердых полезных ископаемых на архипелаге Новая Земля.

Гипотеза: можно создать реальные механизмы достижения взаимодействия между региональными морехозяйственными системами и целями развития минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны.

Объект исследования: Морехозяйственные системы и минерально-

сырьевой комплекс Арктической зоны.

Предмет исследования: Существующие связи морехозяйственных систем с развитием минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны.

Цель исследования: выявить факторы формирования связей морехозяйственных систем с развитием минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны и предложить механизмы формализации и обеспечения устойчивости этих связей.

Задачи:

1) Выполнить анализ морехозяйственных систем и минерально -сырьевого комплекса Арктической зоны, выявить тенденции и факторы развития;

2) Провести диагностику проблем и сигналов устойчивости связей морехозяйственных систем и минерально -сырьевого комплекса Арктической

зоны.

3) Разработать устойчивые модели взаимодействия (интеграции, диверсификации, кооперации) субъектов морехозяйственных систем и минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны.

Научная новизна исследования: предлагается новый подход к моделированию отношений между морехозяйственными системами и минерально-сырьевым комплексом Арктической зоны.

Практическая значимость: Предложенные модели отношений между морехозяйственными системами и минерально-сырьевым комплексом Арктической зоны могут стать основой для разработки программ, нормативно -правовых актов, программ развития арктических территорий, инвестиционных программ и других инструментов, способствующих развитию Арктической зоны.

Обзор литературы и исследований

Степень разработанности проблемы. История теоретического обоснования морехозяйственных систем была впервые сформулирована в конце 17 века Гроцием Гуго Гроотом из Голландии. Концепция маринизма лежит в основе теории обладания морем (А.-Т. Мэхэн, Ф. Коломб).

Эта теория обладания морем нашла развитие в 20 веке (Б. Б. Жерве, А. В. Нимитц, Н. Л. Кладо, С. Г. Горшков, Е. М. Примаков, В. Н. Чернавин, Ф. Н. Громов). Концепции развития региональных морехозяйственных систем с учетом геополитических оснований присутствия России в Арктике обосновывают С. Ю. Козьменко, Г. И. Полюхович, В. С. Селин, А. А. Щеголысова. Исследования академика РАН А. Г. Гранберга, труды в области рациональной организации экономики приморских регионов (А. Г. Столбов) и аналих реализации кластерных стратегий на Севере России (С. Б. Савельева) являются основой нашего изучения. Задачи судостроения и судоремонта рассмотрены в трудах А. П. Ермакова, Н. А. Жукова и В. Е. Храпова [1].

Материалы и методы исследования

В настоящее время транспортная система Российской Арктики переживает новый виток развития, в планах реализация масштабных проектов, связанных с транспортировкой углеводородного сырья, полезных ископаемых, завозом грузообеспечения.

В соответствии с Указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» запланирован объем потока грузов по Северному морскому пути не менее 80 млн. тонн.

Это общенациональная задача, которую решает не только Северный морской путь (СМП) от Карского до Чукотского морей, но и весь Северный морской транспортный коридор, который тянется от Баренцева моря до Берингова. Поэтому на региональную морскую инфраструктуру возлагаются довольно значительные задачи, которые не могут быть решены обособлено в узком региональном аспекте. Это задачи, которые лежат перед всеми арктическими регионами. В настоящее время в районе СМП и арктических портах, у судоходных компаний отсутствуют необходимые активы и достаточная региональная инфраструктура для обеспечения производства и вывоза заявленных объемов грузов. Фактически происходит развитие проектов с нуля, включая обустройство месторождений, строительство причалов и портов, создание необходимого флота для вывоза продукции, специализированного портового флота, а также ледоколов. В системе морехозяйственного комплекса, обеспечивающего строительство и ремонт морской техники для Арктической зоны, являются судостроительные и судоремонтные предприятия.

Развитие и защита морской составляющей транспортной системы РФ арктического побережья и внутренних водных путей является актуальной задачей не только российского масштаба, но и на международном уровне. Бесспорно, стоимостные показатели, уровень рисков, противодействие конкурентов и отсутствие развитой инфраструктуры на арктическом побережье РФ не позволяют с уверенностью утверждать о гарантированном увеличении объемов грузоперевозок по Северному торговому пути в ближайший период, но очевидно, что необходимость освоения углеводородного сырья на базе принципиально новых технологий и соответствующей морской техникой арктического плавания - является приоритетной задачей.

Вышеуказанные факторы обуславливают актуальность решаемой научной проблемы, которая состоит в том, что в данном исследовании предлагаются методологические подходы в целях модернизации судостроения для нужд горнодобывающих и нефтегазодобывающих компаний Арктической зоны Российской Федерации.

В исследовании применяется междисциплинарный исследовательский подход. Совокупность статистических данных из открытого доступа взята в качестве информационной базы. В работе использованы результаты, опубликованные ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Газпром», ведущими разработку месторождений углеводородов на арктическом шельфе, а также другие материалы из открытых источников [2]. Северный морской путь включает инфраструктуру морского и смежных видов транспорта, подсистемы авиационного, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения и управления движением морских, речных и воздушных судов [3]. Первоначальный рост грузопотока обеспечивался завозом материалов и грузов для новых добывающих и промышленных проектов. Уже с 2014 г. рост грузопотока связан с началом производства нефти Новопортовского месторождения. В течение 2011-2013 гг. наблюдался резкий рост транзита, и после - такое же резкое падение. Падение транзита объясняется снижением стоимости нефтяных топлив, последовавшее за падением цен на нефть, что привело к ощутимо снижению экономической эффективности транзита по СМП для судовладельцев.

В настоящее время в России отсутствует в достаточном количестве флот, который может обслужить новые грузопотоки. Требуется строительство значительное количество новых судов для увеличения арктического флота. Для круглогодичного плавания в Арктике суда должны иметь ледовый класс не ниже Агс4 (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Прогноз потребности в морской технике для освоения углеводородов Арктической зоны

Грузо отправитель Тип судна Кол-во, шт. В эксплуата ции, шт. 2019, шт. 2020, шт. 2021, шт. 2022 , шт. 2023 , шт. 2024, шт. 2025 , шт.

Суда, зафрахтованные по долгосрочным договорам (> 25 лет)

ПАО «Новатэк» Газовоз Агс7 15 9 6

ПАО «Новатэк» Газовоз конвенциональный 11 1 7 3

ПАО «Новатэк» Танкер Агс7 2 2

ПАО «Новатэк» Портовый ледокол 12 МВт 1 1

ПАО «Новатэк» Ледокольный буксир Агсб 1 1

ПАО «Новатэк» Портовый буксир Агс4 2 2

ПАО «Новатэк» Ледокольный буксир Агсб 1 1

Итого зафрахтованные суда 33 14 16 3 0 0 0 0 0

Перспективная потребность в судах

ПАО «Новатэк» Газовоз Arc7 15 1 4 5 5

ПАО «Новатэк» Танкер Arc7 2 1 1

ПАО «Новатэк» Портовый ледокол 12 МВт 1 1

ПАО «Новатэк» Портовый буксир Arc6 4 4

ООО «УК «ВостокУголь» Балкер Arc4 9 9

ООО «УК «ВостокУголь» Балкер 2 2

АО «Нефтегазхолдинг» Танкер Arc7 (DWT 120 тыс. т) 7 2 5

АО «Нефтегазхолдинг» Танкер конвенциональный (DWT 150 тыс. т)

АО «Нефтегазхолдинг» Суда портофлота 4 4

ООО «Газпромнефть-Ямал» Arc7 7 6 1

ООО «Газпромнефть-Ямал» Arc5 3 1 2

ООО «УК «Северная звезда» Балкер 9 3 6

ООО «УК «Северная звезда» Балкер Arc6-Arc7 (DWT 45 - 50 тыс. т) 6 6

ООО «ГДК Баимская» Балкер Arc5-Arc6-Arc7 4 2 2

Итого перспективная потребность в судах 73 7 12 5 6 13 5 13 12

Перспективная потребность в ледоколах

ПАО «Новатэк» Ледоколы ЛК 60 5 1 1 1 1 1

ПАО «Новатэк» Ледоколы ЛК 40 на СПГ 4 1 1 2

Итого перспективная потребность в ледоколах 9 0 0 1 1 2 2 3 0

ВСЕГО 115 21 28 9 7 15 7 16 12

Примечание: источник - план-график реализации Федерального проекта «Северный морской путь» (версия -январь 2019)

Рынок продукции гражданского судостроения формируется на основе интересов трех таких групп хозяйствующих субъектов, как грузовладельцы, судовладельцы и организации судостроительной промышленности [4].

Промышленные, энергетические и торговые компании-грузовладельцы определяют потребности в номенклатуре и объеме грузоперевозок. Морские пароходства-судовладельцы, являющиеся преимущественно частными организациями, интегрированными в мировой рынок транспортных услуг, определяют потребности в продукции судостроения. Государство регулирует

экономические условия функционирования и приоритеты развития судостроительной промышленности, а также формирует заказ на строительство судов для нужд научно-исследовательской деятельности, аварийно-спасательной службы и ледокольного флота.

Основными секторами гражданской морской техники, способной обеспечить эффективную деятельность указанных хозяйствующих субъектов в рыночных условиях, являются:

1) средства освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе;

2) транспортные суда для перевозок морским путем;

3) скоростные суда для использования на морских и внутренних линиях;

4) научно-исследовательские суда, в том числе суда для обеспечения экологического контроля;

5) ледоколы и суда технического флота.

Ядром морской инфраструктуры, обеспечивающей судостроение и производство морской техники, являются судостроительные и судоремонтные предприятия, которые как структурные компоненты инфраструктуры, играют важную роль в развитии экономики регионов [1].

В результате проведенного анализа состояния морской инфраструктуры были выявлены следующая проблема развития морской деятельности - малая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Далее необходимо продолжить работу в части формализации результатов проведенного анализа судостроительного кластера, а также определение существующих и перспективных направлений развития его компетенций, необходимых для повышения конкурентоспособности организаций кластера, для реализации судостроительных арктических проектов.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Буянов С.И. Обновление и развитие портового флота России / С.И. Буянов // Транспорт Российской Федерации, 2012, № 6, с. 8-11.

2. Грамберг И.С. Арктика на пороге третьего тысячелетия / И.С. Грамберг. СПб.: Наука, 2000.- 247 с.

3. Кутин В. М. Экономическое развитие ремонта кораблей и судов в системе морского хозяйства Арктического региона: Дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05: защищена 04.05.2011: Кутин Владислав Михайлович -Апатиты, 2011. 163 с.

4. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития / С. М. Резер, Т. А. Прокофьева, С. С. Гончаренко.- М.: ВИНИТИ РАН, 2010.-312 с.

5. Мигунова O.A. Кластерный подход к территориальной организации региональной экономики / O.A. Мигунова // Территориальное планирование: новые функции, опыт, проблемы, решения. Сборник статей. Под ред. А.И. Чистобаева.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2009.- с. 145-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 919 "О федеральной целевой программе "Мировой океан" (с изменениями и дополнениями)

7. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 103 "О федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы"

8. Романенко A.A. Задачи регулирования развития морехозяйственного комплекса: зарубежная и российская практика / A.A. Романенко // Мореходный комплекс России: эколого-географические проблемы.- СПб.: РГО, 2005, с.106-111.

9. Рукша В.В. Экономическое развитие арктического региона и атомный ледокольный флот России / В.В. Рукша,

A.A. Смирнов, С.А. Головинский и др. // Арктика: экология и экономика, 2012, № 1(3), с. 16-25.

10. Цветков В. А. Стратегическое развитие Арктического региона в условиях больших вызовов и угроз /

B. А. Цветков, М. Н. Дудин, А. А. Юрьева // Экономика региона, 2020, т. 16, вып. 3. С. 681-695.

Список используемой литературы на английском языке / References in English

1. Bujanov S.I. Obnovlenie i razvitie portovogo flota Rossii [Renewal and development of the port fleet of Russia] / S.I. Bujanov // Transport Rossijskoj Federacii, 2012, № 6, p. 8-11. [in Russian].

2. Gramberg I.S. Arktika na poroge tret'ego tysjacheletija [The Arctic on the threshold of the third millennium] / I.S. Gramberg. - SPb.: Nauka, 2000. 247 p. [in Russian].

3. Kutin V. M. Jekonomicheskoe razvitie remonta korablej i sudov v sisteme morskogo hozjajstva Arkticheskogo regiona [Economic development of repair of ships and vessels in the marine economy of the Arctic region]: dis.... candidate of Economic Sciences: 08.00.05: defended of the thesis 04.05.2011: Kutin Vladislav Mihajlovich - Apatity, 2011. 163 p. [in Russian].

4. Mezhdunarodnye transportnye koridory: problemy formirovanija i razvitija [International transport corridors: problems of formation and development] / S. M. Rezer, T. A. Prokofeva, S. S. Goncharenko. - M.: VINITI RAN, 2010.-312 p. [in Russian].

5. Migunova O.A. Klasternyj podhod k territorial'noj organizacii regional'noj jekonomiki [Cluster approach to the territorial organization of the regional economy] / O.A. Migunova // Territorial'noe planirovanie: novye funkcii, opyt, problemy, reshenija. Sbornik statej. / ed. A.I.Chistobaeva. - SPb.: SPbGU Publishing house, 2009. p. 145-153. [in Russian].

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 avgusta 1998 g. N 919 "O federal'noj celevoj programme "Mirovoj okean" (s izmenenijami i dopolnenijami) [Decree of the Government of the Russian Federation No. 919 of August 10, 1998 "On the Federal target program" World Ocean " (with amendments and additions)] [in Russian].

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 fevralja 2008 g. N 103 "O federal'noj celevoj programme "Razvitie grazhdanskoj morskoj tehniki" na 2009 - 2016 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation No. 103 of February 21, 2008 "On the Federal target program" Development of civil Marine equipment "for 2009-2016"] [in Russian].

8. Romanenko A.A. Zadachi regulirovanija razvitija morehozjajstvennogo kompleksa: zarubezhnaja i rossijskaja praktika [Tasks of regulating the development of the marine economic complex: foreign and Russian practice] / A.A. Romanenko // Morehodnyj kompleks Rossii: jekologo-geograficheskie problemy. SPb.: RGO, 2005, p. 106-111. [in Russian].

9. Ruksha V.V. Jekonomicheskoe razvitie arkticheskogo regiona i atomnyj ledokol'nyj flot Rossii [Economic development of the Arctic region and the nuclear icebreaker fleet of Russia] / V.V. Ruksha, A.A. Smirnov, S.A. Golovinskij et al. // Arktika: jekologija i jekonomika, 2012, № 1(3), p. 16-25. [in Russian].

10. Cvetkov V. A. Strategicheskoe razvitie Arkticheskogo regiona v uslovijah bol'shih vyzovov i ugroz. [Strategic development of the Arctic region in the conditions of great challenges and threats] / V. A. Cvetkov, M. N. Dudin, A. A. Jur'eva // Jekonomika regiona, 2020, Vol. 16, Issue. 3. p. 681-695. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.