Научная статья на тему 'Перспективные стратегии непрерывности обучения в высшей школе'

Перспективные стратегии непрерывности обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плахотник Олег Витальевич, Плахотник Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные стратегии непрерывности обучения в высшей школе»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

О. В. Плахотник,

О. В. Плахотник

Развитие системы высшего образования неразрывно связано с процессами, происходящими в социокультурном пространстве страны. Идеалы «образованного общества» и «учащегося человека» стали стратегией образовательной политики многих государств. Современные ученые считают, что, формируя новую концепцию общества, важно не упустить в ней самое главное - человека (субъекта деятельности), его личность, а это требует радикальных преобразований.

В современных социокультурных условиях наблюдается активный переход к фундаментальному информационному обществу, ценностно-ориентированному на науку, интеллект, культуру, творчество, на личность - как субъекта социальной, образовательной практики и собственного развития. Этот процесс обнаруживает себя не только на уровне какого-либо одного общества, но и в качестве мировой тенденции - перехода общества и всех его социальных систем в истинно новое качество. Образование всегда являлось важнейшим социальным институтом общества, обеспечивающим его глубинные качественные преобразования.

Весьма актуально звучит мысль Долженко О.В.: «образование в меру данного общества», «образование в меру современности». В продолжение этой мысли В.М. Розин отмечает, что «образование незаметно навязывает человеку образ жизни». В современных социокультурных условиях показателем «образа жизни» становится непрерывное развитие и саморазвитие человека через образование. Категория «образовательного общества» станет базовой категорией модели образования будущего века, в основе которой должен лежать принцип «опережающего развития» интеллектуального, научного, культурного, личностного потенциала общества, который, безусловно, будет эффективен в сочетании с принципом «опережающего развития науки», так как высокодинамичный социокультурный прогресс в общественном развитии вызывает быстрое «старение» конкретно-научных и профессиональных знаний, необходимость пересмотра понятийно-категориального и теоретического фундамента современной науки и адекватных им вузовских учебных дисциплин.

Современное образование должно органично включать творчество в образовательный процесс, формировать мировоззрение, основанное на многокритериальности решений. Оно должно обес-

621

печивать междисциплинарную организацию содержания обучения, развивать гармоничность в способах и уровнях мышления, готовность выпускников не только к проектированию объектов, но и новых видов деятельности. Вместе с тем в вузе продолжает господствовать чисто «предметное» (дисциплинарное) образование, элементный подход. Ключевая проблема - отчуждение студентов и преподавателей от качества результатов обучения, невостребованность этого качества каждым последующим этапом общенаучной и профессиональной подготовки по отношению к предыдущему. Каковы же закономерные тенденции совершенствования непрерывного образования - образования XXI века и барьеры к их осуществлению в условиях традиционного образования?

Ведущими отечественными учеными подчеркивается, что в настоящее время высшая школа не способна выполнить основную социальную функцию - подготовку конкурентоспособного специалиста, качественными характеристиками которого являются: развитый интеллект, культура научного мышления, способность к культуротворческому диалогу, устойчивая ценностная ориентация на творческую самореализацию и саморазвитие в наукоемком, интеллектуальноемком, культуроемком образовательном пространстве.

В условиях традиционной образовательной парадигмы существуют препятствия такого рода подготовке. Студентов не учат осознавать и осознанно использовать интеллектуальный потенциал фундаментальных дисциплин для глубокого, целостного решения познавательных и профессиональных задач. Будущий же специалист - это методолог, обладающий широтой и глубиной научных взглядов и культурой мышления как дисциплинарного, так и междисциплинарного, системного. Они также указывают на такой феномен, как «разрывность мышления». Студенты знают суть отдельных понятий, теорий законов, могут их воспроизвести, но только в «логике описания». Существует разрыв между теоретическим знанием и деятельностью, творческим мышлением, способностью осмысливать их и преобразовывать с учетом имеющегося знания. Потенциал фундаментальных дисциплин невостребован, деятельность мышления носит преимущественно эмпирический характер без теоретического анализа самого процесса перевода логической формы научного знания в деятельностную. Эта мысль имеет место в исследованиях Н.А. Клещевой.

В условиях традиционного подхода к обучению студент должен «качественно» усвоить заранее определенное учебной программой и педагогом количество учебного материала. Как показывает прак-

622

тика, при этом отнюдь не имеет места диалектический переход «количества в качество». Содержание образования «онаучено», однако при этом в нем не выявлены его фундаментальные интегративнофилософские, ценностно-мировоззренческие, культурные основания. Содержание должно быть направлено, прежде всего, на умение добывать, а не запоминать информацию, т. е. на его непрерывность.

Сохраняется тенденция, когда «научное знание догматизируется, предметно-содержательное поле предстает как набор теорий со слабо аргументированной необходимостью перехода от одного положения теории к другому. Результат - субъект без способности к творчеству, без потребности в нем, безоружный автомат при малейшем сбое программы». Учитывая то, что в вузе доминирует информационно-репродуктивный вид обучения, мышление студента линейное, стереотипное, причинно-следственное. Поэтому они овладевают «не наукой и профессией, а ремеслом». Кроме того, в образовательной теории и практике обнаруживает себя острый мировоззренческий кризис.

Стратегическое направление совершенствования обучения -целенаправленное объединение всех дисциплин для целостного изучения явлений и процессов. Иначе говоря, междисциплинарная интеграция в процессе исследования познавательных и профессиональных проблем. Но чаще всего, ее в вузах понимают как согласование лишь научного содержания учебных дисциплин. Целью же является умение студентов использовать «аппарат» (методологию, основные понятия и положения) дисциплин в качестве методологического, теоретического и технологического средства исследования познавательных и профессиональных проблем и задач.

При этом осуществление междисциплинарной интеграции должно обеспечивать: а) построение целостных моделей изучаемых явлений, условия для осознанного понимания студентом этих явлений и разрешения конкретных познавательных проблем и ситуаций; б) умение студентов, самостоятельно осуществляя эту интеграцию, строить дисциплинарные и целостные «портреты» (модели) процессов решения познавательных и профессиональных проблем; в) развитие целостной личности студента - будущего специалиста, его интегрального мышления и видение профессиональной деятельности и мира вообще; г) качество высшего образования.

Интеграция - не просто объединение произвольного множества элементов и связанных лишь ситуативно (не конгломерат), а переход количества в качество. Это внутренняя взаимосвязанная целостность, обладающая свойствами, отсутствовавшими у состав-

623

ляющих ее компонентов. Это открытие новых связей и отношений путем включения в новые системы связей. Интегративность проявляется в целостности личности, целостности ее знания, деятельности; в постижении целостности изучаемых явлений и процессов. С этих позиций следует рассматривать процесс «взаимопроникновения, взаимообогащения ценностями и смыслом» между субъектами учебно-познавательного процесса. Кроме того, важной представляется интеграция не только на содержательном, но и деятельностном, личностном уровнях.

Интеграция выступает как концептуальный синтез содержательных, научных, философских, логических, методологических основ обучения (Баляева С.А.). Это обусловливает основу принципов построения учебных дисциплин как основ наук. Эффективность процесса обучения при этом зависит от степени целостности его как системы. Под целостностью системы понимается общее свойство систем любой природы, характеризующее высокий уровень интегрального развития их компонентных связей и способность системы производить новые интегральные качества, не свойственные отдельным ее компонентам. Применительно к системе обучения целостность -это ее обоснованность и способность на основе междисциплинарной интеграции обеспечивать целостное фундаментальное образование по всем дисциплинам, т. е. формировать у студентов потребность и умение востребовать и использовать научное содержание дисциплин как средство построения целостных процессов решения познавательных и профессиональных проблем. С точки зрения интегра-тивности новое качество обучения - это системное непрерывное развитие интеллекта. Очень важно, чтобы эта система не была жесткой, а была бы открытой, динамичной системой, способной к развитию и совершенствованию, и опиралась на творческий подход преподавателей к ее моделированию и реализации.

Таким образом, приоритетной стратегией развития современного высшего образования является повышение качества обучения через фундаментализацию, гуманизацию обучения и его непрерывность. При этом личностному, культурному, ценностному измерению обучения в современной высшей школе придается особый фундаментальный смысл.

Методологическую основу преобразований составляют: личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический, синергетический, коммуникативный подходы.

624

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.