Научная статья на тему 'Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин'

Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2197
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Р. Х., Волович Л. А., Тихонова Л. П., Гараева Н. Г., Мухаметзянова Л. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

(Основные результаты и выводы фундаментальных и прикладных исследований лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки

УРАО ИПП ПО)

Р.Х.Гильмеева, д.пед.н., проф., зав.лаб.; Л.А.Волович, член-корреспондент РАО, д-р филос.н., проф., гл.н.с.; Л.П.Тихонова, к.пед.н., в.н.с.; Н.Г. Гараева, к.филол.н., с.н.с.; Л.Ю.Мухаметзянова, к.пед.н., с.н.с.; Г.М.Багавиева, н.с.

1.1. Актуальность исследования

Анализ изменений, происходящих в сфере труда, показывает, что под влиянием процессов реструктуризации предприятий, повышения гибкости в управлении сферой производства и услуг, внедрения электронных сетей коммуникаций происходит переход к новым формам организации и условий труда. Предложения на рынке труда сегодня представляют собой работу на основе контракта с ясно очерченными обязанностями или специальные временные проекты, выполняемые одним человеком или группой людей.

Современные профессии и специальности приобретают характер динамичных краткосрочных «пакетов компетенций». Квалификации и компетенции не противопоставляются друг другу, а представляют собой различные аспекты личностно-деятельностного потенциала. В ускоряющейся экономике предприятия остерегаются создавать постоянные рабочие места, на которых специалисты работают в течение жизни - слишком быстро устаревают освоенные знания и умения. Большая часть специалистов связана с гибкими, краткосрочными проектами, требующими различных компетенций. Востребованными становятся универсальные специалисты, обладающие «пакетом

компетенций», имеющие разносторонние способности, подтвержденные практическим опытом. Сегодня вместо выполнения конкретных заданий требуются способности решать социально-профессиональные проблемы. Специалисты становятся в большей степени самостоятельными со значительной долей рыночной ответственности.

Участниками совещания образовательной Ассоциации гуманитарного знания «О переходе на двухуровневую систему в сфере гуманитарного образования» (ноябрь 2008 г.) было обозначено доминирующее положение гуманитарного образования. На совещании было отмечено, что гуманитарная сфера и гуманитарное образование получили сегодня право на жизнь в самых различных областях: в построении открытого гражданского общества; духовном возрождении страны; преодолении проявлений национальной и религиозной нетерпимости; патриотическом и нравственном воспитании. Во многих международных документах эпохи появились и уже стали общеупотре-бимыми такие термины, как «гуманитарное пространство», «гуманитарная составляющая». Европейский союз официально действует по четырем пространствам, одно из которых гуманитарное. Поэтому наше внимание к гуманитарной подготовке студентов УСПО является актуальным.

Установленные тенденции определяют новые императивы к образованию: студенты должны стремиться овладевать как можно большим числом разнообразных компетенций и одновременно быть способными приобретать новые, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. В свою очередь отечественный рынок труда, как показывает изучение его потребностей, также диктует другие требования к подготовке специалиста нового поколения, а именно:

- умение самостоятельно формулировать задачу и находить пути ее решения (4,6 балла из 5,0 возможных);

- высокий уровень теоретической и практической подготовки (4,4 балла);

- способность принимать решения (4,5 балла);

- умение общаться с людьми (4,5 балла).

Эти требования и определяют кадровую политику работодателей, испытывающих потребность в специалистах, принимающих на себя ответственность; понимающих взаимосвязь своей деятельности с деятельностью других; оперативно справляющихся с более крупными и сложными задачами; быстро адаптирующихся к изменившимся обстоятельствам; чувствующих психологическую атмосферу в коллективе.

Инновационные процессы такого порядка актуализировали проблему формирования ключевых компетенций студентов УСПО в процессе гуманитарной подготовки, т.е. тех сложных совокупностей знаний, умений, способностей, качеств и опыта личности, не связанных непосредственно с будущей специальностью, а являющихся универсальными для широкой профессиональной деятельности.

1.2. Методологическая основа исследования.

Проблема НИР: каковы организационно-педагогические условия реализации модели формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций студентов УСПО в процессе гуманитарной подготовки, ориентированной на становление и развитие личности специалиста современной формации.

Концептуальные научно-методические разработки в этом направлении (В.И. Байденко, П.П. Борисов, Л.А.Волович, Р.Х.Гильмеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков и др.) подчеркивают необходимость более глубокого исследования проблемы реализации ключевых компетенций в содержании гуманитарных дисциплин с современных теоретико-методологических позиций с учетом следующих противоречий:

- между ориентированностью современного рынка труда на специалистов, обладающих ключевыми личностными, общекультурными и профессионально значимыми компетенциями, и недостаточной разработанностью данной проблемы на теоретическом и практико-ориентированном уровнях;

- между объективной необходимостью организации процесса гуманитарной подготовки студентов УСПО, ориентированной на формирование ключевых компетенций и направленностью содержания гуманитарных дисциплин на развитие социальных, общекультурных и профессионально значимых компетенций.

Объектом исследования являются ключевые (социальные, общекультурные, коммуникативные, карьерные) компетенции студентов УСПО.

Предметом выступают организационно-педагогические условия реализации модели формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций в процессе гуманитарной подготовки.

Цель исследования: разработка модели формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций студентов УСПО в процессе гуманитарной подготовки, ориентированной на становление и развитие образа специалиста современной формации.

Гипотеза исследования: реализация модели формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций студентов УСПО в процессе изучения гуманитарных дисциплин будет соответствовать направлениям образовательных стратегий компетентностного подхода в обновлении гуманитарной подготовки, если:

1) разработка модели формирования ключевых компетенций гуманитарной подготовки студентов УСПО осуществляется с учетом: целей и задач изучения гуманитарных дисциплин, интегрирующихся с целями и задачами профессиональной подготовки студентов; взаимосвязи требований к гуманитарным знаниям, умениям, навыкам, качествам личности с требованиями производства к личности будущего специалиста; отбор и структурирование дидактических единиц гуманитарных знаний соответствует содержанию ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций гуманитарной и профессиональной подготовки, выражающихся в прогностической модели выпускника УСПО - будущего специалиста (про-

фессиограмма, психограмма, технограмма); педагогические технологии проектирования и реализации ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций гуманитарной подготовки студентов УСПО носят проектный (исследовательский, проблемно-развивающий, творческий, личностно-деятельностный) характер; критерии освоенных студентом знаний (уровень и объем, устойчивость, системность, полнота) определяют критерии оценки компетенций (оперирование знаниями, проектирование стратегии действий, выбор альтернатив, самодетерминация, готовность к нововведениям);

2) организационно-структурные и содержательные компоненты пакета ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций гуманитарной подготовки студентов УСПО предусматривают проектирование и реализацию: Положения об интеграции ключевых компетенций гуманитарной и профессиональной подготовки студента - будущего специалиста; инструктивной и учебно-методической базы (законодательные и нормативно-методические положения, Государственных образовательных стандартов, номенклатура и содержания компетенций, требований к целям и задачам интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки, требований к выпускникам, уровню их знаний, подготовленности к деятельности, описания профессиограмм, психограмм, технограмм); учебно-методического комплекса, базирующегося на организационно-структурных, содержательных и технологических компонентах традиционных и инновационных версий учебников, учебно-методических пособий, рекомендаций, справочной литературы, банке лабораторных и практических заданий, проектах самостоятельной, исследовательской, творческой работы студентов, проектах деятельности научного общества, планах и рекомендациях по курсовому и дипломному проектированию и др.

Цель и гипотеза НИР обосновали необходимость решения задач 2008

года:

1. Разработать модель формирования ключевых профессиональных компетенций в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования.

2. Определить комплекс организационно-педагогических условий реализации модели формирования ключевых профессиональных компетенций в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования.

В процессе решения первой задачи сотрудниками лаборатории были определены следующие основные аспекты разработки модели:

- актуализация гуманитарного образования в контексте глобализации образования;

- необходимость компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов среднего звена в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения;

- интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на инновационных образовательных стратегиях, парадигмах, концепциях: теория педагогического проектирования целей профессионального образования (В.П.Беспалько, О.С.Гребенюк, Г.В.Мухаметзянова, A.M. Новиков); деятельностный и личностно-деятельностный подход к обучению (М.Л. Вайсбурд, И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.В. Сериков, Н.Ф.Талызина, И.С. Якиманская); современные концепции компетентностно-го подхода (И.Г.Агаков, В.И.Байденко, И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, Г.И.Ибрагимов, В.А.Кальней, Г.В.Мухаметзянова, Дж.Равен, А.В.Хуторской, М.А.Чошанов, С.Е.Шишов, ^Brittel, N.Chomsky, T.Hoffman, D.Hymes); концепции личностно ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); концепция компетентностного подхода профессионального образования (В.И.Байденко, Э.Ф.Зеер, Г.И.Ибрагимов, Г.В.Мухаметзянова, A.M. Новиков, N.Chomsky, T.Hoffman); коммуникативное обучение (И.Л.Бим, М.Л.Вайсбурд, Р.П.Мильруд, А.А.Миролюбов,

Е.И.Пассов); концепция гуманизации и гуманитаризации профессионального образования (Л.А.Волович, Г.И.Ибрагимов, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов); моделирование профессиональной деятельности

(Н.В.Кузьмина, Н.Ф.Талызина, Г.П.Щедровицкий); концепция проблемно-развивающего обучения (В.В.Давыдов, В.В.Оконь, М.И.Махмутов); концепция проектного обучения (И.А.Зимняя, В.В.Копылова, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат);

концепции компетентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин в УСПО, разработанной коллективом лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО (Воло-вич Л.А., Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Гараева Н.Г., Фокин А.В., Махмутов А.Г., Багавиева Г.М.). В данной концепции определены цель и ведущие задачи компетентностного подхода в преподавании гуманитарных дисциплин в УСПО. Общую концептуальную идею компетентно-стного подхода, позиции которого становятся все более привычными в современном образовании (отечественном и зарубежном), можно сформулировать следующим образом: компетентностно-ориентированное образование направлено на комплексное освоение знаний и способов социально-профессиональной деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества, и государства в целом. Мы придерживаемся в своем исследовании классификации ключевых гуманитарно-образовательных компетенций специалиста, данной академиком Г.В.Мухаметзяновой.

Решение исследовательских задач, связанных с повышением статуса компетентностного подхода в процессе системной гуманитарной подготовки студентов ССУЗ педагогического профиля, предполагает учет трех аспектов. Аспект первый - концептуальный, базирующийся на выстраивании логики философских оснований моделирования заявленной системы. Аспект второй - разработка теоретико-прикладной модели личностно-социально-профессионального статуса специалиста-педагога нового типа. Аспект тре-

тий - интеграция целостного и ценностного набора смыслов компетентност-ной палитры философских оснований и органически нового парадигмального ресурса формирования социокультурного типа педагогической элиты.

Теоретический и эмпирический анализ всех ситуативных ингредиентов гуманитарной подготовки педагогов нового поколения в средней профессиональной школе подтверждает наш генеральный интегративный замысел опе-рационально-компетентностного порядка. Выстроена оригинальная философская оснастка компетентностной аргументации целей и смыслов образовательной политики в новом оригинальном контексте. Именно этот контекст и обеспечивает диалектику личностно-социально-профессиональной парадигмы образовательной политики. Данного рода диалектика позволяет создать гармонизированный ряд этого парадигмального типа. Здесь-то и заявляют о себе, не могут не заявить и личностная мобилизационная компетентность, и компетентность профессиональная, и социальная компетентностная стратегия. На этом уровне и проявляется компетентностный подступ к системно-логическому ряду смыслов при цельной диалектике личностно-социально-профессионального характера: знание, понимание, переживание, интуиция, прочувствование, предвидение, предощущение, анализ, вывод.

Ключевые компетенции выстроенного ряда аргументов, смыслов и целей формирования духовного ресурса новых поколений студентов педагогических ссузов, да и вузов создают маршрутную прерогативу их философско-гуманитарной подготовки с высокой мерой компетентностной установки. Это и есть та ключевая гарантия личностно-социально-профессиональной надежности педагогов нового типа.

Итак, стержневая идея заявленной проблемы - философское основание и ее интегративный ресурс в построении модели компетентностной парадигмы. Смысл этого рода заявки состоит в корневой опоре на философские корни познания, в том числе на уровне гуманитарно-педагогической подготовки. Здесь в качестве опорного аргумента выступает базовый познавательный фактор. Если исходить из того, что философский критерий познания опира-

ется на смысл знания с его аргументативной логикой, то в основу нашей концептуальной логики ложится серия законов, норм, принципов, тенденций, обеспечивающих масштабность опорной модели. В их числе - возможность, вероятность, необходимость и неизбежность истинной прерогативы выхода на теоретико-прикладную модель целостной и диверсификативной парадигмы компетентностной стратегии и тактики педагогического познания, знания и смысла. Отсюда и новый стиль компетентностной логики - выход на адаптативный уровень интегративного формирования личностно-социально-профессиональной компетентности специалистов нового поколения. Данного рода набор учебных предметов гуманитарного статуса тради-ционен. Это - философия, культурология, филология, физкультура, иностранные языки, история, география, психология и, конечно, педагогика.

Анализируя комплекс наиболее часто встречающихся требований к специалистам в процессе проведенных исследований было установлено, что все эти требования условно группируются по трем направлениям, согласно которым разрабатывалась модель формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций гуманитарной подготовки студента УСПО с учетом структуры профессиограммы (описание основных видов учебно-познавательной и профессиональной деятельности, метапрофессиональных и предметных компетенций, обеспечивающих их успешность), технограммы (совокупность личностных, в том числе профессионально-важных качеств студента - будущего специалиста, отражает требования работодателя к качеству подготовки и его рекомендации к формированию компетенций), психограммы (готовность личности к профессиональной деятельности: устойчивая направленность личности, навыки выбора жизненных стратегий, социокультурных ценностных ориентаций, ориентация на самодетерминацию, навыки рефлексии и саморефлексии, свободы воли, интуиции, самоорганизации, умения планировать рабочее время, вести здоровый образ жизни).

Структура и содержание прогностической модели специалиста определяют приоритетные компоненты модели формирования ключевых компетенций студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в УСПО. К ним относятся:

I. Логико-методологический компонент.

II. Структурно-функциональный компонент.

II. Технологический компонент.

IV. Критериальный компонент.

Модель представляет собой интеграцию приоритетных компонентов, обеспечивающих целостность процесса на семи выявленных уровнях:

I уровень - теоретико-методологический.

II уровень - структурно-функциональный.

III уровень - структурно-содержательный.

IV уровень - профессионально-личностный.

V уровень - структура проектирования ключевых компетенций.

VI уровень - технологический.

VII уровень - критериальный.

На первом уровне определены основные методологические подходы к проектированию модели, выражающиеся в сущностных характеристиках образовательных стратегий.

- развитие студента как личности в процессе его обучения. Центрация образования на становление личности обусловливает принципиально новые организацию содержания образования и технологии обучения;

- цели формирования ключевых компетенций (когнитивные, ценностные, мотивационные, деятельностные, прогностические) в процессе усвоения предметной и метапредметной части гуманитарных знаний, составляющих методологическую базу развития личности в условиях динамически изменяющейся образовательной стратегии;

- вариативность обучения, предоставляющая студентам траектории выбора образовательных программ с учетом личностных способностей, ин-

тересов и потребностей, а также потребностей рынка труда в специалистах, обладающих ключевыми компетенциями;

- единство фундаментальной, гуманитарной и профессиональной подготовки;

- непрерывность образования, т.е. создание и развитие системы взаимосвязанных профессиональных образовательных программ (включая программы дополнительного образования), обеспечивающих завершенность каждого образовательного этапа и дающих возможность прерывать образование для перехода в сферу профессиональной деятельности, либо продолжить образование в образовательном учреждении иного типа.

В ходе исследования установлены функции, детерминирующие базисное ядро модели формирования ключевых компетенций в процессе преподавания экспериментальных дисциплин: личностно-развивающие (мотивация, опосредование, коллизия, критика, рефлексия, смыслотворчество, ориентация, самодетерминация и др.); диагностические (определение социально-профессиональной направленности - мотивов, интересов, отношений, установок, выявление уровня компетентности, установление степени выраженности профессионально важных качеств и способностей); деятельност-ные (удовлетворение потребностей личности в повышении компетентности и подготовленности, необходимых для конкретной деятельности); адаптационные (развитие профессиональной мобильности, способности к самообразованию, самоменеджменту (проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни), нахождение индивидуального стиля выполнения профессиональной деятельности); коррекционные (компенсаторные) - внесение изменений в траекторию профессиональной жизни, преодоление профессиональных кризисов, деформаций и стагнации, гармонизацию профессионально-психологического профиля личности; прогностические (опережающие) - раскрытие творческого потенциала специалиста, формирование установки на профессиональный рост и карьеру, готовности к нововведениям; познавательные (развитие знаний личности о мире, образовании, про-

свещении, труде, мире профессий в процессе изучения гуманитарных дисциплин, познание нового, самообразование); коммуникативные (развитие навыков самоконтроля по установлению контактов с окружающими людьми, установлению толерантных отношений, владение вербальными и невербальными средствами общения, умений работать с людьми, осуществлять руководство); рефлексивные (совершенствование способностей принимать решения в различных профессиональных ситуациях, критически использовать знания, корректировать ошибки).

Структура и содержание модели формирования ключевых компетенций выражается в системно-целостной направленности подготовки личности студента - будущего специалиста, обладающего установленным набором компетенций, необходимых для вхождения в жизнедеятельность современного рынка труда.

Определены и выявлены ведущие принципы формирования ключевых компетенций гуманитарной подготовки студентов: системности, целостности, преемственности, гуманизации, поливариативности, фундаментальности, интеграции, этнокультурной самоидентификации, глобализации. Данные принципы получили уточнение в предметах и экспериментальных элективных курсах в процессе формирования ключевых профессиональных компетенций (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных).

Предметноориентированными принципами реализации модели формирования ключевых компетенций гуманитарной подготовки студентов являются:

- принцип личностного целеполагания - ориентация на личность студента УСПО - будущего специалиста современного высокотехнологичного производства;

- принцип интеграции, ориентирующий цели гуманитарной подготовки личности студента на цели профессиональной подготовки специалиста новой формации;

- принцип взаимосвязи требований к гуманитарной подготовки с требованиями производства к личности будущего специалиста;

- принцип соответствия дидактических единиц гуманитарных знаний содержанию социальных, общекультурных, коммуникативных и карьерных ключевых компетенций, выраженных в прогностической модели выпускника УСПО (профессиограмма, психограмма, технограмма);

- принцип проектной деятельности, направленный на развитие социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных компетенций в процессе исследовательской, проектной, проблемно-развивающей, творческой учебно-познавательной деятельности студентов;

- принцип самодетерминации, выражающийся в проектировании индивидуальной траектории самоопределения, самообразования, самостоятельности, самореализации в учебно-профессиональных видах труда, обеспечении уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями;

- принцип коррекции, предусматривающий обновление социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных ключевых компетенций гуманитарной подготовки студентов УСПО, имеющих традиционалистский содержательный уровень знаний общеобразовательной школы, и прагматической (ремесленнической) направленности профессионально-значимых компетенций, рекомендуемых производством.

Содержание модели формирования ключевых компетенций в гуманитарной подготовке студентов УСПО предполагает:

1. Теоретическое обоснование:

- формирование информационной базы учебно-научных знаний;

- определение целей и задач содержания подготовки студентов;

- построение концептуальных схем, моделей учебно-программной документации, обоснование взаимосвязи элементов содержания образования;

- определение принципов построения содержания образования и дидактического модуля; разработка критериев отбора содержания образования;

- развитие категориального аппарата содержания ключевых компетенций (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных);

- выбор дидактических и методических форм и методов проектирования.

2. Структурно-смысловое проектирование содержания подготовки в границах дидактического модуля:

- научное обоснование принципов отбора содержания и структурирования учебного материала;

- определенные системы теоретических знаний, обеспечивающих фун-даментализацию подготовки, и практических знаний, составляющих основу профессиональных умений;

- установление междисциплинарных связей в сопряженных полях профессиональной деятельности;

- выявление интегративных связей профессионального знания с другими науками (техническими, естественнонаучными, социально-гуманитарными) и определение системы профессионального знания как единой совокупности;

- выделение в содержании подготовки основных компонентов: а) инвариантной части, представляющей собой описание новых и перспективных для современного производства (отрасли) технологий, технических объектов и пр.; б) профессиональной части, объединяющей профессионально направленные знания, отбираемые в соответствии с группами профессий; в) специализированной части, включающей понятия и теории, отбираемые в соответствии со специализацией обучаемых; г) мировоззренческой части, объединяющей социально-гуманитарные, экологические знания, обеспечивающие мировоззренческую направленность учебного знания.

3. Методическое обеспечение содержания модели формирования ключевых компетенций:

- составление технологической карты (целеполагание, дозирование заданий для самостоятельной работы студентов, формы и методы обучения, методы диагностики и коррекционной работы);

- учет индивидуально-возрастных особенностей студентов;

- формы и методы работы с одаренными студентами;

- особенности сотворчества преподавателей и студентов;

- интериоризация знаний студентами.

Интеграцию гуманитарного образования будущих специалистов обеспечивают комплекс теоретических основ гуманитарной подготовки; учебно-методический материал; технологии и методики освоения предметов; виды учебной деятельности; стратегии профессиональной и личностной самореализации. Все эти элементы составляют содержательно-структурные единицы гуманитарной подготовки студентов УСПО в реальной практике обучения, которые выходят на следующие содержательные характеристики: связь со стандартом, сущность содержания знаний, связь с ценностями, содержание знаний и творчества, содержание знаний как основа самореализации.

Описанные содержательные характеристики позволили нам выделить следующие компоненты содержания гуманитарной подготовки специалистов: эмоционально-ценностный, критический, рефлексивный, творческий, регулирующий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектирование профессиональной подготовки направлено на определение и обоснование содержания образования как системы и на уровне отдельных учебных дисциплин. Под содержанием образования можно понимать систему элементов объективного опыта человечества: знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, общественно-политических и профессиональных качеств, которые необходимо сформировать у специалистов соответствующего профиля для успешной деятельности в избранной сфере общественно полезной практики. Таким образом, если содержание образования рассматривать как цель, то средством ее достижения может быть содержание обучения, то есть комплекс учебной информации, который предъявля-

ется студентам для изучения и обеспечивает формирование у них заданной системы знаний, умений, навыков, необходимых качеств личности.

К общеметодологическим принципам формирования содержания профессиональной подготовки можно отнести: гражданскую и гуманистическую направленность содержания; социальную востребованность и обусловленность практикой общественных перемен; самотворчество, самореализация, самоактуализация; развивающий характер учебного материала; интегриро-ванность, взаимосвязанность и взаимообусловленность изучаемого материала.

Специфическими принципами проектирования содержания профессиональной подготовки могут быть:

Принцип системности, позволяющий рассматривать все проектируемые междисциплинарные знания как единое целое.

Принцип целостности, отражающий в проектировании целостную профессиональную деятельность специалиста и адекватное ей целостное содержание профессиональной подготовки.

Принцип интеграции и дифференциации, ориентирующий проектирование содержания профессиональной подготовки, как на синтез широкого круга междисциплинарных знаний, так и на отдельные учебные дисциплины с конкретными областями знаний.

Принцип динамичности, выражающийся в постоянном предвидении новых тенденций и изменений в инженерном и гуманитарном образовании и отражении их в содержании профессиональной подготовки.

Компетентностная парадигма образования актуализирует проблему освоения и реализации инновационных педагогических технологий. В частности, интерактивные технологии, технологии индивидуализации обучения. В целом, педагогические технологии модели формирования социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных компетенций в процессе гуманитарной подготовки студентов УСПО отражают проектный, исследовательский, проблемно-развивающий, творческий, личностно-деятельностный

характер. Приоритетное положение занимают технологии проектной деятельности: фактологическая, модульная, монопредметная, комплексная и дополняющая.

Все перечисленные технологии обогащают обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения.

Цель инновационных технологий - оптимизация процесса профессионального становления личности студента, направленного на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.

Достижение этой цели предусматривает решение ряда задач: формирование у студентов мотивации учебной и научно-исследовательской активности; повышение уровня профессионализма научно-педагогических кадров; построение системы обучения на интегративной основе (меж(внутри)предметных интеграционных механизмов, интеграции форм обучения и воспитания); организация непрерывного мониторинга качества подготовки и рациональной коррекционной работы со студентами.

На практике указанные технологии в профессиональном образовании реализованы нами на основе следующих принципов:

1. Принцип формирования действенных компетенций (социальной, общекультурной, коммуникативной, карьерной.) студента как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации.

2. Принцип проблемно-тематической и целевой интеграции дисциплин социогуманитарного и художественно-эстетического циклов через разнообразные формы деятельности, а не предметно-информационное насыщение.

3. Принцип внутрипредметной интеграции, обеспечивающий системную целостность дисциплинарных знаний, умений, навыков.

4. Принцип диалектического единства форм, методов обучения, направленный на расширение интеллектуальной деятельности студентов, раз-

витие у них учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию.

5. Принцип личностно-ролевой организации учебно-воспитательного процесса, то есть участие студентов как субъектов педагогического процесса в целеполагании, планировании, организации, корректировке собственного образования; выполнение некоторых социальных ролей (лектор, рецензент и др.) под руководством преподавателя; эмоциональное насыщение учебного материала.

6. Принцип учета индивидуально-возрастных особенностей студентов, способствующий развитию у них познавательной мотивации и творческого мышления; реализации образовательных потребностей; выбору оптимальных форм и методов коррекционной работы по итогам мониторинга качества подготовки.

7. Принцип содействия самореализации и самоутверждению субъектов образовательного процесса, посредством организации элективных курсов, факультатив, деятельности студенческого научного общества и др.

8. Принцип социально-педагогической поддержки субъектов педагогического процесса, основанного на гуманистическом отношении обучаемых и педагогов друг к другу; педагогической этике, пропагандирующей гуманное отношение к воспитанникам; умении участников образовательного процесса открыто выражать свои мысли.

Организация обучения на основе вышеизложенных принципов требует полипарадигмального подхода, представляющего собой диалектическую взаимосвязь научных подходов.

Достоинством представленных технологий развития ключевых компетенций в преподавании гуманитарных дисциплин является эмоциональная и интеллектуальная насыщенность занятий, инициирующая перестройку сознания студента и коррекцию его социокультурного опыта.

Ключевые компетенции ориентируют гуманитарную подготовку на иной подход к использованию инновационных технологий, идентичных как

целям, задачам, содержанию формирования ключевых компетенций, так и содержанию изучаемого материала гуманитарных дисциплин. Среди этих технологий особая миссия отводится проектным методам, конструктивному обучению, имитационному планированию предстоящей учебно-познавательной и практической деятельности, учению по ситуативному методу, ролевым играм, портфолио профессионально-личностного развития, интегративным способам обучения, тренингам корпоративности, развивающей диагностике, группам развития организации, методу «кейс-стади».

Метод проекта выступает в роли практического замысла, который реализуется обучаемым. В процессе формирования ключевых компетенций предметного характера студенты на занятиях самостоятельно формулируют проблему, цель, гипотезу, задачи, разрабатывают перспективные планы работы, практически их осуществляют, оценивают и контролируют качество конечного продукта. В роли продукта выступают рекомендации для образовательного учреждения и производства, доклады, конспекты материалов на заданную тему, рефераты, курсовые исследовательские проекты, тезисы, статьи на студенческие научно-практические конференции, результаты исследований для молодежных грантов, компьютерные программы.

Метод конструктивного обучения аналогичен техническому проектированию.

Имитационное планирование предстоящей практической деятельности представляет собой разновидность ролевой игры в процессе обучения. Эта технология стимулирует индивидуальную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе. При этом у студентов формируется понимание зависимости технологии от содержания изучаемого материала.

Ситуативный метод стимулирует аналитическое мышление, развивает способности к переносу и применению теоретических знаний в практической деятельности, учит групповой работе.

Интерактивные методы обучения. К ним относятся имитационные, ролевые и деловые игры. Эти методы позволяют существенно повысить познавательную активность студентов, что способствует значительному росту их компетенций, а также помогают развить такие профессионально значимые компетенции, как способность формулировать проблему, инициативность, самостоятельность, умение работать в команде.

Тренинги корпоративности. Повышают социально-профессиональный статус, профессиональное самосохранение, социально-профессиональную адаптивность.

Развивающая диагностика. Диагностика проблем развития социального и профессионального потенциала студента - будущего специалиста. Эта технология рассчитана на повышение мотивации профессионального роста, формирование адекватной самооценки, личностного и профессионального статуса.

Метод «кейс-стади». Суть этой технологии заключается в том, что студентам предлагается осмысление реальной социальной проблемы или ситуации. Исходным материалом при обучении является пакет (кейс), в котором находится информация о проблеме, заключающейся в содержании изучаемой темы. Обучаемые, всесторонне проанализировав и обсудив проблемную ситуацию, обосновывают ее решение, которое в дальнейшем подвергается экспертной оценке. В процессе анализа и поиска оптимального решения формируются такие важные компетенции, как мотивация достижений, гибкость мышления, корпоративность и ответственность.

Метод «протфолио профессионально-личностного развития». Суть этой технологии заключается в организации психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально-личностных компетенций студентов и отражении динамики компетентностного развития обучаемых на основе реализации текстуально-идеологической концепции гуманитарного образования.

Достоинством представленных технологий развития ключевых компетенций в преподавании гуманитарных дисциплин является эмоциональная и интеллектуальная насыщенность занятий, инициирующая перестройку сознания студента и коррекцию его социокультурного опыта.

Выявленные и обоснованные в процессе исследования критериальные показатели позволили выделить универсальные критерии эффективности модели формирования ключевых профессиональных компетенций: обобщенность, которая проявляется в готовности переноса компетенций на разные сферы и виды деятельности; функциональность, которая характеризуется готовностью включения в ту или иную деятельность и фиксирующая эти моменты.

Доминирующими характеристиками анализируемых компетенций выступают: готовность к их проявлению (мотивационный аспект); владение знанием содержания (когнитивный аспект); опыт проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (деятельностный аспект); отношение к содержанию и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления.

Овладение ключевыми профессиональными компетенциями является важной задачей современной педагогической теории и практики. Анализ имеющихся и проектируемых ключевых компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать адекватные технологии обучения, определить механизмы внутреннего и внешнего оценивания студента. Образовательным результатом при таком подходе выступает комплекс или совокупность ключевых компетенций, отражающих личностно-профессиональное развитие.

На первом этапе исследования, характеризуя компонентный состав модели компетентностного подхода, сотрудники лаборатории выявили мета-предметные (универсальные) компетенции: (социальные, общекультурные, коммуникативные, карьерные), которые определены как (социально-профессиональные знания, умения, навыки, качества личности интегративно-

го (универсального) характера, направленные на успешность деятельности в избранной профессии).

В процессе исследования были выявлены также предметные компетенции в процессе изучения опытно-экспериментальных дисциплин: истории отечества, татарской литературы, социальной психологии, элективных курсов: «Философия образования», «Культура повседневности», «Педагогика искусства», «Методология и методика педагогического исследования», которые в целом определяются как («знания, умения, навыки, качества и опыт деятельности студентов в учебно-познавательной и социально-значимой деятельности, обусловленный спецификой содержания изучаемого материала).

Установленные показатели и характеристики гуманитарно-образовательных компетенций детерминируют состав, структуру и содержание ключевых компетенций, присущих гуманитарным дисциплинам. Эти компетенции имеют надпрофессиональный характер и проявляются в любой деятельности, но применительно к гуманитарной подготовке, обладают спецификой, обусловленной содержанием изучаемого материала. Это прежде всего:

1) личностные компетенции, относящиеся к человеку как личности, субъекту деятельности и общения:

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; карьеры; ценности культуры (живопись, музыка, искусство, языки, литература, история, религии); науки; производства;

- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

- компетенции интеграции: структурирование знаний, актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональ-

ное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка; владение иностранным языком; овладение знаниями истории государства, региона, учебного заведения, отрасли, профессии, семьи;

2) коммуникативные компетенции, относящиеся к взаимодействию человека и социальной сферы:

- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их нейтрализация; сотрудничество; толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол); социальная мобильность;

- компетенции общения (устное, письменное): диалог, монолог, конструирование и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни взаимодействия с окружающими;

3) компетенции, относящиеся к деятельности личности:

- компетенции учебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, творчество, интеллектуальная деятельность;

- компетенции практико-ориентированной деятельности: игра, учение, труд; средства и способы практической деятельности (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности);

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и интернет технологиями;

- компетенции адаптационные: профессиональная мобильность, способности самоидентификации, устойчивость индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- коррекционные (компенсаторные): преодоление личностных и профессиональных кризисов, деформаций, гармонизация личностных и профессиональных потребностей;

- квалиметрические: адекватная оценка качества личностных знаний, профессионально значимых качеств ключевых компетенций, уровня сформи-рованности социально-профессиональной адаптации.

В ходе опытно-экспериментальной работы определение среднего значения рейтинга значимости профессиональных ключевых компетенций позволило установить нечеткость представлений студентов и преподавателей о приоритетности данных компетенций в содержании социально-гуманитарных дисциплин. Была выявлена тенденция, свидетельствующая о необходимости коррекции в упорядочивании набора компетенций и о создании пакета компетенций в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. это отметили около 70% преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и около 80% студентов.

Структура и содержание ключевых профессиональных компетенций (социальные, общекультурные, коммуникативные, карьерные) обладают свойствами метапредметного (универсального) и предметного характера. Метапредметный уровень компетенций предполагает социально-профессиональные знания, умения и качества личности студента - будущего специалиста, имеющие универсальный характер для предметов любого цикла.

Предметный уровень опосредован содержанием изучаемых дисциплин и одновременно содержание компетенций опосредует и видоизменяет дидактические единицы любой дисциплины. Эта взаимозависимость позволяет по новому систематизировать учебные планы, программы, содержательные модули и блоки и выразить их не в структуре дисциплин, а в составе компетенций. Этот процесс определяет необходимость разработки пакета компетенций по каждой дисциплине.

В логике исследовательского поиска были апробированы пакеты ключевых компетенций по гуманитарным дисциплинам в ССУЗ разного профиля: технического, сферы обслуживания, хореографического, педагогического.

Критерии оценки усвоенных студентами гуманитарных знаний определяются по уровню, объему, устойчивости, системности, полноте, а критерии оценки ключевых компетенций - по оперированию знаниями, проектированию стратегии действий, выбору альтернатив, самодетерминации, готовности к нововведениям.

Установленная тенденция определяет необходимость решения задачи разработки учебников и учебно-методических пособий нового поколения по предметам гуманитарного цикла в логике реализации компетентностного подхода.

Вторая задача предусматривала определение комплекса организационно-педагогических условий реализации модели формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций студентов УСПО в процессе гуманитарной подготовки. Нами были определены приоритеты следующих групп условий:

I. Организационно-управленческие условия: создание инновационной образовательной среды как императивного условия; включение педагогического коллектива в процесс реализации модели формирования ключевых профессиональных компетенций в гуманитарной подготовке в УСПО.

II. Содержательные условия: систематизация и интеграция предметных и ключевых профессиональных компетенций в содержании конкретных гуманитарных учебных дисциплин и элективных курсов гуманитарного профиля.

III. Технологические условия: метод проекта, метод конструктивного обучения, имитационное планирование, ситуативный метод, интерактивные методы обучения, тренинги корпоративности, развивающая диагностика, метод «кейс-стади».

IV. Психолого-педагогические условия: создание развивающей образовательной среды; механизма стимулирования мотивации к саморазвитию и самореализации; исследование динамики профессионально-личностного развития.

V. Контрольно-диагностические условия: выработка критериев и контрольно-оценочных параметров мониторинга качества подготовки студентов.

VI. Учебно-методическое обеспечение формирования ключевых профессиональных компетенций: разработка учебно-методических пособий по реализации профессиональных компетенций в учебных дисциплинах и элективных курсах гуманитарного профиля (история отечества, татарская литература, «Философия образования», «Культура повседневности», «Педагогика искусства», «Методология и методика педагогического исследования»).

Таким образом, определен комплекс доминантных организационно-педагогических условий реализации модели формирования ключевых (социальных, общекультурных, коммуникативных, карьерных) компетенций в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: инновационность образовательной среды; структура и содержание учебно-методического обеспечения модели формирования ключевых компетенций:

- нормативная и учебно-методическая база (Государственный образовательный стандарт, учебный и тематический план, планы и программы лекционных, семинарских и практических занятий в соответствии с общим учебным планом, набор компетенций);

- учебно-методический комплекс (организационно-структурные, содержательные и технологические компоненты традиционных версий учебников, учебно-методических пособий, рекомендаций, справочной литературы, банк лабораторных и практических работ, проекты самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности студентов, проекты деятельности студенческого научного общества, планы и программы курсового и дипломного проектирования, планы и программы интеграции УСПО, базового вуза и производства); мониторинг качества учебного процесса, опирающегося на

компетентностный подход; структура и содержание «пакета ключевых компетенций» и «портфолио профессионально-личностного развития студентов».

В процессе решения опытно-экспериментальной работы была определена приоритетная тенденция современной организации учебного процесса: комплексное освоение философских, исторических, филологических знаний, а также формирование умений и навыков, качеств в процессе изучения элективных курсов «Философия образования», «Методология и методика исследования», «Педагогика искусства», «Культура повседневности» и способов социально-профессиональной деятельности, обеспечивающих функционирование личности в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах самой личности, общества и государства. Эта тенденция предопределила структуру и содержание пакета ключевых компетенций как организационно-педагогического условия формирования личности специалиста. Экспериментальной проверке подвергались организационно-структурные и содержательные компоненты пакета, в котором отражаются:

- цели и задачи изучения гуманитарных дисциплин с учетом целей и задач компетентностного подхода;

- требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам студентов;

- требования к выпускнику, выраженные в профессиограммах;

- варианты педагогических технологий исследовательского, проблемно-развивающего, творческого, личностно-деятельностного, проектного характера;

- планирование и оценка трудоемкости студентов в учетно-кредитных единицах;

- критерии оценки освоенных студентом знаний: уровень знаний, устойчивость, системность, полнота, структура, объем;

- критерии оценки компетенций: оперирование знаниями, проектирование стратегии действий, выбор альтернатив, самоидентификация, готовность к нововведениям.

Портфолио профессионально-личностного развития разработано для обеспечения формирования профессионально-педагогических компетенций студентов в процессе изучения предметов филологического цикла и элективного курса «Педагогика искусства».

В основу портфолио положено разрешение противоречия между объяснительными методами диагностики (наблюдение, тестирование, метод анализа результатов) и герменевтической (понимающей) описательной диагностикой

Концептуальные идеи портфолио: профессионально-рефлексирующая направленность состоит в выборе рефлексивных средств, обращенных к личности студента. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет переориентацию позиции педагога с обобщенного знания студентов на понимание личностной индивидуальности каждого студента. Экзистенционально-гуманистическая направленность предполагает компетентностное взаимодействие педагога и студента.

Принципы составления портфолио: принцип системного учета на каждом этапе развития профессиональных компетенций; принцип целесообразности коррекционно-развивающей работы; принцип динамики профессионально-личностного развития студентов с интерпретацией диагностических данных.

Портфолио состоит из четырех разделов. Первый раздел «Профессионально-личностное «Я» объединяет следующие документы: автопортрет, автобиография, контракт с самим собой, профессионально-личностные планы, самоанализ их исполнения, профессионально-речевая самопрезентация.

Во втором разделе «Герменевтическая самодиагностика профессионально-личностных компетенций» представлены следующие методики: личностные карточки, синквейн, профессиограмма, педагогический этюд, педагогическое эссе.

Третий раздел «Психолого-педагогическое сопровождение» содержит карту психолого-педагогического сопровождения развития ключевых про-

фессиональных компетенций студентов; результаты анализа динамики их развития.

В четвертом разделе «Профессионально-личностные достижения студентов» представлены творческие работы, курсовые и дипломные проекты, похвальные листы и грамоты, подтверждающие профессиональный рост будущих специалистов.

Кроме портфолио профессионально-личностного развития разработаны портфолио по учебным дисциплинам филологического цикла и элективному курсу «Педагогика искусства», которые основаны на текстуально-диалогической концепции гуманитарного образования.

Особое место в содержательном компоненте системы учебно-методических условий реализации модели формирования ключевых компетенций студентов УСПО занимают условия использования словаря герменев-тико-мировоззренческих идей в процессе преподавания татарской литературы. Подобный словарь компенсирует пробел, связанный с отсутствием недостаточного учебно-методического обеспечения учебного процесса, и способствует систематизации понятий, способствующих формированию этнокультурных ценностей, позволяя систематизировать и выделить ключевые идеи этнокультурной направленности в преподавании татарской литературы в УСПО Татарстана.

Опираясь на ведущие положения, которые были апробированы в 2008 году и изложены в концепции, а также конкретизируя результаты исследования этого года по предметам и элективным курсам была определена научная новизна исследования, которая заключается в разработке теоретико-методологического обоснования модели формирования ключевых профессиональных компетенций студентов УСПО в процессе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла (философия образования, методология и методика исследовательской деятельности, история отечества, имиджелогия, педагогика искусства, татарская литература, культура повседневности), ее

структуры, целей, функций, содержания, технологий, УМО, критериальной базы.

Теоретическую значимость определяет ведущая идея разработки модели формирования ключевых профессиональных компетенций - идея компе-тентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов УСПО - будущих специалистов высокотехнологичного производства как образовательная стратегия, направленная на реализацию принципа гармонизации потребностей рынка труда в специалистах, обладающих необходимым и достаточным уровнем ключевых профессиональных компетенций, и направленностью преподавания гуманитарных дисциплин на формирование этих компетенций.

Перспективу научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы на 2009 год сотрудники лаборатории видят в разработке научно-методического обеспечения формирования ключевых профессиональных компетенций в процессе гуманитарной подготовки в соответствии со стандартами третьего поколения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создании учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам и элективным курсам гуманитарного профиля («История Отечества», «Философия образования», «Методология и методика исследования», «Педагогика искусства», «Татарская литература»);

- корпоративном обучении и подготовке руководителей и преподавателей экспериментальных площадок к внедрению УМК в педагогическую практику УСПО;

- корректировке квалификационных требований к конкретным профессиям с учетом разработанных УМК и их согласовании с работодателями (руководителями предприятий и организаций);

- определении особенностей гуманитарной подготовки в системе НПО-СПО-ВПО в связи с переходом на двухуровневую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.