Научная статья
УДК 338.47
DOI: 10.26118/2782-4586.2024.94.88.029
Суполова Юлия Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Паристова Людмила Платоновна
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ ЛОУКОСТ-АВИАКОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье дано определение термина «низкобюджетный перевозчик», представлена краткая историческая справка развития лоукост-ави-аперевозок в мире и в России. Определена структура расходов лоукост-авиакомпании на примере АО «Авиакомпания «Смартавиа», дана оценка возможностей сокращения расходов, в частности, расходов на аэропортовое обслуживание пассажиров и воздушных судов (ВС). В результате проведенного исследования определена структура расходов лоукост-авиакомпании на примере АО «Авиакомпания «Смартавиа», выявлено, что большую долю в расходах составляют расходы на аэропортовое обслуживание пассажиров и наземное обслуживание ВС. Исходя из внутренних данных авиакомпании, становится ясно, что в ряде региональных аэропортов расходы на обслуживание даже выше, чем в крупных аэропортах РФ. Это связано с неразвитостью инфраструктуры, низкой интенсивностью полетов в данных аэропортах. В связи с чем были предложены варианты сокращения издержек на аэропортовое обслуживание пассажиров, багажа и ВС. Предполагается, что реализация данных вариантов позволит авиакомпании повысить свои доходы, не потеряв качество обслуживания.
Ключевые слова: авиакомпания, лоукост, низкобюджетные авиаперевозчики, расходы, аэропортовое обслуживание, оптимизация.
Supolova Yulia Sergeevna
St. Petersburg State University of Civil Aviation Paristova Ludmila Platonovna
St. Petersburg State University of Civil Aviation
PROMISING AREAS OF COST REDUCTION FOR LOW-COST AIRLINES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.The article defines the term "low-cost carrier", provides a brief historical summary of the development of low-cost air transportation in the world and in Russia. The cost structure of a low-cost airline is determined using the example of
JSC Smartavia Airlines, and an assessment of the possibilities of reducing costs, in particular, the costs of airport passenger and aircraft services (AF), is given. As a result of the conducted research, the cost structure of the low-cost airline was determined on the example of JSC Smartavia Airlines, it was revealed that a large share of the costs are expenses for airport passenger service and ground handling of aircraft. Based on the airline's internal data, it becomes clear that in a number of regional airports, service costs are even higher than in large airports in the Russian Federation. This is due to the underdevelopment of infrastructure, low flight intensity at these airports. In this regard, options were proposed to reduce the cost of airport passenger, baggage and aircraft services. It is assumed that the implementation of these options will allow the airline to increase its revenues without losing the quality of service.
Keywords: airline, low-cost airline, low-cost carriers, expenses, airport maintenance, optimization.
Актуальность данного исследования обусловлена неразвитостью сегмента лоукост в гражданской авиации Российской Федерации. Лоукост-авиакомпании вынуждены приравнивать стоимость билетов на свои рейсы к стоимости билетов классических авиакомпаний. Чаще всего это связано с высокими расходами, которые, несмотря на отсутствие ряда услуг у лоукостеров, все же достаточно высоки. Сокращение расходов без потери качества обслуживания и нарушения законодательства РФ - ключевая задача каждого лоукостера.
ИКАО трактует понятие лоукост так: «... авиаперевозчик, который имеет структуру с относительно низкими расходами и предлагает низкие тарифы» [1]. Уже в 2004 году ИКАО дает даже определенную классификацию лоукост-авиакомпаний: независимые, дочерние авиакомпании крупных перевозчиков, бывшие чартерные, в отдельную категорию выделяется наиболее бюджетный сегмент - no frills carrier, авиакомпании, которые предоставляют совсем ограниченный спектр услуг на борту [11].
История появления низкобюджетных перевозчиков относится к 1970 году. Впервые лоукост-авиакомпания появилась в США, а с 1990-х годов данная концепция пришла и в Европу, когда появились существующие до сих пор лидеры лоукост-авиаперевозок Ryanair и EasyJet. С начала 2000-х годов ло-укост-авиаперевозчики стали популярны в странах Азии, где и получили наибольшее свое распространение [4].
Уже в 2010-х годах лоукостеры заняли нишу в 25% мировых авиаперевозок [10]. Однако, самый интенсивный рост происходил в Юго-Восточной Азии, о чем неоднократно
упоминает в своих отчетах ИАТА [11]. Рынок авиасообщения в этих регионах прогрессирует за счет введения эффективной политики государств в отношении гражданского авиасообщения [7].
Так, в Индии более 70% гражданских авиаперевозок выполняют низкобюджетные авиакомпании. В Таиланде перелет внутри страны стоит от 15$ до 25$, рейсы в ближайшие страны начинаются от 25$. Для сравнения в США минимальная стоимость перелета лоу-костером внутри страны стоит 49$ [10].
В РФ концепция лоукост появилась сравнительно недавно - первой такой авиакомпанией была SkyExpress (год основания -2006), перевозившая до 1,5 млн пассажиров ежегодно. Просуществовала данная авиакомпания всего 5 лет и была поглощена авиакомпанией «Кубань» [3]. С 2009 года также функционировала авиакомпания «Авианова», но и она в 2011 году ушла с рынка авиаперевозок. Летом 2014 года была создана авиакомпания «Добролет», которая функционировала всего три месяца - из-за введенных против РФ санкций. Но в том же году ПАО «Аэрофлот» основал свое дочернее авиапредприятие ООО «Авиакомпания «Победа», которое осуществляет свою деятельность уже почти 10 лет и является одним из лидеров рынка [3].
Толчок развитию лоукост-сегмента авиаперевозок в России дан в 2017 году, когда в Воздушный Кодекс РФ были внесены поправки, которые позволили исключать провоз бесплатного багажа при покупке невозвратного билета [1]. Это дало возможность значительно сократить издержки и привлечь существенную долю пассажиров, которые летают без багажа целенаправленно.
В течение долгого времени бюджетная
бизнес-модель авиаперевозок была труднореализуема в российских условиях, тем не менее, уже сейчас можно утверждать о существовании как минимум трех лоукост перевозчиков России - «Победа», «Смартавиа» и «Азимут».
Сложности реализации концепции лоукост в РФ связаны с требованиями Федеральных авиационных правил, где указано, что авиакомпания вправе формулировать собственные правила авиаперевозок, если они не идут вразрез положениям Федеральных авиационных правил и не ухудшают качество обслуживания и безопасность полетов [2]. В процессе развития авиакомпании «Победа» можно отметить множество прецедентов, когда пассажиры были не согласны с нормами провоза ручной клади и правилами авиаперевозок данной авиакомпании, что влекло за собой судебные разбирательства и внесение изменений в Федеральные авиационные правила. В данном случае можно говорить о том, что отсутствие в нормативно-правовых актах гражданской авиации РФ положений, касающихся сегмента лоукост, является ключевым параметром, замедляющим развитие данного сегмента на российском рынке [5].
Еще одна важная проблема, препятствующая развитию лоукост-сегмента авиаперевозок РФ - высокие эксплуатационные расходы. В целом, можно назвать структуру расходов лоукост-авиакомпании (в классическом ее понимании) достаточно специфической. Особенно это заметно по европейской и азиатской моделям функционирования лоукостеров. Лоукост-сегмент авиаперевозок не предлагает разделения на классы обслуживания, не предоставляет питание, бесплатный багаж не предусмотрен, большинство билетов невозвратные, а некоторые авиакомпании даже берут плату за регистрацию в аэропорту с пассажиров [9]. Для экономии лоукост-авиакомпании используют унифицированный парк ВС (как правило, все ВС одного типа - Boeing 737-800 у авиакомпании «Победа» или SSJ-100 у авиакомпании «Азимут»), что позволяет экономить на обслуживании и ремонте (не нужно обучать техников работе с разными типами ВС, в случае поломки одного ВС, можно использовать запасные части с другого ВС, технологии обслуживания пассажиров на борту строятся по единому стандарту и т.д.). В европейской
модели широко применяется практика использования второстепенных (региональных) аэропортов в качестве базовых. Однако, в РФ такой политики придерживаются только авиакомпании «Азимут», не имеющая представительств в столичных аэропортах (базовый аэропорт на 2023 год - Минеральные Воды), и «Смартавиа» (базовые аэропорты Архангельск, Пулково и Шереметьево), тогда как авиакомпания «Победа» базируется в аэропорту Внуково. Тем не менее, утверждение о том, что расходы в региональных аэропортах ниже, чем в крупных аэропортах, достаточно спорно - в некоторых случаях, обслуживание в региональных аэропортах гораздо дороже, например, ввиду отсутствия возможности онлайн-регистрации пассажиров, отсутствия некоторых видов техники для обслуживания ВС (к примеру, отсутствие телескопических трапов приводит к удорожанию обслуживания за счет использования нескольких автобусов для доставки пассажи -ров к ВС), но главным образом, ввиду низкой интенсивности полетов и, как следствие, более высоких ставок сборов и тарифов.
Интересно, что в европейской практике существуют и лоукост-терминалы, которые строятся специально для низкобюджетных авиаперевозчиков и содержат крайне ограниченный спектр услуг. Это позволяет существенно экономить на обслуживании [8]. В РФ, наоборот, аэропорты стремятся оказывать большой спектр услуг, за счет чего, получать большую прибыль, поэтому лоукост-авиакомпании выбирают в качестве базовых крупные транспортные центры. Например, для авиакомпании «Победа» аэропорт Внуково имеет очень выгодное расположение, позволяя обеспечивать высокую загрузку рейсов [8]. К тому же, в сентябре 2023 года в аэропорту Внуково открыли станцию метро, что позволит привлечь еще больше пассажиров, стремящихся к снижению стоимости поездки [14].
Существенную долю затрат составляет наземное обслуживание пассажиров в аэропорту, в частности, регистрация. Как правило, лоукост-авиакомпании отдают эту функцию аэропортовым службам, ввиду чего расходы увеличиваются. В данной связи лоукостеры стремятся к популяризации онлайн-регистра-ции и использованию стоек самостоятельной регистрации. Зарубежные лоукостеры, чаще
всего, делают услугу регистрации в аэропорту платной [9, 8]. Чтобы сократить время на регистрацию в аэропорту и получить дополнительный доход лоукостеры делают платным выбор мест. Немаловажную долю в структуре расходов любой авиакомпании занимает стоянка ВС и их техническое обслуживание. Именно поэтому большинство рейсов лоукостеров оборотные, а стоянка не превышает 1 часа. Нередко ВС заправляют топливом лишь в аэропорту изначального вылета, чтобы также сэкономить.
Для того, чтобы подтвердить данные положения на конкретном примере, приведем анализ деятельности АО «Авиакомпания «Смартавиа» - нового лоукостера РФ, который носит данное название с 2020 года. Это наглядный пример перехода из статуса чартерной авиакомпании в статус лоукостера. Тем не менее, «Смартавиа» имеет одно существенное отличие от классической моде-
В 2020 году Smartavia перевезла 1,6 млн пассажиров (-20% г/г), по итогам июля 2021 года она стала девятой по объему пассажирских перевозок среди российских авиакомпаний. В 2021 году авиакомпания побила собственный рекорд и перевезла более 3 млн пассажиров, а в 2022 году был поставлен новый рекорд и пассажиропоток превысил 3,2 млн человек, несмотря на ограничения и сокращение карты полетов за пределы страны.
Анализ финансовых результатов деятельности [13] показал, что по итогам 2022 года в целом компания получила прибыль, в размере 1 813 509 тыс.руб., т.е. прибыль увеличилась в 16 раз, что говорит о ее успешной деятельности и эффективном использовании ресурсов. Однако при росте количества перевезенных пассажиров в 2022 году на 1,78%, выручка компании снизилась на 12,5%. Себестоимость продаж снизилась всего на 4,7%, при одновременном росте коммерческих и управленческих расходов более, чем на 30%. В результате авиакомпания закончила 2022 год со значительными убытками от основной деятельности. Ситуацию исправил
ли лоукост - парк ВС смешанный и состоит из 13 воздушных судов, включая Boeing 737800 NG, Boeing 737-700 NG и Airbus A320neo, средним возрастом 11 лет [12]. Это затрудняет оптимизацию расходов и усложняет процесс наземного обслуживания во внебазовых аэропортах. К тому же базовыми аэропортами сейчас, кроме аэропорта Архангельск являются аэропорты Пулково и Шереметьево. Налицо - уход от классической модели при сохранении базовых принципов лоукостера: строгие ограничения по провозу ручной клади, отказ от провоза бесплатного багажа, отказ от питания на борту, отсутствие классов обслуживания.
В таблице 1 представлена динамика количества перевезенных пассажиров, начиная с 2016 года, когда авиакомпания еще носила название «НордАвиа» и не была лоукосте-ром.
рост прочих доходов на 762%, что и привело к росту чистой прибыли компании. В состав прочих доходов АО «Авиакомпания «Смарта-виа» входит продажа дополнительных услуг (багаж, посадка пассажиров при опоздании, выбор мест и т.д.), а также субсидирование направлений из средств Федерального и регионального бюджетов.
Если выручка компании снижается, а прочие доходы растут, это может указывать на изменение структуры доходов компании. В частности, была введена услуга по продлению времени посадки на рейс, если пассажир опоздал [12].
На основе внутренней отчетности АО «Авиакомпания «Смартавиа» [13] был также проведен анализ структуры расходов (см. рисунок 1).
Наибольшую долю в структуре расходов АО «Авиакомпания «Смартавиа» составляют затраты на авиационное топливо и топливо-заправку (39%), а также затраты на аэропортовое обслуживание (20%), еще 14% расходной части составляет лизинг ВС, что связано со смешанной структурой парка ВС, а это же
Таблица 1 - Динамика количества перевезенных пассажиров АО «Авиакомпания Смартавиа» [12]
Год 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Пасс, чел 959450 1087538 1189568 2033375 1637000 3193133 3250000
влияет и на затраты на техническое обслуживание и ремонт, которые составляют 6% от совокупных расходов.
Что касается топливозаправки, то АО «Авиакомпания «Смартавиа» предпринимает уверенные шаги по оптимизации этого процесса. Так, в 2022 году была внедрена
Работает система по технологии блок-чейн. Запуск Smart Fuel уже позволил сократить время расчетов между топливным оператором и авиакомпанией с 4-5 дней до 15 секунд. А, как уже было сказано, сокращение времени на обслуживание ВС автоматически означает сокращение издержек. Также данная технология сокращает издержки на персонал. На 2023 год официальных данных по финансовой эффективности технологии еще не опубликовано, однако, по предварительным данным можно судить о том, что технология имеет долгосрочный эффект, который в будущем позволить сократить расходы на топливо.
Следующая рекомендация связана с сокращением расходов на оплату работы специ -алистов на стойках регистрации. Существует
инновационная технология топливозаправки ВС «Смарт Фьюэл» в аэропорту Архангельска, с 2023 года данная технология используется и в аэропорту Пулково [13]. Система разработана при поддержке компании «Газпром нефть-аэро».
разница между обслуживанием рейсов собственными силами авиакомпании и обслуживанием за счет аэропортовых служб. В первом случае расходы существенно ниже. Сокращение расходов на регистрацию пассажиров возможно за счет стимулирования их к онлайн-регистрации и самостоятельной регистрации.
Ранее ООО «Авиакомпания «Победа» предлагала такой формат регистрации в зарубежных аэропортах, однако, возникла про -блема, связанная с нарушением Федеральных авиационных правил, запрещающих взимать плату за регистрацию в аэропорту с пассажира [2]. Это кажется не совсем логичным, поскольку сейчас сбор за регистрацию автоматически включается в стоимость билета каждого пассажира, даже того, кто за-
Рисунок 1 - Структура расходов АО «Авиакомпания «Смартавиа», %
регистрировался онлайн.
Выход из ситуации, чтобы не нарушать законодательство - делать скидку при онлайн регистрации, которая будет выражена либо в виде промокода на скидку на покупку следующего билета, либо в виде кешбэка на карту, с которой была осуществлена покупка билета. Это, во-первых, простимулирует пассажиров чаще регистрироваться на рейс онлайн, во-вторых, привлечет больше пассажиров на рейсы этих авиакомпаний, которые захотят дополнительную скидку.
Также авиакомпании стоит рассмотреть возможность размещения на территории аэропортов собственных брендированных стоек самостоятельной регистрации. В любом случае, стойки саморегистрации гораздо дешевле содержания полноценного штата представительства в каждом аэропорту, куда авиакомпания осуществляет свои рейсы.
Еще одно направление сокращения эксплуатационных расходов подразумевает обновление парка ВС и его унификации. Существующую структуру парка ВС АО «Авиакомпания «Смартавиа» сложно назвать опти -мальной, тем более, что парк ВС полностью состоит из ВС зарубежного производства. Как было отмечено выше, лоукост-авиаком-пании придерживаются унифицированной структуры парка ВС, что позволяет экономить на широком перечне видов технического обслуживания. В данной связи предлагается рассмотреть возможность поэтапного
перехода на ВС российского производства, что становится более актуально ввиду вектора на импортозамещение, который выбрало Правительство РФ. Сейчас активно осуществляется производство и сертификация четырех полностью российских типов ВС: МС-21, Ту-214, Ил-96, Superjet-100, которые способны заменить ВС иностранного производства без потери качества [6].
Все рассмотренные выше варианты сокращения расходов для АО «Авиакомпания «Смартавиа» не просто реальны для реализации, но и актуальны ввиду экономико-политических процессов, происходящих в мире.
В результате проведенного исследования определена структура расходов лоукост-ави-акомпании на примере АО «Авиакомпания «Смартавиа», выявлено, что большую долю в расходах составляют расходы на аэропортовое обслуживание пассажиров и наземное обслуживание ВС. Исходя из внутренних данных авиакомпании, становится ясно, что в ряде региональных аэропортов расходы на обслуживание даже выше, чем в крупных аэропортах РФ. Это связано с неразвитостью инфраструктуры, низкой интенсивностью полетов в данных аэропортах. В связи с чем были предложены варианты сокращения издержек на аэропортовое обслуживание пассажиров, багажа и ВС. Предполагается, что реализация данных вариантов позволит авиакомпании повысить свои доходы, не потеряв качество обслуживания.
Список источников
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] - Официальный сайт Воздушного Кодекса РФ//URL: http://VozdKod.ru (Дата обращения: 10.12.2023)
2. Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Система ГАРАНТ//URL: http://base. garant.rU/191872/#ixzz5f8sZYrdJ. (Дата обращения: 10.12.2023)
3. Белоградская, К. В. Авиакомпании типа лоукост в России / К. В. Белоградская // Вестник научных конференций. - 2016. - № 12-3(16). - С. 15-18.
4. Белоусов А. Лоукост. Сага. Затмение // Эксперт-Урал, 2013, № 9, С.19-21
5. Иванищенко И.Д. Проблемы внедрения бизнес-модели лоукост-авиаперевозчиков на рынке России. Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016. № 31. С. 157-163
6. Капогузов, Е. А. Импортозависимость российской гражданской авиационной промышленности / Е. А. Капогузов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2022. - № 58. - С. 58-76. - DOI 10.17223/19988648/58/4. - EDN EJADDX.
7. Клюс, А. Ю. Роль лоукост авиакомпаний в развитии логистики туризма / А. Ю. Клюс // Журнал правовых и экономических исследований. - 2023. - № 2. - С. 202-206. - DOI 10.26163ZGIEF.2023.22.54.030.
8. Кузнецова, А. Н. Сравнение бизнес-модели российской АК "Победа" с иностранными лоукост бизнес-моделями / А. Н. Кузнецова // Новые тенденции и проблемы в теории и практике управления : Сборник материалов Международной научной конференции, Москва, 24-25 октября 2019 года. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. - С. 76-78.
9. Мэсси-Бересфорд Х. Европейские авиакомпании ищут источники доходов // Авиатранспортное обозрение. 2017. № 178. С. 22-24
10. Мальцев А.А., Матвеева А.В., Тарасов А.Г. Лоукост-компании как драйвер роста мирово -го авиапассажиропотока // ПСЭ. 2016. №1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/loukost-kompanii-kak-drayver-rosta-mirovogo-aviapassazhiropotoka (дата обращения: 09.10.2023).
11. International Civil Aviation Organization. Официальный сайт//[Электронный ресурс] -URL:https://www.icao.int/Pages/default.aspx (Дата обращения: 10.12.2023)
12. International Air Transport Association. Официальный сайт//[Электронный ресурс] - URL: http://www.iata.org (Дата обращения: 10.12.2023)
13. Официальный сайт Авиакомпании Смартавиа//[Электронный ресурса/URL: https:// flysmartavia.com (Дата обращения: 10.12.2023)
14. Внутренняя документация АО «Авиакомпания «Смартавиа»
15. Официальный сайт аэропорта Внуково. Открытие станции метро//[Электронный ресурса/URL: https://www.vnukovo.ru/ru/ob-aeroporte/press-center/novosti/2023-09-06-vnukovo-stal-pervim-aeroportom-v-rossii-do-kotorogo-mozhno-doehat-na-metro/(Дата обращения: 10.12.2023)
16. Актуальные вопросы развития механизмов повышения конкурентоспособности авиакомпаний// Актуальные вопросы современной экономики. 2022.- №4. С 357-363
Информация об авторах
СУПОЛОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА, магистр, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А.Новикова, Санкт-Петербург, Россия.
ПАРИСТОВА ЛЮДМИЛА ПЛАТОНОВНА, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А.Новикова, Санкт-Петербург, Россия.
Information about the authors
SUPOLOVA YULIA SERGEEVNA, master's degree, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia
PARISTOVA LUDMILA PLATONOVNA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg, Russia