Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НИЗКОБЮДЖЕТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ НИЗКОБЮДЖЕТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пассажирские авиаперевозки / лоукостеры / авиакомпании / passenger air transportation / low-cost airline / airline

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Р. Муштат, Е.В. Белякова

Показана роль авиаперевозок в развитии экономики государства, рассмотрены особенности развития низкобюджетных перевозок в РФ, выделены преимущества и недостатки лоукост-компаний, определены условия для создания и развития лоукостеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LOW-COST PASSENGER AIR TRANSPORTATION IN RUSSIA

This article considers role of air transportation in the development of the country's economy, considers the features of the development of low-cost transportation in the Russian Federation, highlights the advantages and disadvantages of low-cost companies, defines the conditions for the creation and development of low-cost airlines.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НИЗКОБЮДЖЕТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ»

УДК 658

РАЗВИТИЕ НИЗКОБЮДЖЕТНЫХ ПАССАЖИРСКИХАВИАПЕРЕВОЗОК

В РОССИИ

А. Р. Муштат Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: angelina_mushtat@mail.ru

Показана роль авиаперевозок в развитии экономики государства, рассмотрены особенности развития низкобюджетных перевозок в РФ, выделены преимущества и недостатки лоукост-компаний, определены условия для создания и развития лоукостеров.

Ключевые слова: пассажирские авиаперевозки, лоукостеры, авиакомпании.

DEVELOPMENT OF LOW-COST PASSENGER AIR TRANSPORTATION

IN RUSSIA

A. R. Mushtat Scientific Supervisor - E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: angelina_mushtat@mail.ru

This article considers role of air transportationin the development of the country's economy, considers the features of the development of low-cost transportation in the Russian Federation, highlights the advantages and disadvantages of low-cost companies, defines the conditions for the creation and development of low-cost airlines.

Keywords: passenger air transportation, low-cost airline, airline.

В современном мире гражданские авиаперевозки являются необходимым условием стабильной экономики, повышения уровня и качества жизни населения и обеспечения целостности и безопасности государства. Прямой ежегодный экономический эффект от деятельности мирового гражданского воздушного флота составляет более 700 млрд долларов США. На сегодняшний день гражданская авиация в течение года перевозит более трех с половиной миллиардов пассажиров, чем обеспечивает треть межрегионального экспорта грузов. Ежегодный рост пассажиропотока по миру в последние годы составляет 6-7 %.

В транспортной системе Р Ф авиационный транспорт - один из основных видов пассажирского транспорта, доля пассажирооборота которого чуть меньше железнодорожного и автомобильного. По данным Росавиации доля пассажирооборота в 2019 г. по сравнению с прошлым годом выросла на 12,6 % - до 322,98 млрд пассажирокилометров. Только в декабре 2019 г. российские авиаперевозчики обслужили на 4,5 % больше пассажиров, чем в декабре 2018 г., а пассажирооборот в этом месяце достиг 23 млрд пассажирокилометров (+9 %) [1].

Стремительное развитие гражданских авиаперевозок приводит к повышенной активности населения и росту объемов грузовых перевозок. Авиационный транспорт является самым быстрым видом транспорта, позволяет совершать длительные полеты, которые не требуют

дополнительной пересадки, и попасть в любую точку мира. Основным недостатком данного вида транспорта являются высокие затраты. В связи с этим, авиакомпании разрабатывают и используют различные инструменты, направленные на решение этой проблемы. К таким решениям можно отнести и использование низкобюджетных авиаперевозок. Пассажиропоток таких лоукост-компаний растет в два раза быстрее по сравнению с другими авиакомпаниями. Низкая стоимость и короткое время, затрачиваемое на перелет на большие расстояния, приводит к тому, что с каждым годом все больше и больше туристов (более 50 %) выбирают путешествие воздушным транспортом [2]. На отечественном рынке лоукостеры появились в середине 2000-х годов. Однако в Европе в это время уже около 71 % пассажиров совершали перелеты именно лоукостерами. Первые низкобюджетные российские авиакомпании потерпели неудачи, и их опыт стал основой для развития этой бизнес-модели и создания успешного российского лоукостера «Победа». Причины неудач были следующие [3]:

1. Самолёты. Нужен был новый авиапарк, который не требовал ремонта и которому не грозили простои. Лоукостеры летают очень часто, без задержек рейсов, поэтому простои на земле или из-за ремонта негативно сказываются на расписании.

2. Законодательная база. Законодательная нормативная база запрещала продажу невозвратных билетов, а также обязывалопредоставлять питание в течение полёта свыше определенного количества времени.

3. Стоимость. В этот период НДС для билетов на внутренних авиаперевозках составлял 18% (позднее НДС опустилось до 10 %, и пассажиры чаще стали передвигаться внутри страны авиационным транспортом), что не позволяло снизить стоимость билетов.

4. Определенные пассажиры. В этот период пассажиры оказались не готовы отказаться от багажа и питания в течение полета.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество иностранных лоукостеров, однако отечественная низкобюджетная авиакомпания всего лишь одна -авиакомпания «Победа». Маршрут данной компании насчитывает более 40 направлений, как внутренних, так и внешних, полеты выполняются с охватом 12 аэропортов России [4].

Низкобюджетные перевозкихарактеризуются рядом преимуществ и недостатков. Преимуществами лоукостеров являются:

1. Дешевизна билетов. Компания предлагает билеты по самой низкой стоимости. Поэтому каждый человек может позволить купить билет именно у этого перевозчика.

2. Новые самолеты. За счет большого пассажиропотока у компании есть возможности покупатьновые самолеты, которые обеспечивают безопасность и надежность полета, а также сведения их поломок к минимуму.

3. Быстрый оборот. Самолет отправляется в рейс после 20-30 минут стояния в аэропорту, вместо традиционных часа или двух.

К недостаткам можно отнести следующее:

1. Платный багаж. В стоимость билета не входит багаж. За него придется платить отдельно по определенным тарифам, аручная кладь имеет габариты для проноса ее в салон.

2. Отсутствие питания. На данных рейсах отсутствует питание. Его можно приобрести за отдельную плату или же принести на борт свою еду.

3. Платный выбор места в самолете. В компании отсутствует бесплатное право выбора места, его можно выбрать только за отдельную плату.

4. Неудобство расположения аэропортов. Лоукостер использует аэропорты, расположенные вдали от крупных городов, где намного меньше аэропортовые сборы.

5. Отсутствие бонусных программ. В авиакомпании отсутствуют различные бонусы в виде миль или различных акций.

6. Невозвратность билетов. Билеты в данной компании нельзя вернуть, можно только отказаться от полета без возвращения денежных средств.

Все вышеперечисленные недостатки являются следствием экономии различных издержек лоукост-компании. Несмотря на данные недостатки, компания «Победа» через год после начала работы вошла в пятёрку лидеров по количеству перевезённых пассажиров (3,1 миллиона в 2015 году). Она стимулировала рост низкобюджетных авиаперевозок и увеличила охват территории страны. Только в декабре 2019 года рост производственных показателей «Победы» составил более 890 тыс. пассажиров (+32 %) [1].

На сегодняшний день в большинстве стран, в которых прижилась бизнес-модель низкобюджетных авиаперевозок, ведется активная поддержка развития лоукостеров. Формы содействия государства авиакомпании разнообразны. Сперва оформляется законодательная база функционирования данного сегмента пассажирских авиаперевозок, с последующим участием в модернизации инфраструктуры аэропортов, используемых лоукостерами, стимулировании обновления авиапарка ипр. Следует отметить, что в настоящее время появляется тенденция размытия границ между лоукостерами и традиционными авиаперевозчиками. Традиционные авиакомпании применяют те услуги, которые свойственны низкобюджетным: повышается плотность сидений, отказ от питания на борту, а также осуществляется поиск дополнительных источниковдохода от предоставляемых услуг.

Важную роль во внедрении бизнес-модели лоукостеров в России играют изменения законодательства в области авиации. Виюле 2017 г. Совет Федерации одобрил поправки в Воздушный кодекс, предусматривающие право авиакомпаний исключать норму бесплатного провоза багажа, если авиабилет невозвратный. По оценке руководства «Победы», данная мера нужна 40 % пассажиров. Кроме того, в ноябре 2017г. вступили в силу поправки в федеральные авиационные правила, согласно которым минимальный вес ручной клади был сокращен с 10 до 5 кг. Этой возможностью сразу же воспользовалась авиакомпания «Победа», аргументируя это тем, что новые нормы позволят авиакомпании снизить тарифы минимум на 20%. Также установлено, что косвенный эффект от конкуренции со стороны низкобюджетных авиакомпаний приводит к снижению тарифов на маршруте в среднем на 20 %. Дальнейшее развитие законодательной базы будет стимулировать рост пассажиропотока отечественных авиакомпаний, как низкобюджетных, так и компаний традиционных [5].

Подводя итог можно отметить, что на протяжении последних 10 лет наблюдается темп роста мобильности населения именно посредством авиационного транспорта практически в 2 раза. Среди ключевых факторов данной мобильности выделяют: рост уровня благосостояния, снижение цен на авиационное топливо, а также внедрение гибкой бизнес-модели лоукостеров. Данная модель низкобюджетных перевозок стала основой для роста как внутренних, так и внешних полетов. За недолгий период коммерческой деятельности низкобюджетная отечественная авиакомпания «Победа» перевезла 12,2 млн пассажиров, из которых более миллиона прежде не летали самолетами. Это говорит о доступности данной модели и об эффективности ее применения. Немаловажную роль для рынка низкобюджетных авиакомпаний играет законодательство страны, которое внедряет законы, упрощая деятельность авиакомпаний, что может привести к модернизации деятельности и аэропортов.

Библиографические ссылки

1. Ситкина, М. Авиакомпании России по итогам 2019 года нарастили пассажироперевозки на 10 % [Электронный ресурс] / М. Ситкина. ЦКЬ: https://www.aviaport.ru/news/2020/ 01/15/622443.^ш1 (дата обращения: 05.03.2020).

2. Горбунов, В. Анализ перспектив развития низкобюджетных авиакомпаний в современных условиях российской авиатранспортной системы [Электронный ресурс]/ В. Горбунов. URL: https://www.aex.ru/docs/2/2018/9/17/2804/ (дата обращения 05.03.2020).

3. От SkyExpress до «Победы»: лоукостеры в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.onetwotrip.com/ru/blog/joumeys/loukosterov-in-russia/ (дата обращения 05.03.2020).

4. Чем отличаются лоукостеры от обычных авиакомпаний [Электронный ресурс]. URL: https://www.pobeda.aero/about/blog/8 (дата обращения 05.03.2020).

5. Мальцев, А. А., Матвеева, А. В. Международные пассажирские авиаперевозки детерминанты взрывного роста / А. А. Мальцев, A.B. Матвеева// Научно-аналитический журнал «Управленец». 2018. № 3. С. 26-31.

© Муштат А. Р., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.