Научная статья на тему 'Перспективные направления развития рынка аудиторских услуг'

Перспективные направления развития рынка аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТЫ АУДИТА / МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ / АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова М. Ф., Медведева К. А.

Реалии ведения бизнеса продолжают меняться, все больше внимания государства и бизнессреды уделяется не только форме, но и содержанию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Еще одним шагом к повышению публичности и прозрачности отчетности организаций стало введение в действие в РФ международных стандартов аудита (МСА). В статье рассматривается с теоретической и практической позиций процесс эволюции аудиторской деятельности в России. Раскрыты главные проблемы, которые характерны для развития аудиторской деятельности в России: методологические, технологические и прочие, не позволяющие вывести данный вид услуг на общемировой уровень. Установлены два перспективных пути развития российского аудита. Во-первых, это более тщательное и осмысленно применение международных стандартов аудита, а, во-вторых, технологии электронный аудит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафонова М. Ф., Медведева К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective directions of development of the market of audit services

The realities of doing business continue to change, more and more attention of the state and the business environment is paid not only to the form but also to the content of accounting (financial) statements. Another step towards increasing the publicity and transparency of organizations ' reporting was the introduction of international auditing standards (ISA) in the Russian Federation. The article deals with the process of evolution of audit activity in Russia from theoretical and practical points of view. The main problems that are typical for the development of audit activity in Russia are revealed: methodological, technological and other problems that do not allow to bring this type of service to the global level. Two perspective ways of development of the Russian audit are established. Firstly, it is a more thorough and meaningful application of international standards of audit, and, secondly, technology-electronic audit.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития рынка аудиторских услуг»

М.Ф. Сафонова - заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

M.F. Safonova - head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

К.А. Медведева - магистрант кафедры аудита Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),

K. A. Medvedevа - graduate student of the Department of audit Kuban state agrarian University

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET AUDIT SERVICES

Аннотация. Реалии ведения бизнеса продолжают меняться, все больше внимания государства и бизнес-среды уделяется не только форме, но и содержанию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Еще одним шагом к повышению публичности и прозрачности отчетности организаций стало введение в действие в РФ международных стандартов аудита (МСА). В статье рассматривается с теоретической и практической позиций процесс эволюции аудиторской деятельности в России. Раскрыты главные проблемы, которые характерны для развития аудиторской деятельности в России: методологические, технологические и прочие, не позволяющие вывести данный вид услуг на общемировой уровень. Установлены два перспективных пути развития российского аудита. Во-первых, это более тщательное и осмысленно применение международных стандартов аудита, а, во-вторых, технологии - электронный аудит.

Annotation. The realities of doing business continue to change, more and more attention of the state and the business environment is paid not only to the form but also to the content of accounting (financial) statements. Another step towards increasing the publicity and transparency of organizations ' reporting was the introduction of international auditing standards (ISA) in the Russian Federation. The article deals with the process of evolution of audit activity in Russia from theoretical and practical points of view. The main problems that are typical for the development of audit activity in Russia are revealed: methodological, technological and other problems that do not allow to bring this type of service to the global level. Two perspective ways of development of the Russian audit are established. Firstly, it is a more thorough and meaningful application of international standards of audit, and, secondly, technology-electronic audit.

Ключевые слова: аудиторская деятельность, стандарты аудита, методика проверки, аудиторское заключение

Keywords: audit activities, audit standards, audit methodology, audit opinion

Процесс становления аудита, как одного из направлений предпринимательской деятельности в России начал свое существование в 1989 году. Аудит как экономическая категория, с позиции теории науки, получил развитие в более поздний период, в начале 2000 годов, когда процесс стандартизации аудиторской деятельности стал набирать обороты и многие ученые в периодических и монографических изданиях рассматривали ключевые понятия, технику и методологию аудита. Аудиторская деятельность за годы своего существования претерпела много изменений, как с законодательной стороны, так и с отраслевой.

Проведенный краткий исторический экскурс свидетельствует о том, что в России аудит существовал с допетровских времен и на государственном уровне выполнял фискальную функцию по контролю за своевременной уплатой налогов и сборов. Контрольная функция была ключевой, так как казна государства должна была пополняться своевременно и в полном объеме. Аудиторы также выполняли еще одну ключевую функцию, которая была характерна для немецкой модели аудиторской деятельности - проводили расследования дел, связанных с имущественными спорами. Но с учетом того, что внутренней необходимости в аудиторской деятельности в России в тот момент не было, а учрежденный сверху, на законодательном уровне, аудит своего развития не получил, вследствие чего должность бухгалтера была упразднена. Данному событию поспособствовала введенная в России в 1861 году военно-судебная реформа.

Зарождение аудита в Российской Федерации в постсоветскую эпоху началось в 1987 году с издания Постановления Совета Министров СССР от 08.09.87 N° 1033- 245 «О создании советской аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано акционерное общество «Инаудит». Далее процесс развития аудита претерпевает различные изменения, но нам бы хотелось более детально остановиться на периоде, когда финансовый кризис, начавшийся в 2007 - 2008 гг., стал причиной ужесточения внешнего и внутреннего контроля качества аудиторской деятельности, что послужило нормотворческой инициативе со стороны государства.

Первый указ, регламентирующий аудиторскую деятельность, был принят в 1994 году. С течением времени Российская Федерация постепенно уходила от государственного контроля над деятельностью аудиторов, и в конце 2008 года был принят федеральный закон, подразумевающий полный переход отечественного аудиторского рынка на саморегулирование. Следует отметить, что в западных странах нормативно-правовое регулирование аудита осуществляется по двум направлениям (моделям).

Первая модель аудита, строго регламентированная государством, характерна для большинства европейских государств. Ранее, до принятия существующего закона «Об аудиторской деятельности», аудит в Российской Федерации существовал именно в таком формате.

После вступления в силу закона в России наблюдается четкая тенденция к переходу на второе направление (модель) нормативно-правового регулирования аудита, четко сформировавшуюся в США, для которой характерна высокая роль саморегулирования. Корпоративные скандалы, связанные с банкротством субъектов крупного бизнеса в США свидетельствуют о том, что тотальное саморегулирование не всегда обеспечивает высокий уровень контроля качества аудита. С вступлением в силу в 2002 году закона Сарбейнса-Оксли система регулирования аудиторской деятельности построена на сочетании, как саморегулирование, так и государственного регулирования.

Есть основания предполагать, что Банка Российской Федерации в качестве будущего регулятора аудита будет отстаивать свою позицию, пытаясь объединить два выше указанных подхода: с одной стороны, приверженности принципам саморегулирования в аудиторской отрасли, а с другой - ужесточения государственного регулирования и контроля за деятельностью аудиторских организаций, т. е. на смешанной модели регулирования аудиторской деятельности.

Последние изменения в данный закон вступили совсем недавно - в мае 2018 года. Также с начала 2018 года процесс стандартизации аудита в России существенно изменился, что вызвано обязанностью применения международных стандартов в аудиторской практике [6].

Переход к международным стандартам готовился достаточно давно. Закон об аудиторской деятельности даже содержал специальную норму, которая говорила о том, что международные стандарты вступают в силу со следующего календарного года после принятия решения об их признании в качестве обязательных. Еще в июле 2017 года такое решение было окончательно принято и было объявлено, что с начала 2018 года прекращает свое действие целый ряд правительственных постановлений, которыми регламентировались национальные стандарты аудиторской деятельности. И в 2018 году начали действовать новые правила ведения аудиторской деятельности - международные стандарты аудиторской деятельности [2].

Изменения в законе об аудиторской деятельности на сегодняшний день продолжаются. Появляются новые законопроекты, поправки, которые как уже приняты, так и находятся на рассмотрении государства.

В настоящий момент приняты поправки в Налоговый Кодекс РФ, которые раскрывают процедуру истребования фискальными органами документов, в которых содержится информация о проверяемых экономических субъектах (аудируемых лицах).

По стандартному регламенту, определенному статьей 82 Налогового кодекса РФ, в процессе проведения налогового контроля, запрещен сбор и распространение любой информации о налогоплательщике, которая получена с нарушением требования о конфиденциальности информации, составляющей профессиональную (аудиторскую) тайну.

Но вместе с тем, пункт 4 статьи 82 в новой редакции содержит информацию о том, что при осуществлении налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК.

В связи с этим, в Налоговом Кодексе РФ появилась новая статья 93.2, которая дает право ИФНС истребовать у аудиторских организаций рабочую документацию, которая содержит сведения об аудируемом лице (налогоплательщике). При этом, никаких пояснений, что истребуемые документы и сведения должны быть связаны с расчетом и формированием налогооблагаемой базы, уплатой налогов, кодекс не содержит.

В связи с выше изложенным, в кодекс внесли дополнительное право аудитора или аудиторской организации уведомить аудируемое лицо, об истребовании документов налоговыми органами. Следует отметить, что статья 92.3 вступит в силу с 01.01.2019 года.

Последнее на сегодня изменение закона об аудиторской деятельности вступило в силу 4 мая 2018 года. Его заявленная государством цель - усилить противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. В том, что касается аудита, суть изменения закона в том, что аудиторская компания обязана сообщать в Росфин-мониторинг о любых подозрениях на то, что те или иные финансовые операции, которые проводятся компанией, направлены на отмывание денег или финансирование террористических организаций.

Прежняя норма выглядела иначе. Аудитор, обнаружив подозрительные транзакции, должен был уведомить руководство проверяемой компании и дать 90 дней на устранение нарушений. Только спустя 90 дней, если ничего не изменилось, информировался Росфинмониторинг. Теперь аудиторы обязаны уведомлять регулятора сразу же, а руководство проверяемой компании вообще не будет ничего знать о подозрениях в свой адрес. Аудитор не имеет права сообщать никому, включая руководство компании, о том, что он уведомил Росфинмониторинг о подозрительных, на его взгляд, финансовых операциях.

Как отмечают многие наблюдатели, это нововведение может оказаться достаточно опасным для бизнеса. Недобросовестных аудиторов можно использовать для давления на конкурентов или даже для рейдерских захватов компаний.

Сейчас аудит эволюционирует, и чтобы это произошло, необходимо решить несколько важных вопросов. Начиная с 1989 года, на протяжении практически 30 лет, аудит в России развивался стремительно. Однако, с 2016 года наблюдается уменьшение количества аудиторских фирм, а следовательно и численности аудиторов. С такими темпами в России останется одна, самая крупная саморегулируемая организация аудиторов. Некоторые эксперты утверждают, что это хитрый ход государства, который, наконец, позволит ему контролировать ауди-

торскую деятельность. И это мнение имеет место быть, так как аудит направлен на поддержание интересов собственников, а также людей, которые вкладывают деньги, то есть инвесторов, а государство - являясь основным собственником и инвестором, сможет установить свои нормы на рынке аудита [3].

Главные проблемы, которые характерны для развития аудиторской деятельности в России, следует разделить на три группы: методологические, технологические и прочие.

Группа методологических проблем заключается в следующем:

1) нет единой концепции развития аудита на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, что не позволяет аудиторскому сообществу, объединившись добиваться поставленных целей;

2) принятые международные стандарты аудита, с методологической точки зрения нуждаются в дополнительных пояснениях и детализации, с учетом национального аспекта, что по силам осуществить саморегулируемым аудиторским объединениям;

3) отсутствие четкой определённости и бесконечная полемика ученых-экономистов и практиков в целесообразности аудита, его влиянии на эффективность бизнес-процессов хозяйствующих субъектов и информированности внешних и внутренних пользователей отчетности о достоверности отчетности.

Технологическая группа проблем аудита сводится к детализации техники и технологии аудита, которая раскрывается в международных стандартах. Важно не только интерпретировать стандарты посвященные планированию, документированию, аудиторским процедурам и прочим специальным аспектам аудита, но и разработать методические рекомендации, позволяющие внедрить в практику эти регламенты [4, 5].

Последовательность действий аудитора, технология проверки представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Технология аудиторской проверки

Этапы аудита Алгоритм действия аудитора

Заключение договора на оказание аудиторских услуг Знакомство с организацией, ведение переговоров

Определение сроков оказания услуг

Согласование ключевых аспектов договора

Подписание договора

Планирование аудита Изучение особенностей функционирования аудируемой организации

Определение ключевых аспектов аудита, проверяемой организации

Разработка и урегулирование плана проверки

Корректировка утвержденного плана в зависимости от выявленных рисков

Определение сопутствующих услуг

Практическое применение плана

Оценка и анализ аудиторских рисков Установление перечня аудиторских рисков и системная аналитика их последствий

Оценка аудиторских рисков и их влияние на процесс проверки

Установление уровня существенности Расчет уровня существенности в целом для финансовой отчетности

Расчет уровня существенности применяемый (применяемые) к определенным видам операций, остаткам по счетам или раскрытию информации

Расчет уровня существенности для выполнения аудиторских процедур

Расчет уровня явно незначительных искажений

Применение статистических методов исследования в аудиторской деятельности Выполнение правил применения статистической выборки в аудиторской практике

Определение вида выборочного исследования

Формирование генеральной совокупности

Оценка результатов выборочного исследования

Распространение результатов выборки

Этапы аудита Алгоритм действия аудитора

Сбор аудиторских доказательств Определение аудиторских процедур для сбора доказательств

Сбор аудиторских доказательств

Документирование аудиторских доказательств

Оценка уместности информации

Формирование аудиторского файла

Формирование аудиторского заключения Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и лицам, отвечающим за корпоративное управление

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

Информирование о ключевых вопросах аудита

Формирование аудиторского заключения

Дополнительная информация в аудиторском заключении

Сопоставимые данные в бухгалтерской отчетности

Прочие проблемы аудита в большей степени являются этическими, и чем выше требования, предъявляемые к нормам поведения и профессионализму специалистов-аудиторов, тем выше уровень доверия клиентов и как следствие возрастание спроса на аудиторские услуги, в том числе:

1) контролирование качества аудиторской деятельности. Тут дело даже не в контроле качества, так как это основной показатель деятельности и соблюдается хорошо, проблема в том, что этот контроль двойной. С одной стороны, стоит СРО, с другой Росфиннадзор. И пока контроль этих организаций не разграничат между собой, это останется самой важной проблемой;

2) кадры. Это вторая ключевая проблема аудиторского рынка в России. Из-за сложного процесса сдачи квалификационного экзамена число аттестованных аудиторов снижается;

3) стагнация, которая наблюдается в общем в экономике, и это непосредственно влияет на аудиторскую деятельность. Эта зависит в целом от состояния экономики и инвестиций в стране;

4) государственное регулирование рынка. Как уже говорилось ранее государство - основной инвестор в стране. А у кого большие возможности, тот и регулирует;

5) концентрация рынка. Большее количество компаний расположены в одном регионе, что не дает толчка, для развития деятельности по стране.

6) демпинг. В основной это снижение цен на госзакупки, а, следовательно, снижения качество услуг.

Таким образом, на сегодняшний день, проблемам аудита уделяется особое внимание, государство и СРО

пытаются вводить новые законы и кодексы, регулирующие и контролирующие деятельность аудитора и аудиторских фирм.

На сайте Минфина опубликован проект концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ. В документе приведены основные итоги развития института аудита, проблемы развития аудиторской деятельности, цель и основные задачи развития данной сферы, приоритетные направления дальнейшего развития, основные этапы реализации выдвигаемой концепции, а также ее ожидаемые результаты [1].

Перечислим названные в проекте меры, направленные на совершенствование функционирования аудиторского рынка:

- в первую очередь государство стремиться постепенно ввести расширенный формат аудиторского заключения, которое удовлетворяло бы запросам внешних и внутренних пользователей;

- разграничить существующие виды услуг, которые оказываются аудиторами и являются наиболее популярными у аудируемых лиц, что обязывает представителей аудиторского сообщества постоянно повышать уровень профессионализма в отношении всего спектра оказываемых услуг, не связанных с аудитом бухгалтерской отчетности;

- применить более тщательный подход к оценке системы внутреннего контроля (СВК), проверяемых хозяйствующих субъектов и ее функционировании на уровне бизнес-процессов;

- ввести ряд аудиторских услуг, направленных на проверку соответствия деятельности ПАО (публичных акционерных обществ) их стратегическим бизнес-планам;

- разработать мероприятия по совершенствованию технологии аудита отчетности хозяйствующих субъектов, а также оказания прочих и сопутствующих услуг, путем внедрения компьютерных программ анализирующих большие массивы информации, позволяющие оптимизировать обработку данных и как следствие повысить эффективность деятельности аудиторских организаций;

- установить более высокие требования к качеству оказываемых услуг общественно-значимым хозяйствующим субъектам (ОЗХС);

- производить оценку применения профессионального стандарта «Аудитор» в практике деятельности аудиторского сообщества;

- поднять на более высокий уровень механизм обеспечения имущественной ответственности членов СРО, в том числе посредством законодательного закрепления права СРО осуществлять выбор способа имущественной ответственности;

- пересмотреть сферу обязательного аудита отчетности хозяйствующих субъектов, учитывая высокий общественный интерес, принимая во внимание тот аспект, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц, в том числе распространение требования обязательного аудита на новые направления финансово-хозяйственной деятельности, могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;

- повысить меры административной ответственности хозяйствующих субъектов за уклонение от обязательного аудита.

Также планируется завершить принятие нормативных актов, обеспечивающих признание документов МСА для применения в РФ, гармонизировать законодательство РФ об аудиторской деятельности с едиными принципами ее ведения на территории ЕАЭС, укреплять институт аудиторской тайны, систематически актуализировать правила независимости и кодекс профэтики аудиторов в соответствии со стандартами Международной федерации бухгалтеров.

Стоит отметить, что со всеми нововведениями и изменениями в сфере аудита, также изменяется и сфера бухгалтерского и налогового учета, обязанности бухгалтера все больше распространяются за его пределами. Ни для кого не секрет, что во многих компаниях уже сейчас обязанности главного бухгалтера не ограничиваются лишь бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера, в целях качественной постановки бухгалтерского учета, требуется оценка налоговых рисков, последствий при проведении сделок, налоговое

и финансовое планирование. Данные изменения ведут к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Помимо всего перечисленного, ключевой пункт в вопросе качества оказываемых услуг занимает эффективно функционирующая в компании система внутреннего контроля качества. Такая система, в том числе, может включать отдел внутреннего контроля, состоящий из независимых контролеров с необходимым опытом, должными навыками и квалификацией, которые проверяют качество выполнения аудиторских заданий. Также важны наличие у аудитора договора страхования профессиональной ответственности и размер определенного в нем лимита ответственности. Отдельно хочется отметить преимущества членства аудиторских компаний в международных сетях. Это позволяет аудиторам использовать в работе опыт и наработки коллег из-за рубежа. Ну и конечно же, ничто так не характеризует работу аудиторов, как отзывы и рекомендации клиентов.

Возвращаясь к вопросу изменений в сфере аудиторской деятельности, хочется особое внимание уделить активному обсуждению вопроса о передаче части полномочий регулирующего органа Центральному банку РФ. Данный вопрос серьезно будоражит рынок аудита, в связи с тем, что изменение регулирующего органа в системе аудиторской деятельности Российской Федерации рассматривается различными участниками рынка аудита в большей степени отрицательно и имеет неоднозначный характер.

Вопрос передачи прав регулятора рынка аудита Центральному Банку Российской Федерации также отражен в перечне изменений, которые могут вступить в силу с принятием реформы регулирования аудиторской деятельности. Именно данный вопрос привлек к себе больше всего внимания среди участников рынка аудита. Решение о передачи прав регулятора ЦБ РФ было обусловлено тем, что банки составляют и подают недостоверную отчетность. Проблема достоверности отчетности не вызывает сомнений и стоит достаточно остро, но не только для банков. А выбор регулятора в пользу ЦБ пал потому что банки и финансовые компании общественно значимы.

В связи с этим Центральный Банк разрабатывает собственные правила для аудиторских компаний, которые хотят проводить аудит общественно значимых субъектов. Но чтобы попасть в реестр допущенных к данному типу проверок, нужно, в числе прочего, иметь опыт аудита таких субъектов.

В этом случае возникает проблема, связанная с тем, что аудиторские компании. Которые никогда не проводили аудиторские проверки общественно значимых организаций, и не имеют опыта, формально никогда не войдут в данный реестр. А аудиторы, проводящие проверку банков и финансовых компаний, попадут в этот реестр и там и останутся. Данная ситуация порождает ограничение конкуренции и монополизацию, особенно если, помимо нее. учесть прочие требования к аудиторам (относительно численности, запрета совместительства и т.п.). А ограничение конкуренции никогда не идет на пользу, причем - прежде всего - клиенту.

Задержка в принятии данной реформы также рассматривается с двух точек зрения, как положительной, так и отрицательной:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с одной стороны, члены аудиторского рынка, связывают задержку принятия реформы с возможностью решения вопроса, описанного выше - передавать или не передавать полномочия регулятора Центральному Банку, оценивая данную тенденцию позитивно, в надежде на то, что регулятором останется Минфин, либо, что не исключено, права регулятора поделят между ЦБ и Минфином. Возможен такой исход, при котором к Центральному Банку отойдут права регулировать деятельность аудиторских компаний в части проверок банков и финансовых организаций, а но права «главного» регулятора останутся за Минфином.

- с другой стороны, данная задержка в системе реформирования негативно сказывается на рынке аудита, ведь реформы нужны, в связи со множеством недочетов и недоработок в системе аудиторской деятельности, снижением числа аудиторов и аудиторских компаний.

Можно подвести итог и сказать, что переход на МСА позволил повысить качество аудита, но они также нуждаются в доработках, так как отечественный рынок аудита столкнулся с проблемой неверного или неполного перевода стандартов. Инвесторы в последние годы высказывали резкую критику в отношении аудиторских заключений в виду недостаточного объема предоставляемой информации, в связи с чем, можно говорить о том, что аудиту еще есть куда расти и развиваться. Теперь аудитор в своем заключении дает не только свою оценку достоверности отчетности экономического субъекта, но и указывает на ключевые аспекты в организации и функционировании аудируемого лица, раскрывает области, привлекающие внимание специалиста, ввиду существенных рисков.

Несомненно, особому развитию аудиторской деятельности поспособствует принятие реформы, осуществление описанных выше мер, выведут Российский рынок аудита на новый уровень.

Таким образом, перспективы развития российского аудита все же есть. Во-первых, это более тщательное и осмысленно применение международных стандартов аудита, а, во-вторых, технологии - электронный аудит.

Источники:

1. Проект "Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации" по состоянию на 28.06.2016. Информационный ресурс «Консультант плюс». Режим доступа. 19.11.2018г.

2. Мельник М.В., Соколов В.Я. Будущее аудита: встреча со специалистами Совета по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB) // Аудиторские ведомости. - 2015. - №11. С. 62 - 75.

3. Сафонова М.Ф. Методы обеспечения качества аудиторской деятельности в Российской Федерации / М.Ф. Сафонова, А.В. Петух // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 27 (4). - С. 309-316.

4. Сафонова М.Ф. Организация процесса документирования в соответствии с международными стандартами аудита / М.Ф. Сафонова, Д.С. Резниченко // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. - № 1. - С. 78-87.

5. Сафонова М.Ф. Сущность и проблемы системы контроля качества аудиторской деятельности / М.Ф. Сафонова, С.М. Резниченко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №69. - С.88 - 93.

6. Серебрякова Т.Ю. Международные стандарты аудита как объект исследования // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 4 (346). - С.37-50.

Sources:

1. The project "Concepts for the further development of auditing activities in the Russian Federation" as of June 28, 2016. Information resource "Consultant Plus". Access mode. 11/19/2018

2. Melnik MV, Sokolov V.Ya. Future of audit: meeting with experts of the Council on International Standards on Auditing and Validation of Information (IAASB) // Audit statements. - 2015. - №11. Pp. 62 - 75.

3. Safonov M.F. Methods of ensuring the quality of auditing activities in the Russian Federation / M.F. Safonova, A.V. Rooster // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 27 (4). - p. 309-316.

4. Safonov M.F. Organization of the documentation process in accordance with international standards of auditing / M.F. Safonov, D.S. Reznichenko // Accounting. Analysis. Audit - 2018. - № 1. - p. 78-87.

5. Safonov M.F. The essence and problems of the system of quality control of auditing / M.F. Safonova, S.M. Reznichenko // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - №69. - P.88 - 93.

6. Serebryakova T.Yu. International auditing standards as an object of study // International Accounting. - 2015. - № 4 (346).

- P.37-50.

Е.И. Строгонова - доцент кафедры Финансы и кредит, к.э.н ЧОУ ВО Южный институт менеджмента ([email protected], 89181507630),

E. I. Stroganov - associate Professor of Finance and credit, Ph. D. CHOW South Institute of management;

А. Г. Бурда - Профессор, заведующий каф. экономической кибернетики ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, научный сотрудник кафедры Финансы и кредит, ЧО УВО Южный институт менеджмента, д.э.н., ([email protected], 89184858155), A. G. Burda - Professor, Head of Department economic cybernetics FSBEI HE Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Scientific employee of the Department of Finance and Credit, PEI HE Southern Institute of Management, Doctor of Economics.

ВНЕДРЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ПЛАТЕЖНУЮ БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ INTRODUCTION OF CRYPTOCURRENCY INTO THE NATIONAL PAYMENT SYSTEM THE BANKING SYSTEM OF THE COUNTRY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация. Внедрение криптовалюты в НПС (национальную платежную систему) России является неотъемлемой частью процесса развития интернет-экономики и верным направлением экономического развития России.

Актуальность данной статьи заключается в исследовании процесса внедрения нового денежного агрегата «криптовальты» национальную платежную систему банковского сектора страны. В статье анализируется инновационная форма денежного агрегата - криптовалюты с позиции влияния ее на банковскую институционализа-цию, рассматриваются достоинства и недостатки внедрения новой денежной цифровой валюты в коммерческие организации страны. Каждый актив любого хозяйствующего субъекта сопряжен с определенными рисками и ожиданиями. Любое известие может повлиять на стабильность курса криптовалюты или другого ценного актива. Соответственно, какие-то нововведения, запреты, ограничения, негативные отзывы, споры и конфликты влекут за собой обвал курса. Прозрачность расчетов, доступность, децентрализация, отсутствие тотального контроля и самостоятельный выбор возможности участия - то, что выдвигается сторонниками данной электронной валюты в качестве важнейших ее ценностей для пользователей. Однако, отмечая серьезные положительные перемены в области экономики с позиции использования нового денежного агрегата криптовалюты, что негативные ее проявления могут сказаться на финансовом рынке, а соответственно волатильность будет высокой с отрицательной динамикой.

Annotation. The introduction of cryptocurrency in the NPS (national payment system) of Russia is an integral part of the development of the Internet-economy and the right direction of Russia's economic development.

The relevance of this article lies in the study of the process of introducing the new monetary aggregate "crypto-valts" into the national payment system of the country's banking sector. The article analyzes the innovative form of the monetary aggregate - cryptocurrency from the standpoint of its influence on banking institutionalization, discusses the advantages and disadvantages of introducing a new digital currency in the commercial organizations of the country. Each asset of any economic entity is associated with certain risks and expectations. Any news can affect the stability of the exchange rate of a cryptocurrency or other valuable asset. Accordingly, some innovations, prohibitions, restrictions, neg-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.