Юрий Вячеславович Мездриков,
доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, АХД и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
В настоящее время в аудиторском сообществе активно обсуждаются предлагаемые реформы системы регулирования аудита в России, положительные и отрицательные последствия для аудиторского рынка и экономики в целом в случае принятия указанных поправок, а также рассмотрены направления по дальнейшему совершенствованию законодательства. Изучение и исследование данных предложений позволит сформировать единую систему законов и стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность, соответствующую сложившейся международной практике, что в условиях развития интеграционных процессов и глобализации мировых экономик является достаточно важным. Это возможно осуществить при разумном подходе к реформированию сложившейся системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации путем поступательного процесса совершенствования законодательства с учетом мнений всех заинтересованных сторон, обеспечив сохранение положительного опыта и лучших практик и наработок, избегая революционных решений, способных дестабилизировать ситуацию на рынке аудита.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, реформа, законодательство, аудиторские организации, аудиторы, аудируемые лица.
Yu.V. Mezdrikov
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AUDITING ACTIVITIES IN THE MARKET ECONOMY
The article reveals that now audit professional community in Russia is actively discussing the proposed reforms of the audit regulation system, positive and negative consequences for the audit market and the economy as a whole in case those amendments are adopted as well as ways for further improvement of the auditing legislation. Public scru-
muvtir@mail.ru
УДК 657.6
tiny and discussion of these proposals will help form a unified system of laws and standards that regulate audit activities that complies with the established international practice which is quite important in the context of the development of integration processes and globalization of the world economy. It is possible to implement those amendments through a measured approach to reforming the existing system of auditing regulation in the Russian Federation and through a gradual process of improving legislation while taking into account the views of all stakeholders ensuring that positive experience and best practices continue to be preserved and avoiding radical solutions that could destabilize the situation in the audit market.
Keywords: auditing, reform, legislation, audit organizations, auditors, audited persons.
Растущая глобализация экономики обусловливает потребности пользователей в прозрачной достоверной финансовой информации. Без надлежащего качества финансовой информации бизнес может утратить доверие инвесторов. Аудиторскому сообществу отведена ключевая роль в данных процессах.
Объективная реальность сегодняшнего дня: на фоне общего экономического спада аудиторский рынок в Российской Федерации также переживает кризис.
В условиях снижения востребованности аудиторских услуг и отсутствия доверия к результатам аудита со стороны внешних пользователей сегодня как никогда остро встает проблема ценового демпинга в деятельности определенной части недобросовестных аудиторских организаций и связанного с этим предоставления услуг ненадлежащего качества.
В то же время нельзя не отметить очевидную недооценку независимого аудита как эффективного инструмента общенациональной системы финансового контроля с точки зрения защиты общественных интересов.
При определении концепции и направлений реформирования аудита нельзя не принимать во внимание уже достигнутые за 25-летнюю историю профессии в современной России определенные результаты в сфере организации и обеспечения контроля качества, обучения, повышения квалификации, разработки методологии, применения дисциплинарной ответственности в отношении недобросовестных участников рынка.
Эти результаты могли бы быть намного выше, если бы саморегулируемым организациям аудиторов удалось обеспечить эффективную работу по устранению с аудиторского рынка недобросовестных участников.
В создавшихся условиях принятое правительством РФ решение о реформировании аудиторской деятельности породило некоторые надежды на то, что аудиторская деятельность может получить давно ожидаемый шанс для своего развития.
В настоящее время в связи с предложениями Центрального банка Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации по смене регулятора и изменениям в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» российский аудит находится в условиях кардинальных изменений.
Однако необходима объективная оценка подготовленных Банком России предложений по внесению изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», чтобы данные кардинальные перемены в должной мере способствовали дальнейшему развитию аудиторской профессии на основе соблюдения принципов объективности, независимости, профессиональной компетентности и не привели к гло-
бальной монополизации аудиторского рынка со всеми негативными последствиями для конкуренции.
Вызывает обоснованные сомнения целесообразность на современном этапе замены государственного регулятора в сфере аудиторской деятельности. За прошедшие годы была проделана работа по выстраиванию эффективной системы взаимодействия госрегулятора, саморегулируемых организаций, аудиторского сообщества и потребителей аудиторских услуг, достигнуты положительные результаты в сфере организации и обеспечении контроля качества, обучения, методологии, дисциплинарной ответственности недобросовестных участников рынка, определены стратегические цели и задачи, выработаны и согласованы концептуальные подходы к видению роли и определению достойного места аудита в системе финансового контроля государства, что не только позволит поднять престиж профессии, но и послужит делу укрепления экономики страны в целом.
Нельзя не принимать во внимание и очевидный факт, что Банк России сам является аудируемым лицом. Аудиторская проверка надзорного органа ведет к возникновению конфликта интересов аудитора и аудируемого лица, нарушению принципа независимости.
Банк России предполагает значительно сократить перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту. Так, предлагается отменить критерий превышения объема выручки и суммы активов бухгалтерского баланса, подлежащих обязательному аудиту организаций. Критерий обязательного аудита по превышению объема выручки и суммы активов баланса является важнейшим условием не только сохранения и развития аудиторского рынка в Российской Федерации в общепризнанном понимании, но и возможностью обеспечить получение и анализ объективных данных о состоянии экономики в целях формирования бюджетов всех уровней и планирования дальнейших реформ в финансовой сфере.
Анализ объективных данных о состоянии аудита за последние годы показывает, что для российского аудиторского рынка отмена данного критерия проведения обязательного аудита может привести к сокращению количества аудируемых лиц более чем в 10 раз, а количество самих субъектов аудиторской деятельности может снизиться более чем на 95%. При этом региональный сектор аудиторского рынка может быть полностью исключен.
Следует отметить, что предложения Банка России противоречат сложившейся международной практике. В большинстве стран хозяйствующие субъекты, превысившие установленный порог выручки, в том числе и средний бизнес, являются объектом проведения независимого аудита.
Необходимо также учитывать, что хозяйствующие субъекты, обязательность аудита которых исключают предложения Банка России, являются основной группой заемщиков кредитных организаций, что, в свою очередь, создает риски для самих банков и их вкладчиков.
Зачастую только добросовестный аудитор может удержать аудируемое лицо от соблазна «улучшить» свои финансовые результаты для получения кредита или принятии кредитной организацией решения о его пролонгации. Исключение данной категории организаций из перечня подлежащих обязательному аудиту может существенно снизить качество кредитного портфеля кредитной организации, качество ее активов, что будет способствовать усугублению проблем на банковском рынке.
В связи с этим саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» предлагает сохранить критерий превышения объема выручки и суммы активов бухгалтерского баланса подлежащих обязательному аудиту организаций, установив их на уровне соответственно 800 млн руб. и 120 млн руб. Данная мера позволит решить задачи по исключению из числа аудируемых лиц организаций, чья бухгалтерская отчетность объективно не востребована на уровне внешнего пользователя, и будет способствовать выведению с рынка основной массы недобросовестных аудиторских организаций.
Кроме этого, саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» предлагает:
- сохранить требование по проведению обязательного аудита непубличными акционерными обществами. Данный критерий является базовым в перечне критериев обязательного аудита во многих странах мира. Вместе с тем, учитывая наличие определенного количества акционерных обществ, чей масштаб и вид деятельности вызывает исключительный интерес только у их акционеров, исходя из международного опыта, представляется целесообразным законодательно установить возможность освобождения от обязанности проведения обязательного аудита те акционерные общества, акционеры которых примут единогласное решение о непроведении обязательного аудита;
- сохранить обязательность аудита для некоммерческих организаций (фондов), учрежденных гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Банком России предлагается также установить требования к допуску аудиторских организаций к проведению обязательного аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов (далее - ОЗХС). Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС могут осуществлять аудиторские организации, которые:
1) имеют в штате не менее 12 аудиторов, являющихся ее работниками по основному месту работы, не менее 3 из которых соответствуют требованиям к руководителю обязательного аудита;
2) не имеют в течение трех последних лет фактов:
- несоблюдения аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) ее работниками, требований о независимости при предоставлении аудиторских услуг аудируемому лицу;
- выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС или иных сведений об ОЗХС (за исключением кредитных организаций (банковских групп), если аудиторское заключение должно содержать результаты проверки таких сведений, при признании Банком России бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС и (или) указанных сведений об ОЗХС недостоверными и выявлении фактов несоблюдения аудиторской организацией и (или) аудиторами, являющимися (являвшимися) ее работниками, требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудитов при подготовке такого мнения;
- выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) выполнении обязательных нормативов, установленных Банком России, соответствии внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, установленным Банком России (для кредитных организаций (банковских групп) при признании Банком России учета и отчетности недостоверными, невыполнения обязательных нормативов, установленных Банком России, несоответствия внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, предъявляемым Банком России к таким системам, в том числе в случаях, когда указанные факты повлекли за собой возникновение у Банка России оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в том числе входящей в состав банковской группы, а также оснований для отзыва у кредитной организации, в том числе являющейся головной кредитной организацией банковской группы, лицензии на осуществление банковских операций или приостановления деятельности иных поднадзорных Банку России организаций, и выявлении в деятельности аудиторской организации нарушений требований законодательства Российской Федерации об аудите, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудитов при подготовке такого мнения;
3) не имеют фактов неоднократного признания Банком России аудиторского заключения не соответствующим законодательству Российской Федерации;
4) не имеют фактов признания судом аудиторского заключения, представленного аудиторской организацией, заведомо ложным.
Предлагается также установить требования к руководителям обязательного аудита ОЗХС. Так, руководителем обязательного аудита назначается аудитор, являющийся по основному месту работы работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и такой аудиторской организацией, удовлетворяющий следующим требованиям:
1) не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления, фактов признания в течение пяти последних лет его виновным
в злоупотреблении соответствующими полномочиями аудитора по вступившему в силу решению суда;
2) имеет опыт практической работы в течение не менее пяти лет в сфере проведения аудита в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС;
3) проходил обучение по программам ежегодного повышения квалификации по тематике проведения аудита в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗХС;
4) не имеет в течение трех последних лет фактов несоблюдения требований о независимости при предоставлении аудиторских услуг ОЗХС;
5) не имеет в течение трех последних лет фактов участия в качестве руководителя аудиторской проверки в составе аудиторской группы, выразившей мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (за исключением кредитных организаций (банковских групп) или мнение о достоверности иных сведений об аудируемом лице, при признании Банком России бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и (или) указанных сведений об аудируемом лице недостоверными, и выявлении в деятельности аудиторской организации нарушений требований законодательства Российской Федерации, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов при подготовке такого мнения;
6) не имеет в течение трех последних лет фактов участия в качестве руководителя аудиторской проверки в составе аудиторской группы, выразившей мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) выполнении обязательных нормативов, установленных Банком России, соответствии внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, установленным Банком России (для кредитной организации (банковской группы) при признании Банком России учета и отчетности недостоверными, невыполнения обязательных нормативов, установленных Банком России, несоответствия внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, предъявляемым Банком России к таким системам, в том числе в случаях, когда указанные факты повлекли за собой возникновение у Банка России оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в том числе входящей в состав банковской группы, а также оснований для отзыва у кредитной организации, в том числе являющейся головной кредитной организацией банковской группы, лицензии на осуществление банковских операций или приостановления деятельности иных поднадзорных Банку России организаций, и выявлении в деятельности аудиторской организации нарушений требований законодательства Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов при подготовке такого мнения;
7) не имеет фактов неоднократного признания Банком России подписанного им аудиторского заключения не соответствующим законодательству Российской Федерации;
8) не имеет фактов признания судом подписанного им аудиторского заключения заведомо ложным.
Проведение реформы в целях искусственного укрупнения аудиторского рынка, установление невыполнимых для большей части аудиторского сообщества требований к допуску на рынок с одновременным тотальным, экономически не обоснованным сокращением перечня субъектов обязательного аудита не должно противоречить решению задач, поставленных Поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19.12.2015 г. № Пр-2629:
- повышению роли института аудита бухгалтерской отчетности в общенациональной системе финансового контроля;
- созданию эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности;
- формированию условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в том числе на международных рынках аудиторских услуг.
Поэтому в настоящее время необходимо провести объективный анализ данных предложений и оценить их влияние на развитие аудиторской деятельности в современных условиях рыночной экономики.
Вызывает определенные сомнения предложение по реформе саморегулируемых организаций аудиторов, в частности реализация требования об объединении в составе в СРО аудиторов в качестве ее членов коммерческих организаций, совокупная доля на рынке аудиторских услуг которых составляет не менее 26%. Это может создать ситуацию, когда средние и малые аудиторские компании будут вынуждены полностью уйти с рынка.
Вполне обоснованными являются требования к некоммерческим организациям для включения их в реестр саморегулируемых организаций аудиторов. К ним относятся:
- наличие принятого кодекса профессиональной этики аудиторов, утвержденных требований к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
- наличие утвержденных правил контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований законодательства Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе требований к рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия;
- наличие специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № Э07-ФЗ;
- обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Принятие принципиальных решений по вышеуказанным ключевым вопросам позволит не допустить необратимого уничтожения института независимого аудита, заложит фундамент для проведения разумно-
го реформирования законодательства и системы регулирования аудиторского рынка в целях создания условий для дальнейшего развития и повышения престижа профессии аудитора в России на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечения качества аудиторских услуг.
1. Бариленко В.И. Решение проблем бизнеса и устойчивое развитие экономических субъектов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2015. № 4. С. 113-121.
2. Бариленко В.И. Анализ проблем бизнеса // Анализ и современные информационные технологии в обеспечении
экономической безопасности бизнеса и государства: сб. науч. тр. и результатов совместных науч.-исслед. проектов. РЭУ им. Г.В. Плеханова. М., 2016. С. 39-45.
3. Мездриков Ю.В. Изменение модели регулирования аудиторской деятельности в условиях мирового финансового кризиса // Научное обозрение. 2016. № 15. С. 171-174.
4. Мездриков Ю.В. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие аудита // Актуальные проблемы права и экономики: сб. науч. тр. / под общ. ред. А.В. Трофименко и А.М. Петрова. Саратов, 2016. С. 76-80.
5. Официальный сайт саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество». URL: http://auditor-sro.org/
felicatal07@yandex.ru Наталия Владимировна Предеус,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, АХД и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Светлана Ивановна Церпенто,
кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, АХД и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) удк 657.0/.5 РЭУ им. Г.В. Плеханова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рассматриваются проблемы ведения учетно-аналитических работ при постановке налогового учета по налогу на прибыль, обеспечивающие экономическую безопасность при применении различного рода схем оптимизации налоговой базы. Выделены несколько способов оптимизации расходной части налоговой себестоимости, связанных с применением вариантов начисления амортизационных отчислений, нормированием расходов, привлечением займов, распределением расходов, созданием резервов. При этом в каждом способе оптимизации налоговой базы по налогу на прибыль детально раскрыт порядок, предполагающий несколько вариантов оптимизации налоговой базы. Первый способ снижения налога на прибыль за счет применения вариантов начисления амортизационных отчислений предполагает: 1) снижение амортизируемой стоимости основного средства путем: а) разделения сложного объекта; б) исключения сопутствующих расходов из первоначальной стоимости основного средства; 2) сокращение срока полезного использования путем выбора минимально возможного срока полезного использования основного средства. Второй способ снижения налога на прибыль за счет нормирования расходов предусматривает увеличение лимита признания рекламных расходов, возможность ненормирования рекламных расходов. Третий способ снижения налога на прибыль за счет привлечения займов предполагает выплату процентов низконалоговому субъекту. Четвертый способ снижения налога на прибыль за счет распределения расходов предусматривает: отсрочку в признании доходов по выполненным работам; включение общей суммы премий по одному виду деятельности; применение оптимального способа распределения прямых расходов на незавершенное производство. Пятый способ снижения налога на прибыль реализуется за счет увеличения резервов по сомнительным долгам, предстоящих расходов.
Ключевые слова: налог на прибыль, налоговый учет, снижение налога, оптимизация налоговой базы.
N.V. Predeus, S.I. Tserpento
TAX ACCOUNTING FOR INCOME TAX IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY
Discusses the problems of accounting and analytical work in the formulation of tax accounting for the income tax, ensuring the economic security in the use of various schemes of optimization of the tax base. Highlighted several ways to optimize the expenditure part of the tax cost associated with the use of options for calculating depreciation, valuation of costs, attraction of loans, distribution of expenditures, creation of reserves. Each method of optimization of the tax