Научная статья на тему 'Перспективные направления развития мер государственной поддержки инвалидов на основе информационно-коммуникационных технологий (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)'

Перспективные направления развития мер государственной поддержки инвалидов на основе информационно-коммуникационных технологий (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНОЙ ОКРУГ ЮГРА / STATE MANAGEMENT / STATE SUPPORT FOR DISABLED PEOPLE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG YUGRA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брагина Елена Михайловна

В статье рассмотрены имеющийся опыт и возможные направления совершенствования мер государственной поддержки инвалидов на основе информационно-коммуникационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе Югре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Брагина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective directions of development of disabled people’s support on the information and communication technologies’ basis (on the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra’s example)

The article examines the available experience and possible directions for improving measures of state support for disabled people on the information and communication technologies’ basis in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития мер государственной поддержки инвалидов на основе информационно-коммуникационных технологий (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2017 г. Выпуск 2 (45). С. 55-60_

УДК 353

Е. М. Брагина

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)

В статье рассмотрены имеющийся опыт и возможные направления совершенствования мер государственной поддержки инвалидов на основе информационно-коммуникационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Ключевые слова: государственное управление, государственная поддержка инвалидов, информационно-коммуникационные технологии, Ханты-Мансийский автономной округ - Югра.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF DISABLED PEOPLE'S SUPPORT ON THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES' BASIS (ON THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - UGRA'S EXAMPLE)

The article examines the available experience and possible directions for improving measures of state support for disabled people on the information and communication technologies' basis in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

Key words: state management, state support for disabled people, information and communication technologies, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре значительное внимание уделяется созданию условий для полноценного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества, реализации ими своих прав на труд, свободу передвижения, полноценный досуг, занятие творчеством, спортом и т. д. Мероприятия в этом направлении включены в целый ряд государственных программ автономного округа, среди которых «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы», «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы», «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы», «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы», «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы», «Развитие здравоохранения на 20162020 годы» и др. В Югре реализуется 22 муниципальные программы по формированию беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам социальной инфраструктуры, находящимся в муниципальной собственности, и к объектам жилого фонда.

На наш взгляд, существующие государственные и муниципальные программы могут быть дополнены мероприятиями по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья с помощью активного внедрения информационно-коммуникационных технологий. Проведем анализ уже имеющегося в Югре опыта и сформулируем предложения по его применению и совершенствованию.

По информации отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по автономному округу, в 2016 году численность инвалидов, проживающих в Югре, составила 58 362 человека, или 3,6 % от всего населения, из них детей-инвалидов - 5 564 человека. В Российской Федерации численность инвалидов - около 12,7 млн человек, или 9 % от всего населения [7, 1].

В автономном округе уделяется большое внимание организации занятости инвалидов и их трудоустройству. Для этого используются как обязательные, так и стимулирующие меры для работодателей. Содействие занятости инвалидов осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»; постановлением

Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры».

Реализуется комплекс мер, направленный на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, включающий следующие мероприятия: трудоустройство на заявленные работодателями вакансии, в том числе установленные в счет квоты; содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; развитие гибких форм занятости и надомного труда; содействие трудоустройству на временные рабочие места (оплачиваемые общественные работы, временные работы для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы и др.); содействие самозанятости безработных граждан из числа инвалидов; организация специализированных ярмарок вакансий для инвалидов; предоставление инвалидам государственных услуг по профессиональной ориентации, по социальной адаптации безработных граждан, по психологической поддержке безработных граждан, по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию [7, 5].

Среди лиц, зарегистрированных в качестве безработных, численность инвалидов в последние 3 года составляет от 8 до 10 % (таблица 1).

Таблица

Динамика численности инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014-2016 годах [3]

Год Численность, чел. Удельный вес в общем числе безработных Динамика в сравнении с предыдущим годом, %

2014 420 10,5 -

2015 381 7,7 - 9,3

2016 439 8,4 15,2

В 2016 году при содействии органов службы занятости населения были трудоустроены 970 инвалидов, в том числе 143 человека - на оборудованные (оснащенные) постоянные рабочие места, 12 человек организовали предпринимательскую деятельность. Из числа трудоустроенных 18 человек -инвалиды I группы, 309 - инвалиды II группы, 632 - инвалиды III группы, 11 - дети-инвалиды. Во исполнение законодательства о квотировании рабочих мест инвалидам работодателями выделено 6127 рабочих мест для их трудоустройства, в том числе 668 специальных. На квотируемых рабочих местах было занято 4744 инвалида, в том числе 542 - на специальных рабочих местах. Проведено 44 специализированных ярмарки вакансий для инвалидов, по итогам которых трудоустроены 73 инвалида. По итогам 2016 года уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости населения составил 48,4 %, уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составил 27,4 % [7].

На официальном сайте Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (http://job.dznhmao.ru/) размещена анкета - опрос инвалидов по вопросам трудоустройства. Проведенный нами анализ промежуточных данных (по состоянию на 25 марта 2017 года) позволяет сделать следующие выводы.

Участие в опросе приняли 335 человек, из них 87 % - городские жители, около 70 % - в возрасте от 23 до 44 лет. 21 % респондентов получили высшее образование, 29 % - среднее профессиональное, 19 % - начальное профессиональное, 32 % - общее среднее образование. Инвалидность 1 группы имеют 5 % респондентов, 2 группы - 33 %, 3 группы - 62 %.

Около 60 % участников опроса не состоят на учете в центрах занятости, но подавляющее большинство из них (93 %) желают трудоустроиться или сменить место работы. В качестве причин, затрудняющих трудоустройство, названы: отсутствие необходимой квалификации (27 %), стажа работы (15 %), вакансий в организациях (27 %), низкий уровень заработной платы (13 %), неподходящие условия труда (18 %).

Около 70 % опрошенных желают пройти профессиональное обучение по направлениям центров занятости. При этом 56 % отдают предпочтение дистанционным формам обучения, из них 40 % готовы обучаться на дому, так как имеют компьютер и выход в Интернет. Хотя инвалиды по-прежнему

Перспективные направления развития мер государственной поддержки инвалидов на основе

информационно-коммуникационных технологий (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) предпочитают трудиться в коллективах, 14 % из них желают работать на дому, 9 % - открыть свое дело. От центров занятости участники опроса желают получить возможность пройти профессиональное обучение и получить помощь в подборе подходящего рабочего места.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что значительная часть респондентов хорошо знакома с компьютерной техникой, готова обучаться дистанционно и работать на дому. Это делает актуальным разработку специальных программ по созданию для инвалидов удаленных рабочих мест, в том числе с использованием уже имеющихся у них профессиональных навыков. Так, 8 % респондентов имеют профессиональные навыки в области информационных технологий, 6 % - бухгалтерского учета, 7 % - аудита, 3 % - юриспруденции, 3 % - культуры, 1 % - менеджмента продаж.

Считаем, что целесообразно развивать специализированные рабочие места для инвалидов в режиме удаленного доступа. Это могут быть такие виды трудовой деятельности, как набор и верстка текстов, обработка информации, бухгалтерские расчеты, маркетинг товаров и услуг, работа в Интернет-магазинах, работа диспетчера и т. д.

О востребованности данных видов деятельности на рынке труда говорит статистика Департамента труда и занятости населения автономного округа. В 2015 году были заявлены 59 вакансий доку-ментоведов, 293 - машинисток, 54 - служащих, занятых обработкой информации, 446 - бухгалтеров, 159 - агентов по продажам [8]. В списке наиболее востребованных вакансий должностей служащих в начале 2017 года на верхних позициях значатся: делопроизводитель (41 вакансия), машинистка (39 вакансий), бухгалтер (33), экономист (29), юрист (24) и др. [4].

Считаем, что при решении вопроса о финансировании организации удаленных рабочих мест может использоваться положение Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», согласно которому при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенным с этой организацией договором.

Для обеспечения полноценного участия инвалидов в жизни общества, реализации их права на свободу передвижения огромную роль играет формирование доступной, универсальной безбарьерной среды жизнедеятельности. Данный вопрос напрямую касается не менее 1/3 населения, относящейся к маломобильным группам: это не только инвалиды, но и граждане пожилого возраста, граждане, имеющие временные ограничения передвижения в связи с заболеваниями или травмами, родители с малолетними детьми и т. д.

В 2016 году в автономном округе удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для их самостоятельного передвижения по зданию, территории, составлял 61,6 % от общей численности объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, в том числе в сфере социальной защиты населения - 69,1 %, здравоохранения -40 %, образования - 14 %, культуры - 87 %, физкультуры и спорта - 90% [1]. Решение данного вопроса является непростым, так как многие социальные объекты находятся в зданиях, построенных в 1960-1980-х годах, и их реконструкция требует выделения значительных финансовых средств.

Актуальной для пациентов является проблема ориентирования в учреждениях социальной направленности. Немалое количество, например, медицинских учреждений находится в нескольких зданиях, в разных частях населенного пункта, имеет сложную организационную структуру. Ярким примером этого может служить Окружная клиническая больница в городе Ханты-Мансийске.

В рамках реализации государственной и муниципальных программ «Доступная среда» во многих населенных пунктах проведено обследование социальных объектов, оформлены паспорта доступности социальной инфраструктуры, согласованные с представителями общественных организаций инвалидов.

На наш взгляд, одним из проблемных вопросов остается организация информирования маломобильных групп населения о степени доступности зданий, благоустройства улиц и т. д.

На сайтах большинства муниципалитетов автономного округа невозможно обнаружить карту доступности социальных объектов, хотя данная работа проводилась. Например, населенные пункты Югры представлены на сайте «Жить вместе» государственной программы РФ «Доступная среда», на сайте «Карта доступности» Фонда поддержки инвалидов «Единая страна». На официальном сайте органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска была размещена геоинформационная система доступности мест социальной инфраструктуры города, разработанная Югорским государ-

ственным университетом. К сожалению, представленная на этих информационных ресурсах информация фрагментарна и практически не обновляется.

В качестве мероприятий по совершенствованию данного направления деятельности может быть предложено следующее:

- выставить карты доступности объектов социальной инфраструктуры на официальных сайтах муниципалитетов, ведь логично искать их именно там;

- организовать их актуализацию не реже одного раза в квартал;

- дополнить карты паспортами объектов. За основу могут быть взяты паспорта, размещенные на сайте «Жить вместе». Однако считаем, что в паспорте обязательно должна быть размещена фотография объекта с обозначением расположения пандусов, подъемников, кнопок вызова и т. д.;

- дополнить ГИС информацией об уличной инфраструктуре (наличие светофоров, пешеходных переходов, оснащенность пандусами, труднодоступные места улиц и дорог - подъемы, спуски, высокие бордюры, инженерные коммуникации и т. д.);

- разработать мобильные приложения ГИС на платформах iOS, Windows Phone, Android, а также создать дополнительные надстройки для навигационных программ, используемых в автомобильных GPS-навигаторах. Это позволит маломобильным группам населения использовать данное программное обеспечение непосредственно по ходу передвижения по улицам;

- создать системы навигации по медицинским учреждениям, которые должны быть расположены как на официальном сайте учреждения, так и на терминалах, установленных в разных местах больницы. Навигатор может содержать общую схему расположения медицинского учреждения с возможностями проложить маршрут до любого желаемого места, найти кабинет по номеру, фамилии принимающего специалиста, виду оказываемой медицинской услуги и т. д.

На наш взгляд, работа с картами доступности должна стать лишь частью большого проекта по организации информационно-справочной службы для инвалидов. Проанализируем имеющийся в Югре опыт работы в данном направлении.

В 2013 году была создана Информационно-справочная служба «ТИСС «Инвалид-ИНФОРМ» на базе общественной организации «Нижневартовское городское общество слепых». Ее цель - обеспечение инвалидов и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, граждан пожилого возраста Югры доступной телефонной информационной справочной помощью по правовым и социальным вопросам.

Обращение граждан в справочно-информационную службу организуется через многоканальную телефонную линию, что обеспечивает доступность и широкий охват населения услугами. Данная служба является востребованной, так как она решает две актуальные задачи - удовлетворение потребностей инвалидов в предоставлении им качественной и своевременной информации, а также содействие в трудоустройстве инвалидов. Одним из направлений деятельности службы является оказание экстренной помощи обратившимся гражданам в решении бытовых, социальных вопросов. Для чего работники службы тесно взаимодействуют с волонтерами МАУ г. Нижневартовска «Молодежный центр», жителями города через размещение информации в социальных сетях. Отлаженный механизм взаимодействия с социальными партнерами в рамках деятельности службы позволяет повысить социальный статус инвалидов, решать проблемы интеграции инвалидов в общество.

Число обратившихся в телефонно-информационную справочную службу «ТИСС «Инвалид-ИНФОРМ» за 2013 год - 327 чел. За 2014 г. число обратившихся - 767 чел., из них: по телефону -715 чел., на сайт - 47 чел. [2].

В 2015 году было открыто Ханты-Мансийское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих». Одной из ее приоритетных задач стала организация диспетчерской службы для инвалидов по слуху, которая дала бы возможность получить услуги сурдоперевода, информационную и справочную помощь по правовым, социальным и иным вопросам, содействие в решении бытовых и социальных проблем.

Был изучен опыт других регионов, в том числе работа видеотелефонной диспетчерской службы для инвалидов по слуху, проживающих в Липецкой области, в Красноярском крае и др. Разработанный проект службы «Визуальная информационная поддержка для глухих и слабослышащих граждан» победил в конкурсе на предоставление субсидии негосударственным некоммерческим организациям, действующим в сфере социальной поддержки населения, организованном Департаментом социального развития автономного округа.

Созданная служба функционирует следующим образом: при возникновении коммуникативного барьера с представителями какой-либо организации гражданин с нарушением слуха может написать электронное сообщение по электронной почте, СМС-сообщение, а также произвести видеозвонок в

Перспективные направления развития мер государственной поддержки инвалидов на основе

информационно-коммуникационных технологий (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) диспетчерскую службу с использованием программы Skype и посредством жестового языка попросить о помощи. Диспетчер службы сможет воспроизвести необходимую информацию работнику организации, с которым общается слабослышащий гражданин.

Данный вид работы оказался очень востребованным: только с июня (начало работы службы) по октябрь 2016 года был обслужен 261 человек, и предоставлено 778 услуг. Наибольшее число обращений поступает через Интернет: по Skype - 246 обращений, по электронной почте - 310. По телефону поступило 222 обращения. Больше всего люди обратилось с просьбой передать информацию в учреждения ЖКХ, социальные учреждения, учреждения здравоохранения (491 услуга), а также за помощью в оформлении документов, написании заявлений, получении справок, квитанций (112 услуг) [5].

Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Доступная среда» предусмотрено привлечение негосударственных некоммерческих организаций, действующих в сфере социальной поддержки населения, путем предоставления им субсидий, направленных на организацию службы «Визуальная информационная поддержка для глухих и слабослышащих граждан» [6].

На наш взгляд, в государственную программу целесообразно включить реализацию мероприятия по созданию и функционированию Единой информационной службы поддержки инвалидов Югры, работающей в режимах телефонной, электронной, видеосвязи. Направлениями ее деятельности могли быть:

- консультации по вопросам организации предоставления социальных льгот, гарантий, медицинского обслуживания, трудоустройства, обучения;

- оказание помощи при коммуникациях (например, сурдоперевод) и передвижении (информирование по карте доступности объектов);

- заказ социального и обычного такси, других видов транспорта;

- заказ продуктов и других товаров;

- организация помощи волонтеров и т. д.;

- информирование о мероприятиях, в которых могут участвовать инвалиды, и т. д.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре есть опыт применения информационно-коммуникационных технологий для улучшения качества жизни инвалидов. Предлагаемые в статье мероприятия способны повысить эффективность уже реализуемых государственных и муниципальных программ, решить ряд важных для лиц с ограниченными возможностями здоровья проблем по трудоустройству, свободе передвижения, коммуникации.

Литература

1. Выполнение значений показателей «дорожной карты» по доступности для инвалидов объектов и услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2016 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры -Режим доступа: http://www.depsr.admhmao.ru/deyatelnost/plan-meropriyatiy-dorozhnaya-karta-po-povysheniyu-znacheniy-pokazateley-dostupnosti-dlya-invalidov/otchety/734387/iogv-vypolnenie-pokazateley-po-dorozhnoy-karte-za-2016-god (24.03.2017). - Загл. с экрана.

2. Взаимодействие с социальными партнерами в рамках реализации программы телефонно-информационной справочной службы «ТИСС «Инвалид-ИНФОРМ» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры -Режим доступа: http://www.depsr.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy-/sovet-po-delam-invalidov-pri-gubernatore-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/informatsiya-o-zasedaniyakh/2015-god/03-dekabrya-2015-goda/779096/protokol (24.04.2017). - Загл. с экрана.

3. Динамика основных показателей регистрируемого рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в январе-декабре 2014, 2015, 2016 годов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры -Режим доступа: http://www.deptrud.admhmao.ru/deyatelnost/operativnaya-informatsiya-po-osnovnym-pokazatelyam-registriruemogo-rynka-truda-khanty-mansiyskogo-av/2016-god/710703/dinamika-osnovnykh-pokazateley-registriruemogo-rynka-truda-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yug (28.03.2017). -Загл. с экрана.

4. Наиболее востребованные вакансии по рабочим профессиям и должностям служащих, заявленные работодателями в органы службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в январе 2017 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. - Режим доступа http://www.deptrud.admhmao.ru/deyatelnost/naibolee-vostrebovannye-professii-v-khmao-yugre/2017-god/726731/naibolee-vostrebovannye-vakansii-po-rabochim-professiyam-i-dolzhnostyam-sluzhashchikh-zayavlennye-ra (02.04.2017). - Загл. с экрана.

5. Лазурко С. В. О доступности информации для инвалидов по слуху и создание условий для доступной среды через организацию диспетчерской службы для инвалидов по слуху [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - Режим доступа: http://www.depsr.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy-/sovet-po-delam-invaПdov-pri-gubernatore-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/informatsiya-o-zasedaniyakh/2016-god/02-dekabrya-2016-goda/779087/protokol (24.03.2017). -Загл. с экрана.

6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. № 430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] / Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - Режим доступа: http://depsr.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennye-programmy/dostupnaya-sreda/331271/aktualnaya-redaktsiya (25.03.2017). -Загл. с экрана.

7. Региональный доклад о качестве жизни инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре, 2016 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Режим доступа: http://www.depsr.admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya-/doklad-o-kachestve-zhizni-invalidov/2016-god/532952/doklad-o-kachestve-zhizni-invalidov (25.03.2017). - Загл. с экрана.

8. Мониторинг спроса и предложений рабочей силы на регистрируемом рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2015 году [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. - Режим доступа: http://www.deptrud.admhmao.ru/deyatelnost/monitoring-sprosa-i-predlozheniya-rabochey-sily-na-registriruemom-rynke-truda-khanty-mansiyskogo-avt/2015-god/352963/monitoring-sprosa-i-predlozheniya-rabochey-sily-na-registriruemom-rynke-truda-khanty-mansiyskogo-avt (28.03.2017). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.