Научная статья на тему 'Меры Правительства ХМАО по предотвращению безработицы и увеличению уровня занятости населения'

Меры Правительства ХМАО по предотвращению безработицы и увеличению уровня занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалькевич Даниил Анатольевич

В статье анализируется госпрограмма «Содействие занятости населения в ХМАО-Югре». В связи с ухудшением демографической ситуации в стране, в ХМАО-Югре осуществляется программа содействия занятости. После реализации программы ожидаются позитивные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры Правительства ХМАО по предотвращению безработицы и увеличению уровня занятости населения»

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н (с изм от 7 мая 2003 г. № 38н, от 18 сентября 2006 № 115н, от 8 ноября 2010, № 142н ). Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/legislation/ (дата обращения: 30.03.2018).

6. Приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н (ред. от 02.04.2013, с изм. от 21.01.2015) «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122870/ (дата обращения: 30.03.2018).

МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХМАО ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ И УВЕЛИЧЕНИЮ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ Михалькевич Д.А.

Михалькевич Даниил Анатольевич - магистрант, кафедра региональной и муниципальной экономики, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируется госпрограмма «Содействие занятости населения в ХМАО-Югре». В связи с ухудшением демографической ситуации в стране, в ХМАО-Югре осуществляется программа содействия занятости. После реализации программы ожидаются позитивные результаты. Ключевые слова: безработица, занятость, финансирование.

По данным, предоставленным окружным Департаментом труда и занятости, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в настоящее время осуществляются две основные госпрограммы - «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» и «Оказание содействия добровольному переселению в ХМАО - Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы». Рассмотрим подробнее первую программу.

В таблице 1 представлены основные цели и задачи госпрограммы.

Таблица 1. Цели и задачи госпрограммы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» [3]

Цели Программы

1. Обеспечить на территории ХМАО - Югры (далее -автономный округ) государственных гарантий гражданам в части содействия увеличения уровня занятости населения и защиты от безработицы, улучшение условий труда и охраны труда работников. 2. Привлечь трудовые ресурсы в автономный округ для обеспечения удовлетворения спроса на рабочую силу

Задачи Программы

I. Предотвращение безработицы в автономном округе.

2. Способствование улучшению положения на рынке труда

безработных и не занятых трудовой деятельностью граждан, улучшение качества и доступности оказываемых государственных услуг в части содействия занятости населения.

3. Улучшение конкурентоспособности и качества трудовой силы, обеспечение баланса спроса и предложения рабочей

силы на трудовом рынке.

4. Поддержание развития предпринимательства и

самозанятости безработных граждан.

5. Способствование увеличению уровня занятости коренных и малочисленных народов Севера,

проживающих в автономном округе. 6. Поддержка занятости населения предпенсионного и пенсионного возраста. 7. Помощь в трудоустройстве незанятых инвалидов, содействие поддержанию условий для профессионального образования инвалидов. 8. Формирование условий для совмещения женщинами трудовой занятости и обязанностей по воспитанию детей. 9. Помощь в трудоустройстве незанятых одиноких родителей, многодетных родителей, родителей

воспитывающих детей-инвалидов. 10. Способствование временной занятости лиц, осужденных к исполнению наказания, и освободившихся из мест лишения свободы.

II. Повышение качества нормативно-правовой базы в

области охраны труда автономного округа. 12. Постоянная подготовка и переподготовка сотрудников по охране труда с помощью современных актуальных технологий и методов обучения.

13. Пропоганда и информационное обеспечение охраны

труда.

14. Улучшение и контроль за лечебно-профилактическим

обслуживанием работающего персонала. 15. Организационное обеспечение функционирования отраслей автономного округа. 16. Обеспечение предоставления государственных и других гарантий по социальной поддержке безработного населения автономного округа. 17. Организация регулирования временной и постоянной трудовой миграции для удовлетворения нужд автономного _округа в трудовых ресурсах._

Надо сказать, что на реализацию вышеуказанной программы в бюджете заложены следующие суммы - общий объем финансирования Программы составляет -12 176 640,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 2 035 681,8 тыс. рублей; в 2015 году - 1 852 980,5 тыс. рублей; в 2016 году - 1 924 470,8 тыс. рублей; в 2017 году - 1 564 597,2 тыс. рублей; в 2018 году - 1 581 803,0 тыс. рублей; в 2019 году - 1 599 261,2 тыс. рублей; в 2020 году - 1 617 845,6 тыс. рублей.

Половина сумм финансируется федеральным бюджетом - половина бюджетом округа.

После исполнения программы ожидаются следующие результаты:

- удержание уровня безработицы (по методологии Международной организации труда) не выше 6,2% в среднем за год;

- соотношение числа занятого населения в экономике автономного округа к общей численности населения автономного округа в возрасте - женщины 16-54 лет, мужчины 16-59 лет не ниже 86,7%;

- уровень регистрируемой безработицы в отношении к численности экономически активного населения (в среднегодовом исчислении) должен снизиться с 0,69 до 0,68%;

- коэффициент напряженности на рынке труда автономного округа к 2020 году должен быть - 2,0 чел./1 рабочее место;

- удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности населения, обратившегося за помощью в поиске требуемой работы в органы службы занятости населения автономного округа, в 2020 году должен составлять 47%;

- должна снизиться численность пострадавших с утратой трудоспособности на производстве на один рабочий день и более, и с летальным исходом, в расчете на 1000 работающих с 1,3 до 0,9;

- уменьшение количества пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным исходом в расчете на одну тысячу работающих с 0,09 до 0,075;

- уменьшение относительного количества сотрудников, занятых для работы в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятого населения в экономике автономного округа от 29,8 до 28,0%;

- снижение численности лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих с 2,9 до 2,6;

- снижение численности первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих с 0,5 до 0,4;

- увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике автономного округа с 57,1 до 65%;

- обеспечение удельного веса квалифицированных специалистов в общем объеме привлекаемых иностранных работников на территорию автономного округа, к 2020 году - 89,8%;

- увеличение удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в автономном округе, к 2020 году - с 30,3 до 33,3%.

Подводя итоги, можно сказать, что в целом обстановка на рынке труда региона является стабильной. Программа мероприятий госпрограммы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» является полной и охватывает все аспекты возможного повышения уровня безработицы, судя по показателям уже прошедших трех лет исполнения мероприятий госпрограммы - она действительно является продуманной, а использование запланированных финансовых средств и исполнение поддерживается на должном уровне. В связи с профессиональными «перекосами» на рынке труда региона,

необходимо большее внимание правительства округа к профориентации среди молодежи и переподготовке специалистов с маловостребованными профессиями. Также следует заметить, что требуется улучшить координационную деятельность федеральных органов по регулированию потоков миграции между регионами, улучшить информирование экономически активного населения в плане условий жизни, возможных вакансиях и социальной политики регионов.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru./ (дата обращения: 30.03.2018).

2. Управление Федеральной службы государственно статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tnmstat.gks.ru/ (дата обращения: 30.03.2018).

3. Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского округа - Югры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://job.dznhmao.ru./ (дата обращения: 30.03.2018).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРИЧИНЫ ЕЁ ОБРАЗОВАНИЯ Михалькевич Д.А.

Михалькевич Даниил Анатольевич - магистрант, кафедра региональной и муниципальной экономики, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируется определение безработицы и причины её образования. Взаимосвязь занятости и уровня ВВП. Зависимость занятости от темпов роста экономики.

Ключевые слова: безработица, занятость, экономический рост.

Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего , рабочая сила. Поддержание занятости - это важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.

В экономической и социальной литературе для определения понятия «безработица» используются различные термины:

- «Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны» [2, с. 15];

- «Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу» [3, с. 656].

К безработному по, определению МОТ (Международная Организация Труда), относится человек, который:

- не имеет работы в данный момент;

- предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;

- в данный момент готов приступить к работе.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.