Наряду с хорошими, удачными рекламными посланиями вполне могут быть и достаточно простые обращения, ролики, которые не вызовут у потребителей отрицательных эмоций, недоумений и т.д. Понятно, что упор все-таки надо делать на хорошие, удачные рекламные послания. Уменьшить процесс отторжения от частого их показа можно при помощи двух основных методов. Первый метод называется гистерезисом. Его суть заключается в том, что возможно повторение рекламного обращения через определенное время. Причем продолжительность должна быть такой, чтобы прошлое рекламное объявление забылось и, после перерыва, воспринималась как новое, следуя известной поговорке, что новое - это хорошо забытое старое. Второй метод получил название «верхушка и хвост». Суть его в том, что вначале даются полноразмерные рекламные объявления, а затем их укороченный вариант. В этом случае они не выглядят абсолютно идентичными. Названные методы позволяют в длительной рекламной компании увеличить удельный вес хороших, удачных рекламных обращений.
© Е.А. Олехнович, 2015
УДК 334.012.64
Павлова Татьяна Ивановна
Магистрант 2 курса Западно-Казахстанского инженерно-гуманитарного университета Казахстанского
института инновационных и телекоммуникационных систем
г. Уральск, Республика Казахстан e-mail: pavlovat@gmail.com
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЗАПАДНО-
КАЗАХСТАСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Рассмотрено состояние малого предпринимательства в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан, изучены перспективные направления развития малого бизнеса
Ключевые слова
Малый и средний бизнес, предпринимательство, инновационная деятельность, сельское хозяйство, внешнеэкономическая деятельность, туризм, SWOT-анализ
Предприятия малого и среднего бизнеса играют ключевую роль в экономическом развитии страны. Сегодня в развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится от 40 % до 90 % объёма внутреннего валового продукта (ВВП). Казахстанский малый и средний бизнес движется в русле общемировых тенденций, однако, его доля в экономике пока разительно отличается от значений в развитых станах. По данным официальной статистики, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана в 2013 году составил 16,9 %. Эта ситуация вызвана тем, что большую долю в ВВП создаёт крупный бизнес, а именно 7 % крупного бизнеса создаёт 70 % ВВП, представленного нефтяным и горно-металлургическими секторами.
На сегодняшний день в Казахстане число активных субъектов малого и среднего бизнеса достигло 899,9 тысяч единиц [1], что говорит о массовости и динамичности этого процесса. Начиная с 2005 года, количество активных субъектов малого бизнеса увеличилось в 1,7 раза. Лидерами по их количеству являются Южно-Казахстанская область, г. Алматы и Алматинская область, а также Восточно-Казахстанская и Карагандинская области.
Западно-Казахстанская область относится к числу перспективных регионов Республики Казахстан, который граничит с пятью областями Российской Федерации (Самарской, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской). Протяженность казахстанско-российской границы 1532 км. Близость Западно-Казахстанской области к крупным экономическим центрам Восточной и Западной Европы определяют её уникальное географическое положение.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Основу производственного потенциала Западно-Казахстанской области составляет промышленное производство, которое занимает в промышленности республики более 9 %. Специализацию региона определяет горнодобывающая промышленность, а именно производство нефти и газового конденсата. На долю области приходится 98 % добычи газового конденсата, 43,6 % добычи газа в республике. Таким образом, в структуре экономики региона наблюдается отраслевая несбалансированность, выражающаяся в сырьевой направленности отраслевой структуры и невысоком уровне развития малого бизнеса. Данная зависимость от предприятий нефтегазового сектора несёт в себе угрозы спада обрабатывающей промышленности и ухудшения экономической ситуации в регионе при падении мировых цен на углеводороды.
В современной экономической системе Западно-Казахстанской области малый бизнес играет не менее важную роль, о чем говорят показатели характеризующие состояние данного сектора. В Западно-Казахстанской области количество зарегистрированных и активных субъектов малого бизнеса имеют общую тенденцию роста с 2009 года. За пять лет количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 67,7 % по сравнению с 2009 годом и составило 48,2 тысячи субъектов. Количество активных субъектов за этот же период возросло на 62,2 %, достигнув к 2015 году 30,3 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства.
В общем количестве зарегистрированных и активных субъектов малого и среднего предпринимательства в Западно-Казахстанской области преобладают индивидуальные предприниматели, на 1 января 2015 года их доля в общем количестве активных субъектов малого и среднего предпринимательства составила 80,7 %, крестьянских или фермерских хозяйств - 12,1 %, юридических лиц малого и среднего предпринимательства 7,2 % [2]. В количестве активных крестьянских и фермерских хозяйств сильно растущей динамики не наблюдается. Их число с 2009 года увеличилось лишь на 117 единиц, т.е. на 3%. Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства в январе-сентябре 2014 года составил 905,7 млрд. тенге.
Таблица 1
Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Западно-
Казахстанской области
3 ар егнс трнраванн ые субъекты, ед. Активно действующие субъекты, ед. Численность занятых, человек Выпуск продукции, млн. тенге
на 1 января 2015 года на 1 октября 2014 года январь -сентябрь 2014 года
Всего 48 233 30 295 107211 905 712
Юридические лнца МСП 5 773 2 173 53 026 845 614
Индивидуальные пр едпрнннм ат ели 38 321 24 445 46 172 36 698
Крестьянские или фермерские хозяйства. (на 01.11.2014 г.) 4 139 3 677 S 013 23 400
Примечание: Составлено по данным Департамента статистики Западно-Казахстанской области (www.batys.stat.kz)
В Западно-Казахстанской области численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составляет 107,2 тысяч человек, что составляет 33,9% от общего числа занятых в регионе [1].
Доля малого и среднего предпринимательства Западно-Казахстанской области в ВВП в 2013 году составила 13,7 %.
В распределении малых предприятий Западно-Казахстанской области по видам экономической деятельности преобладающие значения имеют предприятия торговли (50 %), оказания услуг (13 %), сельское хозяйство, транспорт и связь (по 12 %), что в целом соответствует республиканскому уровню.
■ прочее
Рисунок 1 - Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в Западно-Казахстанской области, % Примечание: Составлено по данным Департамента статистики ЗКО (www.batys.stat.kz)
В целом развитие предпринимательства в области должно способствовать усилению роли малого и среднего бизнеса в развитии индустриализации, в создании рабочих мест и повышения занятости населения, повышения производительности труда, увеличения доли обрабатывающей промышленности и несырьевого сектора. Согласно Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы региональная специализация обрабатывающей промышленности Западно-Казахстанской области определена из имеющейся инфраструктуры и включает в себя производство машин и оборудования, строительных материалов и продуктов питания. Также предприниматели области отмечают возможности производства изделий из стекла, пластмассы, производство товаров народного потребления, оборудования и комплектующих, одежды, мебели и фурнитуры [3, с.148].
Регион обладает значительным потенциалом для успешного развития строительной индустрии. За последние годы, благодаря обширной минерально-сырьевой базе, ускоренные темпы роста получила сфера производства строительных материалов, которая является перспективным направлением в развитии экономики области, позволяющей значительно сократить объемы импорта строительной продукции.
В условия современного развития экономики и ее глобализации внешнеэкономическая деятельность является важнейшей характеристикой социально-экономического развития страны в целом и региона в частности. Большинство малых предприятий Западно-Казахстанской области реализует свою продукцию на внутреннем рынке. Деятельность предпринимателей сильно зависит от внешних рынков, так как большая доля сырья, материалов и комплектующих завозится из зарубежа. Это приводит к тому, что доля импортной продукции превышает долю экспортной. По данным официальной статистики внешнеторговый оборот Западно-Казахстанской области в 2014 году составил 10 739,8 млн. долларов США, причем доля экспорта составила лишь 11 %, а именно 1 176,8 млн. долларов США [1]. В январе 2015 года внешнеторговый оборот области между странами Единого экономического пространства составил 27 158,9 тысяч долларов США, на экспорт приходится лишь 2 636,0 тысяч долларов США.
В перечень экспортируемых товаров входят сельскохозяйственная продукция, рыба, кондитерские изделия, изделия из пластмасс, стекла, лом чёрных металлов и др. Имея удобное географическое положение Западно-Казахстанской области, а также в свете вступления Республики Казахстан в Таможенный союз и создания Единого экономического пространства малым предприятиям необходимо ориентироваться на внешние рынки. Малый бизнес, пока не играют значительной роли во внешнеэкономической деятельности, но являются естественный резерв увеличения объема экспорта.
Агропромышленный комплекс является важным и одним из приоритетных секторов экономики области по обеспечению продовольственной безопасности и занятости населения, а также большой значительной сферой для приложения малого бизнеса. Для Западно-Казахстанской области сельскохозяйственное производство является традиционной отраслью, где задействована большая часть сельского населения. Однако доля сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте невелика, в 2014 году она составила 3,8 %. Большая часть территории области входит в полупустынно-пустынную зону, пригодную в основном для развития овцеводства. Сохранение и развитие овцеводческих хозяйств составляет социально-экономическую необходимость как источник доходов и занятость населения, а также использование специфических пастбищ.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Для развития сельскохозяйственного производства Западно-Казахстанская область располагает большими земельными ресурсами, значительным производственным и трудовым потенциалом. Однако, в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями, на протяжении последних нескольких лет, посевные площади значительно сократились. Так, объемы посевных площадей крестьянских и фермерских хозяйств в 2010 году составляли 458,9 тысяч гектаров, в 2011 году - 393,4 тысяч гектаров, в 2012 году -381,3 тысяч гектаров, в 2013 году - 368,1 тыс. гектаров [4, с.31]. Тем не менее, состояние мирового рынка зерна свидетельствует о больших перспективах экспорта зерновой продукции. Существует ряд стран, которые являются традиционными импортерами данной продукции. Учитывая, что цены на мировом рынке зерна постоянно растут, то для Казахстана, а в частности для Западно-Казахстанской области эти обстоятельства должны составлять основу интенсификации сельского хозяйства.
К числу основных проблем, ограничивающих развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве относятся: применение упрощенных технологий, высокий износ сельскохозяйственных машин и технологического оборудования, что обусловливает низкую производительность труда и рост издержек производства, распространение карантинных, вредных и особо опасных вредных организмов, наносящих ущерб зерновым и овощным культурам. Сдерживающими факторами интенсивного развития животноводства области являются: низкая продуктивность скота, слабая кормовая база. Необходимыми условиями ускоренного развития животноводства является увеличение объемов господдержки и привлечение инвестиций для строительства современных откормочных площадок, молочно-товарных ферм и животноводческих комплексов, проведение крупномасштабной селекции скота.
Агропромышленный комплекс для выхода из кризисного состояния также нуждается во внедрении возможностей научно-технического прогресса и использовании инновационных технологий. Государственная поддержка крестьянских и фермерских хозяйств субъектов малого бизнеса должна стать главным приоритетом инновационной политики в сельском хозяйстве с ориентацией на внедрение научных разработок в сельхозпроизводство. В этой связи акиматом Западно-Казахстанской области разработаны правила отбора инновационных проектов в агропромышленном комплексе для их последующего целевого финансирования.
Учитывая региональную специализацию Западно-Казахстанской области, на основе исторически сложившейся структуры, перспективными отраслями сельского хозяйства являются животноводство, в частности овцеводство, мясное и молочное скотоводство, а также растениеводство с увеличением зерновых, кормовых культур, бахчевых и картофеля и возрождение садоводства.
В современной экономике значительно возросла роль инновационной деятельности. Без применения инноваций невозможно создание конкурентоспособной продукции. В развитых странах уровень экономического развития определяется интенсивностью инновационной деятельности. В глобальной конкуренции выигрывают те государства, где существуют благоприятные условия для развития и применения инноваций. Малые предприятия с этой точки зрения являются наиболее привлекательными, так как способны быстро подстраиваться под меняющиеся запросы рынка, реагировать на изменения в налогах, льготах и финансово-кредитной политике. Вместе с тем, большинство малых компаний Западно-Казахстанской не стремятся развивать и внедрять инновации в свою деятельность. В некоторой степени, это объясняется тем, что предприниматели слабо представляют выгоды от внедрения инноваций, а также не имеют достаточно свободных финансовых ресурсов для их развития и внедрения. По данным маслихата Западно-Казахстанской области в 2013 году инновационная деятельность наблюдалась на 646 предприятиях области, инновационная активность составила 5,3 % (в развитых странах этот показатель составляет 3040 %), а доля инновационной продукции и услуг в общем объеме ВРП составила 0,5 %.
С целью создания необходимых условий и стимулирования инновационной деятельности в сферах машиностроения, приборостроения, нефтехимии и природоохранных технологий в области функционирует ряд структур, фондов, бизнес - центров, способствующих развитию инноваций. К ним относятся: технопарк «Алгоритм», АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Орал», центр инноваций и привлечения инвестиций при СПК, бизнес-инкубаторы, фонды содействия фермерам, предпринимателям и другие. Ими оказываются консалтинговые, информационные услуги, услуги бизнес-планирования и маркетинга.
Одной из перспективных отраслей развитие экономики региона является туризм. Западно-
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Казахстанская область обладает достаточно высоким потенциалом, благодаря географическому положению и природно-климатическим условиям. На территории области расположено озеро Шалкар, состав воды которого соответствует стандартам морской воды. Кроме того, необходимо развитие оздоровительного, детско-юношеского, историко-культурного, а также набирающих популярность активных видов туризма: велосипедного, конного, водного, пешего, экологического, охоты и рыбалки. Среди туристов пользуется популярностью кемпинг «Мечта», побережья рек Урал, Чаган, Деркул, туристско-оздоровительный комплекс «Евразия», туристско-экскурсионный комплекс «Бивуак», туристский лагерь «Самал», санаторий «Акжаик».
В период с 2009 по 2014 годы в Западно-Казахстанской области отмечена тенденция к увеличению числа туристских организаций с 10 до 46 единиц, из них 19 юридические лица и 27 индивидуальные предприниматели. Количество обслуженных посетителей по данным Департамента статистики Западно-Казахстанской области на сентябрь 2014 года составило 52,7 тысячи человек [6]. Учитывая большой туристский потенциал региона и неразвитость туризма в настоящее время, значительная роль должна отводиться (отводится) малому предпринимательству. При помощи малого бизнеса можно развивать инфраструктуру сферы сервиса и туризма, в частности гостиничный бизнес, услуги предоставления питания на территории туристских маршрутов, организация экскурсий и другие услуги.
Для оценки состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Западно-Казахстанской области проведен SWOT анализ
Сильные стороны Слабые стороны
• наличие транспортных магистралей международного и республиканского значения; • удобное географическое положение, протяжённая граница с Российской Федерацией, позволяющая развивать экспорт; • наличие законодательной поддержки для развития малого и среднего предпринимательства; • наличие природных ресурсов для развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве, строительной индустрии, туризме и оказании услуг; • наличие отраслей, в которых может активно функционирует малый бизнес, имеющих большое значение для экономического развития области и снижения доли импорта: сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительная индустрия. • неравномерная плотность населения, концентрация в г. Уральск, низкая плотность в районах, отток населения из сельских районов; • низкий уровень инновационной деятельности малых предприятий, слабое внедрение в производство научно-технических разработок; • низкая конкурентоспособность продукции производимой малыми и средними перерабатывающими предприятиями; • высокий уровень технологической отсталости перерабатывающих отраслей и сельского хозяйства, высокая степень износа основных производственных фондов; • недостаток собственных оборотных средств; • ограниченность рынков сбыта продукции производимыми малыми и средними предприятиями, низкая доля экспорта сбыт производится в основном на внутреннем рынке области и казахстанском рынке; • недостаток квалифицированных кадров технических специальностей, отсутствие стимула у высококвалифицированных специалистов для занятия предпринимательством, специалисты предпочитают уходить в высокооплачиваемый нефтегазовый сектор; • разница в кадровом потенциале городского и сельского населения.
Угрозы Возможности
• недостаточная доступность финансово-кредитных ресурсов, обусловленная низкой ликвидностью залога, особенно у сельскохозяйственных предпринимателей, высокими процентными ставками, долгой и сложной процедурой подачи и рассмотрении заявки; • высокий уровень издержек ведения бизнеса; • недополучение в бюджет области налоговых поступлений. • развитие государственной финансово-кредитной поддержки субъектов малого бизнеса; • выделение финансовых ресурсов для развития обрабатывающей промышленности; • удобное географическое положение, активация международной торговли, увеличение доли экспорта; • сокращение административных барьеров при получении разрешительных документов; • развитие малых предприятий через кооперацию с крупными предприятиями области; • освоение новых видов продукции; • развитие инновационной деятельности, внедрение новых технологий.
Государство обозначило сферу малого и среднего предпринимательства как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Развитие малого предпринимательства в
Западно-Казахстанской области должно быть ориентировано, прежде всего, на приоритетные сферы экономики и в этом направлении необходимо предпринять определенные меры. Особое значение приобретают развитие эффективных малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе и внешнеэкономических, активизация производственной и инновационной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Комитет по статистике Министерства Национальной экономики РК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.gov.kz (дата обращения 10.02.2015)
2. Журнал Социально-экономическое развитие Западно-Казахстанской области, Департамент статистики Западно-Казахстанской области, Уральск, 2014
3. Жаппар А, Джандосова Ж. Казахстан: Улучшение возможностей поддержки развития малого и среднего бизнеса. Центр исследований Сандж. ADB, Астана, 2013
4. Сельское, лесное и рыбное хозяйство. Статистический сборник 2009-2013. Департамент статистики Западно-Казахстанской области, Уральск, 2014
5. О деятельности мест размещения в области. Серия 20. Туризм. Статбюллетень январь-сентябрь 2014 год. Департамент статистики Западно-Казахстанской области
© Т.И. Павлова, 2015
УДК 338
Растеряев Константин Олегович
магистрант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ, E-mail: konstantinrasteryaev@yandex.ru
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Аннотация
Необходимость и значимость совершенствования контроля эффективности управления государственной собственностью в акционерных обществах в современных условиях неопределенности рыночной экономики объективно обусловлена рядом факторов.
Ключевые слова
Контроль эффективности управления государственной собственностью, долгосрочная программа
развития, ключевые показатели эффективности, результаты деятельности акционерных обществ.
Актуальность проблемы совершенствования контроля эффективности управления государственной собственностью в акционерных обществах обусловлена необходимостью эффективного управления государственной собственностью в долгосрочной перспективе.
Деятельность акционерных обществ с государственным участием оказывает значительное влияние на устойчивое развитие современной экономики по причине высокой степени их значимости. Система управления государственной собственностью в акционерных обществах должна постоянно совершенствоваться, учитывая изменения, постоянно происходящие в экономической среде в условиях турбулентности рыночной экономики.
Контроль можно рассматривать в качестве неотъемлемой части управления акционерными обществами с государственным участием, так как без наличия контроля невозможно осуществлять эффективную управленческую деятельность в отношении государственной собственности.
Контроль предполагает осуществление квалифицированного, профессионального наблюдения за тем, чтобы фактическая деятельность форм корпоративного управления строго соответствовала предписаниям, содержащимся в законах и иных нормативно-правовых актах.