Научная статья на тему 'Основные направления государственного регулирования развития сферы туризма в Казахстане'

Основные направления государственного регулирования развития сферы туризма в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4184
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАЗАХСТАН / ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Муканов А. Х.

В статье отмечается, что развитие сферы туризма стало важным социальным и политическим делом, оказывающим значительное влияние на мироустройство и экономику многих стран. Туризм является выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленностями. Все это обуславливает наличие эффективной системы государственного регулирования, направленного на поддержку деятельности субъектов туристской деятельности. Приведены основные характерные черты государственной поддержки сферы туризма в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственного регулирования развития сферы туризма в Казахстане»

УДК 338.48(574)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

А. Х. МУКАНОВ, старший преподаватель E-mail: Aidar81hamzauli@mail. ru Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана

В статье отмечается, что развитие сферы туризма стало важным социальным и политическим делом, оказывающим значительное влияние на мироустройство и экономику многих стран. Туризм является выгодной и высокодоходной сферой деятельности, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленностями. Все это обуславливает наличие эффективной системы государственного регулирования, направленного на поддержку деятельности субъектов туристской деятельности. Приведены основные характерные черты государственной поддержки сферы туризма в Республике Казахстан.

Ключевые слова: туризм, государство, государственное регулирование, Казахстан, частное партнерство.

В настоящее время туризм является одной из динамично развивающихся сфер экономики во многих государствах мира и за счет высоких темпов развития обеспечивает стимулирующее влияние на остальные сектора народного хозяйства (особенно в посткризисный период). Туризм как отдельная сфера народного хозяйства оказывает сильное влияние на социальную и экономическую жизнь общества. За это многие зарубежные и отечественные ученые называют его «феноменом ХХ1 века».

По последним данным Всемирной туристской организации, вес туризма в мировом валовом национальном продукте составляет 11—12 %. На долю туризма приходится:

— 8 % суммарных инвестиционных вложений в мире;

— 10,8 % мировых расходов на потребление конечной продукции;

— 5—6 % всех налоговых отчислений;

— 6,5—7 % выручки от мирового экспорта.

Данные статистические показатели сопоставимы лишь с показателями нефте- и газодобывающих секторов экономики [6]. Во многих развитых странах туризм является той сферой экономики, которая обеспечивает пополнение бюджета страны на 15—20 %. К ним можно отнести Италию, Францию, Швейцарию, Турцию и даже некоторые постсоциалистические страны — Венгрию, Чехию.

В период перехода от плановой экономики к рыночной экономике в Казахстане сложилась сложная структура рынка туристских услуг. С одной стороны, начались процессы разгосударствления и приватизации в основных секторах экономики, в том числе туризма и рекреации, с другой — произошло снижение уровня жизни значительной части населения республики, что привело к минимизации туристской деятельности. В этих условиях на рынке туристских услуг стали функционировать малые туристские предприятия, характеризующиеся более гибкой структурой и быстрой адаптацией к конъюнктурным изменениям, происходящим на рынке туристских услуг.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в последние годы (2008—2011 гг.) в Казахстане наблюдается рост показателей, ха-

растеризующих состояние индустрии туризма в стране. Если в 2010 г. доля туризма в структуре валового внутреннего продукта страны составляла 1,3—1,5 %, то в 2011 г. он составил почти 1,8—2 %, что сопоставимо с показателями таких стран, как Германия, Россия и т. д. За 2011 год общий туристический поток составил 11,4 млн человек. Объем внутреннего туризма вырос на 16,7 % и составил 189 502 человек. В 2011 г. число выехавших туристов из страны составило 375 923 чел., что по сравнению с 2010 г. больше почти на 30 %. Въездной поток составил около 36 096 туристов (см. таблицу).

Анализ въездного туризма дает следующую картину:

— 49,2 % туристов въехали в страну, преследуя деловые и профессиональные цели;

— 26,5 % занимаются познавательным туризмом;

— 16,2 % приехали по личным и коммерческим вопросам;

— 8,1 % оказались в Казахстане проездом.

Объем инвестиций в туристическую отрасль

увеличился на 28 % и составил 107,5 млрд тенге. В целом Казахстан в 2011 г. увеличил доход от туристской деятельности на 15,3 % — до 78 млрд тенге.

Эффективное развитие сферы туризма невозможно без государственного регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за ее развитие. Это обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики, которая представляет собой деятельность государства по следующим направлениям:

— развитие хозяйственных отношений в сфере рынка туристических услуг (туристских операторов и туристских агентов);

— совершенствование форм туристского обслуживания граждан;

— укрепление на основе развития туризма своего политического, экономического и социального потенциала.

Туристская политика — это осознанная поддержка государством развития туристского бизнеса и формирование основных ее направлений путем воздействия на их важные элементы [2]. На эффективность реализации данной политики оказывают влияние национальная социально-экономическая политика и ее составляющие:

— политика пассажирских перевозок;

— социальная политика;

— территориальная политика;

— политика культуры;

— политика досуга и др.

На развитие сферы туризма в качестве одной из приоритетной в Казахстане обратили внимание недавно. В настоящее время еще не выработаны эффективные механизмы и инструменты государственного стимулирования развития туристской инфраструктуры. Многие механизмы стимулирования взяты из зарубежной практики и до сих пор идет процесс адаптации их к отечественным условиям.

Разработанная туристская политика реализуется на всей территории страны, но в основном на уровне отдельных субъектов государства (регионов). В отдельных случаях реализация данной политики на уровне региона дает положительный эффект, так как позволяет на мезоуровне преодолеть имеющиеся социально-экономические противоречия между отраслью туризма и другими секторами экономики.

В целом казахстанская туристская политика рассматривается как совокупный набор форм, методов и инструментов государственного регулирования и поддержки развития рынка туристских услуг с целью достижения целостного устойчивого развития туристской индустрии.

В качестве основных направлений туристской политики Республики Казахстан можно отметить следующие:

— защита прав туристов и лиц, осуществляющих потребление туристского продукта;

— поддержка и защита отечественных производителей туристского продукта;

— создание условий развития туризма;

— всемерная государственная поддержка внутреннего, а также въездного туризма.

В качестве основных механизмов реализации туристской политики в Казахстане используются:

— разработка стратегии и тактики туристской политики;

— выработка основных направлений развития туристской индустрии;

— разработка и реализация целевых программ по развитию отрасли туризма;

— разработка конкретных мер для достижения эффективного развития рынка туристских услуг;

— государственное регулирование туристской предпринимательской деятельности.

Любая страна, заинтересованная в развитии своей туристской отрасли, стремится создать условия устойчивого развития, т. е. обеспечить условия, при

которых эффективно функционировали бы хозяйствующие субъекты и не прерывался поток туристов, особенно лиц, занимающихся внутренним туризмом. Это позволяет государству получить от развития туризма как экономическую (в основном в качестве поступлении налоговых отчислений в бюджет), так и социальную выгоду (создание дополнительных рабочих мест, оздоровление населения, сохранение культурных достопримечательностей и т. д.).

В связи с этим основными задачами государства в области государственного регулирования сферы туризма становятся:

— стимулирование развития конкурентоспособного туристского комплекса в стране;

— стимулирование и внедрение использования международных стандартов качества в области обслуживания как отечественных, так и зарубежных туристов;

— сохранение пропорционального развития секторов экономики, так или иначе имеющих отношение к сфере туризма;

— создание условий развития элементов инфраструктуры туризма и т. д.

Для достижения поставленных задач в Казахстане предпринимается ряд мер, к которым можно отнести:

— формирование нормативно-правовой базы развития туристской индустрии;

— создание благоприятных условий для развития бизнеса в сфере туризма;

— стимулирование инвестиционной деятельности в сфере туристского бизнеса (особенно отечественных инвестиций);

— совершенствование механизмов лицензирования и сертифицирования предоставления туристских услуг;

— экономическое стимулирование развития среднего и малого бизнеса в сфере туризма посредством предоставления субсидий и льготных кредитных средств.

Благодаря предпринимаемым мерам со стороны Правительства Республики Казахстан туризм постепенно становится самостоятельной отраслью народного хозяйства. Одним из основополагающих документов, направленных на создание условий развития туризма, является закон о туристской деятельности в Республике Казахстан [2]. В настоящее время в стране представлены практически все существующие виды туристской предпринимательской деятельности.

В рамках развития туристского кластера в республике были выделены приоритетные направления развития данной сферы:

— деловой туризм;

— экологический туризм;

— культурно-познавательный туризм;

— экстремальные виды туризма.

В Республике Казахстан государство регулирует туристский сектор непосредственно через Агентство по туризму и спорту или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно — с помощью правовых рычагов, за счет поддержки своей инфраструктуры и в рамках международной политики. Помимо этого государство регулирует развитие туризма двумя путями:

— оказывая влияние на спрос и доходы населения;

— через стимулирование формирования предложения и регулирование ценообразования на туристские услуги (см. таблицу).

Для управления спросом государство использует следующие инструменты:

— маркетинг и продвижение туристского продукта;

— ценообразование и ограничение доступа.

Мероприятия по продвижению туристского

продукта и услуг являются составной частью маркетинга, проводимого государством. Они преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов и направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках.

Поскольку количество организаций, включенных в мероприятия по продвижению туристского продукта, значительно, важную роль играет координация действий представительств государственных организаций за рубежом [4].

Эффективность мероприятий по продвижению туристского продукта на внешнем рынке туристских услуг может увеличиться с помощью международных соглашений по кооперации между министерствами по туризму или организациями, ответственными за туристическую предпринимательскую деятельность.

Помимо этого для влияния на спрос и предложение государство может использовать инструменты ограничения или стимулирования предоставления отдельных туристских услуг. К примеру, одним из наиболее эффективных методов развития внутреннего туризма в Казахстане способно стать развитие

социального туризма. Государство посредством предоставления работниками бюджетной сферы, учащимся школ и вузов путевок за счет бюджетных средств в отечественные рекреационные зоны могло бы оказать значительное влияние на развитие санаторно-курортного туризма.

На процесс ценообразования государство оказывает как прямое влияние, так и косвенное. Прямое влияние на процесс ценообразования проявляется в виде утверждении цен на услуги, оказываемые историческими и культурными центрами, находящимися в государственной собственности. Помимо этого сюда можно отнести цены на услуги, предоставляемые в особо охраняемых природных территориях. Во многих государствах, в том числе и в Казахстане, деятельность объектов социальной и стратегической значимости характеризуется как

монопольная. Соответственно государство оказывает влияние на процесс ценообразования через тарифную политику.

Косвенное влияние на цены государство оказывает через налоговую политику, инвестиционную политику, создание условий ужесточения конкуренции, ограничение или поддержку какой-либо туристской деятельности, что также сказывается на цене турпродукта и т. д.

В целом государственное регулирование сферы туризма Казахстана посредством влияния на цены не относится к популярным методам. Данная мера применяется государством в основном в следующих целях:

— защита интересов туристов и обеспечение доступности туристских услуг;

— устранение возможности ценового сговора

Функции и методы государственного регулирования развития сферы туризма

Функции методы

Обеспечение нормативно-правовых основ развития субъектов туристской индустрии Разработка и принятие законодательных актов; утверждение правил визовой поддержки туристов и таможенного оформления ввозимых (вывозимых) товаров

Разработка краткосрочных и долгосрочных планов развития сферы туризма Разработка и утверждение государственных и региональных программ развития, национальных стратегий и т. д.

Мониторинг и стимулирование повышения качества предоставляемых туристских услуг Утверждение правил и порядка лицензирования предоставления туристских услуг; разработка и утверждение стандартов туристской деятельности; сертифицирование деятельности предоставления туристских услуг

Разработка и внедрение инструментов, позволяющих обеспечить безопасность туриста Создание условий развития институтов страхования и повышения их ответственности перед туристами в случае наступления непредвиденных обстоятельств; создание условий, медицинского сопровождения туристов от времени приезда до времени отлета

Подготовка профессиональных специалистов для сферы туризма Организация подготовки специалистов в высших учебных заведениях страны; создание условий повышения квалификации работников сферы туризма

Реализация инновационной политики в сфере туризма Поддержка инновационной деятельности в сфере туризма посредством экономических и финансовых инструментов; развитие венчурного предпринимательства в сфере производства конечных продуктов, направленных на удовлетворение потребностей туристов

Государственная поддержка туристских фирм, осуществляющих свою деятельность на международном уровне Организация в зарубежных странах туристских представительств для оказания ими помощи отечественным туристским фирмам в заключении договоров, разрешении конфликтов и т. д.

Мониторинг за соблюдением принципов экологической политики и сохранения культурно-исторического наследия страны Ужесточение контроля соблюдения принципов экологической политики; государственное финансирование мероприятий, направленных на сохранение культурно-исторического наследия страны (традиции, памятники, музеи и т. д.)

Поддержка развития национального туристского продукта и сохранение туристского имиджа страны Активное участие в международных туристских выставках; организация и проведение туристских выставок на территории республики; привлечение международных компаний для разработки рекламных роликов, касающихся национального туристского продукта, а также прокрутка их на ведущих телеканалах мира; льготное налогообложение туристских фирм, участвующих в продвижении туристского имиджа

между производителями туристских услуг;

— защита национальных интересов туристского бизнеса;

— поддержание туристской репутации страны и т. д.

Распространенным методом стимулирования развития сферы туризма в Казахстане выступает привлечение инвестиций на уровне высших государственных органов. Как известно, инвестиционные ресурсы оказывают значительное влияние на развитие экономики страны в целом. В настоящее время привлечение инвестиционных ресурсов в сферу туризма является для Казахстана одной из приоритетных задач. Государством созданы достаточно благоприятные условия для иностранных инвесторов. Принят закон об инвестиционной деятельности, в рамках которого предусмотрены налоговые каникулы, преференции, гарантии на инвестиции и т. д.

Однако не уделяется достаточное внимание вопросам стимулирования отечественных инвестиций. Большинство инвестиционных вложений в сферу туризма осуществлено за счет иностранных инвестиций (82,3 %), а доля отечественных очень мала. Во многих случаях финансовые возможности отечественного инвестора значительно уступают финансовым возможностям иностранного инвестора. В связи с этим государству необходимо принять определенные программы, предусматривающие приоритетное положение отечественных инвесторов.

Визовая поддержка является еще одним из методов регулирования и поддержки развития сферы туризма. Визовая политика страны оказывает прямое влияние на туристский поток в страну, т. е. упрощение визовых формальностей способствует увеличению въездного туристского потока и доходов от туризма.

Таким образом, основная задача государственного регулирования сферы туризма в Казахстане заключается в продвижении национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Это должно стать исключительно государственной заботой, так как частный бизнес не интересуют некоммерческие виды деятельности, связанные с созданием туристского имиджа страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время Казахстан практически неизвестен в мире как туристское направление, хотя его земли издавна обеспечивали связь между Китаем и Европой, будучи на протяжении столетий свидетелями многих исторических событий

на участке Великого Шелкового пути. Поэтому создание привлекательного туристского имиджа страны требует проведения следующего комплекса мероприятий:

— участие национальных туристских фирм и агентств в международных туристских выставках, ярмарках и конференциях, а также организация подобных мероприятий на территории Республики Казахстан;

— развитие конгрессного туризма, который будет способствовать превращению Казахстана в центр общественных и культурных событий Евразии;

—организация туристских информационных центров как в регионах республики, так и за рубежом.

При этом должное внимание следует уделить:

— использованию практики взаимодействия туристских организаций с дипломатическими представительствами Республики Казахстан за рубежом;

— изданию и активному распространению за рубежом высококачественных полиграфических и аудиовизуальных рекламных материалов о Казахстане.

Привлечению туристов в Казахстан будут способствовать краеведческие публикации, рекламно-издательская деятельность, в том числе туристских фирм и гостиниц. Наибольшую эффективность может принести организация ознакомительных поездок по Казахстану для туристских агентов и представителей средств массовой информации из стран, генерирующих туристские потоки. Созданию благоприятного туристского имиджа будут способствовать:

— проведение в Казахстане различных культурных, спортивных и туристских мероприятий на международном уровне;

— изготовление и установка в местах, наиболее часто посещаемых туристами, информационных табло и надписей, содержащих информацию о туристских центрах республики.

Для повышения интереса зарубежных туристов к Казахстану необходимо организовать представительства по продвижению казахстанского туристского продукта. В задачи данных представительств могут входить:

— работа со СМИ зарубежных стран по проведению рекламной деятельности касательно туристского потенциала страны;

— привлечение иностранного капитала в сферу туризма республики;

— проведение выставок и мероприятий по развитию туризма в Казахстане;

— реализация в зарубежных странах работ по формированию туристского имиджа страны.

Развитию туристского потенциала отдельных регионов может способствовать государственная поддержка туристского предпринимательства через местные органы власти. Местные органы власти хорошо знают туристский потенциал своего региона и могут достаточно быстро создать условия развития предпринимательства в отношении того или иного вида туризма. В этих целях необходимо в определенной части децентрализовать использование финансовых средств местных бюджетов, но при этом ужесточить контроль за освоением выделенных средств за счет привлечения местных общественных организаций и органов самоуправления.

Ныне Казахстан, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на внешнем рынке туристических услуг. Некоторое сокращение въездного потока туристов вызвали объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства [7]. К примеру, спрос на рекреационные и культурно-познавательные услуги в республике существует, а предложение этих услуг за последние несколько лет резко сократилось. Это связано с тем, что существующие санаторно-курортные учреждения и другие рекреационные объекты страны в значительной степени нуждаются в реконструкции. Вследствие дороговизны эксплуатации и изношенного материально-технического парка уровень цен на услуги в данных санаториях намного превышают цены, предлагаемые зарубежными учреждениями. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

В данном случае государственная поддержка должна осуществляться посредством применения механизмов субсидирования и льготного кредитования. В Казахстане приняты программы субсидирования, льготного кредитования и лизинга [3]. Однако требования, предъявляемые банками-операторами, во многих случаях являются непосильными для субъектов малого предпринимательства в этой сфере.

В целом государственное регулирование должно базироваться на следующих аспектах:

— принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития рынка туристских услуг;

— создание условий для решения проблем социального адресного туризма;

— разработка программ развития государственного и частного секторов;

— обеспечение эффективного инвестирования в государственный и частный секторы;

— обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туристского бизнеса, учитывая его перспективность как в экономике, так и в социальной жизни общества.

Признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, руководство страны должно обеспечить полное взаимодействие государственного и частного секторов (см. рисунок).

В целях повышения эффективности развития сферы туризма и вовлечения в нее бизнес-структур, обладающих достаточным капиталом для реализации туристских проектов, необходимо выработать более эффективные механизмы партнерства между государством и бизнесом. В настоящее время в Казахстане предпринята попытка реализации политики государственно-частного партнерства в сфере реализации крупных проектов. Однако в силу ряда причин данная политика не охватила все сектора экономики, в том числе и туризм.

Для того, чтобы взаимодействие государства и бизнеса на основе партнерства имело длительную перспективу, не было подвержено коррупционным и монополистическим рискам, имело возможность развития в туристской отрасли, следует выработать принципы, на которых будут строиться данные отношения участников.

Как отмечают российские ученые, для повышения эффективности развития государственно-частного партнерства в сфере туризма необходимо обратить внимание на решение вопросов, касающихся законодательного обеспечения процесса развития, где в первую очередь ставилась бы задача защиты интересов представителей малого и среднего бизнеса [1].

В большинстве случаев участие бизнеса в проектах партнерства в сфере туризма обусловлено информированностью последнего о возможностях использования государственной и муниципальной собственности, туристских ресурсов, которыми располагает Казахстан. В настоящее время такая информация существует в разрозненном виде. Как правило, ее получение связано с прохождением множества согласительных и разрешительных административных процедур, что затрудняет процесс доступа и отрицательно сказывается на предпринимательских инициативах частного сектора. Эти

Сектор

Государство

Поддержка туристической предпринимательской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития; поддержка приоритетных направлений туристической деятельности; защита казахстанских туристов, туроператоров, туристских агентов и их объединений;

обеспечение полной информированности туроператоров, турагентств, туристов; развитие международных контактов; способствование сохранению культурно значимых объектов и их реконструкции

Частный сектор

Взаимодействие с государством в охране окружающей природной среды; взаимодействие в создании условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий; создание новых рабочих мест; обеспечение полной информированности туристов;

способствование сохранению объектов туристского показа, рациональному использованию природного и культурного наследия

Взаимодействие государственного и частного секторов

обстоятельства позволяют определить принцип равного информационного обеспечения всех заинтересованных участников партнерства (власти, населения и бизнеса), что предусматривает создание единого информационного сайта «Казахстанский туризм» для обеспечения открытого доступа всех участников партнерства к информации о рынке туристских услуг.

Принцип поэтапного развития инфраструктуры рынка туристских услуг на основе государственно-частного партнерства при использовании государственной и муниципальной собственности предполагает разработку методики развития инфраструктуры туризма. При этом особую важность имеют:

— политика повышения туристской привлекательности региона;

— политика формирования стандартов минимума туристской инфраструктуры в регионах;

— политика повышения кооперации предприятий в сфере туристского бизнеса;

— механизмы государственно-частного партнерства на рынке туристских услуг;

— политика развития туристского бизнеса на сельских территориях;

— политика образования и повышения квалификации занятых в сфере туристского бизнеса, рост профессионализма.

Для сферы туризма предлагается создание центра стратегического развития туриндустрии в

форме некоммерческого партнерства, выполняющего следующие функции:

— управление развитием государственно-частного партнерства в туристском бизнесе;

— разработка совместных с государством проектов партнерства;

— организация сбора проектов;

— проведение экспертизы проектов;

— проведение конкурсов среди претендентов на получение государственной поддержки проектов.

Процессы производства, предоставления и потребления услуг и продуктов на рынке туристских услуг нуждаются в серьезном изучении со стороны государства и развернутом экономическом анализе для обоснования верных ключевых направлений развития данной сферы.

Одним из важных направлений повышения эффективности развития туристской сферы является создание и развитие кластеров. Сфера туризма в Казахстане включена в перечень приоритетных секторов экономики, в которых предусматривается решение этой задачи. Однако из-за чрезмерной централизации реализация данного проекта характеризуется низкой эффективностью.

В данном случае государству необходимо передать часть полномочий по реализации кластерной политики на региональные уровни и предоставить участникам кластера, составляющим ядро обра-

зования, самостоятельно определять ключевых партнеров. Помимо этого необходимо осуществить полный переход от отраслевой к кластерной модели управления индустрией туризма. По мнению некоторых ученых, это должно повысить эффективность политики региональной администрации. Развитие туристического кластера рассматривается государственными органами как стратегическое направление территориального развития и один из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности [5].

Не секрет, что в настоящее время одним из основных элементов обеспечения конкурентоспособности развития туристской индустрии (особенно ориентированной на международный рынок) является объединение усилий органов государственного регулирования и туристского бизнеса. Для эффективного развития туристских услуг, особенно на внешнем рынке, необходимо усилить совместные действия туроператоров, турагентов и государства в направлении развития:

— гостиничной базы;

— инфраструктуры объектов культурно-развлекательного назначения;

— этнокультурных центров и природных парков;

— инфраструктуры транспорта, в том числе авиационных перевозок;

— информационного обеспечения туристского бизнеса;

— международного сотрудничества.

Список литературы

1. Акимова О. Е., Волков С. К. Государственно-частное партнерство как инструмент развития индустрии туризма в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 2.

2. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010—2014 годы: утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19.03.2010 № 958.

3. Государственная программа развития туризма на 2007—2011 годы: утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29.12.2006 № 231.

4. Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Основы туризма: учебник. М.: Кнорус. 2011.

5. Кизим А. А., Вальвашов А. Н., Кулькова И. В. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 26.

6. Развитие международного туризма в современных условиях. URL: http://www. wto. org.

7. Рындач М. А. Основы туризма. М.: Дашков и Ко.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.