Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании контроля эффективности управления государственной собственностью в акционерных обществах'

К вопросу о совершенствовании контроля эффективности управления государственной собственностью в акционерных обществах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании контроля эффективности управления государственной собственностью в акционерных обществах»

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»

№4/2015

ISSN 2410-700X

Западно-Казахстанской области должно быть ориентировано, прежде всего, на приоритетные сферы экономики и в этом направлении необходимо предпринять определенные меры. Особое значение приобретают развитие эффективных малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе и внешнеэкономических, активизация производственной и инновационной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Комитет по статистике Министерства Национальной экономики РК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.gov.kz (дата обращения 10.02.2015)

2. Журнал Социально-экономическое развитие Западно-Казахстанской области, Департамент статистики Западно-Казахстанской области, Уральск, 2014

3. Жаппар А, Джандосова Ж. Казахстан: Улучшение возможностей поддержки развития малого и среднего бизнеса. Центр исследований Сандж. ADB, Астана, 2013

4. Сельское, лесное и рыбное хозяйство. Статистический сборник 2009-2013. Департамент статистики Западно-Казахстанской области, Уральск, 2014

5. О деятельности мест размещения в области. Серия 20. Туризм. Статбюллетень январь-сентябрь 2014 год. Департамент статистики Западно-Казахстанской области

© Т.И. Павлова, 2015

УДК 338

Растеряев Константин Олегович

магистрант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РФ, E-mail: konstantinrasteryaev@yandex.ru

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Аннотация

Необходимость и значимость совершенствования контроля эффективности управления государственной собственностью в акционерных обществах в современных условиях неопределенности рыночной экономики объективно обусловлена рядом факторов.

Ключевые слова

Контроль эффективности управления государственной собственностью, долгосрочная программа

развития, ключевые показатели эффективности, результаты деятельности акционерных обществ.

Актуальность проблемы совершенствования контроля эффективности управления государственной собственностью в акционерных обществах обусловлена необходимостью эффективного управления государственной собственностью в долгосрочной перспективе.

Деятельность акционерных обществ с государственным участием оказывает значительное влияние на устойчивое развитие современной экономики по причине высокой степени их значимости. Система управления государственной собственностью в акционерных обществах должна постоянно совершенствоваться, учитывая изменения, постоянно происходящие в экономической среде в условиях турбулентности рыночной экономики.

Контроль можно рассматривать в качестве неотъемлемой части управления акционерными обществами с государственным участием, так как без наличия контроля невозможно осуществлять эффективную управленческую деятельность в отношении государственной собственности.

Контроль предполагает осуществление квалифицированного, профессионального наблюдения за тем, чтобы фактическая деятельность форм корпоративного управления строго соответствовала предписаниям, содержащимся в законах и иных нормативно-правовых актах.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Обеспечение эффективного контроля в рамках управления государственной собственностью в акционерных обществах является одной из приоритетных целей, которые необходимо достичь, чтобы сформировать эффективно функционирующую систему управления в акционерных обществах с государственным участием.

С целью определения наиболее эффективных методов контроля управления государственной собственностью в акционерных обществах необходимо оценить те меры, которые уже используются государством. Данная цель может быть достигнута путем мониторинга достижения обществами задач, сформулированных в утвержденных советами директоров обществ стратегических документах.

Долгосрочная программа развития утверждается советом директоров обществ с совокупной долей государства более 50% сроком на 3-5 лет и содержит в себе такие основные разделы как:

- оценка степени достижения плановых значений показателей результатов деятельности организацией, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов, определенных ранее утвержденными программными документами организации;

- анализ перспектив экономического развития организации в отрасли с учетом текущих результатов ее деятельности;

- перечень программных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, к поставленным срокам;

- анализ рисков и возможностей, связанных с реализацией мероприятий долгосрочной программы развития.

Вместе с тем, помимо самой программы долгосрочного развития акционерного общества принимается

аудит долгосрочной программы развития общества, представляющий собой внутренний документ, устанавливающий порядок обеспечения проведения аудита реализации долгосрочной программы развития общества. Помимо этого, Росимуществом были направлены в акционерные общества директивы, направленные на разработку обществами положений и систем ключевых показателей эффективности, используемых для определения степени эффективности деятельности общества оценочных критериев, которые позволят оценить насколько обществом были достигнуты стратегические цели, указанные в стратегических документах общества.

Основными задачами, которыми руководствуется общество при разработке системы ключевых показателей эффективности, являются:

-определение показателей в соответствии со стратегией развития акционерных обществ;

- мониторинг и контроль реализации стратегии развития акционерных обществ;

- анализ достигнутых результатов и причин их отклонения;

- корректировка стратегических целей акционерных обществ и мероприятий по их достижению;

- создание адекватной системы стимулирования менеджмента акционерных обществ.

Вместе с тем, разрабатываются показатели депремирования менеджмента акционерных обществ, основанные на степени достижения плановых значений показателей результатов деятельности акционерных обществ.

Между тем, в Методических рекомендациях по применению ключевых показателей эффективности в качестве обязательных показателей, которые необходимо включать в систему ключевых показателей эффективности акционерных обществ используется недостаточное количество показателей:

- рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total shareholders return, для публичных компаний);

- размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за последние 3 года, для непубличных компаний);

- рентабельность инвестированного капитала (ROIC - return on invested capital, для всех компаний);

- рентабельность акционерного капитала (ROE - Return on equity, для всех компаний).

Данные показатели способны отразить только финансово-экономические результаты деятельности акционерного общества, но не могут учитывать отраслевую специфику деятельности акционерного общества, что делает осуществляемый контроль менее эффективным.

В соответствии с Методическими указаниями по применению ключевых показателей эффективности также имеется перечень отраслевых показателей эффективности, которые могут включаться в систему ключевых показателей эффективности при условии, что совет директоров сочтет нужным включить данные

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

показатели в систему ключевых показателей эффективности с целью более эффективного осуществления контроля за деятельностью акционерного общества.

Вместе с тем, акционерными обществами разрабатывается перечень программных мероприятий, которые помогают осуществлять контроль за достижением акционерными обществами стратегических целей, закрепленных в долгосрочной программе развития. Однако акционерные общества не ставят конкретных сроков и не указывают источников финансирования для этих мероприятий, что затрудняет осуществление ежегодного внутреннего аудита долгосрочной программы развития акционерного общества.

Кроме того, разрабатываются методики, позволяющие систематизировать принципы, которые необходимы для организации эффективной работы совета директоров акционерных обществ.

Согласно последней версии Кодекса корпоративного управления система (практика) корпоративного управления должна обеспечивать осуществление советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный надзор с его стороны за деятельностью исполнительных органов общества, а также подотчетность членов совета директоров его акционерам. Помимо этого, Росимуществом с целью контроля эффективной работы совета директоров акционерных обществ были разработаны такие документы как:

- методика индивидуальной оценки деятельности членов совета директоров;

- методические рекомендации по организации проверочной деятельности Ревизионных комиссий акционерных обществ с участием Российской Федерации;

- квалификационные требования, предъявляемые членам Ревизионной комиссии.

Методика индивидуальной оценки деятельности членов совета директоров ставит своей целью повысить эффективность реализации полномочий акционера от имени Российской Федерации и совершенствование качества корпоративного управления в акционерных обществах в части контроля и мониторинга деятельности представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ путем проведения оценки вклада каждого члена совета директоров в деятельность акционерных обществ с учетом стратегии развития госкомпании.

Целью разработки методических рекомендаций по организации проверочной деятельности Ревизионных комиссий акционерных обществ с участием Российской Федерации является повышение эффективности деятельности акционерных обществ за счет внедрения единых подходов к организации проверочного процесса сотрудниками территориальных органов и подразделений Центрального аппарата Росимущества, входящих в составы ревизионных комиссий акционерных обществ.

Также Росимуществом были разработаны квалификационные требования, предъявляемые членам Ревизионной комиссии с целью повышение эффективности деятельности акционерных обществ путем определения перечня компетенций, предъявляемых к государственным служащим органов исполнительной власти, входящих в составы ревизионных комиссий акционерных обществ и содержащих минимальный набор квалификационных требований, предназначенных для кандидатов или действующих членов ревизионной комиссии (ревизоров).

Разработанные Росимуществом методические рекомендации с целью повышения эффективности контроля в акционерных обществах с государственным участием делают механизмы осуществления корпоративного управления в акционерных обществах более прозрачными и понятными. Однако они не в полной степени учитывают отраслевую специфику акционерных обществ и долю участия Российской Федерации в данных акционерных обществах.

Вместе с тем, необходимо обеспечить обязательное исполнение норм, закрепленных документами, разработанными Росимуществом и остальными федеральными органами исполнительной власти, учитывая отечественный и зарубежный опыт использования контроля эффективности управления государственной собственностью.

© К О. Растеряев, 2015

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

УДК 338

Таппасханова Елизавета Оюсовна

канд. экон. наук, доцент КБГУ г.Нальчик, РФ, E-mail:tappazliza777@mail.ru Шериева Марина Замировна Магистрант, КБГУ им. Бербекова Х.М г.Нальчик, РФ, E-mail:muratsheriev@mail.ru

СТРАТЕГИИ МАРОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ВЫБОР

Аннотация

В статье рассматривается роль и значение маркетинга для эффективного функционирования предприятия в рыночной экономике. На примере отечественных и зарубежных компаний определяется место марочных стратегий в их маркетинговой деятельности. Исследуются факторы, влияющие на их выбор. Обосновывается необходимость совершенствования марочных стратегий компаний.

Ключевые слова

Маркетинг, марка, марочная политика, марочная стратегия, сегментация рынка,

В сентябре 1998 года, выступая на 2-й Международной конференции по маркетингу, организованной Российской ассоциацией маркетинга, известный американский маркетолог Филипп Котлер отмечал: "Чтобы предприятие могло не разориться в период кризиса, ему нужно сократить расходы. Но ни в коем случае нельзя сокращать расходы на маркетинг. Если в обычных условиях маркетинг нужен для процветания, то в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который поможет фирме выжить"[1, с.17]. Одним из таких направлений маркетинговой деятельности является товарная и марочная политики компании.

«Поставьте свою марку на курицу или воду,- пишет Филипп Котлер, - и вы будете жить. Не забывайте, что компания стоит столько, сколько стоит ее марка. 20 млрд. долл., в которые оценивается компания Pepsi - это стоимость марки, а не директора или завода»[2, с.18].

Основными направлениями совершенствования марочной политики предприятия, работающего на рынке, являются: осознание марки как совокупность преимуществ: функциональных, психологических и экономических, которые получает потребитель от использования товаров; освоение понятий «стоимость марки» и «марочный капитал»; создание эффективной структуры управления товарными марками.

В марочной политике предприятия особое значение придается выбору имени марки или название марки. Ключевыми особенностями марки, кроме его коммерческого названия, являются: адресованность, запоминаемость, индивидуальность, мотивирующая характеристика. Название торговой марки должно нести следующие четыре эффекта - запоминаемость, соучастие, остроту и эстетические достоинства. Они должны быть направлены на то, чтобы потребитель понял, что заложено в названии коммерческого послания и запомнил торговую марку, а также, услышав это слово, у него появились положительные эмоции. И если более 20% потребителей положительно относятся к тому или иному товару, можно смело называть такой товар брендом[3, с.12].

Предприятие, работающее на рынке, может использовать различные марочной стратегии: стратегию расширения товарной линии, стратегию расширения границ использования марки, стратегию корпоративных марок, стратегию мультимарок (многомарочный подход), стратегию новых марок (таблица 1).

В качестве примера использования стратегии расширения границ использования марки можно привести компанию Procter & Gamble, которая получила великолепный результат, поместив всем известное название «Fairy» для мытья посуды на стиральный порошок. Положительный образ названия «Fairy» выполнил роль «зеленого светофора» для получения коммерческого успеха от продажи стирального порошка.

Отечественная компания «Вимм-Билль-Данн» активно использует стратегию мультимарок, производя по меньшей мере восемь различных видов товарной линии йогуртов, четыре вида сливочного масла, шесть видов молока с различным процентным содержанием жира под торговой маркой «Милая Мила».

Стратегию корпоративной марки, которая прямо противоположна многомарочному подходу, когда фирма продвигает все виды продукции под единой корпоративной маркой, используют «Sony», «Mars»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.