Научная статья на тему 'Перспективные направления развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе'

Перспективные направления развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / уполномоченный экономический оператор / специальные упрощения / мировая торговля / внешнеэкономическая деятельность / customs authorities / authorized economic operator / special simplifications / world trade / foreign economic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.И. Белоусова, Д.Е. Ларина

В статье рассматриваются перспективные направления развития института уполномоченного экономического оператора в рамках Евразийского экономического союза. Рассмотрены особенности и проблемы функционирования экономического оператора. Выяснены механизм финансового обеспечения деятельности, необходимость предоставления контролирующим органам удаленного доступа к системам учета, отсутствие возможности отозвать заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары и внести в него изменения. Предложен процесс совершенствования правовых и организационных механизмов, с целью повышения эффективности работы уполномоченных экономических операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т.И. Белоусова, Д.Е. Ларина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospective Directions for the Development of the Authorized Economic Operator Institution in the Eurasian Economic Union

The article considers promising directions for the development of the institution of an authorized economic operator within the framework of the Eurasian Economic Union. The features and problems of the functioning of an economic operator are considered. The mechanism of financial support of the activity, the need to provide remote access to accounting systems to regulatory authorities, the inability to withdraw an application for the release of goods before submitting a declaration for goods and make changes to it were clarified. The process of improving legal and organizational mechanisms is proposed in order to increase the efficiency of authorized economic operators.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе»

Раздел 1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

УДК 339.9

DOI 10.24412/cl-36450-2023-4-10-18 Т. И. БЕЛОУСОВА, Д. Е. ЛАРИНА

Перспективные направления развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе

В статье рассматриваются перспективные направления развития института уполномоченного экономического оператора в рамках Евразийского экономического союза. Рассмотрены особенности и проблемы функционирования экономического оператора. Выяснены механизм финансового обеспечения деятельности, необходимость предоставления контролирующим органам удаленного доступа к системам учета, отсутствие возможности отозвать заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары и внести в него изменения. Предложен процесс совершенствования правовых и организационных механизмов, с целью повышения эффективности работы уполномоченных экономических операторов.

Ключевые слова: таможенные органы, уполномоченный экономический оператор, специальные упрощения, мировая торговля, внешнеэкономическая деятельность.

T. I. BELOUSOVA, D. E. LARINA

Prospective Directions for the Development of the Authorized Economic Operator Institution in the Eurasian Economic Union

The article considers promising directions for the development of the institution of an authorized economic operator within the framework of the Eurasian Economic Union. The features

БЕЛОУСОВА Татьяна Ивановна, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ЛАРИНА Дарья Евгеньевна, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

and problems of the functioning of an economic operator are considered. The mechanism of financial support of the activity, the need to provide remote access to accounting systems to regulatory authorities, the inability to withdraw an application for the release of goods before submitting a declaration for goods and make changes to it were clarified. The process of improving legal and organizational mechanisms is proposed in order to increase the efficiency of authorized economic operators.

Keywords: customs authorities, authorized economic operator, special simplifications, world trade, foreign economic activity.

Одним из перспективных направлений взаимодействия государственных регулирующих органов и бизнес-структур во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) выступает присвоение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) успешным и законопослушным хозяйствующим субъектам, получающим возможность использовать в своей посреднической деятельности комплекс таможенных упрощений.

В свое время уполномоченный экономический оператор как полноценный институт был введен в качестве средства упрощения государственно-частного обмена информацией, таможенного администрирования на международном уровне и в целом совершенствования таможенных услуг. Так как статистика внешней торговли показывает возрастающие показатели, потребуется скорректировать таможенное законодательство и найти новый подход к цепочке совершения таможенных операций и проведению таможенного контроля. В свое время существовал устоявшийся узкий перечень лиц в сфере таможенного дела, работавших с таможенными органами: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли. То есть была необходимость в построении универсального правового института, собиравшего в себе функции всех перечисленных лиц, чтобы облегчить работу таможенных органов и в целом снизить трудозатраты на проведение таможенных операций.

Стратегия развития федеральной таможенной службы России (ФТС России) до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р, определила стратегическую цель - формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [3]. Для достижения этой цели были определены целевые ориентиры, одними из которых является создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности (целевой ориентир 5) и развитие института уполномоченных экономических операторов, расширение практики его применения (целевой ориентир 11). В исследуемой проблематике актуальными становятся вопросы способов и методов развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе, повышение привлекательности данного института и увеличение количества таких субъектов внешнеэкономической деятельности.

Научный интерес представляют изучение практики организации деятельности уполномоченных экономических операторов в Евразийском экономическом союзе и мероприятий по его совершенствованию.

Целью настоящей работы является анализ проблемных вопросов развития института уполномоченного экономического оператора для разработки рекомендаций по совершенствованию таможенного регулирования данной сферы.

Институт уполномоченного экономического оператора является одним из основных элементов системы упрощения таможенных формальностей и ускорения перемещения товаров через таможенную границу, а также способствует созданию партнерских отношений между таможенными органами и предпринимательским сообществом, сближению национального таможенного администрирования с международными нормами.

Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении условий, установленных главой 61 Таможенного кодекса, а именно:

- активное участие в ВЭД;

- отсутствие задолженности по таможенным платежам;

- отсутствие преступлений и правонарушений;

- отсутствие налоговой задолженности;

- предоставление финансовых гарантий;

- соблюдение требований к системе учета, площадкам, транспортным средствам и работникам;

- отсутствие взаимосвязи с УЭО, исключенными из Реестра [3].

Общее количество специальных упрощений было увеличено в ТК ЕАЭС по сравнению с ТК ТС с 3 до 16, а предлагаемый набор специальных упрощений распределен по трем типам свидетельств, с целью предоставления претендентам для включения в реестр УЭО возможности выбора наиболее приемлемого набора упрощений в зависимости от сферы деятельности участника ВЭД.

Первый тип свидетельства ориентирован на участников ВЭД, заинтересованных в ускорении операций, связанных с прибытием/убытием, таможенным декларированием, применением таможенной процедуры таможенного транзита.

Второй тип свидетельства представляет упрощения участникам ВЭД, которые желают снизить издержки, связанные с хранением товаров и их декларированием. Данный тип свидетельства предусматривает возможность хранения и совершения таможенных операций на собственных площадках оператора и выгоден для владельцев производства, экспортеров, которым предоставляется шанс снизить затраты на хранение и идентификацию продукции.

Третий тип свидетельства аккумулирует все перечисленные специальные упрощения.

Поскольку статус УЭО по ТК ЕАЭС был приближен к международным требованиям, то были скорректированы требования к соискателям данного статуса исходя из рекомендаций Всемирной таможенной организации.

В первую очередь следует выделить следующие:

- минимальный срок осуществления внешнеэкономической деятельности - 3 года (для перевозчиков - 2 года), в течение каждого из которых должно быть подано определенное количество ДТ либо совершены таможенные операции в отношении определенного количества товаров (по ТК ТС требовался 1 год ВЭД без количества ДТ);

- соответствие критериям финансовой устойчивости для свидетельств II и III типов, которые определены Решением Совета Евразийской экономической комиссии (от 15.09.2017 № 65);

- соблюдение требований не только к площадкам оператора, но и к персоналу (наличие опыта ВЭД или соответствующего образования в сфере ВЭД), к транспортным средствам, к системе учета - в том числе удаленный доступ к данной системе учета.

С целью анализа рынка УЭО в России и в мире обратимся к официальной таможенной статистике, представленной на сайте ФТС России. Так, по состоянию на 22.02.2023 г. в реестре УЭО ФТС России значится 173 УЭО. Если сравнивать с международной практикой, то данный показатель очень низок (см. рисунок).

Корея

Количество УЭО в России и мире [5]

Данный рисунок наглядно демонстрирует значительно отставание России в части зарегистрированных УЭО от ведущих зарубежных стран.

На разных этапах региональные интеграционные объединения и отдельные страны ставят разные цели и добиваются различных результатов. Наиболее успешно развивается институт УЭО в странах - участницах Европейского союза (ЛЕОБ/ЛЕОС) и в США (С-ТРАТ). Р. В. Давыдов утверждает, что «в ФТС России пытались сравнить автоматизированное категорирование участников ВЭД на уровни риска с применением программы УЭО в США» [8].

По официальным данным ФТС России, число организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, по итогам 2 квартала 2023 г. составило 121,9 тысяч, из которых 13 725 компаний имеют категорию низкого риска [7]. На долю таких компаний приходится около 70 % товарных партий и 79 % уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров. Если рассматривать сегмент низкого уровня риска, то уровень РФ сопоставим с уровнем США и ЕС.

Таким образом, использование автоматического категорирования снизило привлекательность института УЭО, так как есть другие альтернативы получить статус компании низкого уровня риска.

В своем докладе на Международном таможенном форуме в 2021 г. Р. Давыдов сопоставлял количество низкорисковых участников ВЭД и количество УЭО в других странах, отмечая, что компании низкого риска являются потенциальными уполномоченными операторами. Председатель Совета торгово-промышленной палаты России по таможенной политике Г. Петров также отмечал, что очень большой потенциал для увеличения количества уполномоченных экономических операторов - это компании, включенные ФТС в категорию низкого уровня риска. При предоставлении упрощений по уплате обеспечения «зеленым» участникам ВЭД, количество УЭО может значительно увеличиться пропорционально таким компаниям.

Однако среди 13 725 организаций низкого уровня риска более половины (примерно 7 000 участников ВЭД) являются субъектами малого и среднего бизнеса [7]. Необходимо подчеркнуть, что УЭО, по определению, - компания низкого уровня риска. При этом такая организация имеет те упрощения, которые компании низкого уровня риска не может получить. Но для этого нужно вносить обеспечение, что является самым сдерживающим фактором, особенно для компаний малого и среднего бизнеса.

Главной проблемой развития института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе является его непривлекательность для бизнес-сообщества, следствием которой является низкая заинтересованность участников ВЭД в получении статуса УЭО и, соответственно, малое количество организаций, имеющих такой статус. Главным препятствием для организаций в получении статуса уполномоченного экономического оператора является весьма высокий размер обеспечения деятельности, составляющий 1 миллион евро в эквиваленте. Председатель Комитета по таможне и транспорту Ассоциации европейского бизнеса Вильгельмина Шавшина также отмечает это как проблему: «тормозят рост количества операторов длительный процесс получения статуса УЭО и большая сумма обеспечения исполнения обязанностей уполномоченных экономических операторов».

Также немаловажной проблемой является сложность подключения и предоставления удаленного доступа к системам учета товаров. Одним из сложных вопросов стало обеспечение удаленного доступа таможенных органов к системам учета участников внешнеэкономической деятельности, включая учет бухгалтерской, коммерческой и финансовой информации. Это создало препятствия для получения нужного статуса компанией, так как такой доступ требует дополнительных расходов на адаптацию программного обеспечения к требованиям таможенных органов. Российские таможенники требуют доступа ко всем процессам компании, что означает необходимость изменения внутренних бизнес-процессов и внедрения дорогостоящих 1Т-решений. Кроме того, компании были не готовы предоставлять полный доступ к своей системе учета из-за коммерческой тайны. Однако важно подчеркнуть, что доступ к системам учета участников ВЭД для таможенных органов необходим не только для обеспечения прозрачности таможенных

процедур экспорта и выпуска для внутреннего потребления, но и для идентификации импортных товаров при их переработке на таможенной территории.

Третье направление работы заключается в создании стандартных требований к системе учета товаров участников внешнеэкономической деятельности. Это задача серьезная и не тривиальная. Аналитики комиссии осознают, что каждый участник ВЭД стремится к максимальной защите своих интересов и неохотно представляет информацию из своих учетных систем таможенным службам.

В связи с этим необходимо разработать типовые требования к системе учета товаров УЭО, поскольку не все участники ВЭД понимают, как применять требования к системе учета УЭО, предусмотренные ТК ЕАЭС. Разработка Комиссией унифицированных требований к системе учета операторов поможет таким компаниям и позволит популяризировать этот институт».

Также существуют проблемы, связанные с заявлением о выпуске товаров до подачи ДТ, а именно - отсутствие возможности отзыва заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары декларантом. Практика работы таможенных органов свидетельствует о том, что имеют место случаи ошибочной подачи декларантом заявления, и целесообразно предусмотреть возможность аннулирования декларантом ошибочно поданного заявления. Учитывая, что ст. 113 ТК ЕАЭС не регламентировано принятие должностным лицом таможенного органа решения об отзыве заявления, необходимо рассмотреть вопрос о возможности отзыва поданных заявлений путем внесения дополнений в ст. 120 ТК ЕАЭС, предусмотрев возможность отзыва по обращению декларанта зарегистрированного заявления до подачи декларации на товары, которое может быть подано как на бумажном носителе, так и сформировано в виде электронного документа. Разрешение на отзыв заявления до подачи декларации на товары либо отказ в таком отзыве должно входить в компетенцию таможенного органа и оформляться в виде электронного документа или документа на бумажном носителе [4].

Аналогичной проблемой является отсутствие возможности внесения изменений в заявление. Подача нового заявления, а также его регистрация занимает время, следовательно, затягиваются сроки таможенного оформления. Особенно это является весомой проблемой в условиях удаленного выпуска и диспетчеризации заявлений из-за разницы в часовых поясах. Одной из стратегических задач, которые стоят перед сотрудниками таможенных органов, является уменьшение количества выявляемых при применении выпуска товаров до подачи декларации на товары нарушений. Анализ деятельности таможенных органов показывает, что отдельные нарушения, например, несоответствие сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в заявлении о выпуске товаров до подачи ДТ или позже даты, указанной в подразделе «Ь» графы 2 заявления, допускаются по субъективным причинам, связанным с человеческим фактором. Также встречаются случаи, когда декларантом в заявлении указываются весовые или стоимостные сведения о товарах, отличные от сведений, указываемых в транспортных и коммерческих документах в связи с ошибками, допускаемыми декларантами [4].

Для решения выявленных проблем предлагаются следующие направления.

1. Поддержать мнение А. С. Ступникова, что внесение обеспечения исполнения обязанностей УЭО в размере 1 млн евро на практике себя не оправдало и стоит распространить требования финансовой устойчивости и на свидетельства

I типа тоже, что привлекло бы больше организаций в реестр УЭО, в том числе и экспортеров, потому что под финансовую устойчивость могут попасть многие [8]. Исходя из этого, предлагается распространить критерии определения финансовой устойчивости на организации, претендующие на получение статуса УЭО с выдачей свидетельства I типа, при условии, что данная компания в течение 5 лет по результатам риск-категорирования участников ВЭД являлась низкорисковой. В таком случае при признании компании финансово устойчивой, обеспечение деятельности не предоставляется.

2. Предоставить компаниям низкого уровня, не попадающим под требования финансовой устойчивости, возможность включения в реестр УЭО за счет разработки механизма уплаты определенного процента от среднегодового дохода, исходя из размера его деятельности. Как уже отмечалось ранее, большую часть низкорисковых компаний составляют предприятия малого и среднего бизнеса с различным уровнем дохода. Для того чтобы предоставить такой компании возможность включения в реестр без значительных финансовых затрат вместо фиксированной суммы предлагается уплатить определенный процент от среднего дохода за 3 последних года. Например:

а) для микропредприятий - 10 %;

б) для предприятий малого бизнеса - 7 %;

в) для предприятий среднего бизнеса - 3 %.

Вышеприведенные размеры обеспечения рассчитывались исходя из максимальных размеров дохода субъектов малого и среднего бизнеса с учетом выгоды относительно фиксированной суммы в 1 млн евро. Данный размер обеспечения возможен при условии, что компания - участник ВЭД по результатам риск-категорирования последних 5 лет не имела блокирующих критериев и была отнесена к категории низкого уровня риска. Если тенденция увеличения прибыли компании сохраняется, то процентная ставка будет снижаться аналогично размеру снижения суммы обеспечения, а по истечении 5 лет обнулится. Такой механизм получения статуса УЭО также позволит решить такую проблему, как низкая деловая активность УЭО.

3. Разработать механизм, позволяющий таможенным органам получать необходимую для них информацию без прямого подключения к системе учета товаров УЭО. Предлагается установить вариативность выбора способа, которым будет обеспечиваться удаленный доступ таможенным органам к указанным данным. Например, это может быть регулярное размещение сведений в Личном кабинете уполномоченного экономического оператора в информационных ресурсах таможенного органа. Такая вариативность устанавливается для того, чтобы не ограничивать бизнес в техническом решении данного вопроса, а наоборот обеспечить гибкость. Выгрузка данных из систем учета товаров в портал участника ВЭД осуществляется в ХМЬ-формате ежемесячно.

4. Разработать типовые требования к системе учета товаров УЭО, поскольку не все участники ВЭД понимают, как применять требования к системе учета УЭО, предусмотренные ТК ЕАЭС. Разработка Комиссией унифицированных требований к системе учета операторов поможет таким компаниям и позволит

популяризировать этот институт. Типовые требования должны предусматривать определения четырех основных вопросов:

- объекты учета;

- состав сведений, который должен формироваться в системе учета в автоматическом либо автоматизированном режиме и к которому должен иметь доступ в удаленном режиме таможенный орган;

- источники таких сведений;

- способ, которым таможенный орган может получить удаленный доступ к указанным сведениям.

5. Установить возможность отзыва заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и после проведения таможенного осмотра товаров, таможенного досмотра товаров, получения результатов таможенной экспертизы, если по результатам их проведения не были установлены влекущие административную или уголовную ответственность нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств - членов Союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы. Также необходимо предусмотреть техническую возможность подачи обращения об отзыве заявления через портал «Личный кабинет участника ВЭД».

6. Установить возможность внесения изменений в заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары. В пункте 12 ст. 120 ТК ЕАЭС перечислено 8 случаев, когда таможенный орган отказывает в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Перечень является исчерпывающим, и приведенные в качестве примера ошибки декларанта не могут являться основанием для отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Однако положения ТК ЕАЭС не предоставляют таможенному органу и декларанту возможность внести изменения в заявление. Нормы ст. 112 ТК ЕАЭС говорят лишь о случаях и порядке изменения или дополнения сведений, заявленных исключительно в таможенной декларации. Также необходимо предусмотреть техническую возможность подачи обращения на внесение изменений в заявление о выпуске товаров до подачи ДТ через портал «Личный кабинет участника ВЭД».

Практическую значимость работы представляют разработанные мероприятия, направленные на повышение привлекательности института УЭО в ЕАЭС и его совершенствование.

Результаты исследования могут быть полезны (использованы) таможенными органами для совершенствования системы управления, в правотворческой деятельности и во взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности при развитии института УЭО. Разработанные по результатам исследования предложения могут быть применены при организации таможенного контроля и совершении таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, при помещении товаров под таможенные процедуры, при временном хранении товаров, убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС (в том числе, при контроле за фактическим вывозом), на территориях особых экономических зон и при применении специальных упрощений, предоставленных

УЭО.

Список литературы

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (г. Киото, 1973 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_106124 (дата обращения: 15.12.2023).

2. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли от 23.06.2005. URL: http://www.wcoomd.org/~/media/50518838DCAD4D4B96 (дата обращения: 15.12.2023).

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС) (в ред. от 01.01.2018). URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2023).

4. Логинова А. С., Одинокова А. В. Правовые аспекты деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2(54). С. 85-88.

5. Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: https:// www.wcoomd.org (дата обращения: 15.12.2023).

6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org (дата обращения: 15.12.2023).

7. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 15.12.2023).

8. Материалы международного таможенного форума 2021 года. URL: https://forum.customs.gov.ru/uploads/11_2.pdf (дата обращения: 15.12.2023).

9. Актуальные вопросы развития института уполномоченного экономического оператора, а также декриминализации таможенных преступлений (заседание торгово-промышленной палаты России по таможенной политике). URL: https://customs-academy.net/?p=16628 (дата обращения: 15.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.