№ 2 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
Научная статья
УДК 343.83; ББК 67.409.02 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-50-51
NIION: 2018-0077-2/23-314 MOSURED: 77/27-024-2023-02-513
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
Перспективные направления повышения эффективности самоактуализации курсантов образовательных организаций
ФСИН России
Вероника Олеговна Полянская
Федеральная служба исполнения наказаний, Москва, Россия, 777-veronika@mail.ru
Аннотация. Рассматривается понятие «самоактуализация», раскрывается актуальность исследования, а также определяются перспективные направления повышения эффективности самоактуализации курсантов ФСИН. Ключевые слова: самоактуализация, самопознание, саморазвитие, личность, курсанты ФСИН, технологии Для цитирования: Полянская В. О. Перспективные направления повышения эффективности самоактуализации курсантов образовательных организаций ФСИН России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 50-51. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-50-51.
Original article
Promising directions for improving the effectiveness of self-actualization of cadets of educational organizations of the federal penitentiary service of Russia
Veronika O. Polyanskaya
Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, 777-veronika@mail.ru
Abstract. The article discusses the concept of «self-actualization», reveals the relevance of the study, and also identifies promising areas for improving the effectiveness of self-actualization of FSIN cadets.
Keywords: self-actualization, self-knowledge, self-development, personality, FSIN cadets, technologies For citation: Polyanskaya V O. Promising directions for improving the effectiveness of self-actualization of cadets of educational organizations of the federal penitentiary service of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):50-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-50-51.
Самоактуализация во все времена привлекала внимание ученых и являлась предметом изучения многих наук: психологии, философии, медицины, педагогики, социологии и т. д. Конечно, все это неспроста, потому что самоактуализация определяется как изучения «Я», профессионального и личностного становления, раскрытия потенциала, преобразователя общества и мира.
Самоактуализация давно сложившееся в психологии понятие и представляет собой стремление личности к осуществлению своего потенциала, к стремлению достичь своих жизненных целей, получить место в этом мире, реализоваться в профессии, в обществе и в семье.
Стоит отметить, что в зарубежной практике в большей степени применяется понятие «самоактуализация». Самым первым такое понятие определил К. Гольштейн. В своей работе самоактуализацию он раскрывает как стремление организма на активацию природных талантов, в тоже самое время другие стремления всего лишь являются выражением самоактуализации [7, с. 235].
© Полянская В. О., 2023
50
Далее исследование продолжил А. Маслоу. В своих трудах он раскрыл самоактуализацию как, желание человека раскрыть свои латентные, генетически заданныее возможности и ресурсы [5, с. 72].
В свою очередь А. Маслоу в своих трудах, а именно в «Дальние пределы человеческой психики» раскрыл самоактуализацию через различные составляющие, такие как:
- во-первых, человек воспринимает реальную жизнь и живет в нем с благодарностью;
- во-вторых, адекватно принимает людей и самого себя;
- в-третьих, увлекается любимым делом, достигает своих целей;
- в-четвертых, относится к людям с доброжелательностью, с любовью, проявляет внимание;
- в-пятых, стремится к новым задачам, новому опыту, дает правильную оценку;
- в-шестых, стремление к саморазвитии, к осознанию своего опыта, к пониманию своих возможностей.
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор К. Роджерс определил самоактуализацию как самое главное звено развития личности, проявляющееся в процессе взаимодействия с миром. Само понятие актуализация имеет две составляющие, такие как гарантирование развития организма и активация психических процессов, которые затрагивают развитие [6, с. 15].
Гуманистическая психология рассматривает самоактуализацию как направление самоизменений личности [4, с. 22].
Г. Медлок в своих трудах говорит, что благодаря самоактуализации человек приобретает способность самовыражаться, развиваться, обретает свое индивидуальное измерение. Тем не менее, такое выражение себя никак не оказывает негативного влияния на гуманистические нормы и ценности человека [4, с. 23].
С. В. Карпенко в своих трудах рассматривал самоактуализацию студентов. Он говорил, что чем больше развита информационная культура у человека, тем он более самоактуализирован [3].
Е. Н. Городилова в своих трудах говорит, что са-моактуализаци яявляется сложным психологическим процессом. Самой важной составляющей самоактуализации являются внутренние мотивы, стремления и позиция человека по отношению к себе, к жизни, к обществу, к другому человеку [1].
Рассмотрев многие взгляды ученых, можно смело сказать, что самоактулизация есть огромная система саморазвития личности, ее внутренний личностный рост. Именно благодаря ей человек строит свою жизнь, достигает поставленных целей и развивается.
Стоит отметить, что и сегодня исследование самоактуализации продолжается, в связи с тем, что она является сложной, многомерной. Самым главным направлением изучения все-таки является постижение сущности самоактуализации, обращение к историческому анализу самоактуализации и использование идей прошлого в современной психолого-педагогической науке; исследования особенностей самоактуализации в разные возрастные периоды и разработка программ развития самоактуализации и т. д.
Можно выделить следующие направления по повышению эффективности самоактуализации:
Повышение уровня образования и образованности курсантов ФСИН.
Применение в процессе обучения инновационных технологий, учитывая здоровьесберегающие факторы, которые позволят уменьшить психофизическую напряженность курсантов, повысят качество усвоения учебного материала при формировании профессиональных
компетенций, что скажется и на эффективности учебного процесса в целом.
Внедрение курсов дистанционного обучения, которые быстро и осмысленно смогут сформировать новые навыки в интерактивном режиме.
Библиографический список
1. Городилова, Е. Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью : монография / Е. Н. Городилова. Пермь : Перм. гос. ун-т., 2002.
2. Кауфман, С. Б. Путь к самоактуализации: Как раздвинуть границы своих возможностей. Новое понимание иерархии потребностей Маслоу / С. Б. Кауфман ; Пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2021.
3. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. 687 с.
4. Маралов, А. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. 2-е изд.,испр.и доп. М. : Юрайт, 2019. 320 с.
5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.
6. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М. : Прогресс, 1994. 478 с.
7. Холл, С. К. Теории личности / С. К. Холл, Г. Линд-сей ; пер. И. Б. Гриншпун. М. : «КСП+». 1997. 720 с.
Bibliographic list
1. Gorodilova, E. N. Self-actualization and its connection with integral individuality : monograph / E. N. Gorodilova. Perm : Perm. State University, 2002.
2. Kaufman, S. B. Path to self-actualization: How to push the boundaries of your capabilities. A new understanding of Maslow's hierarchy of needs / S. B. Kaufman ; Translated from English by M. : Alpina Publisher, 2021.
3. Karpenko, L. A. A concise psychological Dictionary / L. A. Karpenko, A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. Rostov n/A : Phoenix, 1998. 687 p.
4. Maralov, A. G. Psychology of self-development: textbook and workshop for undergraduate and graduate studies / V. G. Maralov, N. A. Nizovskikh, M. A. Shchuki-na. 2nd ed., ispr.and add. M. : Yurayt, 2019. 320 p.
5. Maslow, A. Motivation and personality / A. Maslow ; per. A. M. Tatlybaeva. St. Petersburg : Eurasia, 1999. 478 p.
6. Rogers, K. A look at psychotherapy. The formation of man / K. Rogers. M. : Progress, 1994. 478 p.
7. Hall, S. K. Theories of personality / S. K. Hall, G. Lindsay ; per. I. B. Grinshpun. M. : «KSP+». 1997. 720 p.
Дополнительная информация об авторе В. О. Полянская - оперуполномоченный Главного оперативного управления Федеральной службы исполнения наказаний России, адъюнкт Академии права и управления ФСИН России, ORCID 000-0003-2833-8284.
Additional information about the author V. O. Polyanskaya - Operative of the Main Operational Directorate of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate of the Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, ORCID 000-0003-2833-8284.
Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.
The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 51