Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КУРСАНТЫ ФСИН / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Полянская Вероника Олеговна

Рассматривается понятие «самоактуализация», раскрывается актуальность исследования, а также определяются перспективные направления повышения эффективности самоактуализации курсантов ФСИН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Полянская Вероника Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING DIRECTIONS FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF SELF-ACTUALIZATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article discusses the concept of «self-actualization», reveals the relevance of the study, and also identifies promising areas for improving the effectiveness of self-actualization of FSIN cadets.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

№ 2 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Научная статья

УДК 343.83; ББК 67.409.02 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-50-51

NIION: 2018-0077-2/23-314 MOSURED: 77/27-024-2023-02-513

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Перспективные направления повышения эффективности самоактуализации курсантов образовательных организаций

ФСИН России

Вероника Олеговна Полянская

Федеральная служба исполнения наказаний, Москва, Россия, 777-veronika@mail.ru

Аннотация. Рассматривается понятие «самоактуализация», раскрывается актуальность исследования, а также определяются перспективные направления повышения эффективности самоактуализации курсантов ФСИН. Ключевые слова: самоактуализация, самопознание, саморазвитие, личность, курсанты ФСИН, технологии Для цитирования: Полянская В. О. Перспективные направления повышения эффективности самоактуализации курсантов образовательных организаций ФСИН России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 50-51. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-50-51.

Original article

Promising directions for improving the effectiveness of self-actualization of cadets of educational organizations of the federal penitentiary service of Russia

Veronika O. Polyanskaya

Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, 777-veronika@mail.ru

Abstract. The article discusses the concept of «self-actualization», reveals the relevance of the study, and also identifies promising areas for improving the effectiveness of self-actualization of FSIN cadets.

Keywords: self-actualization, self-knowledge, self-development, personality, FSIN cadets, technologies For citation: Polyanskaya V O. Promising directions for improving the effectiveness of self-actualization of cadets of educational organizations of the federal penitentiary service of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):50-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-50-51.

Самоактуализация во все времена привлекала внимание ученых и являлась предметом изучения многих наук: психологии, философии, медицины, педагогики, социологии и т. д. Конечно, все это неспроста, потому что самоактуализация определяется как изучения «Я», профессионального и личностного становления, раскрытия потенциала, преобразователя общества и мира.

Самоактуализация давно сложившееся в психологии понятие и представляет собой стремление личности к осуществлению своего потенциала, к стремлению достичь своих жизненных целей, получить место в этом мире, реализоваться в профессии, в обществе и в семье.

Стоит отметить, что в зарубежной практике в большей степени применяется понятие «самоактуализация». Самым первым такое понятие определил К. Гольштейн. В своей работе самоактуализацию он раскрывает как стремление организма на активацию природных талантов, в тоже самое время другие стремления всего лишь являются выражением самоактуализации [7, с. 235].

© Полянская В. О., 2023

50

Далее исследование продолжил А. Маслоу. В своих трудах он раскрыл самоактуализацию как, желание человека раскрыть свои латентные, генетически заданныее возможности и ресурсы [5, с. 72].

В свою очередь А. Маслоу в своих трудах, а именно в «Дальние пределы человеческой психики» раскрыл самоактуализацию через различные составляющие, такие как:

- во-первых, человек воспринимает реальную жизнь и живет в нем с благодарностью;

- во-вторых, адекватно принимает людей и самого себя;

- в-третьих, увлекается любимым делом, достигает своих целей;

- в-четвертых, относится к людям с доброжелательностью, с любовью, проявляет внимание;

- в-пятых, стремится к новым задачам, новому опыту, дает правильную оценку;

- в-шестых, стремление к саморазвитии, к осознанию своего опыта, к пониманию своих возможностей.

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

№ 2 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор К. Роджерс определил самоактуализацию как самое главное звено развития личности, проявляющееся в процессе взаимодействия с миром. Само понятие актуализация имеет две составляющие, такие как гарантирование развития организма и активация психических процессов, которые затрагивают развитие [6, с. 15].

Гуманистическая психология рассматривает самоактуализацию как направление самоизменений личности [4, с. 22].

Г. Медлок в своих трудах говорит, что благодаря самоактуализации человек приобретает способность самовыражаться, развиваться, обретает свое индивидуальное измерение. Тем не менее, такое выражение себя никак не оказывает негативного влияния на гуманистические нормы и ценности человека [4, с. 23].

С. В. Карпенко в своих трудах рассматривал самоактуализацию студентов. Он говорил, что чем больше развита информационная культура у человека, тем он более самоактуализирован [3].

Е. Н. Городилова в своих трудах говорит, что са-моактуализаци яявляется сложным психологическим процессом. Самой важной составляющей самоактуализации являются внутренние мотивы, стремления и позиция человека по отношению к себе, к жизни, к обществу, к другому человеку [1].

Рассмотрев многие взгляды ученых, можно смело сказать, что самоактулизация есть огромная система саморазвития личности, ее внутренний личностный рост. Именно благодаря ей человек строит свою жизнь, достигает поставленных целей и развивается.

Стоит отметить, что и сегодня исследование самоактуализации продолжается, в связи с тем, что она является сложной, многомерной. Самым главным направлением изучения все-таки является постижение сущности самоактуализации, обращение к историческому анализу самоактуализации и использование идей прошлого в современной психолого-педагогической науке; исследования особенностей самоактуализации в разные возрастные периоды и разработка программ развития самоактуализации и т. д.

Можно выделить следующие направления по повышению эффективности самоактуализации:

Повышение уровня образования и образованности курсантов ФСИН.

Применение в процессе обучения инновационных технологий, учитывая здоровьесберегающие факторы, которые позволят уменьшить психофизическую напряженность курсантов, повысят качество усвоения учебного материала при формировании профессиональных

компетенций, что скажется и на эффективности учебного процесса в целом.

Внедрение курсов дистанционного обучения, которые быстро и осмысленно смогут сформировать новые навыки в интерактивном режиме.

Библиографический список

1. Городилова, Е. Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью : монография / Е. Н. Городилова. Пермь : Перм. гос. ун-т., 2002.

2. Кауфман, С. Б. Путь к самоактуализации: Как раздвинуть границы своих возможностей. Новое понимание иерархии потребностей Маслоу / С. Б. Кауфман ; Пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2021.

3. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. 687 с.

4. Маралов, А. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. 2-е изд.,испр.и доп. М. : Юрайт, 2019. 320 с.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.

6. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М. : Прогресс, 1994. 478 с.

7. Холл, С. К. Теории личности / С. К. Холл, Г. Линд-сей ; пер. И. Б. Гриншпун. М. : «КСП+». 1997. 720 с.

Bibliographic list

1. Gorodilova, E. N. Self-actualization and its connection with integral individuality : monograph / E. N. Gorodilova. Perm : Perm. State University, 2002.

2. Kaufman, S. B. Path to self-actualization: How to push the boundaries of your capabilities. A new understanding of Maslow's hierarchy of needs / S. B. Kaufman ; Translated from English by M. : Alpina Publisher, 2021.

3. Karpenko, L. A. A concise psychological Dictionary / L. A. Karpenko, A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. Rostov n/A : Phoenix, 1998. 687 p.

4. Maralov, A. G. Psychology of self-development: textbook and workshop for undergraduate and graduate studies / V. G. Maralov, N. A. Nizovskikh, M. A. Shchuki-na. 2nd ed., ispr.and add. M. : Yurayt, 2019. 320 p.

5. Maslow, A. Motivation and personality / A. Maslow ; per. A. M. Tatlybaeva. St. Petersburg : Eurasia, 1999. 478 p.

6. Rogers, K. A look at psychotherapy. The formation of man / K. Rogers. M. : Progress, 1994. 478 p.

7. Hall, S. K. Theories of personality / S. K. Hall, G. Lindsay ; per. I. B. Grinshpun. M. : «KSP+». 1997. 720 p.

Дополнительная информация об авторе В. О. Полянская - оперуполномоченный Главного оперативного управления Федеральной службы исполнения наказаний России, адъюнкт Академии права и управления ФСИН России, ORCID 000-0003-2833-8284.

Additional information about the author V. O. Polyanskaya - Operative of the Main Operational Directorate of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate of the Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, ORCID 000-0003-2833-8284.

Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.