Научная статья на тему 'Перспективные направления организации эколого-экономически эффективного природопользования'

Перспективные направления организации эколого-экономически эффективного природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ECOLOGICAL POLICY / WILDLIFE MANAGEMENT / STATE REGULATION METHODS / SOCIAL-ECOLOGY-ECONOMIC BENEFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревунов Роман Вадимович

Рассматривается социально-эколого-экономическая эффективность различных методов государственного регулирования природохозяйственной деятельности на микроэкономическом уровне. Систематизированы основные современные методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, используемые в зарубежных странах для эколого-экономической оптимизации природопользования, предложена авторская модель экологизации основных направлений производственно-хозяйственной деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Directions of Environmental Organizations, Cost-Effective Environmental Management

In the article we consider the socio-ecological-economic efficiency of various methods of state regulation of environment managingt activities at the macroeconomic level. We systematized basic modern methods of state regulation of natural resources and environmental protection in foreign countries for the ecological and economic optimization of natural resources, the author proposed a model of ecological foundations of industrial and economic activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления организации эколого-экономически эффективного природопользования»

УДК 502.131

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

© 2012 г. Р.В. Ревунов

Новочеркасская государственная мелиоративная академия, Novocherkassk State Melioration Academy,

ул. Пушкинская, 111, г. Новочеркасск, 346428, Pushkinskaya St., 111, Novocherkassk, 346428,

[email protected] [email protected]

Рассматривается социально-эколого-экономическая эффективность различных методов государственного регулирования природохозяйственной деятельности на микроэкономическом уровне. Систематизированы основные современные методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, используемые в зарубежных странах для эколого-экономической оптимизации природопользования, предложена авторская модель экологизации основных направлений производственно-хозяйственной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: экологическая политика, природопользование, методы государственного регулирования, социально-эколого-экономический эффект.

In the article we consider the socio-ecological-economic efficiency of various methods of state regulation of environment mana-gingt activities at the macroeconomic level. We systematized basic modern methods of state regulation of natural resources and environmental protection in foreign countries for the ecological and economic optimization of natural resources, the author proposed a model of ecological foundations of industrial and economic activities in the Russian Federation.

Keywords: ecological policy, wildlife management, state regulation methods, social-ecology-economic benefit.

В условиях перманентной деградации экосистем регионов Российской Федерации вследствие антропогенного прессинга, высокую актуальность приобретают исследования, посвященные анализу передового мирового опыта организации эффективного, социаль-но-эколого-экономически сбалансированного управления природопользованием.

К концу 90-х гг. прошлого столетия высокоразвитые страны добились больших успехов в области рационализации использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. С начала 70-х гг. в европейских странах, США, Канаде и Японии удалось достичь снижения на фоне роста объемов национального производства абсолютных объемов выбросов загрязняющих веществ и сократить использование природных ресурсов на единицу готовой продукции [1]. Снижение удельной энерго-, материалоемкости за счет использования эффективных технологий стало реальностью. Произошла переориентация потребителей в пользу приобретения экологически чистых товаров. Экологическая политика в большинстве высокоразвитых стран стала составной частью государственной макроэкономической политики.

В данных обстоятельствах анализ передового мирового опыта организации рационального природопользования представляется весьма актуальной задачей, решение которой позволяет странам с переходной экономикой сравнительно быстро выработать национальную экологическую политику, позволяющую достичь высоких стандартов социально-эколого-экономического благополучия.

Успехи в области рационализации природопользования высокоразвитых стран были подготовлены ря-

дом обстоятельств, связанных как с проведением целенаправленной экологической политики, так и с особенностями развития экономической конъюнктуры. 70-е гг., которые иногда называют «период экологического десятилетия» [2], характеризовались резким усилением внимания к проблемам охраны окружающей среды и ростом государственного вмешательства в данную сферу. С одной стороны, экологизация общественного сознания и усиление государственного вмешательства в данной сфере были вызваны появлением многочисленных научных публикаций, предупреждающих о возможных негативных последствиях ухудшения экологической ситуации. С другой стороны, большую роль сыграл энергетический кризис 1973 - 1974 гг. В период кризиса, когда в результате политики стран-членов ОПЕК цена на нефтепродукты за шесть месяцев 1973 - 1974 гг. поднялась с 2,5 до 11,5 дол. за 1 баррель, стало очевидно, что дальнейшее расширение производства на базе экстенсивного использования природных ресурсов экономически нецелесообразно [1]. Производства, ориентированные на значительное использование сырьевых ресурсов, в результате кризиса оказались в наиболее сложном положении в силу резкого снижения конкурентоспособности за счет роста издержек и переориентации потребителей на приобретение более экономичной продукции.

В плане использования инструментов государственного регулирования, 70-е гг. характеризовались достаточно широким применением административных и экономических методов управления. В значительной степени это было связано с тем, что экологизация западной экономики началась еще в период по-

пулярности кейнсианства, предполагавшего активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, в том числе с помощью использования прямых методов государственного управления. В 80-е и особенно в 90-е гг. популярность прямых методов государственного регулирования экономики снизилась. В области регулирования процессов природопользования большее место стали занимать альтернативные рыночные методы управления [1].

Сегодня можно выделить несколько направлений альтернатив, в которых частные фирмы стремятся экологизировать свою деятельность, привлекая новых потребителей:

- экологизация производства и сокращение издержек на экономии сырья. Это одно из наиболее распространенных направлений экологизации деятельности компаний, так как позволяет не только повысить привлекательность имиджа, но и добиться значительных материальных выгод;

- сокращение затрат на страхование и покрытие убытков;

- использование легко утилизируемых упаковок;

- применение товаров, сделанных из вторичных материалов;

- сокращение затрат за счет переработки отходов;

- выпуск экологически чистых товаров.

Инструменты государственного регулирования

природопользования включают в себя экономические, административные и общественные механизмы. К числу экономических относятся: снижение (отмена) прямого/косвенного субсидирования потребителей ресурсов; формирование системы экологических платежей за загрязнение окружающей среды, утилизацию отходов, шум, за использование природных ресурсов и т.п.; формирование рынков торговли правами на загрязнение окружающей среды. Административные регуляторы включают в себя: законодательное регулирование природопользования; лицензирование, разработку промышленных регламентов, экологическую паспортизацию, квотирование отходов, выбросов, сбросов и т.п.; преференции экологоориентиро-ванным участникам рынка: льготные ставки налогообложения, субсидирование отдельных видов деятельности, связанных с восстановлением потенциала природной среды, и т.д. Общественные механизмы регулирования природопользования подразумевают надзор неправительственных организаций за природопользованием (ассоциации потребителей воды, продовольствия и т.п.), деятельность СМИ и т.п.

Несмотря на положительные изменения, произошедшие в последние годы в области экологии, значение государственного регулирования данной сферы не уменьшилось - изменились лишь некоторые формы управления. Так, популярнее стали рыночные методы управления. Суть их заключается в том, что оптимальным регулятором всех пропорций должен стать рынок. Благодаря использованию рыночных инструментов регулирования, по мнению некоторых ученых [1, с. 4], удается не только минимизировать экологические издержки, но и добиться максимальной экономической

эффективности снижения экологических издержек, не связывая при этом инициативы предпринимателей.

Под экономическими методами управления понимаются такие методы воздействия, которые оказывают влияние на издержки природопользователей. Вводя различные экологические платежи, государство повышает издержки тех фирм, которые в результате своей производственной деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на природу. В условиях рыночной экономики эти фирмы оказываются менее конкурентоспособными и приобретают стимул к более эффективному использованию природных ресурсов. Принципы действия экономических методов управления основываются на использовании механизмов действия уже существующих рынков.

Несмотря на унификацию современных экономических методов управления (особенно среди европейских государств ОЭСР), существует большое число инструментов экологической политики, которые можно отнести к экономическим методам управления. Так, по оценкам некоторых ученых, только в европейских странах применяется более двухсот различных инструментов управления. Наиболее широко распространенными экономическими методами управления являются:

- экологические платежи за загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, шумовое загрязнение, утилизацию отходов и т.д. Эти платежи внедрены практически во всех европейских странах, в США, Канаде, Японии, в странах Восточной Европы и во многих развивающихся странах, современных условиях экологические платежи рассматриваются в качестве одного из основных инструментов для борьбы с промышленным загрязнением окружающей среды;

- платежи за использование водных, минерально-сырьевых, земельных и рыбных ресурсов. Широкое применение таких платежей полностью соответствует принятой в настоящее время на Западе концепции, предполагающей, что наиболее эффективной стратегией охраны природы является не борьба с уже возникшим загрязнением окружающей среды, а предупреждение возникновения загрязнения на начальных стадиях процесса производства путем стимулирования производителей к максимально эффективному и рациональному применению ресурсов, в частности путем внедрения малоотходных технологий. В соответствии с этой концепцией управление использованием природных ресурсов имеет приоритетное значение по сравнению с контролем загрязнения;

- система залогов, которая представляет собой систему надбавок к розничным ценам тех товаров, утилизация которых целесообразна после периода эксплуатации. Она применяется практически во всех европейских странах при назначении цен на продукцию, реализуемую в стеклянной таре, при продаже батареек и аккумуляторов. В Швеции система залогов используется при продаже автомобилей. Благодаря этой мере более 90 % реализуемых в Швеции автомобилей впоследствии сдается на утилизацию, существует также система льготных кредитов и субсидий, выдаваемых, как пра-

вило, на конкурсной основе для реализации различных природоохранных программ [2].

В некоторых странах фирмам предоставляются субсидии при отказе от применения пестицидов и ядохимикатов. В последние годы в странах Западной Европы наметилась тенденция к отказу от государственных субсидий при реализации сельхозудобрений. В прошлые годы частичное субсидирование покупки удобрений рассматривалось в качестве одной из эффективных мер поддержки аграрного сектора. Теперь же такая мера считается способом сохранения почв от загрязнения вследствие чрезмерного употребления удобрений и поощрения биологических методов увеличения урожайности [3].

Наиболее широко используемым рыночным методом управления является торговля правами на загрязнение окружающей среды. Как правило, этот метод применяется при регулировании качества атмосферного воздуха в пределах определенной территории. Для конкретной территории устанавливаются предельные объемы загрязняющих веществ, которые в течение года могут выбросить в атмосферу хозяйствующие субъекты. Затем каждая из фирм, действующая в этом районе, получает право на выброс определенного количества загрязняющих веществ. Это право закрепляется в виде экологических акций. Впоследствии фирмы, сокращающие выбросы за счет совершенствования технологий или изменения процесса производства, получают право на реализацию по рыночным ценам своих свободных прав на выбросы другим компаниям, действующим в этом же районе, продажу этих прав государству или экологическим организациям, помещение их в экологический банк. Фирмы, планирующие увеличение объемов производства, но не имеющие возможности сокращать выбросы, вынуждены покупать права на выбросы по складывающимся на рынке ценам. При применении такого метода управления, требуемого качества окружающей среды удается достичь минимальными для общества издержками, так как первыми сокращать выбросы загрязняющих веществ стремятся те фирмы, которые имеют минимальные издержки при сокращении загрязнения.

В системе государственной экологической политики в высокоразвитых странах большое внимание отводится участию общественности. Это выражается не только в открытости экологической информации, поощрении различных экологических организаций но и в формировании среди населения активного отношения к экологической политике. Значительная часть экологических программ неосуществима без поддержки со стороны населения и без добровольного его согласия нести определенные издержки ради улучшения качества окружающей среды.

Таким образом, главная проблема, сложившаяся в области управления процессами природопользования в Российской Федерации к концу 90-х гг., стала заключаться в том, что внедрявшаяся система экономических механизмов принуждения предприятий к рациональному природопользованию оказалась в силу

сложившейся экономической ситуации неэффективной, и экологизации поведения действующих в рыночных условиях хозяйствующих субъектов не произошло. Несомненно, в этой ситуации необходимо адаптировать действующую систему управления процессами природопользования к условиям переходной экономики.

В условиях Российской Федерации, когда доходы большинства потребителей низкие, потребитель при покупке товаров, сопоставляя цену и качество, в большинстве случаев делает выбор в пользу более низкой цены в ущерб более высокому качеству и, следовательно, экологичности товаров. Таким образом, традиционный для западных стран рынок экологичных товаров в нашей стране автоматически сформироваться не может [4].

Очевидно, более экономически эффективной может быть превентивная стратегия охраны окружающей среды, когда действия государства направлены не на борьбу с уже возникшим загрязнением и наказание виновников, а на предотвращение возможного загрязнения. С точки зрения такой стратегии целесообразно, чтобы жесткие экологические ограничения учитывались еще на стадии проработки инвестиционных проектов. Для этого необходимо перейти к поэтапному повышению размеров экологических платежей, дифференцировав сроки повышения ставок платежей в отраслевом разрезе в зависимости от сроков окупаемости капиталовложений. Следует учитывать, что значительное повышение ставок экологических платежей целесообразно проводить в период оживления экономической конъюнктуры, когда принимается значительное число инвестиционных решений и определяется, какие отрасли в будущем приобретут ускоренное развитие за счет новых инвестиций.

Однако в странах с переходной экономикой существуют некоторые особенности - здесь отсутствуют сложившиеся институты, необходимые для эффективного функционирования рыночной экономики. Кроме того, экономическая ситуация характеризуется значительными колебаниями рыночной конъюнктуры, резкими изменениями соотношений цен. Из-за этого хозяйствующие субъекты несут завышенные издержки при осуществлении рыночных сделок и отсутствуют горизонты для длительного планирования процесса производства. В таких условиях инвестиции направляются в те сферы, где существует ускоренная оборачиваемость капитала и возможно быстрое изъятие денег из обращения.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее.

Как показывает практика, экологически несбалансированная хозяйственная деятельность характерна для большинства природопользователей частного и государственного секторов. Для решения обозначенной проблемы требуются существенные затраты финансовых средств и материальных ресурсов. В этой связи автору представляется необходимой разработка государственного механизма софинансирования работ по ликвидации долговременных крупномасштабных загрязнений.

В то же время не вызывает сомнений факт, что решение острейших социально-эколого-экономических проблем Российской Федерации исключительно методами государственного воздействия невозможно. Создание в России условий для устойчивого природохозяйственного развития представляется осуществимым лишь в том случае, если будут разработаны методы экономического стимулирования природопользователей. В связи с этим особенно актуальным в настоящее время является научный поиск наиболее эффективных механизмов экологизации хозяйственной деятельности предприятий, ориентированных в первую очередь на сохранение баланса между экономической деятельностью и возможностями природной среды к восстановлению своего потенциала.

Одним из действенных факторов решения обозначенных проблем может стать учет экологических ограничений в макроэкономической политике государства, т. е. более тесная взаимосвязь экологии и экономики при выработке управленческих решений, а также проведение государством активной структурной политики, предполагающей развитие наиболее передовых отраслей экономики. Таким образом, для создания эффективной, сбалансированной социально-

Поступила в редакцию

эколого-экономической системы требуется усиление вмешательства государства в некоторые сферы, в частности, в создание рамочных условий для функционирования рынка и воздействие на отраслевую структуру экономики. В данном случае может быть использован инструментарий государственного регулирования, апробированный и хорошо зарекомендовавший себя в высокоразвитых странах.

Литература

1. Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века / под ред. К.В. Папенова. М., 2003. 762 с.

2. Дружинин А.Г. Глобальное позиционирование Юга России: факторы, особенности, стратегии. Ростов н/Д, 2009. 288 с.

3. Анопченко Т.Ю. Управление эколого-экономическими рисками в развитии социальной инфраструктуры муниципалитетов. Ростов н/Д, 2007. 268 с.

4. Экономические предпосылки и теоретико-методическое обоснование повышения эффективности решения проблем управления эколого-экономическими рисками. Ростов н/Д, 2007. 263 с.

28 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.