Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
УДК 658 ББК 65.291 Н 62
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
сферы образовательных услуг
(Рецензирована)
Никитина Ирина Алексеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 324 61 03, е-mail: iratrubil@mail.ru
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что сфера образовательных услуг представляет собой сложное институционально-хозяйственное образование, в котором бизнес процессы тесно переплетены с экономическими и социальными институтами. Для модернизации данной сферы востребованы такие инструменты, которые смогут обеспечить выход на соответствующий уровень эффективности образовательной деятельности и утверждение новых прогрессивных институтов общественного образования.
Ключевые слова: модернизация, сфера образовательных услуг, интеграция, конкуренция.
future directions modernization services educational services
Nikitina Irina Alexeevna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of Hotel and tourist business Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 324 61 03, е-mail: iratrubil@mail.ru
Summary. Relevance of this study is due to the fact that the scope of educational services is a complex institutional and economic structure in which business processes are closely intertwined with economic and social institutions. To modernize this sector demand such tools that can provide access to the appropriate level of effectiveness of educational activities and the establishment of new progressive institutions of public education.
Keywords: мodernization, educational services, integration, competition.
Образование, в условиях становления «экономики основанной на знаниях», превращается в одну из приоритетных составляющих экономической системы общества, результаты которой используются для инновационного преобразования других сфер деятельности.
Эта сфера за последние десятилетия претерпела рыночную трансформацию, а так же была вовлечена в процесс глобальной интеграции и формирования мирового образовательного пространства. Указанные преобразования вызвали необходимость модернизации сферы образовательных услуг.
На протяжении длительного периода времени сфера образовательных услуг находилась под полным контролем государства, а также финансировалась по остаточному принципу. К сожалению, и в настоящее время этот принцип финансирования сохраняется несмотря на указанные выше изменения.
Задача выбора основных направлений модернизации сферы образовательных услуг становится всё более важной в условиях жесткой конкуренции и необходимости выхода высшей школы на уровень элитной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов.
Определяя основные направления модернизации сферы образовательных услуг, необходимо учитывать, что ресурсы данного процесса формируются, как во внутренней среде этой сферы, так и во внешней среде, что предполагает реализацию следующих принципов:
- принципа координации инвестиционной деятельности государства, частного бизнеса и общественных организаций в целях модернизации сферы образовательных услуг [5];
- принципа адаптации ресурсов, привнесенных из внешней среды, в особенности, институциональных, к условиям социальной экономики России;
24
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Горизонты новой экономики
- принципа извлечения синергетического эффекта на основе интеграционного взаимодействия различного рода ресурсов модернизации.
В сфере образовательных услуг современной России модернизация объективно ориентирована на достижение следующих целей: [8]
- создание сложной, интеллектуальной и институционально упорядоченной системы для подготовки людей к осуществлению своих возможностей;
- становление новой парадигмы образования, акцентирующей внимание на прогрессе, эффективности, естественном выражении своих возможностей каждым отдельным человеком;
- рост возможности приспосабливаться к расширяющимся социальным горизонтам; расширение сфер интересов; опора на науку и технологию; сознание того, что вознаграждение должно соответствовать реальному вкладу отдельного человека, а не каким-либо другим его характеристикам;
- возможность развивать гибкую институциональную структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблемам и потребностям.
Анализ целей и принципов модернизации сферы образовательных услуг позволяет определить и её основные направления:
- утверждение системно-интеграционной парадигмы образования;
- создание и диффузия новых образовательных технологий;
- адаптация сферы образовательных услуг к потребностям локальных рынков;
- создание всероссийского территориальных центров всестороннего профессионально -научного и интеллектуально - духовного развития человека.
Рассмотрим выше перечисленные направления модернизации сферы образовательных услуг. Системно-интеграционная парадигма образования рассматривается нами как путь повышения качества и востребованности образования, как слияние фундаментальности образования и его специализации, широты образования и его настроенности на конкретного потребителя.
Системно-интеграционная парадигма образования, как приоритетное направление модернизации предполагает трансформацию образовательного учреждения в фактор научного, образовательного и культурного интегратора в регионе. Данное направление акцентирует внимание на прогрессе, эффективности, естественном выражении своих возможностей каждым отдельным человеком, при которой он мог бы по окончании учебы приступить к работе в предпринимательской
среде, научно-исследовательских институтах и к преподаванию в высшей и средней школе и т.д.
Важное значение в модернизации образовательных услуг имеет их адаптация к потребностям рынка. Как показали исследования, более всего рынок нуждается в специалистах инновационного направления в различных отраслях экономики. Однако, качество занятых специалистов инновационных направлений оставляет желать лучшего. [1]
Так фактическое количество персонала организаций Краснодарского края, занятого в инновационных проектах в 2008-2013 гг., составляло 447 человек, в том числе в промышленном секторе 332 чел. (74% общего количества), в финансовом секторе 39 чел. (9%), в секторе услуг 76 чел. (17%). Это количество включает в себя руководителей 81 чел., специалистов не экономического профиля 310 чел., и специалистов-экономистов 56 чел.
Штат подразделений организаций Краснодарского края, занимающихся инновационной деятельностью в 2013 г. составил 823 человека, в том числе в промышленном секторе 674 чел. (84% общего количества), в финансовом секторе 34 чел. (4%), в секторе услуг 12 чел. (16%). Из этого числа руководителей подразделений насчитывалось 300 чел., специалистов 503 чел.
Проблема интеграции научно-образовательного комплекса как единого целого в значительной степени связана с качеством школьного образования.
Программы средней школы должны ориентироваться на полностью завершённое систематическое образование по всем основным блокам дисциплин (математическому, естественно-научному и т.д.). реформирование школьного образования за исключением редких примеров лицеев и гимназий, отнюдь не способствует решению задачи раннего вовлечения учащихся в научную работу (как за счет добротного систематического образования, особенно в области естественно-научных и математических дисциплин, так и привития начальных навыков исследовательской работы). Практически разрушена система работы с одаренными детьми, еще сохранившиеся кружки, творческие студии либо держатся на энтузиазме отдельных преподавателей, либо вынуждены работать с детьми из достаточно обеспеченных семей. Основные усилия в выпускном классе тратятся на «натаскивание» школьников к успешному прохождению «судьбоносного» ЕГЭ, зачастую - с привлечением репетиторов, за счет свободного времени учащихся, что также не способствует подготовке «быстрых разумом Невтонов». В то же время высокий балл ЕГЭ, как показывает наш опыт, не гарантирует способности вчерашних школьников к учебе в вузе по
25
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
выбранному направлению; преподаватели математики и естественно-научных дисциплин отмечают неуклонное снижение уровня подготовки школьников.
Наука стала все более отдаляться от собственно обучения даже внутри вузов. Резкое усложнение техники и технологий привело к акцентированию в требованиях к молодым специалистам на знаниях, умениях, навыках. Углубляющаяся дифференциация даже в рамках отдельных областей знаний и существующие нормы нагрузки преподавателей не позволяет обеспечить все курсы лекторами, удовлетворяющими указанным выше требованиям, особенно - на выпускающих кафедрах, где на одного лектора приходится одновременно 3-5 курсов, зачастую - по далеким друг от друга дисциплинам. При этом подавляющее большинство российских вузов не могут позволить себе приглашать для чтения отдельных курсов профессоров из других городов, а тем более специалистов из зарубежных стран.
Проведенный анализ систем оценки качества, применяемых в России и за рубежом, показал, что ключевыми факторами, влияющими на качество НИР, являются:
- качество управления (менеджмента) в вузе.
- качество взаимодействия с российским и международным рынком труда при формировании содержания образования.
- качество взаимодействия с научными структурами (институты и учреждения РАН, отраслевые НИИ) и производственным сектором (предприятиями и учреждениями всех форм собственности) в процессе формирования содержания образовательной, исследовательской и практической компонент, а также реализации программ подготовки.
- качество абитуриентов и студентов.
- качество технологий обучения, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и НИР.
- качество профессорско-преподавательского состава. [7]
Тем не менее, результаты подготовки кадров (сформированные исследовательские компетенции выпускников) в данной системе критериев и индикаторов оцениваются с помощью понятных количественных показателей, большинство из которых широко используются вузами для оценки качества НИР и НИРС. Поэтому их внедрение в рамках комплексной системы критериев качества не потребует больших дополнительных временных и материальных затрат.
Другим направлением модернизации является создание и диффузия новых образовательных технологий.
Диффузия - это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди членов социальной системы. На процесс диффузии инноваций воздействует множество факторов.
Основными из них являются: непосредственно сама инновация, то как подана информация об инновации, время и природа социальной системы, в которую инновация вводится. Исследование диффузии в самой простой форме - это изучение взаимодействия этих и других факторов, способствующих облегчению восприятия новой технологии членами определенной социальной системы. [9]
В обществе существует объективная потребность в инновационной деятельности, в продвижении на рынок конкурентоспособных продуктов и развитии новых рынков. В связи с этим необходима комплексная подготовка специалистов в области управления, инновационной деятельности за счет соответствующего содержания методов и технологии обучения.
Должны модернизироваться технологии обучения, способствующие раскрытию интеллектуального потенциала студента, формированию его готовности к творческой деятельности, воспитанию в нем культуры познавательной деятельности, культуры самостоятельно добывать и применять знания.
Необходимо применение производственноориентированных и информационных технологий обучения. Производственно-ориентированное обучение является формой организации обучения на производстве с взаимной выгодой для работодателя и студента, которая в полной мере может осуществляться на основе создания в высших и средних учебных заведениях студенческих бизнесинкубаторов.
Для реализации намеченной программы модернизации необходимо создание территориальных центров всестороннего профессионального и интеллектуально-творческого развития человека. С точки зрения экономической теории это процесс развития « человеческого капитала». Необходимо также формирование учебно-научных комплексов, призванных в новых социально-экономических условиях готовить специалистов нового типа.
Научно-технической идеей, воплощаемой в этот вид образовательной системы, является комплексная глубинная информатизация всех процессов, приводящая к формирования единой инфокоммуникационной среды. Ее основными компонентами служат шесть автоматизированных информационных систем:
- управления учебным процессом на основе промежуточного и итогового тестирования;
26
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Горизонты новой экономики
- электронного информационно-методического обеспечения учебного процесса;
- мониторинга научной деятельности подразделений, преподавателей, аспирантов и научных сотрудников;
- управления формированием творческих компетенций студентов;
- профориентации одаренных школьников;
- управления формированием личностных компетенций студентов.
Создание в вузе инфокоммуникационной среды существенно повысит эффективность его инновационной деятельности - как направленной на разработку и внедрение новых продуктов и технологий, так и выпуск самого главного для вуза «продукта» - высококвалифицированных специалистов, полностью удовлетворяющих потребности рыночной экономики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бромвич М. Анализ экономической эффективности, капиталовложений. М., Инфра-М. 2010, 425с.
2. Бурова М.А. Социологический анализ вопросов управления образовательными системами //Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. Т. 1.- № 1. -С. 189-199.
3. Вильчек М.И. Российское образование России, (к Концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопросы). - М.: ГУВШЭ, -2008. - С.83.
4. Виноградова, Е. В . Система менеджмента качества вуза : проблемы гармонизации с общей системой управления / Е. В. Виноградова. Е. Б. Гаффорова // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 7. - С. 713.
5. Гаджиева Е.Ю. Принципы государственно-частного партнерства в процессе модернизации сферы образовательных услуг // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 4. С. 92-97.
6. Клепач А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономики. 2004. №8.
7. Королев, М. Ф. Как гарантировать качество образования? : по материалам беседы с руководителем Центра качества Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М. Ф. Королевым / М.Ф. Королев; записала Е. Валь // Высш. образование сегодня. -2011. - № 1. - С. 20-21.
8. Мотова Г.Н. Модели аккредитации за рубежом. - М.-Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2011234с. Селезнева Н.Н. Качество высшего образования как объект системного исследования - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010167с. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2010. С. 46-51.
9. Никитина И.А. Потребности, ресурсы и инструменты модернизации сферы образовательных услуг (на материалах Краснодарского края): Автореф. Дис.канд.экон.наук.-Майкоп.2012.-12 с.
10. Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация (В прочтении западных ученых) // История СССР. 2009. -№ 4. -С. 194-207.
27