Научная статья на тему 'Перспективные направления информационной политики ОДКБ'

Перспективные направления информационной политики ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
433
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / НАРКОУГРОЗА / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INFORMATION POLICY / COUNTERTERRORISM / DRUG THREAT / ILLEGAL MIGRATION / PROVIDING OF INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Струговец Виталий Михайлович

Автор рассматривает содержательные аспекты противодействия государств членов ОДКБ современным вызовам и угрозам безопасности и предлагает перспективные направления информационной политики, способные повысить эффективность борьбы с терроризмом, наркоугрозой, незаконной миграцией, обеспечить международную информационную безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author deals with a substantive aspect of the modern security challenges and threats countermeasures facing the CSTO member-states and suggests prospective fields of the information policy capable to improve the efficiency of measures on fighting terrorism, drug threat, and illegal migration as well as to provide international information security.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления информационной политики ОДКБ»

Миропорядок

Виталий СТРУГОВЕЦ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОДКБ

Автор рассматривает содержательные аспекты противодействия государств - членов ОДКБ современным вызовам и угрозам безопасности и предлагает перспективные направления информационной политики, способные повысить эффективность борьбы с терроризмом, наркоугрозой, незаконной миграцией, обеспечить международную информационную безопасность.

The author deals with a substantive aspect of the modern security challenges and threats countermeasures facing the CSTO member-states and suggests prospective fields of the information policy capable to improve the efficiency of measures on fighting terrorism, drug threat, and illegal migration as well as to provide international information security.

Ключевые слова:

информационная политика, борьба с терроризмом, наркоугроза, незаконная миграция, обеспечение международной информационной безопасности; information policy, counterterrorism, drug threat, illegal migration, providing of international information security.

СТРУГОВЕЦ Виталий Михайлович — соискатель Военной академии Генерального штаба Strugvec@rambler.ru

Информационная политика — феномен многоплановый. Как и другие социально-политические явления, она вырастает из самого общества и, постоянно видоизменяясь, развивается вместе с ним. Определить перспективные направления ее развития, увидеть необходимость и системный характер возможных преобразований в области информационной политики — эта задача представляет собой насущную необходимость в современных условиях, имеет не только научное значение, но и глубокий практический смысл.

С позиций системного подхода информационная политика, в т.ч. информационная политика Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), должна обладать способностью к самоорганизации, что априори предполагает ее «самодостраивание», поиск новых возможностей реализации. Представляется, что новые парадигмы информационной политики ОДКБ должны соответствовать стратегическим политическим целям Организации и текущим направлениям ее деятельности, которые отражены в политических документах. В частности, стратегические политические цели Организации определены в Уставе ОДКБ и в Соглашении о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности. Основным документом, который определяет текущие направления деятельности Организации, является ежегодный доклад Генерального секретаря ОДКБ Совету коллективной безопасности, по результатам которого главы государств-членов принимают соответствующее решение.

Анализ данных документов, научной и специальной литературы, а также многолетний опыт работы автора в должности пресс-секретаря Секретариата ОДКБ (2005—2010 гг.) позволили определить те направления информационной политики, которые а) наиболее перспективны в плане практических шагов реализации информационной политики Организации и б) наименее разработаны в научном плане. Одно из таких направлений — информационная политика по противодействию государств — членов ОДКБ современным вызовам и угрозам безопасности.

Это направление отражает, без преувеличения, общемировую тенденцию. Региональные организации коллективной безопасности и военно-политические союзы в начале XXI в. столкнулись с новыми видами опасностей и угроз, парирование которых исключает при-

менение военной силы в ее традиционных формах и способах.

Информационную политику по противодействию современным вызовам и угрозам безопасности можно рассматривать по таким элементам, как противодействие терроризму и другим проявлениям экстремизма, борьба с наркоугрозой, противодействие незаконной миграции, обеспечение международной информационной безопасности.

Транснациональный характер растущих угроз террористической направленности определяет необходимость для стран — членов ОДКБ консолидировать свои усилия по созданию системы коллективных мер по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Решением Комитета секретарей Советов безопасности (КССБ) сформирована и функционирует рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом при КССБ ОДКБ. Проводятся регулярные консультации на уровне руководителей контртеррористических ведомств. Советом коллективной безопасности утвержден План коллективных действий государств — членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 гг.

Автор полагает, что необходимым элементом противодействия терроризму должно стать проведение соответствующей активной и непрерывной информационной политики. В настоящее время в ОДКБ создается банк информационных потребностей антитеррористических подразделений государств-членов, определяется порядок и механизм их информационного взаимодействия. Существенный резерв видится в проведении публичных информационных мероприятий, способствующих антитеррористической реакции широкой общественности. К сожалению, такая работа пока сведена к разовым информационным мероприятиям, имеющим краткосрочный эффект.

Между тем, как показывает анализ действий организаторов и непосредственных исполнителей актов террора, их усилия рассчитаны не только на нанесение материального ущерба и угрозу жизни и здоровью людей, но и на информационно-психологический шок, воздействие которого на большие массы людей создает благоприятную обстановку для

достижения террористами своих политических целей. Данное обстоятельство дает возможность говорить о важности продуманной информационной политики в интересах противодействия терроризму. Одним из ее направлений может быть подготовка и проведение публичных информационных мероприятий, способствующих антитеррористической реакции общественности.

Для выполнения такого рода задач под эгидой ОДКБ создан международный медиа-форум «СМИ против терроризма и наркоугрозы». В рамках уже проведенных медиа-форумов с журналистским сообществом обсуждались многие аспекты взаимовлияния СМИ и терроризма: организационные, правовые, психологические, творческие, этические. Вместе с тем необходимость ведения борьбы с террором, в т.ч. на «информационном фронте», позволяет автору, во-первых, настаивать на необходимости продолжить работу по выработке консолидированной позиции органов государственной власти, военного управления, общества и СМИ по информационному противодействию современному терроризму; во-вторых, предложить ряд перспективных направлений информационной политики, на которых следовало бы сосредоточить совместные усилия государств — членов ОДКБ.

Участие государств - членов ОДКБ в совместной борьбе с наркоугрозой продиктовано тяжелой наркоситуацией, характеризующейся ростом незаконного оборота наркосредств, размахом наркопреступности, увеличением числа нарко-зависимых. Ситуация усугубляется тем, что ряд государств — членов ОДКБ продолжают оставаться крупными поставщиками растительных наркотиков, служат коридором для их транспортировки из Афганистана, Пакистана, Средней Азии в различные страны, в т.ч. и в Россию.

Особо надо отметить рост численности транснациональных организованных преступных наркогрупп и наркосообществ, которые расширяют свои возможности, становятся все более профессиональными и активно проникают в сферу государственной власти. Характеризуя ситуацию в зоне ответственности Организации, эксперты отмечают, что лидеры преступных наркосообществ из стран ОДКБ имеют тесные связи не только друг с другом, но и с главарями мафиозных структур Европы,

Азии, Латинской Америки1. Последние десятилетия ознаменовались развитием взаимовыгодного сотрудничества наркогруппировок и террористических групп, все более широким участием последних в перевозках наркотиков в целях финансирования своей деятельности.

Из сказанного становится очевидным, что наркоугроза в государствах — членах ОДКБ постоянно прогрессирует, что может привести к серьезным негативным последствиям для общества и государств — членов Организации. Пока их политика по пресечению транснационального наркобизнеса слишком слаба и не всегда соответствует существующим вызовам.

В качестве перспективных направлений в борьбе с наркоугрозами видится осуществление грамотной информационной политики партнерами по ОДКБ. Содержательно она может включать: широкое освещение в СМИ хода и результатов проведения совместных мероприятий государств — членов ОДКБ по борьбе с наркоугрозами; систематические выступления в СМИ врачей, психологов о негативном действии наркотических средств, юристов, работников правоохранительных органов — о правовой ответственности за распространение наркотиков; показ передового опыта профилактики наркотизма на уровне стран, муниципальных образований, учебных заведений; организация и проведение на телевидении (радио, в сети Интернет) молодежных ток-шоу (форумов), медиа-диспутов о наркотизации населения и ее негативных последствиях с привлечением кумиров молодежи.

В последние годы в рамках ОДКБ значительно активизировалась работа по противодействию незаконной миграции. Особое геополитическое положение государств — членов ОДКБ, прозрачность их границ, слабо разработанное миграционное законодательство и малоэффективный миграционный контроль создали условия для формирования и проникновения на их территории мощных потоков незаконной миграции. Содействие незаконной миграции стало «мировым бизнесом», приносящим огромные доходы тем, кто обеспечивает незаконный транзит (провоз) мигрантов через Россию, страны ОДКБ в Западную Европу, США, Канаду.

2 См.: Буркова Е.А. Наркобизнес: понятие, состояние, возможности противодействия : дис. ... к.полит.н. — Саратов, 2009, с. 124.

Особую разновидность незаконной миграции представляют трудовые мигранты. Только в России, по разным данным, находится от 1,5 до 10 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного статуса, но занимающихся трудовой деятельностью с нарушением действующего законодательства. От стремительного развития незаконной миграции в сфере занятости возникает демпинг на рынке труда. При этом страна несет огромные экономические потери от неуплаты налогов мигрантами и их работодателями.

Незаконная миграция представляет собой и серьезную уголовно-правовую опасность. Огромное число иностранных граждан, находящихся на нелегальном положении и не имеющих постоянных средств к существованию, образуют специфическую группу повышенного криминального риска. В такой ситуации объективно складывается специфическая, чаще всего криминальная среда обитания.

К сожалению, меры по противостоянию незаконной миграции, принимаемые отдельными государствами, ощутимых результатов не принесли. Вместе с тем в противостоянии незаконной миграции необходимы новые подходы, в т.ч. в информационной сфере. Представляется важным выделить ряд направлений информационной политики государств — членов ОДКБ, ориентированных на решение проблемы: развитие правосознания мигрантов посредством разъяснения миграционного законодательства, предоставления различных информационно-консультативных услуг со стороны уполномоченных структур как для наших соотечественников, выезжающих за границу с целью осуществления трудовой деятельности, так и для трудящихся иммигрантов; разъяснение в печати, по телевидению и радио условий легального выезда и въезда, пребывания и трудоустройства за рубежом, в т.ч. в России; содействие информированности мигрантов в России за счет поощрения выпуска для них изданий на родных языках в соответствии с действующим законодательством; разъяснение работниками российских посольств в СМИ стран пребывания преимуществ законного проживания на территории России, льгот государства для переселенцев.

В рамках противодействия современным угрозам особое значение приоб-

ретает совместная деятельность по обеспечению международной информационной безопасности. Остроту проблемы обусловили начало перехода человечества к информационному обществу и глобализация, сделавшие информацию одновременно производительной и ударной силой, средством и объектом воздействия, что вывело задачу защиты информации на уровень глобальной проблемы человечества.

Складывающаяся ситуация не может не беспокоить мировое сообщество. Становится очевидной необходимость активизации политики в области обеспечения международной информационной безопасности, направленной на предотвращение информационных войн, установление международно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с разработкой, производством, принятием на вооружение информационного оружия, развитие международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности.

Свой вклад в создание международного механизма обеспечения информационной безопасности стремятся вносить международные региональные организации. В частности, Совет Европы принял Конвенцию о киберпреступлениях, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Заявление по международной информационной безопасности. Нет

сомнения, что государства — члены ОДКБ также должны видеть перспективу совместных политических усилий в этом направлении.

Анализ сложившейся ситуации в информационной сфере позволяет выделить ряд перспективных направлений сотрудничества государств — членов ОДКБ в рамках обеспечения международной информационной безопасности: содействие выработке международного законодательства, соглашений и договоренностей, противодействующих угрозам в информационной сфере; определение и характеристика угроз, связанных с незаконной деятельностью в информационной сфере, вмешательством в информационные системы государств — членов ОДКБ; достижение общего понимания опасности потенциальных и реальных угроз в информационной сфере; показ роли ОДКБ как координатора усилий союзных государств по созданию системы противодействия угрозам безопасности в информационной сфере; показ совместной работы государств — членов ОДКБ по созданию международных программ защиты критических информационных инфраструктур общества и государства и др.

Таким образом, важнейшей подсистемой противодействия современным вызовам и угрозам безопасности является информационная политика, которая имеет значительный резерв для совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.