Евгений БАТУРИН
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН - УЧАСТНИЦ СНГ В XXI в.
Статья посвящена политическим и экономическим факторам незаконного оборота наркотиков, способствующим развитию наркоугрозы как глобальной проблемы мирового сообщества.
The article is devoted to political and economic factors of illegal circulation of drugs, contributing to development of narcotic threat as а global problem of the world community.
Ключевые слова:
антинаркотическая политика, незаконный оборот наркотиков, политическая обстановка, международное партнерство, наркотрафик; antinarcotic policy, illegal grug circulation, political situation, international partnership, drug traffic.
БАТУРИН
Евгений
Владимирович — к.мед.н., докторант кафедры национальных и федеративных отношений РАІС при Президенте РФ [email protected]
В последнее время страны Содружества Независимых Государств (СНГ) все больше привлекают к себе внимание как в силу своего географического положения, так и характера развития обстановки в сопредельных районах. Несмотря на происходящие в них процессы интеграции в мировую систему и ее положительную динамику, необходимо учитывать и ряд проблем, с которыми сталкиваются новые государства. Жизненно важная сфера взаимодействия в рамках СНГ, в т.ч. в силу геополитического положения входящих в него стран, — это борьба с новыми вызовами и угрозами безопасности: незаконным оборотом наркотиков, психотропных средств и их прекурсоров, терроризмом, экстремизмом, незаконной миграцией, организованной трансграничной преступностью.
Растущее беспокойство вызывает то, что наркомафия превратила центральноазиатский регион (Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также Пакистан и Иран в эпицентр политической нестабильности и основной транзитный коридор доставки афганских наркотиков в Россию и Европу по «северному маршруту», который проходит из Афганистана через бывшую афгано-советскую границу, которую теперь контролируют Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. В зону наркотранзита также втянуты территории Киргизии, Казахстана, с которым у России 7,5 тыс. км общей сухопутной границы.
Значительные масштабы распространения наркотиков создают реальную угрозу здоровью наций и безопасности стран СНГ, где ежегодный прирост числа наркозависимых лиц составляет до 10%'.
В этих условиях взаимодействие России и центральноазиатских государств в сфере безопасности приобретает особую актуальность и определяет архитектуру региональной безопасности на будущие годы. Историческая связь России со странами этого региона, их вхождение в состав единого государства в течение продолжительного периода времени рассматривается Россией как важная составная часть общего комплекса отношений со странами СНГ Центральной Азии отводится важная роль в российской политике на пространстве СНГ, так как именно центральноазиатские страны составляют основной костяк таких образующих интеграционное ядро СНГ структур, как ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС.
Организация ДКБ в настоящее время усилила своей работой потенциал региональной безопасности, являясь, по сути, новой ключевой структурой национальных компетентных органов СНГ —
1 Рушайло В.Б. СНГ: сегодня и завтра // Международная жизнь, 2GG7, № 9, с. 26.
универсальной международной организацией в сфере безопасности, способной эффективно реагировать на угрозу наркотрафика.
В рамках ОДКБ выполняется План коллективных действий государств — членов СНГ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008—2012 годы, а также ведется отработка механизмов борьбы с наркотрафиком и незаконной миграцией. Следует особо отметить роль Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков ОДКБ в борьбе с афганским наркотрафиком, который приобрел масштаб наркоагрессии против России и других стран1.
В функции Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ) входят отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным наркотрафиком, терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью.
В партнерстве с ОДКБ открываются перспективы сотрудничества с организацией «Черноморское экономическое сотрудничество» (ЧЭС) в сфере укрепления безопасности и стабильности в бассейне Черного моря. Согласование и гармонизация законодательства проводится во взаимодействии с Советом Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ, созываемым с 2001 г. в формате представителей государств — участников ДКБ. Россия заинтересована, прежде всего, в том, чтобы Центральная Азия была стабильной и безопасной, чтобы укреплять с государствами региона отношения стратегического партнерства и союзничества, включая обеспечение устойчивого экономического развития, борьбу с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и экстремизмом.
Президент Д.А.Медведев в своем вступительном слове на совместном заседании Государственного совета и Совета безопасности Российской Федерации 25 декабря 2008 г. подчеркнул: «Ключевая задача здесь
— обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преиму-
1 Денисов А. СНГ в 2009 году: достижения, проблемы, перспективы // Международная жизнь, 2010, № 2, с. 11.
щества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников»2.
Значительное место в системе обеспечения коллективной безопасности СНГ занимают органы СНГ, осуществляющие сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, отличительной характеристикой которых является высокий уровень доверия и взаимопонимания. В работе компетентных органов стали нормой взаимный обмен информацией, совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий, командно-штабных, оперативно-тактических специальных учений, научно-исследовательская деятельность, подготовка кадров и совместная профилактическая работа.
Особую роль в развитии системы обеспечения безопасности придается усилению сотрудничества в рамках Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Эта форма взаимодействия была востребована самой жизнью, а итоги совместных заседаний всегда носят прикладной характер и имеют практическую направленность.
Активно развивается нормативно-правовая, научно-методическая база многостороннего и двустороннего сотрудничества государств — участников СНГ в различных сферах безопасности. Существенное внимание уделяется вопросам гармонизации национальных законодательств в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью. Так, в рамках СНГ принято и действует Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью на транспорте (СГП от 15.09.2005 г.).
Значительный вклад в эту работу вносит Межпарламентская Ассамблея государств (МПА) — участников Содружества Независимых Государств, в т.ч. посредством разработки модельного законодательства в различных областях правоохранительной деятельности, высшие органы законодательной власти государств СНГ, веду-
2 Николаев С. Россия — Центральная Азия // Международная жизнь, 2009, № 6, с. 31.
щие научные центры стран Содружества. МПА в 2006 г. приняты закон «О противодействии финансированию терроризма», Рекомендации МПА государств — участников СНГ по унификации и гармонизации национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом и изменения и дополнения в модельный уголовный кодекс по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом. В настоящее время проходят стадию согласования проекты модельных законов «О безопасности на транспорте» и «О безопасности воздушного транспорта».
Государства Содружества, его отраслевые органы осуществляют свою деятельность в сфере безопасности во взаимодействии со всеми заинтересованными странами и международными организациями. Исполнительным комитетом СНГ подписаны Протокол о сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности, Меморандум о взаимопонимании с секретариатом Шанхайской организации сотрудничества.
17 ноября 2006 г. в г. Санкт-Петербурге под эгидой Совета МПА и Исполнительного комитета СНГ прошла международная научно-практическая конференция «Совершенствование сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности», на которой также рассмотрены вопросы безопасности на транспорте. Как представляется, спешное решение задач обеспечения безопасности на транспорте будет определяющим фактором защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от новых вызовов и угроз в целом.
Актуальные проблемы совместной деятельности компетентных органов государств — участников СНГ по обеспечению безопасности на транспорте, включая меры борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, наркотических средств и иными опасными преступлениями, постоянно являются объектом рассмотрения отраслевыми органами Содружества. Так, в 2005—2006 гг. Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ приняты решения по вопросам совместных мер по перекрытию маршрутов передвижения членов террористических, экстремистских организаций.
Этот перечень может быть дополнен совместными мерами в области противодейс-
твия финансированию терроризма, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции, торговле людьми, мерами по вопросам информационного обмена и повышению квалификации кадров.
Пограничная политика, направленная на совместное противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, нашла свое отражение в утвержденной решением Совета глав государств — участников Содружества Независимых Государств Концепции по реализации согласованной пограничной политики1, плане мероприятий по ее реализации на 2007—2010 гг.2 и разрабатываемом в настоящее время проекте плана на 2011-2015 гг.
Комплексный, системный подход к рассматриваемым проблемам в полной мере находит свое отражение в действующих в рамках СНГ Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью и Программе сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2005-2007 годы, аналогичных программах по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, противодействию незаконной миграции и др. документах. Реализация ранее принятых совместных программ позволяет активизировать и повысить качественный уровень работы компетентных органов в области противодействия наиболее опасным вызовам современности. В этом контексте хотелось отметить важную координирующую роль Антитеррористического центра государств
— участников СНГ. В рамках его компетенции — вопросы противодействия терроризму и безопасности на границе, транспорте, которые регулярно рассматриваются советом командующих Пограничными войсками, Координационным советом, другими отраслевыми органами СНГ
В Содружестве на этом направлении созданы действенные инфраструктура и нормативно-правовая база многостороннего сотрудничества в виде концепций, международных договоров и комплексных межгосударственных программ. В ряде вопросов организации совместного отпора
1 http://www.cis.mmsk.by/webnpa/text.aspx?RN =N90500046
2 http://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?pn =п90600111
новым угрозам страны СНГ продвинулись дальше других членов международного сообщества. В последнее время действует Межгосударственная программа сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008—2010 гг.
Учитывая, что страны СНГ едва ли в обозримом будущем станут полноправными членами ЕС, они вместе с Россией вынуждены искать формат интеграционного сотрудничества, но последнее принципиально должно рассматриваться как этап общеевропейской интеграции, т.е. как форма, приближающая эти страны к ЕС, а не отдаляющая их от него. В связи с этим участие ЕС в формировании интеграционных группировок на пространстве СНГ вместе с Россией может стать важным стабилизирующим фактором на восточных границах Евросоюза1.
Одной из наиболее легко решаемых задач стала гармонизация законодательства по вопросам безопасности стран ЕС и СНГ. Главной задачей таких перемен является совершенствование и разработка новых документов нашего отечественного права, с тем чтобы минимизировать несовместимость, несоответствие двух систем друг другу. Это важно также и для обеспечения совместимости принципов и основных механизмов политики обеих сторон (например, в общем законодательном пространстве — административной, уголовной, процессуальной, профилактической).
Органы СНГ уделяют особое внимание работе с организациями, находящимися на постсоветском пространстве, — ОДКБ, ШОС, а также с их отраслевыми структурами.
Важным сигналом укрепления партнерства стран — участниц СНГ является вопрос расширения Таможенного союза. Свой интерес к участию в нем уже проявили Киргизия и Таджикистан. Есть также сигналы об этом из Киева и Еревана2. По прошествии почти двух десятилетий с момента распада СССР геополитическая об-
1 Гутник В.П. Партнерство на распутье // Международная жизнь, 2007, № 6, с. 59.
2 Иванов И.Д. Реальный шаг в постсоветской хозяйственной интеграции // Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 9, с. 10.
становка на пространстве советской державы получила свое становление в формате многополярной системы международных отношений. Образование СНГ определило стратегические ориентиры внутренней и внешней политики каждой страны — участницы СНГ. Несомненным консолидирующим звеном является устойчивое развитие на основе сохранения безопасности в сочетании с политикой неконфликтных отношений с другими странами, наращивание экономического потенциала.
В настоящее время назрела необходимость разработки новой доктрины развития безопасности СНГ, которая предусматривала бы эффективные методы консолидации законодательного, таможеннопограничного пространства Содружества, прежде всего механизмы гармонизации процессов разноуровневой интеграции системы антинаркотической безопасности. Центральным элементом новой доктрины должно стать последовательное усиление многосторонних форматов сотрудничества региональной безопасности СНГ. Одной из инноваций, которые необходимо будет рассматривать в будущем, является создание положений о едином электронном банке данных наркокурьеров и преступных наркогрупп, взаимном признании решений национальных судебных органов по преступлениям, связанным с наркобизнесом на территории Содружества, и их взаимной судебной взаимной помощи, а также включение ряда положений, которые упрощают процедуры обнаружения, преследования наркопроизводителей и наркоперевозчиков, организующих наркобизнес на территории СНГ. В число положений могут войти такие аспекты, как создание единого он-лайнового центра космического слежения за вызывающим подозрение автомототранспортом, идущим с территории Афганистана, в т.ч. через труднодоступные перевалы, по пути к странам Центральной Азии, и создание «азиатского» пояса анти-наркотической безопасности на границах Афганистан — ЦА.
Эти и другие аспекты совместной ан-тинаркотической деятельности стран Содружества являются продолжением начатой оптимизации геополитической структуры СНГ в области укрепления ан-тинаркотической безопасности на евроазиатском направлении.