Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ-112'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ-112 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система-112 / автоматизация / государственное управление / общественная безопасность / чрезвычайная ситуация / происшествие / system-112 / automation / public administration / public safety / emergency / incident

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В Л. Грачев

Рассмотрены вопросы использования автоматизации государственного управления в сфере общественной безопасности заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, обладающими компетенциями в соответствующей области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В Л. Грачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING AREAS OF AUTOMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PUBLIC SAFETY BASED ON INFORMATION FROM REGIONAL SYSTEMS-112

The issues of the use of automation of public administration in the field of public security by interested federal executive authorities, executive authorities of the subjects of the Russian Federation, organizations with competencies in the relevant field are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ-112»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ-112

В.Л. Грачев, старший научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024- 7-1-63-65

Аннотация. Рассмотрены вопросы использования автоматизации государственного управления в сфере общественной безопасности заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, обладающими компетенциями в соответствующей области.

Ключевые слова: система-112, автоматизация, государственное управление, общественная безопасность, чрезвычайная ситуация, происшествие.

Одним из базовых элементов обеспечения национальной безопасности России был и остается высокий уровень защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов. Одним из путей поддержания указанного элемента на должном уровне является обеспечение необходимой эффективности реагирования экстренных служб (далее - ЭОС) в том числе путем улучшения качества государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и ЧС и ликвидации их последствий (далее обобщенно - СфОБ).

Обсуждение. Улучшение качества реагирования может быть достигнуто обеспечением быстрого и слаженного межведомственного, межрегионального и межсистемного экстренного реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации (далее - ЧС), требующих компетенций различных уровней и направленности. Влияние быстроты реагирования ЭОС на происшествия и ЧС на количество погибших и пострадавших и размер материального ущерба носит ярко выраженный характер.

Участниками реагирования являются уполномоченные в СфОБ территориальные органы и подразделения в муниципальных образованиях федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти (далее соответствен-

но - ФОИВ, ОИВ) субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (включая подчиненные структуры), а также организации, имеющие схожие обязанности.

Для обеспечения слаженного реагирования на происшествие и ЧС должно быть создано единое информационное пространство и автоматизированное предоставления необходимого набора результатов анализа массивов информации для всех участников реагирования на происшествия и ЧС. Информация и набор результатов анализа должны предоставляться с учетом функциональных полномочий, территориальных зон ответственности и допусков к информации различных типов конфиденциальности.

С учетом нарастающих по скорости поступления, объемам и вариативности данных информационных потоков, необходимости проведения многофакторного анализа информации в кратчайшие сроки в целях в том числе прогнозирования развития событий и исключения влияния «человеческого фактора» актуальным вариантом повышения качества государственного управления в СфОБ является автоматизация, главным образом в области анализа информации. Соответствие результатов анализа информационным запросам персонала участников реагирования определяет повышение качества управления и степень улучшения характеристик реагирования ЭОС на возникающие происше-

ствия и ЧС. Одним из необходимых элементов, определяющих качество автоматизированного анализа информации, является достоверность и полнота наборов исходных данных. Адекватные наборы данных могут быть получены путем агрегации сведений всех региональных систем-112 в едином хранилище данных.

В совокупности базы данных региональных систем-112 содержат массив информации, характеризующей всю территорию Российской Федерации. Системы-112 обеспечивают прием [1] сообщений от заявителей и сигналов от датчиков, осуществляют информационное обеспечение диспетчерских служб, в том числе их ин-

формационное взаимодействие в целях организации реагирования на происшествия, осуществляют взаимодействие как между собой (между смежными субъектами Российской Федерации), так и с региональными медицинскими информационными системами, ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», СОДЧ МВД России, МНИС МЧС России, а также с иными информационными системами в СфОБ, а также поисковыми, аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными службами. Взаимодействующие в рамках региональных си-стем-112 ФОИВ, ОИВ и их подразделения, а также организации представлены на рисунке.

Территориальные органы 9"федеральных органов исполнительной власти:

МЧС России, МВД России, Минобороны России, Росгвардия, ФСБ России,

Минтранс России/Минздрав России

Рисунок. Объекты, взаимодействующие в рамках системы-112

Суммарное количество обработанных вызовов (событий) составляет более 100 млн ежегодно.

Таким образом, системы-112 субъектов Российской Федерации являются обладателями практически исчерпывающих массивов информации [2], характеризующей состояние в СфОБ на территории муниципальных образований и регионов с детализацией до адресов, описаний и времени конкретных происшествий и ЧС, а также контактных и личных данных заявителей (включая данные об их местоположе-

нии [3]) и иных «причастных» к событиям граждан. Указанная информация может быть легитимно предоставлена в автоматизированном режиме МЧС России, МВД России, Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России, Минтрансу России и Минздраву России, а также соответствующим региональным ОИВ [4].

Заключение. Для поддержания необходимого уровня защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов (одного из базовых элементов обеспечения национальной безопасности нашей стра-

ны) необходима автоматизация государ- ных для может быть обеспечен путем сбо-ственного управления в СфОБ, главным ра сведений, накапливаемых в региональ-образом в области анализа информации. ных системах-112. Адекватный задаче набор исходных дан-

Библиографический список

1. Обязательные требования к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 1931 // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Методические материалы МЧС России по созданию системы-112 на территории Российской Федерации // МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 № 2253 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на координацию работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в координации работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

PROMISING AREAS OF AUTOMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PUBLIC SAFETY BASED ON INFORMATION FROM REGIONAL

SYSTEMS-112

V.L. Grachev, Senior Researcher FSBI VNII GOChS (FC) (Russia, Moscow)

Abstract. The issues of the use of automation ofpublic administration in the field ofpublic security by interested federal executive authorities, executive authorities of the subjects of the Russian Federation, organizations with competencies in the relevant field are considered.

Keywords: system-112, automation, public administration, public safety, emergency, incident.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.