Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система-112 / автоматизированная система / чрезвычайная ситуация / массив информации / общественная безопасность / федеральный центр / коллегиальный орган / оперативный штаб / система-112 / автоматизированная система / чрезвычайная ситуация / массив информации / общественная безопасность / федеральный центр / коллегиальный орган / оперативный штаб

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачев В.Л.

Рассмотрено использование возможностей системы-112, включая значительные массивы информации, характеризующей состояние общественной безопасности на территории муниципальных образований, регионов и Российской Федерации в целом, формируемой в базах данных региональных систем-112. Рассмотрена возможность создания единой государственной системы информационного обеспечения сил обеспечения общественной безопасности, включающей единый федеральный коллегиальный орган для выработки и координации государственной политики в области общественной безопасности, функционирующего в интересах органов исполнительной власти всех уровней, организаций и населения в составе федерального координационного центра с постоянно действующим оперативным штабом для обеспечения соответствующего складывающейся обстановке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти для организации незамедлительного и исчерпывающего комплексного экстренного реагирования на происшествия, а также научно-исследовательского и аналитического центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грачев В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEVEL OF PUBLIC SAFETY. THE CONCEPT OF FORMING A UNIFIED STATE SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT FOR PUBLIC SECURITY FORCES

The use of the capabilities of the system-112 is considered, including significant amounts of information characterizing the state of public security on the territory of municipalities, regions and the Russian Federation as a whole, formed in the databases of regional systems-112. The possibility of creating a unified state system of information support for public security forces, including a single federal collegial body for the development and coordination of state policy in the field of public security, functioning in the interests of executive authorities at all levels, is considered, organizations and the population as part of the federal coordination center with a permanent operational headquarters to ensure the interaction of federal executive authorities appropriate to the current situation for the organization of an immediate and comprehensive comprehensive emergency response to incidents, as well as a research and analytical center.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

га

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 614.8

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

IMPROVING THE LEVEL OF PUBLIC SAFETY. THE CONCEPT OF FORMING A UNIFIED STATE SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT FOR

PUBLIC SECURITY FORCES

Грачев В.Л., старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федерального центра науки и высоких технологий) (121352, Россия, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7), тел. 8(495) 287-73-05 (доб. 4335).

Grachev V.L., Senior Researcher at the All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations (Federal Center for Science and High Technologies) (7 Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia), tel. 8(495) 28773-05 (ext. 4335).

Аннотация: рассмотрено использование возможностей системы-112, включая значительные массивы информации, характеризующей состояние общественной безопасности на территории муниципальных образований,

4609

регионов и Российской Федерации в целом, формируемой в базах данных региональных систем-112. Рассмотрена возможность создания единой государственной системы информационного обеспечения сил обеспечения общественной безопасности, включающей единый федеральный коллегиальный орган для выработки и координации государственной политики в области общественной безопасности, функционирующего в интересах органов исполнительной власти всех уровней, организаций и населения в составе федерального координационного центра с постоянно действующим оперативным штабом для обеспечения соответствующего складывающейся обстановке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти для организации незамедлительного и исчерпывающего комплексного экстренного реагирования на происшествия, а также научно-исследовательского и аналитического центра.

Abstract: The use of the capabilities of the system-112 is considered, including significant amounts of information characterizing the state of public security on the territory of municipalities, regions and the Russian Federation as a whole, formed in the databases of regional systems-112. The possibility of creating a unified state system of information support for public security forces, including a single federal collegial body for the development and coordination of state policy in the field of public security, functioning in the interests of executive authorities at all levels, is considered, organizations and the population as part of the federal coordination center with a permanent operational headquarters to ensure the interaction of federal executive authorities appropriate to the current situation for the organization of an immediate and comprehensive comprehensive emergency response to incidents, as well as a research and analytical center.

Ключевые слова: система-112, автоматизированная система, чрезвычайная ситуация, массив информации, общественная безопасность, федеральный центр, коллегиальный орган, оперативный штаб.

4610

Keywords: система-112, автоматизированная система, чрезвычайная ситуация, массив информации, общественная безопасность, федеральный центр, коллегиальный орган, оперативный штаб.

Одним из параметров эффективного реагирования является время реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации. Его сокращение является важной задачей, решение которой позволяет минимизировать потери населения и ресурсов. В Российской Федерации эту задачу призвана решить система-112.

Каждый процент сокращения времени реагирования дает примерно 1/3 процента уменьшения числа погибших и материальных потерь, в результате внедрения системы-112 число погибших и материальные потери в экстренных ситуациях сокращается примерно на 7 процентов.

К концу 2021 года системы-112 были созданы в 85 субъектах Российской Федерации. При этом суммарный положительный финансовый эффект от создания системы-112 был достигнут в течение первых 5 лет.

Дополнительным положительным элементом создания системы -112 является создание и последующая автоматизация единых дежурно -диспетчерских служб на всей территории Российской Федерации, и соответствующая интеграция инфраструктуры муниципальных образований субъектов Российской Федерации с системой-112. Всего было создано и/или автоматизировано порядка 2500 объектов автоматизации.

Вторым дополнительным положительным элементом создания системы-112 является первичная автоматизация диспетчерских служб путем установки автоматизированных рабочих мест, подключенных к системе -112 и дополнительно обеспечивающих их первичную автоматизацию. Всего было создано и/или автоматизировано порядка 5600 объектов автоматизации.

Практически с самого начала создания системы-112 в проектно-технические решения [1-3] закладывалось автоматизированное взаимодействие с государственной автоматизированной информационной

4611

системой экстренного реагирования при авариях (ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС), которое сейчас реализовано в 85 субъектах Российской Федерации.

Развертывание системы-112 подтолкнуло процессы создания ведомственных автоматизированных информационных систем (далее - АИС). К концу 2022 года был сделан существенный задел по сопряжению системы -112 с ведомственными АИС (без использования автоматизированных рабочих мест системы-112):

ведомственной АИС МЧС России МНИС ГЛОНАСС - 12 единиц; ведомственной АИС полиции - 36 единиц; АИС скорой медицинской помощи - 49 единиц; АИС аварийной службы газовой сети - 5 единиц;

аппаратно-программным комплексом «Безопасный город» - 4 единицы. Таким образом, региональные системы-112 обеспечивают взаимодействие как между собой, так и с медицинскими информационными системами, ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», Единой системой информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в части сервиса обеспечения деятельности дежурных частей, а также взаимодействие с иными информационными системами в сфере обеспечения жизнедеятельности, мониторинга гидрометеорологической обстановки и лесопожарной опасности, объектов транспортной инфраструктуры, окружающей среды, а также поисковыми, аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными службами, информационными системами органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, посредством информационно -телекоммуникационных сетей.

Одной из главных причин обращения за помощью именно в систему-112 является переход психо-физического состояния заявителя из устойчивого в неустойчивое и невозможность или неспособность самостоятельного разрешения спровоцировавших такое состояние проблем.

4612

Основными факторами, обуславливающими возникновение такого рода проблем являются, как связанные с жизнедеятельностью человека в биосферной и техносферной среде обитания, так и с изменяющимися, а в ряде случаев неудовлетворительными социальными, экономическими, информационными условиями существования человека, а также связанные с несоответствующим, в полной мере потребностям человека, существующим положением дел в сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, а также в области образования и просвещения населения.

В результате в базах данных систем-112 формируется значительный массив информации, характеризующей состояние общественной безопасности на территории муниципальных образований, регионов и Российской Федерации в целом. В целях государственного управления в сфере обеспечения общественной безопасности и выработке управленческих решений для повышения её эффективности возникает необходимость в координирующем органе.

При этом согласно п.п. б), д), ж), з) п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы обеспечения правопорядка, общественной безопасности, обеспечения экологической безопасности, координации вопросов здравоохранения, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Соответственно федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на систему-112 возложена дополнительная задача по информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка,

4613

предотвращение угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (п.1.ст.9 федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ: ...информация о вызовах по единому номеру "112", принятых мерах реагирования на них в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий представляется федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на координацию работ по организации, функционированию и развитию системы -112, федеральным органам исполнительной власти, участвующим в координации работ по организации, функционированию и развитию системы -112, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112, а также органам местного самоуправления, принимающим участие в организации, функционировании и развитии системы-112 на своей территории).

Учитывая фактическое отсутствие в достаточной мере компетенций и полномочий у каждого из существующих федеральных органов исполнительной власти по отдельности, возникает объективная необходимость в формировании под эгидой Президента Российской Федерации (Государственного совета Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации) единого федерального коллегиального органа (комиссии, комитета или службы) для выработки и координации государственной политики в области общественной безопасности, функционирующего в интересах органов исполнительной власти всех уровней, организаций и населения. В состав указанного органа предлагается включить федеральный координационный центр с постоянно действующим оперативным штабом, обеспечивающим соответствующее складывающейся

4614

обстановке взаимодействие федеральных органов исполнительной власти для организации незамедлительного и исчерпывающего комплексного экстренного реагирования на происшествия.

Центр и штаб должны обеспечить координацию организации комплексного экстренного реагирования служб и организаций в ситуациях, требующих компетенций федерального уровня в области общественной безопасности, в том числе в Арктической и 12-мильной зонах Российской Федерации, решения задач по организации и обеспечению межведомственного, межсистемного и межсубъектового информационного взаимодействия систем-112 субъектов Российской Федерации между собой и с аналогичными системами вызова экстренных оперативных служб государств, входящих в состав ОДКБ и Таможенного союза.

Также в рамках вышеуказанного органа предполагается создание научно-исследовательского и аналитического центра по проблемам общественной безопасности, обеспечивающего мониторинг функционирования региональных систем-112 и всеобъемлющую научно-методическую и техническую поддержку процессов развития системы-112, в том числе специальную профессиональную подготовку персонала оперативного штаба.

В целях сокращения финансовых затрат создание федерального координационного центра возможно на основе взаимоувязанных инфраструктур систем-112 и ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», функционирующих во всех регионах страны и позволяющих организовать сквозной обмен данными. Федеральный координационный центр должен обеспечить: межведомственное, межсистемное и межсубъектовое взаимодействие систем-112 и иных государственных информационных систем, а также межгосударственное взаимодействие аналогичных систем государств, входящих в состав ЕАЭС, посредством информационно -телекоммуникационных сетей;

4615

координацию организации комплексного экстренного реагирования служб и организаций, в ситуациях требующих компетенций федерального уровня, в том числе в Арктической и 12-мильной зонах Российской Федерации;

принятие нагрузки с иных систем-112, в случаях массовых вызовов экстренных служб;

доступность вызова экстренных служб для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение защиты обрабатываемой информации, в том числе от компьютерных атак;

обеспечение централизованной технической поддержки региональных систем-112;

осуществление мониторинга функционирования региональных систем-

112.

Сфера деятельности координационного центра должна расширяться по мере готовности иных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и выявления новых факторов, влияющих на состояние общественной безопасности.

В состав единого федерального коллегиального органа, в том числе координационного центра как его элемента, должны входить представители органов исполнительной власти участвующих в координации работ по организации, функционированию и развитию систем-112 и других органов и организаций, в ведении которых находятся диспетчерские службы, а также силы и средства экстренного реагирования.

Указанная инициатива по созданию единого федерального коллегиального органа предусмотрена в плане мероприятий по развитию и дальнейшему совершенствованию системы-112, специально разрабатываемом МЧС России. Исполнители плана предполагаются МЧС России, МВД России, Минцифры России, Минздрав России, Росгвардия, ФСБ России, Минтруд

4616

России, МИД России, Минтранс России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Ростелеком» и операторы связи, АО «ГЛОНАСС».

Представленный единый федеральный коллегиальный орган с входящими в него элементами, взаимосвязанными и в то же время имеющими возможность функционировать независимо при решении возложенных на них задач, опирающийся на сеть региональных систем-112 и связывающую их ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», должны составить ядро единой государственной системы информационного обеспечения сил обеспечения общественной безопасности. Единая государственная система позволит решать задачи межведомственного, межсистемного и межсубъектового информационного взаимодействия при экстренном реагировании различного уровня.

Литература

1. Требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 № 676.

2. Методические материалы по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации,

3. Обязательные требования к организации и функционированию системы -112, в том числе порядок и сроки осуществления приема, обработки и передачи вызовов диспетчерским службам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 1931.

References

1. Requirements for the procedure for the creation, development, commissioning, operation and decommissioning of state information systems and further

4617

storage of information contained in their databases, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 06.07.2015 No. 676.

2. Methodological materials for the creation of the system-112 in the subjects of the Russian Federation,

3. Mandatory requirements for the organization and operation of the system-112, including including the procedure and deadlines for receiving, processing and transmitting calls to dispatching services, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 12.11.2021 No. 1931.

© Грачев В.Л., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №9/2023.

Для цитирования: Грачев В.Л. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №9/2023.

4618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.