Научная статья на тему 'ОБЗОР, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ-112 ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА'

ОБЗОР, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ-112 ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА-112 / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ПРИКАЗ / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачев В.Л.

Представлены перечень и краткие обзоры содержаний нормативных правовых документов, разработка которых предусмотрена положениями Федерального закона № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая постановления Правительства Российской Федерации, вступившие в действие в 2022 году и актуализирующие основные организационные, функциональные, технические и временные характеристики системы-112. Рассмотрена трансформация целей и задач системы-112 определенных указанными нормативными правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грачев В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW, DEVELOPMENT TRENDS THE REGULATORY LEGAL FRAMEWORK OF THE SYSTEM-112 BY THE END OF 2022

A list and brief reviews of the contents of regulatory legal documents are presented, the development of which is provided for by the provisions of Federal Law No. 488-FZ "On ensuring the call of emergency operational services by a single number "112" and on amendments to certain Legislative acts of the Russian Federation", including resolutions of the Government of the Russian Federation that came into effect in 2022 and updating the main organizational, functional, technical and time characteristics of the system-112. The transformation of the goals and objectives of the system-112 defined by the specified regulatory legal acts is considered.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ-112 ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА»

Столыпинский вестник №7/2023

Научная статья Original article УДК 614.8

ОБЗОР, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ-112 ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА

OVERVIEW, DEVELOPMENT TRENDS THE REGULATORY LEGAL FRAMEWORK OF THE SYSTEM-112 BY THE END OF 2022

Грачев В.Л., старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федерального центра науки и высоких технологий) (121352, Россия, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7), тел. 8(495) 287-73-05 (доб. 4335).

Grachev V.L., Senior Researcher at the All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations (Federal Center for Science and High Technologies) (7 Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia), tel. 8(495) 287-7305 (ext. 4335).

Аннотация: представлены перечень и краткие обзоры содержаний нормативных правовых документов, разработка которых предусмотрена положениями Федерального закона № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая

Столыпинский вестник

4085

постановления Правительства Российской Федерации, вступившие в действие в 2022 году и актуализирующие основные организационные, функциональные, технические и временные характеристики системы-112. Рассмотрена трансформация целей и задач системы-112 определенных указанными нормативными правовыми актами.

Abstract: a list and brief reviews of the contents of regulatory legal documents are presented, the development of which is provided for by the provisions of Federal Law No. 488-FZ "On ensuring the call of emergency operational services by a single number "112" and on amendments to certain Legislative acts of the Russian Federation", including resolutions of the Government of the Russian Federation that came into effect in 2022 and updating the main organizational, functional, technical and time characteristics of the system-112. The transformation of the goals and objectives of the system-112 defined by the specified regulatory legal acts is considered.

Ключевые слова: система-112, чрезвычайная ситуация, нормативный правовой акт, федеральный закон, постановление, приказ, методические материалы.

Keywords: system-112, emergency situation, regulatory legal act, federal law, resolution, order, methodological materials.

Создание нормативной правовой базы системы-112 было начато определением номера «112» в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб [1], затем были определены основные организационные, функциональные и технические характеристики системы-112 [2, 3], поручение субъектам Российской Федерации было оформлено указом Президента Российской Федерации [4].

Деятельность в сфере системы-112 определялась в основном [2] регламентирующим цели создания, задачи, структуру и состав подсистем, взаимодействующие диспетчерские службы экстренных оперативных служб,

4086

порядок создания (этапность) и функционирования (режим, общий алгоритм работы) системы-112, перечень и обязанности участников создания и функционирования системы-112, а также вопросы финансирования.

С учетом состояния в области реагирования на происшествия, развития и автоматизации единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) и дежурно-диспетчерских служб ЭОС, ограниченности сроков и в целях оптимизации ресурсов Правительством Российской Федерации было принято решение о создании системы-112 путем реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» (далее - ФЦП-112) [5]. С целью организационной и научно-методической поддержки субъектов Российской Федерации в рамках ФЦП-112 был создан центр информационно-аналитической поддержки (ЦИАП) [6].

В настоящее время МЧС России координирует работы по организации, функционированию и развитию системы-112, в том числе в целях определения минимальных функциональных характеристик системы-112 и иных соответствующих вопросов разрабатывает необходимые нормативные правовые акты федерального уровня [например, 7-10] и методические рекомендации [11], проводит проверку и согласование проектно-технической документации и иных документов регионального уровня [13]. Для определения данных необходимой отчетности по функционированию системы-112 разработан ведомственный приказ [13], нормативные документы (стандарты) в части касающейся [14, 15].

В 2020 году и позже на основании накопленного опыта были разработаны и приняты федеральный закон № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [16] и постановления37 Правительства Российской Федерации [7-10], определяющие

37 взаимосвязи положений федерального закона и принятых подзаконных актов, разработка которых предусмотрена положениями федерального закона, представлены в [17].

4087

как основные положения стратегического плана, так и конкретные требования к функционированию и характеристикам системы-112, процессам организационного и технического взаимодействия всех задействованных структур.

Принятый 30.12.2020 упомянутый федеральный закон [16] вступил в силу с 01.01.2022. Закон устанавливает правовые и организационные основы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и координации деятельности по эксплуатации и развитию системы-112, регулирование вопросов, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основными целями закона являются:

снижение размеров ущерба и потерь от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания систем-112 в субъектах Российской Федерации;

разграничение полномочий в области эксплуатации и развития системы -112 между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации системы-112.

Система-112 определяется как совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру «112» и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.

Силами системы-112 являются оператор системы-112 (организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для обеспечения функционирования системы-112, а также обеспечения приема вызова по единому номеру «112», его обработки и передачи диспетчерским

4088

службам) и диспетчерские службы (структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, обеспечивающие прием вызова по единому номеру «112» от оператора системы-112).

Средствами системы-112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, включая региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызова по единому номеру «112» от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков в систему-112.

Также устанавливаются единые принципы, требования, временные параметры, регламенты создания, функционирования и развития системы-112, реализация которых до его вступления в силу проводилась на основании отдельных поручений Правительства Российской Федерации, методических материалов (рекомендаций) и приказов МЧС России и Минцифры России.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 1931 «Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам» [7], вступившее в силу 01.01.2022, принято в качестве подзаконного акту в соответствии с пп.1 п.1 ст.6 Федерального закона № 488-ФЗ. Документ определяет этапы создания системы-112, порядок функционирования системы-112, организацию приема и обработки вызовов, включая взаимодействие с персоналом диспетчерских служб экстренных оперативных служб, временные параметры приема и обработки вызовов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1658 «Об утверждении Правил согласования технического задания и проектно-технической документации на развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации,

4089

проекта положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации» [12], также вступившее в силу 01.01.2022, принято в качестве подзаконного акту в соответствии с пп.5 п.1 ст.6 Федерального закона № 488-ФЗ. Документ определяет полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, МЧС России, Минцифры России, ФСБ России и МВД России при разработке, изменении и согласовании положения о системе-112 субъекта Российской Федерации, технического задания и проектной38 документации на создание и развитие системы-112.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 2071 «Об утверждении Правил взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»» [8], также вступившее в силу 01.01.2022, принято в качестве подзаконного акту в соответствии с пп.6 п.1 ст.6 Федерального закона № 488-ФЗ. Документ определяет правила организации информационного взаимодействия структурных подразделений экстренных оперативных служб и иных организаций с использованием технических, программных, программно -аппаратных и иных средств, в том числе региональных информационных систем, а также совокупности информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызовов по единому номеру «112» от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе особенности межмуниципального и межсубъектового взаимодействия, и закладывает условия для информационного обеспечения совместной, систематической, согласованной деятельности диспетчерских служб, повышения эффективности организации реагирования и принимаемых управленческих решений.

38 согласно ГОСТ 34.201-2020. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

4090

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 № 2253 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на координацию работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в координации работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации» [10], также вступившее в силу 01.01.2022, определяет координатором работ по организации, функционированию и развитию системы-112 МЧС России, участниками работ (в части федеральных органов исполнительной власти) -Минцифру России, МВД России, Минздрав России, ФСБ России, Росгвардию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2021 № 1453 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи» [9] в указанный перечень включены служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба «Антитеррор».

Приказ МЧС России от 14.03.2022 № 192 «Об определении форм, сроков и порядка предоставления информации, формируемой средствами системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»» [13] принят в качестве подзаконного акта в соответствии с пп.2 п.2 ст.6 Федерального закона № 488-ФЗ, определяет указанные в его названии формы, сроки и направления передачи данных.

При рассмотрении актуальной нормативной правовой базы необходимо обратить внимание на трансформацию целей и задач системы-112. В начале создания системы-112 в 2008 [2] и 2011 [3] годах основными целями были определены:

4091

организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия ЭОС при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения;

организация удобного вызова ЭОС по принципу «одного окна», позволяющая позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;

гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза;

уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций.

На основе опыта функционирования системы-112 и в текущих политических реалиях актуальные цели системы-112 формулируются следующим образом [16]:

обеспечение комплекса мер, направленных на ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах по единому номеру «112», оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья;

повышение безопасности населения и снижения социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий;

осуществление информационно-аналитической поддержки

государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращение угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, включая:

информационное обеспечение ЕДДС;

формирование в автоматизированном режиме информации о вызовах по единому номеру «112», принятых мерах реагирования на них.

4092

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

2. Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

4. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2010 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы».

6. Приказ МЧС России от 13.08.2013 № 531 «О создании Центра информационно-аналитической поддержки создания системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 1931 «Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам».

4093

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11. 2021 № 2071 «Об утверждении Правил взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2021 № 1453 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 № 2253 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на координацию работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в координации работ по организации, функционированию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации».

11. Грачев В.Л. Развитие нормативного правового обеспечения системы-112 // Наука и образование: сохраняя прошлое ,создаем будущее: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2021. - С. 20-22.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1658 «Об утверждении правил согласования технического задания и проектно-технической документации на развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, проекта положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации».

4094

13. Приказ МЧС России от 14 марта 2022 N° 192 «Об определении форм, сроков и порядка предоставления информации, формируемой средствами системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

14. ГОСТ Р 22.7.03-2021 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Общие требования.

15. ГОСТ Р 22.7.01-2021 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.

16. Федеральный закон от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

17. Грачев В.Л. Обзор методического обеспечения создания и развития системы-112 // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2021. - С. 84-87.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 894 dated 31.12.2004 "On approval of the list of emergency operational services, the call of which is required to provide the operator with communication services to the user around the clock and free of charge, and on the appointment of a single emergency operational services call number".

2. The concept of creating a system for calling emergency operational services through a single number "112" on the basis of unified duty dispatching services of municipalities, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of 25.08.2008 No. 1240-R.

4095

3. Decree of the Government of the Russian Federation of 21.11.2011 No. 958 "On the system for providing emergency emergency services by a single number "112".

4. Decree of the President of the Russian Federation of 28.12.2010 No. 1632 "On improving the system for providing calls emergency operational services on the territory of the Russian Federation".

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 223 of 16.03.2013 "On the federal target program "Creation of a system for providing emergency emergency services by a single number " 112" in the Russian Federation for 20132017".

6. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 531 dated 13.08.2013 "On the establishment of an Information and Analytical Support Center for the creation of a system for providing calls to emergency operational services by a single number "112".

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1931 dated 12.11.2021 "On Approval of mandatory requirements for the organization and functioning of a system for providing calls to emergency operational services by a single number"112", including the procedure and timing of receiving, processing and transmitting calls by a single number "112" to dispatching services."

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2071 dated 27.11.2021 "On Approval of the Rules for Interaction of Forces and Means of Systems for Calling Emergency Operational Services by a single number "112".

9. Decree of the Government ofthe Russian Federation No. 1453 of 31.08.2021 "On approval of the list of emergency operational services, the call of which is required to provide the operator with communication services to the user around the clock and free of charge".

10. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 2253 dated 10.12.2021 "On the Definition of the Federal Executive Authority Authorized to Coordinate the Organization, Operation and Development of the System for

4096

Calling Emergency Operational Services by a Single Number "112" of the Subject of the Russian Federation, and Federal Executive Authorities Involved in coordinating the organization, Operation and development systems for calling emergency operational services by a single number "112" of the subject of the Russian Federation."

11. Grachev V.L. Development of regulatory legal support of the system-112 // Science and education: preserving the past, creating the future: collection of articles of the XXXV International Scientific and Practical Conference. - Penza: ICNS "Science and Education". - 2021. - p. 20-22.

12. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1658 dated 30.09.2021 "On Approval of the Rules for Approving the Terms of Reference and Design Documentation for the Development of the system for Providing emergency Emergency Services by a Single Number "112" of the Subject of the Russian Federation, Draft Regulations on the system for providing emergency emergency services by a single number "112"subjects of the Russian Federation".

13. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 192 dated March 14, 2022 "On determining the Forms, Terms and Procedure for providing information generated by the means of the system for calling emergency operational services by a single number "112".

14. GOST R 22.7.03-2021 Safety in emergency situations. The system for calling emergency operational services by a single number "112". General requirements.

15. GOST R 22.7.01-2021 Safety in emergency situations. Unified duty and dispatch service. The main provisions.

16. Federal Law No. 488-FZ of 12/30/2020 "On Ensuring the Calling of emergency Operational services by a single number "112" and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

17. Grachev V.L. Review of methodological support for the creation and development of the system-112 // Science and innovation in the XXI century: topical issues, discoveries and achievements: collection of articles of the XXVI

4097

International Scientific and Practical Conference. At 2 p.m. 1. - Penza: ICNS "Science and Education". - 2021. - pp. 84-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Грачев В.Л., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2023.

Для цитирования: Грачев В.Л. ОБЗОР, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ-112 ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2023.

4098

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.