УДК 332.146.2 Б01 10.52928/2070-1632-2021-56-5-21-28
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ТОЧЕК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Э.Н. ВОРОНЬКО, Е.А. КОСТЮЧЕНКО, Т.Н. СЕРЕДА
(Полоцкий государственный университет) Е. Уогонко ОЯСЮ https://orcid.ors/0000-0003-4278-9217;
Е. КоШ^епко ОЯСЮ https://orcid.org/0000-0002-9734-4111;
Т. Serada ОЯСЮ https://orcid.org/0000-0003-3859-2382
Целью исследования является обоснование развития малого предпринимательства, кластеров, государственно-частного партнерства как основных направлений активизации деятельности и развития точек экономического роста в Республике Беларусь. Использованы аналитические, экономические, статистические методы анализа данных, концептуальные и эмпирические исследования. Приводятся доказательства того, что малое предпринимательство активно участвует в формировании основных экономических показателей развития Республики Беларусь, определены ключевые проблемы развития малого бизнеса в республике и направления их решения; дается характеристика кластера как драйвера экономического роста, уделено внимание основным целям и задачам, а также результатам функционирования кластера, обосновывается использование кластерных структур в качестве одной из форм создания полюсов роста экономики Республики Беларусь; рассмотрены правовые аспекты применения механизма государственно-частного партнерства, определены его формы применительно к сфере высшего образования, выделены преимущества для участвующих в партнерстве сторон, предложены направления его использования для решения проблем социально-экономического развития.
Ключевые слова: точки экономического роста, полюса роста, кластер, малое предпринимательство, микроорганизации, индивидуальные предприниматели, государственно-частное партнерство.
Введение. Анализ социально-экономического развития регионов показывает необходимость формирования, а в дальнейшем - активизации развития точек экономического роста. К перспективным механизмам, обеспечивающим активизацию точек/полюсов роста экономики региона, можно отнести: реструктуризацию и модернизацию предприятий; реинжиниринг бизнес-процессов; создание виртуальных производств и организаций; применение CALS-технологий; использование гибких производственных систем; дальнейшее развитие процессов вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий; использование механизмов аутсорсинга, субконтрактации и аутстаффинга персонала; привлечение малого бизнеса в сферу оказания деловых услуг для промышленных предприятий; использование механизмов государственно -частного партнерства и концессии; развитие кластерных структур; создание и повышение эффективности деятельности институтов развития (центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, научно-технологического парка); развитие транспортной и социальной инфраструктуры территорий [1, с. 99].
Значительное влияние на региональное развитие оказывает малое предпринимательство, без которого эффективное функционирование и развитие рыночной экономики практически невозможно. Содействуя развитию малого и среднего предпринимательства, эффективно функционирующие кластеры становятся формой активизации полюсов роста. В качестве механизма, способствующего увязке интересов государства и субъектов бизнеса при решении проблем в социально-экономическом развитии, представляется возможным использовать государственно-частное партнерство.
В статье представлено исследование основных направлений активного развития точек экономического роста в Республике Беларусь путём расширения деятельности малого предпринимательства и использования кластеров как форм создания и активизации полюсов роста; развития государственно-частного партнерства как формы государственной поддержки процессов активизации точек экономического роста.
Основная часть. 1. Развитие малого предпринимательства как форма создания и активизации полюсов роста в Республике Беларусь. Анализ показателей деятельности субъектов малого бизнеса свидетельствует о том, что он является перспективным развивающимся сектором в экономике республики, постепенно увеличивающим свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны. Малые предприятия вносят значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. К их преимуществам относится гибкость и эффективность с точки зрения затрат, стремительная адаптация к пожеланиям клиентов во всех сферах деятельности. Активизация частной инициативы является не только способом обеспечения занятости населения, но и одним из существенных источников создания и активизации полюсов роста, обеспечения стабильного экономического роста.
Динамика организаций малого бизнеса в Республике Беларусь, представленная в таблице 1, подтверждает тот факт, что в секторе малого предпринимательства сохраняется тенденция опережающего роста количества микробизнесов, в особенности микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей, темп роста которых с 2015 г. составил 104,4% и 106,7% соответственно.
Таблица 1. - Динамика организаций малого бизнеса в Республике Беларусь 1
Наименование субъекта малого предпринимательства Значение показателя, единиц
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Микро- и малые организации, всего, в том числе: 105 047 105 067 107 726 108 977 108 542
микроорганизации 92 684 93 288 95 854 97 449 96 789
малые организации 12 363 11 779 11 872 11 528 11 753
Индивидуальные предприниматели 240 781 235 995 236 138 241 300 257 000
Так, по итогам 2019 года по сравнению с 2015 годом число микроорганизаций увеличилось на 4,4%, количество малых организаций сократилось на 4,9%, количество индивидуальных предпринимателей выросло на 6,7%. В результате, в структуре сектора малого предпринимательства удельный вес микроорганизаций увеличился с 88,2% до 89,2%, соответственно сократился удельный вес малых предприятий с 11,8% до 10,8%.
Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства 2
Наименование показателя и субъекта малого предпринимательства Значение показателя (тыс. чел.)
2015 г. |2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г.
Средняя численность работников организаций
Микро- и малые организации, всего, в том числе: 762,8 785,3 788,0 790,4 830,5
микроорганизации 319,7 362,5 353,9 345,7 377,8
малые организации 443,1 422,8 434,1 444,7 452,7
Индивидуальные предприниматели 240,8 236,0 236,1 241,3 257,0
Физические лица, привлекаемые индивидуальными предпринимателями по трудовым и гражданско-трудовым договорам 40,7 46,9 54,3 53,3 69,6
Среднемесячная заработная плата работников
Микро- и малые организации, всего, в том числе: 625,3 681,6 811,3 955,7 1 044,2
микроорганизации 506,8 552,8 713,6 839,3 807,2
малые организации 705,1 780,3 882,2 1 034,0 1 215,0
Данные таблицы 2 демонстрируют положительную динамику по отношению к количеству занятых в секторе малого предпринимательства по всем субъектам. Средняя численность работников организаций, занятых в микро- и малых организациях выросла по сравнению с 2015 годом на 108,9%.
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что наблюдается положительная динамика по основным экономическим показателям развития. В частности, удельный вес малого предпринимательства, учитывая индивидуальных предпринимателей с 2015 года увеличился на:
- 2,4 п.п в валовом внутреннем (региональном) продукте;
- 2,7 п.п. в валовой добавленной стоимости;
- 3,6 п.п. в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
- 5,2 п.п в объеме платежей в бюджет.
При этом наблюдается сокращение доли экспорта на 0,5 п.п. и увеличение импорта на 8,3 п.п. в целом по сектору малого предпринимательства. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь (в процентах к общереспубликанскому итогу), представленный в таблице 3, подтверждает существенную роль малого предпринимательства в экономике. Эта ситуация объясняется рядом факторов:
- малый бизнес не требует больших стартовых инвестиций;
- за счет небольшого размера малые предприятия, базирующиеся на учете местных потребностей, гибко реагируют на все изменения внешней маркетинговой среды: это и экономические условия, и изменения потребительского спроса, приводящие к изменению конъюнктуры рынка;
- субъекты малого предпринимательства активно заполняют рыночные ниши, где спрос значительно превышает предложение, а также ниши, являющиеся непривлекательными для среднего и крупного бизнеса вследствие незначительного потенциала;
- малое предпринимательство способствует повышению занятости значительной части экономически активного населения;
1 Составлено на основании данных: Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь (2019, 2020) URL: https://www.belstat.gov.bv/ofitsialnava-statistika/publications/izdania/index 13941/; https://www.belstat.gov.bv/ofitsialnava-statistika/publications/izdania/public compilation/index 17467/.
2 Так же.
- деятельность субъектов малого бизнеса оказывает активное влияние на уровень конкуренции, а, соответственно, и на формирование конкурентной среды, ускоряет научно-технический прогресс и способствует улучшению благосостояния населения.
Таблица 3. - Удельный вес субъектов малого предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь (в процентах к общереспубликанскому итогу) 3
Наименование показателя и субъекта Значение показателя, %
малого предпринимательства 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Валовая добавленная стоимость
Микро- и малые организации, в том числе: 15,8 16,5 17,2 17,2 18,3
микроорганизации 5,7 6,7 7,1 6,9 14,6
малые организации 10,1 9,8 10,1 10,3
Индивидуальные предприниматели 3,5 3,5 3,5 3,5 3,7
Валовой внутренний (региональный) продукт
Микро- и малые организации, в том числе: 13,7 14,2 14,9 14,7 15,9
микроорганизации 5,0 5,8 6,2 5,9 12,7
малые организации 8,7 8,4 8,7 8,8
Индивидуальные предприниматели 3,0 3,0 3,0 3,0 3,2
Средняя численность работников организаций и численность
индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц
Микро- и малые организации, в том числе: 17,2 18,0 18,3 18,4 19,1
микроорганизации 7,2 8,3 8,2 8,1 8,7
малые организации 10,0 9,7 10,1 10,4 10,4
Индивидуальные предприниматели и физические лица, привлекаемые ими 6,3 6,5 6,8 6,8 5,9
Выручка от реализации п родукции, товаров, работ, услуг
Микро- и малые организации, в том числе: 28,2 28,9 31,6 32,2 30,9
микроорганизации 9,0 10,5 12,4 11,9 10,7
малые организации 19,2 18,4 19,1 20,4 20,2
Индивидуальные предприниматели 2,7 2,8 2,8 2,8 3,6
Экспорт товаров
Микро- и малые организации, в том числе: 41,4 37,9 40,0 43,8 40,7
микроорганизации 4,2 4,5 7,0 6,6 6,2
малые организации 37,2 33,4 33,0 37,2 34,5
Индивидуальные предприниматели 0,3 0,2 0,3 0,4 0,5
Импорт товаров
Микро- и малые организации, в том числе: 26,7 30,0 33,3 35,7 35,1
микроорганизации 11,3 12,9 12,2 12,5 11,8
малые организации 15,4 17,1 21,1 23,2 23,3
Индивидуальные предприниматели 1,0 1,6 1,3 0,9 0,9
Обеспечение налоговых поступлений
Микро- и малые организации, в том числе: 18,9 21,3 22,5 24,3 24,1
микроорганизации 7,3 8,2 8,6 8,7 8,9
малые организации 11,6 13,1 13,9 15,6 15,2
Индивидуальные предприниматели 2,2 2,1 2,1 2,1 2,2
Вместе с тем, представители малого бизнеса в Беларуси встречаются с рядом проблем, которые значительно затрудняют предпринимательскую деятельность. Основным источником стартового капитала являются вклады учредителей, поскольку государственная поддержка в финансовой среде и поддержка со стороны кредитно-банковской системы незначительна. Негативно влияют на предпринимательскую активность населения и высокие проценты банковского кредита, ограниченные сроки кредитования, оформление большого количества кредитных документов. Отсутствует дифференциация штрафов в зависимости от размеров организации субъекта хозяйствования (удельный вес издержек от штрафных санкций для предприятий малого предпринимательства несоизмеримо выше, чем для крупных), что оказывает отрица-
3 Составлено на основании данных: Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь (2019, 2020), URL: https://www.belstat.gov.by/ofîtsialnaya-statistika/publications/izdania/in-dex 13941/; https://www.belstat.gov.by/ofîtsialnaya-statistika/publications/izdania/public compilation/index 17467/; Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, URL: http://www.economy.gov.by/ru/infam-ru/.
тельное влияние на их развитие. Обобщая вышесказанное, к ключевым проблемам развития малого бизнеса в республике можно отнести4:
- высокие ставки налогов (в 2019 г. - 50% респондентов, в 2018 г. - 54,8%);
- обременительные административные процедуры (лицензии, сертификация, проверки и пр.) (в 2019 г. - 46,8% опрошенных, в 2018 г. - 43,3%);
- неравные условия деятельности по сравнению с государственными предприятиями (в 2019 г. -44,3% респондентов, в 2018 г. - 36,9%);
- изменчивое законодательство (в том числе налоговое) (в 2019 г. - 43,5% респондентов, в 2018 г. -50,9%);
- высокие процентные ставки (в 2019 г. - 40,6% респондентов, в 2018 г. - 45,2%).
Анализ макроэкономических показателей за последние 5 лет показал, что существует взаимосвязь между количеством малых предприятий (численностью занятых в малом бизнесе) и валовым региональным продуктом, валовой добавленной стоимостью, а также другими показателями экономического развития. Это свидетельствует о том, что предпринимательство - один из главных факторов экономического развития, который является наиболее мобильным, гибким, легко адаптирующимся к новым рыночным ситуациям. Поэтому развитие предпринимательского потенциала, поэтапное решение возникающих проблем, препятствующих его деятельности, является фундаментом для возникновения предпосылок экономического роста.
2. Развитие кластеров как форма создания полюсов роста в Республике Беларусь. Успешное экономическое развитие регионов и формирования полюсов роста требует наличия ряда предпосылок, таких как достаточное число организаций и развитый потенциал научно-исследовательских и образовательных учреждений данного профиля.
Кластерный подход в современной экономике считается одним из наиболее действенных инструментов развития экономики регионов и роста уровня конкурентоспособности и инновационной активности организаций, о чем свидетельствует обширный мировой опыт кластеризации [2]. В данной связи обеспечение регулярного и непрерывного взаимодействия производства и науки, а также всестороннее внедрение конкурентоспособных научно-технических решений и достижений является первостепенной задачей. Требуются экономические, правовые и организационные условия, благодаря которым активизируются процессы освоения производства и выведения высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции на рынок [3, с. 90]. В регионах страны имеются необходимые для этого предпосылки, в связи с чем кластерный подход приобретает особую актуальность в ходе создания полюсов роста в Республике Беларусь.
В рамках формирования инновационной экономики Республики Беларусь существует потребность в разработке новых и эффективных механизмов развития региональных и отраслевых комплексов, функционирующих в условиях жесткой конкуренции и динамично изменяющейся внешней среды. Теория кластеров в последние десятилетия приобретает все большую популярность не только среди зарубежных исследователей, но и среди отечественных ученых-экономистов. Достижение стратегических целей регионов и обеспечение устойчивых темпов их развития невозможно без заинтересованного партнерства как со стороны органов власти, так и представителей бизнеса. Кластерный подход в управлении развитием регионов является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике [4]. Кластеры, являясь инновационными системами, могут стать полюсами роста - основой эффективного экономического развития регионов. Являясь довольно перспективной основой для создания новых форм объединения знаний, кластерный подход, стимулирует возникновение инновационных научно-технических направлений и их коммерческих приложений, а также поддерживает (косвенным образом) образовательную, научную сферы и бизнес [5]. Наряду с этим вышеупомянутый подход к организации эффективного взаимодействия субъектов кластера может быть успешно применен и при переходе к цифровой экономике.
Таким образом, фундаментом для достижения ключевых целей устойчивого развития региона должно стать эффективное функционирование кластера.
Кластер - совокупность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, территориально локализованных, комплементарных, конкурирующих, связанных отношениями сотрудничества между собой, а также осуществляющих взаимодействие с организацией кластерного развития на договорной основе, направленное на создание благоприятной среды для распространения инноваций, разработку и производство инновационной и высокотехнологичной (наукоемкой) продукции [6, с. 216].
Кластер как один из «драйверов» экономического роста прежде всего ориентирован (в долгосрочной перспективе) на повышения качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Цель кластера как полюса роста состоит в повышении конкурентоспособности территории через рост инновационной активности субъектов кластера и совершенствование механизмов их взаимодействия.
4 Деловая среда-2019: оценка состояния и направления совершенствования. URL: http://ced.by/ru/news-by-tags/~shownews/delovaia-sreda-2019.
Ключевыми подцелями (задачами) функционирования кластера являются:
- консолидация потенциала субъектов кластера (научно-образовательного, инновационного, производственного, организационного, административного), направленная на рост конкурентоспособности продукции и региональной экономики;
- содействие коммерциализации научных разработок, а также развитию кооперации (научной, производственной, организационной) в рамках кластера;
- внедрение технологических инноваций путем обеспечения эффективного взаимодействия науки, бизнеса и власти;
- рост уровня конкурентоспособности субъектов кластера на всех уровнях (региональном, национальном и мировом);
- проработка предложений в сфере инновационной, научно-образовательной, промышленной, кластерной политики для государственных органов власти и органов местного управления;
- трансфер инновационных разработок по схеме «наука - производство»;
- способствование развитию производств комплементарных и сопутствующих видов экономической деятельности;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства, росту занятости в регионе;
- обеспечение высоких темпов экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности региона.
Результатами функционирования кластера будут выражены через:
- повышение экономического потенциала региона и рост инновационной активности;
- рост численности граждан, трудоустроенных на вновь созданные рабочие места, в частности за счет расширения действующих и создания новых производств;
- увеличение объемов производства и реализации продукции (работ, услуг), рост их конкурентоспособности и качества;
- повышение уровня производительности труда;
- коммерциализация научно-технических разработок;
- рост объемов выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с созданием новых и модернизацией существующих технологий и производств;
- увеличение объемов реальных инвестиций в экономику региона;
- повышение экономического потенциала, экономической привлекательности и конкурентоспособности региона;
- обеспечение роста социальной стабильности и уровня экономического развития региона;
- развитие малого и среднего бизнеса.
Для повышения эффективности функционирования кластера и уровня его конкурентоспособности необходимо всестороннее и полное использование всеми участниками кластера механизмов сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства.
3. Развитие государственно-частного партнерства как формы государственной поддержки процессов активизации точек экономического роста. Правовой основой использования механизма государственно-частного партнерства в деятельности субъектов бизнеса выступает принятый в 2015 г. закон Республике Беларусь «О государственно-частном партнерстве». Данный документ определяет государственно-частное партнерство как взаимовыгодное сотрудничество партнеров (государственного и частного) по объединению ресурсов и распределению рисков, содержит цели, задачи и принципы государственно-частного партнерства5.
Так, целью использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) является задействование средств внебюджетных источников для осуществления проектов, планов и программ в различных социально-экономических сферах - здравоохранение, образование и культура, коммунальное хозяйство, туризм, социальное обслуживание, информационные и телекоммуникационные технологии и т.д. Основные принципы, на которых основывается реализация механизма государственно-частного партнерства: гласность, равноправие государственного и частного партнерства, свобода договора, добросовестная конкуренция и пр. Основными источниками финансирования государственно-частных соглашений могут быть собственные, кредитные и/или заемные денежные средства частных партнеров, а также средства республиканского и/или местного бюджета.
Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года предусматривается активное применение государственно-частного партнерства в таких сферах общественной жизни, как:
1) развитие социальной инфраструктуры поддержки уязвимых категорий граждан;
2) привлечение ресурсов частного сектора для реализации проектов в системе здравоохранения;
3) внедрение новой модели управления и использование новых механизмов финансирования культуры и искусства;
5 О государственно-частном партнерстве : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2015 г., № 345-3 (с изм. и доп. от 17.07.2018, № 134-3), URL: https://pravo.by/upload/docs/op/H11500345 1451595600.pdf.
4) модернизация научной сферы, в том числе за счет усиления взаимодействия академической, отраслевой и вузовской науки, создания условий для проведения научных исследований и разработок, расширения международного научно-технического сотрудничества и пр.;
5) создание высокоэффективной и конкурентоспособной туристической сферы;
6) создание условий для использования механизма ГЧП в образовательной сфере. что является особенно актуальным в настоящее время.
Современный этап развития общества в нашей стране характеризуется построением экономики, основанной на знаниях, в которой учреждения высшего образования играют важную роль. Это обусловлено спецификой их деятельности, которая предполагает концентрацию в вузах, обладающих необходимыми компетенциями, высококвалифицированных кадров. Университеты являются ядром для создания необходимой для социально-экономического развития фундаментальной и научно-прикладной базы и рассматриваются как точки экономического роста.
При этом отметим, что в процессе перехода к экономике знаний, вузы сталкиваются с рядом проблем, среди которых следует выделить сокращение бюджетного финансирования подготовки специалистов с высшим образованием, что подтверждает проведенное исследование [7, с. 56]. Данное обстоятельство приводит к необходимости поиска альтернативных источников финансирования процесса подготовки специалистов для экономики знаний. С нашей точки зрения, наиболее оптимальным может стать использование для этого механизма государственно-частного партнерства, что позволит решить ряд задач, стоящих перед современными вузами:
1) обеспечение субъектов бизнеса специалистами с высшим образованием;
2) организация, проведение и финансирование НИОКР;
3) формирование учебно-производственных центров, технопарков, учебно-научно-инновационных комплексов для коммерциализации вузовских разработок;
4) формирование квалификационных требований к выпускникам учреждений высшего образования;
5) выявление необходимости введения новых специальностей, по которым требуется проводить подготовку специалистов высшей квалификации и т.д.
Применение государственно-частного партнерства в сфере высшего образования может осуществляться в различных формах.
1. Создание ГЧП в форме простого товарищества. При этом со стороны субъектов бизнеса вкладом в такое товарищество могут быть финансовые вложения и иное имущество, профессиональные знания, навыки и умения, деловое реноме участников простого товарищества. Учреждения образования по такому соглашению передают право пользоваться его помещениями и оборудованием, библиотечным фондом и иными принадлежащими ему ресурсами. Использование такое формы ГЧП дает возможность снизить государственные расходы на развитие и расширение имущественного комплекса регионального вуза; восполнить дефицит надлежащим образом оборудованных учебных и лабораторных площадей вузов путем объединения и рационального использования материальных и преподавательских ресурсов с целью обеспечения эффективности процесса оказания услуг в вузе; совместно решать административно-хозяйственные и кадровые вопросы.
2. Создание государственно-частного партнерства в форме некоммерческой организации (партнерства, фонда). Такого рода партнерства создаются различного рода частными бизнес-структурами для финансирования учреждений профессионального образования. Использование такой формы партнерства дает ряд преимуществ участвующим в нем сторонам: развитый конкурентный рынок образовательных услуг; экономию средств бюджета на развитие системы образования за счет финансовых вложений частных структур, участвующих в партнерстве; контроль за финансируемой частным капиталом образовательной деятельностью. Участие государства в управлении партнерством осуществляется через его представителей в попечительском совете партнерства, который осуществляет надзор за его деятельностью, принятием другими органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств партнерства.
Частный бизнес от участия в такой форме партнерства получает ряд преимуществ: участие в управлении созданной некоммерческой организацией; контроль за целевым расходованием вложенных средств; возможность сформировать социальный заказ на подготовку специалистов через планирование учебного процесса в соответствии с потребностями рынка труда в регионе, тем самым определяя стратегию деятельности регионального вуза; влияние на качество подготовки специалистов высшей квалификации в регионе; финансирование разработок, которые в будущем он сможет использовать в своей деятельности.
В свою очередь, вузы, участвуя в такой форме партнерства, тоже получают определенные преимущества. Во-первых, финансовые ресурсы, которые позволяют организовать оказание услуг на уровне, соответствующем современным требованиям и состоянию социально-экономического развития в регионе. Во-вторых, региональные вузы получают возможность давать обучающимся знания, которые максимально приближены к запросам потенциальных потребителей услуг.
Такая форма некоммерческого партнерства в образовательной сфере позволит повысить эффективность управления учреждением высшего образования, расширить конкурентоспособность и повысить качество предлагаемых им услуг. На наш взгляд, такая форма партнерства должна быть интересна в первую очередь крупным, в т.ч. градообразующим, предприятиям. Это позволит всем выпускникам региональных вузов, участвующих в такого рода партнерстве, найти работу по специальности в пределах региона, в том числе и на предприятиях-участниках договора о некоммерческом партнерстве.
3. Создание ГЧП путем заключения контрактов между государственными учреждениями высшего образования и частными организациями. Цель таких контрактов заключается в реализации определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Права собственности при такой форме ГЧП не передаются частному партнеру, расходы и риск полностью несет государство в лице вузов.
Субъекты бизнеса независимо от сферы деятельности осознают необходимость внедрения и широкого применения в своей деятельности механизма государственно-частного партнерства, а его развитие, на наш взгляд, должно осуществляться по следующим направлениям.
Во-первых, формирование объединений работодателей, которые будут принимать участие в разработке образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования, осуществлять контроль качества. Современное состояние системы высшего образования в Республике Беларусь характеризуется отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих участие работодателей в разработке образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ учебных дисциплин с условием их обязательного включения в состав учебно -методических объединений региональных высших учебных заведений.
Во-вторых, действенным механизмом реализации государственно-частного партнерства в регионе должно стать распространение передовой практики взаимодействия субъектов бизнеса, объединений работодателей и учреждений профессионального образования. В качестве такой практики следует выделить:
- различного рода соглашения о совместной деятельности по вопросам подготовки и переподготовки кадров ведущих региональных вузов и организаций, учреждений региона;
- открытие базовых кафедр региональных организаций и предприятий на базе факультетов региональных вузов;
- программы по сотрудничеству с целью развития системы взаимодействия выпускающих кафедр вузов и потенциальных работодателей и пр.
В-третьих, в связи с тем, что в настоящее время наблюдается повышение уровня подготовки кадров через расширяющиеся формы непрерывного и послевузовского образования, а их финансирование со стороны государства снижается, необходимо заинтересовать предприятия с целью оказания ими финансовой поддержки для реализации программ непрерывного образования. Следует создать такой механизм государственной поддержки, который позволил бы софинансировать расходы на реализацию программ непрерывного образования по наиболее востребованным специальностям, дефицитным на внутреннем рынке труда, требующим высокой квалификации.
В-четвертых, следует сформировать из числа заинтересованных представителей потенциальных работодателей отраслевые и региональные советы по развитию профессионального образования. Такого рода советы должны быть независимыми организациями, которые создаются бизнес-структурами.
Заключение. Таким образом, исследования доказывают, что малый бизнес, кластеры, государственно-частное партнерство безусловно выступают в качестве индикаторов и перспективных направлений развития точек экономического роста в республике Беларусь.
Становление и активная деятельность в сфере малого предпринимательства является одной из форм создания и активизации полюсов роста. Малый бизнес в рыночной экономике является одним из важнейших секторов, влияющих на темпы экономического роста и развития территории, структуру и качество ВВП. Поэтому выделение «полюсов роста» и обеспечение необходимых условий в них для создания и развития малого предпринимательства - ключевая задача в деле повышения уровня экономического и социального развития страны.
Кластер, будучи одной из форм активизации точек экономического роста, прежде всего в долгосрочной перспективе ориентирован на повышения качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Предлагается активно задействовать новый для страны механизм государственно-частного партнерства. Такой подход может успешно применяться в регионах Беларуси и позволит увязать интересы государства и бизнеса при решении имеющихся проблем динамичного развития общества. Для регионов реализация механизма государственно-частного партнерства в настоящее время также имеет важное значение, поскольку позволяет более эффективно решать проблемы социально-экономического развития региона, проблемы формирования в регионах экономики знаний, а также вопросы, связанные с активизацией точек регионального роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Драгун, Н.П. Определение точек/полюсов роста экономики региона / Н.П. Драгун, И.В. Ивановская // Вестн. ГГТУ им. П.О. Сухого. - 2016. - № 1. - С. 89-100.
2. Костюченко, Е.А. Анализ зарубежного опыта формирования и использования кластерных структур в региональном развитии / Е.А. Костюченко // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Б, Эконом. и юрид. науки. - 2013. - № 14. - С. 32-41.
3. Костюченко, Е.А. Кластерный подход как фактор стратегического развития Витебской области в условиях становления экономики знаний / Е.А. Костюченко // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Орехово-Зуево, 25 мая 2017 г. ; Гос. гуманит.-технолог. ун-т. - Орехово-Зуево : ГГТУ, 2017. - С. 89-95.
4. Карпова, Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой [Электронный ресурс] / Д.П. Карпова // Региональная экономика и управление. - 2007. - № 4(12). - Режим доступа: http://region.mcnip.ru/ то>1и1е8^р?пате= Кец^&й^ агйс1е&81>1=138. - Дата доступа: 15.02.2019.
5. Шепелев, И.Г. Туристско-рекреационные кластеры - механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов [Электронный ресурс] / И.Г. Шепелев, Ю.А. Маркова // Современные исследования социальных проблем (электрон. науч. журн.). - 2012. - № 3(11). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-klastery-mehanizm-innovatsionnogo-sovershenstvovaniya-sistemy-strategicheskogo-upravleniya-razvitiem. - Дата доступа: 03.05.2019.
6. Костюченко, Е.А. Новополоцкий нефтехимический кластер как «драйвер» экономического роста территории [Электронный ресурс] / Е.А. Костюченко // Устойчивое развитие экономики: международные и национальные аспекты : электрон. сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Полоц. гос. ун-та, Новополоцк, 7-8 июня 2018 г. / Полоц. гос. ун-т. - Новополоцк : ПГУ, 2018. - С. 216-218. - Режим доступа: https://elib.psu.by/handle/123456789/22616. - Дата доступа: 03.05.2019.
7. Воронько, Э.Н. Рынок образовательных услуг Витебской области: проблемы и пути совершенствования / Э.Н. Во-ронько // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. D, Эконом. и юрид. науки. - 2010. - № 10. - С. 52-57.
REFERENCES
1. Dragun, N.P. Ivanovskaya, I.V. (2016) Opredelenie tochek/polyusov rosta ekonomiki regiona [Determining the points/poles of regional economic growth]. Vestnik GGTU im. P.O. Suhogo [Bulletin of the Gomel State Technical University named after P.O. Sukhoi], (1), 89-100. (In Russ.).
2. Kostuchenko, E.A. (2013) Analiz zarubezhnogo opyta formirovaniya i ispol'zovaniya klasternyh struktur v regional'nom razvitii [Analysis of foreign experience in the formation and use of cluster structures in regional development]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Bulletin of the Polotsk State University. Series D. Economic and Legal Sciences], (14), 32-41. (In Russ., abstr. in Engl.).
3. Kostuchenko, E.A. (2017) Klasternyj podhod kak faktor strategicheskogo razvitiya Vitebskoj oblasti v usloviyah stanovleniya ekonomiki znanij [Cluster approach as a factor of strategic development of the Vitebsk region in the context of the formation of the knowledge economy]. Innovacionnoe razvitie social'no-ekonomicheskih sistem: usloviya, rezul'taty i vozmozhnosti [Innovative development of socio-economic systems: conditions and opportunities] (89-95). Orekhovo-Zuyevo : GSTU. (In Russ.).
4. Karpova, D.P. (2007) Ispol'zovanie klasternogo podhoda v upravlenii regional'noj ekonomikoj [Using the cluster approach in the management of the regional economy]. Regional'naya ekonomika i upravlenie [Regional economy and management], (12). http://region.mcnip.ru/modules.php?name= News&file= article&sid=138. (In Russ.).
5. Shepelev, I.G., Markova, Yu.A. (2012) Turistsko-rekreacionnye klastery - mekhanizm innovacionnogo sovershenstvovaniya sistemy strategicheskogo upravleniya razvitiem regionov [Tourism and recreation clusters - a mechanism for innovative improvement of the system of strategic management of regional development]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Modern research on social problems], (11). http://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnye-klastery-mehanizm-innovatsionnogo-sovershenstvovaniya-sistemy-strategicheskogo-upravleniya-razvitiem. (In Russ.).
6. Kostuchenko, E.A. (2018) Novopolockij neftekhimicheskij klaster kak «drajver» ekonomicheskogo rosta territorii [Novopolotsk petrochemical cluster as a driver of the territory's economic growth] Ustojchivoe razvitie ekonomiki: mezhdunarodnye i nacional'nye aspekty [Sustainable economic development: international and national aspects] (216218) https://elib.psu.by/handle/123456789/22616. (In Russ.).
7. Voronko, E.N. (2010) Rynok obrazovatel'nyh uslug Vitebskoj oblasti: problemy i puti sovershenstvovaniya [The market of educational services of the Vitebsk region: problems and ways of improvement] Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [Bulletin of the Polotsk State University. Series D. Economic and Legal Sciences] (10), 52-57. http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/1152. (In Russ., abstr. in Engl.).
Поступила 22.02.2021
PROSPECTIVE DIRECTIONS FOR ACTIVATING POINTS OF ECONOMIC GROWTH IN THE REPUBLIC OF BELARUS
E. VORONKO, E. KOSTUCHENKO, T. SERADA
The purpose of the research in this article is to substantiate the development of small businesses, clusters, public-private partnerships as the main directions for enhancing activities and developing points of economic growth in the Republic of Belarus. The article uses analytical, economic, statistical methods of data analysis, conceptual and empirical research. The article provides evidence that small business actively participates in the formation of the main economic indicators of the development of the Republic of Belarus, identifies the key problems of the development of small business in the republic and the directions for their solution; the characteristics of the cluster as a driver of economic growth are given, attention is paid to the main goals and objectives, as well as the results of the functioning of the cluster, the use of cluster structures as one of the forms of creating the growth poles of the economy of the Republic of Belarus is substantiated; the legal aspects of the application of the mechanism of public-private partnership are considered, its forms in relation to the sphere of higher education are determined, the advantages for the parties participating in the partnership are highlighted, directions of its use for solving the problems of socio-economic development are proposed.
Keywords: points of economic growth, growth poles, cluster, small business, micro-organizations, individual entrepreneurs, public-private partnership.