Научная статья на тему 'Перспективные методы профилактики ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете глазами студентов'

Перспективные методы профилактики ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СТУДЕНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бивалькевич В.А., Белодурина А.Д.

По мнению студентов, наиболее эффективные мероприятия, проводимые в ЮУГМУ, в отношении профилактики ВИЧ-инфекции: анонимное скрининговое экспресс-обследование на ВИЧ-инфекцию; проведение практических занятий и семинаров, чтение лекций по ВИЧ инфекции на кафедрах в процессе обучения; проведение ежегодных тематических научно-практических конференций по проблеме ВИЧ-инфекции (1 декабря и пр.). Ценность различных профилактических мероприятий в глазах студентов может изменяться в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бивалькевич В.А., Белодурина А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE METHODS OF HIV PREVENTION IN SOUTH URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY THROUGH THE EYES OF STUDENTS

According to the students, the most effective activities carried out at SUSMU in relation to the prevention of HIV infection are: an anonymous rapid screening for HIV infection; conducting workshops and seminars, giving lectures on HIV infection in the departments in the learning process; holding annual thematic scientific and practical conferences on the problem of HIV infection (December 1, etc.). The value of various preventive measures in the eyes of students may vary in the learning process.

Текст научной работы на тему «Перспективные методы профилактики ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете глазами студентов»

УДК 616.98

ББК 55.14 Инфекционные болезни

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ЮЖНО-УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

БИВАЛЬКЕВИЧВ.А., БЕЛОДУРИНА А.Д. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: bivalkevichva@gmail. com

Аннотация

По мнению студентов, наиболее эффективные мероприятия, проводимые в ЮУГМУ, в отношении профилактики ВИЧ-инфекции: анонимное скрининговое экспресс-обследование на ВИЧ-инфекцию; проведение практических занятий и семинаров, чтение лекций по ВИЧ инфекции на кафедрах в процессе обучения; проведение ежегодных тематических научно-практических конференций по проблеме ВИЧ-инфекции (1 декабря и пр.). Ценность различных профилактических мероприятий в глазах студентов может изменяться в процессе обучения.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, первичная профилактика, студенты, анкетирование.

Актуальность. Проблема инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), остаётся актуальной на протяжении нескольких десятков лет как с медицинской, так и с социально-экономической точки зрения [6, 9, 12, 12, 13]. Несмотря на стабилизацию эпидемиологической ситуации по

заболеваемости ВИЧ в мировых масштабах, проблема набирает всё большую актуальность в странах восточной Европы и средней Азии, в том числе и в России [7, 8]. Так, в 2017 году Российская Федерация по темпам роста заболеваемости вышла на 3 место в мире (более 100 тыс. случаев инфицирования) после ЮАР и Нигерии, расположившихся на 1 и 2 месте соответственно. По данным Роспотребнадзора, в I полугодии среди регионов России по заболеваемости ВИЧ Челябинская область относится к категории неблагополучных по заболеваемости и уверенно держится на 5 строчке рейтинга, уступая Кемеровской, Новосибирской, Иркутской и соседней Свердловской областям. В связи с этим актуальным и целесообразным является профилактика ВИЧ-инфекции [4, 7, 8, 10]. Среди методов первичной профилактики наиболее популярными являются:

распространение информационных материалов по профилактике ВИЧ, различные виды образовательной деятельности (лекции, форумы, профилактические акции), программы по формированию безопасного поведения и пр. [5, 7, 8]. Перечень подобных методов весьма

велик, что требует проведения дополнительных исследований по определению наиболее эффективных мер первичной профилактики, на которых следует акцентировать внимание работникам профилактической медицины. Студенты-медики сегодня - большое подспорье в борьбе с эпидемией ВИЧ в России завтра, потому что в стенах Южно-Уральского государственного медицинского университета регулярно проводится большое количество информационно-просветительских мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ [1, 2, 3, 4, 8]. В этом отношении студенты-медики являются уникальной социальной группой, которая с одной стороны принимает активное участие в акциях и информационно-просветительских мероприятиях, знакомится с методами профилактики ВИЧ инфекции, а с другой - как будущие специалисты, оценивают их эффективность [5, 8, 10]. В связи с этим, актуальным является опрос и учёт мнения студентов Южно-Уральского государственного университета о наиболее эффективных в плане профилактики ВИЧ инфекции мероприятиях, проводимых на базе вуза.

Цель работы. Изучить мнение студентов Южно-Уральского государственного

университета о проводимой профилактической работе в отношении ВИЧ инфекции в вузе.

Материалы и методы. В ходе нашего исследования было опрошено 325 студентов Южно-Уральского государственного

медицинского университета. Респондентам

предлагалось ответить на вопрос "Из всех мероприятий, проводимых в ЮУГМУ среди студентов с целью профилактики ВИЧ-инфекции, наиболее эффективны

следующие...", и предлагались следующие варианты ответов:

1. Проведение интерактивных викторин, конкурсов, квизов, игр, посвященных проблеме ВИЧ;

2. Проведение интерактивных творческих акций, флешмобов, посвященных проблеме ВИЧ;

3. Раздача буклетов, брошюр, открыток, значков, календарей и пр., посвященных проблеме ВИЧ;

4. Анонимное скрининговое экспресс-обследование студентов на ВИЧ-инфекцию;

5. Размещение стендов, плакатов, баннеров, посвященных проблеме ВИЧ;

6. Чтение лекций по ВИЧ-инфекции на кафедрах в процессе обучения;

7. Проведение практических занятий и семинаров по ВИЧ-инфекции на кафедрах в процессе обучения;

8. Проведение ежегодных тематических научно-практических конференций по проблеме ВИЧ-инфекции (1 декабря и пр.);

9. Проведение ежегодных итоговых студенческих научных конференций с публикациями и докладами по проблеме ВИЧ-инфекции;

10. Проведение интерактивных форумов, круглых столов, открытых дискуссий по проблеме ВИЧ-инфекции;

11. Другое. (студенты могли выразить свое личное мнение или предложить свой вариант)

В анкетировании приняли участие студенты 1 курса (п=79), 2 курса (п=73), 3 курса (п=48), 4 курса (п=42), 5 курса (п=51), 6 курса (п=32), обучающихся на различных факультетах: лечебный, педиатрический, медико-

профилактический, стоматологический и фармацевтический. Гендерная структура респондентов: юноши - 12,9%; девушки -87,1%.

Для обработки полученных данных применяли методы описательной и непараметрической статистики с применением статистических критериев Манна-Уитни, Краскела-Уоллиса. Статистически значимыми считали отличия между группами при р<0,05.

Результаты исследования. В ходе анкетирования было установлено три наиболее эффективных, по мнению студентов,

разновидности профилактических мероприятий в отношении ВИЧ-инфекции, осуществляемых в ЮУГМУ (табл. 1) (от 40,6% до 68,0% анкетируемых); прочие мероприятия вызывают у обучающихся ЮУГМУ гораздо меньший интерес (от 22,3% до 35,1% анкетируемых).

Таблица 1

Наиболее эффективные, с точки зрения студентов, разновидности профилактических мероприятий в отношении ВИЧ-инфекции, осуществляемых в ЮУГМУ._

Профилактическое мероприятие Частота выбора мероприятия (% от общего числа респондентов)

1 место "Анонимное скрининговое экспресс-обследование студентов на ВИЧ-инфекцию" (интерактивное мероприятие) 68,0%

2 место "Проведение практических занятий и семинаров по ВИЧ инфекции на кафедрах в процессе обучения" (образовательное мероприятие) 50,5%

"Чтение лекций по ВИЧ-инфекции на кафедрах в процессе обучения" (образовательное мероприятие) 41,5%

3 место "Проведение ежегодных тематических научно-практических конференций по проблеме ВИЧ-инфекции (1 декабря и пр.)" (научно-практическое мероприятие) 40,6%

Динамика изменения предпочтения студентов и заинтересованности теми или иными видами профилактических

мероприятий, проводимых в ЮУГМУ в отношении ВИЧ-инфекции - в процессе обучения студентов (от младших курсов к старшим), представлена в таблице 2.

Выводы. 1. Проведенное исследование позволило выявить, с точки зрения студентов, наиболее эффективные, интересные,

востребованные и перспективные методы профилактики ВИЧ-инфекции из всего обширного спектра мероприятий,

осуществляемых в Южно-Уральском государственном медицинском университете.

2. По мнению студентов, наиболее эффективные мероприятия, проводимые в

ЮУГМУ, в отношении профилактики ВИЧ- инфекции:

Таблица 2

Наиболее эффективные, с точки зрения студентов, разновидности профилактических мероприятий в отношении ВИЧ-инфекции, осуществляемых в ЮУГМУ в зависимости от курса обучения._

Мероприятия Частота выбора мероприятий респондентами в зависимости от курса обучения (%) Уровень значимости различий в частотах (%) между курсами ф)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

1. Проведение интерактивных викторин, конкурсов, квизов, игр, посвященных проблеме ВИЧ 32,9 39,7 27,1 21,4 13,7 15,6 p1-5=0,0141* p1-6=0,0657# p2-4=0,0445* p2-5=0,0017* p2-6=0,0151* p3-5=0,0970#

2. Проведение интерактивных творческих акций, флешмобов, посвященных проблеме ВИЧ 40,5 30,1 35,4 28,6 29,4 21,9 p1-6=0,0630# p2-3=0,0274*

3. Раздача буклетов, брошюр, открыток, значков, календарей и пр., посвященных проблеме ВИЧ 31,6 42,5 25,0 38,1 37,3 34,4 p2-3=0,0491*

4. Анонимное скрининговое экспресс-обследование студентов на ВИЧ-инфекцию 51,9 76,7 75,0 61,9 78,4 68,8 p1-2=0,0015* p1-3=0,0098* p1-5=0,0023* p2-4=0,0912# p4-5=0,0811#

5. Размещение стендов, плакатов, баннеров, посвященных проблеме ВИЧ 27,8 24,7 33,3 31,0 21,6 15,6 p3-6=0,0778#

6. Чтение лекций по ВИЧ-инфекции на кафедрах в процессе обучения 30,4 35,6 45,8 45,2 56,9 46,9 p1-3=0,0800# p1-5=0,0027* p1-6=0,0991# p2-5=0,0188*

7. Проведение практических занятий и семинаров по ВИЧ-инфекции на кафедрах в процессе обучения 41,8 54,8 52,1 54,8 54,9 46,9

8. Проведение ежегодных тематических научно-практических конференций по проблеме ВИЧ-инфекции (1 декабря и пр.) 24,1 38,4 41,7 47,6 58,8 46,9 p1-2=0,0568* p1-3=0,0372* p1-4=0,0085* p1-5=0,0001* p1-6=0,0183* p2-5=0,0251* p3-5=0,0890#

9. Проведение ежегодных итоговых студенческих научных конференций с публикациями и докладами по проблеме ВИЧ-инфекции 17,7 37,0 33,3 26,2 33,3 34,4 p1-2=0,0074* p1-3=0,0447* p1-5=0,0415* p1-6=0,0564#

10. Проведение интерактивных форумов, круглых столов, открытых дискуссий по проблеме ВИЧ-инфекции 19,0 21,9 20,8 23,8 19,6 34,4 p1-6=0,0828#

Примечание:

* - значение p<0,05 - статистически значимые различия между частотами выбора мероприятия (%) в зависимости от курса обучения (1, 2, 3, 4, 5, 6);

# - значение "p" в интервале от 0,05 до 0,09 - расценивалось тенденция в различиях между частотами выбора мероприятия (%) в зависимости в зависимости от курса обучения (1, 2, 3, 4, 5, 6);

- значение p>0,1 - не приведены в таблице.

- "Анонимное скрининговое экспресс-обследование студентов на ВИЧ-инфекцию" (интерактивное мероприятие);

- "Проведение практических занятий и семинаров по ВИЧ инфекции на кафедрах в процессе обучения" и " Чтение лекций по ВИЧ-

инфекции на кафедрах в процессе обучения" (образовательные мероприятия);

- "Проведение ежегодных тематических научно-практических конференций по проблеме ВИЧ-инфекции (1 декабря и пр.)" (научно-практическое мероприятие).

3. В процессе обучения в ЮУГМУ динамически изменяются предпочтения и степень заинтересованности студентов в различных видах профилактических

мероприятий, проводимых в ЮУГМУ, в отношении ВИЧ-инфекции:

3.1. От младших курсов к старшим -прогрессивно снижается интерес к следующим мероприятиям (отрицательная динамика востребованности мероприятий):

- проведение интерактивных викторин, конкурсов, квизов, игр, посвященных проблеме ВИЧ;

- проведение интерактивных творческих акций, флешмобов, посвященных проблеме ВИЧ;

- размещение стендов, плакатов, баннеров, посвященных проблеме ВИЧ.

3.2. От младших курсов к старшим -прогрессивно нарастает интерес к следующим мероприятиям (положительная динамика востребованности мероприятий):

- анонимное скрининговое экспресс-обследование студентов на ВИЧ-инфекцию;

- проведение ежегодных тематических научно-практических конференций по проблеме ВИЧ-инфекции (1 декабря и пр.);

- чтение лекций по ВИЧ-инфекции на кафедрах в процессе обучения;

- проведение ежегодных итоговых студенческих научных конференций с публикациями и докладами по проблеме ВИЧ-инфекции;

- проведение интерактивных форумов, круглых столов, открытых дискуссий по проблеме ВИЧ-инфекции.

3.3. От младших курсов к старшим -стабильным интерес остается к следующим мероприятиям (стабильная востребованность мероприятий):

- проведение практических занятий и семинаров по ВИЧ-инфекции на кафедрах в процессе обучения;

- раздача буклетов, брошюр, открыток, значков, календарей и пр., посвященных проблеме ВИЧ.

4. Достижение максимального эффекта от профилактической деятельности в отношении ВИЧ-инфекции среди студентов ЮУГМУ возможно только при наличии

целенаправленного комплексного подхода, сочетающего образовательные, научно-практические и интерактивные технологии работы со студентами и обязательной их динамической коррекцией в зависимости от курса обучения.

Список литературы

1. Бивалькевич В.А. Студенческое научное общество ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России как этап становления врачей-специалистов / В.А. Бивалькевич, Д.В. Богданов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 2. №3 (18). - С. 58-61.

2. Богданов Д.В. Мотивация к научно-исследовательской работе у студентов младших и старших курсов ЮжноУральского государственного медицинского университета / Д.В. Богданов, В.А. Бивалькевич // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IX внутривузовской научно-практической конференции. - 2018. - С. 9-12.

3. Информированность студентов гуманитарных и технических вузов г. Челябинска в вопросах верификации ВИЧ-инфекции / А.И. Манаев [и др.] //Молодежный инновационный вестник. - 2013. - Т. 2. №1. - С. 103.

4. Использование информационных технологий (цифровой контент-буклет) в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи Челябинской области / Н.Ю. Брылина [и др.] // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 2. №4 (19). - С. 3-6.

5. Кетова Н.А. Отношение студентов к эффективности мероприятий, направленных на информирование о ВИЧ-инфекции (социологический анализ) / Н.А. Кетова, Д.А. Бросалин // Коллекция гуманитарных исследований. - 2017. -№1 (4). - С. 84-88.

6. Красильникова И.В. История возникновения проблемы ВИЧ / СПИДа / И.В. Красильникова, М.В. Пешикова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - Т. 2. №2 (21). - С. 39-41.

7. Организация и проведение мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, проводимые в Челябинской области в 2016 году, в рамках взаимодействия Южно-Уральского государственного медицинского университета и областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом /М.В. Радзиховская [и др.] // Фтизиатрия и пульмонология. - 2017. - №3 (16). - С. 161-175.

8. Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете / А.А. Аклеев [и др.] // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. №3 (14). -С. 4-11.

9. Ратникова Л.И. ВИЧ-инфекции и инфекционные поражения центральной нервной системы / Л.И. Ратникова [и др.] //Инфекционные болезни. - 2016. - Т. 14. №S1. - С. 242.

10. Рыбакова О.В. Актуальность профилактики профессионального заражения ВИЧ-инфекцией среди обучающихся в медицинском вузе / О.В. Рыбакова, Л.И. Ратникова, С.А. Шип //Инфекционные болезни. - 2017. - Т. 15. №S1. - С. 241.

11. Социальные и экономические аспекты проблемы распространения ВИЧ-инфекции в России / П.Э. Драчук [и др.] // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - Т. 2. №2 (21). - С. 30-33.

12. Шип С.А. Инфекционные поражения центральной нервной системы у ВИЧ-позитивных пациентов / С.А. Шип, Е.А. Стенько, Н.Н. Чурбакова //Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2016. - №4. - С. 148-154.

13. Шлепотина Н.М. Токсоплазмоз при ВИЧ-инфекции: иммунологические аспекты / Н.М. Шлепотина, М.В. Пешикова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - Т. 2. №2 (21). - С. 7577.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PERSPECTIVE METHODS OF HIV PREVENTION IN SOUTH URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY THROUGH THE EYES OF STUDENTS*

BIVALKEVICH V.A., BELODURINA A.D. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: bivalkevichva@gmail.com

Abstract

According to the students, the most effective activities carried out at SUSMU in relation to the prevention of HIV infection are: an anonymous rapid screening for HIV infection; conducting workshops and seminars, giving lectures on HIV infection in the departments in the learning process; holding annual thematic scientific and practical conferences on the problem of HIV infection (December 1, etc.). The value of various preventive measures in the eyes of students may vary in the learning process.

Keywords: HIV infection, primary prevention, students, questioning.

*

Научные руководители: д.м.н., проф. Ратникова Л.И., д.м.н., доц. Чулков В.С., к.м.н., доц. Шип С.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.