Артамонова Е.В?
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6 ПРОМЫШЛЕННОГО УКЛАДА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ2
Ключевые слова: цифровая трансформация, промышленная революция, технологический уклад, человеческий социум, электронное правительство, информационные технологии, информационная безопасность, Интернет вещей, машинное обучение, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность, 3Б-печать, дистанционное образование, блокчейн, смарт-контракты, криптовалюты.
Keywords: digital transformation, industrial revolution, society, e-government, information technologies, information security, Internet of Things (IoT), machine learning (ML), artificial intelligence (AI), e-learning, 3D Printing, blockchain, smart contracts, cryptocurrency.
Введение
С начала XXI века во всех развитых странах набирает темпы Industrie 4.0 или четвертая промышленная революция3, пока она идет в рамках развития цифровых технологий и так называемой «цифровой трансформации»4. Но не за горами «шестой технологический уклад», при котором мы увидим не только качественные изменения в технологиях, но и последующие за ними трансформации в социальных и культурных отношениях, а также в принципах управления социумом. Переходный период к следующему технологическому укладу возможно будет ускорен в связи с эпидемией коронавируса, а также последующим за пандемией международным финансовым и экономическим кризисом, который поставит общество перед проблемой перехода к совершенно новому укладу в производстве, науке, технологиях, обучении, здравоохранении и новому образу жизни в будущем. Переход этот будет болезненным и может разрушить многие старые и привычные нам сферы экономики и бизнеса, также он может стать и жизненной катастрофой для больших социальных групп во всем мире. Для того чтобы максимально подготовиться к таким масштабным изменениям, надо четко определить, какие технологии будут базовыми для шестого уклада.
В этой статье мы постараемся обозначить главные тренды в области информационных технологий, немного детализировать их развитие, а также указать потенциальные угрозы информационной безопасности, возникающие по мере внедрения таких технологий. Постараемся рассказать как о преимуществах этих технологий, так и о недостатках и уязвимостях, которые могут привести к неприятным последствиям для общества и государств.
Итак, для шестого технологического уклада будут характерны следующие тренды5:
• Искусственный интеллект и робототехника;
• Аддитивные технологии (3D печать и др.);
• Фотоника;
• Виртуальная и дополненная реальность;
• Грамотное природопользование;
• Блокчейн, криптовалюты и смарт-контракты;
• Новые модели управления (рефлексивное управление, вероятностные модели и т.д.).
Дополнительно можно обозначить такие важные направления ближайшего будущего, как удаленная работа и дистанционное обучение (E-learning). Некоторые исследователи прогнозируют развитие квантовых технологий, биотехнологий, альтернативной энергетики.
В нашей работе мы не сможем охватить весь спектр перспективных технологий нового уклада, но постараемся побольше рассказать именно об информационных технологиях, которые уже задействованы в переходном периоде («цифровой трансформации») и показать, как они будут развиваться в ближайшем будущем.
1 Артамонова Елена Владимировна - к.т.н., (PhD), член Международной академии информационных технологий (МАИТ). Руководитель и разработчик Интернет-проекта в области информационной безопасности. Круг научных интересов: Информационные технологии, кибербезопасность, блокчейн и криптовалюты, телеком, ИТ-маркетинг, системы E-learning. E-mail: admin@itza shita.ru, Skype: moorhuhn081. Сайт: http://itzashita.ru Для почтовых отправлений: Республика Беларусь, 220100, г. Минск, а/я 102.
2 Доклад, представленный на Международную научную конференцию «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи».
3 https://m.wikipedia.org/wiki/Четвёртая_промышленная_революция/
4 Артамонов В.А., Артамонова Е.В. Цифровая трансформация экономики как предвестник четвертой промышленной революции // Защита информации. Инсайд. - Санкт-Петербург, 2019. - Вып. 3(87).
5 Технологии после Кризиса. Сергей Переслегин. - https://youtu.be/PRYPv3_dWNE/
Искусственный интеллект и робототехника как основа новой промышленности
Уже в XX веке писатели-фантасты описывали «небывалые возможности» искусственного интеллекта (ИИ)1, а также пугали человечество негативными последствиями его применения. Сейчас материалы на тему «искусственного интеллекта», «робототехники» и др. появляются в популярных СМИ очень часто. Главная угроза, по мнению авторов этих изданий, - это тотальная безработица и власть роботов и интеллектуальных компьютерных систем над человеком. А как на самом деле обстоят дела с ИИ и развитием робототехники? Какие задачи стоят перед робототехникой в 6 технологическом укладе?
Мы уже сейчас видим широкое внедрение роботизированных систем как в промышленности, так и в интеллектуальной сфере. Это дроны, безлюдные производства, испытания беспилотных автомобилей2. В 6 технологическом укладе ставится цель создания единой промышленной роботизированной среды. Это вовсе не означает, что человеку там не будет места, хотя уровень безработицы, конечно же будет высокий. На примере беспилотных автомобилей можно показать, что на данном этапе нереально построить роботизированные системы без участия человека. Отметим в этой связи, что аварии с участием беспилотных автомобилей уже были (эти случаи представлены в Интернете), а в США для испытания беспилотных автомобилей выдвигается обязательное условие: «на водительском сидении должен присутствовать человек, который в случае экстренной ситуации сможет взять управление на себя»3.
Дело в том, что научить интеллектуальные машины принимать правильные с точки зрения этики и морали решения - это фундаментальная задача, которая стоит перед разработчиками программного обеспечения для беспилот-ников, и пока она не решена4. А человек способен принять такое решение очень быстро и интуитивно (может быть не каждый человек, но опытный водитель принимает такие решения очень часто). Почему?
В узкоспециализированных задачах человек уступает роботам, но робот не в состоянии охватить такой широкий спектр деятельности, который под силу человеку. У человека развита как первая, так и вторая сигнальные систе-мы5, а также логическое и образное мышление (левополушарное и правополушарное). Это и позволяет нам быстро принимать важные решения и оперировать моральными принципами, что пока недоступно роботам. Примерно такие же проблемы обнаружили ученые и при попытках внедрять полностью безлюдные производства вместо привычных нам промышленных предприятий. Какое же здесь возможно оптимальное решение?
На первом этапе роботизации возможно внедрение коллаборативных роботов (коботов).
«Коллаборативный робот (кобот) - это автоматическое устройство, которое может работать совместно с человеком для создания или производства различных продуктов. Коллаборативные роботы применяются на производстве в решении задач, которые нельзя полностью автоматизировать»6.
Как несложно догадаться, операторами таких коботов будут люди, способные к принятию правильных решений в критических ситуациях, причем на интуитивном уровне и очень быстро.
Выше мы рассмотрели преимущества и недостатки внедрения робототехники в промышленности, логистике и сфере услуг, где будут замещены роботами места для «синих воротничков». А что же нас ждет в сфере интеллектуального труда, где работают высокоинтеллектуальные и креативные представители среднего класса? Здесь нужно обратить внимание на такие области ИТ, как машинное обучение7, нейронные сети8 и большие данные9.
«Машинное обучение - класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач».
Очень интересно описывает применение искусственного интеллекта в креативной сфере русский писатель-фантаст Виктор Пелевин в своем романе «аРИиск 10», действие которого происходит в середине XXI века. Одним из основных «героев» этого произведения является компьютерный полицейско-литературный алгоритм «2Л-3478/РИ0 бильт 9.3», имеющий имя Порфирий Петрович, который занимается расследованием преступлений и вместе с тем пишет роман10. Обратите внимание на описание продвинутых средств в области кибербезопасности, которые рассматриваются в романе и которыми снабжаются в будущем все устройства Интернета вещей.
А как обстоят дела с внедрением решений Л1 в различных областях человеческой деятельности не в далеком будущем, а прямо сейчас?
Сегодня мы уже пользуемся системами машинного перевода, конечно же, это не заменит профессиональных переводчиков, к примеру, сложной специализированной документации или художественных произведений, но для многих простых сфер деятельности нам достаточно и уровня машинного перевода. Уже работают системы ИИ для написания текстов, которые могут в будущем заменить целый спектр вакансий: журналистов, копирайтеров, маркетологов, контент-менеджеров и т.д.
1 М1р8://т^Шре&а.о^М1к1Мскусственный_интеллект/
2 М1р8://т^Шре&а.о^/№1к1/Беспилотньш_автомобиль/
3 Были ли аварии беспилотных автомобилей. - https://bespilot.com/chastye-voprosy/byli-li-avarii-ba/
4 Кто погибнет в аварии - пассажиры беспилотного автомобиля или пешеходы. - https://bespilot.com/chastye-voprosy/kto-pogibnet-v-avarii-passazhir-ba-ili-peshekhod/
5 Первая и вторая сигнальные системы. - https://spravochnick.ru/biologiya/vysshaya_nervnaya_deyatelnost/pervaya_i_vtoraya_ signalnye_sistemy/
6 https://m.wikipedia.org/wiki/Коллаборативный_робот/
7 https://ru.wikipedia.org/wiki/Машинное_обучение/
8 https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейронная_сеть/
9 https://ru.wikipedia.org/wiki/Большие_данные/
10 https://ru.wikipedia.org/wiki/IPhuck_10/
Как ИИ пишет тексты?1 На первом этапе собирается и обрабатывается большой объем текстов с обозначенными характеристиками. К примеру, новости на заданную тему или документация в какой-то области техники. После этого подбирается конкретный алгоритм, который обучается на заданном наборе текстов, запоминает и обобщает характерные особенности исходного материала. На последнем этапе строится модель машинного обучения. Эта модель сама генерирует текст, похожий на первичный материал, но, пока еще с ошибками. Вот на этом этапе и нужен человек, чтобы проверить ошибки и отредактировать текст. Сегодня такие системы применимы только для простых и типовых задач, например, для создания кратких типовых новостей для сайта или описаний товаров. Серьезные аналитические статьи, конечно же, пишут люди.
Аналогичные системы разрабатываются и в других областях: в юриспруденции и государственном управлении (об этом мы расскажем в следующих частях статьи), в банковской сфере и бухгалтерии, а также в сочинении музыки и написании картин. Пока успех достигается в автоматизации рутинных операций (написания типовых текстов, бухгалтерских операций, перевода с иностранных языков и т.д.). Но не за горами и автоматизация более креативной работы, что конечно же создаст большую угрозу вытеснения с рынка труда «белых воротничков», т.е. среднего класса.
В области автоматизации управленческой и консалтинговой деятельности можно рассмотреть примеры использования IBM Watson - суперкомпьютера фирмы IBM, оснащённого системой искусственного интеллекта. Класс задач, который пытаются решать с помощью такой системы, очень широк - от исследований в области онкологии до принятия управленческих решений на уровне корпораций. Как видите, угроза безработицы возможна в будущем даже для высших слоев ТОП-менеджмента в крупном корпоративном секторе2.
Отметим главные негативные социальные последствия, которые могут наступить в ходе внедрения систем ИИ (машинного обучения, нейронных сетей и больших данных):
• Алгоритмам дадут полную власть над людьми. ИИ и МО будут решать за людей, где им жить, работать, с кем встречаться и за кого голосовать.
• Цифровая диктатура, при которой каждый житель государства - это объект непрерывной слежки.
• Чрезмерное усложнение систем и очень узкая специализация3.
Кстати, негативные футуристические прогнозы в отношении цифровой диктатуры и влияния цифровых технологий на жизнь социума показываются в сериале «Черное зеркало»4. Да и власти Китая уже несколько лет практикуют внедрение так называемого «социального рейтинга», который возможно приведет китайское общество к тотальной цифровой диктатуре в будущем.
Юриспруденция, финансы и управление в цифровую эпоху
Блокчейн и криптовалюты вошли в нашу жизнь более десяти лет назад, и в глазах обывателей это понятие тесно связано с биткоинами и майнингом. Однако, блокчейн, криптовалюты и смарт-контракты могут стать основой для построения новой финансовой, юридической и управленческой системы 6 технологического уклада. Пока криптова-люты и блокчейн используются только в очень узких сферах как продвинутыми ИТ-профессионалами, так и представителями киберкриминала из Даркнета.
В шестом технологическом укладе несущей отраслью является цифровая экономика, а управленческой составляющей - электронное правительство. Электронное правительство в свою очередь опирается на право. В последнее время наметилась тенденция создавать огромное количество законов, подзаконных актов, нормативных документов и т. д., которые малопонятны даже юристу, противоречат другим законам и часто имеют двойное толкование. Эта проблема выявлена не только в странах СНГ, но и в ЕС, США и др. странах, где рядовой гражданин уже не имеет нормального доступа к правосудию. Большинство граждан не понимают, как, а главное «за сколько» может помочь решить их проблему юрист. Складывается впечатление, что законы пишут так, чтобы люди их не понимали, нарушали и обращались к юристам. Поскольку большая часть работы юридической направленности - типовая и шаблонная, оцифровав материалы, подключив ИИ и доступ к большим данным и автоматизировав деятельность, мы на выходе получим LegalTech5. LegalTech (LawTech) - это отрасль бизнеса, которая специализируется на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности и на оказании потребителям юридических услуг с использованием ИТ. Одним из направлений LegalTech является разработка инструментов, делающих возможной юридическую оценку обстоятельств дела неспециалистами. Фактически у нас появляется программное обеспечение, позволяющее без помощи юристов анализировать и готовить правовые документы, частично автоматизировать процесс принятия решений по юридическим вопросам, составлять черновики документов.
В перспективе это позволит уменьшить число ошибок, сопровождающих совершение юридических действий за счёт того, что компьютерные системы и ИИ смогут проанализировать огромный массив правовых норм и прецедентов (иногда противоречащих друг другу), а также повысить доступность юридических услуг за счёт снижения стоимости и устранения «человеческого фактора».
1 AI-журналист, писатель и поэт: чьи тексты мы прочитаем в ближайшем будущем? - https://rb.ru/longread/ai-authors/
2 IBM Watson: где и как сейчас используются возможности суперкомпьютера? - https://habr.com/ru/company/ibm/blog/
225771/3
3 Артамонов В.А., Артамонова Е.В., Кулак Л.А. Безопасность информационно-коммуникационных технологий в контексте устойчивого развития социума // Цифровая трансформация. - Минск, 2019. - Вып. 2. - С. 36-45.
4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрное_зеркало_(телесериал)/
5 Артамонов В. А., Артамонова Е.В. Применение семантических технологий и блокчейн в юридической сфере // Защита информации. Инсайд. - Санкт-Петербург, 2019. - Вып. 2.
На какой базе строятся такие системы? Продукты LegalTech разрабатываются на базе блокчейн, методов семантики и онтологии, систем электронного документооборота (СЭД) следующего поколения. СЭД следующего поколения будут основаны на семантических технологиях и онтологическом подходе, основные принципы которого следующие: внедрение полностью электронного взаимодействия и автоматической обработки документов, переход от человеко-читаемых к программно-обрабатываемым описаниям электронных документов. На сегодняшний день документы как в бумажной форме, так и в электронной слабо структурированы и предназначены только для человека, эта беда замечена и с современными Интернет-ресурсами. Для решения проблемы «чтения документов роботами» исследователями предложена новая концепция — «Семантический Web». Семантический Web (см. рис. 1.) предполагает объединение разных видов информации в единую структуру, где каждому смысловому элементу данных будет соответствовать специальный синтаксический блок (тэг), все тэги составляют единую иерархическую структуру. Каждая страница семантической сети содержит информацию как на языке, понятном человеку (это то, что мы видим в браузере), так и на специальном языке разметки, понятном интеллектуальным программам-агентам (роботам).
Данные Правила
Данные Доверяв
Документы с семантикой Доказательства й 1 § а S з
Полоса
Словарь онтологии
RDF f ROF Schema
XML * HameSpice * XML Schema
Unicode ига
Рисунок 1.
Общая концепция «Семантического Web»
А чем же нам в юридической и управленческой сфере поможет технология блокчейн?
Блокчейн можно представить как защищенный от несанкционированного доступа цифровой реестр общего пользования, который ведет учет транзакций в публичной или закрытой одноранговой сети. Этот реестр, распределенный между всеми узлами сети, непрерывно записывает историю операций с активами между одноранговыми (одного порядка) узлами сети в виде блоков информации. Утвержденные блоки транзакций объединяются в цепочку, а блокчейн выступает в качестве единого источника достоверных данных. Сегодня юриспруденция все еще имеет дело с обычными реестрами, которые централизованы и находятся под контролем администратора или регулятора. При использовании централизованных традиционных систем возникают определенные риски ИБ, например, есть угроза несанкционированного доступа злоумышленника к базе данных и похищения конфиденциальной информации, а также «человеческий фактор» (действия инсайдеров, ошибки сотрудников и т.д.). Распределенные реестры по своей сути гораздо лучше защищены от атак. Основной принцип технологии блокчейн здесь следующий: юридический документ, заверенный электронной подписью, помещается в блок децентрализованного реестра (в блокчейн), таким образом, появляется неопровержимое свидетельство того, к какому соглашению пришли стороны, и временная метка, когда было заключено это соглашение.
На сегодняшний день есть такие сферы деятельности, которые уже можно смело переводить на технологию блокчейн - сделки с недвижимостью, страхование, голосование на выборах и т. д. На следующем этапе развития технологии блокчейн, возможен отказ от использования хорошо знакомого нам электронного документа (ЭД) и помещения его в блокчейн. В блокчейн будет помещаться юридически значимая запись, например, которая подтверждает факт перехода имущества от гражданина А. к гражданину В., а сотрудники судов, прокуратуры и т.д. будут оперировать в своей деятельности такими записями в реестре блокчейн. Здесь мы подходим к такому понятию, как смарт-контракты и применение их для составления типовых договоров и оформления коммерческих сделок.
Смарт-контракт (умный контракт) — это компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания разного рода контрактов в технологии блокчейн. Все условия контракта должны иметь математическое описание, они разрабатываются на специальном языке программирования, который позволяет реализовать алгоритм вида: «если... - то...». Сегодня с помощью смарт-контрактов можно описать наиболее простые и ясно сформулированные деловые взаимоотношения, состоящие из небольшого количества условий (например, сделку купли-продажи или процесс регистрации недвижимости). Исполнение смарт-контрактов осуществляется компьютерной программой, участие сторон и посредников в этом процессе не требуется, а изначально правильно заданные параметры в программе минимизируют риск недобросовестного поведения сторон при исполнении контракта. Но в дальнейшем предполагается
постепенный переход на естественные языки при составлении умных контрактов, заниматься этим смогут не только программисты, но и юристы и государственные служащие1.
Конечно же, массовое внедрение подобных систем, а также переход к смарт-контрактам в бизнесе и юриспруденции, и к криптовалютам в финансовой сфере создаст как позитивные последствия, так и негативные. К негативным можно отнести повышение уровня безработицы в юридической сфере, а также в области госуправления, изменение роли банков и других финансовых структур (постепенное их сокращение и преобразование в другие структуры).
Дистанционное образование и работа
Тема дистанционной работы и образования стала остроактуальной в последнее время по причине коронавирус-ной эпидемии во всем мире и чрезвычайных мер по карантину и самоизоляции, которые были приняты правительствами многих стран. Хотя для работников постиндустриальных сфер (ИТ, Интернет-маркетинг и т.д.) в принципе ничего особенно и не изменилось, т.к. удаленная работа и обучение в этих областях считаются обычным делом, по крайней мере в последние 10-15 лет.
Итак, с чем же столкнулись наши школы и вузы в связи с резким переходом на «удаленку»? С полной неготовностью как в плане технологической базы, так и с плохой подготовкой преподавателей и учащихся к таким формам обучения. Обучение стали проводить в популярных мессенджерах (Skype, Viber, в лучшем случае в Zoom), причем такими же методами, как и при очном обучении в классе, т. е. ученики решают задачу или тест на бумаге ручкой, сканируют (фотографируют на телефон) и передают преподавателю в мессенджере или по электронной почте для проверки.
Самыми «прогрессивными преподавателями» (в основном в ИТ и технических областях знания) были использованы стеки «условно-бесплатных» технологий, например, Slack + Trello (Jira, Confluence) + Google Docs + Zoom2.
Примерно на таком же уровне была организована дистанционная работа в компаниях, которые до этого никогда не сталкивались с удаленными командами. Некоторые учебные заведения, правда, уже наработали кое-какие дистанционные курсы на платформе Moodle, это свободное программное обеспечение (СПО)3.
Надо отметить, что вообще-то в дистанционном обучении за последние 10 лет наметился значительный прорыв в плане технологических платформ и методов обучения и выражается это в появлении новой концепции, которая получила название — «система управления обучением».
Система управления обучением (англ. learning management system, LMS или E-learning) - это программное приложение для администрирования учебных курсов в рамках дистанционного обучения.
Как правило, в корпоративной практике LMS интегрируются в более крупные SaaS-платформы для комплексного управления человеческим капиталом (Human Capital Management, HCM)4. HCM-платформа содержит в себе модули для управления обучением, компетенциями и талантами, подбора и оценки персонала, вознаграждения и материальной компенсации, аналитики, менеджмента и др.
Более подробно остановимся на принципах дистанционного обучения с помощью LMS. Итак, платформа LMS предназначена для дистанционного образования сотрудников или студентов, в том числе и с помощью мобильного приложения. Она включает в себя различные интерактивные курсы, систему автоматического тестирования учащихся, модули геймификации и статистики, а также средства для создания интерактивных курсов в стандартах типа SCORM.
SCORM - сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения: SCORM 1.2 и 2004, (англ. Sharable Content Object Reference Model 5.
С помощью этих спецификаций разработчики получили возможность создания инструментария для простого и интуитивно-понятного программного обеспечения, с помощью которого преподаватель сможет самостоятельно разрабатывать интерактивные курсы с механизмом обратной связи с учащимися. Интерактивный документ - это не просто статический конспект лекций или презентация, это курс, который включает в себя видео, графику, презентацию, текст, опрос учащихся и элементы геймификации.
Геймификация - это использование в приложениях для обучения наработок из игровой индустрии (игровые механики) для вовлечения и удержания пользователей6. Часто мы эту технологию встречаем в мобильных приложениях для обучения иностранному языку online, особенно на начальных уровнях. Именно такими методами можно эффективно обучать современное поколение школьников и студентов без скучных лекций и утомительной зубрежки.
Однако уже сейчас некоторые разработчики добавляют в свои продукты e-learning элементы дополненной реальности и даже виртуальной реальности. Например, мобильное приложение wARna, разработанное в Малазийском технологическом университете (UTM), с помощью которого можно обучить детей рисованию удаленно с использованием технологий дополненной реальности7. Для обучения нужно иметь специальную книжку-раскраску, упаковку цветных карандашей и мобильное приложение на смартфоне. Ребенок рисует карандашами в книжке, затем сканирует
1 LegalTech: Применение блокчейн и семантических технологий в юридической сфере. - http://itzashita.ru/blokcheyn-proektyi/legaltech-primenenie-blokcheyn-i-semanticheskih-tehnologiy-v-yuridicheskoy-sfere.html/
2 Связка SaaS сервисов для общения в организации на удаленке. - https://habr.com/ru/post/495814/?fbclid=IwAR1RpLbWj WHfn00sapUB8YPRl4-2SV5ymEbfKVy6CTwIiIlTKf3eEAtI-wQ/
3 About Moodle. - https://docs.moodle.org/38/en/About_Moodle/
4 Human Capital Management (HCM). - https://www.bamboohr.com/hr-glossary/human-capital-management-hcm/
5 https://ru.wikipedia.org/wiki/SCORM/
6 Что такое геймификация? - http://gamification-now.ru/wtf/
7 wARna. - https://ihumen.utm.my/magicx/project/warna/
рисунок прямо в мобильном приложении, в результате получает трехмерную модель нарисованного, причем с использованием тех же цветов, что и в книжке-раскраске. Так работает обучение с элементами дополненной реальности, но не за горами переход к технологиям виртуальной реальности, которая уже широко используется при создании компьютерных игр. Виртуальная реальность1 конструирует новый искусственный мир, а дополненная реальность2 лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.
Заключение
Прямо на наших глазах происходит цифровая трансформация, и совершается Industrie 4.0, что приведет в течение следующего десятилетия к полному переформатированию промышленности, юриспруденции, государственного управления, а также образования, медицины и сферы услуг. Технологической базой для новой промышленности станут робототехника и системы ИИ, применение LegalTech, блокчейна, криптовалют, СЭД нового поколения полностью трансформируют юриспруденцию, органы государственного управления, а также финансовую систему. Повсеместное внедрение E-learning, систем виртуальной и дополненной реальности произведет переворот в образовании и позволит готовить кадры для новой экономики 6 технологического уклада наиболее эффективно и быстро. Конечно же, все эти факторы вызовут и множество проблем как технических (в области информационной безопасности, повышении нагрузки на инфраструктуру сетей), так и социальных (рост безработицы, нервных и психических расстройств, суицидов, расслоения общества и т.д). Только согласованными и грамотными действиями по внедрению методов цифровой трансформации во всех ключевых отраслях экономики можно будет преодолеть данные негативные последствия форсированного перехода к 6 технологическому укладу.
1 https://m.wikipedia.org/wiki/Виртуальная_реальность/
2 Материал из Википедии [Электронный ресурс]. - URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополненная_реальность // (Дата обращения: 17.04.2020).