Ж. Я. Колычева
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные формы интеграционного взаимодействия властных структур и предпринимательства, что обуславливает, прежде всего, формирование устойчивого развития региона. Процессы интеграции на сегодняшний день протекают очень медленно. Исходя из этого, в работе также рассмотрены основные направления, способствующие повышению эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые позволят повысить устойчивость региональной экономики, улучшить инвестиционный климат, обеспечат социальное и инновационное развитие, добросовестную конкуренцию, поддержку высокотехнологичных секторов экономики, снизят административное давление на бизнес.
Ключевые слова
Предпринимательство, государство, регион, инвестиционный климат, инновационное развитие, конкуренция, административное бремя.
2014 № 4 (48) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Zh. Ya. Kolycheva
PERSPECTIVE FORMS OF INTERACTION OF POWER AND ENTERPRISE STRUCTURES
Annotation
In this article the main forms of integration interaction of power structures and business that causes, first of all, formation of a sustainable development of the region are considered. Integration processes proceed very slowly today. Proceeding from it, in work the main directions promoting increase of efficiency of measures of the state support of subjects of small and average business which will allow to increase stability of regional economy are also considered, to improve investment climate, will provide social and innovative development, fair competition, support of hi-tech sectors of economy, will reduce the administrative pressure upon business.
Keywords
Business, state, region, investment climate, innovative development, competition, administrative burden.
На сегодняшний день формы интеграционного взаимодействия малых и крупных предприятий получили эффективное развитие в развитых экономиках западных стран, что обусловлено, прежде всего, наличием развитой системы хозяйственного права, а также разветвленной инфраструктуры. В России правовая среда взаимодействия бизнеса еще не сформирована, инфраструктура только создается.
На наш взгляд, малое и среднее предпринимательство можно рассматривать как целостную экономическую систему, охватывающую совокупность всех внутренних и внешних экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма, определяющих институциональную среду предпринимательства.
Исследование субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что подавляющее большинство действующих малых предприятий — юридических лиц (85,9 %) — это микропредприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно эти не большие компании обеспечивают каждое третье рабочее место и 43 % вы-
ручки всего сектора малого и среднего предпринимательства. Отраслевая
структура малого и среднего предпринимательства, по итогам 2013 г., состоит в следующем: большее число предприятий малого и среднего бизнеса задействовано в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38 %), операций в сфере недвижимости (21 %), строительства (11 %), в сфере добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (11 %). Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли. Более половины ИП (53 %) занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств и бытовых изделий, (11 %) — транспортной деятельностью, столько же (11 %) — операциями с недвижимостью, предоставлением услуг, (7 %) — ИП работают в сельском и лесном хозяйстве. Последнее время появляется все больше предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также в производстве высокотехнологичной и наукоемкой продукции, но приоритет в малом бизнесе остаётся за
предприятиями торговли и сферы услуг — (25 %).
Структура институциональной среды малого и среднего предпринимательства отражает взаимосвязи структурных элементов, центральная ролевая нагрузка отводиться субъектно-институциональному составу участников. Особое значение в оценке институциональной среды предпринимательства в РФ имеет региональный подход, который позволяет при распределении государственной поддержки учесть неравномерные социально-экономические условия развития регионов России.
Однако, несмотря на интенсификацию усилий федеральных и региональных государственных органов в области поддержки малого и среднего бизнеса, доля мелких предприятий в валовом внутреннем продукте, как в целом по Российской Федерации, так и в Ростовской области все еще не превышает 15 %. Доля инновационных предприятий в этом секторе экономики по разным статистическим данным составляет от 1,5 до 3 %. Это позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство Российской Федерации в области регулирования и поддержки инновационного малого и среднего бизнеса не предоставляет эффективное решение многих серьезных проблем, препятствующих успешному развитию этого сектора экономики.
Несмотря на принятие, федеральными государственными органами серьезных мер для уменьшения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, в этой сфере много серьезных проблем все еще остаются.
В частности переход, предусмотренный соответствующими федеральными законами к страховым принципам, привел к существенному увеличению совокупного тарифа страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения. Более того, переход к уплате
страховых взносов поставил таких налогоплательщиков в неравное положение с прочими налогоплательщиками, для которых с 2011 г. полностью отменяется уплата единого социального налога. Это связано с тем, что доля вкладов во внебюджетные фонды не удалена из структуры налоговых обязательств для упрощенной системы налогообложения и к однородному налогу на вмененный доход, а перераспределена между региональными и муниципальными бюджетами.
В условиях острой нехватки оборотного капитала и постоянного повышения цен за сырье, материалы и энергоносителей увеличение налоговой погрузки может привести к острому сокращению числа операционных предметов малого и среднего предпринимательства и существенного уменьшения их доли в валовом внутреннем продукте. Кроме того, операционная система налогообложения оказывает обескураживающее влияние на развитие предметов малого и среднего бизнеса, осуществляющих вовлечение результатов научно- технической деятельности в хозяйственный оборот. Поскольку мировая практика показывает, что подобная деятельность требует большие финансовые инвестиции, и реализация инновационных продуктов и услуг в большинстве случаев соединяется к высоким рискам рынка, который значительно увеличивает период окупаемости таких инвестиций.
Исходя из вышеупомянутого, необходимо подчеркнуть еще раз, что в отличие от практики в развивающихся странах, в России транснациональные компании пытаются не использовать услуги российской торговли и посреднические мелкие предприятия, и создают и облокачиваются на собственные отделения перед производством. В сфере российского малого бизнеса, результатами многочисленных опросов, уровень соревнования очень высок, но это влияет на монополистическое положе-
ние ведущих крупных предприятий немного.
По нашему мнению, взаимодействие малых фирм и предприятий крупного бизнеса в российской экономике может служить эффективным инструментом экономической политики в решении приоритетных задач, включая:
• стимуляцию инновационной деятельности в российской экономике;
• замену импорта и увеличение доли высокотехнологичного экспорта в региональной экономике;
• вопросы развития депрессивных территорий и моногородов.
Предпринятый Гончар К. Р. анализ инновационной активности крупнейших российских предприятий показал, что инновации концентрируются в сверхкрупных компаниях, что в литературе объясняется следующими причинами: обеспеченность ресурсами и более высокая устойчивость к рискам неопределенности; издержки по передаче инноваций внутри крупной корпорации ниже, чем при выходе с ними на рынок (рыночные трансакционные издержки выше); современные инновации есть результат профессионального проведения научно-технических исследований, что под силу только крупному бизнесу; отраслевая предопределенность (только в нескольких отраслях малые фирмы выступают инноваторами.
Фактор размера предприятия оказывает решающее влияние на вероятность, чтобы появиться среди инновационно активных предприятий. С ростом размера инновационная составляющая снижается, так как возникают проблемы с управлением крупной организацией, инновационная деятельность становится частью бюрократического процесса и ростом рыночной силы вместе с размером идет к инерционному поведению. Кроме того, в стратегии таких корпораций инноваций находятся на периферии, которая определена структурными особенностями российской экономики, обеспеченностью ре-
сурсами, ведущей ролью в объеме экспорта и заполнения государственного бюджета и возможности использовать административный ресурс на высшем уровне. Крупные корпорации используют инновации для технологического перевооружения, и говорить о переходе от «арендованной» модели развития к инновационному все еще преждевременно. То же самое подтверждено, сравнивая их инновационную деятельность с конкурирующими корпорациями на мировом рынке, где внутренние новаторы показывают серьезную технологическую задержку и не стремятся преодолеть ее.
В отличие от крупных корпораций, небольшие инновационные предприятия получают прибыль предприятия при условии:
• использование стратегии сосредоточилось на малых нишах рынков;
• отсутствие жестокой конкуренции и трудных барьеров на рынке;
• низкая капитальная интенсивность производства и наступления на рынок;
• использование результатов основных, первопроходческих научных исследований в граничных областях науки и оборудования;
• возможности прямых контактов с потребителями;
• возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложения их к различным потребностям;
• относительная стабильность экономических условий деятельности и стабильности основных цен на сырье, материалы, энергию, и т. д.
Основные проблемы при создании новых и развитии существующих малых инновационных фирм в России связаны с финансированием, кадровыми вопросами и административными барьерами. Нехватка собственных средств, неразвитость венчурного финансирования, невозможность получения банковских кредитов на старте бизнеса по причине
отсутствия залога и рискованности инновационного проекта зачастую служит непреодолимым барьером для развития малой фирмы. Серьезные требования предъявляются к персоналу малого инновационного предприятия. У сотрудников должны быть достаточный образовательный уровень и квалификации, определенное знание и навыки работы в областях, смежных с главной специализацией, и также на междисциплинарном уровне. В инновационной деятельности востребована работа эксперта на нескольких стадиях выступающего процесса, успешно взаимодействуя, таким образом, с другим штатом фирмы, имеющей другую специализацию (этот тезис описан определением «инновационная разработка»). Недостатки стандартной законодательной базы производит административные барьеры (процедуры налогового ведомства, деятельность инспекционных органов, лицензирование, связь с техническими сетями и доступ к земельным участкам, и т. д.). Мы укажем также на существование инновационных промежутков между структурными частями экономики: образование, бизнес и наука. Нет никакого взаимодействия между этими компонентами экономики, на основе которой должна быть создана национальная инновационная система. В сегменте науки неразработанная защита интеллектуальных услуг, нет никакого спроса на научно-технические проекты и технологии; у промышленного сектора вследствие изнашивания оборудования и применения устаревших технологий нет финансовых средств для приобретения инновационного продукта.
Импортозамещение, как одно из направлений эффективного развития реального сектора экономики и при условии использования механизма взаимодействия крупного и малого бизнеса, может быть выбрано в качестве инвестиционного направления. Поскольку спрос на товар или технологию подтвержден импортом, то наличие в реги-
оне доступного сырья, большого внутреннего рынка и опыта производства может послужить отправной точкой для начала реализации программы импорто-замещения. В такой программе, при условии поддержки со стороны региональных властей и участия крупных предприятий, будут задействованы и малые предприятия, как наиболее интегрированные в местные рынки. Им-портозамещение увеличит независимость экономики от зарубежных поставок и снизит дифференциацию между регионами внутри страны.
Необходимо указать на роль малых предприятий в развитии депрессивных территорий и моногородов. Государство финансирует развитие таких территорий через программы, однако вопросы привлечения к их реализации малых фирм находятся в ведении руководства регионов. Малый бизнес призван снизить зависимость экономики моногородов от градообразующих предприятий через создание новых рабочих мест, использование ресурсов территории, поступление отчислений в местный бюджет.
В некоторых отраслях (горнодобывающая промышленность, нефтедобыча) корпорации передают мелкие, низкорентабельные, сложные (с высокой долей трудноизвлекаемых запасов — к 75 %) месторождения мелким предприятиям, которые в некоторых случаях используют инновационные технологии, который позволяет им привлекать в отрасль инвестиции и обеспечивать рост нефтедобычи. Как показывает мировой эксперимент, небольшие нефтяные добывающие компании существуют в тех странах, где рыночные отношения развиты: в национальной нефтедобыче в США их акция делает 40 %, в Канаде — 33 %, на мировом рынке сырой нефти — 15 %; в России в 2004 г. эта акция достигла 10 %, но к концу 2012 г. уменьшился к 4 %. Регулярность динамики естественных необратимых изменений источника сырья,
истощения уникальных и крупномасштабных депозитов, увеличения доли небольших областей, роста остатка и трудноизвлекаемых запасов на фоне резкого снижения прироста запасов углеводородов в недрах по России, достаточно известны. Это предопределяет объективную потребность изменения структуры и весов нефтяных компаний, работающих в различных регионах — их более узкая специализация и сокращение размеров. Таким образом, у небольших компаний есть более высокие объемы инвестиций в производство, превышая уровень отделения в 2-4 раза. И вследствие прозрачности малого бизнеса (монотоварное производство) объемы налоговых назначений на нефтяной тонне всегда превышали средние уровни отделения к 2-2,5 разам. Обычно они платят налоги по месту нахождения и являются основанием бюджетообразо-вания и деятельности области, особенно в отдаленных городах и поселениях.
Взаимодействие крупных и малых предприятий и реализация государственной поддержки бизнеса осуществляется, в основном, на региональном уровне. Для определения наиболее эффективной формы взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо учитывать следующие факторы: уровень внедрения инновационных продуктов, характеристики конкурентной среды взаимодействующих предприятий и ресурсное обеспечение их деятельности, наличие кластеров и промышленных зон в регионе. Как указывает Алешин А. В., соотношение уровня развития предприятий разного масштаба — это важнейший вопрос государственной политики, поскольку именно малый бизнес создает стабильность в стране, обеспечивая налоговые потоки, менее зависящие от состояния и уровня всей мировой экономики (малым предприятиям гораздо проще приспособиться к изменению конъюнктуры), но крупные национальные и транснациональные компании, наряду с государством, спо-
собны обеспечить долговременную стратегическую поддержку инновационно ориентированной модернизации.
Рассматривая малый бизнес как структурный элемент региональной экономики, необходимо обратить внимание на тот факт, что малый бизнес в целом, и в инновационной сфере, в частности не может развиться без развитого сегмента крупных бизнесменов, предоставляющих малому бизнесу заказы на производство их или тех товаров и услуг. В этом отношении необходимо полагать, что малый и крупный бизнес должен взаимодействовать и дополнять друг друга.
Также необходимо отметить, что в регионе есть не прочные традиции в области взаимодействия малого бизнеса и властей. В целом, можно сказать, что в регионе сложилась иждивенческая позиция со стороны бизнеса. Представители малого бизнеса сосредоточены больше на получении любых существенных привилегий и помощи местных органов власти (в форме различных налоговых привилегий, субсидий, льготных кредитов, и т. д.), однако в направлении укрепления связей партнера с другими секторами экономики, развития самоуправления в отделении или своего рода деятельности, увеличения эффективности собственного производства практически не работают.
Малые фирмы нужно рассмотреть как потребителей соответствующих государственных услуг со всем, что это подразумевает:
• развитие региональной компании PR при рекламе их или тех типах поддержки малого бизнеса,
• регулирование прямого личного контакта штата администрации с представителями малого бизнеса,
• выполнение подробной объяснительной работы с ними,
• пропаганда и другие технологии управления перешли к сфере государственного управления.
Взаимодействие малого бизнеса с государством как одно из самых значительных мест экономического обращения принимает расширение возможностей участия предметов малого бизнеса в доставках производства, выполнении работы и предоставляющих услуг для государственных потребностей. Это предоставляет мелким предприятиям гарантируемый рынок продаж, способствует стабилизации финансового положения, стимулирует увеличение технологического уровня производства и качество производства. Важность этого направления поддержки малого бизнеса подтверждена зарубежным опытом.
Таким образом, взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса служит эффективным инструментом развития экономики на основе сбалансированного развития взаимодействующих субъектов. Оно связано с характерными для инновационной экономики процессами возрастания роли научно-технических достижений, сокращения транзакционных издержек, повышения уровня специализации в условиях конкурентоспособной среды. В современной России получили развитие различные формы взаимодействия крупных, средних и малых предприятий, но их масштаб и эффективность пока отстают от уровня задач кластерного подхода к модернизации предпринимательской деятельности.
Библиографический список
1. Гончар, К. Р. Инновационное поведение сверхкрупных компаний: ленивые монополии или агенты модернизации? / Препринты. НИУ ВШЭ. Серия WP1 «Институциональные проблемы российской экономики». — 2009. — № WP1/2009/02.
2. Дорошенко, В. П. Потенциал малого инновационного предприятия в современной России: некоторые про-
блемы и особенности // Управление экономическими системами. — 2012. — № 12 (48).
3. http://www.uecs.ru/index.php? option=com_flexicontent&view=items& id=1864:2012—12—24—10—46—18.
4. Алешин, А. В. Институциональная инфраструктура взаимодействия малого и крупного бизнеса в системе региональной экономики: инновационная составляющая // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2006. — Т. 4. — № 1.
5. Тяглов, С. Г., Колычева, Ж. Я. Пути инновационного развития малого бизнеса в системе региональной экономики. — Ростов н/Д : Содействие — XXI век, 2013.
Bibliographic list
1. Gonchar, K. R. Innovative behavior of the superlarge companies: lazy monopolies or agents of modernization? / Preprints. NIU HSE. WP1 «Institutional Problems of the Russian Economy» series. — 2009. — № WP1/2009/02.
2. Doroshenko, V. P. Capacity of the small innovative enterprise in modern Russia: some problems and features // Management of economic systems. — 2012. — № 12 (48). — URL : http://www.uecs.ru/ index.php?opti on=com_flexicontent& view=items&id=1864:2012-12-24-10-46-18.
3. Alyoshin, A. V. Institutional infrastructure of interaction of small and large business in system of regional economy: innovative component // Economic bulletin of the Rostov state university. — 2006. — Vol. 4. — № 1.
4. Tyaglov, S. G., Kolycheva, Zh.Ya. Ways of innovative development of small business in system of regional economy. — Rostov-on-Don : Assistance — the XXI century, 2013.