Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса в России в контексте перехода к инновационному экономическому росту'

Развитие малого и среднего бизнеса в России в контексте перехода к инновационному экономическому росту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МСБ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / КРИТЕРИЙ ЧИСЛЕННОСТИ ДОЛЯ В КАПИТАЛЕ / BANK CREDITING / THE MODERNIZATION OF ECONOMICAL POLITICS / THE CRITERIA OF NUMBER / SHARE IN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачев Е.А.

В статье излагается роль малого и среднего предпринимательства в национальной и мировой экономиках. Современные концепции участия государства в поддержке малого и среднего бизнеса, а также негативные проявления в их развитии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толмачев Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there is developing the part of the slight and medium business in the national and global economy. There are the current conceptions of state participation in the slight and medium business supporting as well as negative demonstrations in their development.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в России в контексте перехода к инновационному экономическому росту»

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

DEVALOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN RUSSIA AT TRANSITION TO INNOVATIVE ECONOMIC

GROWTH

E.A. Толмачёв

МГСУ ИЭВПС, кафедра ПОГР

В статье излагается роль малого и среднего предпринимательства в национальной и мировой экономиках. Современные концепции участия государства в поддержке малого и среднего бизнеса, а также негативные проявления в их развитии.

In the article there is developing the part of the slight and medium business in the national and global economy. There are the current conceptions of state participation in the slight and medium business supporting as well as negative demonstrations in their development.

В настоящее время основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1. Данный закон в ст.4 дает определения субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

1 Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ , статья 4

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства2.

Предпринимательство как таковое — это уникальное сочетание независимости и ответственности, инновации и стабильности. Малый и средний бизнес — это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества. В большинстве стран мира малый бизнес является основой среднего класса. Поэтому заинтересованность государства в развитии малого бизнеса связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России.

По данным Министерства экономического развития РФ3, в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.

Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний — малые, 50-60 % объема рынка металлопластиковых окон — компании малого бизнеса, предприятия производят более 30% витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70% рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60% валовой продукции.

Достижение амбициозной цели — войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России — невозможно без формирования развитого сектора малых компаний. Это является следствием следующих факторов:

Во-первых, малый бизнес имеет особое значение для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, — чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.

Во-вторых, малые компании — эта та среда, откуда в перспективе «вырастают» и средние компании, и крупные глобальные корпорации.

В-третьих, основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении уровня жизни и реализации модернизационной экономической политики.

2 В настоящее время в этом отношении действует Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3 Доклад Министра экономического развития РФ Э. Набиуллиной на Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес — основа социально-экономического развития России в XXI веке», 26 мая 2008 г., г. Москва.

И наконец, малый бизнес во всех странах является своего рода «полигоном» для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного «перехода».

Ряд теоретических и эмпирических исследований последнего времени указывает на ключевой вклад инноваций и особую роль предприятий среднего и малого бизнеса (МСБ) в интенсификации экономического развития. Особая роль МСБ анализируется и убедительно доказывается в целом ряде работ, опубликованных международными финансовыми организациями, такими как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Всемирный Банк. Обсуждается эта тема и на уровне Европейского Союза (ЕС), а также государственными и общественными институтами большинства стран мира.

Во-первых, по оценкам специалистов на долю МСБ приходится более 90% действующих предприятий в большинстве стран мира, обеспечивающих львиную долю рабочих мест. Более того, учитывая динамизм и гибкость, присущую этим структурам, они имеют первостепенное значение с точки зрения создания новых рабочих мест и во многих странах по существу являются их единственным источником. Это происходит в развитых странах, где крупные фирмы стремятся оптимизировать численность персонала и делокализовать производство, это верно и для стран с переходной экономикой (OECD 1997, Beck, Demirguc-Kunt, Levine 2005)4. Во-вторых, отдельные ключевые элементы необходимы для создания условий, способствующих росту динамичных и быстро развивающихся предприятий малого и среднего бизнеса. В широком смысле, они включают:

• Благоприятный налоговый режим;

• Эффективные и стабильные макроэкономические условия;

• Благоприятный правовой режим, основанный на безусловном верховенстве закона и договорного права;

• Свободный доступ к разнообразным источникам финансирования;

• Ограниченное вмешательство бюрократических институтов, позволяющее участникам рынка свободно выходить и уходить с рынка.

В-третьих, одной из основных трудностей при использовании термина "малые и средние предприятия" является возможность его применения к очень разнородным субъектам. На первый взгляд, единственным общим для всех критерием является ограниченное число работников такого предприятия, которое может варьироваться от одного (индивидуальные предприниматели) до нескольких сотен. При этом виды деятельности, отрасли, в которых предприятия работают, их оборот и т.д. могут быть различны. Предприятия МСБ занимаются практически всем, за исключением, пожалуй, капиталоемких проектов, требующих значительных трудовых ресурсов, что остается монополией больших фирм.

Несмотря на указанные трудности, предпринимались неоднократные попытки сделать термин "малые и средние предприятия" более предметным. В настоящее время обычно используют термин, установленный Европейской Комиссией, который в ходу во всех странах Евросоюза. Термин был принят на основании Рекомендации Европейской Комиссии от 3-его апреля 1996 года5 с целью установления четкой системы кри-

4 Доклад Ж.Вальтера «Содействие развитию инновационных предприятий малого и среднего бизнеса» в Российско-Европейском Центре Экономической Политики (РЕ-ЦЭП), Москва, 2005г

5 Центр документации ЕС Института Европы РАН. Выпуск №4: апрель-июнь 1996г., http://www.edc-aes.ru/site/ru/union/archive/vipusk_4.html

териев для определения сверхмалых, малых и средних предприятий. Критерии, определяющие принадлежность предприятий к малому и среднему бизнесу: сверхмалые предприятия - максимальное число работающих - менее 10 человек, малые предприятия - максимальное число работающих - менее 50 человек, максимальный оборот - 7 млн. евро, максимальная величина валюты баланса - 5 млн. евро, средние предприятия - максимальное число работающих - менее 250 человек, максимальный оборот - 40 млн. евро, максимальная величина валюты баланса - 27 млн. евро.

Для отнесения к категории МСБ или сверхмалых предприятий, предприятие должно отвечать классификационному критерию численности персонала, а также одну из двух принятых финансовых параметров: величине оборота или валюте баланса. Кроме этого, предприятие должно быть независимым, что означает ограничение по доле в капитале до менее 25%, принадлежащих одному предприятию (или находящихся в совместном владении группы предприятий), которое не подпадает под определение МСБ или сверхмалого предприятия. Пороговые значения для торгового оборота и валюты баланса регулярно корректируются с учетом меняющихся экономических условий в Европе (обычно каждые четыре года).

Это определение термина "малые и средние предприятия" имеет, однако, чисто прикладной характер, поскольку никоим образом не помогает понять связь между МСБ, экономическим развитием и конкурентоспособностью. В этой связи развитие предприятий МСБ ради самого развития не должно быть приоритетным для России. Доказанной связи между развитием МСБ, усилением конкурентоспособности и экономическим ростом нет ни в экономических теориях, ни в эмпирических исследованиях (Warner, 2001)6. Есть примеры и впечатляющие примеры, однако, здесь играет роль целый ряд факторов. В этом смысле, ключом является развитие не просто МСБ, а именно конкурентоспособных МСБ, что опять относит нас к проблеме связи между конкурентоспособностью, новаторством и экономическим ростом.

Повышение конкурентоспособности стало важнейшей задачей экономической политики. Опыт промышленно развитых и развивающихся стран показывает, что распространение знаний и развитие инновационных процессов являются ключом к успешному развитию экономики в целом. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что именно малым и средним предприятиям предстоит сыграть важнейшую роль в инновационном процессе, обеспечивая постоянное совершенствование продукции, процессов, технологий и организации. Они уже не просто традиционные поставщики услуг и подрядчики крупных корпораций. Они стали одним из основополагающих элементов новой глобальной экономики, основанной на всевозрастающем значении инноваций.

В самом широком плане существует два вида МСБ с точки зрения их отношения к инновациям и знаниям: это предприятия, которые создают инновационный продукт и те, которые им пользуются. И если первая категория весьма немногочисленна, то вторая составляет абсолютное большинство. Однако любая фирма, какой бы малой она не была, и какой бы простой деятельностью она не занималась, способна извлечь выгоду из достижений технического прогресса и инноваций. В этом смысле, если не считать доступа к финансированию, доступ к новым технологиям играет решающую роль для конкурентоспособности МСБ. Новые технологии необходимы МСБ для адаптации к требованиям глобальных рынков, сокращения издержек производства и обеспечения стабильного роста.

6 Доклад Ж.Вальтера «Содействие развитию инновационных предприятий малого и среднего бизнеса» в Российско-Европейском Центре Экономической Политики (РЕЦЭП), Москва, 2005г.

Несомненно, существует существенные различия между предприятиями МСБ, которым необходимо приобрести новые технологии и теми, которые стремятся эти технологии развивать и совершенствовать. Согласно всесторонним исследованиям мелких фирм, выполненных Европейской Комиссией (European Commission 1998)7 и ОЭСР (OECD, 1997)8 предприятия МСБ можно разбить на три основные группы:

1. Разработчики технологий. Эта категория не превышает 1 - 2% от общего числа МСБ. Однако именно они играют ведущую роль в развитии МСБ, обеспечивая предприятия инновационными продуктами и технологическими процессами;

2. Ведущие пользователи технологий. На их долю приходится до 15% от общего числа МСБ в развитых странах. Они не занимаются собственно разработкой новых инновационных идей, но их деятельность напрямую связана с эффективным использованием инновационных продуктов и технологических процессов;

3. Пользователи технологий. Таких среди предприятий МСБ большинство. Их деятельность в строгом смысле не связана с созданием новых технологий, однако в своей деятельности они в большей или меньшей степени зависят от их эффективного использова-

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» опубликовала ежегодный отчет «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 2007-2008 г.г.»9, подготовленный на основании масштабного опроса российских предпринимателей — в данном исследовании опрошено более 5,5 тыс. респондентов в 40 регионах России. Предметом исследования 2007-2008 гг. стала тема доступности ресурсов для развития бизнеса. По результатам анализа этого отчета можно выделить 3 фактора, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса и повышение его доли в экономике регионов:

1) условия спроса в регионе

2) специфика отраслевой структуры экономики региона;

3) региональный бизнес-климат (совокупность условий для развития МСП в регионе).

Первые два фактора можно охарактеризовать как «базовые», т.е. существующие как данность и наиболее сложно поддающиеся влиянию. На сегодняшний день доля МСБ в российских регионах во многом определяется базовыми факторами, благодаря которым в основном и развивается малый и средний бизнес на нынешнем этапе. Бизнес-климат пока не достиг того уровня благоприятствования, когда он мог бы оказывать существенное влияние на повышение доли МСБ в экономике регионов. Анализ условий для развития малого предпринимательства в секторе обрабатывающих производств показывает, что и в числе лидеров, и в числе аутсайдеров имеются регионы совершенно разных типов и с разными стартовыми условиями.

Для развития МСБ наиболее серьезным препятствием является низкая доступность персонала для предприятий МСБ, на втором месте — низкая доступность финансовых ресурсов, примерно такую же значимость имеет несправедливая конкуренция со стороны более крупных компаний. Существенное негативное влияние на развитие бизнеса оказывает также низкая доступность помещений и требования регулирующих органов.

7 Центр документации ЕС Института Европы РАН

8 Доклад Ж.Вальтера «Содействие развитию инновационных предприятий малого и среднего бизнеса» в Российско-Европейском Центре Экономической Политики (РЕЦЭП), Москва, 2005г.

9 Сайт Российского Банка Развития: http://www.rosbr.ru/files/publications/OporaResearch-2007.pdf

Факторы бизнес-климата:

• доступность земельных участков остается достаточно серьезной проблемой для предприятий МСБ;

• в сфере недвижимости наибольшие сложности связаны с поиском производственных помещений;

• низко оценивается доступность энергетических мощностей;

• высоко оценивается доступность выставочных помещений;

• развитость транспортной инфраструктуры в целом оценивается положительно и удовлетворяет потребностям МСБ; достаточно высоко оценивается доступность логистической инфраструктуры (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);

• меньше всего проблем предприниматели испытывают с телекоммуникационной инфраструктурой: подавляющее большинство опрошенных оценили соответствие этой инфраструктуры потребностям своего бизнеса очень высоко;

• существенной проблемой для большого количества предприятий МСБ является проблема с наймом квалифицированных рабочих; а также проблема низкой доступности квалифицированных инженеров и других технических специалистов;

• доступность и качество специализированных образовательных программ по развитию бизнеса оценивается в целом положительно;

• процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ;

• коррупция и организованная преступность не воспринимаются бизнесом в качестве самой серьезной проблемы;

• среди тех компаний, которые используют практику незаконных выплат, средний размер выплат оценивается на уровне 6% от выручки компании, однако некоторое количество представителей МСБ признало, что направляет более четверти своей выручки на незаконные платежи;

• участие компаний в региональных программах поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса достаточно невысоко; в муниципальных программах поддержки МСБ приняло участие еще меньшее количество предпринимателей; а количество предпринимателей, которые когда-либо принимали участие в федеральных программах поддержки МСБ, является самым низким.

Финансирование МСБ:

• источником стартового капитала при создании компаний в подавляющем большинстве случаев являются средства учредителей; некоторое значение имеют и такие источники, как средства частных инвесторов, а также банковские кредиты; при этом банковские кредиты для частных лиц более распространены, чем для компаний — причина в том, что во многих случаях кредиты для частных лиц оказываются доступнее и выгоднее;

• при финансировании развития бизнеса ключевое значение имеют два источника - средства частных инвесторов и банковские кредиты для компаний; однако достаточно часто используются и банковские кредиты для частных лиц; государственная поддержка как источник финансирования для бизнеса имеет значение на уровне статистической ошибки; лизинг используется слабо; венчурные фонды пока что не работают как источник средств для старта бизнеса или его развития;

• ситуация с финансированием МСБ в России сильно отличается от ситуации в Европе, где основным источником финансирования являются банковские кредиты для

компаний; второе место по значимости занимает лизинг, достаточно большое значение имеет и государственная поддержка;

• одним из объяснений того факта, что российские предприятия МСБ относительно редко обращаются в банки за получением кредита, является достаточно распространенное среди предпринимателей убеждение, что с банками не стоит связываться и лучше найти резервы в собственном бизнесе или обратиться за кредитом к знакомым/ родственникам; недоверие со стороны предпринимателей не подтверждается практикой тех, кто все же обратился в банки и потратил время на подготовку заявки; у большинства предпринимателей, обратившихся в банки, заявки на получение кредита были удовлетворены; наиболее частой причиной неудовлетворения заявок является проблема отсутствия залога у предпринимателя;

• на российском кредитном рынке предприятиям сложно найти простые в получении и недорогие кредиты на краткосрочный период; с другой стороны, проблемой остается низкая доступность долгосрочных кредитов; самый распространенный период кредитования — больше полугода, но меньше трех лет;

• разброс процентных ставок по кредиту велик; примерно половина кредитов была предоставлена по ставке выше 18% годовых по рублевому кредиту;

• предприниматели в России предпочитают разделять бизнес и личное имущество и не рисковать последним, предоставляя его в залог; три четверти предприятий, привлекших кредит, предоставили залог, составлявший не более 100% от величины кредита, при этом для более чем половины предприятий залог составил менее 75% от величины кредита;

• в России МСБ исходит из тех рациональных соображений, что и МСБ в странах Евросоюза: чаще всего полученные кредиты используются на пополнение оборотного капитала и покупку оборудования;

• основным источником информации о финансировании для МСБ являются сами банки; на втором месте, с существенным отставанием от банков, идут три источника — бухгалтер и юрист, обслуживающие компанию, и информация, полученная при деловых контактах;

• многие стороны банковского кредитования МСБ соответствуют мировой практике; проблема заключается в следующем: 1) процедура подготовки и рассмотрения заявок в банках не всегда удобна для МСБ; 2) высокая стоимость кредитов для МСБ; 3) недоступность долгосрочных кредитов и неудобные условия получения краткосрочных кредитов; 4) практическое отсутствие кредитных возможностей для только что стартовавших компаний и предприятий, действующих в «нематериальной» сфере производства.

Высокие барьеры входа на рынок, в особенности:

• финансовые — например, по данным исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в Москве в 2009 году», проведенного НП «МЦРП» совместно с Межрегиональным маркетинговым центром10, стартовая сумма, необходимая для открытия малого предприятия розничной торговли и общественного питания в Москве, составляет $379 тыс., оптовой торговли — $316 тыс., а производственного предприятия — $524 тыс.

• административные — не секрет, что отдельные виды бизнеса порой «кры-шуются» местными чиновниками, в связи с чем новый участник рынка подвергается

10 НП "Московский центр развития предпринимательства" http://www.mbm.ru/

колоссальному давлению со стороны проверяющих органов, задерживается выдача лицензий и разрешений.

Административное давление и коррупционные механизмы:

• чрезмерное администрирование и вмешательство органов власти, часто в нарушение антимонопольного законодательства (доля таких нарушений, фиксируемых Федеральной Антимонопольной службой (ФАС) России, велика — почти половина от всех дел о нарушениях антимонопольного законодательства);

• требованиями регулирующих органов в последнее время стали более жесткими, менее выполнимыми и более затратными для малых и средних предпринимателей;

• процедуры налогового администрирования остаются серьезным барьером для развития МСБ.

Наличие определенных ограничений в общественном сознании:

• низкий уровень правовой культуры и деловой этики;

• невысокий уровень доверия предпринимателей к банковской сфере;

• наличие фискального подхода к предпринимательству у чиновников различных ветвей и уровней власти.

В связи с наличием указанных ограничений в общественном сознании важным является решение задачи повышения финансовой грамотности населения, в том числе и студентов технических специальностей. Это может стать важным фактором развития малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: банковское кредитование МСБ, модернизация экономической политики, критерий численности доля в капитале .

Key words: bank crediting, the modernization of economical politics, the criteria of number, share in capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.