ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ
И СТРАН БРИКС*
К.В. Саяпина, Е.А. Дегтерева, А.М. Зобов
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена поиску эффективных форм взаимодействия России и стран — партнеров БРИКС в контексте индустриального и военно-технического сотрудничества. В работе проведена оценка текущей ситуации в контексте партнерства России со странами-участницами. Так, в рамках военно-технического сотрудничества были проанализированы особенности политики по экспорту и импорту вооружения, а также исследованы преимущества и недостатки использующихся финансовых механизмов (таких, как экспортное кредитование, офсетные обязательства, компенсационные платежи, государственное страхование экспортных операций, прямая финансовая помощь, схема лизинга). В статье выделяются наиболее потенциально значимые формы взаимодействия: разработка системы инвестиционных соглашений, внедрение совместных программ по исследовательской деятельности и образованию, создание совместных платформ и научных центров. Делается общий вывод о значимости сотрудничества России и стран БРИКС в различных направлениях в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: БРИКС, научно-производственное сотрудничество, военно-промышленная кооперация
Создание БРИКС явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала XXI в. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮжноАфриканская Республика) играют весомую и постоянно растущую роль в мировой политике и международных отношениях.
Работы многих специалистов посвящены ключевым направлениям партнерства и развития, а также наиболее актуальным вызовам и проблемам в контексте альянса БРИКС: особенностям формирования экспортной политики Китая [4;
* Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых, грант номер МК-6496.2015.10.
7], анализу рисков промышленной политики ЮАР [1; 3], контролю вооружений в Индии [6; 8; 16; 19], проблемам развития экономики Бразилии и латиноамериканского региона [5; 9; 11; 13].
В рамках данной статьи авторами предпринята попытка проанализировать перспективные направления сотрудничества в различных областях между Россией и странами — партнерами БРИКС, обладающие наибольшим потенциалом в долгосрочном плане.
Так, в контексте развития военно-технического сотрудничества на сегодняшний день существует достаточно много потенциальных направлений для взаимодействия с партнерами в рамках БРИКС. На данный момент Россия работает напрямую с каждой страной, тем не менее выделяются определенные перспективы построения сотрудничества в общих проектах по разработке продукции военного назначения, с участием нескольких государств.
Военное сотрудничество российских предприятий на рынках БРИКС: перспективные финансовые механизмы
На использование в настоящее время определенных типов финансовых механизмов военного сотрудничества России и стран БРИКС прямым образом влияет наличие глобальных тенденций в военно-оборонной промышленности, которые заключаются в следующем.
1. Современная экономика находится на постиндустриальном этапе развития, когда значительная часть добавленной стоимости создается не в сфере производства, а в сфере обслуживания. Данные процессы затрагивают в полной мере и рынок вооружений. Так, при поставке вооружения и военной техники на зарубежных рынках предлагается целый спектр военно-технических услуг, к которым относятся консультационные услуги по укреплению потенциала вооруженных сил (до закупки), услуги по последующему техническому обслуживанию и ремонту, подготовке национальных кадров для стран-покупателей, обеспечение запасными частями, а также технической и эксплуатационной документацией, услуги по утилизации. Таким образом, собственно поступления от поставок непосредственно вооружения и военной техники составляют лишь малую часть от экспортных поступлений ведущих военно-промышленных корпораций стран БРИКС.
2. Для расширения объемов заказов вооружения и военной техники ведущие поставщики все шире используют различные финансовые механизмы, среди которых особо выделяется практика компенсационных платежей, выделения экспортных кредитов и государственного страхования экспортных сделок, а также прямой финансовой помощи компаниям ВПК. В рамках компенсационных платежей поставщики вооружения и военной техники возвращают часть добавленной стоимости за поставленный заказ покупателю, отдавая компаниям покупателя на субподряд часть работ по производству данной продукции. Под компенсационными платежами понимается также оплата покупателем вооружения и военной техники посредством финансовых ресурсов, полученных от страны поставщика в счет каких-либо смежных платежей (чаще всего за оплату пребывания военных баз).
Использование целевых экспортных кредитов чрезвычайно выгодно странам БРИКС в условиях поддержки национальных военно-промышленных корпораций на внешних рынках. Основным участником здесь являются преимущественно агентства по экспортному кредитованию (ЭКА). Так, 16 июля 2014 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортно-кредитными агентствами со стороны ABGF (The Brazilian Guarantees Agency, Бразилия), ЭКСАР (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов, Россия), ECGC (Export Credit Guarantee Corporation of India Limited, Индия), SINOSURE (China Export & Credit Insurance Corporation, Китай), ECIC (The Export Credit Insurance Corporation of South Africa, ЮАР).
Финансовая помощь напрямую не связана с мерами экспортной поддержки и относится к более широким общеэкономическим мероприятиям, связанным, как правило, с проведением специальной налоговой или валютной политики в отношении компаний военно-промышленного комплекса, предоставления им среднесрочных и долгосрочных кредитов на льготных условиях. Безусловно, такие меры позволяют стать национальным поставщикам более конкурентными на международном рынке вооружений.
3. В условиях военно-технического сотрудничества в странах БРИКС все более широкое распространение получает практика офсетов, предусматривающих привлечение оборонной промышленности страны-импортера к производству импортированной продукции: на сегодняшний день это прямые инвестиции; инвестиции в совместную научно-исследовательскую деятельность и разработку новых видов вооружений и военных технологий; открытие совместного предприятия на территории страны-импортера; локализация производства на территории страны-импортера; строительство специализированных учебных центров, а также реализация программ подготовки и переподготовки специалистов различной направленности для государства-импортера; развитие инфраструктуры, а также социальной инфраструктуры.
Помимо этого, крупнейшие импортеры вооружений и военной техники (например, Индия) используют механизм накопления офсетных обязательств (Banking of Offset Credits), суть которого заключается в возможности для поставщика выполнить офсетные обязательства в объеме, превышающем регламентированный обязательный уровень, с их последующим зачтением при офсетных обязательствах по новым контрактам.
4. Ведущие экспортеры вооружения и военной техники стран БРИКС все чаще прибегают к использованию лизинга (финансовой аренды). Так, Индии в лизинг со стороны России была передана атомная подводная лодка АПЛ «Нерпа» («Чакра»). В Китае в ближайшее время планируется продавать в лизинг самолеты «Сухой Суперджед».
Таким образом, необходимо отметить расширение использования финансовых инструментов, с последующим их совершенствованием и модернизацией, с целью достижения более плодотворных результатов в контексте военно-технической кооперации российских компаний и организаций стран БРИКС.
Особенности экспортно-импортной политики вооружения Индии и Китая как ключевых российских стран-партнеров в рамках БРИКС
Индия и Китай занимают особое положение для России в связи с построением долгосрочного сотрудничества в силу их активного экономического роста и веса на мировой арене. За последние 10 лет объем иностранных инвестиций в оборонной промышленности Индии составил 4,1 млн долл. По предварительным прогнозам, рынок основного оборудования оборонной продукции Индии, составляющий около 12 млрд долл. на сегодняшний день, увеличится на 8—10 млрд долл. к 2020 г. Расходы на строительство и оснащение платформ и площадок в основном военно-морского назначения превысят 150 млрд долл. к 2017 г.
В Китае в марте 2014 г. уровень бюджета на военное вооружение и развитие оборонной промышленности составил 131 млрд долл., что на 12,2% выше по сравнению с предыдущим годом. Бюджет Китая на сферу вооружения, на сегодняшний день составляющий 115 млрд долл., в большей степени предназначен для приобретения и разработки совершенно новых технологий, чем для длительного процесса модернизации и последовательного усовершенствования существующих мощностей [5].
Стратегия развития экспортного контроля Индии разрабатывается и совершенствуется с 1998 г. после проведения неудачных ядерных испытаний, тем не менее Индия не имеет широких нормативно-правовых механизмов экспортного контроля, так как ориентируется на импорт, но совершенствует процедуры лицензирования, а также правила участия частного сектора. Несмотря на то, что в последнее десятилетие были разработаны инструменты экспортного контроля, правительство нуждается в выработке единого комплексного механизма, который бы объединил в себе нормативно-правовые основы.
Помимо этого, в направлении военно-оборонного сотрудничества между Россией и Индией существует несколько серьезных препятствий: прежде всего отсутствие современных технологий развития и неконкурентоспособные цены, недостаточно сильная нормативно-правовая база осуществления экспортного контроля, а также неэффективный маркетинг.
В рамках российско-китайского сотрудничества необходимо отметить наличие многофункциональной системы экспортного контроля, включающей в себя комплекс приложений, проверок и утверждения, выдачи сертификатов, таможенного контроля, осмотра и оформления. Министерство торговли и Генеральная таможенная администрация Китая сформулировали каталог лицензирования экспорта продуктов двойного назначения и технологий и соответствующие им 10-значные коды военные товаров по ТН ВЭД. Все эти меры еще раз подтверждают необходимость построения партнерства государственными оборонными компаниями двух стран на основе проведения многостадийных переговоров с соблюдением постановлений и нормативов обеих стран.
Стратегические области научно-производственного и сбытового сотрудничества России и стран БРИКС
По другим направлениям необходимо отметить, что для России научно-производственное и сбытовое сотрудничество в рамках БРИКС представляет стра-
тегически важное перспективное направление в долгосрочном плане. Поэтому ключевыми областями экономического и политического взаимодействия России со странами — участницами БРИКС являются торговая и инвестиционная деятельность, развитие промышленности, модернизация энергетического комплекса, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, развитие науки, технологий и инновационной деятельности, финансовое сотрудничество [18].
Согласно имеющимся прогнозам, до 2020 г. товарооборот между членами БРИКС превысит общую сумму торговых сделок между США и странами Европейского союза.
Развитие финансов и инвестиций
В рамках торговой и инвестиционной деятельности с целью достижения устойчивого динамичного роста необходимо усилить акцент на развитие системы внутренних инвестиций и инвестиционных соглашений путем укрепления сотрудничества между организациями, ответственными за стимулирование инвестиций.
Большую роль играет развитие государственно-частного партнерства в качестве инструмента привлечения дополнительных ресурсов, а также стремление к росту совместно финансируемых проектов регионального характера. Для этого необходимо содействовать сотрудничеству между основными организациями, являющимися посредниками в инвестиционной деятельности (таможенные службы, портовые администрации, организации по распространению информации об инвестиционных возможностях в бизнес-сообществах, национальные статистические органы и ведомства, министерства, ответственные за реализацию инновационной деятельности).
Немаловажным аспектом также является расширение сотрудничества по вопросам интеллектуальной собственности. В частности, сопоставляя отечественный рынок с рынками Бразилии, Австралии, Южной Африки, а также с динамикой развития франчайзинга в России, можно прогнозировать, что к 2020 г. вклад франчайзинговых компаний в ВВП России будет составлять от 300 до 500 млрд руб., число концепций — более 2000, точек продаж — более 100 000, число занятых и самозанятых — около 2 млн человек, а доля национальных концепций достигнет 80% [17].
В рамках финансового сотрудничества основными участниками являются министерства финансов и центральные банки стран БРИКС, стремящиеся к созданию нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, формированию пула условных валютных резервов (ПВР) в целях укрепления глобальной сети финансовой безопасности и дополнения действующих международных валютных и финансовых механизмов, а также продвижению реформ международных финансовых институтов (МФИ), в частности, Международного валютного фонда (МВФ) и Группы Всемирного банка (ВБ) [19].
В финансовой сфере большим потенциалом обладает расширение в Китае банка VTB Bank Changhai Branch, принадлежащего российскому банку ВТБ; в Китае также активно развивается инвестиционная компания My Decker Capital, принадлежащая структурам Г. Фетисова. Также значимым примером является принадлежащая компании «Ренессанс Капитал» в ЮАР организация BJM Securities.
Технологическое и инновационно ориентированное сотрудничество
Достижение высоких результатов в развитии науки, технологий и инновационной деятельности, в соответствии с положениями согласованного Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций, возможно прежде всего при приложении совместных скоординированных усилий по проведению исследований в сферах общего интереса стран БРИКС, разработке стратегического механизма сотрудничества и организации учебных программ по усилению роли человеческого капитала в данной области, а также по созданию совместной платформы сетевого взаимодействия, инновационных-технологических кластеров и высокотехнологичных научных парков и центров в сфере исследований и инноваций, нацеленной, в частности, на содействие сотрудничеству при проведении исследований.
Так, в Бразилии развитие инноваций и технологий определяется Национальной стратегией в области науки, технологий и инноваций. В Индии развитие НТП определяется политикой в области науки и технологий (2003 Science and Technology Policy), согласно которой на первом месте стоит научно-техническое управление и инвестиции, совершенствование инфраструктуры для научно-технического развития страны через академические институты, а также новые механизмы финансирования приоритетных исследований. В Китае инновационное развитие и технологический рост осуществляется в соответствии с Основами государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006— 2020 гг., в ЮАР — Инновациямии на путь к экономике, основанной на знаниях на 2008—2018 гг. (Innovation Towards a Knowledge Economy).
Таким образом, в соответствии с данным направлением в настоящее время большие перспективы имеет совместное предприятие BraMos Aerospace с «НПО Машиностроения» в Индии (сектор ракетостроения); лаборатория и тестовый центр в Пекине по исследованию вирусов компании «Лаборатория Касперского» в Китае (сектор информационных технологий); активные разработки и исследования проводятся в бразильской компании Biocad Brazial Pharmaceutica Ltd., принадлежащей компании «Биокад» (фармацевтическая промышленность).
Промышленность, сельское хозяйство и энергетический комплекс
В условиях развития промышленности основными мерами в целях достижения технического прогресса в первую очередь является расширение сотрудничества в области профессионально-технического образования и подготовки специалистов за счет осуществления студенческих программ по обмену и программ совместной деятельности с акцентом на высокотехнологичные отрасли промышленности.
В странах БРИКС большая часть российских предприятий, действующих на рынке, представлена в отраслях горнодобывающей промышленности, металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, производстве удобрений. Высоких результатов добиваются российские компании в формате совместных предприятий, основании собственного производства при участии иностранных партнеров, например, проекты компании «Роснефть» в Китае (совместное пред-
приятие «Китайско-российская восточная нефтехимическая компания»), «Куй-бышевазот» (совместное предприятие Kuibyshevazot Engineering Plastics (Shanghai) Co., Ltd.), «Сибур» в Индии (совместное предприятие по производству бутилка-учука в г. Джамнагар), «Роснефть» в Бразилии (совместный проект по нефтедобычи в бассейне р. Солимойнс (штат Амазонс)), «Ренова» в ЮАР (совместное предприятие United Manganese of Kalahary).
В связи с кооперацией в сфере сельского хозяйства в силу высокой значимости данного сектора, а также внесения фундаментального вклада в обеспечение продовольственной безопасности и качества питания [10] чрезвычайно важна разработка общей стратегии обеспечения доступа к продовольствию наиболее уязвимых групп населения, включая содействие торговле и инвестициям в аграрном секторе, системы по обмену сельскохозяйственной информацией, а также проведение совместных разработок в сфере сельскохозяйственных технологий и инноваций.
Так, в рамках сотрудничества в сфере агро-промышленного комплекса в Бразилии компанией «ЛХПХ Оргхим» в 2007 г. было основано производство живицы в штате Мату Гроссуду-Сул.
Для развития энергетического комплекса в силу глобальной тенденции роста спроса на энергоресурсы и энергоэффективные, чистые и экологически безопасные технологии предпочтительным направлением сотрудничества является разведка трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых и разработка технологий для их добычи и последующее расширение долгосрочных поставок энергии, поощрение совместных инвестиций в энергетические проекты в странах БРИКС и содействие исследовательской деятельности с учетом национальных интересов.
Примечательным в сфере энергетики является проект компании «РусГидро» в Индии совместно со своими индийскими партнерами по созданию сети гидроэлектростанций на севере страны [16]. В Китае в рамках подписанных меморандумов на государственном уровне со стороны российских представителей велись работы по подготовке предварительного технико-экономического обеспечения на ежегодную поставку в Китай 60 млрд кВт/ч энергии.
Таким образом, практически каждая страна — участница БРИКС проявляет заинтересованность в укреплении взаимного многостороннего сотрудничества и рассматривает его в качестве инструмента по укреплению своих экономических позиций и международного авторитета, а также видит хорошие перспективы расширения двусторонних отношений внутри блока.
Основными используемыми механизмами в данном контексте являются компенсационные платежи, экспортное кредитование, практика офсетных обязательств, прямая финансовая помощь, лизинг.
Торговую и инвестиционную деятельность возможно развивать путем разработки системы внутренних инвестиций и инвестиционных соглашений, совершенствования государственно-частного партнерства и расширения сотрудничества в вопросах интеллектуальной собственности.
Развитие промышленности и энергетического комплекса возможно за счет внедрения совместных программ по исследовательской деятельности и профессионально-техническому образованию.
Плодотворная кооперация в сельском хозяйстве возможна при разработке совместной стратегии по торговле и обмену информацией в данной сфере.
Позиции в области науки, технологиях и инновационной деятельности необходимо укреплять за счет создания совместных платформ, высокотехнологичных кластеров и научных центров.
Наконец, в рамках финансового сотрудничества важно содействие сотрудничеству министерств финансов и центральных банков стран БРИКС.
Для России же развитие сотрудничества в рамках БРИКС способствует углублению и расширению ее связей как с важнейшими азиатскими, так и латиноамериканскими и африканскими партнерами.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Cordesman A.H. Energy Risks in North Africa and the Middle East. CSIS, 2012.
[2] Cordesman A.H., Al-Rodhan K.R. The Gulf Military Forces in an Era of Asymmetric War: Saudi Arabia CSIS, 2006.
[3] Grimmett R. US Defence Articles and Services Supplied to Foreign Recipients: Restrictions on Their Use. Congressional Research Service, March 6, 2012.
[4] HuangCh. "Bridging the gap": Analysis ofChina's export controls against international standards // Final Project Report to the Foreign and Commonwealth Office Counter-Proliferation Programme // SIPRI. 2012. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/207441/Final_FC0_Huang_Chinese_export_controls_report.pdf (date of access: September 5, 2016).
[5] Imagine BRICS: four future scenarios. URL: http://bricsmagazine.com/ru/articles/voobrazhaya-briks-chetyre-stsenariya-buduschego (date of access: September 12, 2016).
[6] KaranpreetK. "Strategy for Defence Exports (SDDE): A Step Towards Improving India's Balance of Trade" // Centre for Land Warfare Studies. December 29, 2014. URL: http://www.daws. in/1315/strategy-for-defence-exports-sde-a-step-towards-improving-indias-balance-of-trade-karanpreet-kaur.html (date of access: September 12, 2016).
[7] Lewis J.W., Hua D., Xue L. Beijing's defense establishment: solving the arms-export enigma // International Security. Vol. 15. № 4. 1991. P. 84.
[8] Nayan R., Stewart I.J. Export Controls and India // Center for Science & Security Studies. August 2013. URL: https://www.kcl.ac.uk/sspp/departments/warstudies/research/groups/csss/pubs/ India-export-control.pdf (date of access: September 13, 2016).
[9] Materials of the seminar "Commonality of BRICS member-states approaches to international cooperation", January 20, 2015. URL: http://www.indemco.org/files/BRICS.pdf (date ofaccess: September 11, 2016).
[10] Report of Food and Agricultural organization of United Nations "The state of food insecurity in the world". URL: http://www.fao.org/3/a-i4030e.pdf?_ga=1.232602903.945944307.140793490 6 (date of access: September 10, 2016).
[11] The Brazilian Defence Industry-market opportunities and entry strategies analyses and forecasts to 2017, iCD Research. URL: http://www.sldinfo.com/wp-content/uploads/2012/08/The_ Brazilian_Defense_Industry_Market_Opportunities_and_Entry_Strategies_Analyses_and_ Forecasts_to_2017.pdf (date of access: September 29, 2016).
[12] The strategy for BRICS economic partnership. URL: http://www.hse.ru/ data/2015/07/09/1082902166/partnershipstrategy_eng.pdf (date of access: September 29, 2016)
[13] Wood J.A. Problems in modern Latin American history: sources and interpretations (Latin American Silhouettes). Roman & Littlefield Publishers. 2013. 278 p.
[14] Богданов К. Колониальный вариант с большим бюджетом // Военно-промышленный курьер. № 5 (371). 2011.
[15] Дегтерева Е.А. Особенности промышленной консолидации в военно-промышленном комплексе США и оборонном секторе Европейского союза // Вестник Концерна ПВО «Алмаз — Антей». 2013. № 1. С. 6—12.
[16] Попадюк О. Россия и Индия: отношения, проверенные временем // Российский совет по международным делам. URL: http://rassiancouncil.ru/inner/?id_4=1217#top-content (дата обращения 07.10.2015).
[17] «Российский франчайзинг: антикризисная перезагрузка» // Портал о партнерском бизнесе и франчайзинге. URL: http://www.buybrand.ru/articles/7319/ (дата обращения 05.10.2015).
[18] Стратегия развития экономического сотрудничества стран БРИКС (структура и основные положения). URL: http://www.ictsd.org/sites/default/files/review/Mosty_June_2014.pdf (дата обращения 12.10.2015).
[19] Шикин В.В., Дегтерева Е.А. Участие Индии в содействии международному развитию // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 1. С. 32—40.
PERSPECTIVE FORMS AND MECHANISMS OF MILITARY-DEFENCE AND SCIENTIFIC-INDUSTRIAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND BRICS MEMBER-STATES
K.V. Sayapina, E.A. Degtereva, A.M. Zobov
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to search of effective interaction forms between Russia and BRICS member-states in context of industrial and military-technological cooperation. In order to hold analysis of cooperation between Russia and BRICS alliance, estimation of current position in framework of partnership between Russia and member-states was realized: in context of military-technical cooperation peculiarities of armament export and import policy, and benefits and disadvantages of financial mechanisms (such as export crediting, offset liabilities, compensation payment, state insurance of export deals, direct financial support, leasing scheme), used for the present time, were searched. In conclusion the most potential significant forms of interaction are underlined, which are the following: elaboration of investment agreements system, implementation of conjoint programs in research and education, creation of mutual scientific platforms and centers. Common result of importance for cooperation between Russia and BRICS member-states in different directions in long-term perspective is emphasized.
Key words: BRICS, scientific-industrial cooperation, military defense partnership
REFERENCES
[1] Cordesman A.H. Energy Risks in North Africa and the Middle East. CSIS, 2012.
[2] Cordesman A.H., Al-Rodhan K.R. The Gulf Military Forces in an Era ofAsymmetric War: Saudi Arabia CSIS, 2006.
[3] Grimmett R. US Defence Articles and Services Supplied to Foreign Recipients: Restrictions on Their Use. Congressional Research Service, March 6, 2012.
BecTHHK PynH, cepua Экономика, 2016, № 3
[4] Huang Ch. "Bridging the gap": Analysis of China's export controls against international standards // Final Project Report to the Foreign and Commonwealth Office Counter-Proliferation Programme // SIPRI. 2012. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/207441/Final_FC0_Huang_Chinese_export_controls_report.pdf (date of access: September 5, 2016)
[5] Imagine BRICS: four future scenarios. URL: http://bricsmagazine.com/ru/articles/voobrazhaya-briks-chetyre-stsenariya-buduschego (date of access: September 12, 2016)
[6] Karanpreet K. "Strategy for Defence Exports (SDDE): A Step Towards Improving India's Balance of Trade". Centre for Land Warfare Studies. December 29, 2014. URL: http://www.claws.in/1315/ strategy-for-defence-exports-sde-a-step-towards-improving-indias-balance-of-trade-karanpreet-kaur.html (date of access: September 12, 2016).
[7] Lewis J.W, Hua D., Xue L. Beijing's defense establishment: solving the arms-export enigma // International Security. Vol. 15. № 4. 1991. P. 84.
[8] Nayan R., Stewart I.J. Export Controls and India. Center for Science & Security Studies. August 2013. URL: https://www.kcl.ac.uk/sspp/departments/warstudies/research/groups/csss/pubs/ India-export-control.pdf (date of access: September 13, 2016).
[9] Materials of the seminar "Commonality of BRICS member-states approaches to international cooperation", January 20, 2015. URL: http://www.indemco.org/files/BRICS.pdf (date ofaccess: September 11, 2016).
[10] Report of Food and Agricultural organization of United Nations "The state of food insecurity in the world". URL: http://www.fao.org/3/a-i4030e.pdf?_ga=1.232602903.945944307.140793490 6 (date of access: September 10, 2016).
[11] The Brazilian Defence Industry-market opportunities and entry strategies analyses and forecasts to 2017, iCD Research. URL: http://www.sldinfo.com/wp-content/uploads/2012/08/The_ Brazilian_Defense_Industry_Market_Opportunities_and_Entry_Strategies_Analyses_and_ Forecasts_to_2017.pdf (date of access: September 29, 2016).
[12] The strategy for BRICS economic partnership. URL: http://www.hse.ru/ data/2015/07/09/1082902166/partnershipstrategy_eng.pdf (date of access: September 29, 2016)
[13] Wood J.A. Problems in modern Latin American history: sources and interpretations (Latin American Silhouettes). Roman & Littlefield Publishers. 2013. 278 p.
[14] Bogdanov K. Kolonialnyi variant s bolshim budzhetom [Colonial alternative with large budget]. Voyenno-promyshlennyi kuryer. № 5(371). 2011.
[15] Degtereva E.A. Osobennosti promyshlennoy konsolidatzii v voenno-promyshlennom komplekse SSHA i oboronnom sektore Yevropeyskogo soyuza [Peculiarities of insutrial consolidation in the USA military defence complex and the EU military sector]. Vfestnik Kontserna PVO "Almaz — Antey". 2013. № 1. S. 6—12.
[16] Popadyuk O. Rossiya i Indiya: otnosheniya, proverennye vremenem [Russia and India: relations, proven by time] // Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam. URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=1217#top-content (data obrascheniya 07.10.2015).
[17] "Rossiyskiy franchaizing: antikrizisnaya perezagruzka" [Russian franchising: anti-crisis reload]. Portal o partnerskom biznese I franchaizinge. URL: http://www.buybrand.ru/articles/7319/ (data obrascheniya 05.10.2015).
[18] Strategiya razvitiya ekonomicheskogo sotrudnichestva stran BRIKS (struktura i osnovnye polozheniya) [Strategy of BRICS economic cooperation development (structure and main terms)]. URL: http://www.ictsd.org/sites/default/files/review/Mosty_June_2014.pdf (data obrascheniya 12.10.2015).
[19] Shikin V.V., Degtereva E.A. Uchastiye Indii v sodeystvii mezhdunarodnomu razvitiyu [Indian participance in assistance to international development]. Vfestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnyye otnosheniya. 2014. № 1. S. 32—40.