ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения
ISSN 2073-2872 (Print)
ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ СТРАН БРИКС: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИОРИТЕТЫ
Игорь Викторович ШЕВЧЕНКОа% Татьяна Сергеевна МАЛАХОВАЬ, Владимир Сергеевич МАЛАХОВ0
а доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected]
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected]
с кандидат экономических наук, начальник службы защиты государственной тайны, помощник начальника штаба по ЗГТ в/ч 72157, Белогорск, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 25.01.2017 Принята в доработанном виде 18.02.2017 Одобрена 14.03.2017 Доступна онлайн 29.05.2017
УДК 339.7 JEL: F02, F52
https://doi.Org/10.24891/ni.13.5.949
Ключевые слова: БРИКС, кризис, санкции, позиции России, мировая экономика, стратегические ориентиры
Аннотация
Тема. В условиях глобальной нестабильности для России становится наиболее приоритетным усиление взаимодействия в рамках группы стран БРИКС. В контексте формирования многополярной системы эта группа претендует на лидерство в международной экономической сфере и стремится занять достойное место в мире. Объединение группы стран БРИКС оказывает существенное влияние на глобальную экономическую сферу за счет численности населения, наличия богатых природных ресурсов и экономического потенциала в целом. Однако пока они не имеют четкой стратегии среднесрочного и долгосрочного взаимодействия во внешнеэкономической сфере. В нынешних условиях необходимо создать некий геоэкономический каркас, где ключевыми субъектами будут выступать правительства государств - членов БРИКС.
Цели. Определение стратегических ориентиров взаимодействия группы стран БРИКС в контексте формирования нового мирового порядка.
Методология. В качестве методологической базы использован историко-логический, статистический и сопоставительный анализ, метод научной абстракции, что позволило выявить основные проблемы и перспективы развития группы стран БРИКС в условиях глобальной нестабильности.
Результаты. Определены сценарии развития группы стран БРИКС через призму формирования многополярной системы, а также представлены стратегические направления их взаимодействия в геоэкономической, военно-политической, валютно-финансовой, научно-технической и культурной сферах.
Выводы. Обозначено, что с целью усиления сотрудничества группы стран БРИКС в геоэкономической сфере целесообразно применить форму государственно-банковского партнерства. На этой основе предложена графическая модель геостратегического взаимодействия государств-партнеров и банковских структур в рамках БРИКС.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
В современных условиях мир переживает трансформационные процессы практически во всех сферах общественной жизни. Такие изменения, как правило, сопровождаются затяжными по времени кризисными явлениями в мировом хозяйстве [1]. Современный глобальный экономический кризис еще больше усугубил внутренние и внешние проблемы отдельных стран и регионов мира. Предпринимаемые со стороны государств и финансовых институтов определенные меры для того чтобы сгладить дисбалансирующие процессы в глобальном пространстве в подавляющем большинстве случаев оказываются непоследовательными
и неэффективными. Все это в полной мере можно отнести и к российской экономике, которая уже длительное время функционирует в условиях низкоэффективной хозяйственной системы.
Некоторые эксперты утверждают, что Россия достойно справилась с первой волной глобального экономического кризиса (2008-2009 гг.) и в современных условиях только усиливает свои позиции в мировой экономике. Однако, на наш взгляд, стоить ожидать и вторую, и третью, а быть может, и четвертую волну глобального кризиса. Мы согласны с предположением А.Л. Кудрина, что возможным эпицентром второй волны кризисных явлений в глобальной экономике будет являться
949
еврозона, поскольку нестабильность ее валютно-финансового сектора и привела к дестабилизации стран - членов объединения1. Переживаемые в современных условиях дисбалансы в странах южной Европы отражают целый ряд проблем европейской экономики [2]. Помимо этого страны «группы риска», в частности, Греция, Испания, Португалия в нынешних условиях не справляются с внутренними структурными проблемами и становятся все более зависимыми в валютно-финансовом аспекте от МВФ, ЕЦБ и других институтов.
Однако в нынешних условиях отдельные страны и регионы мира именно за счет интеграционных процессов пытаются утвердить свои позиции в глобальной сфере. С одной стороны, они стремятся сформировать мощные экономико-политические блоки в противовес Соединенным Штатам, странам Европы и т.д., с другой стороны - ориентированы на совместную борьбу с волатильными процессами в мире. Россия при этом не стала исключением. Она практически всегда занимала ведущее место во всех более тесных политических и экономических союзах, в которых участвовала. Такой опыт сформировался еще во времена СССР, когда был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). После распада СССР был создан СНГ, который в нынешних условиях все больше похож на консультативный политический форум. Реальное положение дел в СНГ демонстрирует проявление многих дезинтеграционных тенденций, в первую очередь - снижение уровня взаимных связей в пользу новых, внерегиональных рынков. Подчеркнем, что в настоящее время страны СНГ в масштабах глобальной экономики не обладают набором отраслей и ресурсов, способных обеспечить экономический рост [3]. Однако не стоит ставить точку на СНГ. В рамках представленной группировки целесообразно сформировать новый стержень интеграции, базирующийся на геополитических интересах государств-партнеров. Согласимся с утверждением проф. А.Н. Барковского, что геополитические интересы России в СНГ - это сохранение постсоюзного пространства как зоны интересов РФ, реализуемых путем обеспечения национальной безопасности [4]. Стремление российского правительства восстановить интеграционные процессы на постсоветском пространстве вызвали сильное противодействие со стороны США и ЕС. Можно предположить, что в современных условиях стратегическим
1 Кудрин считает, что евро в ближайшие полтора года будет снижаться. URL: http://ria.ru/markets/20120131/552887740.html
направлением Соединенных Штатов и их партнеров является предотвращение
формирования сильной России.
По оценкам экспертного сообщества, в современных условиях для России становится наиболее приоритетным усиление взаимодействия со странами БРИКС. В контексте формирования многополярной системы группа стран БРИКС претендует на лидерство в глобальной экономико-политической сфере и стремится занять достойное место в мире. БРИКС - это международное объединение пяти наиболее активно развивающихся экономик мира. Как утверждает проф. В.М. Давыдов, «БРИКС - это одна из самых влиятельных международных структур, сформированных в тот период, когда обозначился кризис прежних механизмов глобального регулирования» [5]. Их сотрудничество вызвало широкий мировой резонанс в экономико-политических кругах. Подчеркнем, что страны БРИКС имеют значительный потенциал практически во всех сферах, и их доля в мировом ВВП за последнее десятилетие увеличилась с 18 до 27% [6]. Безусловно, объединение представленных стран - это не случайность. Оно отражает кардинальную трансформацию в современном мире и утверждение позиций развивающихся стран в глобальной сфере.
Помимо стран БРИКС значительное ускорение социально-экономического развития наблюдается в Сингапуре, Тайване, Гонконге и т.д. МВФ относит их к развитым странам, однако статистика ООН и международных организаций ООН (например, ЮНКТАД) продолжает причислять их к развивающимся. Так, И.Н. Трофимова подчеркнула, что западные эксперты начинают воспринимать «развивающийся мир» не как периферию, а как очаг глобального развития [7]. Между странами группы БРИКС уже сегодня сформирована мощная платформа для обмена информацией, научно-технологическим опытом, способствующая их тесному торгово-инвестиционному сотрудничеству на
среднесрочную и долгосрочную перспективу. Однако необходимо подчеркнуть неоднородность самого объединения БРИКС. Лидирующее положение в БРИКС по размеру экономики занимает Китай с достаточно большим и растущим отрывом от остальных государств-партнеров [8].
Заметим, что в БРИКС Россия сталкивается с проблемой неравноправного сотрудничества, что требует поиска взаимоприемлемых форм взаимодействия со странами-партнерами. В сложившейся ситуации нашей стране важно не
оказаться зависимой от стран-партнеров, которой будут навязывать определенные экономико-политические действия. Именно поэтому в процессе дальнейшего развития блока БРИКС и его институционализации требуется гибкий поиск компромиссных решений, соответствующих национальным интересам всех его участников, использование новых форм их взаимодействия.
Еще одним важным обстоятельством остаются некоторые противоречия между странами БРИКС. Ярким примером может служить неразрешенный территориальный спор между Пекином и Нью-Дели. Этот фактор оказывает негативное влияние на отношения между Китаем и Индией и не дает им возможности наладить конструктивный межгосударственный диалог [9]. В рамках недавней делийской встречи обсуждался вопрос, связанный с развитием Африки. По мнению глав правительств стран - членов группы, им необходимо продолжать сотрудничество с государствами африканского континента. Это взаимодействие будет достигаться путем развития их инфраструктуры, обмена знаниями и поддержки расширенного доступа к технологиям, наращиванием потенциала и инвестированием в человеческий капитал, в том числе в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД). Страны БРИКС поддерживают африканские страны в процессе их индустриализации посредством стимулирования прямых иностранных инвестиций, обмена знаниями, наращивания потенциала
и диверсификации импорта из Африки. Форум позволит странам БРИКС и отдельным государствам Африки укрепить сотрудничество в экономико-политической сфере. Однако подчеркнем, что в странах группы БРИКС имеется множество внутренних структурных проблем, которые необходимо в кратчайшие сроки устранять.
На наш взгляд, в современных условиях взаимодействие стран БРИКС носит противоречивый характер. Им необходимо устранять внутренние проблемы (экономико-политические, экологические, демографические и т.д.), которые только обостряются с каждым годом. Странам БРИКС необходимо смещать приоритеты в сторону внутреннего сотрудничества. Статистика показывает, что члены группы БРИКС по-прежнему ориентируются на «внешних» партнеров. Так, российских предпринимателей в большей степени интересует внешнеторговое партнерство с Европейским союзом, даже несмотря на введенные двухсторонние санкции.
Наиболее активно во внешнеторговых операциях из группы БРИКС Россия взаимодействует с Китаем. У остальных стран позиции во внешней торговле с Россией незначительны (Индия занимает 18-е место - ее доля в объемах внешней торговли с РФ не превышает 1%; Бразилия - 27-е место - 0,8%; ЮАР - 68-е место - 0,1%). Именно поэтому приоритетным направлением должно быть усиление интернационализационных процессов в странах БРИКС, например, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), в совместном привлечении финансовых средств в крупномасштабные проекты (мегапроекты) и т.д., что будет способствовать качественному обновлению стратегически важных отраслей государств-партнеров вне зависимости от турбулентных процессов в глобальной сфере. На рис. 1 представлены стратегические ориентиры взаимодействия группы стран БРИКС в контексте формирования многополярной системы (военно-политическая, геоэкономическая, валютно-финансовая, научно-техническая и культурная сферы).
Что касается военно-политической сферы, то можно констатировать, что в современных условиях сформирована мощная платформа для конструктивных переговоров стран группы БРИКС, что значительно повлияет на расстановку сил в мире. Как отметил исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС проф. Г.Д. Толорая, «представленное объединение необходимо воспринимать, в первую очередь как союз политический, который в перспективе сможет изменить глобальную экономику». Он также подчеркнул, что «это проект политических элит, который формирует общую платформу, и с этой платформы будет устанавливать более выгодные для БРИКС условия в глобальной сфере»2. На этом фоне, когда ЕС претерпевает структурные проблемы, а Соединенные Штаты постепенно теряют свой вес в мире, представленная группировка вполне сможет занять достойное место в глобальной сфере. С точки зрения геополитического аспекта, страны БРИКС являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур, в частности ООН, Группы двадцати ^20), ШОС, АТЭС и т.д. Стратегическим направлением в военно-политической сфере является расширение внешнеполитического сотрудничества в рамках группы БРИКС в целях укрепления мира и безопасности.
2 Толорая Г.Д. Куда идет БРИКС? // Russian View. 2014. № 1. URL: http://russianview.com/1-march-april/materialy-nomera/kuda-idet-briks
В военно-технической сфере странам группы БРИКС целесообразно углубить взаимодействие в научно-исследовательской области в целях разработки новых видов вооружений и военной техники. В современных условиях ключевыми партнерами России в военно-технической сфере выступают Индия и Китай, поэтому их взаимодействие носит долгосрочный
и стратегический характер. В целом группа БРИКС нацелена на формирование гармоничного миропорядка в XXI в., где одну из ключевых позиций будут занимать развивающиеся страны. Помимо этого, они могут предлагать совместную повестку дня в рамках G20 и отстаивать позиции развивающихся стран в противовес нынешним лидерам в глобальной сфере [10]. Этот аспект особенно важен для России, поскольку через БРИКС возможно реализовать самые амбициозные цели, стоящие перед нашей страной (см. рис. 1).
По словам научного руководителя института экономики РАН Р.С. Гринберга, «Россия способна внести свой вклад в становление многополярного мира, стать еще одним реальным центром влияния» [3]. Однако, на наш взгляд, самостоятельно России практически невозможно утверждать свои позиции в глобальной сфере. За счет представленной группировки наша страна способна реально оформить новое соотношение сил в мире в условиях становления многополярной системы. На фоне «угасающих» Соединенных Штатов и ряда других развитых стран формируется новый геополитический блок, который сможет построить иную архитектуру мирового порядка. Геоэкономическая сфера является одной из самых противоречивых в рамках группы стран БРИКС. Безусловно, их объединение оказывает существенное влияние на глобальную экономическую сферу за счет численности населения БРИКС, наличия богатых природных ресурсов и экономического потенциала в целом. Однако до сих пор страны группы БРИКС не сформировали четкой стратегии среднесрочного и долгосрочного взаимодействия во внешнеэкономической сфере. Каковы возможные тенденции в государственном управлении странами БРИКС?3
В нынешних условиях им необходимо создать некий геоэкономический каркас, где ключевыми субъектами будут выступать правительства этих государств. Именно они смогут сформировать
3 Сморгунов Л.В. Государство и управляемость в странах БРИКС: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2014. № 3. С. 90-97.
благоприятную бизнес-среду для крупных, средних и мелких предприятий стран-партнеров, поскольку до сих пор российские предприниматели ориентировались на
взаимодействие с другими странами, не входящими в группировку. Этот факт снижает репутацию стран группы БРИКС в геоэкономической сфере. Пока что экспертное сообщество рассматривает их по отдельности и указывает на перспективные сферы взаимодействия в рамках БРИКС. Цель государств-партнеров - рационально использовать имеющиеся ресурсы и направить их на развитие реального сектора экономики. Реализация представленной цели на практике позволит создать конкурентоспособный товар, который будет пользоваться спросом на глобальном рынке. Также странам группы БРИКС целесообразно создавать мегапроекты, которые только сплотят их на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Пока же Россия для Китая является сырьевым придатком и выгодным рынком сбыта своих товаров и услуг. Для нашей страны такого рода сотрудничество носит в современных условиях только негативный характер. Помимо этого, основным партнером по импорту и экспорту для всех стран БРИКС выступает Европейский союз и Соединенные Штаты.
Что касается валютно-финансовой сферы в рамках группы стран БРИКС, то в современных условиях сформирован Новый банк развития и создан пул условных валютных резервов (около 100 млрд долл. США) в целях защиты национальных валют от волатильности. Одна из ключевых целей БРИКС - реформирование мировой финансово-экономической архитектуры, в частности МВФ. Подчеркнем, что за период своего функционирования он так и не смог обеспечить равноправного международного сотрудничества между странами и валютно-финансовой стабильности в глобальной сфере. Главы государств - членов БРИКС считают, что нынешняя мировая финансово-экономическая система не учитывает значительного экономического веса развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Помимо этого стратегической целью государств-партнеров является повышение роли национальных валют во взаиморасчетах между ними, что в перспективе позволит снизить зависимость стран от доллара. Представленные меры логично встраиваются в реформу мировой валютно-финансовой сферы, необходимость которой стала совершенно очевидной в начале XXI в.
Усиление взаимодействия группы стран БРИКС в области образования, подготовки научных кадров и реализация совместных
исследовательских программ также являются их стратегическими ориентирами. Однако обмен информацией о достижениях в научно-образовательной и культурной сферах - это только первый шаг к сотрудничеству в представленной области. Необходимо создавать научно-исследовательские центры, высокотехнологичные зоны (научные парки) и инкубаторы, а также формировать научно-исследовательскую платформу в рамках БРИКС. Помимо этого, в совместные исследования необходимо
инвестировать с целью развития высоких технологий в рамках объединения. Перспективным в связи с этим представляется создание системы постоянно действующих многосторонних конференций и семинаров по широкому кругу вопросов, что позволит еще больше объединить страны БРИКС4.
В целях масштабного расширения, а также усиления сотрудничества государств в геоэкономической сфере в рамках группы стран БРИКС необходимо применить форму государственно-банковского партнерства. Под государственно-банковским партнерством
в рамках группы стран БРИКС понимается взаимодействие государств-партнеров, Нового банка развития и других государственных банковских структур, ориентированных на финансирование инфраструктурных проектов в области устойчивого развития стран БРИКС на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Это позволит активизировать процессы формирования совместных мегапроектов и восстановления системообразующих отраслей стран-партнеров. На данной основе предложим графическую модель, базирующуюся на форме государственно-банковского партнерства в рамках группы стран БРИКС5 (рис. 2).
Основными элементами представленной графической модели являются государства-п а р т н е р ы , Н о в ы й б а н к р а з в и т и я и государственные банки группы БРИКС. Их тесное геоэкономическое взаимодействие будет способствовать развитию ключевых отраслей государств-партнеров и формированию совместных мегапроектов, где основными гарантами станут выступать государства-
4 Михайлов Н.Н. Страны БРИКС и диалог цивилизаций // Стратегия России. 2013. № 11(119). С. 39-49.
5 Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. URL:
https://hse.ru/data/2013/03/21/1295453397/Russia_BRICS_Concept.pdf
партнеры. Однако в настоящее время активно развивается только двустороннее сотрудничество между Россией и Китаем, между Россией и Индией в поставках энергоресурсов, военной техники и вооружений и других непродовольственных товаров. Подчеркнем, что и до образования БРИКС эти страны тесно сотрудничали в представленных сферах. Однако можно отметить, что набирает ход трехстороннее взаимодействие между Россией, Китаем и Индией. Постепенно формируется переговорная площадка стран-партнеров с целью сотрудничества по региональным и международным вопросам [11].
Безусловно, в рамках группы БРИКС необходимо стремиться к многосторонним экономическим связям, поскольку в стороне от внешнеэкономических отношений со своими партнерами до сих пор находится ЮАР. В нынешних условиях эта страна является одним из крупнейших в мире производителей платины, золота и хрома. Правительство ЮАР предпринимает значительные меры по увеличению оборота инвестиций в стране за счет реализации инфраструктурных проектов государственными корпорациями [12]. Однако этот факт не способствует тесному геоэкономическому взаимодействию ЮАР в рамках БРИКС. В современных условиях экспертное сообщество р ас с м атр ив ае т р аз л ич н ы е в ар иан т ы взаимодействия группы стран БРИКС. Предложим сценарии их развития в контексте формирования нового мирового порядка (рис. 3).
Первый сценарий - это институционализация БРИКС. Внутри группировки в настоящее время существуют значительные противоречия, которые не смогут решиться в ближайшее время. Каждая из стран, входящих в группу, имеет свои цели и задачи, которые она может осуществить через БРИКС. Так, например, Китай рассматривает БРИКС как некий проект, через который он способен реализовать свои, весьма амбициозные цели. При этом подчеркнем, что именно китайцы являются противниками политизации
и институционализации в рамках БРИКС, делая приоритет на экономической составляющей. Для России эта группа представляет собой возможность укрепить свои позиции в глобальной сфере. В условиях санкционного режима это особенно актуально. ЮАР в первую очередь необходимо продвинуть свои внешнеполитические приоритеты и заявить о важности формирования многополярного мира6 (см. рис. 3). Как
6 Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. 2011. № 8.
справедливо отметил научный руководитель института экономики РАН Р.С. Гринберг, «а насколько это взаимодействие интересно самим странам?»1. Действительно, мотивы у всех стран при сотрудничестве совершенно разные, что и не дает им сформировать долгосрочный вектор развития.
Второй сценарий - это расширение группы стран БРИКС. В настоящее время многие государства проявляют желание и готовность тесно взаимодействовать с БРИКС. Заметим, что в БРИКС стремятся Мексика, Египет, Иран, Индонезия и другие страны. Расширение альянса может привести к повышению их роли в глобальной сфере. При этом государства-партнеры не отрицают вхождения новых членов в объединение, однако насколько целесообразно его дальнейшее расширение? Мы согласны с позицией Г.Д. Толорая в том, что «пока не следует размывать единство позиций группы стран БРИКС скорейшим расширением числа участников, во всяком случае, когда эти позиции только формируются»8. В нынешних условиях не создана институциональная основа и механизм ее функционирования, что может привести, во-первых, к осложнению коллективных решений в группе, во-вторых, к потере стратегических ориентиров развития БРИКС. Однако им не нужно полностью отстраняться от тех государств, которые разделяют идеи группы и видят в ней безусловный потенциал. Многие международные организации и интеграционные группы практикуют статус наблюдателя, который обеспечивает причастность стран к обсуждению вопросов в более широком диапазоне. Данную практику необходимо применить в рамках группы БРИКС, однако проф. И.С. Королёв считает, что России необходимо взаимодействовать и равняться на реальных лидеров глобальной экономики, а не на партнеров по неформальному объединению под названием БРИКС [13]. Можно предположить, что у реальных стран-лидеров (США, Китая, Германии и т.д.) в нынешних условиях свои стратегические цели, в которые Россия, возможно, и не вписывается.
Сохранение группы стран БРИКС в нынешнем составе - это, на наш взгляд, наиболее приоритетный сценарий развития, но главам правительств необходимо разобраться
в существующем формате. Помимо этого
7 Гринберг Р.С. Экономика России в посткризисном мире: варианты адаптации в контексте БРИК.
URL: http://brics.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric
8 Толорая Г.Д. Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России. 2011. № 8.
целесообразно реализовать не в риторике, а на практике стратегические ориентиры взаимодействия группы стран БРИКС, представленные на рис. 1. Взаимодействие стран в геоэкономическом пространстве в нынешних условиях незначительно, что существенно снижает статус группы БРИКС. Как показывает практика, чем больше стран участвуют в той или иной группировке, тем сложнее прийти к общему решению. Именно поэтому в данном формате самое главное - не количество, а практические результаты, которые в ближайшей перспективе представят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.
Таким образом, во-первых, в нынешних условиях мир переживает трансформационные процессы практически во всех сферах общественной жизни. Можно констатировать, что современный глобальный экономический кризис еще больше усугубил внутренние и внешние проблемы отдельных стран и регионов мира, и Россия здесь не стала исключением [14]. По оценкам экспертного сообщества, для российской экономики становится наиболее приоритетным усиление взаимодействия в рамках БРИКС. Поскольку в условиях глобальной нестабильности именно члены альянса претендуют на лидерство в глобальной экономико-политической сфере и стремятся занять достойное место в мире. Россия практически всегда занимала ведущее место во всех более тесных экономико-политических союзах, в которых участвовала. Такой опыт сформировался еще во времена СССР, когда был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Подчеркнем, что помимо стран БРИКС значительное ускорение социально-экономического развития наблюдается в Сингапуре, Тайване, Гонконге и т.д. Тем не менее между партнерами уже сегодня сформировалась достаточно мощная платформа для обмена информацией, научно-технологическим опытом, которая будет способствовать их тесному сотрудничеству на среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Во-вторых, за время существования группы БРИКС было проведено множество саммитов и конференций по широкому спектру основных глобальных проблем современности. На шестом саммите, проходившем в Форталезе (Бразилия) в 2014 г., было объявлено о подписании Соглашения о создании совместного банка и формировании пула условных валютных резервов стран БРИКС. Однако следует подчеркнуть, что в современных условиях взаимодействие стран БРИКС носит
противоречивый характер. Целесообразно смещать приоритеты в сторону внутреннего сотрудничества, однако страны группы БРИКС по-прежнему ориентируются на «внешних» партнеров. Именно поэтому приоритетным направлением должно быть усиление интернационализационных процессов в странах БРИКС, например, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), в совместном привлечении денежных средств в крупномасштабные проекты (мегапроекты) и т.д., что будет способствовать качественному обновлению стратегически важных отраслей государств-партнеров вне зависимости от турбулентных процессов в глобальной сфере.
В-третьих, определены стратегические ориентиры взаимодействия группы стран БРИКС в контексте формирования многополярной системы, в частности, в военно-политической, геоэкономической, валютно-финансовой, научно-технической и культурной областях. На наш взгляд, геоэкономическая сфера является одной из самых противоречивых в рамках группы стран БРИКС. Следует подчеркнуть, что до сих пор не сформирована четкая стратегия среднесрочного и долгосрочного взаимодействия во внешнеэкономической сфере. В нынешних условиях экспертное сообщество рассматривает их по отдельности и указывает только на перспективы сотрудничества в рамках БРИКС.
В-четвертых, в целях усиления сотрудничества группы стран БРИКС в геоэкономической области целесообразно применить форму государственно-банковского партнерства. На этой основе п р е д л о же н а г р а ф ич е с к ая м о д е л ь геостратегического взаимодействия государств-партнеров и банковских структур в рамках БРИКС. Ключевыми элементами модели являются государства-партнеры, Новый банк развития и государственные банки группы БРИКС. На наш взгляд, тесное взаимодействие стран-партнеров в геоэкономическом пространстве будет способствовать развитию их системообразующих отраслей и созданию совместных мегапроектов.
В-пятых, представлены сценарии развития стран группы БРИКС в контексте формирования нового мирового порядка: институционализация БРИКС; расширение группы стран БРИКС; сохранение группы стран БРИКС в нынешнем составе. Последний сценарий является наиболее предпочтительным в рамках альянса. Как показывают итоги совместной деятельности, главам правительств необходимо разобраться в существующем ныне формате сообщества. Взаимодействие стран в геоэкономической сфере в нынешних условиях незначительно, что существенно снижает статус группы БРИКС. Им целесообразно реализовать стратегические ориентиры по крайней мере не в теории, а на практике.
Рисунок 1
Стратегические ориентиры взаимодействия группы стран БРИКС в контексте формирования многополярной системы Figure 1
Strategic priorities of the BRICS cooperation amid the formation of the multipolar system
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 2
Графическая модель геостратегического взаимодействия государств-партнеров и банковских структур в рамках группы стран БРИКС
Figure 2
Graphic model of the geostrategic cooperation of the partner nations and banking structures under the aegis of BRICS
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 3
Возможные сценарии развития группы стран БРИКС в контексте формирования нового мирового порядка Figure 3
Probable development scenarios of the BRICS countries during the formation of the new world order
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Список литературы
1. Фитуни Л.Л. Дифференциация развивающихся стран и новая архитектура мировой экономики // Азия и Африка сегодня. 2012. № 10. С. 9-18.
2. Малахова Т.С., Малахов В.С., Бражникова Е.Н. Кризис зоны евро: миф или реальность? // Экономика: теория и практика. 2011. № 3. С. 21-26.
3. Гринберг Р.С., Косикова Л.С. Новые тенденции экономического сотрудничества на постсоветском пространстве. В кн.: Россия в глобализирующемся мире: политико-экономические очерки. М.: Наука, 2004. С. 445-460.
4. Барковский А.Н. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве. В кн.: Россия в глобализирующемся мире: политико-экономические очерки. М.: Наука, 2004. С. 433-444.
5. Давыдов В.М. БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений // Международная жизнь. 2011. № 5. С. 96-104.
6. Власкин Г.А., Глинкина С.П., Ленчук Е.Б. Сотрудничество со странами БРИКС в интересах модернизации российской экономики. В кн.: Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты. М.: Изд-во РУДН, 2013. С. 312-352.
7. Трофимова И.Н. БРИКС и развивающиеся страны в системе мирохозяйственных связей: сдвиги в международном движении капитала // Вопросы статистики. 2012. № 3. С. 54-63.
8. Головнин М.Ю. Страны БРИКС и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Мир перемен. 2012. № 4. С. 42-56.
9. Антонов И. БРИКС как имиджевая копилка // Международная жизнь. 2011. № 5. С. 113-115.
10. Корнаухова Л.И., Устюжанцева О.В. Формирование научно-образовательных проектов и трансфер технологий в формате БРИКС. В кн.: БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития. М.: Изд-во РУДН, 2013. С. 30-35.
11. Перская В.В., Глуховцев В.Э. Многополярность: миф или реальность? (геоэкономические аспекты). М.: Экономика, 2011. 255 с.
12. Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Страны БРИКС в современной мировой экономике. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. 480 с.
13. Королёв И.С. Неопределенность мирового экономического развития: риски для России // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 4. С. 3-10.
14. Малахова Т.С. Глобальный экономический кризис и трансформационные процессы в мировой валютно-финансовой системе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 95. С. 806-822. URL: http://ej .kubagro.ru/2014/01/pdf/11.pdf
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations
ISSN 2073-2872 (Print)
GEOSTRATEGIC ECONOMIC COOPERATION OF THE BRICS COUNTRIES: NATIONAL INTERESTS AND PRIORITIES
Igor' V. SHEVCHENKOa% Tat'yana S. MALAKHOVAb, Vladimir S. MALAKHOVc
a Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]
b Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]
c Military Unit, Belogorsk, Amurskaya Oblast, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 25 January 2017 Received in revised form 18 February 2017 Accepted 14 March 2017 Available online 29 May 2017
JEL classification: F02, F52 https://doi.org/10.24891/ni.13.5.949
Keywords: BRICS, crisis, sanction, Russia, global economy, strategic priority
Abstract
Importance Considering global instability, strengthening the cooperation with the BRICS countries becomes an even greater priority for Russia amid global instability. However, BRICS does not have a clear strategy for mid-term and long-term cooperation in foreign trade. Therefore, it necessitates a kind of geoeconomic framework where national governments of the BRICS countries will be key actors.
Objectives The research determines strategic priorities of the BRICS cooperation through the lens of the formation of a new global order.
Methods The methodological underpinning includes historical, logic, statistical and comparative analysis, method of scientific abstraction, thus allowing to identify key challenges and development prospects of BRICS amid global instability.
Results We outlined development scenarios of the BRICS countries assuming the formation of the multipolar system, and presented strategic priorities of their cooperation in geoeconomic, military, political, monetary, financial, S&T and cultural areas.
Conclusions and Relevance As we conclude, it would be reasonable to rely upon the State - bank partnership model so to strengthen the BRICS cooperation in geoeconomy. We thereby proposed a graphical model of the geosrategic cooperation among the partner nations and banking structures as part of BRICS.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
References
1. Fituni L.L. [Processes of differentiation of developing countries and a new architecture of world economy]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2012, no. 10, pp. 9-18. (In Russ.)
2. Malakhova T.S., Malakhov V.S., Brazhnikova E.N. [Euro zone crisis: the myth or the reality?]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2011, no. 3, pp. 21-26. (In Russ.)
3. Grinberg R.S., Kosikova L.S. Novye tendentsii ekonomicheskogo sotrudnichestva na postsovetskom prostranstve. V kn.: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: politiko-ekonomicheskie ocherki [New trends in the economic cooperation in the post-Soviet area. In: Russia in the globalizing world: political and economic essays]. Moscow, Nauka Publ., 2004, pp. 445-460.
4. Barkovskii A.N. Vneshneekonomicheskaya politika Rossii v global'nom ekonomicheskom prostranstve. Vkn.: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: politiko-ekonomicheskie ocherki [Foreign economic policy of Russia in the global economic space. In: Russia in the globalizing world: political and economic essays]. Moscow, Nauka Publ., 2004, pp. 433-444.
5. Davydov V.M. [BRICS as a driver of the polycentric order of international relations]. Mezhdunarodnaya zhizn' = International Affairs, 2011, no. 5, pp. 96-104. (In Russ.)
6. Vlaskin G.A., Glinkina S.P., Lenchuk E.B. Sotrudnichestvo so stranami BRIKS v interesakh modernizatsii rossiiskoi ekonomiki. V kn.: Strategiya Rossii v BRIKS: tseli i instrumenty [Cooperation with the BRICS countries for purposes of Russia's economy modernization. In: Russia's strategy in BRICS: objectives and tools]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2013, pp. 312-352.
7. Trofimova I.N. [BRICS and developing countries as part of the global economic ties: rearrangement of international flows of capital]. Voprosy Statistiki, 2012, no. 3, pp. 54-63. (In Russ.)
8. Golovnin M.Yu. [BRICS countries and reforming of a global currency and financial system]. Mirperemen = The World of Transformations, 2012, no. 4, pp. 42-56. (In Russ.)
9. Antonov I. [BRICS as a pool of image-making contributions]. Mezhdunarodnaya zhizn' = International Affairs, 2011, no. 5, pp. 113-115. (In Russ.)
10. Kornaukhova L.I., Ustyuzhantseva O.V. Formirovanie nauchno-obrazovatel'nykh proektov i transfer tekhnologii v formate BRIKS. V kn.: BRIKS i Afrika: sotrudnichestvo v tselyakh razvitiya [The formation of scientific and educational projects and technology transfer as part of BRICS. In: BRICS and Africa: cooperation for development]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2013, pp. 30-35.
11. Perskaya V.V., Glukhovtsev V.E. Mnogopolyarnost': mif ili real'nost'? (geoekonomicheskie aspekty) [Multipolarity: Myth or Reality? Geoeconomic considerations]. Moscow, Ekonomika Publ., 2011, 255 p.
12. Avdokushin E.F., Zharikov M.V. Strany BRIKS v sovremennoi mirovoi ekonomike [BRICS countries in the modern world economy]. Moscow, Magistr, INFRA-M Publ., 2013, 480 p.
13. Korolev I.S. [Uncertainty of world economic development: risks for Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2013, no. 4, pp. 3-10. (In Russ.)
14. Malakhova T.S. [Global economic crisis and transformation processes in the global monetary and financial system]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2014, no. 95, pp. 806-822. (In Russ.) Available at: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/11.pdf.
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential
conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this
article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the
article, and the decision to submit the manuscript for publication.