брикс-вектор внешнеторговых
интересов россии в контексте
новой экономической реальности
Наталья геннадьевна Хмелевская,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО (У) МИД РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]
Предмет/тема. Статья посвящена развитию торговли России со странами БРИКС через призму ее внешнеэкономических интересов. Предметом исследования стали объемно-структурные оценки торговых отношений БРИКС, значимые для текущих экспортных позиций России.
Цель. Целью работы является поиск ориентиров и факторов интеграции российских товаропроизводителей в товарные потоки БРИКС как одного из стратегических направлений партнерства «нового типа».
Результаты. Автором проведена оценка асимметричности торговых потоков между странами БРИКС через их структурное сходство и дополняемость. Она показала, что пропорции межстранового обмена в БРИКС — это производные от различий экономических паритетов стран-членов, ориентации их экспортных рынков и все более значимых условий взаимной торговли. Показан рост дополняемости импорта России электрическими машинами и устройствами из Китая, энергетическим оборудованием из Бразилии (по индексу взаимодополняемости торговли, ИВТ), а также импорта Индией драгоценных металлов и камней из РФ.
С учетом того, что ранее проводимые расчеты для функций экспорта БРИКС на основе авторской модели роста экстенсивного экспорта (обобщенным методом наименьших квадратов) подтвердили интенсивный характер роста экспорта РФ, была проведена декомпозиция модели до товарных групп и субпозиций. Сделан вывод, что у России наибольший прирост экспорта, обусловленный включением в структуры взаимного импорта БРИКС и сравнительными преимуществами на их внутренних рынках (парная выборка по ИВТ и КВСП), пришелся
на минеральное топливо, нефть и нефтепродукты. Рассчитаны коэффициенты объясняющих переменных для перечисленных товарных групп.
Значимость. Сделанные в статье выводы и эконометрические заключения обращены к предложенной РФ Стратегии развития экономического сотрудничества стран БРИКС.
Ключевые слова: объемно-структурная асимметричность взаимной торговли БРИКС, взаимодополняемость торговли БРИКС, сходство структур экспорта БРИКС, выявленные сравнительные преимущества БРИКС, модель экстенсивного роста экспорта БРИКС
Разворот траектории общемировой стагнации 2009-2013 гг. с преимущественно развитых стран на развивающиеся рынки в 2014-2015 гг. становится для БРИКС моментом осознания новой экономической реальности. К концу 2014 г. по паритету покупательной способности (III 1С) ВВП БРИКС сравнялся с ВВП стран «большой семерки», а все вместе они произвели более 30% глобального ВВП (согласно статистике ВМФ, совокупный ВВП стран — членов БРИКС в 2014 г. составил 32,3 трлн долл.)1. Если за 2013-2014 гг. рост одного только Китая превышал 16,2%, а у развитых стран составлял в среднем всего 4%, то, следуя оценкам текущей ситуации в мировой экономике, в 2015-2016 гг. рост
1 Рассчитано автором по IMF Data Mapper. URL: http://imf. org/external/datamapper/index.php.
экономики КНР замедлится до 7%. В Бразилии и России прогнозируется переход прироста ВВП в отрицательную зону, в то время как в Индии рост будет более уверенным (до 8%) [15].
Следствием форсированного восхождения БРИКС в системе международных отношений стала открытость экономик стран-членов внешнему влиянию. Так, замедление темпов роста в Китае следует из «перегрева» экономики, производного от притока иностранных инвестиций и роста внутреннего кредита, в Индии и Бразилии — из ослабления внешнего спроса. Снижение роста ВВП в России — это следствие падения цен на нефть и геополитической напряженности, в ЮАР — снижения цен на другие биржевые товары и их воздействия на условия торговли [18]. Широкомасштабные внутренние преобразования стран БРИКС, разумеется, способствуют и интеграции их компаний в глобальные стоимостные цепочки и влияют на экономические системы остальных стран в целом.
Преемником программы «Индустриальная политика, технологии и внешняя торговля» (2004-2008 гг.) с 2011 г. стал план «Большая Бразилия» для 19 стратегических секторов экономики страны, включивший широкий перечень мер поддержки — от налоговых льгот и преференций при размещении государственных заказов до льготных условий кредитования и т.д.2. Массированные инвестиции как драйвер развития и занятости в инфраструктуру пяти стратегических отраслей — энергетику, транспорт, связь, водоснабжение и коммунальное хозяйство — положены в основу стратегии «Новый путь экономического роста» ЮАР с 2010 г. [21]. Программа «Сделай в Индии», запущенная в сентябре 2014 г., обращена ко всем системно значимым отраслям индийской экономики в целях развития делового климата и создания транспортной инфраструктуры, прежде всего в пяти городских агломерациях нового типа («умные города») между Дели и Мумбаи3. К концу февраля 2015 г. прошли все необходимые процедуры согласования 21 проект промышленной переработки и 17 особых национальных инвестиционных промышленных зон.
Означает ли это, что проведенные структурные реформы и аккумулированные странами БРИКС за эти годы ресурсы, вложенные в модернизацию и рыночную инфраструктуру, в развитие регионов, будут нивелированы чрезмерной зависимостью
2 Plano Brazil Maior. URL: http://brasilmaior.mdic.gov.br.
3 Make In India . URL: http://makeinindia.com.
от внешнего рынка? Ведь череда односторонних запретительных действий, дискриминационных мер и нерыночных практик отдельных участников мирохозяйственного обмена 2014-2015 гг. неизбежно ведет к росту недоверия к механизмам ценообразования на мировых товарных рынках и все настойчивее стимулирует креативную активность БРИКС в поиске дополняющих традиционные двухсторонние отношения форматов и восполняющих действующие международные организации институтов. Например, результатом экономического диалога стран БРИКС по второму направлению стали пул условных валютных резервов БРИКС и Новый банк развития БРИКС, соглашение об учреждении которого первой из БРИКС ратифицировала Государственная Дума РФ и 9 марта 2015 г. подписал Президент РФ В.В. Путин.
Общим ориентиром для таких совместных инициатив, заданным Россией в проекте Стратегии развития экономического сотрудничества стран БРИКС4, становится «свободное и ответственное партнерство нового типа», призванное развивать двусторонние связи, создавая дополнительные условия для повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц [7]. На взгляд автора, в таком контексте формула «объединить усилия, чтобы увереннее наращивать отношения с остальным миром» передает назначение формации БРИКС для реализации экономических интересов каждого из его участников и задает вектор совместных и двухсторонних проектов БРИКС перед лицом новых глобальных вызовов. От того, смогут ли участники БРИКС задействовать различия в своих экономических системах, истории и культуре для взаимопомощи и взаимодополняемости стран, будут зависеть и перспективы их партнерства, и их позиции во внешней политике.
Параметры торгово-экономических отношений и место России в БРИКС. Для начала рассмотрим, каковы пропорции товарооборота внутри БРИКС в терминах распределения межгосударственных торговых балансов, определяющих выгоды и издержки для каждого из участников сообщества. С 2013 г. страны группы генерируют 1/5 часть общемирового экспорта товаров или около 60% совокупного экспорта «большой семерки». При
4 Проект был представлен и передан представителям стран-членов для согласования на саммите БРИКС в Форталезе (Бразилия) в июле 2014 г. Предполагается его доработка и утверждение лидерами БРИКС на саммите в Уфе в июле 2015 г.
этом более 45% совокупного торгового дефицита стран мира распределялось в пользу БРИКС5. При этом глубину и структуру асимметрий во взаимной торговле между странами-членами определяет не только характер внешнеторговых отношений, но и, в конечном итоге, уровень доверия и легитимности самого объединения БРИКС для представителей деловых и общественных кругов.
На протяжении всей истории существования группы БРИКС половина ее взаимного совокупного экспорта (на конец 2013 г. он составил более 296 млрд долл.) приходилась на Китай6. Безусловно, эффект «высокой базы» все это время при самых высоких в группе темпах роста китайской экономики оказывал прямое влияние на пропорции межстра-нового обмена в БРИКС. Отсюда и общий вес торговли Китая с Россией и Бразилией в совокупном товарном обороте БРИКС — более 52% по итогам 10 месяцев 2014 г., а с Индией и ЮАР — 31%7. Для участников внешнеэкономической деятельности такая пропорция распределения торговых потоков внутри БРИКС свидетельствует еще и о том, что сегодня каждая третья внешнеторговая сделка в этих странах заключается с китайскими партнерами, что, конечно, можно отнести в актив и государственной политике КНР, и конкурентным преимуществам китайских товаров.
В 2013 г. в Китае стартовала реформа крупнейших госкомпаний, нацеленная на повышение их международной конкурентоспособности. В октябре 2014 г. крупнейшие в КНР производители высокоскоростных поездов — компании China CNR Corp и CSR Corp объявили о слиянии [3]. Движущей силой такого объединения стало стремление руководства КНР ослабить внутреннюю конкуренцию, чтобы усилить позиции национальных компаний на международных рынках.
Во время визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцян в Российскую Федерацию в октябре 2014 г. было подписано соглашение о сотрудничестве по проекту Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. При этом в ходе визита Ли Кэцяна в Москву его сопровождали
5 Рассчитано автором по IMF Data Mapper. URL: http://imf. org/external/datamapper/index.php.
6 Рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
7 Рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map.
URL: http://trademap.org/Index.aspx.
руководители CNR и CSR. Слияние двух корпораций может изменить расклад сил на российском рынке железнодорожной техники. По мнению экспертов, китайские корпорации смогут претендовать на участие в крупных поставках железнодорожного подвижного состава для московского метрополитена (правительство Москвы объявило о намерении потратить свыше 266 млрд руб. на закупку вагонов метро нового поколения), а в перспективе и для проектов высокоскоростных магистралей ОАО «Российские железные дороги» [2].
В феврале 2015 г. было анонсировано намерение объединить крупнейшие нефтегазовые и нефтехимические компании КНР. Созданная для этих целей государственная консультативная комиссия рассматривает два варианта объединения компаний: China National Petroleum Corp. (CNPC) с основным конкурентом на внутреннем рынке — China Petroleum Corp. (Sinopec), а также China National Offshore Oil Corp. (CNOOC) с Sinochem Group.
Другим фактором распределения торговых потоков на пространстве БРИКС всегда оставались экспортные приоритеты и конкурентные преимущества каждой из стран-членов. Так, если у Бразилии, Индии и ЮАР около 1/3 консолидированного внешнеторгового оборота формировалось из торговли с Китаем, то у России — лишь 17%. Около половины роста китайской экономики сегодня создается во внешнеторговом секторе [10]. Заметим при этом, что относительно стартового 2009 г. значительнее всего вырос российский и бразильский экспорт в БРИКС (без учета КНР) — в целом на 46%, к тому же на момент учреждения объединения экспорт Бразилии в другие страны — члены сообщества превышал российский более чем на 385 млн долл. США8. Однако в среднем на 80% рост российского экспорта восходил к минеральному сырью — во все страны БРИКС российские компании поставляли преимущественно «Топливо минеральное, нефть и нефтепродукты» (код товарной группы 27 по номенклатуре Гармонизированной системы)9. Вклад только одной субпозиции «Нефть и нефтепродукты сырые» в пересчете на всю группу во внешнетор-
8 Рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
9 Здесь и далее коды товаров приводятся в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС). Всемирная таможенная организация. URL: http://wcoomd. org/en/topics/nomenclature/instrument-and-tools/hs_convention. aspx.
-24 (309) - 2015-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorities and security
говом сальдо России с БРИКС составлял 53% (в среднем за 2010-2013 гг.).
С макроэкономической точки зрения подобное распределение товарных потоков внутри группы стран сопряжено с определенными выгодами для ее акторов и служит базисом для воспроизведения межстрановых ценовых искажений [9]. Таким образом, параметры сложившегося на сегодня торгово-экономического обмена между странами — членами группы уже свидетельствуют о серьезном потенциале пространства БРИКС для экспортного потенциала каждого их них — это и масштабы взаимной торговли, и фактор растущих внутренних рынков и спроса [8]. Коммерческие интересы российских компаний, производные от транзакционных издержек и условий конкуренции, все активнее продвигаются на межгосударственном уровне взаимодействия стран БРИКС.
В дополнение к традиционным политико-дипломатическим документам (планы торгово-экономического сотрудничества, меморандумы о взаимопонимании между профильными го -сударственными ведомствами и т.п.) по итогам официальных визитов президента РФ В.В. Путина в страны БРИКС новой составляющей пакета договоренностей стали коммерческие контракты и соглашения. В ходе поездки в Бразилию (июль 2014 г.) были подписаны Протокол консультаций о воздушном сообщении и Соглашение о совместной разработке лекарственных средств между Санкт-Петербургским НИИ вакцин и сывороток Федерального медико-биологического агентства России (СПбНИИВС) и Instituto Butantan. В ноябре 2014 г. в КНР подписаны соглашения между компаниями ОАО «Газпром» и CNPC о поставках природного газа, о приобретении корпорацией China National Oil & Gas Exploration and Development Corporation 10% доли в проекте по разработке Ванкорского не-фтегазоконденсатного месторождения. Последнее является крупнейшим из месторождений, открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет, начальные извлекаемые запасы которого по состоянию на 1 января 2014 г. составили 500 млн т нефти и конденсата, 182 млрд м3 газа [5]. По итогам визита в Индию (декабрь 2014 г.) зафиксированы условия экспортного контракта между НК «Роснефть» и Essar Oil Limited и др.
Закономерно возникает вопрос, связаны ли между собой структурно асимметричные товарные потоки между БРИКС, поскольку, принимая во внимание экстенсивный характер роста экспорта
Бразилия, Китай и Индия, они находятся среди 30 экономик с максимальным приростом экспорта за счет экстенсивной составляющей (27, 22 и 21% соответственно) [1]. Ведь углубление дополняющих друг друга товарных отраслей потенцирует уже существующие диспропорции и тем самым ставит под вопрос коммерческие выгоды российских компаний.
Количественная оценка дополняемости товарных потоков стран БРИКС на основе индекса взаимодополняемости торговли (ИВТ)10 свидетельствует об укреплении позиций товаров российского производства на внутренних рынках всех членов БРИКС наряду с расширением присутствия импорта из Бразилии и Индии в России, поскольку ИВТ в среднем вырос на 8 п.п.11. За 2009-2014 гг. практически на 1/4 выросла дополняемость индийского импорта из БРИКС российскими товарами (рост ИВТ с 52%), а также импорта из КНР (с 31%) и Бразилии (с 34%)12.
Динамика ИВТ в 2014 г. наглядно демонстрирует, какие страны БРИКС и насколько глубоко взаимно ориентированы во внешней торговле, а значит, начинают встраиваться в существующие цепочки создания стоимости или формировать собственные. За последнее десятилетие основанная на добавленной стоимости доля Китая в мировой торговле росла в тех регионах и объединениях мира, в стоимостные цепочки которых встраивались его производители (быстрее всего в АТР, а значит, и в России) [11]. Наиболее резкое падение ИВТ России было зафиксировано во II-III кв. 2014 г. в торговле с Китаем как первая реакция на рост волатильности мировых цен на нефть. Если во II кв. индекс цен энергоносителей Всемирного банка вырос на 1%, то по итогам III кв. он снизился сразу на 6%, при том что наибольшее падение в 5,6% наблюдалось на рынке сырой нефти и в 6,6% — природного газа (табл. 1) [16]. Примечателен тот факт, что в отношениях с Индией снижение ИВТ России не столь значительно, хотя запретительные меры ЕС и ряда других стран в отношении крупнейших российских компаний предназначались военно-
10 Рассчитано автором по формуле:
итзт im -sb (т', A - ki, в)
Mali,a = 100 - ^-, где m,A — доля товара i в со-
i=1 2 ' вокупном импорте страны A, k,B — доля товара i в совокупном экспорте страны B.
11 Среднее значение, нормированное с учетом среднего квадратичного отклонения.
12 Рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
- 2015-
международные экономические отношения
International Economic Relations
Таблица 1
Дополняемость взаимной торговли БРИКС в 2014 г. (ИВТ)
I кв. 2014 г. II кв. 2014 г. III кв. 2014 г. Итог (накопленный)
Импорт Экспорт
Б Р И К С Б Р И К С Б Р И К С Б Р И К С
Б - 36 61 61 52 - 38 60 57 54 - 40 63 54 53 - 38 62 57 53
Р 34 - 45 67 45 34 - 46 65 49 39 - 47 67 49 36 - 46 66 48
И 32 64 - 39 51 33 64 - 37 52 42 61 - 40 55 36 63 - 39 53
К 46 39 53 - 53 43 37 52 - 53 52 37 53 - 54 47 38 53 - 53
С 57 41 41 31 - 58 44 48 38 - 48 47 60 55 - 22 42 49 39 -
Примечание. Б — Бразилия, Р — Россия, И — Индия, К — Китай, С — ЮАР.
Источник: рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
Россия во взаимном импорте БРИКС (по товарным группам)
Таблица 2
Страна — член БРИКС Импорт из России Экспорт в Россию
Бразилия 27101921*; 3102; 3104; 3105;7601; 8535*; 8545* 0202; 0203; 0207; 1201; 8429*; 8409*; 8501*
Индия 271019*; 270111*; 31042; 710231*; 710691*; 7407; 7408 3004; 8409*; 8413*; 8419*; 8517; 7113*; 7219
Китай 27090*; 4403; 4407; 84013-14*; 8536*; 8542-43* 6401-06; 8471; 8516*; 8517*; 8529*; 8703*; 8708*
ЮАР 1001; 2707*; 2710*; 7408; 8467* 0804-05; 0808; 842139*; 85256*; 852691*; 870421
"Товарные группы с 5%-ным и более ИВТ или с удельным весом больше 10% в импорте из соответствующей страны БРИКС.
Источник: рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
промышленному комплексу и ТЭК13. Это, на взгляд автора, указывает как раз на качество товарообмена, ведь военная техника, компоненты для атомных электростанций и комплектующие — это крупные статьи российского экспорта в Индию. Экспорт Индии в РФ — это фармацевтические товары, электротехнические устройства и комплектующие для тяжелой техники (по итогам 2013 г. их совместная доля достигла 41%)14.
Так, самая высокая среди членов БРИКС ориентация российского экспорта на рынки других стран транслирует шоки мирового спроса и цен во внутренний контур сообщества. Отчасти по этой причине замещение импорта из третьих стран в БРИКС началось с высоковостребованных и чувствительных к внешним шокам минерального топлива, драгоценных металлов и камней, железных руд и концентратов, а затем перешло на производство силового оборудования и электрических машин, механических устройств (табл. 2).
Отметим, что на рынках БРИКС процесс им-портозамещения получил детальный характер: от
13 После совместного заявления 06.03 2014 глав государств ЕС и обнародования первого санкционного списка из 21 чел. последовал пакет экономических санкций (29.07.2014), ограничивший экспорт в РФ энергетического оборудования и силовых установок.
14 Рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
товаров инвестиционного назначения (станков, оборудования, вагонов, электровозов и т.д.) до предметов длительного пользования (мебели, бытовой техники) и массового потребления (игрушек, обуви) и с примерно одинаковой скоростью (импорт тяжелого машиностроения и потребительских товаров ежегодно рос в среднем на 40%). Внутристатейная диверсификация товарных групп 85 и 87 — яркое свидетельство значимости ТНК и интернационализации капитала, поскольку во всех странах БРИКС сегодня присутствуют крупнейшие автомобильные и коммуникационные компании мира, распределяющие свои производственно-сбытовые подразделения исходя из нормы прибыли. Так, китайские компании все активнее используют электрическую аппаратуру для коммутации российского производства. На российском рынке конкурируют аппараты и комплектующие для сотовых сетей индийского и китайского производства, а на китайском делается выбор между электрической аппаратурой из России и Индии (в основном переходники, выключатели и т.д.). Компании из ЮАР приобретают электрические двигатели и генераторы в России (см. табл. 2).
Геоэкономически усиление внутриблоковой конкуренции в БРИКС может создать импульсы для наращивания торгово-инвестиционных связей, а значит, и более полной реализации экспортного потенциала каждой из стран. Однако от того, насколько своевременно и эффективно нарождающаяся
сила бизнес-инициативы будет поддержана мерами государственной политики, зависит, получит ли она развитие на пространстве БРИКС или ограничится национальным контуром. Показательно, что наибольшее схождение между величинами ИВТ и весами этих же товаров в импорте практически по всем структурно значимым товарным группам и субпозициям наблюдается у Китая (совокупная доля пяти самых дополняемых групп товаров превышает 52% импорта). Это в первую очередь наиболее емкие во взаимном импорте всех БРИКС «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства» (товарная группа 84) и «Электрические машины и оборудование» (85).
К примеру, в отношении группы китайских товаров «Электрические машины и оборудование» с момента учреждения БРИКС все ее члены применяют минимальные или нулевые ставки таможенного тарифа (в частности, для группы «Машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных» — нулевые, за исключением Бразилии, где адвалорный эквивалент ставки составляет 12%). Как следствие, всего за три года общий вес групп «Электрические машины и оборудование» и «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства» в импорте БРИКС из Китая вырос до 50%. К концу 2014 г. каждая третья сделка на покупку электротехнического оборудования или продукции химической промышленности заключалась с китайскими компаниями15.
У Китая импорт электрических машин и оборудования сегодня дополняется странами БРИКС в среднем на 9-10%, в то время как у остальных это порядка 3-5% (по итогам 3-х кв. 2014 г.)16. У России, как и у других стран БРИКС, эти две товарные группы занимают лидирующие позиции в импорте из группы, общий удельный вес которых близок к 50%. В импорте же Китая из стран БРИКС не наблюдается столь ярко выраженной доминанты. Хотя китайские компании покупают минеральное топливо во всех странах БРИКС (группа 27), а продукцию горнорудной промышленности (группа 26) — у Бразилии, Индии и ЮАР, их влияние на итоговые объемы взаимной торговли не столь ощутимо. И только у России удельный вес топлива составляет 71% экспорта в другие страны БРИКС.
15 Рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
16 Рассчитано автором по International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
Заметим также, что укрупнение статей импорта из Китая сопровождается его активной межгрупповой и внутристатейной диверсификацией.
Таким образом, взаимная торговля между странами — членами БРИКС структурно и объемно асимметрична. Это отчасти можно отнести в актив внешнеторговых стратегий БРИКС с доминантой экстенсивного роста экспорта всех стран-членов (кроме РФ), объясняя разницей экономических паритетов и условиями торговли. Закономерен вопрос: производными от каких факторов роста взаимной торговли БРИКС стали достигнутые уровни дополняемости их товарных потоков? Ведь они зависят как от экстенсивного роста импорта одних стран и экспорта других, а значит, от определенной линии проведения торговой политики, так и от сходства товарных структур, достигаемого посредством мер интенсификации экспорта и его диверсификации.
Возможности и вызовы для российских производителей в торговле в рамках БРИКС
В двусторонней торговле страны чаще наращивают экспорт за счет расширения спектра торговых отношений (экстенсивный экспорт из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР) [17]. Частично рост экспорта происходит через углубление уже существующих экспортных потоков по тем товарам, доля которых в общем экспорте страны выше, чем в среднем по миру (в группе стран) [1], означая, в свою очередь, и успехи таких стран в реализации потенциала экспортных товаров относительно группы (интенсивный экспорт из России). Следовательно, атрибутивными признаками подобных товаров могут служить коэффициенты выявленных сравнительных преимуществ КВСП, Revealed Comparative Advantage (RCA) по товарной корзине БРИКС, нормированные с учетом долей стран-членов в их совокупном внешнеторговом обороте, в сочетании с показателями дополняемости.
Следуя выводам М. Мелица о доминанте параметра издержек экспортирования в экстенсивном росте [19], можно полагать, что и для БРИКС условием роста взаимной торговли является их снижение. Закономерно, что именно это направление делового диалога в БРИКС активизировалось в 2014-2015 гг. и, с точки зрения автора, вполне способно стать дополнительным условием для повышения конкурентоспособности национальных производителей стран-участниц на пространстве БРИКС, а затем и продуцировать синергию коммер-
- 2015-
NATIONAL INTERESTS: priorities and security
ческих выгод и эффектов во внешнеэкономическом секторе.
На саммите в Форталезе Деловым советом БРИКС было предложено сформировать пять рабочих групп по наращиванию торгово-инвес-тиционного сотрудничества в инфраструктуре, в производстве в 10 стратегических секторах (фармацевтике, автомобилестроении, агросекторе и др.), финансовых услугах, энергетике и «зеленой экономике» и развитию профессиональных компетенций. В развитие этих предложений 10 февраля 2015 г. по инициативе российского Агентства стратегических инициатив (АСИ) было решено создать новую рабочую группу по поддержке инвестиций и устранению административных барьеров. Создание условий для развития деловых, инвестиционных и производственных связей между странами БРИКС стало флагманской идеей подготовленного под председательством Бразилии годового отчета Совета — через упрощение порядка выдачи виз, логистику, гармонизацию таможенного законодательства и административных барьеров, технических стандартов и т.д. [12]. Руководители национальных частей Делового совета БРИКС также предлагают перейти к единым подходам при стандартизации и регламентации для предприятий стран-членов и, в конечном итоге, объединить усилия по снижению административных барьеров (в первую очередь в сфере таможенного и налогового администрирования, организации визового режима и применения фитосанитарных норм)17.
Учитывая, что Россия конкурирует со своими партнерами по БРИКС в ограниченном перечне товаров, слабое сходство структуры ее экспорта как основы для обмена различной и более конкурентоспособной продукцией18 (на основе индекса сходства экспорта, ESI)19, во-первых, подтверждает тезис об общей слабости ее текущих экспортных позиций в отношениях с Индией (доля РФ в общем импорте составляет 0,82%)20 и, во-вторых, свидетельствует
17 По материалам Агентства стратегических инициатив (АСИ). URL: http://asi.ru.
18 McMillan MS, Rodrik D. Globalization, Structural Change And Productivity Growth. URL: http://nber.org/papers/w17143.pdf.
19 Рассчитано автором по следующей формуле: S(ab,c) = {е. min[X.(ac),X. (Äc)]}-100, гдеX. — экспорт товаров из страны a в страну c (в нашем случае — группу БРИКС) и экспорт товаров из страны b в страну c (в нашем случае — группу БРИКС).
20 Рассчитано автором для 99 товарных групп номенклатуры
ГС International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.
org/Index.asp.
о взаимодополняемости с КНР (см. рисунок). В 2009-2013 г. вес компонентов атомных станций российского производства в импорте БРИКС варьировался от 4 до 9%, а у КНР от 84 до 90%21.
При этом сближение структур российского и китайского экспорта может быть обусловлено технологическим содержанием в конкурирующей продукции — 77% экспорта России в другие страны БРИКС — это турбореактивные и турбовинтовые двигатели (товарная группа 8411), оборудование для сжижения газа (8419) и вычислительные блоки и устройства (8471). В экспорте КНР у тех же субпозиций 23%, а невыбранный остаток занимают товары из 59 субпозиций комплектующих и оборудования22. К примеру, практически 9 из 10 турбореактивных двигателей в экспорте России в страны БРИКС — для газоперекачивающих агрегатов, а по аналогичной субпозиции Китая поставляются запчасти для газовых турбин и электротехническое оборудование. Другими словами, китайские производители встраивают в стоимостные цепочки БРИКС промежуточные товары. Отсюда и конкуренция между Россией и Китаем в указанной группе НГС на различиях технологичного содержания экспорта. У КНР, в свою очередь, расширение товарных потоков перерастает в их углубление с повышением технологического содержания в русле общемировых процессов перемещения китайских производителей вверх по глобальным стоимостным цепочкам.
Следует отметить, что доля технологических товаров в экспорте Китая в целом по миру растет — его технологическая составляющая в импорте стран АТР уже в 2009 г. достигла 50% [14], в то время как у России эта доля нестабильна. Даже в рамках БРИКС размах роста и падений поставок турбореактивных двигателей достигал 15% (с учетом среднего квадратичного отклонения). Вместе с тем, поскольку речь идет о товарах с контрактным ценообразованием, подобные ценовые вариации могут воспроизводить также логистические и курсовые разницы. В 2013 г., например, 77% российских двигателей было поставлено в КНР и 23% в Индию, 71% газовых турбин и запчастей к ним китайского производства направлялось в Индию, 18% — в Бразилию и 10% в Россию (остаток в ЮАР). Согласно оценкам индийских экономистов,
21 Рассчитано автором по данным International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
22 Рассчитано автором по данным International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
- 2015-
NATIONAL INTERESTS: priorities and security
Международные экономические отношения
International Economic Relations
Индекс сходства экспорта ИСЭ
ТН 26 ТН 27 ТН 29 ТН 72 ТН 84
Примечание. ТН — товарная номенклатура Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС); ТН 26 — продукция горнорудной промышленности; ТН 27 — минеральное топливо; ТН 29 — продукция органической химии; ТН 72 — черные металлы; ТН 84 — реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства. Источник: Составлено автором по данным International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
Сходство структур экспорта стран БРИКС и России в 2010-2013 гг. (ИСЭ), %
транспортные расходы — самые значимые среди объясняющих переменных гравитационной модели взаимной торговли БРИКС (расчеты проводились до 2011 г.) [20].
Для России возможность перемещаться в цепочках создания добавленной стоимости в рамках БРИКС вверх и создавать новые связи и производства может рассматриваться и как платформа для трансферта технологий. Между тем уже сегодня потенциал участия российских компаний в таких образованиях можно оценить по тому, определяют ли российские товары, встроенные в товарные структуры БРИКС, динамику экспорта РФ в целом.
Для России модель экстенсивного роста экспорта подтвердила его интенсивный характер (экстенсивный вклад в рост экспорта у РФ составил 6%) [1], объяснив до 70% вариаций функций экспорта Бразилии, до 50% Индии, Китая и ЮАР [8]. В связи с этим проведем декомпозицию уровней детерминируемых переменных по укрупненным группам — факторам мирового и внутриблокового спроса и условия зональной торговли — до групп товарной номенклатуры ВЭД с тем, чтобы протес-
тировать значимость фактора БРИКС-торговли для наиболее глубоко встроенных во взаимный товарообмен БРИКС российских товаров. Была сделана парная выборка по значениям индекса взаимодополняемости торговли и коэффициента выявленных сравнительных преимуществ (КВСП).
Наибольший прирост экспорта России, обусловленный включением товаров в структуры импорта партнеров на взаимной основе и за счет их сравнительных преимуществ на рынках стран БРИКС, пришелся на группу 27 «Топливо минеральное, нефть и нефтепродукты» с 21,5% ИВТ и КВСП, равным 3,2 пункта. Среди двух товарных групп товаров китайского производства с аналогичными параметрами — то же «Топливо минеральное, нефть и нефтепродукты» с 8,6% ИВТ и малым КВСП (0,86) и «Электрические машины и оборудование» с 7,2% ИВТ и наивысшим КВСП (2,2 п.)23.
Проведенные эконометрические расчеты на основе модели экстенсивного роста экспорта БРИКС хотя и оставляют функцию экспорта мине-
23 Рассчитано автором по данным International Trade Centre Trade Map. URL: http://trademap.org/Index.aspx.
Таблица 3
Коэффициенты регрессий для наиболее встроенных во взаимную торговлю товаров российского и китайского производства
Показатель Россия* Китай
Темпы прироста мирового импорта -0,05708** (0,083053) 2,82857*** (0,406484) 0,00067** (0,007101)
Темпы прироста взаимного импорта стран БРИКС 0,06119** (0,083053) -3,88135*** (0,49922) -0,00476** (0,00584)
Экспорт страны в БРИКС/взаимный экспорт БРИКС 0,07769** (0,091751) 10,6311*** (1,08053) 0,11562** (0,032115)
* С учетом значений коэффициента детерминации (критерия Фишера) значения коэффициентов регрессии считаются нулевы-
** _ г-т _ о Г"
ми; для группы 27; для группы 85. Примечание. В скобках указаны значения стандартных ошибок, расчеты проводились для 2009-2013 гг.
рального топлива России самой слабодетермини-руемой укрупненными группам показателей среди БРИКС (табл. 3), тем не менее, идентифицируют противофазное влияние факторов мирового и БРИКС-генерируемого спроса, а у остальных стран БРИКС — наоборот. По уровню статистической значимости коэффициенты все еще считаются нулевыми (критерий Фишера составляет 0,18, в то время как у Китая точность описания процесса для групп 27 и 85 равна 93 и 99%, а значимость — 0,05 и 0,03 соответственно), однако повышение точности описания экспорта минерального сырья из РФ в отличие от всего экспорта с 6 до 43% указывает на частично экстенсивную природу его роста.
Аналогичные значения для импорта китайских энергоносителей свидетельствуют об уже явной ориентации на внутренние рынки БРИКС в сравнении с рынками третьих стран, а для производителей станков и оборудования — в пользу экспорта в БРИКС (см. табл. 3). При этом отрицательная эластичность по зональному спросу доказывает высокую значимость для Китая условий торговли между БРИКС. Отметим, что декомпозиция до уровня субпозиций указывает на то, что российские компании дополняют импорт БРИКС-импорт стран — участниц группы преимущественно сырой нефтью, а китайские — импорт Индии и ЮАР легкими дистиллятами и продуктами на 17 и 9,8% соответственно24.
Согласно данным Генеральной таможенной администрация КНР, в 2014 г. Китай снизил закупку сырой нефти у своего традиционного партнера — Саудовской Аравии на 7,8%, а у России — увеличил на 4,9%, доведя ее долю на китайском рынке до 11% [13]. В ходе визита Президента РФ В.В.Путина в КНР 21 мая 2013 г. крупнейший поставщик рос-
24 Рассчитано автором по International Trade Market Access Map. URL: http://macmap.org.
сийской нефти в Китай ОАО «Роснефть» подписало с китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) график строительства Тяньзинского НПЗ и контракт на увеличение поставок сырой нефти в объеме 9,1 млн т ежегодно для обеспечения завода сырьем. Это позволит довести ежегодные поставки сырой нефти в Китай до 46 млн т к 2020 г., составив порядка 55 млрд м3 в энергетическом эквиваленте [4]. В октябре 2013 г. ОАО «Роснефть» также подписала меморандум с китайской Sinopec о ежегодных поставках 100 млн т нефти на протяжении 10 лет, начиная с 2014 г. [6].
Таким образом, для экстенсивно растущего экспорта БРИКС внутриблоковый спрос становится фактором расширения и углубления товарных потоков. Первыми встраиваются во взаимные торговые потоки БРИКС высоковостребованные в массовом производстве и относительно дешевые сырьевые товары — российские энергоносители, руды, драгоценные металлы и камни, а затем — комплектующие и оборудование как часть локальных и глобальных стоимостных цепочек. При этом уже сегодня просматриваются специализированные интересы стран группы, и если в сырьевых отраслях они обусловлены преимущественно международной специализацией, то в экспорте готовой продукции довлеет примат технологического содержания. Китайские производители встраивают в стоимостные цепочки БРИКС промежуточные товары, компании из ЮАР — драгоценные камни и металлы, Бразилии — горнорудное и сельскохозяйственное сырье. На сегодняшний день у России имеются широкие возможности для перемещения в цепочках создания добавленной стоимости БРИКС и расширения экспортных рынков в ТЭК — от энергоносителей и комплектующих для энергетического оборудования до компонентов атомных электростанций и их программного обеспечения.
Список литературы
1. Гнидченко А.А. Декомпозиция роста экспорта на экстенсивную и интенсивную составляющие с учетом сравнительных преимуществ // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. № 4(24). С.38-64.
2. Китайцы заинтересовались поставками поездов для магистрали Москва-Казань. URL: http://top.rbc.ru/business/13/10/2014/ 543bd41ecbb20f5138414ced.
3. Крупнейшие вагоностроители Китая объявили о слиянии. URL: http://interfax.ru/world/416421.
4. Нефтегазовые компании — «двигатель изменений» мировой экономики. Петербургский международный экономический форум. URL: http:// rosneft.ru/news/today/24052014.
5. Роснефть и CNPC подписали рамочное соглашение о покупке 10% Ванкорнефти. URL: http:// rosneft.ru/news/pressrelease/09112014.html.
6. Роснефть и Sinopec согласовали Меморандум в отношении заключения экспортного контракта на условиях предоплаты. URL: http://rosneft.ru/news/ pressrelease/221020132.html.
7. Стратегия развития экономического сотрудничества стран БРИКС — 2014 (проект). URL: http:// economy.gov.ru/minec/press/news/doc20131205_23.
8. Хмелевская Н.Г. Приоритеты внешнеторговой политики России в орбите экономического сотрудничества БРИКС. URL: http://ep.ane.ru/pdf/2015-2/khmelevskaya_2_2015.pdf.
9. Хмелевская Н.Г. Валютное партнерство БРИКС: условия создания и инструментарий сближения интересов // Восходящие государства-гиганты БРИКС: роль в мировой политике и стратегии модернизации. М.: МГИМО-Университет, 2012. С. 144-157.
10. Asia's Regional Supply Chain for Rebalancing Growth. Regional Economic Outlook: Asia and Pacific. IMF. URL: http://imf.org/external/pubs/ft/reo/2011/ apd/eng/areo0411.pdf.
11. Bayoumi T., Saito M., Turunen J. Measuring Competitiveness: Trade in Goods or Tasks? // IMF Working Paper. May 2013. № 13/100.
12. BRICS Business Council Annual Report 2013/2014. URL: http://arquivos.portaldaindustria.com. br/app/conteudo_18/2014/07/15/6862/BRICSBusiness CouncilAnnualReportDRAFT6-11JulySignature.pdf.
13. General Administration of Customs People Republic of China . China's Total Value of Imports and Exports by Major Country (Region), 2014. URL: http:// english.customs.gov.cn/newsroom/statisticsdetail/ 1741c27e-7f9e-4ef4-ad4e-204ef49868a1.
14. Changing Patterns of Global Trade. IMF, June 15, 2011. URL: http://imf.org/external/np/pp/ eng/2011/061511.pdf.
15. Economic Outlook and Interim Global Economic Assessment. Tailwinds driving a modest acceleration...but storm clouds on the horizon? OECD, Paris, March 18, 2015. URL: http://oecd.org/eco/ economicoutlook.htm.
16. Global Economic Prospects: Commodity Markets Outlook. World Bank: Washington, DC, July-October 2014. P. 5-7.
17. Hümmels D., Klenow P.J. The Variety and Quality of a Nation's Exports // American Economic Review. 2005. № 95(3). P. 704-723.
18. IMF World Economic Outlook Update: Cross Currents. Washington DC, January 2015. URL: http:// imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/update/01/pdf/0115. pdf.
19. Melitz M.J. The Impact of Trade on Intra-Industry Reallocations and Aggregate Industry Productivity // Econometrica. Econometric Society. November 2003. Vol. 71(6). P. 1695-1725.
20. Mishra A.K., Gadhia J.N., Kubendran N., SahooM. Trade Flows between India and Other BRICS Countries: An Empirical Analysis Using Gravity Model // Global Business Review. 26 February, 2015. Vol. 16. Iss. 1. P. 107-122.
21. The New Growth Path. URL: http://gov.za/ about-government/government-programmes.
National Interests: Priorities and Security International Economic Relations
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
THE BRICS-ORIENTED FOREIGN TRADE INTERESTS OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF A NEW ECONOMIC REALITY
Natal'ya G. KHMELEVSKAYA Abstract
Importance The article focuses on the development of Russia's trade with the BRICS countries, considering its foreign trade interests. The research investigates trade relations of the BRICS in terms of volumes and structure as the relations are significant for the current export position of Russia.
Objectives The objective of the research is to search for milestones and factors of integrating the Russian commodity producers into commodity flows of the BRICS as one of the strategic areas of the new type partnership. Results I evaluate the asymmetry of the BRICS trade flows in terms of structural similarity and complementary nature. As the evaluation shows, proportions of the BRICS cross-country exchange stem from differences in economic parity of the member States, orientation of their export markets and even more important conditions of mutual trade. I demonstrate the Russian import market is complemented with electrical machines and devices from China, power generation equipment from Brazil (as per the Trade Complementarity Index). India imports precious metals and stones from Russia. Whereas the previous calculations, which are preformed using my extensive export model (using the generalized least square method), corroborate intensive growth in the Russian export, I decomposed the model into commodity groups and sub-items.
Conclusions and Relevance I conclude that Russia saw the highest increment in export of mineral fuel, oil and oil products. I assess coefficients of explanatory variables for the mentioned groups of commodities. The conclusions and econometric results refer to the Strategy for developing economic cooperation of the BRICS.
Keywords: asymmetry, mutual trade, volume, structure, BRICS, trade complementarity, similarity, export structure, comparative advantages, model, extensive growth, export
References
1. Gnidchenko A.A. Dekompozitsiya rosta ekspor-ta na ekstensivnuyu i intensivnuyu sostavlyayushchie s
uchetom sravnitel'nykh preimushchestv [Decomposing export growth into extensive and intensive margins with the emphasis on comparative advantages]. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association, 2014, no. 4, pp. 38-64.
2. Kitaitsy zainteresovalis ' postavkami poezdov dlya magistraliMoskva-Kazan' [The Chinese got interested in supplies of trains for the Moscow-Kazan line]. Available at: http://top.rbc.ru/business/13/10/2014/ 543bd41ecbb20f5138414ced. (In Russ.) (accessed 13.10.2014)
3. Krupneishie vagonostroiteli Kitaya ob"yavili o sliyanii [The largest producers of railway carriages in China have announced the merger]. Available at: http:// interfax.ru/world/416421. (In Russ.)
4. Sessiya: Neftegazovye kompanii — 'dvigatel' izmenenii' mirovoi ekonomiki [Session: Oil and gas companies are the main drivers of changes in the global economy]. Available at: http://rosneft.ru/news/to-day/24052014. (In Russ.) (accessed 31.12.2014)
5. Rosneft'i CNPCpodpisali ramochnoe soglashenie opokupke 10% Vankornefti [Rosneft and CNPC signed a framework agreement to buy 10% Vankoroil]. Available at: http://rosneft.ru/news/pressrelease/09112014. html. (In Russ.) (accessed 09.11.2014)
6. Rosneft'i Sinopec soglasovaliMemorandum v otnoshenii zaklyucheniya eksportnogo kontrakta na us-loviyakh predoplaty [Rosneft and Sinopec have agreed on a Memorandum of Understanding for concluding an export contract on the prepayment terms]. Available at: http://rosneft.ru/news/pressrelease/221020132.html. (In Russ.) (accessed 22.10.2013)
7. BRIKS: perspektivy sotrudnichestva i razvitiya [BRICS: prospects for cooperation and development]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/press/news/ doc20131205_23. (In Russ.) (accessed 05.12.2013)
8. Khmelevskaya N.G. Prioritety vneshnetorgovoi politiki Rossii v orbite ekonomicheskogo sotrudnichestva BRIKS [The priorities of Russia's foreign trade policy in the orbit of BRICS economic cooperation]. Available at: http://ep.ane.ru/pdf/2015-2/khmelevskaya_2_2015. pdf. (In Russ.)
9. Khmelevskaya N.G. Valyutnoe partnerstvo BRIKS: usloviya sozdaniya i instrumentarii sblizheniya interesov. Vkn.: Voskhodyashchie gosudarstva-giganty BRIKS: rol' v mirovoi politike i strategii modernizatsii [Monetary partnership creation and conditions: BRICS tools for convergence of interests. In Rising State Giants of BRICS: role in world politics and modernization strategy]. Moscow, MGIMO-University. Publ., 2012, pp. 144-157.
10. Asia's Regional Supply Chain for Rebalancing Growth. Regional Economic Outlook: Asia and Pacific. IMF. Available at: http://imf.org/external/pubs/ ft/reo/2011/apd/eng/areo0411.pdf.
11. Bayoumi T., Saito M., Turunen J. Measuring Competitiveness: Trade in Goods or Tasks? IMF Working Paper, May 2013, no. 13-100.
12. BRICS Business Council Annual Report 2013-2014. Available at: http://arquivos.portaldain-dustria.com.br/app/conteudo_18/2014/07/15/6862/ BRICSBusinessCouncilAnnualReportDRAFT6-11Ju-lySignature.pdf.
13. General Administration of Customs People's Republic of China. China's Total Value of Imports and Exports by Major Country (Region), 2014. Available at: http://english.customs.gov.cn/news -room/statisticsdetail/1741c27e-7f9e-4ef4-ad4e-204ef49868a1.
14. Changing Patterns of Global Trade. IMF Policy Paper, 2011, June 15. Available at: http://imf.org/ex-ternal/np/pp/eng/2011/061511.pdf.
15. Economic Outlook and Interim Global Eco-
nomic Assessment. Tailwinds Driving a Modest Ac-celeration...but Storm Clouds on the Horizon? OECD, Paris, 2015, March 18. Available at: http://oecd.org/ eco/economicoutlook.htm.
16. Global Economic Prospects: Commodity Markets Outlook. World Bank, Washington, DC, July-October 2014, pp. 5-7.
17. Hümmels D., Klenow P.J. The Variety and Quality of a Nation's Exports. American Economic Review, 2005, vol. 95, no. 1, pp. 704-723.
18. IMF World Economic Outlook Update: Cross Currents. Washington DC, January 2015. Available at: http://imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/update/01/ pdf/0115.pdf.
19. Melitz M.J. The Impact of Trade on Intra-Indus-try Reallocations and Aggregate Industry Productivity. Econometrica, 2003, vol. 71, no. 6, pp. 1695-1725.
20. Mishra A.K., Gadhia J.N., Kubendran N., Sa-hoo M. Trade Flows between India and Other BRICS Countries: An Empirical Analysis Using Gravity Model. Global Business Review, 2015, vol. 16, iss. 1, pp.107-122.
21. The New Growth Path. Available at: http://gov. za/about-government/government-programmes.
Natal'ya G. KHMELEVSKAYA
Moscow State Institute of International Relations of Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]